В «Ответах» подробно описываются отношения между учеником и старцем. Вверивший себя в послушание старцу подобен больному, предавшему себя в руки врача (Отв. 150. С. 104/Ep. 59. 44 sqq.). «Вопрошать и верить ответам есть смирение и успех о Господе» (Отв. 90. С. 66/Ep. 165. 24-25), и напротив, «не вопрошать есть великое падение души» (Вопросоотв. 376. С. 255/Ep. 379. 5-6). С советом старца следует всегда соглашаться, хотя преподобные В. В. и Иоанн различают 2 типа ответов, «совет» (συμβουλ) и «заповедь» (ντολ): «совет есть наставление не понудительное, (а только) показывающее человеку правый путь жизни; заповедь же заключает в себе обязательную силу» (Отв. 365. С. 249/Ep. 368. 7-9; ср.: Отв. 56; Отв. 155. С. 114). Через добродетель послушания между старцем и его учеником устанавливается теснейшая духовная связь: «Сохрани сие (послушание), и я буду отвечать за тебя»,- говорил В. В. ученику (Отв. 620. С. 401/Ep. 614. 87-88). В одном из определений послушания, данных в «Ответах», говорится, что оно «состоит в том, чтобы не иметь своей воли» или, дословно - «послушание отсекает волю» ( πακο κπτει τ θλημα - Отв. 246. С. 186/Ep. 249. 6; Отв. 250. С. 188). Как послушание, так и отсечение воли исполняются до смерти: желающий быть учеником Христовым «должен до самой смерти исполнять послушание» (Отв. 356. С. 244/Ep. 359. 12); «отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти» (Отв. 251. С. 189/Ep. 254. 7-8). «Отсечение своей воли» (κκοπ το οκεου θελματος) является «центральным мотивом духовности» преподобных В. В. и Иоанна, как небезосновательно заметил Озерр (см.: Hausherr. 1937. Col. 1257). Вслед за прп. Аммоном (Послание 5, 4//Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, прп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперихий/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М., 1997. С. 34), В. В. писал о 3 волях: «Отсекать волю свою пребывающему в келье своей - значит нерадеть о телесном покое во всех его видах… отсекать волю, пребывая с людьми, значит умереть для них и быть для них как бы несуществующим. Иметь же волю по Богу, как говорит апостол, значит отсекать волю телесную (ср.: Еф 2, 3). А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловлен (ими)» (Отв. 124. С. 89/Ep. 173. 7-16). Воля человека в зависимости от того, куда направлена, может быть доброй или злой (Отв. 132/Ep. 191. 11, 34). Поскольку человек по своей греховности не способен исполнить волю Божию, в «Ответах» преподобных В. В. и Иоанна говорится также о необходимости исполнять «волю святых», через к-рую, конечно, открывается воля Божия («Отсечение своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю и исполнять волю святых…» - Отв. 377/Ep. 380. 4-6).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Вопрошать нужно «не о всех помыслах, ибо иные мимолетны, но о тех, к-рые долго остаются в человеке и борют его» (Отв. 90/Ep. 165. 7-9). Скрывающий одолевающие его помыслы и не вопрошающий о них не исцелится (Отв. 317. С. 224), поскольку сам не может различать добрых помыслов от лукавых, этот дар стяжали только «достигшие духовной меры» (το μτρου το πνευματικο - Отв. 59. С. 44-46/Ep. 124. 68). Бог подает дар различения помыслов за «болезнование сердца» (κπος καρδας - Отв. 262. С. 200/Ep. 265. 22); «дело спасающегося - «истончить душу свою как паутину» (Пс 38. 12)» (Отв. 157. С. 115/Ep. 66. 33-34). В. В. дал совет авве Иоанну Миросавскому, готовившемуся к отшельническому уединению, как самостоятельно различать помыслы: «Всякий помысел, к-рому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно с левой стороны» (Отв. 21. С. 16/Ep. 21. 29-31). Осознание помыслов достигается ежедневным трудом - вниманием к ним и «рассмотрением себя». С одной стороны, для внимания им назначается определенное время; прп. Иоанн наставлял: «Отцы назначили время для внимания своим помыслам, говоря: «Утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя» (Отв. 288. С. 213/Ep. 291. 18-22; ср.: Отв. 392. С. 269). С др., подвижник должен быть всегда готов к вниманию помыслам: «правило твое да будет в том, чтобы жить, внимая своим помыслам» (Отв. 183. С. 137/Ep. 92. 27-28); «как только приходит помысел, испытай его и отсеки» (Отв. 177. С. 132/Ep. 86. 14-15). Если помысел проникнет в душу, то не должно отчаиваться; по слову В. В., в таком случае необходимо «воззвать самого себя, говоря: «Господи! Прости меня, имени ради Твоего святого; за нерадение мое я подверся сему. Избавь меня от рассеяния и от всякой сети вражией»» (Отв. 667. С. 422/Ep. 660. 34-36). Чтобы не принимать вражеские помыслы, нужно избегать праздности и быть занятым духовным деланием (ср.: Отв. 134. С. 94). Страсти и их преодоление «Попирай страсти… чтобы они не попрали тебя»,- поучает Великий старец (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Аскетическое учение преподобных В. В. и Иоанна находится в тесной связи с учением, изложенным в Apophthegmata Patrum. И в том, и в др. памятнике много общих тем: о необходимости безропотного послушания (Отв. 285. C. 211. Ср.: Alph. Marc. 2. P. 296. 15-23); об отмене определенного правила правилом, творимым в течение всей жизни (Отв. 176. С. 131. Ср.: Alph. Amma Synclit. 15. P. 425. 43-44; Syst. 4,104. 1-8); о высоте безмолвия (Отв. 52. С. 38. Ср.: Alph. Ruph. 1. P. 389. 24-34); о нравственной стороне веры (Отв. 533/Ep. 536. 9-10. Ср.: Alph. Poem. 69. P. 337. 48-49). Из житийной литературы, чтение к-рой необходимо для монаха наряду с Писанием и творениями отцов Церкви (Вопросоотв. 466/Ep. 469), цитируются отрывки из Жития Антония, написанного свт. Афанасием Александрийским (Отв. 505/Ep. 508. 11. Ср.: Vita Antonii 7//PG. 26. Col. 853B), и из Житий Илариона и Малха, написанных блж. Иеронимом (Отв. 624/Ep. 618. 13-16. Ср.: Vita S. Hilarionis 18//PL. 23. Col. 36BC; Отв. 160/Ep. 69. 18 sqq. Ср.: Vita Malchi monachi 3, PL. 23. Col. 55B). В них также дважды содержатся аллюзии на «Лавсаик» Палладия, напр., в Вопросоотв. 74/Ep. 143. 2-3 упоминается практика чтения 100 молитв, к-рой, по описанию Палладия, занимался прп. Макарий Александрийский (ср.: Palladius. Hist. Laus. 20. 3/Ed. G. Bartelink. Verona, 1974), и один раз на «Историю египетских монахов» (Отв. 759/Ep. 752. 9-12. Ср.: Hist. Mon. Aeg. 20. 16 sqq./Ed. A.-J. Festugière. Brux., 1971). Преподобным В. В. и Иоанну было особо близко аскетическое учение аввы Исайи Газского, к-рый, так же как и В. В., переселился в Св. землю из Египта и в последние годы своей жизни находился в затворе, общаясь с миром только посредством своего ученика Петра. В «Ответах» авва Исайя упоминается один раз (Отв. 249/Ep. 252. 18-21) и 4 раза цитируется (Отв. 308/Ep. 311. 6-8; Вопросоотв. 237/Ep. 240. 4-5; Отв. 525/Ep. 528. 2-9; Отв. 525/Ep. 528. 6). В мон-ре аввы Серида монахи занимались чтением сочинений великих каппадокийских отцов, хотя наибольшее внимание уделялось аскетическим творениям свт.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

В. Как можно сказать иначе, что мы должны делать непременно? Отв. Мы должны по всей справедливости непременно ублажать, прославлять, восхвалять Тебя! В. За что же мы должны прославлять Пресвятую Деву Марию? Отв. Мы должны прославлять Пресвятую Деву Марию за то, что она молится за нас и помогает нам во всем добром. Верно. Но больше всего и прежде всего мы Ее ублажаем за нечто другое, высшее. В. Как мы Ее называем в этой молитве? Отв. Мы называем Ее в этой молитве Богородицей, Матерью Бога Нашего. В. Следовательно, за что же мы Ее ублажаем прежде всего и больше всего? Отв. Мы Её ублажаем прежде всего и больше всего за то, что от Неё родился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. В. Кто и когда впервые назвал Пресвятую Деву Марию Матерью Господа? Отв. Архангел Гавриил назвал Ее так, когда сказал Ей: «Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышняго наречется» и когда сказал: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: поэтому и рожденный Тобою Младенец наречется Сыном Божиим». В. Кто и когда назвал еще Пресвятую Деву Марию Матерью Господа, или, что то же, – Богородицей? Отв. Праведная Елизавета назвала Ее Матерью Господа нашего, когда воскликнула: «и откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» В. Как мы называем еще в этой молитве Божию Матерь? Отв. В этой молитве мы называем Божию Матерь Присноблаженною и Пренепорочною В. Что значит Пренепорочная? Отв. Матерь Божия в высшей степени безгрешная. В. Что значит слово «присно»? Отв. Слово «присно», значит «всегда». В. Следовательно, как мы можем сказать вместо «Присноблаженная»? Отв. «Всегдаблаженная». В. Кто назвал Ее впервые «блаженною»? Отв. Праведная Елизавета первая назвала Ее «блаженною», когда сказала: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». В. Что сказала на это Мария? Отв. Мария сказала: «величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге Спасителе Моем, потому что призрел на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат Меня все роды, потому что сотворил Мне величие Сильный и Свято имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Пламенея такою любовию к ближнему, небесный человек сей, подражая Христу, полагал душу свою за братий своих и давал за них ответ Богу (отв. 57 и 58), ибо видел и покрывал грехи человеческие, как и Бог видит и покрывает их (отв. 236).    Ради такого преизбытка любви к ближнему дана ему была, непосредственно от Бога, (сила) вязать и решить грехи (отв. 207), что составляет совершенство дарований, как сам Варсонофий говорит, что совершенство дарований (есть) «прощать грехи, освобождать души от тьмы и изводить их на свет» (отв. 211). Потому и Господь даровал апостолам различные дарования прежде Своего воскресения, сие же совершенство дарований дал им после воскресения, по словам того же Варсонофия: «Рассмотри в Евангелии, как и сколько раз давал Христос ученикам Своим дарования исцелений, изгнания бесов, а совершенство (дарований) — когда дал им власть отпускать грехи, сказав им: «имже отпустите грехи, отпустятся» (Ин. 20:23)» (отв. 10).    И поелику великий Варсонофий сподобился получить сие дарование прощать грехи, то и сказал некогда одному больному брату в обители, который просил прощения грехов: «Говорит тебе Бог, Великий Царь: прощаются тебе все грехи твои» (отв. 144); и в другой раз сказал иному брату, который был в чахотке: «По прошению твоему, Бог простил тебе все согрешения твои с детства и до настоящего времени. Да будет благословен Бог, восхотевший простить тебе все» (отв. 146). Иногда старец брал на себя половину грехов некоторых (ближних), иногда и всю тяготу их (отв. 163, 164 и 236). О иных трудился, моля Бога, чтобы Он изгладил грех хуления их; ибо так отвечал брату, который впал в хулу: «Сохрани уста твои, чтобы не впасть снова в лютейшее хуление, хотя бы и нужно было положить тебе и самую душу свою. Много пота пролил я, умоляя о сем Бога» (отв. 228). Души некоторых умирающих великий старец предавал Святой и Животворящей Троице и, при восхождении их на небо, освобождал от демонских нападений (отв. 145). Одним словом великий Варсонофий достиг той меры любви к ближнему, которую имел апостол Павел, и прежде Павла великий боговидец Моисей; почему и сам Варсонофий произносил собственные слова Моисеевы, как сам он пишет: «Поверь мне, брат, что дух мой усердно побуждает меня сказать моему Владыке, радующемуся о спасении рабов Своих: «Владыко! или вместе со мною введи и чад моих в Царство Твое, или изглади и меня из книги Твоей " " (отв. 110).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Аминь. Помолимся! О Боже, милосердием Которого души верующих покоятся в мире, благослови милостиво могилу сию и подай, чтобы души тех, которые будут погребены здесь, сделались причастниками вечного мира в обществе избранных Твоих. Чрез Христа Господа нашего. Отв. Аминь. (После опускания тела в могилу может быть произнесена речь). Свящ. Господи, умилосердись над нами. Свящ. Kyrie eleison. Отв. Христе, умилосердись над нами. Отв. Christe eleison. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отче наш… (возгласно). Свящ. Kyrie eleison. Pater noster… (тайно до слов): Отв. Аминь. Et ne nos inducas in tentation (возгласно). Свящ. Юноши и девы, старцы и дети. Отв. Sed libera nos a malo. Отв. Да восхвалят имя Господне. Свящ. Оставьте детей приходить ко Мне. Свящ. Sinite parvulos venire ad me. Отв. Ибо им принадлежит царство небесное. Отв. Talium est enim regnum coelorum. Свящ. Господи, услышь молитву мою. Отв. И вопль мой пусть дойдёт до Тебя. Свящ. Господь с вами. Свящ. Dominus vobiscum. Отв. И со духом твоим. Отв. Et cum spiritu tuo. Свящ. Помолимся! Всемогущий вечный Боже! Ты, требующий святой невинности (Liebhaber heiliger Unschuld) и милосердно призвавший душу сего дитяти в царство небесное, подай и нам быть причастниками Твоего милосердия, чтобы мы чрез заслуги тяжких страданий нашего Господа и Спасителя и по ходатайству святой Девы Марии и всех святых Твоих получили вечную радость в том же царстве небесном со всеми избранными Твоими. Свящ. Oremus! Omnipotens sempiterne Deus, sanctae puritatis amator, qui animam hujus parvuli ad coelorum regnum hodie misericorditer vocare dignatus es: digneris etiam Domine, ita nobiscum misericorditer adere, ut meritis tuae sanctissimae passionis et intercessione beatae Mariae semper Virginis et omnium sanctorum tuorum, in eodem regno nos cum omnibus Sanctis et Electis tuis semper facias congaudere: [Qui vivis et regnas cum Deo Patre in unitate Spiritus sancti Deus, per omnia saecula saeculorum.Omb. Amen.] О Боже! Ты, в богатых щедротах Которого покоятся души верных, подай всем рабам и рабыням Твоим, находящимся на сей ниве Божией, чтобы они, освободившись от всякой вины, в вечном упокоении обитали с Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Пламенея такою любовию к ближнему, небесный человек сей, подражая Христу, полагал душу свою за братий своих и давал за них ответ Богу (отв. 57 и 58), ибо видел и покрывал грехи человеческие, как и Бог видит и покрывает их (отв. 236). Ради такого преизбытка любви к ближнему дана ему была, непосредственно от Бога, (сила) вязать и решить грехи (отв. 207), что составляет совершенство дарований, как сам Варсонофий говорит, что совершенство дарований (есть) «прощать грехи, освобождать души от тьмы и изводить их на свет» (отв. 211). Потому и Господь даровал апостолам различные дарования прежде Своего воскресения, сие же совершенство дарований дал им после воскресения, по словам того же Варсонофия: «Рассмотри в Евангелии, как и сколько раз давал Христос ученикам Своим дарования исцелений, изгнания бесов, а совершенство (дарований) — когда дал им власть отпускать грехи, сказав им: имже отпустите грехи, отпустятся (Ин. 20, 23)» (отв. 10). И поелику великий Варсонофий сподобился получить сие дарование прощать грехи, то и сказал некогда одному больному брату в обители, который просил прощения грехов: «Говорит тебе Бог, Великий Царь: прощаются тебе все грехи твои» (отв. 144); и в другой раз сказал иному брату, который был в чахотке: «По прошению твоему, Бог простил тебе все согрешения твои с детства и до настоящего времени. Да будет благословен Бог, восхотевший простить тебе все» (отв. 146). Иногда Старец брал на себя половину грехов некоторых (ближних), иногда и всю тяготу их (отв. 163, 164 и 236). О иных трудился, моля Бога, чтобы Он изгладил грех хуления их; ибо так отвечал брату, который впал в хулу: «Сохрани уста твои, чтобы не впасть снова в лютейшее хуление, хотя бы и нужно было положить тебе и самую душу свою. Много пота пролил я, умоляя о сем Бога» (отв. 228). Души некоторых умирающих Великий Старец предавал Святой и Животворящей Троице и, при восхождении их на небо, освобождал от демонских нападений (отв. 145). Одним словом великий Варсонофий достиг той меры любви к ближнему, которую имел апостол Павел, и прежде Павла великий боговидец Моисей; почему и сам Варсонофий произносил собственные слова Моисеевы, как сам он пишет: «Поверь мне, брат, что дух мой усердно побуждает меня сказать моему Владыке, радующемуся о спасении рабов Своих: „Владыко! Или вместе со мною введи и чад моих в Царство Твое, или изглади и меня из книги Твоей“» (отв. 110).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Пламенея такой любовью к ближнему, небесный человек сей, подражая Христу, полагал душу свою за братий своих и давал за них ответ Богу (отв. 57 и 58), ибо видел и покрывал грехи человеческие, как и Бог видит и покрывает их (отв. 236). Ради такого преизбытка любви к ближнему дана ему была, непосредственно от Бога, (сила) вязать и решить грехи (отв. 207), что составляет совершенство дарований, как сам Варсануфий говорит: " совершенство дарований (есть) - прощать грехи, освобождать души от тьмы и изводить их во свет " (отв. 211). Потому и Господь даровал Апостолам различные дарования прежде Своего воскресения, сие же совершенство дарований дал им после воскресения, по словам того же Варсануфия: " рассмотри в Евангелии, как и сколько раз давал Христос ученикам Своим дарования исцелений, изгнания бесов, а совершенство (дарований) - когда дал им власть отпускать грехи, сказав им: имже отпустите грехи, отпустятся " (отв. 10). И поелику Великий Варсануфий сподобился получить сие дарование - прощать грехи, то и сказал некогда одному больному брату в обители, который просил прощения грехов: " Говорит тебе Бог, великий Царь: прощаются тебе все грехи твои " (отв. 144); и в другой раз сказал иному брату, который был в чахотке: " По прошению твоему, Бог простил тебе все согрешения твои с детства и до настоящего времени. Да будет благословен Бог, восхотевший простить тебе все " (отв. 146). Иногда Старец брал на себя половину грехов некоторых (ближних), иногда и всю тяготу их (отв. 163, 164 и 236). О иных трудился, моля Бога, чтобы Он изгладил грех хуления их; ибо так отвечал брату, который впал в хулу: " Сохрани уста твои, чтобы не впасть снова в лютейшее хуление, хотя бы и нужно было положить тебе и самую душу свою. Много пота пролил я, умоляя о сем Бога " (отв. 228). Души некоторых умирающих Великий Старец предавал Святой и Животворящей Троице и, при восхождении их на небо, освобождал от демонских нападений (отв. 145). Одним словом, Великий Варсануфий достиг той меры любви к ближнему, которую имел Апостол Павел, и прежде Павла великий Боговидец Моисей; почему и сам Варсануфий произносил собственные слова Моисеевы, как сам он пишет: " Поверь мне, брат, что дух мой усердно побуждает меня сказать моему Владыке, радующемуся о спасении рабов Своих: " Владыко! Или вместе со мною введи и чад моих в Царство Твое, или изглади и меня из книги Твоей " (отв. 110).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

178. С. 132/Ер. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι – Отв. 39/Ер. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ер. 175. 2–3; Отв. 443/Ер. 446. 17–18; ср.: Отв. 556/Ер. 559. 5–7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо... убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη – Отв. 421. С. 282/Ер. 424. 31–32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ер. 82. 11–13). Болящему иноку Андрею В.В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать... и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ер. 90. 21–24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ер. 446. 17–18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας – Отв. 178. С. 132/Ер. 87. 6–7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В.В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится... Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ер. 150. 15–18, 24–25). В учении преподобных В.В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно...» (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

178. С. 132/Ep. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι - Отв. 39/Ep. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ep. 175. 2-3; Отв. 443/Ep. 446. 17-18; ср.: Отв. 556/Ep. 559. 5-7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо… убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη - Отв. 421. С. 282/Ep. 424. 31-32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ep. 82. 11-13). Болящему иноку Андрею В. В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать… и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ep. 90. 21-24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ep. 446. 17-18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας - Отв. 178. С. 132/Ep. 87. 6-7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В. В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится… Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ep. 150. 15-18, 24-25). В учении преподобных В. В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно…» (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010