XVII. Библиотека и церковный архив Библиотеку Морского Собора составляют: А) богослужебные книги. Б) книги священного писания, В) писания св. отцов и учителей церкви, а равно и других ученых мужей, относящиеся к изъяснению св. писания, Г) сочинения по богословию догматическому, нравственному, каноническому праву, по литургике и против раскола, Д) книги исторические, Е) философские и Ж) духовные журналы. А. Богослужебных книг полный круг. Не перечисляя их в подробности, скажем только, что некоторые из них во многих экземплярах. Между богослужебными книгами достойны внимания следующие: а) Евхологион, альбо молитвослов или требник, имея в себе церковные различные последования, иереям подобающая – Петра Могилы , митрополита киевского, 1646 г., б) Пентикостарион, еже есть пятидесятница, напечатанная при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе 1670 г. На первых листах этой книги есть надпись: сия книга, глаголемая минея цветная, думного дворянина, Петра Ивановича Прончищева, жены его Настасьи Ивановны Прончищевой, в) месячная минея за июнь, напечатанная в 1724 г. Инд. 2, месяца ??тября. На первых листах сей книги надписано: «сия книга минея цер?? Чудотворца Николая, на морском полковом дворе, 1744 г.», г) минея месячная за апрель, май, июль, август, сентябрь, ноябрь и декабрь с такой же надписью, д) триодь цветная 1722 г. Инд. 15 февраля, с таковой же надписью. Между исследованиями молебных пений на частные случаи есть дельные брошюры со следующими наименованиями: молебное пение ко всемогущему Богу во время заразительной и губительной немощи. Москва, 1791 г. благодарственное к Господу моление, совершаемое 6 ноября и 5 апреля, Москва, 1797 г., последование молебного пения на испровержение крамолы, угрожавшей междоусобием. С.-Пет. 1826 г.; последование молебного пения, по случаю наводнения в С.-Петербурге в 1824 г.: чин священнослужения и о??дов, наблюдаемых в большом Успенском Соборе. С.-Пет. 1795 г. Б. Относящиеся к изъяснению св. писания. Писания отцов и учителей церкви, равно и других ученых мужей, суть следующая: на латинском языке: a) Septimii Florentis Tertulliani, Carthaginensis Presbyteri seripta in 1550 an.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Л. 549 об. Мес. того же в 30 день, Деяние святую апостолу Андрея и Матфея, деяние и конец св. Андрея. Нач. Св. Епифану, архиепископу кипрьскому глаголющу о блаженем апостоле Андреи. Декабрь 754 195. Минея четья за месяц декабрь и январь писана полууставом исх. XV или нач. XVI века (многие листы вставные другого почерка XVI века) в лист, листов 471. Л. 1. Скорописью: минея четия два месяца декабрь да генварь, чел ее по благословению игумена Иоасафа и старца Мисаила Безнина первый грешник пред Богом Васюк Курицын, прислан в св. монастырь к великому чудотворцу Иосифу на смирение. Л. 1. об. Оглавление. Л. 2. Мес. декабря в 1 день, повесть отнюдь потребна о житии и пребывании блаженного и праведного Филарета милостивого Нач. Житие богоугодно и пребывание непорочно мужа праведна хощу исповедати вашей любве. Л. 22. Мес. того же в 4 день, мучение св. мученицы Варвары. Нач. При Максимияне цари, Владыце сущу Маркиану, бе Диоскор богат зело. Л. 24 об. В той же день житие и жизнь преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина , списано Иоанном, патриархом антиохийскыим. Нач. Иже по образу Божию схранившим и с блюдшиим нетленно и невреждено (Иоанна, патриарха иерусалимского). Л. 47 об. Мес. того же в 7, житие вкратце иже в святых отца нашего Амвросиа, епископа медиоламского. Нач. Хотящим и желающим правду сблости и правду и истину глагодати, и праведно судити. Л. 51. В тот же день, слово о Амвросии и о Феодосии цари. Нач. Уалентиян же великый, верою и благочестием свершен, в старем Риме царствуа. Л. 54. Мес. того хе в 9 день, слово на зачятие св. Анны егда зачять св. Богородицю. Нач. Егда приближися время пророческыих проповеданий скончати. Л. 58. Мес. того же в 11 день, житие преподобного отца нашего Данила столпника, ихе в Анапле. Нач. Преже вьсего убо, любленици, праведно есть нам славити воплотившегося нас ради Бога. Л. 106. Мес. того же в 12 день, житие Спиридона, тримафунтского чудотворца (начала нет). По смыслу последующих слов, кажется, начинается словами ев. Иоанна. В начале бе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Книга Потребник мирской и иноческой, печатные, в десть, в тетрадях; неполон. 5 книг Потребников мирские и иноческие, печатные, в десть, в тетрадях; в россыпи и неполны. Книга Минея месяц декабрь, печатный, в десть, в тетрадях; неполон и ветх. Книга Служебник, в полдесть, печатный, в тетрадях; в россыпи и неполон. Книга Канонник, в полдесть, печатаный, в тетрадях; неполон и разбит. Книга Минея месяц сентябрь в десть, печатный, в тетрадях; неполон и изодран. Книга Минея месяц август, в тетрадях, печатный, в десть; неполон и гнил и от пожара поплел. Письменных книг: Книга Трефолой письменный во весь год, в десть, в переплете об одной доске. Книга письменная, в десть, в переплете; а в ней службы новым чудотворцам с марта по сентябрь, жучки и застежки медные. Книга Трефолой письменный, в полдесть, в переплете; на первом листе подписано: Симонова монастыря. Харатейные книги: 6 книг харатейных в малую десть, в досках, а в них 12 месяцев миней месячных. 4 книги харатейных в полдесть, в досках, месяц сентябрь, месяц май, месяц апрель, месяц июнь; ветхи и неполны. Пятая книга харатейная месяца марта, одиннадцать тетрадей, в полдесть. Книга Триод постная и цветная, харатейная, в десть, в досках. Книга Триод цветная, в малую десть, харатейная, в досках, с четвертой недели по Пасхе. Златаустовы книги – двадцать одна тетрадь харатейная, в десть. Двух прологов харатейных сорок тетрадей в десть. Четьи Минеи месяца февраля девять тетрадей харатейных. Четыре кавычные книги при дьяке Михаиле Ерофееве: Книга Маргарит, печатный, в десть, в тетрадях; неполон и погнил. 2 книги Ефрема Сирина , печатные, в десть, в тетрадях. Книга Евангелие толковое повседневное, печатное, в десть, в тетрадях. Книга житие чудотворца Сергия, печатное, в десть, в тетрадях. Книга Октай на восемь гласов, печатный, в десть, в тетрадях. Книга Минея общая, печатная, в десть, в тетрадях. Книга Устав печатный, в десть, в тетрадях; в россыпи, неполон, многих тетрадей нет и погнил. Книга Триод цветная, печатная, в десть, в тетрадях.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moskovsk...

На об.первой доски запись XVII в.: «Дана минея по Игнатьи по Блудове во Брянеск у Свинского монастырь, то во Брянске никому ея ис того монастыря не украсть… благословения не винесже (?)». Далее тою же рукою тайнописью: «аминь, дьякон писал лета 7131 (1623)». 13. Минея месячная за август месяц. Рукопись 8 , 256 л., на бумаге с поперечными линейками, XVII в. Без начала и конца. В кожаном переплёте. Для образца правописания приводим первую стихиру на 21 августа, на память св. ап. Фаддея: Блаженне Фаддее апостоле, приближився свету крайнему, свет вторыи по божественному причастию воистину был еси и разорил еси нощь многобожную, душа привел еси вседержителю. Тем же радующеся светлую и нарочитую и светозарную почитаем твою память, Христа славяще. 14. Минея служебная за ноябрь месяцъ. Рукопись 8°, на бумаге XVI в., полууставом, 449 листов. На 10–40 лл. приписка: «Лета 7129 (1621) февраля в 18 день дел в дом Пречистые Богородицы Печерския и честного и славного Ее Успения и преподобных и богоносных отец наших Онтониа и Феодосия печерских чудотворцов в Свинской монастырь сию книгу Минею тово же монастыря постриженик старец Ефрем уставщик во уклад к старому своему укладу в прибавку. И хто ни будет у Пречистые Богородици в дому власти и братия, по сеи книге Бога славит и родители ево ефремовы поминает. А как ево самого Бог душю изоберет и нам ево положити в дому Пречистые Богородици и поминати по нем как и прочию братию и укладчиков покаместа Бог повелит вселенней стояти и обители сей. А хто сию книгу Минею из дому Пречистые Богородицы украдет или насилством возмет, да осудит Бог в геену огнену. От этого старца Ефрема в Свинском монастыре сохранился и другой книжный вклад – Синодик 1626 г. Правописание русское. Начало стихиры на 30 ноября, на день ап. Андрея Первозванного: Иже предтечевом светом воображен, егда сияние существенное от отеческыя славы въсияв человечскому родоу за благоутробние спасти въсхотев, тогда первие славне к нему притече просвещен помышлением. 15. Минея служебная – ноябрь и декабрь. Рукопись 8°, 872 лл., полууставом XVI в. Правописание русское. На первой крышке, на обороте, записано тайнописью, современною рукописи: «сия книга Свинского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзали под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа. Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых. Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием. Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей – пьянства и распутства. Читать далее Источник: Минея - М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея декабрь. - 2002./Ч. 1. – 600; Ч. 2. - 560 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10) Минея за декабрь. «Книга глаголемая «Месяц декабрь» Дмитриевского священника Герасима Силиверстова; а положил сию книгу лета 7150 (1642) году ноября в «день Спасского монастыря казначей старец Макарей по брате своем священнике Герасиме Силиверстове всемилостивого Спаса и пресвятой Богородицы и святых чудотворцев благоверного великого князя Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина». 11) Минея за июнь месяц, изд. 1647; надпись на ней: «Лета 7163 (1655) году августа во осьмый день раба Божия вдова Ульяна Кирилова, дочь Горбунова, Исаевская жена Ширяева приложила есмь сию книгу глаголемую «Минею месяц июнь» в дом великому святителю и чудотворцу Христову Николе, что на всполье и святой мученице Варваре по своей душе и поминаючи души зятя своего Андриана Семенова сына Щелудкова да дочери своей Анны и сестры дочери Ширяева и его Андреяна жены и по своих по своих родителях при державе Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя России Самодержца и при великом Государе святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси и при митрополите нашем Ионе Ростовском и при священниках при Харитоне Семенове да при сыне его Иване да при Григорье Никитине; а кто сию книгу минею месяц июнь похитит или продаст или в заклад положит или из дому чудотворца Николы в иной приход или какую хитрость учинит, и ему будет судиться со мной на страшном суде пред праведным Судиею, пред Господом нашим Иисусом Христом во веки веков, аминь; а подносил сию книгу минею месяц июнь Ивашко Кирилов сын Горбунов по челобитью сестры своей вдовы Ульяны при ее животе месяца августа в 8 день». На сей книге отмечено, что она, как «старопечатных и с новоисправленными книгами несогласная», но по указу Рост. консистории от 1754 года отобрана от Николоспольской Ростовской церкви. 12) Минея месяц июль 1648 г. «Лета 7156 (1648) году июня в 5 день приложена сия книга глаголемая «Месяц июль» в Ярославском уезде в Шаховской волости к Илье пророку и мученице Параскевие, а выменяли сию книгу все Ильинские прихожане».

http://sobory.ru/article/?object=03241

Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА) Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА) Чаще всего изображения святых встречаются в минейных циклах рукописей: в Евангелии с минологием из Ватикана (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, XI в.), где святые представлены стоящими в ряд; в Минологии из Амброзианской б-ки в Милане (Ambros. E 89, XI в.) - фронтально в рост в начале текста (Fol. 211r) и в 4 сценах мучений в конце (Fol. 234r); в Минологии из мон-ря Эсфигмен на Афоне (Ath. Esph. 14. Fol. 343r, XI в.) - в 4 сценах мучений; в греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58, XV в.), т. н. Афонской книге образцов,- фронтально в рост, у каждого в руке крест. Поясные изображения святых встречаются в Минее праздничной Б. Вуковича (1538, Венеция). В иконописи примерами ранних миней служат: икона на дек. (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), композиции к-рой близки к миниатюрам из Минология Василия II, и 12-частная икона на сент.-дек. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В настенных минологиях известны изображения святых в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, (1348-1350) - 4 сцены мучений (причем А., не упомянутый в надписи на фреске, изображен вместо О., сцена мучения к-рого отсутствует); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (1386-1390),- 3 сцены мучений; в притворах церквей: св. Апостолов (Св. Спаса), Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561), и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в обоих памятниках святые представлены фронтально в рост. Иногда сцены из Жития мучеников оказываются выделенными из общего минология в отдельные циклы, к-рые, как правило, создавались в местах особого почитания святых. Кодекс XII в. из Национальной университетской б-ки в Турине (Taurin. B.II.4), происхождение к-рого К. Вейцман связывает с Малоазийским регионом, где пострадали святые, представляет собой иллюстрированный текст Жития 5 мучеников. На фронтисписе (Fol. 3v) помещено фронтальное изображение святых (в рост) с крестами в руках, к-рых увенчивает ангел; в тексте - 13 сцен мучений.

http://pravenc.ru/text/187517.html

Вторая половина сей Триоди находится в библиотеке Москов. Д. Академии. Там на обор. 185 л. между прочим сказано: Кончаны быша книгн сия... замышлением препод. игумена Никона. 27. (2001). Триодь постная, полууст., напис. 1560 года, и малый лист, 233 листа. Вторая половина Триоди постной, начиная с понедельника 3 недели поста и оканч. теми же статьями, какие под предыд. 26: Седалны от осмогласника, яже поем на первых стихологиях св. Четыредесятница и троична на 8 гласов. Впереди на белом листе между прочим написано: Государю строителю Пафнутию, лета 7068 (1560), а на нижней доске мелким почерком, коим написана в конце ркп. последняя статья: Господи помози рабу Божию Козме. 28. (2001). Триодь постная, устав., иач. XVI века, в лист, 180 листов, над заглавной заставкой нарисованы две птицы. Первая половина, начало и конец те же, что под, 26. 29. (2003). Триодь постная, устав., нач. XVI века, в лист, 215 листов. Вторая половина, начало и конец те же, что под 27. Письмо одинаково с предыд. списком 28. 30. (1996). Минея служебная мес. октябрь, устав. исх. XIV или нач. XV века, в лист, 255 листов. Служб русским Святым нет, Покрову пресв. Богородицы опущена с замечанием сверху заглавного листа: А покрову пресв. Богородици стихиры и канон в Богородичники.. Под 28 числом сказано: В те же день в святых отца нашего Арсения, архиеп. сербскаго, служба ему писана на конец книг сих, но конечные листы утрачены. 31. (1997). Минея служ. мес. ноябрь, устав., исх. XIV или нач. XV века, в лист, 262 листа, письмо одинаково с предыд. 30. В конце ркп. приписана в XVII в. на бумаге служба препод. Никону радонежскому. 32. (1998). Минея служ. мес. декабрь, полууст. в два столбца, исх. XV века, в лист, 237 листов. В конце ркп. приписана на бумаге служба св. Стефану, архиеп. сурожскому. На последнем пергаменном листе внизу киноварью: Сиа книга написана, рекомаа мес. Декемврий, по благословению игумену, а сего рукою мя и благословил. Ниже приписи нарисована рука благословляюшая Отдел VI. История Церкви и жития святых

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В марте 1911 года протоиерей А.И. Маляревский и князь Н.Д. Жевахов обратились в Синод с прошением об издании службы и акафиста [Кобец и Крупенков 2011:59]. В результате этого прошения Синод 13 мая 1911 г. принял определение о печатании этих книг за счет средств Санкт-Петербургской синодальной типографии. Согласно этому определению, тираж были должны отпечатать до торжеств, посвященных прославлению святителя Иоасафа. В ЗМ служба читается под 4 сентября [Минея сентябрь: 102–115], то есть в день его канонизации. Под 10 декабря (день кончины) помещены тропарь, кондак и житийная справка [Минея декабрь I: 358–361]. Составители ЗМ пользовались петербургским изданием службы. Перед публикацией текст был подвергнут незначительной правке цензурного характера. Служба Иоасафу 1911 Минея. Сентябрь. М., 1978 Тропарь 1 Моли Христа Бога, да утвердит отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша [С. 8]. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасет души наша [С. 104]. Ин Тропарь Моли Христа Бога, да утвердит в державе Российской правоверие, мир и благочестие и спасет души наша [С. 8]. Моли Христа Бога, да утвердит правоверие, мир и благочестие и спасет души наша [С. 104]. Канон Утрени, песнь 6, тропарь 2 Огненную ревность о исправлении церковном являл их в Белгородском пределе, Иоасафе святителю; тем же и днесь подавай Церкви утверждение и царю одоление на враги [С. 40]. Огненную ревность о исправлении церковном являл их в Белгородском пределе, Иоасафе святителю; тем же и днесь подавай Церкви мир, верным утверждение [С. 111]. Канон Утрени, песнь 7, тропарь 4 Царя Небесного добрый воине и стада Христова верный пастырю, молитву сотвори о царе православном и людях, да тихое житие на земли пожившие, жизни вечные на небесах сподобимся [С. 43]. Царя Небесного добрый воине и стада Христова верный пастырю, молитву сотвори о людях твоих, да тихое житие на земли пожившие, жизни вечные на Небесах сподобимся [С. 112]. Канон Утрени, песнь 9, тропарь 4 Христе Боже, молитвами Иоасафа, угодника Твоего, мир Церкви подать и царством православным благосостояние, от глада же и пагубы избавление и согрешений наших прощение [С. 47].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010