В. Когда же Иисус Христос соделал простых, неученых рыбаков премудрыми ловцами человеков? Отв. Иисус Христос соделал простых неученых рыбаков премудрыми ловцами человеков после ниспослания им Святаго Духа. В. Кто же из Апостолов был первым премудрым ловцом человеков? Отв. Апостол Петр был первым премудрым ловцом человеков, ибо он первый выступил с проповедью о Христе и уловил, т. е. привлек к вере в Иисуса Христа около трех тысяч человек. Да. Но и остальные Апостолы исполнили повеление своего Божественного Учителя: вскоре, после сошествия на них Святаго Духа они пошли с проповедью по всей земле. Проповедь их имела великий успех: повсюду, где они проповедовали, множество людей уверовало и Иисуса Христа и получало крещение от Апостолов. Таким образом, Господь наш Иисус Христос, соделал из простых неученых рыбаков премудрых ловцов людей, когда ниспослал им Духа Святого; Господь наш Иисус Христос через этих премудрых ловцов привлек к вере в Бога весь мир, всех людей. В. В какой же церковной песне говорится об этом? Отв. В тропаре праздника Сошествия Святаго Духа на Апостолов, который читается так: «Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе!» Спросив у детей перевод отдельных выражений этого тропаря, я перейду к объяснению 8-го члена Символа веры , но уже после того, как дети мне скажут, что открыл нам Иисус Христос о Третьем лице Пресвятой Троицы – Духе Святом. Объяснение 8-го члена Символа веры . Господь Иисус Христос послал Апостолам Духа Святаго после их усердной молитвы об этом. В. Когда Господь и нам посылает Святаго Духа? Отв. Господь и теперь посылает нам Святаго Духа, когда мы об этом усердно молимся. В. На что наставляет нас и в чем помогает нам Дух Святый пребывая среди нас? Отв. Дух Святый пребывает в нас и наставляет на все хорошее, помогает нам достигнуть царствия небесного. В. Какую молитву вы знаете Духу Святому? Отв. «Царю Небесный…» В. Как называем мы Духа Святаго в этой молитве?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отв.», а в других свидетельствах. Появление «Пом. Отв.», их внешние искусственные формальные достоинства, скрывавшие внутреннюю несостоятельность, распространение их среди старообрядцев, опасность, угрожавшая при чтении их многим нетвёрдым в православии, видимое превосходство «Отв.» перед вопросами простодушного Неофита сильно побуждали церковную власть к немедленному рассмотрению и опровержению сочинения Андрея Денисова. Для обличения «Пом. Отв.» требовалось немало времени и трудов. Медлительность и особенно неудачный шаг в возответствовании, могли истолковываться раскольниками во вред господствующей церкви в смысле её слабости и невнимания к интересам веры. Это и случилось. По распоряжению Св. Синода, книга «Пом. Отв.» немедленно передана была Феофилакту Лопатинскому для разбора и обличения. Феофилакт, южно-русского происхождения, получил образование в Киевской академии в заграничных школах; по возвращении оттуда, с 1706 г. по 1722 г. был профессором и ректором московской академии; с 1722 г. был архимандритом Чудовского монастыря и советником Св. Синода. В 1723 г. назначен был епископом тверским и кашинским. В 1725 г. произведён архиепископом и вторым по Феофану Прокоповичу вице-президентом Св. Синода. С 1734 г. Феофилакт испытал много горя и унижений от своих врагов за полемику против лютеранства. Скончался в 1741 г. 84 Случилось нечто странное. По официальным известиям дело представляется так, что впоследствии, уже в 1733 г., вспомнили (?) об «Пом. Отв.» и стали разыскивать, где они находятся. Оказалось, что они уже 10 лет находились у Феофилакта. В объяснение медленности исполнения синодального поручения, Феофилакт отозвался, что обличение давно бы было уже готово, если бы, «по кончине блаженного и вечно достойного памяти Петра Великого, раскольники от синодального ведомства в светскую команду не отошли 85 и на новописанные книги тяжкие цензуры не настали». В августе 1734 г. Феофилакт представил «Обличение» в Св. Синод на рассмотрение. По желанию Питирима, бывшего в то время членом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Размышляя о таких свойствах креста Христова, мы его почитаем: как жертвенник христианский, который но Слову Божию, есть «святыня великая» ( Исх.29:37 ); как «дерево благословенное», чрез которое явилась в мир правда Божия, и как знамя нашего спасения во Христе. Вопр. Согласно-ли с Апостольским учением почитание деревянного креста Христова? Отв. Согласно. Ап. Павел пишет: «я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Вопр. Почему необходимо думать, что именно видимым крестом хвалится Апостол? Отв. Так надобно думать потому, что «крестом Христовым» в Слове Божием называется деревянный крест. Например: «при Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его» ( Ин.19:25 ). Вопр. На каком основании поклоняемся мы вещественному кресту Христову? Отв. Кланяясь кресту, православные поклоняются страданиям Христовым, претерпенным на кресте. Подобно этому в древности благочестивые люди говорили: «пойдем к жилищу» Божию «поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). Эти люди веровали и почитали Единого Бога; однако они «кланялись» Его подножию – Ковчегу Завета ( 1Пар.28:2 ). Так и православные лобызают язвы гвоздинные у нашего Спасителя, но почитают крест, на котором Он претерпел вольные страсти. Вопр. Для чего православные носят крест на шее? Отв. Чтобы постоянно помнить о поруганиях Христовых ( Евр.13:13 ). В знак этих поруганий, которые мы должны нести, по учению Евангелия ( Мф.10:38 ), – мы «обвязываем шею свою» ( Притч.6:21 ) крестом. Глава седьмая. О церковно-религиозных уставах православных Вопр. При соблюдении прямых заповедей Евангельских, обязаны-ли мы еще хранить «уставы» церковные? Отв. Безусловно обязаны. Уставы церковные оберегают нас от распущенности жизненной; они и наружному поведению нашему придают облик православно-христианский. Вопр. Святые мужи хранили-ли «уставы» церковные? Отв. Строго хранили. О благочестивом священнике Захарии и жене его Елизавете Евангелист Лука одобрительно написал: «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

23-й вопр. Которые не имеют отцов духовных, как с таковыми поступить? Отв. Внушить, чтобы озаботились иметь отца духовного; не послушают, подлежат отлучению до исправления. 24-й вопр. Кто не был на исповеди много лет и помрет без исповеди, можно ли по нём петь погребение и поминать? Отв. Два случая внезапной смерти: первый живет человек, трудится, торгует, работает и получает внезапную смерть, – хотя бы долгие лета не исповедался, таковых нельзя лишать поминовения: дело исповеди есть средство покаяния самому себе, Ефремом Сириным изъявленное. В подобных случаях следует усугубить заупокойные пособия. Второй случай, аще ли кто идет, или в доме своём, или в публичном месте в бесчувственном пьянстве, блуде, прелюбодействах, т. е. явных безбожников, чуждых благодати, и случится им внезапная смерть, таковых не поминать. 25-й вопр. Кто у инославных бывает восприемником лично или по его согласию записан в метрики, какому наказанию подлежит? Отв. Отлучению до исправления и 6 недель посту; в случае, если записан в инославную метрическую книгу, без согласия и ведома его, наказанию подлежит. 26-й вопр. Кто бреет или стрижет бороду, как с таковыми поступать? Отв. Воспрещенное законом Божиим и свят. Церковью предано проклятию, лишаются соборного христианского погребения, и таковых отлучить от общей молитвы, а в случае смерти и с покаянием, погребение петь заочное, а в молитвенный храм тело не вносить. 27-й вопр. Развратившие христиане на курение или нюхание табаку какому наказанию подлежат? Отв. Естестворугательные табачные похотники, равные по вине с брадобритием, отлучить с верными в молитве, и ежели не оставят это пристрастие, то и на покаяние не принять; Иоанн Злат. естественный закон сознал равно за Божий закон. 28-й вопр. Кто стрижет голову не обычно, т. е. придерживаясь обычаю или моды инославных, как мужчины, так и женщины, какому подлежат наказанию? Отв. Мужской пол увещевать, – не послушают, то в моленной поставить позади всех, чтобы не соблазнял братий своих, и дозволить обще молиться, а женский отлучить от сообщения в молитве до исправления (прав. 15-е Корм. лист. 43-й, – жена стригущая власы проклята есть, и книга Лев.19:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Старокатолики: Римско-католики: Епископ (после словесного наставления к имеющим получить миропомазание, снимает митру, – приступающие к таинству преклоняют колена, – и епископ, обращаясь к ним со сложенными на груди крестообразно руками, произносит): Епископ (сидя умывает руки, потом встаёт, снимает митру и, обратившись к имеющим получить миропомазание, скрестив на груди руки, – в то время как приступающие к таинству преклоняют колена со скрещёнными на груди руками, – произносит): Дух Святой да снизойдёт на вас, и сила Всевышнего да сохранит вас от грехов.Народ: Аминь. Spiritus Sancrus superveniat in vos et virtus Altissimi custodiat vos a peccamis.Ombem: Amen. Епископ (полагая на себя крестное знамение). Помощь наша во имя Господа. Епископ (полагая на себя крестное знамение): Adjutorium nostrum in nomine Domini. Нар. Сотворившего небо и землю. Ответ: Qui fecit coelum et terram. Еп. Господи, услышь молитву мою. Еп. Domine exaudi orationem meam. Нар. И вопль мой пусть достигнет до Тебя. Отв. Et clamor meus ad teveniat. Еп. Господь да будет с вами. Еп. Dominus vobiscum. Нар. И со духом твоим. Отв. Et cum spiritu tuo. Еписк. (простирая руки к имеющим получить таинство) Помолимся! Всемогущий вечный Боже, соблаговоливший подать благодать возрождения водою и Духом Святым сим рабам Твоим и простить им грехи их, ниспосли на них с неба Утешителя Духа Твоего Святого во всей полноте Его. Еписк. (делает то же): Oremus. Omnipotens, sempiterne Deus, qui regenerare dignatus es hos famulos tuos ex aqua et Spiritu Sancto: quique dedusti eis remissionem peccatorum, emitte in eos septiformem Spiritum tuum Sanctum Paraclitum de coelis. Нар. Аминь. Отв. Amen. Еп. Духа премудрости и разума. Еп. Spiritum sapientiae et intellectus. Нар. Аминь. Отв. Amen. Еп. Духа совета и крепости. Еп. Consilii et fortitudinis. Нар. Аминь. Отв. Amen. Еп. Духа познания и благочестия. Еп. Spiritum scientiae et pietatis. Нар. Аминь. Отв. Amen. Еписк. Исполни их Духом страха Твоего и запечатлей их знаком креста † Христова в полноте благодати в жизнь вечную. Чрез того же Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Твоего, Который живёт и царствует с Тобою во единстве того же Святого Духа Бог от века до века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Писание: Вы помазание имате от Святого и проч. Извествуяй нас с вами во Христа и помазавый нас Бог и пр., или на их одобрении преемниками их. г) Миропомазание в древней Церкви было ни что иное, как часть обрядов, употребляемых при крещении? Ошв. – Мнение основывающееся на том, что сии Таинства совершаются непосредственно одно за другим, отвергается тем, что а) они совершались и порознь, б) Отцы усвоили каждому из них особенную благодать, в) Помазание маслом при крещении бывает и доселе, но оно строго отличается от Таинства Миропомазания, которое независимо совершается вслед за Крещением. Против покаяния Лютеране говорят а) будто бы оно не имеет основания в Св. Писании? Отв. Напротив: и сие рек дуну глагола: примите Дух Свят. Имже отпустите грехи отпустятся им и имже держите держатся ( Ин.20:22,23 ). б) Нет видимого знака. Отв: Вместо сего служат некоторые действия разрешающего над разрешаемым. в) He подтверждается примером древней Церкви. Отв. Даже Апостольской ( Деян.19:18 ): мнози же от веровавших прихождаху ицсповедующе и скиаующе дела своя. г) Грешим против Бога, ибо Он Один может отпущать грехи: что сей тако глаголет хулы? кто может оставлять грехи, токмо Един Бог ( Мк. 2:7 ). Отв. Поскольку Сам Бог установил Таинство покаяние, и служителям Церкви даровал право отпускать грехи исповедующим оные; то имеем ли право испразднять дело Божие своим лжемудрованием? Против Священства лютеране говорят, будто оно а) не установлено Богом. Отв. Установлено Иисусом Христом: Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Пастыри и пр. и Духом Святым: внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Св. постави Епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею ( Деян.20:28 ). б) Ни имеет благодатного обетования. Отв. Оно выражено опытом посвященных лиц: не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества ( 1Тим.4:14 ). Ее же ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею. He бо даде нам Бог духа страха, но силы и любви и целомудрия (и проч. 2Тим.1:6, 7 ). Притом же обряд употребляемый Апостолами, не составляет одной церемонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Отв. Ручательством в том служат для нас непогрешимые каноническия книги. Мы только то принимаем из неканонических книг за истину, что вполне согласно с книгами каноническими. Вопр. Какия же книги Библии признаются неканоническими? Отв. Книги Товита, Иудифь, Премудрости Соломоновой, Иисуса Сына Сирахова, Послание Иеремии, книги Маккавейския, третья книга Ездры. § 2. О священном Предании Вопр. Что называется Священным преданием? Отв. Священное предание есть учение Господа, Апостолов и мужей Апостольских, переданное Церкви, как святыня, устно и не записанное в Библию . Священное Предание сохранили нам благочестивые ученики Апостолов, после тщательной проверки его подлинности и богодухновенного достоинства. Вопр. Откуда следует, что Священное Предание должно быть источником нашей веры? Отв. Это видно из писанного Слова Божия. Христос Спаситель сказал: «покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). «Кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Между тем Сам Спаситель Своего учения не записывал. Он передал его ученикам устно, преданием. Вопр. Однако Апостолы записали учение нашего Господа? Отв. Записали, но не все и не полно. Об этом свидетельствует Евангелист Иоанн: «много сотворил Иисус пред учениками Своими других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ; Ин.21:25 ). Тот же Апостол говорит в своем послании: «многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами»... ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ). Вопр. Неужели Апостолы в своих посланиях не записали того, что необходимо нужно христианам? Отв. Самое необходимое для верующих Апостолы записали, но кратко и прикровенно. Записанного без пособия Апостольского предания понять нельзя правильно. Это ясно из того, что во Святом Писании нигде не сказано, как именно совершать спасительное крещение, причащение, елеопомазание; какия духовные песни распевать в Церкви для назидания христиан ( Кол.3:13 ), какия, наконец, книги Библии принимать за каноническия, какия – за неканоническия. Вопр. В виду этого, как сами Апостолы говорят о Священном Предании?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В. Кто крестил Богородицу? Отв. Петр Апостол. В. Кто не рожден умре, а рожден не умре, в столп претворися, а не истле? Отв. Адам не рожден умре, а рожден не умре Илья Пророк, а в столп превратися Лотова жена. В. Кто есть первый Пророк на земле? Отв. Адам. Егда сотворен был, и вопроси его Господь: Адаме, что видел еси во сне? Он же рече: видел еси, Господи, Петра в Риме распята, а Павла в Дамасце, а Тебя, Господи, видел над моим лбом распятого». Другие вопросы с ответами заимствованы из Иконописных Подлинников и сочинений, содержащих в себе объяснение церковной архитектуры и утвари, какова, напр., «Никоновская Скрижаль», изданная в Москве в 1656 г. Например, из иконописного толкования Св. Софии: «В. Что Премудрость созда себе Храм? Отв. Премудрость Христос, а Храм Богородица. В. Что утверди столпов седмь? Отв. Седмь Св. Отец Соборы» 30 . Из Подлинника же взяты некоторые символические толкования живописных подробностей, напр., «В. Что у Богородицы на главе три звезды? Отв. Прежде рождества дева, в рождестве дева, и по рождеству дева». В Сборном Подлиннике графа С. Г. Строганова: «О звездах, что пишутся на Пресвятой Богородице Иконе. Тремя бо звездама образует три великия тайны Пресвятой Богородицы. Первая великая тайна, яко Дева сподобися Бога плотию без семени родити, прежде бо рождества Дева. Вторая превеликая тайна, яко рождаемый рождьшей девства двери не вредны соблюде, Еммануиль бо глаголется, естества двери отверзе, яко человек, девства же затворь не разверзе, яко Бог: сего рождьшия и в рождестве Дева глаголется, и в лепоту, Бога роди, из нея воплощена. Третья превеликая тайна, яко и по рождестве паки Девою пребысть. Ино толкование: и паки три звезды, яко той есть образ рождьшия нам Единого от Троицы Христа Бога нашего». К символике христианской археологии принадлежат в нашей Азбуке вопросы: что есть престол? Что царские врата? Что занавес у царских врат? Что жертвенник? – и тому подоб. Надобно сказать правду, что популярное объяснение всех подобных предметов в старинных Азбуках могло бы быть весьма полезно для учившихся грамоте, если бы между этими объяснениями не встречалось самых превратных понятий, свидетельствующих о наивности древнерусских грамотных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

657 Вас. В. 70. См. объясн. этого правила у Вальсамона и у Илии критского, отв. 1. и ср. Никифора пр. 117. 659 Афанас. алекс. посл. к Аммуну. Тимоф. алекс. 5, 6, 7, 12; ср. Никифора пр. 79, 80, 107, 151, 193 и 194. 660 Вальсам. отв. 11, 51 и 52 Марку алекс. Петра хартоф. отв. 7 и 8. Зонара написал даже особое рассуждение, для опровержения взгляда, что естественное истечение семени есть нечто само по себе нечистое (см. в конце IV тома синтагмы). 666 Вас. В. 4 и 50; лаод. 1. По вторые браки и третьи, подвергаемые церковному покаянию, могли, под этим условием, быть заключаемы и признаваемы церковью: так Василий Вел. (пр. 50) говорит, что хотя третий брак есть нечистота в церкви, но всенародному осуждению он не подвергается, как нечто лучшее, сравнительно с распутным прелюбодеянием. Церковного венчания, однако, вторые и третьи браки не были удостоиваемы, как это ясно видно из правил Никифора 8, 9, 69, 149. На третий брак в особенности неблагоприятный взгляд был настолько силен в практике, что сначала императрица Ирина около 800 г., потом император Лев Мудрый к концу IX в. безусловно воспретили третий брак (см. Zhishman, стр. 313, 437 и сл.). Но когда Лев же первый и нарушил этот закон вступлением в третий и даже в четвертый брак, последовавшие затем споры между двумя образовавшимися партиями вызвали так называемый τμοσ νσεος, т. е. примирительное решение, сосостоявшеся на констант. соборе 920 г. Второй брак признан не преступным (хотя н позднейшие канонисты все еще считают необходимою епитимию за двоебрачие, – напр. Илия критский, отв. 3, Никифор хартофилакс, отв. 1), третий брак для лиц, достигших 40 л. возраста и имеющих детей, безусловно воспрещен, для лиц не достигших этого возраста, или достигших, но не имеющих детей, дозволен, под условием церковного покаяния. 670 Правилом 30-м собора карфаг. и 14 халкид. воспрещается духовным лицам и детям духовных лиц вступать в брак с еретиками; но в лаод. 10 и 31, а также в 12 трул. устанавливается общее и безусловное для всех христиан воспрещение браков с еретиками, хотя и без расторжения брака, уже заключенного, в случае обращения одного из супругов в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Положение раскола при архиепископах Афинских IV.6. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1950–1955 гг. IV.7. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1955–1973 гг. IV.7.1. Восстановление «флоринитской» иерархии IV.7.2. Каноническая оценка хиротоний «флоринитского» епископата IV.8. «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1950–1970 гг. IV.9. Попытка воссоединения «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции с РПЦЗ (1971–1976 гг.) IV.10. Разделения и расколы во «флоринитской» юрисдикции IV.10.1. Раскол 1974 года и образование малых группировок IV.10.2. «Каллистовский» Синод Церкви ИПХ Греции IV.10.3. «Геронтиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1983–1985 гг.) IV.10.4. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1979–2007 гг. IV.10.5. Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Спартанского Дорофея (Цакоса) IV.10.6. Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Монреальского и Канадского Акакия (Дускоса) IV.10.7. «Авксентьевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1985–2007 гг. IV.10.8. «Миссионерская Православная Архиепископия Америки» IV.10.9. «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции) IV.10.10. Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита IV.10.11. «Каллиникитский» Синод Церкви ИПХ Греции («Церковь ИПХ Греции и Зарубежья») в 1995–2007 гг. IV.10.12. «Афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1995–1998 гг.) IV.10.13. «Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции в 1985–2007 гг. IV.10.14. «Православная Церковь Франции» IV.10.15. «Православная Церковь Португалии» IV.10.16. «Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод») IV.10.17. «Православная Церковь Италии» IV.10.18. «Независимая Греческая Православная Церковь IV.11. История «матфеевской» юрисдикции в 1976–2007 гг. IV.11.1. «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1976–2007 гг. IV.11.2. «Матфеевско-григорианский» Синод Церкви ИПХ Греции IV.11.3. «Кирико-матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви V.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010