Отв. Под наказанием изгнания и претерпения всяких бедностей. Воп. Хорошо ли сей союз наблюдаем был? Отв. Хорошо со стороны Бога. Воп. Какие сделал Он чудеса, чтоб им достигнуть землю Ханаанскую? Отв. Иссушил Иордан, когда им нужно было перейти чрез него. Воп. А как сохранял народ завет тот? Отв. Весьма худо. Воп. Сколько раз нарушали они оный в пустыне? Отв. Более, нежели десять раз. Воп. Что они сделали по поселении своем в земли обещанной? Отв. Они часто поклонялись идолам вместо Бога. Глава 8. О идолопоклонстве Воп. Не было ли других народов, которые бы кланялись идолам? Отв. Многие, они их сами по своему произволению выдумывали и делали. Воп. Что представляли сии идолы? Отв. Мужчин, женщин и животных, которых они богами и богинями называли. Воп. Как они их почитали? Отв. Они им молились и приносили жертвы. Воп. Отчего произошло такое ослепление? Отв. Оттого, что они позабыли своего Создателя. Воп. Как они Его позабыли? Отв. Они, впадши во всякие беззакония и неистовства не могли, а потому и страшились, об истинном Боге и думать, диавол же имел тогда случай больше их к тому обольщать. Воп. Что произвело идолопоклонство? Отв. Оно ввело их во всякие беззакония. Воп. Как иначе называются идолопоклонники? Отв. Язычниками. Глава 9. О Давиде и Мессии Воп. Какое имели правление израильтяне по входе своем в землю обетованную? Отв. Они имели сперва судей, потом царей. Воп. Кто был первый царь? Отв. Саул. Воп. Кто второй. Отв. Давид. Воп. От которого был он колена? Отв. От колена Иудина. Воп. Где он жил? Отв. В Исрусалиме на горе Сионе. Воп. Куда он приказал принесть кивот завета? Отв. Туда же на гору Сион. Воп. Что обещал ему Бог? Отв. Что его потомки всегда над народом Божиим царствовать будут. Воп. Что еще? Отв. Что от него родится Спаситель Христос. Воп. Что значит сие слово Христос? Отв. Значит помазанный, или посвященный. Глава 10. О разделении самарийском Воп. Кто был наследник Давида? Отв. Сын его Соломон. Воп. Какое имел он правление? Отв. Благополучное и спокойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

86) или долготерпения, к-рая «есть матерь всех благ» (Отв. 13. С. 10/Ep. 13. 25-26); на более совершенном - незлобию и мудрости (κεραιτης, φρνησις - Отв. 235/Ep. 238 и др.). В 152-м ответе В. В. излагает основные вехи на пути к совершенству, указывая на пример Господа, Который «даровал нам 1) смирение… 2) послушание, угашающее все разженные стрелы (Еф 6. 16), чтобы отсекать во всем волю свою перед ближним… 3) дал нам и великую перевязь, стягивающую все члены (μγα μλαγμα τ σφγγον πντα τ μλη) и целящую всякий недуг и всякую язву (Мф 4. 23),- любовь к Нему» (Отв. 152. С. 109/Ep. 61. 83-92). И более пространный, и краткий перечни начинаются смирением и заканчиваются любовью, к-рые составляют начало и конец подвижнической жизни. 1. Смирение - важнейшая добродетель, имеющая особое значение для тех, кто отрекся от мира. «Оставь свою волю позади себя, смиряйся в течение всей жизни (по др. чтению, «во всем» - ν πσι.- Авт.), и спасешься» (Отв. 61. С. 49/Ep. 126. 37-38). В «Ответах» неоднократно повторяется мысль о связи смирения со спасением: «Без труда и смирения невозможно спастись» (Отв. 237. С. 181/Ep. 240. 72-73. Ср.: Отв. 229. С. 171), а в толковании к 62-му ответу говорится даже об их тождестве: «Смирение есть сокращенное спасение» (С. 51). Смирение - сильнейшее орудие в борьбе с нападениями бесов и страстями, к-рые сгорают от него, «как от огня» (Отв. 244. С. 184); приобретший смирение близок к непадательному состоянию: «...смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть?» (Отв. 161. С. 121/Ep. 70. 44-45). «Смирение не падает, но от падения воздвигает тех, которые имеют его» (Отв. 253. С. 191/Ep. 256. 52-53). 2. Послушание теснейшим образом связано со смирением: «Бог дал два дарования людям … смирение и послушание» (Отв. 550. С. 351/Ep. 553. 4-9). С одной стороны, послушание является результатом смирения: «…если не смиришься, то не послушаешь» (Отв. 228. С. 171/Ep. 231. 18-19), c др., приводит к нему: «Будь покорен, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ep. 239. 37-39). Добродетели послушания (πακο) очень близко подчинение ποταγ, к-рое также переводится как «повиновение» или «покорность» (Отв. 239/Ep. 242. 10; Отв. 244/Ep. 247. 8. Отв. 376. С. 255/Ep. 379. 16; ср.: подвижник должен «повиноваться во всем» (Отв. 224. C. 168/Ep. 227. 16). По предположению Нея, учение В. В. о «повиновении», ранее не разработанное в греч. аскетике, сложилось под влиянием сохранившегося на копт. языке Слова аввы Исайи «О повиновении» (ср.: Guillaumont A. L " asceticon copte d " abba Isaïe. Caire, 1956. P. 56; Neyt. 2000. P. 53. Примеч. 2).

http://pravenc.ru/text/376982.html

В. болящего инока Андрея. Во всех моментах своей жизни должно руководствоваться «мерой воздержания» (τ μτρον τς γκρατεας - Отв. 81/Ep. 155. 11). Два из лейтмотивов «Ответов» - крайнее опасение телесного покоя и уверенность в необходимости скорбей и испытаний. «[Спасение] требует многих потов, труда и понуждения». «…Не расслабляйся, угождая своему телу, иначе оно низложит тебя»,- писал В. В. (Отв. 236. С. 179/Ep. 239. 46-48); «всякий телесный покой мерзок Богу нашему» (Отв. 132. С. 92/Ep. 191. 8-9. Ср.: Alph. Poemen. 38. P. 332. 27-28). Труды и скорби нужно избрать добровольно («отцы наши избирали себе скорби, не стыдно ли нам искать во всем покоя?» - Отв. 189. С. 144/Ep. 98. 23-25), без страха и сомнения, зная, что «Бог ни от кого не требует ничего сверх силы» (οκ παιτε Θες τινα πρ τν δναμιν - Отв. 169. С. 128/Ep. 78. 19). В призыве о необходимости претерпеть искушения звучат христ. радость и надежда, по словам В. В., «не бойся искушений, но возрадуйся в них, потому что они ведут тебя к преуспеянию» (Отв. 493. С. 321/Ep. 496. 21-22). В «Ответах» лаконично выражена мысль, близкая к общеизвестному утверждению, что «подвижничество - второе мученичество»: «Без мучений никто не бывает мучеником» (νευ βασνων μρτυς ο γνεται - Отв. 253. С. 191/Ep. 256. 62). Тот, кто исполнит один из основных законов духовной жизни: «желающим спастись предстоят скорби» (πρκεινται α θλψεις τος θλουσιν σωθναι - Отв. 187. С. 140/Ep. 96. 14-15), сможет достичь настоящего покоя, не зависящего ни от каких внешних обстоятельств («Если ты хочешь обрести совершенный покой, познай, что претерпел Господь, и ты претерпи». Отв. 79. С. 60/Ep. 150. 9-10; ср.: Отв. 109. С. 77). Награда за перенесение скорбей - жизнь вечная (Отв. 23. С. 18/Ep. 23. 11 sqq.). Откровение и различение помыслов Одна из самых ключевых тем «Ответов» - борьба с помыслами вплоть до полной победы над ними (Отв. 245. С. 186). Она осуществляется через их откровение духовно опытному старцу, к к-рому вопрошающий «имеет веру как Богу» и знает, что только он сможет «понести помыслы» (βαστξαι λογισμος), вопрошать же о них другого - «есть дело неверия и пытливости» (Отв. 358. С. 245/Ep. 361. 6-8). Иногда В. В., по своему глубочайшему смирению, сам открывает свое внутреннее состояние вопрошающему, испрашивает у него прощения и просит его св. молитв, чем достигается особо тесное единение между учителем и учеником (Отв. 158. С. 117; Отв. 165. С. 125).

http://pravenc.ru/text/376982.html

13. С. 10/Ер. 13. 25–26); на более совершенном – незлобию и мудрости (κεραιτης, φρνησις – Отв. 235/Ер. 238 и др.). В 152-м ответе В.В. излагает основные вехи на пути к совершенству, указывая на пример Господа, Который «даровал нам 1) смирение... 2) послушание, угашающее все разженные стрелы ( Еф. 6:16 ), чтобы отсекать во всем волю свою перед ближним... 3) дал нам и великую перевязь, стягивающую все члены (μγα μλαγμα τ σφγγον πντα τ μλη) и целящую всякий недуг и всякую язву ( Мф. 4:23 ), – любовь к Нему» (Отв. 152. С. 109/Ер. 61. 83–92). И более пространный, и краткий перечни начинаются смирением и заканчиваются любовью, к-рые составляют начало и конец подвижнической жизни. 1. Смирение – важнейшая добродетель, имеющая особое значение для тех, кто отрекся от мира. «Оставь свою волю позади себя, смиряйся в течение всей жизни (по др. чтению, «во всем» – ν πσι. – Авт.), и спасешься» (Отв. 61. С. 49/Ер. 126. 37–38). В «Ответах» неоднократно повторяется мысль о связи смирения со спасением: «Без труда и смирения невозможно спастись» (Отв. 237. С. 181/Ер. 240. 72–73. Ср.: Отв. 229. С. 171), а в толковании к 62-му ответу говорится даже об их тождестве: «Смирение есть сокращенное спасение» (С. 51). Смирение – сильнейшее орудие в борьбе с нападениями бесов и страстями, к-рые сгорают от него, «как от огня» (Отв. 244. С. 184); приобретший смирение близок к непадательному состоянию: «...смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть?» (Отв. 161. С. 121/Ер. 70. 44–45). «Смирение не падает, но от падения воздвигает тех, которые имеют его» (Отв. 253. С. 191/Ер. 256. 52–53). 2. Послушание теснейшим образом связано со смирением: «Бог дал два дарования людям ... смирение и послушание» (Отв. 550. С. 351/Ер. 553. 4–9). С одной стороны, послушание является результатом смирения: «...если не смиришься, то не послушаешь» (Отв. 228. С. 171/Ер. 231. 18–19), с др., приводит к нему: «Будь покорен, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ер. 239. 37–39). Добродетели послушания (πακο) очень близко подчинение ποταγ, к-рое также переводится как «повиновение» или «покорность» (Отв. 239/Ер. 242. 10; Отв. 244/Ер. 247. 8. Отв. 376. С. 255/Ер. 379. 16; ср.: подвижник должен «повиноваться во всем» (Отв. 224. С. 168/Ер. 227. 16). По предположению Нея, учение В.В. о «повиновении», ранее не разработанное в греч. аскетике, сложилось под влиянием сохранившегося на копт. языке Слова аввы Исайи «О повиновении» (ср.: Guillaumont A. L’asceticon copte d’abba Isaïe. 1956. Ρ. 56; Neyt. 2000. Ρ. 53. Примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2005. 263 с. Отв. редактор. Этическая мысль. Вып. 5. М.: ИФ РАН, 2004. 201 с. Отв. редактор. История этических учений: Учебник. М.: Гардарики, 2003. 911 с. Отв. редактор. Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН, 2003. 205 с. Отв. редактор. Философия ненасилия Л.Н. Толстого: точки зрения. Коллективная монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2002. 245 с. Член редколлегии. Проблемы этики: Сборник программ спецкурсов для студентов. М.: МАКС Пресс, 2002. Автор и редактор. Этическая мысль. Вып. 3. М.: ИФ РАН, 2002. 237 с. Отв. редактор. Этическая мысль. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2001. 231 с. Отв. редактор. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. Отв. редактор (совместно с Р.Г.Апресяном). Новая философская энциклопедия: В 4-х т./Под ред. В.С. Степина, А.П. Огурцова, Г.Ю. Семигина и др. М.: Мысль, 2000–2001. Член редколлегии. Кант И . Лекции по этике: Пер. с нем. М.: Республика, 2000. 431 с. Общ. ред., составление и вступит. статья. Этическая мысль. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2000. 215 с. Отв. редактор. Этика: Учебник для философских факультетов. М.: Гардарики, 1999. 493 с. Автор и отв. редактор (совместно с Е.Л. Дубко). 2-е изд. М.: Гардарики, 2004, 2006. Свободное слово: интеллектуальная хроника десятилетия, 1985–1995. М.: Школа культурной политики, 1996. 527 с. Редактор-составитель. Мораль и рациональность. Сборник статей/Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: ИФ РАН, 1995. 197 с. Член редколлегии. Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования/Отв. ред. В.А. Кругликов. М.: ИФ РАН, 1995. 242 с. Член редколлегии. Ненасилие: философия, этика, политика. М.: Наука, 1993. 188 с. Отв. редактор. Швейцер А . Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 573 с. Сост., общ. ред., послесловие. Шопенгауэр А . Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. 448 с. Общ. редакция, сост. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Республика, 1992. 446 с. Отв. редактор. Михеева И.Н . Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект.

http://bogoslov.ru/person/439383

«[Спасение] требует многих потов, труда и понуждения». «...Не расслабляйся, угождая своему телу, иначе оно низложит тебя»,- писал В. В. (Отв. 236. С. 179/Ep. 239. 46-48); «всякий телесный покой мерзок Богу нашему» (Отв. 132. С. 92/Ep. 191. 8-9. Ср.: Alph. Poemen. 38. P. 332. 27-28). Труды и скорби нужно избрать добровольно («отцы наши избирали себе скорби, не стыдно ли нам искать во всем покоя?» - Отв. 189. С. 144/Ep. 98. 23-25), без страха и сомнения, зная, что «Бог не от кого не требует ничего сверх силы» (?). В призыве о необходимости претерпеть искушения звучат христ. радость и надежда, по словам В. В., «не бойся искушений, но возрадуйся в них, потому что они ведут тебя к преуспеянию» (Отв. 493. С. 321/Ep. 496. 21-22). В «Ответах» лаконично выражена мысль, близкая к общеизвестному утверждению «подвижничество - второе мученичество»: «Без мучений никто не бывает мучеником» (?). Тот, кто исполнит один из основных законов духовной жизни: «желающим спастись предстоят скорби (?), сможет достичь настоящего покоя, не зависящего ни от каких внешних обстоятельств («Если ты хочешь обрести совершенный покой, познай, что претерпел Господь, и ты претерпи». Отв. 79. С. 60/Ep. 150. 9-10; ср.: Отв. 109. С. 77). Награда за перенесение скорбей - жизнь вечная (Отв. 23. С. 18/Ep. 23. 11 sqq.).  Откровение и различение помыслов. Одна из самых ключевых тем «Ответов» - борьба с помыслами вплоть до полной победы над ними (Отв. 245. С. 186). Она осуществляется через их откровение духовно опытному старцу, к к-рому вопрошающий «имеет веру как Богу» и знает, что только он сможет «понести помыслы» (?), вопрошать же о них другого - «есть дело неверия и пытливости» (Отв. 358. С. 245/Ep. 361. 6-8). Иногда В. В., по своему глубочайшему смирению, сам открывает свое внутреннее состояние вопрошающему, испрашивает у него прощения и просит его св. молитв, чем достигается особо тесное единение между учителем и учеником (Отв. 158. С. 117; Отв. 165. С. 125). Вопрошать нужно «не о всех помыслах, ибо иные мимолетны, но о тех, к-рые долго остаются в человеке и борют его» (Отв.

http://sedmitza.ru/text/568537.html

Священник: Господи! умилосердись над нами. Свящ. Kyrie eleison. Отче наш… (до конца). Pater noster (до слов): Et ne nos inducas in tentationem. Ответ: Аминь. Отв. Sed libera nos a malo. Свящ. О Боже! сделай раба Твоего здравым. Свящ. Salvum fac servum tuum. Отв. Ибо он возлагает надежду на Тебя. Отв. Deus meus sperantem in te. Свящ. Пошли ему помощь Твою, о Господи, от святилища Твоего. Свящ. Mitte ei, Domine, auxilium de sancto. Отв. И от (небесного) Сиона защити его. Отв. Et de Sion tuere eum. Свящ. О Господи! будь ему твёрдым градом (защиты). Свящ. Esto ei Domine turris fortitudinis. Отв. Против врага. Отв. A facie inimici. Свящ. Nihil proficiat in eo inimicus. Отв. Et filius iniquitatis non apponat nocere ei. Свящ. Господи, услышь молитву мою, Свящ. Domine exaudi orationem meam. Отв. И вопль мой пусть дойдёт до Тебя. Отв. Et clamor meus ad te veniat. Свящ. Господь да будет с вами. Свящ. Dominus vobiscum. Отв. И со духом твоим. Отв. Et cum spiritu tuo. Священник: Oremus. (читает молитву: Domine Deus, qui per Apostolum tuum Iacobum locutus es…, которая у старокатоликов возглашается пред началом таинства). Oremus! Свящ. Помолимся! О Господи, призри с милосердием на сего раба Твоего, стенающего от тяжких, телесных страданий, и укрепи душу его, которую Ты создал, чтобы он, освободившись от болезни своей, воздал славу тебе, как Спасителю своему. Чрез Христа Господа нашего. Аминь. Respice, quaesumus Domine, famulum tuum N., in infirmitate sui corporis fatiscentem, et animam refove, quam creasti: ut castigationibus emendates, se tua sentiat medicina salvatum. Per Christum Dominum nostrum. Amen.Oremus! Всемогущий Отче, вечный Боже, поражающий и исцеляющий, посылающий болезнь и выздоровление, услышь нашу с верою приносимую молитву и снова восстанови сего болящего, чтобы он, воздвигнутый Тобою, возвратился к Твоим [служителям] и Твоей церкви и ещё долго был здравым. Чрез Христа Господа нашего. Аминь. Domine sancta, Pater omnipotens, aeterne Deus, qui benedictionis tuae gratiam aegris infundendo corporibus, facturam tuam multiplici pietate ad invocationem nominis tui benignus assistes, ut famulum tuum ab aegritudine liberatum, et sanitate donatum, dextera tua erigas, virtute confirmes, potestate tuearis, atque Ecclesiae tuae sanctae, cum omni desiderata prosperitate, restituas. Per Christum Dominum nostrum. Amen.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

559. С. 355) и др.: «Брань сию (блуд) упраздняет непрестанная молитва с плачем» (εχ διλειπτος μετ κλαυθμο - Отв. 255. С. 194/Ep. 258. 40); «приобрети плач, чтобы он удалил от тебя свободу в обращении» (Отв. 253. С. 191/Ep. 256. 45-46). Самыми главными средствами борьбы со страстями остаются христ. добродетели, как, напр., смирение, к-рое «искореняет всякую гордыню» (Отв. 152. С. 109/Ep. 61. 84), и др. (Отв. 177. С. 132). При этом В. В. постарался изложить общеизвестные истины в поэтической форме: «Ита - игумен. А игумен - путеводитель. Он ведет тебя к свету (τ φς), не ищи тьмы (τ σκτος). Ведет тебя к правоте (τν εθτητα), не ищи лжи (τ ψεδος). Ведет тебя к истине (τν λθειαν), не уклонись в прелесть (τν πλνην). Ведет тебя к миру (τν ερνην), не ищи сражения (τν μχην). Ведет тебя к радости (τν χαρν), не стремись к печали (λπην). Ведет тебя к смирению (ταπενωσιν), не приди к гордости (περηφαναν). Ведет тебя к правде (δικαιοσνην), не ищи беззакония (νομαν). Ведет тебя к перенесению поношений и бесчестия, направленных против тебя (βρεις κατ ατν κα τιμας), не ищи похвал и тщеславия (παινον κα κενοδοξαν). Ведет тебя к злостраданию (κακοπθειαν), не ищи упокоения (νπαυσιν). Ведет тебя одесную, не становись ошую. Ведет тебя к жизни вечной, не ищи вечного наказания в геенне неугасающего огня» (Ep. 137b. 23-34). Основные монашеские добродетели По толкованию В. В., «Господь повелел заботиться лишь об одной ризе, т. е. об одеянии добродетелей» (Отв. 238. С. 182/Ep. 241. 44-46). Согласно перечню добродетелей, предложенному им, инок должен приобрести «смирение, опаляющее демонов, послушание, вводящее Сына Божия в храмину человека, веру, спасающую человека, надежду, не посрамляющую (ср.: Рим 5. 5), любовь, не позволяющую отпасть от Бога» (Отв. 226. С. 169/Ep. 229. 29-33; ср.: Отв. 224. С. 168/Ep. 227. 28; Отв. 228/Ep. 231. 16). На начальном этапе подвижничества важное место отводится также добродетели терпения (Отв. 26. С. 21; Отв. 120. С.

http://pravenc.ru/text/376982.html

253. С. 191/Ep. 256. 45-46). Самыми главными средствами борьбы со страстями остаются христ. добродетели, как, напр., смирение, к-рое «искореняет всякую гордыню» (Отв. 152. С. 109/Ep. 61. 84), и др. (Отв. 177. С. 132). При этом В. В. постарался изложить общеизвестные истины в поэтической форме: «Ита - игумен. А игумен - путеводитель. Он ведет тебя к свету (?), не ищи тьмы (?). Ведет тебя к правоте (?), не ищи лжи (?). Ведет тебя к истине (?), не уклонись в прелесть (?). Ведет тебя к миру (?), не ищи сражения (?). Ведет тебя к радости (?), не стремись к печали (?). Ведет тебя к смирению (?), не приди к гордости (?). Ведет тебя к правде (?), не ищи беззакония (?). Ведет тебя к перенесению поношений и бесчестия, направленных против тебя (?), не ищи похвал и тщеславия (?). Ведет тебя к злостраданию (?), не ищи упокоения (?). Ведет тебя одесную, не становись ошую. Ведет тебя к жизни вечной, не ищи вечного наказания в геенне неугасающего огня» (Ep. 137b. 23-34). Основные монашеские добродетели. По толкованию В. В., «Господь повелел заботиться лишь об одной ризе, т. е. об одеянии добродетелей» (Отв. 238. С. 182/Ep. 241. 44-46). Согласно перечню добродетелей, предложенному им, инок должен приобрести «смирение, опаляющее демонов, послушание, вводящее Сына Божия в храмину человека, веру, спасающую человека, надежду, не посрамляющую (ср.: Рим 5. 5), любовь, не позволяющую отпасть от Бога» (Отв. 226. С. 169/Ep. 229. 29-33; ср.: Отв. 224. С. 168/Ep. 227. 28; Отв. 228/Ep. 231. 16). На начальном этапе подвижничества важное место отводится также добродетели терпения (Отв. 26. С. 21; Отв. 120. С. 86) или долготерпения, к-рое «есть матерь всех благ» (Отв. 13. С. 10/Ep. 13. 25-26); на более совершенном - незлобию и мудрости frTnhsij - Отв. 235/Ep. 238 и др.). В 152-м ответе В. В. излагает основные вехи на пути к совершенству, указывая на пример Господа, Который «даровал нам 1) смирение... 2) послушание, угашающее все ражженные стрелы (Ефес 6. 16), чтобы отсекать во всем волю свою перед ближним...

http://sedmitza.ru/text/568537.html

Отв. Omne delectamentum in se habentem (Alleluja). Свящ. Господи, услышь молитву мою. Свящ. Domine exaudi orationem meam. Отв. И вопль мой к Тебе да приидет. Отв. Et clamor meus ad te veniat. Свящ. Господь да будет с вами. Свящ. Dominus vobiscum. Отв. И со духом твоим. Отв. Et cum spiritu tuo. Свящ. Помолимся! О Боже, даровавший нам в чудесном таинстве воспоминание о Твоём страдании, мы просим Тебя: подай нам святые тайны Твоего тела и крови почитать так, чтобы мы непрестанно ощущали в себе плод Твоего искупления, – Ты, Который вместе со Отцем и Святым Духом живёшь и царствуешь, как истинный (gleicher) Бог , во веки. Свящ. Oremus! Deus, qui sub sacramento mirabili passionis tuae memoriam reliquisti; tribue, quaesumus, ita nos corporis et sanguinis tui sacra misteria venerari, ut redemtionis tuae fructum jugiter in nobis sentiamus: Qui vivis et regnas cum Deo Patre in unitate Spiritus sancti Deus, per omnia saecula saeculorum. Отв. Аминь. Отв. Amen. (Поставив ковчежец в его постоянное помещение за престолом (Tabernakel), или дарохранительницу, священник благословляет рукою [присутствующих] со словами) Благословение Всемогущего Бога, Отца, Сына † и Святого Духа да снизойдёт на вас и да пребудет всегда с вами. (Тщательно очистив сосуды и покровы и омыв руки, священник или сам, или совместно с причастниками потребляет вино омовения; остатки гостии прячет в дарохранительницу и преподаёт благословение причастникам): Benedictio Dei omnipotentis Patris † et Filii et Spiritus Sancti descendat super vos, et maneat semper. Отв. Аминь. Отв. Amen. По изложенному чину причащение мирян совершается в том случае, когда его нужно совершить не во время литургии-мессы, т. е. заранее освящёнными гостиями, или опресноками 51 . Если же оно совершается во время её, то из представленного чина исключаются последние молитвословия и благословение; у старокатоликов священник после причащения мирян продолжает мессу, причащаясь от св. чаши (см. выше чин литургии-мессы). У римских католиков причащение мирян совершается после причащения священнослужителя от св. чаши и сопровождается обычными возгласами и священнодействиями 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010