Чрез Христа Господа нашего. Отв. Аминь. Свящ. (окропляет могилу святою водою): Бог Отец, Сын и Святой Дух да укрепит душу твою росою небесного милосердия. (Свящ. окропляет гроб и могилу святою водою и совершает каждение; потом гроб опускается в могилу). Отв. Аминь. Свящ. (троекратно бросает землю на гроб): Человек, помни, что ты – прах, и в прах возвратишься (творит знамение креста над могилою): Благодатию Господа нашего Иисуса Христа и чрез Его крест †, спасший мир и сокрушивший силу смерти да восстанешь ты в день суда к жизни вечной. По возвращении от могилы в храме поётся песнь трёх отроков ( Дан.3:57–88 ) с прибавлением: Benedicamus Patrem et Filium cum Sancto Spiritu, laudemus et superexaltamus eum in saecula. – Benedictus es Domine in firmament coeli: et laudabilis et gloriosus et superexaltatus in saecula. ( Дан.3:56 ) (каждый стих песни делится на две части с антифоном): Benedicite Dominum omnes electi ejus, agite dies laetitiae, et confitemini illi (затем пред алтарём священник возглашает): Dominus vobiscum. Отв. Et cum spiritu tuo. Отв. Аминь. (Здесь также может быть произнесена речь; и если есть где-либо обычай, можно присоединить следующее): Свящ. Помолимся и за всех, покоящихся на сей ниве Божией. Отче наш… (до конца). Души всех умерших, верующих во Христа, да покоятся в мире по Божественному милосердию. Отв. Аминь. Свящ. Помолимся, наконец, и за того из нашей среды, который прежде других должен последовать за сим дитятею в вечность. Отче наш… (до конца). Слава Отцу и Сыну… (до конца). Свящ. Oremus! Deus qui miro ordine Angelorum ministerial hominumque dispensas: concede propitious: ut a quibus tibi ministrantibus in coelo semper assistitur, ab hic in terra vita nostra muniatur. Per Christum Dominum nostrum. Отв. Amen. В конце чина погребения ребёнка старокатолический требник даёт указания для совершения молитвословий на тот случай, когда священник не может сопровождать гроб до могилы; или когда он не может быть в доме умершего, а только у могилы. В этом случае чин несколько сокращается 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Отв. Sed libera nos a malo. Стих: A porta inferi. Отв. Erue Domine animam ejus. Свящ. Requiescat in pace. Отв. Amen. Свящ. Domine exaudi orationem meam. Отв. Et clamor meus ad te veniat. Свящ. Dominus vobiscum. Отв. Et cum Spiritu tuo. Свящ. Oremus! Absolve, quaesumus Domine, animam famuli tui ab omni vinculi delictorum: ut in resurrectionis Gloria inter dsanctos et electos tuos resuscitates respiret. Per Christum Dominum nostrum. Отв. Amen. (Затем совершается missa pro defuncto, т. е. заупокойная литургия). В старокатолическом требнике нет решительно никаких указаний относительно того, как поступают старокатолики с телом умершего по выносе его из дома. Вносится ли оно в храм или нет? Совершается ли над ним заупокойное богослужение или нет? На эти вопросы в ритуале нет ответов. Однако при этом нельзя не заметить того, что у старокатоликов в литургическом молитвеннике есть чин заупокойного богослужения (Gedachtniss der Verstorbenen) 92 . Это богослужение приурочено к дню 2 ноября, – дню поминовения всех умерших и к другим дням поминовения умерших (Trauerfeierlichkeiten). Оно состоит из утреннего и вечернего богослужений и мессы-литургии. В дни поминовения всех умерших утреннее богослужение начинается почти тем же самым «приветствием», которым начинается у римско-католиков «officium defunctorum» 93 : Владыка жизни есть Бог приидите и поклонитесь (со стихами 94 псалма). После этого в римском требнике значится совершение богослужения «Laudes» (хвалитны), а в старокатолическом продолжается обычным порядком утреннее богослужение: «Переменная песнь» (Wechselgesang) Откр.14:13 : «Блаженны мёртвые, умирающие о Господе» (2-жды), «Отныне, говорит Дух, они должны успокоиться от всех своих трудов, ибо дела их следуют за ними», и снова: «Умирающие о Господе». «Вечный покой подай им Господи, и вечный свет да сияет им» и снова: «Блаженны мёртвые, умирающие о Господе». «Я слышал голос с неба» и в заключение пения: «Говорящий мне: Блаженны мёртвые». – Затем следует «Хвалебная песнь» (Lobgesang) с антифоном: «Я есмь воскресение и жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Вопр. Каким образом святые слышат наши молитвы? Отв. Они слышат нас не своею силою, а по изволению от Бога. У Бога же все возможно для верующих ( Мф.19:26 ). Раскрываемую здесь истину подтверждают примеры из жизни слепого пророка Ахии и пр. Елисея. Ахия пророк, хотя был слеп, но, по озарению Духа Божия, узнал пришедшую к нему жену Иеровоама ( 3Цар.14:4–6 ). Пророк Елисей знал о том, что далеко от него делали слуга Гиезий и Сирияне ( 4Цар.5:25–27 ; 4Цар.6:8–12 ). § 3. О почитании мощей святых Угодников Вопр. Что в Православной Церкви называется святыми мощами Угодников? Отв. Мощами именуются всякие нетленные останки святых – кости, голова, ноги, руки и целые тела. Вопр. Как возможно явление нетленных тел, когда Бог сказал первому человеку: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:15 )? Отв. Бог объявил Адаму такую волю после его грехопадения. При создании же мира, Бог смерти и тления не творил ( Прем.2:23, 24 ). Потому, по особой воле Божией, некоторые тела праведников могут не истлевать. Вопр. Упоминается-ли в Библии о нетленных мощах святых? Отв. Упоминается. Таковы были «кости» ( 4Цар.12:21 ), или – по выражению Сираха – «тело» Елисея ( Сир.48:14 ). В Новом Завете сказано: в час смерти Христовой «гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). Вопр. В каком отношении примечательно Евангельское свидетельство о воскресших «телах» святых? Отв. По слову Апостола, все люди «сеются в тлении» ( 1Кор.15:42 ), все по обычному порядку обращаются в прах ( Быт.3:19 ). Этот прах лишь при последнем суде Господнем облечется в нетление ( 1Кор.15:53 ). Но примечательно, что Евангелист Матфей, до общего воскресения, говорить о воскресших телах святых. Значит, с большою вероятностью можно предполагать, что эти тела оставались в земле нетленными; они-то своим новым появлением среди людей засвидетельствовали о Божестве нашего Господа. Вопр. Какую силу имеют мощи святых? Отв. Сами собой оне никакой силы не имеют ( Пс.6:6 ; Пс.29:10 ). Но, всемогуществом Божиим, от мощей Угодников могут проявляться чудеса и исцеления, как от «тела» Елисея ( 4Цар.13:20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Отв. Они завещают его принимать и хранить наравне с Писанным Словом Божием. Ап. Павел учит христиан: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Тот же Апостол заповедует уклоняться «от всякого брата, поступающего «бесчинно», а не по преданию, которое приняли Апостолы от Христа ( 2Сол.3:6 ). Вопр. Каким путем можно убедиться, что содержимое Православною Церковью Предание ведет свое начало, действительно, от времен Апостольских? Отв. Об Апостольском происхождении Православного Церковного Предания свидетельствуют Церковная история, – истинное «свидетельство человеческое», которого не отметает Слово Божие ( 1Ин.5:9 ), – и строгое согласие по духу Церковного предания с учением Евангельским. Вопр. Почему же Христос Спаситель запретил держаться «Предания старцев» ( Мф.15 )? Отв. Потому, что это предание было противным Слову Божию. – Ап. Павел, имевший «ум Христов» ( 1Кор.2:16 ), велит содержать в неприкосновенности Евангельския предания ( 2Сол.2:15 ); вымышленные же человеческия предания, извращающия дух Заповедей Божиих, он осуждает. – Таково было предание «старцев» относительно ядения хлеба неумытыми руками. Без омовения рук фарисеи не садились за трапезу; бедных же и нищих не жалели. Это фарисейское предание «старцев» было ложью пред Господом. Его и осудил Христос ( Мф.15:7–9 ). Глава вторая § 1. О вере Евангельской Вопр. Чему главным образом научает нас Слово Божие, писанное и устное? Отв. Оно научает нас живой вере в Господа Иисуса Христа ( Ин.20:31 ). Содержание этой веры Церковь Православная исповедует в особом правиле или Символе веры . Вопр. Из скольких частей состоит православный Символ веры ? Отв. Он состоит из 12 частей или членов. Вопр. О ком говорится в первом члене нашего Символа? Отв. В первом члене Символа веры говорится о Боге, – Едином Творце и Промыслителе мира, как написано у Апостола: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас» ( Еф.4:6 ). Вопр. Как пояснить, что все христиане веруют во Единого Бога и признают в Нем одновременно Троичность Лиц?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

82. Многоценная жемчужина: Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в 1 тысячелетии н.э./Вст. ст., пер. С.С. Аверинцева . М., 1994. 83. [Никифор Вриенний] Исторические записки Никифора Вриенния (976–1087)/Отв. ред. и комм. А.А. Калинин. М., 1997. 84. Николай Кавасила . О жизни во Христе; [Изъяснение Божественной Литургии]. М., 2006. 85. Николай Кавасила . Изъяснение Божественной Литургии. Киев, 2004. 86. Новый Эклогион: Избранные жития святых, пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем . Псков, 2008. 87. Олимпиодор Фиванский. История/Пер., вст. ст., комм, и указ. Е.Ч. Скржинской; под ред. П.В. Шувалова. 2–е изд., испр. и доп. СПб., 1999. 88. Ориген. О началах. СПб., 2007. 89. [Ориген] Против Цельса: Апология христианства. Сочинение Оригена учителя Александрийского. [М.,] 1996 (и др. изд.). 90. Павел Орозий. История против язычников/Пер., вст. ст., комм., указ. В.М. Тюленева. 2–е изд., доп. СПб., 2004. 91. Палладий, епископ Еленопольский. «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 2003 (и др. изд.). 92. Памятники византийской литературы 4–9 вв./Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1968. 93. Памятники византийской литературы 9–14 вв./Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1969. 94. Памятники средневековой латинской литературы 4–9 веков/Отв. ред. М.Е. Грабарь–Пассек, М.Л. Гаспаров. М., 1970. 95. Памятники средневековой латинской литературы 10–12 веков/Отв. ред. М.Е. Грабарь–Пассек, М.Л. Гаспаров. М., 1972. 96. Памятники средневековой латинской литературы. 8–9 вв.: Антология/Отв. ред. М.Л. Гаспаров; сост. М.Р. Ненарокова. М., 2006. 97. Пасхальная хроника/Пер., вст. ст., комм. Л.А. Самуткиной. СПб., 2004. 98. Песнопения Русской Православной Церкви/Объединенный хор Св.–Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ; регент архим. Матфей (Мормыль). [С. Посад,] 2005. – CD. 99. Писания мужей апостольских. Рига, 1994. 100. Постановления апостольские. С. Посад, 2008. 101. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. В 2–х т. М., 2001 (репр. изд.: СПб., 1911–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопр. Называются-ли в Слове Божием рукотворенные предметы святынею? Отв. Называются. В книгах Пр. Иезекииля и Софонии древний храм со своими богослужебными принадлежностями ясно названы «святынями» ( Иез.22:26 ; Соф.3:4 ). Вопр. Для какой цели устрояются рукотворенные святыни? Отв. Для славы Божией, благолепия и духовного назидания верующих. Об этом Псалмопевец говорит: «в храме Божием все возвещает о славе Его» ( Пс.28:9 ). В другом Псалме: «одного просил я у Господа..., чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать Святый Храм Его». ( Пс.26:4 ; Пс.28:2 ). Вопр. Как согласить Новозаветное служение Богу «в духе и истине» ( Ин.4:23 ) с служением пред рукотворенной святыней? Отв. Это соглашение открывается само собой. Иисус Христос научил нас служить Богу «духом», – то есть всем существом нашим, от полноты любящего сердца, а не наружно, одними телесными подвигами, как делали фарисеи, забывая свытые заповеди Божии. – Духовное служение Богу не возбраняет нам телами покланяться пред видимой святыней. Вопр. Что подтверждает справедливость толкования Церковью учения И. Христа о духовном служении Богу? Отв. Справедливость церковного толкования о духовном служении Богу подтверждают примеры Иисуса Христа и Апостолов. Господь наш, во время земной жизни, молился на коленах до кровавого пота ( Мф.26:39 ), – молился не душею только, но и наружно, видимыми телодвижениями. – Ап. Павел служил Богу «духом» ( Рим.1:9 ), но он... «до изступления» молился в рукотворенном храме ( Деян.22:17 ). Таким образом, видимые обряды не препятствуют духовному служению Богу. Вопр. Не ослабляет-ли однако наружное богослужение внутренняго, духовного? Отв. Не только не ослабляет, а, наоборот, сильнее обнаруживает его. Молясь телом пред рукотворенными святынями, – душею мы возносимся к престолу Божию. Рукотворенные предметы лишь помогают нам думать о Боге и молиться Ему ( Пс.28:9 ). § 2. О святых иконах Вопр. Что значит слово «икона?» Отв. По переводу с греческого языка, икона значит образ, изображение. Этим именем обозначаются в Православной Церкви изображения Бога, Его Святых ангелов и Угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Иисус Христос говорит: Я и Отец – одно ( Ин.10:30 ). Сын Божий, как и Бог-Отец, такой же премудрый, всеведущий, вездесущий, преблагий, вечный, всемогущий. Вспомнити теперь, как сотворил Господь мир? Отв. Словом. Евангелист Иоанн говорит: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» ( Ин.1:1–2 ). Значит, Кем же сотворен мир и все существующее в нем? Отв. Сыном Божиим. Тот же Ап. Иоанн говорит так: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть что начало быть ( Ин.1:3 ). Заставив детей повторить объяснение, начиная с названия Сына Божия Светом – до конца, я скажу им все вместе. «Второе лицо Пресвятой Троицы есть Господь Иисус Христос, единородный Сын Божий, рожденный от Отца прежде всякого времени. Он Свет, как и Бог-Отец. Он также истинный Бог, как и Бог-Отец. Он рожден, а не сотворен, как люди и ангелы. Он одно с Богом Отцом: единосущен Отцу. Все начало быть через Него». Затем опять начинаю выспрашивать содержание перифраза, предлагая следующие вопросы: Какие вы знаете наименования 2-го лица Пресвятой Троицы. Что Господь открыл нам о Его рождении от Бога Отца? О каких свойствах 2-го лица Пресвятой Троицы говорится во 2-м члене Символа Веры ? Кем Бог Отец сотворил весь мир? Как поэтому Ев. Иоанн называет Сына Божия? Это – 2-ой член Символа веры . По-славянски, отдельно от 1-го члена, он читается так: «Верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Затем я заставлю прочитать по молитвослову одну какую-нибудь ученицу и, наконец, хором весь класс. После чтения начинаю опять задавать вопросы: О ком же говорится во 2-ом члене Символа веры ? Как называется 2-ое лицо пр. Троицы? и т. д. Дети повторят моё объяснение и самый член. На этом же уроке я надеюсь спросить повторенные детьми тропарь и кондак праздника Рождества Христова. Я заставлю прочесть сперва одну, а затем хором весь класс, кондак Рождества Христова и спрошу его объяснение, предлагая вопросы: Что значит «Пресущественный»? Отв. Который существовал всегда и прежде всего. Что такое «вертеп»? Отв. Пещера – убежище для скота. Кого мы называем Неприступным? Господа. Что значит выражение «с пастырьми славословят»? Отв. С пастухами славят Бога. Что значит «Отроча младо превечный Бог?» Отв. Младенец, который есть в то же время и вечный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопр. По чьему повелению и когда вошли в употребление святые иконы? Отв. Начало иконопочитания появилось в Ветхом Завете по заповеди Божией. Сам Господь повелел Моисею сделать ковчег Завета, золотых херувимов и медного змия ( Исх.25:10, 18 ; Чис.21:8, 9 ). Вопр. Какое назначение имели древния святые иконы? Отв. Ковчег Завета напоминал людям Самого Бога, Царствующего над миром ( Чис.10:33–36 ); медный змей тайно указывал на Распятого Христа ( Ин.3:14 ); изображения ангелов по всей скинии и храму говорили людям о носителях славы Божией, – святых ангелах ( Иез.9:3 ). Вопр. До какого времени существовали древния изображения или иконы? Отв. «Доколе стояла прежняя скиния», то есть до «времени исправления» ( Евр.9:8, 10 ). Вопр. В Новом Завете не запрещены-ли священные изображения? Отв. Нет. В Новом Завете они должны быть лишь «исправлены» ( Евр.9:10 ). Они теперь, действительно, приспособлены к учению Евангелия. В Ветхом Завете устроители Скинии не видели Лица Божия ( Втор.4:15 ), и потому не имели Его образа. В Новом Завете, при самом устройстве Христовой Церкви, Бог явил Себя людям. На этом основании, сообразно с видением пр. Даниила, Бог Отец изображается у нас, как Древний Старец ( Дан.7:9 ); Христос Спаситель – помоложе ( Дан.7:13 ) и распятым ( Ин.3:14 ); Дух Святый – в виде голубя ( Мф.3:16 ). Вопр. Есть-ли упоминание в Новом Завете, что иконы всегда будут у христиан? Отв. Такое упоминание находим у Ап. Павла. Он пишет, что, даже во дни последняго антихриста, при кончине мира, на земле будет святыня в храмах, а такой видимой святыней, которую антихрист захочет заменить своим образом, могут быть только иконы ( 2Сол.2:5 ). Вопр. Почему яснее и подробнее про иконы не сказано в Новом Завете? Отв. Потому, что в Новозаветных Писаниях обо всем сказано кратко, а обо многом даже намеками ( 1Пет.5:12 ; 2Сол.2:5 ). В Новом Завете не показано, например, каким порядком совершать крещение, причащение, брак и другия таинства, – какия духовные песни распевать христианам для своего назидания ( Кол.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Каким образом произошел такой порядок? Отв. Этот обычай появился с древности. Его вызвала нужда. Во время Причащения множества людей еще при Апостолах стали замечаться беспорядки ( 1Кор.11:18–22 ). Исправляя все к лучшему, Апостолы и установило современные нам церковные обычаи. Вопр. На каком основании у православных за Причащением требуются нож, копье, лжица? Отв. На основании следующих соображений: Христос Распятый есть жертва за нас Богу ( Евр.9:28 ). Древния жертвы разрезывались ножом ( Лев.8:20 ). В память этого в Православной Церкви для причастного хлеба требуются ножи. Копье, употребляемое на проскомидии для прободения хлеба, напоминает нам собою то копье, которым Христос был прободен на кресте. – Однако ножом режут и копьем прободают у нас не Тело Христово, а простой хлеб, при начале литургийной службы. Лжица при Причащении, удовлетворяя нужде верующих, соответствует духовно тем клещам, которыми Серафим взял с жертвенника горящий уголь и очистил им уста пр. Исаии ( Ис.6:6 ). Вопр. Виновна-ли Церковь в том, что некоторые ее дети недостойно причащаются и после Причастия ведут себя распутно? Отв. Нет, не виновна, так же, как Христос не виноват за Своего недостойного Апостола Иуду. Недостойно причащающиеся суд себе едят и пьют, по слову Апостола ( 1Кор.11:27, 28 ). Церковь же всегда остается святою и непорочною ( Еф.5:26 ). § 4. О покаянии Вопр. Что подается от Бога христианам в таинстве покаяния? Отв. В покаянии Бог дарует нам прощение всех грехов, в которых мы каемся пред пастырями Церкви. Вопр. Из чего это следует? Отв. Во первых: крещение Иоанново покаяния совершалось «для прощения грехов» ( Мк.1:4 ). Во вторых, Господь сказал Апостолам по своем воскресении: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Вопр. Кто же прощает нам грехи? Отв. Господь Бог ( Лк.5:21 ). Однако видимыми раздаятелями благодати прощающей являются Апостольские преемники. Потому пред ними надо «признаваться» в согрешениях, как древле люди каялись пред Иоанном Предтечею, Апостолом Павлом и другими Апостолами ( Мф.3:6 ; ср. Деян.19:18 ; Ин.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Поэтому говорить о замене первой второю – свойственно только еретикам (Толк. Апост. л. 544 об., 545 и 548 об.; сн. Кирил. кн., л. 78). Возражения: 1) Ветхозаветные праведники не причащались св. таин, однако спаслись. Отв. Заповедь Спасителя о причащении дана людям Нового Завета, а не Ветхого, поэтому жившие в ветхозаветное время не виноваты, если не причащались тела и крови Христовой; живущие же в Новом Завете ничем не могут оправдаться, если не приобщаются св. таин и не видят нужды в приобщении их. 165 2) Благоразумный разбойник не причащался св. таин, однако получил спасение. Отв. Благоразумный разбойник получил спасение до смерти Христа Спасителя, а заповедь о причащении возымела силу после неё: сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ; сн. 1Кор. 11:26 ), сказал Господь Иисус Христос. При том же разбойник и не крестился, значит, и безпоповцам не следует креститься? 166 3) Иуда причастился, но погиб. Отв. Иуда погиб от себя. К св. тайнам нужно приступать с верою и со страхом, поэтому не только Иуда, но и всякий, кто приступает к ним без веры и страха, погибнет. Однако следует ли отсюда, что таинство св. причащения не нужно и без него можно спастись? Таинства преданы верным во спасение; поэтому нужно быть верным, а не следовать примеру Иуды, тогда они и будут во спасение. 167 4) Апостолы до тайной вечери имели только крещение, а таин тела и крови Христовых не причащались. Вот какое начало имела Церковь ! а какое её начало, таков должен быть и конец. Отв. Время до тайной вечери было временем Ветхого, а не Нового Завета. 168 5) Апостолы не совершали евхаристии от Вознесения Господня до Пятидесятницы, однако Церковь была возлюблена Богу. Отв. Если Апостолы и не совершали в это время евхаристии, то потому, что, согласно повелению Господа, должны были безмолвно сидеть во Иерусалиме до получения даров Св. Духа ( Лк. 24:49 ; Деян. 1:4 ). 169 6) «Веруй и ял еси и причастился еси», говорит бл. Августин. Значит, если христианин верует, то уже и причастился. Отв. Блаж. Августин обращал свои слова к человеку, находившемуся в исключительных обстоятельствах, именно при смерти, и не имевшему возможности причаститься св. таин. Но исключительные случаи в обдержность не приемлются. 170

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010