Вопр. Как же вообще определить наши отношения к уставам церковным? Отв. Как любящая мать, Св. Церковь в своих уставах сохраняет нас от грязи греховной. Потому для спасения своей души всем уставам Церкви мы обязаны подчиняться беспрекословно. Ибо Спаситель сказал: «если кто Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Вопр. О каких уставах церковных нам следует говорить отдельно? Отв. Собственно все уставы церковные так важны, что о них надо бы рассуждать в отдельности; но, для сокращения речи, мы будем говорить только о тех, которые теперь особенно ложно истолковываются сектантами. Таковы уставы церковные о святых постах, о крестном знамении, о крестных ходах по домам и полям, об освящении колодцев и сюда же отнесем обычай путешествий к св. местам. § 1. О святых постах Вопр. В чем состоит истинный пост? Отв. Истинный пост от нас требует, чтобы мы оберегались дурных дел, усердно помышляли о правде и добре ( Ис.58:6 и 7), и воздерживали бы плоть свою от греховных удовольствий и вкусных яств. Вопр. Откуда видно, что спасительный пост состоит, между прочим, в воздержании от вкусной пищи? Отв. Это видно из слов пр. Даниила: «я был в сетовании... Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан.10:3 ). Вопр. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? Отв. Для того, чтобы в поведении христиан было единодушие, как написано: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). Кроме того, если бы одни братья постились, а другие ликовали телесно, – это вносило бы в жизнь соблазн. А Павел Апостол сказал: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век» ( 1Кор.8:13 ). Вопр. Почему православные христиане постятся в среду и пятницу? Отв. В среду решено было Иудой предать Христа, а в пятницу Господь был распят. В эти дни, «когда отнялся от нас Жених» ( Мк.2:20 ), мы и постимся. § 2. О крестном знамении Вопр. Для чего православные христиане осеняют себя крестным знамением? Отв. Тем самым они наружно исповедуют веру в Распятого Господа, прославляя Его «в телах своих» ( 1Кор.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Откуда заимствовали православные священнослужители обычай покрывать, во время богослужения, свои головы митрами, камилавками и скуфьями? Отв. Основание для такого обычая показано в Откровении. Там праведники, служа Богу, то надевают, то снимают с голов своих венцы ( Откр.4:4, 10 ). И в древности священники Господни носили на головах особые покрывала ( Исх.39:28 ). § 6. О браке Вопр. Как учат о браке Святые Апостолы? Отв. Брак есть таинство. В нем муж и жена входят в теснейшее единение между собою, на подобие единения Христа с Церковью ( Еф.5:31, 32 ). И как Христа с Церковью соединяет любовь, так мужья должны жалеть и любить своих жен ( Еф.5:25, 28 ). Вопр. Откуда видно, что брак должен сопровождаться благословением Церкви? Отв. Христианский брак между мужем и женой может быть заключаем только «в Господе» ( 1Кор.7:39 ). Брак есть тайна ( Еф.5:32 ). А христианам «тайны» их жизни «в Господе» строят только «предстоятели» церковные ( 1Кор.4:1 ). Вопр. На каком основании брачущимся надевают венцы на головы и кольца на пальцы? Отв. Такие обычаи взяты из Святой Библии. У Пр. Исаии читаем: «Господь облек меня в ризы спасения... как на жениха возложил венец» ( Ис.61:10 ср. Иез.16:12 ). В Песне Песней невеста говорит жениху: «положи меня... как перстень на руку» ( Песн.8:6 ). § 7. О елеосвящении Вопр. Какую благодать ниспосылает Бог людям в Елеосвящении? Отв. В Елеосвящении больным христианам Бог подает благодать, врачующую их телесные и душевные немощи. Вопр. По чьей заповеди совершается в Церкви это таинство? Отв. Оно совершается над больными, во-первых, по приказу Христа, Который недужных людей велел мазать маслом ( Мк.6:13 ). Во-вторых, о таинстве Елеосвящения находим ясную заповедь у Ап. Иакова: «болен-ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши ею елеем во Имя Господне»... ( Иак.5:14 ). Вопр. Кто должен совершать это таинство? Отв. Это таинство, по словам Ап. Иакова, должны совершать пресвитеры. И Православная Церковь учит, что, если есть возможность, при Елеосвящении должны быть семь священников. – Только по нужде она разрешает совершать это таинство одному священнику, обязывая его, мазать больного семь раз, как бы от лица семи пресвитеров. Глава шестая. О рукотворенной святыне

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. В каком отношении особенно полезна для нас устная исповедь пред пастырями Церкви? Отв. Такая исповедь заставляет нас строже и беспристрастнее посмотреть на соделанные нами грехи. Она возбуждает в нас стыд за порочные поступки и отвращение к ним. Кроме того, устная исповедь помогает священникам воспитательнее обращаться с нами. На исповедь мы являемся пред Богом, как больные и недужные люди. Бог врачует нас через священников. Следовательно, им необходимо отчетливо знать, чем и почему мы болеем. Только в таком случае наше духовное лечение может быть успешным. § 5. О священстве Вопр. Что есть Священство Христово? Отв. Священство Христово есть таинство, в котором Дух Св. правильно избранным братиям подает, через святительское рукоположение, особые благодатные дары или силу совершать в Церкви спасительные тайны веры и пасти стадо Христово ( 1Кор.4:1 ; Деян.20:28 ). Вопр. Установлено-ли Господом в Новом Завете священство? Отв. Установлено. Ап. Павел пишет Тимофею: «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). Сам Господь назван «священником по чину Мелхиседека» ( Евр.7:17 ). У Него есть «священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). Вопр. Как ново-заветные священники обязаны проходить свое служение? Отв. Священники Христовы, сами подвизаясь в добродетелях ( 1Тим.3:1–12 и парал.), должны руководить верующими христианами в духе кротости и любви ( 1Пет.5:1–3 ), согласно с «образцом здравого учения» ( 2Тим.1:13 ), и с охотою, непринужденно совершать для них спасительные тайны веры ( 1Кор.4:1 ). Вопр. Различается-ли взаимно священство Христово? Отв. Оно различается по степеням священнослужения ( 1Тим.3:13 ). В о и р. Какия степени священства учреждены Господом? Отв. Три степени: епископов, как ближайших преемников апостольских, пресвитеров и диаконов ( Деян.20:17 ; 1Тим.3 ). Вопр. Без указанных трех степеней священства может-ли существовать Церковь Христова на земле? Отв. Не может, как человеческое тело не может обойтись без головы или без шеи (ср. 1Кор.12:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Отв. Церковь Христова есть собрание верующих христиан ( 1Кор.11:18 ). Это собрание непоколебимо содержит все Евангельския заповеди. Управляется оно от Господа поставленными епископами, пресвитерами и диаконами, и освящается особыми благодатными действиями – таинствами церковными ( Мф.16:18 ; Деян.2:46, 47 и др.). Вопр. Всякое ли христианское собрание или общество верующих может называться Церковью ? Отв. Нет. Это священное имя приложимо только к такому христианскому обществу, у которого есть правильно поставленные еписконы, пресвитеры и диаконы ( 1Тим.3:1–9 ; Деян.20:17 и др.). Вопр. Каких епископов и пресвитеров нужно назвать правильными, истинными преемниками Апостолов? Отв. Тех, которые начало своего поставления в священные должности ведут от Апостолов. Вопр. Чему можно уподобить родословную епископов? Отв. Ее можно уподобить родословной Христа. Как Спасителя по плоти Евангелисты производят от Адама, так и мы своих епископов должны вести от Апостолов. Вопр. Можно ли возвести родословную епископов до Апостолов? Отв. Непременно должно. Сказание о всех преемниках Апостольских сохранено Церковной историей. Этой истории, как истинному свидетельству человеческому ( 1Ин.5:9 ), нужно верить. Церковь Христова есть надежная хранительница всякой истины ( 1Тим.3:15 ). Вопр. Как иначе называем мы епископов и пресвитеров церковных? Отв. Духовными пастырями, отцами, наставниками и учителями. Вопр. На каком основании прилагаем мы к ним эти названия? Отв. На основании Слова Божия. Господь в Евангелии именуется нашим Пастырем и Учителем ( Ин.10:11 ; Мф.23:8 ). Но Он в Церкви, для управления верующими, Сам поставил пастырей, отцов и наставников. – Так свидетельствуют Св. Апостолы. «Пастырей ваших, умоляю я сопастырь...» говорит Ап. Петр ( 1Пет.5:1 ). «У вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов», – разумеется, духовных, – поучает Ап. Павел ( 1Кор.4:15 ). В другом месте тот-же Ап. пишет: «поминайте наставников ваших...» ( Евр.13:7 ). На этом основании Св. Церковь своих епископов и пресвитеров справедливо именует отцами, пастырями и учителями-наставниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

При этом Проспер, так же как и Августин, ссылается на неисповедимые суды Божии: “Когда одни погибают, несомненно, они погибают по своим заслугам, но если бы Бог захотел, то мог бы их освободить по Своему милосердию. И когда некоторые освобождаются, нельзя сказать, что они достойны освобождения, ведь если бы Бог захотел, то по Своей справедливости мог бы их осудить. Однако нет необходимости задаваться вопросом и невозможно узнать, почему Он освобождает не всех, или почему одних, а не других” (Отв. Ген., 8,4,6; Руфин, XIII.14). Для более удовлетворительного решения этого вопроса Проспер обращается к учению о Божественном предопределении, которое также подверглось критике со стороны галльских монахов. 1.3.Божественное предопределение. Как и Августин, Проспер полагает, что спасительная благодать Христова была уготована и предопределена на предвечном Совете Божием прежде создания мира, другими словами, что существует вечное Божественное предопределение ко спасению (Отв. Галл., I.1; II.8). Он отвергает мнение, которого придерживался сам Августин до 396 г., но затем также отверг, что предопределение к вечной жизни осуществляется Богом на основании предведения веры тех людей, которые поверят Богу по своему свободному произволению. Так же как и Августин, Проспер утверждает, что Бог предвидел тех, кому Он Сам даст, чтобы они поверили и не погибли, то есть Он предвидел Свои собственные благодеяния, которыми Он нас удостоит освобождения; так что “предопределение святых” есть “предведение и предуготовление благодати Божией, благодаря которой [люди] обретают истинную свободу” (Отв. Ген., 8; ср. Augustinus. Dedonopersev., XIV.35). Однако впоследствии, в трактатах 432–434 гг., Проспер пошел на уступки и смягчил крайности этого августиновского учения 17 . Так, критикам Августина, полагавшим, что его учение о Божественном предопределении делает Бога виновником гибели множества людей, Проспер возражает тем, что Божественное предопределение никоим образом не может сделать людей беззаконными или стать причиной чьего-либо греха (Отв. Галл., I.1; I.6). Бог есть Творец всех людей, но никто не сотворен Им для того, чтобы погибнуть, ведь одно есть причина рождения, а другое — гибели: то, чтобы люди рождались — это благодеяние Творца, а то, чтобы они погибли — это заслуга первого преступника, Адама (Отв. Викент., 3). Те, кто спасается, потому спасены, что Бог захотел, чтобы они спаслись, а те, кто погибает, потому погибнут, что сами заслужили погибнуть (Отв. Галл., II.8). Поэтому Бог восстановит во многих то, что он Сам создал, и покарает во многих то, чего Сам не сотворил (Отв. Викент., 3).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Вопр. Кого заповедал крестить Христос? Отв. Всех приходящих к Нему ( Ин.6:37 ). Вопр. Кто же приходит к Господу? Отв. Во первых – те, которые веруют в Евангелие ( Мк.16:16 ); потом – их дети ( Мк.10:14 ). Вопр. Откуда следует, что и малолетних детей-младенцев нужно крестить? Отв. Крестить их необходимо потому, что Господь призывает младенцев к Себе ( Лк.18:15 ). Без «духовного же возрождения» или крещения они не могут войти в Царство Христово – Божие ( Ин.3:5 ). Во-вторых, крещение заменило собою обрезание, как учит св. Апостол ( Кол.2:11, 12 ). В Ветхом же Завете обрезывали младенцев. В третьих, Ап. Павел называет христианских детей «святыми» ( 1Кор.7:14 ). А без крещения в Новом Завете никакие люди не называются «святыми». Таким образом несомненно, что христианских младенцев необходимо крестить, – как крестили их от самых времен апостольских, о чем в 5 веке по Р. Хр. засвидетельствовали отцы Карфагенского Собора. Вопр. Как же можно крестить младенцев, когда они не имеют личной веры? Отв. Так, как можно было в древности их обрезывать при вступлении в завет с Богом ( Быт.17:10–14 ). Младенцы имеют живую душу, способную принимать дары Св. Духа ( Лк.1:44 ). Исповедание же веры произносят за них «приносящие» ( Мк.10:14 ). § 2. О миропомазании Вопр. Какие дары Духа Св. подаются христианам в Миропомазании? Отв. В Миропомазании верующие получают силу Духа Святого, помогающую им исполнять Заповеди Евангельския и возрастать в духовной жизни. Вопр. Где в Слове Божиеме об этом сказано? Отв. Ап. Павел пишет: «Утверждающий нас с вами во Христе и Помазавший есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21, 22 ). Ап. Иоанн говорит христианам: «вы имеете помазание от Святого и знаете все... Сие помазание учит вас всему»... ( 1Ин.2:20, 27 ). Вопр. Почему необходимо веровать, что Апостолы говорят о видимом Миропомазании? Отв. Так надобно исповедывать потому, что с древности дары Духа Св. низводились на людей чрез помазание миром ( Исх.30:22–29 ; Лев.21:10 ). И Апостолы приняли заповедь от Христа недужных людей мазать чувственным маслом или елеем ( Мк.6:13 ; Иак.5:14 ). Значит, Господь не отвергал древняго способа для низведения на людей даров Духа Св.; потому в Православной Церкви вошло в употребление миропомазание...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. В каком смысле Церковь называется Соборной и Апостольской? Отв. В том, что она собрана из правоверующих христиан всего света; устроена трудами Апостолов и руководится в своей жизни их преданием. § 3. О суде Церкви над грешниками Вопр. Какия права передал Господь Своей Церкви на земле? Отв. Права великия и спасительные; в частности, право суда над грешниками. Вопр. Где в Слове Божием говорится о судной власти Церкви? Отв. В Ев. Матфея написано: «если кто церкви не послушает, то да будет он, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Еще говорил Господь Апостолам: «что свяжете, на земле, то будет связано на небе» ( Мф.18:18 ). Вопр. Кому же в Церкви принадлежат судные права? Отв. Они принадлежат исключительно пастырям Церкви. Это видно из слов Господа, обращенных к Апостолам; «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). В виду этого, в Послании к Тимофею Ап. Павел один предаеть анафеме Именея и Александра за богохульство ( 1Тим.1:20 ). Вопр. Каковы же обязанности верующих при суде над братьями? Отв. Верующие согрешающих братьев должны обличать и увещевать ( Еф.5:11 ; 1Кор.14:24 ); в случае их нераскаянности свидетельствовать против них перед пастырями Церкви ( Мф.18:17 ); лично же самим никого не судить ( Мф.7:1 ) и всем прощать согрешения их ( Лк.6:37 ; Еф.4:32 ). Вопр. Какой порядок суда над грешниками указан в Евангелии? Отв. Согрешивших братьев Евангелие повелевает нам обличать сначала наедине. Если от такого обличения не будет успеха, – усовестить их при свидетелях. Если и тогда грешники останутся нераскаянными, – донести о том Церкви. Кто же Церкви не послушает, тот подлежит исключению из общества верующих и для христиан становится; как язычник и мытарь ( Мф.18:15–17 ; 1Тим.1:20 ; 1Кор.5:1–5 ). Вопр. Как должны мы относиться к христианам, отлученным от Церкви? Отв. Отлученных мы обязаны держать на замечании ( 2Сол.3:14 ); должны молитвенно приводить их в покаянное настроение ( Мф.5:44 ). Пастыри же Церкви отлученных христиан не допускают к святым таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Как, по сказанному в Деяниях апостольских, главотяжи и убрусцы апостола Павла исцеляли недужных: яко и на недужныя наносити от пота тела его главотяжи и убрусцы, и исцелитися им от недуг (Деян. 19, 12), так и куколь великого Варсонофия, посланный им к Иоанну в обитель святого Саввы, предохранил сего последнего от многих искушений и зол (отв. 1). Также и другой преподобный отец послал к великому Варсонофию свой куколь и аналав, прося его носить их, освятить чрез то и после возвратить ему, чтобы он имел в них покров и помощь (отв. 123). Многие получали от святого Варсонофия и благословение, т. е. частицу того хлеба, который он вкушал, и немного той воды, которую он пил, и, принимая их, чувствовали облегчение от страстей, коими были боримы (см, отв. 43, 44, 169). Но и одно только имя аввы Варсонофия, лишь мысленно призываемое, действовало и подавало помощь призывавшим оное, как и другой Старец — божественный Иоанн, сказал игумену монастыря Елиану, на вопрос его: какой должно давать каждому ответ? «Вопрошай мысленно Святого Старца: „Авва, что мне сказать?“ И, по заповеди Господней (см. Мф. 10, 19), не заботься о том, что будешь говорить» (см. отв. 592). Таковые-то великие дарования сподобился получить и в столь великое совершенство добродетелей достигнуть великий во отцах Варсонофий; однако столь великие дарования и совоспитаны были в нем с такими искушениями, каковых многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их. Послушай, как сам он пишет о сем (в послании своем) к Иоанну обители Саввской: «Если я напишу тебе о тех искушениях, которые я претерпел, думаю, что еще не понесет сего слух твой, а может быть и ничей, в настоящее время» (отв. 13). Равно и великим болезням подвергался преблаженный, но переносил их с такою доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего (отв. 165). И сие попущение на него болезней было совершенно справедливо; ибо за великие дарования святые подвергаются и великим искушениям, и если кто не прольет кровь, не может принять в себя Святого Духа, как сказал Петр Дамаскин: «Отдай кровь и приими Духа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Испов., III, вопр., и отв. 5. От сих добродетелей какие еще рождаются другие? Четыре главные добродетели: мудрость, справедливость, мужество и воздержание. – Испов., III, отв. и вопр.10. VIII. О грехе Понятие о грехе; его происхождение; корень греха – самолюбие. Что есть грех? Грех сам по себе не существует, поскольку он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола или, как говорит Св. Писание, грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), т.е., грех есть преступление закона Божия и сие преступление, собственно, есть противление воле Божией, происходящее от разума и воли преступника. От сего противления рождается смерть и возгорается всякий гнев Божий, как говорит Писание: похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). Испов., III, отв. на вопр.16. Злом надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. в тракт. о двух волях во Христе). Испов., I, отв. на вопр.26. Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна. прав. Св. Апост., 77. Тогда токмо мы оскверняемся, когда грех , всякого смрада худший, соделываем... Афан. Великий, из Послания κ Аммуну монаху. О происхождении греха. См. ниже отд.2, XI гл. Корень греха – самолюбие. См. там же. Виды грехов: а) грехи смертные и не смертные; б) грехи вольные и невольные; в) грехи мысли и дела. По свидетельству Свящ. Писания, есть грех к смерти и есть к не смерти ( 1Ин.5:16–17 ). Посему грехи одни суть смертные, а другие не смертные. Испов., III, отв. на вопр.17. Смертный грех человек делает тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божиею, или когда не исполняет самоохотно и самопроизвольно повелений Божиих, отчего хладеет любовь к Богу и ближнему. Такое пожелание отчуждает от благодати Божией и умерщвляет того, кем приводится оно в действие, потому мы и называем таковой грех смертным, согласно с словом Апостола: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Впрочем, одно намерение человека совершить грех , хотя наносит рану душе, но совершенно ее не умерщвляет. Испов., III, отв. на вопр.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Как, по сказанному в Деяниях Апостольских, главотяжи и убрусцы Апостола Павла исцеляли недужных: яко и на недужныя наносити от пота тела его главотяжи и убрусцы, и исцелитися им от недуг (Деян.19:12), так и куколь Великого Варсануфия, посланный им к Иоанну в обитель Св. Саввы, предохранил сего последнего от многих искушений и зол (отв. 1). Также и другой преподобный Отец послал к Великому Варсануфию свой куколь и аналав, прося его носить их, освятить чрез то и после возвратить ему, чтобы он имел в них покров и помощь (отв. 123). Многие получали от Святаго Варсануфия и благословение, т.е. частицу того хлеба, который он вкушал, и немного той воды, которую он пил, и, принимая их, чувствовали облегчения от страстей, коими были боримы (см. отв. 43, 44, 169). Но и одно только имя Аввы Варсануфия, лишь мысленно призываемое, действовало и подавало помощь призывавшим оное, как и другой Старец, Божественный Иоанн, сказал игумену монастыря Елиану, на вопрос его: какой должно давать каждому ответ? Вопрошай мысленно Святого Старца: Авва, что мне сказать? И по заповеди Господней (Мф.10:19), не заботься о том, что будешь говорить (см. отв. 592) Таковые-то великия дарования сподобился получить и в столь великое совершенство добродетелей достигнуть Великий во Отцах Варсануфий; однако столь великие дарования и совоспитаны были в нем с такими искушениями, каковых многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их. Послушай, как он пишет о сем (в послании своем) к Иоанну обители Саввской: " Если я напишу тебе о тех искушениях, которые я претерпел, думаю, что еще не понесет сего слух твой, а может быть и ничей, в настоящее время " (отв. 13). Равно и великим болезням подвергался блаженный, но переносил их с такою доблестию, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего (отв. 165). И сие попущение на него болезней было совершенно справедливо; ибо за великие дарования Святые подвергаются и великим искушениям, и если кто не прольет кровь, не может принять в себя Святаго Духа, как сказал Петр Дамаскин: " отдай кровь и приими Духа " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010