Псалом 44: Отрыгну сердце мое слово благо,/глаголю аз дела моя Цареви,/язык мой – трость книжника скорописца./Красен добротою паче сынов человеческих,/излияся благодать во устнах Твоих,/сего ради благослови Тя Бог во век./Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне./Красотою Твоею и добротою Твоею/и наляцы, и успевай, и царствуй/истины ради, и кротости, и правды,/и наставит Тя дивно десница Твоя./Стрелы Твоя изощрены, Сильне,/людие под Тобою падут в сердцы враг царевых./Престол Твой, Боже, в век века:/жезл правости, жезл Царствия Твоего./Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие:/сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих./Смирна, и стакти, и кассия от риз Твоих, от тяжестей слоновых,/из нихже возвеселиша Тя./Дщери царей в чести Твоей./Предста Царица одесную Тебе,/в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена./Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое,/и забуди люди Твоя и дом отца Твоего,/и возжелает Царь доброты Твоей:/зане Той есть Господь Твой, и поклонишася ему./И дщи Тирова с дары,/лицу Твоему помолятся богатии людстии./Вся слава Дщере Царевы внутрь,/рясны златыми одеяна и преиспещрена./Приведутся Царю девы в след Ея./Искренния Ея приведутся Тебе,/приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев./Вместо отец Твоих быша сынове Твои,/поставиши я князи по всей земли./Помяну имя Твое во всяком роде и роде./Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века. Псалом 45: Бог нам прибежище и сила,/Помощник в скорбех, обретших ны зело./Сего ради не убоимся, внегда смущается земля/и прелагаются горы в сердца морская./Возшумеша и смятошася воды их,/смятошася горы крепостию его./Речная устремления веселят град Божий:/освятил есть селение Свое Вышний./Бог посреде его, и не подвижится,/поможет ему Бог утро заутра./Смятошася языцы,/уклонишася царствия,/даде глас Свой Вышний, подвижеся земля./Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль./Приидите и видите дела Божия,/яже положи чудеса на земли./Отъемля брани до конец земли,/лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем./Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог:/вознесуся во языцех, вознесуся на земли./Господь Сил с нами,/Заступник наш Бог Иаковль.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иерей: Молитвами святых отец наших: Посем молитва Великаго Василия: Боже и Господи сил и всея твари Содетелю,/иже за милосердие безприкладныя милости Твоея/Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа,/низпославый на спасение рода нашего,/и честным его Крестом рукописание грех наших растерзавый,/и победивый тем начала и власти тьмы./Сам, Владыко Человеколюбче,/приими и нас, грешных, благодарственныя сия и молебныя молитвы/и избави нас от всякаго всегубительнаго и мрачнаго прегрешения/и всех озлобити нас ищущих видимых и невидимых враг./Пригвозди страху Твоему плоти наша/и не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия,/но любовию Твоею уязви души наша,/да, к Тебе всегда взирающе/и еже от Тебе светом наставляеми,/Тебе, неприступнаго и присносущнаго зряще Света,/непрестанное Тебе исповедание и благодарение возсылаем,/Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном/и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом/ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Таже час девятый Приидите, поклонимся: трижды и псалом 109: Рече Господь Господеви моему:/седи одесную Мене,/дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих./Жезл силы послет Ти Господь от Сиона,/и господствуй посреде врагов Твоих./С Тобою начало в день силы Твоея,/во светлостех святых Твоих./Из чрева прежде Денницы родих Тя./Клятся Г осподь и не раскается,/Ты Иерей во век, по чину Мелхиседекову./Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари./Судит во языцех, исполнит падения,/сокрушит главы на земли многих./От потока на пути пиет,/сего ради вознесет главу. Псалом 110: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим/в совете правых и сонме./Велия дела Господня,/изыскана во всех волях его./Исповедание и великолепие дело его,/и правда его пребывает в век века./Память сотворил есть чудес Своих,/милостив и щедр Господь:/пищу даде боящимся Его,/помянет в век завет Свой./Крепость дел Своих возвести людем Своим,/дати им достояние язык./Дела рук его, истина и суд:/верны вся заповеди его,/утвержены в век века,/сотворены во истине и правоте./Избавление посла людем Своим,/заповеда в век завет Свой,/свято и страшно имя его./Начало премудрости – страх Господень,/разум же благ всем творящим й./Хвала его пребывает в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой пророк Давид – младший из восьми сыновей старейшины Города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя. Святой Давид – первый царь из колена Иудина и второй царь народа израильского. Он родился и жил в Вифлееме, где до помазания на царство пас овец своего отца. Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири, слагая под ее звуки славословия Богу. Впоследствии песнопения, сложенные Богодохновенным Давидом, стали известны под названием псалмов. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью, без оружия справлялся с хищными зверями, похищавшими овец. За недостойное царствование Господь через пророка Самуила возвестил царю Израильскому Саулу, что Бог «отнимет у него царство... и отдаст его ближнему его, лучшему его» ( 1Цар.15:28 ). Господь возлюбил юного Давида за кротость. «Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь» ( Пс.150 ). «Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век» ( Пс.40:13 ). По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. «И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» ( 1Цар.16:13, 14 ). Слуги Саула пригласили к царю святого Давида, чтобы игрой на гуслях он облегчил ему припадки тоски и раздражительности. Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян; никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство. На насмешки Голиафа юноша отвечал: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских...» Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. «Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынов Израилевых» ( Пс.150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения, обещая выдать за него свою дочь. Нарушив обещание, он вынужден был отдать за него другую дочь – Мелхолу. Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида по гористым, лишенным растительности пустыням. Наконец, он покинул родину. «И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек» ( 1Цар.22:2 ). После возвращения святого Давида Саул продолжал преследовать его. Дважды святой Давид мог убить спящего царя, но только взял копье и отрезал край одежды его. «С ненавидящими мира бех мирен» ( Пс.119:6 ). Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя» ( Пс.58:2 ), – взывал пророк. «Вскую прискорбна еси, душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой» ( Пс.41:12 ). «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» ( Пс.33:20 ). Филистимляне обратили в бегство войско израильтян и убили царя и его сыновей. Колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя. Голову его они принесли святому Давиду, но он приказал казнить изменников. После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (Город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

164. Книга в десть, на бумаге, Минея Ноябрь, вначале: житие Козмы и Домиана, заставица писана золотом, травчатая. 165. Книга в десть, на бумаге, Пролог, а в нем пять месяцев. Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь. 166. Книга в десть. Пролог, а в нем 4 месяца: Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль. 167. Книга в десть, на бумаге, Пролог, а в нем 3 месяца: Март, Апрель, Май. 168. Книга в десть, на бумаге, Пролог с Ноября месяца. 169. Книга в десть, Исаак Сирин, вначале помечено: Митрополичья. 170. Книга в десть, на бумаге, Григорий Богослов, в начале назнаменован Григорий Богослов на золоте. 171. Книга в десть малую, на бумаге. Григорий Богослов, а в ней 16 глав, сначала писано: не хотяй же божественный Григорий…, ветха. 172. Книга в десть, на бумаге, библия письменная, толста, дачи Варлама митрополита всея Русии. 173. Книга в десть, на бумаге, о образе веры, митрополита Иоасафа, поволочена в затылок. 174. Книга в десть, на бумаге, Евангельские беседы Матфей евангелист, заставица писана золотом. 175. Книга в десть, на бумаге, евангельские беседы Матфей же, поволочена кожею в затылок, дачи митрополита Иоасафа. 176. Книга в десть, на бумаге, Евангельские беседы Матфей евангелист, письмо плохо, поволочена кожею в затылок. 177. Книга в десть, на бумаге, Григорий Богослов, толста, Князя Дмитрия Жижемского. 178. Книга в десть, на бумаге, Торжественник постный от мытаря фарисея по Велика дни, поволочена кожею. 179. Книга в десть, на бумаге, Торжественник, Титова письма. 180. Книга в десть, на бумаге, Василий великий, поволочена кожею. 181. Книга в десть, на бумаге, Патерик Скитский Митропол. Иоасафа. 182. Книга в десть, на бумаге, Минея месячная Четья, Сентябрь месяц. 183. Книга в десть, на бумаге, Минея месячная Четья, Октябрь месяц, поволочена в затылок. 184. Книга Минея месяца Ноября, в десть, на бумаге. 185. Книга Минея месяца Декабря, в десть, на бумаге. 186. Книга в десть, на бумаге, Минея Четья. Январь месяц. 187. Книга Минея месячная Четья, Февраля месяца. 188. Книга в десть, на бумаге, Минея Месячная Четья месяца Марта 189.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Двенадцать книг миней месячных в десть и в полдесть, чернены в тетрадях неполны и ветхи, и к делу впредь в перевод не годятся. Книга минея месяц сентябрь в десть в тетрадях ветха, гораздо изодрана и неполна Васильевой печати Бурцова. Три книги миней общих в десть в тетрадях печатные, старых выходов, не полны и биты. Две книги триодей цветных в десть в тетрадях, печатные, ветхи и неполны и драны. Пять книг трефолоев с января месяца по декабрь в десть, в тетрадях, печатные, неполны и побиты. Книга устав большой печати в десть, в тетрадях, в россыпи, ветха и неполна, и исчернена много и впредь к делу в перевод не годится. Две книги октая с 1-го гласа печатные, в десть, в тетрадях, ветхи, разбиты и неполны. Две книги октая с 5-го гласа печатные, в десть, в тетрадях, ветхи, разбиты и неполны. Книга потребник святительский, печатна в десть, в тетрадях, неполна, в россыпи от пожара потлела. Книга потребник мирской и иноческий, печатной в десть, в тетрадях, неполна. Пять книг потребников, мирские и иноческие, печатные в десть, в тетрадях в россыпи и неполны. Книга минея месяц декабрь, печатная в десть, в тетрадях, неполна и ветха. Книга служебник в полдесть печатная, в тетрадях, в россыпи и неполна. Книга каноник в полдесть, печатная, в тетрадях, неполна и изодрана. Книга минея месяц сентябрь в десть, печатная, в тетрадях, не полна и изодрана. Книга минея месяц август в тетрадях, печатная в десть, неполна и гнила, от пожара потлела. Письменных книг Книга трефолой письменная, во весь год, в десть, в переплете об одной доске. Книга письменная, в десть, в переплете, а в ней службы новым чудотворцам с марта по сентябрь, жучки и застежки медные. Книга трефолоец, письменная, в полдесть, в переплете, на первом листе подписано Симонова монастыря. Харатейные книги Шесть книг харатейных в малую десть, в досках, а в них двенадцать месяцев миней месячных. Четыре книги харатейных в полдесть, в досках, месяц сентябрь, месяц май, месяц апрель, месяц июнь, ветхи и неполны. Пятая книга харатейная месяца марта, одиннадцать тетрадей в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Другая синодальная февральская минея XII в. 153) может быть причислена к студийским, кроме того, что имеет три особенности, не встречавшиеся нам в студийских минеях, именно: 6 февр. попразднство сретению, ради чего память св. Вуколу перенесена на 5 февраля, 8 февраля имеет службу Луке елладскому с каноном Гавриила монаха (он есть в иерусалимских минеях без имени автора), 12 числа имеет службу 1003 мученикам в Никомидии (она есть в 181 выше). Сия минея имеет ту особенность пред всеми, нами виденными, минеями, что после имени свитого ему пишутся стихи Христофора Митиленского, те, которые находятся и в стишном прологе. Многие стихиры в ней в ней имена авторов: 9 февраля есть стихира муч. Никифору неизвестная Льва Магистра, 17 февр. стихира Феодору тирону «страдальческим мужеством» надписана: Феодора студита , 24 февр. стихиры «сокровище Божественных даров» и «Якоже Божественных умышлений» надписаны: Анатолия; у нас и в греческих печатных они без надписей. В московском музее есть греческая минея, относимая к ІІІ веку, но по содержанию может быть отнесена и в XI веку, у нас под 30, у Викторова 25 (Собрание рукоп. Севастьянова 1881 г.). Она содержит по одной только памяти на день с 1 сентября по 4 ноября и весьма редко по два канона; памяти имеет общие студийским и иерусалимским минеям вместе; большинство канонов по надписям принадлежит палестинским отцам I. монаху и Феофану, но имеет три особенности: 25 окт. службу св. Феофилу, еп. ефесскому, исповеднику 9 века, с каноном Феофана (нигде более неизвестную), 29 октяб. службу Маркиану, еп. сиракузскому, с каноном Феофана (есть служба в минеях криптоферратских 30 окт.), 4 ноября службу апостолам Патрову, Лину и Гаию (есть в славян. минее, близкой в студийским, Ундольск. 75, ноября 4). Другая музейская минея (декабрь-февраль) XIII в. 76, (у Викторова 27), сходствующая частию с иерусалимскими, а более со студийскими минеями, имеет также особенности: службы пр. Феоктисту 5 янв. вместо 4 по иерусалимским минеям, Иулиану и Василиссе 8 янв. (есть память их на 1 месте в петровом студийском прологе), Клавдию, Астерию и дружине 30 января (в минее криптоферр. 26 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Завершить его не успели – было подготовлено и выпущено в свет только четыре тома. Но оно лежало в основе следующего издания Миней, осуществленного уже при Патриархе Филарете (см. таблицу). Минеи, изданные при Патриархе Гермогене Название Даты начала работы и издания Минея служебная, сентябрь 31. XII. 1607 (1. VI. 7115 – 31. XII. 7116) Минея служебная, октябрь 23. IX. 1609 (1. VI. 7116 – 23. IX. 7118) Минея служебная, ноябрь 17. IX. 1610 (1. VIII. 7117 – 17. IX. 7119) Минея служебная, декабрь издание неоконченное Все Минеи одного размера – в пол-листа (2°). Выходные данные включают в себя, кроме даты издания, имя царя Василия Шуйского и Патриарха Гермогена, а также место печати (МПД) и имя печатника – Иван Андроников Невежин. Закончить это издание помешало смутное время. О том, как оно готовилось, нам ничего не известно. Корректурных экземпляров, предшествовавших изданию, не сохранилось. Редактором и корректором был печатник. Юрий Лабынцев пишет о том, что Иван Невежин " ... принимал участие в составлении и редактировании годового круга служебных Миней... Судя по размаху работы, подготовка к печати этого объемного многотомного издания – первого в истории не только русской, но и всей кирилловской книжности – явилась значительным культурным мероприятием своего времени. Тексты Миней не только сверялись и правились по многим спискам, но в их корпус вводились и новые литературные памятники – русские по своему происхождению (например, служба Сергию Радонежскому) " [xi] . Чтобы определить источники этих Миней, необходимо отдельное исследование. В новоизданных Минеях встречаются ошибки в тексте и даже уставные ошибки - при печати следующего издания при Патриархе Филарете они подверглись справе. Следующим изданием, которое стало знаковым для печатного периода Патриарха Гермогена, стало Око Церковное (Типикон). Печатником выступил Анисим Михайлов Радишевский – ученик первопечатника Ивана Федорова, пришедший в Москву в 1586 году из Великого княжества Литовского, с Волыни. Он стал работать на Печатном дворе переплетным мастером, а спустя двадцать лет обзавелся собственной " штанбой " . Самостоятельно он опубликовал две книги – оба издания были " новаторскими " . В 1606 году мастер закончил печать Евангелия [xii] , которое отличалось роскошным и непривычным оформлением [xiii] . Следующий и последний его издательский проект – так называемый Большой церковный Устав.

http://pravoslavie.ru/57367.html

Есть праздники Сретение, Благовещение, а Рождество Христово и Крещение не показаны. Вообще месяцеслов не полный и в отношении к праздникам. Из славянских древнейшая праздничная минея находится в импер. публ. библиотеке и относится к XI-XII веку. Замечательно, что в ней находится 28 окт. служба великомуч. Параскеве, которой мы не нашли ни в древнейших греческих рукописных минеях, ни в греч. печатных, ни в древнейших славянских XI-XV в., но в позднейших славянских рукописных минеях иерусалимского устава XVI века служба ей есть. Замечательна праздничная славянская минея в московской синод. типографии 1211), относимая к XII-XIII веку на месяцы декабрь, январь и февраль. В ней есть служба на обретение мощей св. Климента римского 30 января (славянский праздник), с особою службою, чего нет во всех известных нам минеях. И впоследствии, когда явились уже минеи повседневные, праздничные минеи оставались в употреблении по разным причинам: 1) ради большей удобности употребления одной книги, 2) не во всех церквах была ежедневная служба и потому не было надобности приобретать дорого стоившие рукописные повседневные минеи. Замечательна Хлудовская минея на бомбицыне XIV-XV в. 144 сентябрь-декабрь, со стишным синаксарем (прологом). Она есть нечто среднее между праздничными и повседневными минеями; имеет службы и синаксарь на многие, но не на все дни. Перевод синаксаря отличен от нашего общепринятого и в памятях несколько различествует, 13 сент. в нем есть сказание о Петре в Атрое весьма редкое. В софийской праздничной минее XV в. 383 помещен месяцеслов по студийскому уставу. Повседневные минеи, как сказано выше, не могли составиться ранее конца IX века. Самое большее число канонов, в них содержащихся, написано св. Иосифом песнописцем, урожденцем сицилийским, монахом селунским, пресвитером, сосудохранителем и духовником константинопольской церкви, скончавшимся в 883 году; весьма многие каноны написаны св. Феофаном палестинским, скончавшимся ок. 850 года. Кроме того немалое число стихир и часть канонов наших миней составлены писателями X века. Естественно, что состав миней X и XI веков был разнороден и не могло быть еще в них единства по свободе, какую имели тогда составители песнопений и предстоятели церквей в деле устроения церковного богослужения. В конце XI века Никон Черногорец жаловался, что уставы иерусалимские не согласовались с иерусалимскими, а студийские со студийскими. Повседневные минеи того времени также уже требовали исправления. Это дело совершено современником Никона Иоанном, митрополитом евхаитским ( ок. 1100 г.). Так говорит надпись стихами в минеям, им самим исправленным:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Подобным желанием горел и Исаак, особенно же тогда, когда увидел, что Им только он сохранен, – и веровал, что если Он одним Своим образом сохранил ему жизнь, то сколько явил бы к нему милостей, если бы, вместо образа, Сам предстал в лице Своем? . Нынешний день есть день спасения, научающий нас мудрости в слове. Поэтому будем воздерживаться от праздных разговоров, чтобы не показалось, что мы не имеем никакого участия в настоящем дне. Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это – день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это – день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником... Это – день, в который туне ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это – день, в который отверзлась дверь неба нашим молитвам; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий? Господь природы, не изменив Своего естества, изменил Себя; что же? Неужели нам покажется трудным изменить свою волю, поврежденную грехом? Конечно, плоть наша по собственной своей природе не может быть ни больше, ни меньше, но воля по своему произволу может возрастать до какой угодно меры; для сего-то ныне Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому. (Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Киев, 1904, страницы 197, 198. Печатается в сокращении.) Читать далее Источник: Минея - М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея декабрь. - 2002./Ч. 1. – 600; Ч. 2. - 560 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010