Отечник, цит. изд., стр. 357. 296 Сравн. часто употребляемое Оптинскими старцами выражение: »Краи бесовстии суть«, т.е. крайности вредны для духовной жизни, расстраивают ее, а это – дело демонское. 298 Отв. 265. Когда Авва Дорофей писал в одном письме к преподобному Варсануфию о своей боязни закоснеть во грехах и умереть в них, то он ему ответил: «Я Верую Богу, что такому человеку (который, если падет однажды, и восстает, и дважды, и старается управить себя), не обратиться это (падать и восставать) в навык и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведет его в устроение усердных делателей и не возьмет души его дотоле, пока не приведет его в меру высокую, в мужа совершенна ( Еф. 4:13 )». Отв. 271, цит. изд. там же. »Я уже дал тебе залог спасения души твоей; я не желаю обольстить тебя или отлучить от спасающихся истинных чад моих, и покрова Божия». 300 «Ты знаешь», – писал он Авве Иоанну Миросавскому, – «что мы никогда не возлагали уз ни на кого, ниже на самих себя». Руков. к духовн. жизни отв. 51. 301 Отсюда не следует, конечно, что ее (заповедь) не нужно исполнять, идея ее остается обязательной. 307 Иоанна Миросавского Великий Варсануфий, например, именно, готовил. См. отв. 6, 7, 8, 9 и многие другие. 308 Руков. к духовн. жизни, отв. б. Великий Агафон однажды сказал почти буквальную фразу: «Если увижу, что самый возлюбленный мой увлекает меня в душевный вред, то немедленно отвергну его от себя, т.е. прекращу знакомство и сношения с ним». Отечник, цит. изд. стр. 59. 315 А как ты много раз спрашивал меня об одном и том же; следует ли по нужде беседовать с братьями и давать им ответы на вопросы их о помыслах, то скажу, как поступить тебе: с сего времени не пекись ни о чем, кроме того, чтобы совершить путь безмолвия. Цит. изд., отв. 38. 318 Мы описали только первые шаги в его затворнической жизни, а не самую жизнь. См. следующее примечание. 323 «Если хочешь оплакивать грехи свои», – говорил старец, – «не обращай внимание на это, чуждое тебе дело, хотя бы ты и перед кельею твоею видел кого-либо томящегося голодом». (Там же отв. 625). Читать и перечитывать нужно эти слова нынешним монахам, видящим идеал инока в реализации не дающих им спать филантропических и общественных идей... Иногда враг, впрочем, золотит это мишурным лоскутком-оттенком «церковности», конечно, сомнительного качества. 328 «При нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии, чтобы слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, которые Он тогда возвестит соизволил». Таково богословие (- вствование) – настоящего безмолвника. Это последняя ступень. См. С.Нилус. Дух Божий – на Серафиме Саровском , цит. брош. Мск. I903 стр. 15. Читать далее Источник: Св. Варсануфий Великий : Его жизнь и учение/Курсовое сочинение студента 70-го курса ИМП МДА иеромонаха Варнавы (Беляева). - 1915. - 391 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

126. С. 89/Ep. 175. 6-7), в «Ответах» упоминается правило 12 псалмов, к-рое читалось скитянами вечером и ночью (Отв. 74. С. 57, 58/Ep. 143. 30-33), и др. последования и молитвословия, совершавшиеся в киновии аввы Серида (см., напр.: Вопросоотв. 128/Ep. 178), в частности повторение отдельных стихов того или иного псалма, напр.: «Аз есмь червь, а не человек (Пс 21. 7)» (Вопросоотв. 153. С. 110/Ep. 62. 9). В то же время в «Ответах» постоянно подчеркивается, что в молитве важны не столько внешние условия, сколько внутреннее расположение (ср.: Отв. 438. С. 288/Ep. 441). Так же как и в совр. практике некоторых афонских обителей, преподобные отказывались дать вопрошавшим определенное молитвенное правило, они могли делать это индивидуально, но главная причина в том, что вся жизнь монаха сама должна стать непрестанным правилом. «Не желай получить от меня правила (διαταγν), ибо я не хочу, чтобы ты был «под законом, но под благодатью» (Рим 6. 14)»,- писал В. В. игум. Иоанну Миросавскому (Отв. 23. С. 18/Ep. 23. 17-18; ср.: Отв. 28). «Совершенные Отцы наши не имели определенного правила (καννος ρον οκ εχον), но в течение дня исполняли свое правило…» (Отв. 176. С. 131/Ep. 85. 19-20). Безмолвие Важное место в мировоззрении преподобных В. В. и Иоанна занимает учение о «молчании» ( σιωπ) и «безмолвии» ( συχα), к-рые являются своего рода «апофатическим путем» монашеской жизни. По наставлению В. В., авве Иоанну, готовившемуся к отшельничеству: «Если ты и едва и едва не богословствуешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы» (Отв. 36. С. 27/Ep. 36. 17-19). Ввиду того, что оба старца избегали пользоваться классическими греч. терминами θεωρα и θεολογα, обозначавшими «созерцание», термин συχα помимо своего основного значения указывает на состояние духовной радости и на таинственное созерцание и познание Бога (Отв. 22. С. 17, 18/Ep. 22. 10-12, 26-27, 36-38; ср.: Hausherr 1937. Col. 1258, 1259). Безмолвию научает Сын Божий, вселяющийся в сердце того, кто устроил храмину своего внутреннего человека (ср.: Ин 14.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Отв. Сохрани, Господи, душу его. Свящ. Да покоится он в мире. Отв. Аминь. Свящ. Господи, услышь молитву мою. Отв. И вопль мой пусть дойдёт до Тебя. Свящ. Господь да будет с вами. Отв. И со духом твоим. Свящ. Помолимся! (произносит «церковную» молитву: О Боже любви и милосердия… см. выше: в конце утреннего богослужения, или заключительную молитву литургии-мессы с изменением слов: «В память которого мы принесли Тебе жертву» в слова: «Тело которого мы предаём земле»). Отв. Аминь. Свящ. (окропляет святою водою с возгласом): Отец, Сын и Святой Дух да упокоит [erquicken – охладить, освежить] душу твою росою Своего небесного милосердия. Аминь [или: Вечный покой подай ему, Господи, и вечный свет да сияет ему]. (Если есть обычай, то священник совершает каждение над могилою с возгласом): Благоухание добрых дел да вознесётся к Богу вместе с нашими молитвами (или: Да вознесётся к Богу наша молитва за умершего, как благовонное курение). Свящ. (троекратно бросает землю на гроб, возглашая): О человек, вспомни, что ты – прах, и в прах возвратишься (творит над могилою крестное знамение и возглашает): Да восстанешь ты в день судный к вечной жизни благодатию Господа нашего Иисуса Христа, крестом † Своим искупившего мир и победившего могущество смерти (этот возглас может быть употребляем и при водружении могильного креста). Свящ. Отче наш… (до конца). Радуйся, благодатная… (до конца). Вечный покой подай ему, Господи. Отв. И вечный свет да сияет ему. Свящ. Помолимся и за всех, покоящихся на сей Божией ниве (Gotteacker): Отче наш… (до конца). Души всех верующих во Христа да покоятся в мире чрез милосердие Божие. Отв. Аминь. Свящ. Помолимся, наконец, за того из нашей среды, который прежде должен будет последовать в вечность за усопшим. (Wir beten endlich für den jenigen aus unserer Mitte, welcher dem Verstorbenen zuerst in die Ewigkeit wird folgen müssen). Отче наш… (до конца) и малое славословие. – Так оканчивается чин погребения у старокатоликов. По римско-католическому уставу чин погребения может быть совершён и в отсутствии тела умершего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Вопр. Как обыкновенно зовут у нас пресвитеров православных? Отв. Православные христиане называют их священниками. Вопр. Можно ли христианским пастырям усвоять это имя? Отв. Можно. По свидетельству Ап. Павла, у Христа есть «священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). Это «священство» Ап. Павел передал Тимофею ( 1Тим.4:14 ). Как «непреходящее», – вечное, – оно живет в Христовой Церкви доныне. Вопр. Как Слово Божие научает нас относиться к пастырям Церкви? Отв. Мы должны «почитать их преимущественно за дело их» ( 1Сол.5:13 ). В телесных же нуждах всячески довольствовать их. Вопр. На чем основан такой порядок? Отв. Он утвержден на заповеди Апостолов. Ап. Павел пишет: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Тот же Апостол утверждает, что Сам Господь «повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:14 ). И еще: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). И потому православные пастыри заслуженно пользуются своим содержанием от верующих «простолюдинов» ( 1Кор.14:16 ). Вопр. Нельзя ли «предстоятелями» ( 1Сол.5:12 ) Церкви считать тех людей, которые, отличаясь доброю жизнию, сами присвояют себе честь пастырства? Отв. Нельзя. Такие люди, при всех своих достоинствах, не могут быть пастырями Церкви. Они подобны Корею, Дафану и Авирону – самозванцам в народе Божием. Поэтому как тех самозванцев за беззаконие поглотила земля ( Чис.16 ), так их новозаветных подражателей Евангелие называет ворами и духовными разбойниками ( Ин.10:1 ). § 2. О единстве, святости и непогрешимости Церкви Вопр. Основанная Господом Церковь для спасения верующих какими свойствами обладает? Отв. В 9 чл. Православного Символа веры мы называем ее единой, святой, соборной и Апостольской. Вопр. Что означают эти названия? Отв. Церковь Христова едина: сколько бы обществ христианских ни усвояли себе этого имени, – на земле истинная Церковь Божия – одна. Ибо Церковь Христова есть тело Его ( Еф.1:23 ), а Тело у Христа – одно. Вопр. На каком же основании в Посланиях Апостольских говорится о многих Церквах ( Гал.1:2 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

О друге, сподвижнике и соавторе В. В., авве Иоанне Пророке (Прозорливце), известно намного меньше. О теснейшем духовном единении с В. В. прп. Иоанн писал: «Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое» (Отв. 302/Ep. 305. 11-12, 15; ср. Отв. 220). Прп. Иоанн в ответах именуется «другим старцем». Он в течение 18 лет подвизался в затворе в том же мон-ре, в келье, где первоначально жил В. В. (Отв. 221), и не принимал никого, кроме аввы Серида и прп. аввы Дорофея Газского , к-рый 9 лет был у него послушником ( Doroth. Doctrinae. 4, 56//PG. 88. Col. 1669A). Прп. Иоанн осуществлял духовное руководство, так же, как и В. В., через свои ответы, к-рые носили более прямой и практический характер (Отв. 75; 76/Ep. 146; 147). Наряду с различными духовными дарованиями он обладал особым даром прозорливости и пророчества, почему и был назван Пророком ( Doroth. Vita Dosithei. 1// Brun P. M. Vie de St. Dosithée. Rome, 1932 (Orientalia christiana; 26, 2); ср.: Отв. 792; 793/Ep. 783; 784). Он писал, что сам не имеет священного сана («не причтенный к клиру») (Отв. 138. C. 97/Ep. 211. 15). Прп. Иоанн скончался в 540 г., через неск. недель после смерти аввы Серида (Отв. 221). В кон. X в. память В. В. отмечалась К-польской Церковью 6 февр., хотя и не повсеместно: его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования имп. Константина VII Багрянородного (944-959), и в нек-рые др. календари той же эпохи ( Neyt. 1997. P. 27, 28); в частности, она указана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48). Др. древнейшее свидетельство о совместном поминании преподобных В. В., Иоанна и Дорофея 6 февр. содержится в груз. Минее, написанной в Иерусалиме ок. сер. XI в. ( Garitte G. Le Ménée géorgien de Dumbarton Oaks//Le Muséon. 1964. T. 77. P. 43); оно отражает практику Иерусалимской Церкви, сложившуюся, по предположению Ф. Нея, под влиянием К-поля ( Neyt. 1997. P. 29). Неизвестно, существовала ли в то время служба, посвященная этим преподобным. Значительно позже прп. Никодим Святогорец написал в честь каждого из святых по дистиху (Συναξαριστς τν δδεκα μηνν το νιαυτο. Τ. Ζ. Κωνσταντινοπολις, 1842. Σ. 26). В 1865 г. в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне была составлена служба этим святым ( Lambros S. P. Cat. of the Greek Manuscripts in Mount Athos. Camb., 1900. T. 2. N 6381), но она сгорела вместе с нек-рыми др. рукописями. Греч. гимнограф мон. Малого скита св. Анны Герасим составил новую службу на греч. языке, слав. перевод к-рой был сделан и опубликован мон. ТСЛ Агафангелом (Легачем) ( Легач. С. 141-158). «Вопросоответы» («Ответы»)

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

II. О чудесном действии Христианства в людях так любомудрствует святитель Тихон: «Писание пророческое и апостольское особливую внутрь себя имеет силу, так что читающие его и размышляющие о нем духовное действие внутрь себя чувствуют, к благочестию возбуждаясь, к презрению мира и к желанию небесных благ поощряясь, в печалях живое утешение почерпая, к истинному покаянию обращаясь и пр. Живо бо слово Божие и действенно ( Евр. 4:12 ). Видим в Церковной истории, что многие язычники, читая священное Писание, обратились к истинному Богу и приняли веру Христову: о том же ясно говорит обращение всего язычества. А сие происходит не отинуды, как – от силы и действия духовнаго, в Писании святом сокровеннаго... Как мед – от вкуса, зелие и цвет – от терция: тако св. Писание познается от силы и действия его небеснаго, что оно есть дар великий, от Отца небеснаго роду человеческому поданный». О как бы не вотще был нам дар сей Божий, по нашему нерадению!.. Отчаяние  и мысли отчаятельныя святитель Тихон так отражает: «Я-де недостоин небеснаго Царствия!» Отв. Подлинно, никто же от человек достоин его; но Христос Господь наш – достоин, Который безценною крови Своея ценою заслужил нам его. От Его достоинства и наше зависит. Он Своим достоинством и нас недостойных достойными сотворил. «Я-де грешник!» Отв. Христос Иисус прииде в мир грешники спасти. Он – оправдание наше: Он – премудрость нам от Бога, правда же и освящение и избавление... «Я-де многие грехи соделал!» Отв. Идеже умножися грех, тамо преизбыточествова благодать. Многие грехи, по множеству щедрот Божиих, очищаются. «Я-де боюсь суда!» Отв. Глоголет Христос: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет. «Боюсь-де погибнуть!» Отв. На сие глаголет Псаломник: Бог спасений наших, Бог наш, Бог, еже спасати. «Боюсь-де ада и вечнаго мучения!» Отв. Христос Господь смертию и кровию Своею искупил нас, как воспевает Церковь : из чрева адова избави нас. «Как-де мне со святыми вселиться, которые в толиких добродетелях просияли?» Отв. И святые благодатию Христовою спаслись. Ты молись с разбойником: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Мужайся убо и да крепится сердце твое! Господь помощник твой; Господь заступник твой; Господь защититель твой; Господь искупитель твой; Господь избавитель твой, спаситель твой. Он всесильною рукою Своею сохранит тебя. Ангели Божии – сопутники твои... Обратися убо, душе моя, в покой твой!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Какое общее наставление касательно таин Божественных преподает свят. Тихон? Отв. " О Таинстве Пресвятыя Троицы, святейшия Евхаристии и о прочих такожде, что не открыто в св. Божием слове и что открыто, но ты понять не можешь, любопытно не испытывай, да не в сеть диавольскую впадешь, и в ней запутаешься, и изыти из нея невозможешь и тако погибнешь. Ибо что веры единой требует и разум наш превосходит, то испытывать очень опасно. Берегись испытывать то, что – выше тебя. Веруй во всем так, как св. Церковь верует: сей есть путь безопасный». В ином месте: «Кто много на солнце смотрит и прилежно внимает оному, у того глаза помрачаются и повреждаются: так, кто Бога, вечное солнце, любопытно разсматривает и непостижимыя Его тайны тщится испытать, у того ум помрачается и в великое заблуждение впадает. Берегись, человек, испытывать, что тебе не дано знать. Довольно нам то только о Боге разсуждать, что св. Его слово открыло». Вот краткое известие о семи таинствах Православной Христовой Церкви, изложенное свят. Тихоном в наставлении Воронежскому духовенству. Вопр. Что есть тайна, или Таинство ? Отв. Таинство есть служение, которое, под некиим видом зримым, приносит в душу верную незримую благодать Божию. Вопр. Колико есть Таинств? Отв. Седьмь: 1) Крещение, 2) Миропомазание , 3) Покаяние, 4) Евхаристия, 5) Брак, 6) Священство и 7) Елеосвящение. Вопр. Кто установил Таинства? Отв. Христос Господь установил, иныя – Сам, иныя же – чрез Апостолов. Вопр. Для чего установлены Таинства? Отв. Во свидетельство любви Божией к нам, и – для спасения нашего. Вопр. Что дает нам таинство ко спасению души? Отв. Всякое таинство дает нам благодать Божию – от св. Духа, врачующую наши болезни, очищающую душу от грехов, освящающую и спасающую человека. Без таинств нашей Православной Церкви для человека спасение невозможно. Вопр. Из чего состоит таинство? Отв. Из двух вещей, без которых не может быть таинства. 1) Из материи, т. е. вещества, приличнаго тайне и 2) из формы, т. е. из совершения, или слов священных, которыми совершают тайну.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

О чем же говорится в этом кондаке? Отв. О Рождестве Иисуса Христа от Пр. Девы Марии, о поклонении пастырей и волхвов. Точно также будет прочитан и объяснен тропарь праздника, при помощи следующих вопросов: Что значит: «возсия мирови свет разума»? Отв. Открыло миру свет истины. Что значит «в Нем бо звездам служащии звездою учахуся»? Отв. В это время служащие звездам, как богам, научились от звезды поклоняться и познавать Тебя. Кто называется Солнцем правды и Востоком с высоты? Отв. Иисус Христос, просветивший весь мир. Этим я думаю закончить свой 1-ый урок и задам детям выучить 2-ой член Символа Веры и его объяснение. б) Урок 2 Спросив детей заданный урок, я перейду к объяснению 3-го члена Символа Веры . «Для чего Сын Божий сошел с небес на землю»? Отв. Для нашего спасения. Ев. Иоанн говорит: «Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ), т. е. Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, воплотился. Вспомните, что сказал Архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии при Благовещении? Отв. Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя. ( Лк.1:35 ). Значит, Сын Божий воплотился от Св. Духа и Пр. Девы Марии. Но Он не только принял на себя плоть, но и душу человеческую, кроме греха, сделался человеком – вочеловечился. В то же время Он не переставал быть и Богом: Он был Богочеловек. В 3-м члене Символа Веры говорится, что мы веруем в Сына Божия ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, воплотившегося от св. Духа и Девы Марии и вочеловечевшегося. Затем прочту член по-славянски и, заставив прочитать его несколько раз по молитвеннику и на память, спрошу детей его объяснение, предлагая им для облегчения вопросы: 1) Для чего Сын Божий сошел с небес? 2) Как говорит Ев. Иоанн о воплощении Сына Божия? 3) Что сказал Арх. Гавриил Деве Марии? 4) Приняв на себя плоть, что Сын Божий принял еще? 5) Как это сказать одним словом? Затем я перейду к объяснению песни «Свете Тихий». Кто же называется Светом? Отв. 2-ое лицо Пресвятой Троицы, Господь Иисус Христос. Вечером, когда солнце заходит, оно уже не испускает такого ослепительного света, как днем, не больно глазам смотреть на этот свет. Господь Иисус Христос есть Свет, но Свет тихий, приятный спокойный.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отв. Этот закон указывает Апостол; в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Все должно назидать верующих ( 1Кор.10:23 ). Вопр. Что особенно побуждает Церковь вводить в употребление новые, по сравнению с буквой Евангельской, чины и обряды? Отв. То, что в Евангелиях или совсем не сказано, или очень кратко упомянуто о различных сторонах христианской жизни ( Ин.20:30 ). Напр., не известно по Евангелию, как совершать крещение, брак и другия таинства. Глава четвертая § 1. О связи Церкви земной с небесной Вопр. Земная Церковь , основанная Господом, одиноко-ли существует среди людей? Отв. Нет. Она богатно окормляется Святым Духом ( Ин.14:16 ; Мф.28:20 ) и находится в теснейшем общении с Церковью небесной. Вопр. Из кого состоит Церковь небесная? Отв. Ее составляют под главою Самого Господа чины ангельские и души праведников, достигших совершенства. Так сказано в Апостольском послании христианам: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему Собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, – и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22, 23 ). Вопр. Какою связью соединены земная Церковь с небесной? Отв. Связь, соединяющая их, есть молитва веры, проистекающая из чувства взаимной любви. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Как именно обнаруживается любовь Церкви земной к небесной и обратно? Отв. С нашей стороны любовь проявляется в прославлении и молитвах, которые мы возносим к святым. – Со стороны Церкви небесной любовь к нам сказывается в помощи и ходатайстве за нас пред Богом. Вопр. Откуда это усматриваем? Отв. Это следует из Священной Библии. В кн. Сираха сказано, что Церковь земная воздает хвалу небесным праведникам ( Сир.44:14 ). Такую хвалу воздал Иисус Навин ангелу у стен Иерихонских; а сыны пророческие прославили святого пр. Елисея своим поклонением ( 4Цар.2:15 ) еще во время его земной жизни. В Новом Завете Господь сказал об Апостолах: «и славу, которую (Отец) дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). Поэтому Павел и Сила не осудили темничного стража, когда тот, в трепете, припал к ногам их ( Деян.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Василия. Во всем корпусе «Ответов» лишь однажды цитируется свт. Иоанн Златоуст (Отв. 462/Ep. 465), а святители Григорий Богослов и Григорий Нисский - только в связи с оригенистскими спорами в тех же вопросах, где приводились отрывки из сочинений Оригена и «Гностических глав» Евагрия (Вопросоотв. 606-610/Ep. 600-604). Авва Дорофей просил у аввы Иоанна разъяснить ему 2 непонятных места у свт. Василия, из к-рых одно установлено (Отв. 316/Ep. 319. Ср.: Basil. Magn. Moralreg. 2, 3//PG. 31. Col. 705B), а др. имеет только параллели в разных гомилиях святителя (Отв. 315/Ep. 318. Ср., напр., Hom. in illud dictum evangelii secundum Lucam: Destruam//PG. 31. Col. 265C). Однако прямые ссылки на сочинения свт. Василия не отражают всех взаимосвязей между его аскетической системой и учением двух старцев. Аскетические взгляды свт. Василия Великого оказали на преподобных В. В. и Иоанна значительное влияние, особенно это касается учений о монашеском общежитии как о едином теле, членами к-рого являются монахи («[будь] честный член общежития». Отв. 233. C. 175/Ep. 236. 45-46. Ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 24//PG. 31. Col. 984), о полном отречении от мира (Отв. 323/Ep. 326. Ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 8//PG. 31. Col. 936) и о послушании до смерти (Отв. 356. С. 244. Ср.: Basil. Magn. Asc. brev. 152). Аскетическое учение Богооткровенный и духоносный характер учения преподобных В. В. и Иоанна был очевиден как для их современников, так и для тех, кто продолжал учиться у них в последующие времена. Преподобные руководствовались принципом, сформулированным аввой Сисоем: «Ищи Господа, а не испытывай, где обитает Он» (Отв. 60. С. 47/Ep. 125. 43. Ср.: Alph. Sisoes 40. P. 405). Их «Ответы» представляют ценность прежде всего потому, что в них отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на к.-л. теоретических знаниях. Хотя «Ответы» преподобных В. В. и Иоанна, дававшиеся в основном по конкретным поводам, не позволяют полностью восстановить богословские и аскетические взгляды отцов, тем не менее они содержат богатейший материал.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010