Л. 246. ч. 29. (@стго м паримона@). (д. б. Парамона). Седален в печ. не помещён. Стихир 152 три: в печ. на Господи воззвах. Канон тот же в печ. Л. 252. ч. 30. (@стго апла андра@). В начале помещён тропарь Апостолу, тот же, что в печ.; потом седален, в печ. по 3 песни канона. Кондак и икос те же в печ. Стихир восемь 153 : первые три в печ. на Господи воззвах; четвертая слава на стиховне; 3–7 надписываются: (@на хвалите га. поють. по одиною@), но в печ. их нет; восьмая надписывается: (@на стньи. зау@), но ныне стоить первою на литии. Канон отличен от обоих помещённых в печ. минее. Нач. (@Свтьлъіими блистании. прсвтааго дха си@). В разных числах встречаются вписанные после кондаки, икосы и стихиры. С л. 176 почерк письма приближается к тому, каким писана минея Октябрьская 160. На об. последнего, внизу обрезанного, 260 л., почерком более мелким и вообще отличающимся от почерка самой ркп., записаны следующие обстоятельства, касающиеся Новгорода: (@В л инди. і. при влц. климент. при посадниц. андр. съгониша. новгородци. иамстниковъ. андрвъіхъ. съ городища. не хотще. кнз андр. и послаша новгородци. по кнз даниль. на мъскв. зовще го на столъ. в новъ городъ. на свою цин. и присла кнзь. переже себе сна свого. въ сво мсто именемь ивана. а самъ кнзь данилии@)... Ниже сего строки через три, тем же почерком, прибавлено: (@того л поставиша мостъ. великъіи. чересъ вълхово. а пса. скорень дьконъ стъі софии@). Последние два слова, впрочем, не совсем ясны. Между сими двумя современными заметками, на свободном месте, нетвёрдою рукою, столетии в XV, кто то написал: (@(къто?) пише кънигъ по полемъ быи@) 154 (@на томъ свт та писъмена по лицу испи(сати?)@). Впрочем, па полях сей ркп. никаких посторонних заметок нет, кроме дополнений в стихирах и тропарях канонов по местам. 437 (по преж. кат. 162). Минея служебная на Декабрь, с нотами, пергам., уставом, в лист, 303 л., XII в. Л. 1 155 . (@Мца декмбр. въ. а. днь. стго пррка. иама@). Седален отличен от помещённого в печ. Стихир три 156 : в печ. на Господи воззвах 1–3. Канон тот же в печ. минее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 1 января 2024 года 19. Понедельник. Мч. Вонифатия. Аллилуия. Гражданский Новый год. По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мч. Вонифатия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 5-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «На одре низлежу уныния…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Страшно, и преславно…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мученика, глас 4-й: «Изыде к приятию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 163) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак мученика, глас 4-й: «Священие непорочное…». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Вход. Прокимен дне. Чтения три. Притчей чтение (главы 10, 3, 8): Память праведнаго с похвалами,/и благословение Господне на главе его./Блажен человек, иже обрете премудрость,/и смертен, иже уведе разум./Лучше бо сию куповати,/нежели злата и сребра сокровища./Честнейшая же есть камений многоценных,/все же честное недостойно ея есть./Долгота бо дней и лета живота в деснице ея,/в шуйце же ея богатство и слава./От уст ея исходит правда,/закон же и милость на языце носит./Послушайте убо мене, о чада!/честная бо реку:/и блажен человек, иже пути моя сохранит:/исходи бо мои – исходи живота,/и уготовляется хотение от Господа./Сего ради молю вас и предлагаю мой глас сыновом человеческим./Яко аз, премудрость, устроих совет,/и разум, и смысл аз призвах./Мой совет и утверждение,/мой разум, моя же крепость./Аз мене любящия люблю,/ищущии же мене обрящут благодать./Разумейте убо, незлобивии, коварство,/ненаказаннии же, прилагайте сердца./Послушайте мене и паки, честная бо реку,/и отверзу от устен правая,/яко истине поучится гортань моя,/мерзски же предо мною устны лживыя./С правдою вси глаголы уст моих:/ничтоже в них стропотно, ниже развращено./Вся права суть разумевающим/и проста обретающим разум./Научаю бо вас истине,/да будет о Господе надежда ваша,/и исполнитеся Духа. Притчей чтение (главы 10 и 11): Уста праведнаго каплют премудрость,/язык же неправеднаго погибнет./Устне мужей праведных каплют благодати,/уста же нечестивых развращаются./Мерила льстивая – мерзость пред Господем,/вес же праведный приятен ему./Идеже аще внидет досаждение, тамо и безчестие;/уста же смиренных поучаются премудрости./Совершение правых наставит их/и поползновение отрицающихся упасет их./Не пользуют имения в день ярости,/правда же избавит от смерти./Умер праведный, остави раскаяние;/наручна же бывает и посмеятельна нечестивых пагуба./Правда непорочнаго исправляет пути,/в нечестие же падает неправда./Правда мужей правых избавит их,/безсоветием же пленяются беззаконнии./Скончавшуся мужу праведну не погибнет надежда,/похвала же нечестивых погибнет./Праведник от лова убегнет,/в негоже место предается нечестивый./Во устех нечестивых сеть гражданом,/чувство же праведных благоспешное./Во благих праведных исправится град,/и в погибели нечестивых радование./Во благословении правых возвысится град,/усты же нечестивых раскопается./Ругается гражданом лишенный разума,/муж же мудрый безмолвие водит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иероним, с. 132). Вместе с тем, внимание пророка, как, несомненно, и благочестивых иудеев его времени, занято мыслью о внутренних нестроениях религиозно-общественной жизни своего отечества и преимущественно о главном зле времени – о преобладании силы над правом, о нечестии судей, о совершенном разорении положительного закона и падении самого чувства законности ( Авв 2.2–4 ). Это было предметом горестного недоумения и тяжелой скорби всей современной пророку Аввакуму общины, и мысли, настроения последней он дерзновенно выразил в своей «жалобе» Иегове. Эта сторона пророческого воззрения Аввакума с достаточною выпуклостью отмечается в церковной службе пророку (Минея, мес. декабрь, 2 день). Здесь, между прочим, читаем: «Аввакум чудный, зарю Духа прием, бысть весь Божествен, и судей нечестие, и суд неправедный зря негодует, нрава показуя правость Христа и Владыки, боголюбезно и теплою мыслию яко утесняем разгорается» (Стихира на «Господи воззвах», 1-я); и еще: «Доколе, Господи, пророк глаголет, возопию к Тебе, и не услышиши; вскую же показал ми еси судей нечестие?» (Канона песнь 1-я, троп. 2-й); «Всяку добродетель содержал еси, всяку же злобу от ума возненавидел еси, и праведно беззаконнующих возгнушался еси всеблаженне» (песнь 2-я, троп. 2-й). Как пророк, как богопоставленный «страж» народа ( Авв 2.1 ; ср. Ис 52:8, 56:10 ; Иез. 3:17, 33:2, 6, 7 ), Аввакум более других ревновал о святости попранного закона Божия и, подобно многим богопросвещенным мужам Ветхого Завета (ср. Иов 21.6–9 ; Пс 70.2–3 ; Иер 12.12 ) особенно задавался вопросом, «почему люди дерзкие благоуспешнее в делах людей благонравных, и почему наказание не преследует беззаконных по стопам их» (блаж. Феодорит, Толкование на книгу пророка Аввакума, рус. перев., изд. 2-е, Сергиев Посад, 1907, с. 22). Впрочем, «не сам пророк, как предполагали некоторые, страдал сомнением, но вводит он вопросы других, и предлагает учение о том, чего они доискиваются... Что не собственные помыслы предложил он нам, но, уготовляя предохранительное врачевство негодующим, представил пророчество в виде недоумения и решения на оное, об этом свидетельствует самое начало пророчества» (он же, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким же (за исключением некоторых незначительных частностей) предстает Задостойник и в рукописи века того же собрания ( Рукопись 510. (482.) Минея служ. мес. декабрь, устав., века. Лист 382-383). Как видим, в рукописях до Никоновской книжной справы вместо « песни спротяженно сложенныя » стоит: « песнь сложити силою обостреною ». По какой же причине справщик века (а известно, что им был никто иной как Епифаний Славинецкий) так существенно изменил в этом месте текст Задостойника и на каком основании ввел он в этот текст пароним « спротяженно », не соответствующий греческому оригиналу? Сделаем несколько предположений. Анализ перевода греческих лексем σντονος, συντνως, συντονα (в различных грамматических формах) в дониконовских рукописях славянских Миней показывает, что в славянских переводах эти лексемы явно имеют значение силы. Это понимали и дониконовские и никоновские переводчики, чаще всего переводя это слово в разных контекстах лексемой « крепость », « твердость », « сила », а также словами, передающими некую силу внутренней энергии ( прилежный, скорый, усердный ). В дониконовском Задостойнике вместо нынешнего « спротяженно сложенные » мы видим перевод « силою обостреною », что соотносится с прошением « силу даждь ». И все-таки переводчики всех эпох, как только встречали эту греческую лексему, постоянно вставали в тупик. Трудность состояла в том, что понятие «сила», образующее семантику греческого σντονος, συντονα - это не сила крепости и не сила твердости, и не сила державы-власти, а сила натянутого каната, сила туго натянутой струны, даже - точнее - многих нитей или струн в сплетении ткани или согласии звуков (о чем свидетельствует приставка σν-). Об этом роде силы в свое время написал замечательный русский славист М.Ф. Мурьянов (См.: Мурьянов М.Ф . Сила (понятие и слово). - В кн. Мурьянов М.Ф . История книжной культуры России. Очерки. Ч. 1. Спб., 2007. С. 330). И в этом смысле перевод Епифания Славинецкого как нельзя более точно выражает семантику греческого слова, и именно благодаря тому, что переводчик опирается на этимологию греческого корня, подбирая соответствующий ему корень славянский. Не говоря уже о том, что словосочетание « спротяженно сложенные » создает очень звучную аллитерацию, ничуть не худшую, чем греческое συντνως τεθειμνους.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/05/...

Многие знатные и богатые юноши, слыша о красоте и целомудрии Варвары, добивались ее руки. Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит свое решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь, и она согласится вступить в брак. Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Боговоплощении Иисуса Христа и его искупительной жертве, о всеобщем воскресении и будущем суде живых и мертвых, о вечных муках грешников и идолопоклонников и блаженстве праведников. В сердце Варвары, давно жаждавшей слышать слово истины, загорелась любовь ко Господу Иисусу Христу и желание быть христианкой. Промыслом Божиим в то время в Илиополе находился пресвитер из Александрии. От него Варвара научилась основам христианской веры и приняла святое Крещение. Перед отъездом Диоскор приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды. Вскоре вернулся Диоскор и, узнав о распоряжении Варвары, остался им недоволен. При объяснении с ней он с ужасом узнал, что его дочь – христианка. Диоскор в ярости выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Когда Диоскор стал догонять ее, дорогу Варваре преградила гора. Святая обратилась к Богу за помощью. Гора расступилась, и она вошла в расселину, по которой вышла на вершину горы. Там Варвара укрылась в пещере. Диоскор нашел дочь с помощью пастуха, жестоко избил ее, а затем закрыл в небольшой темной комнате и стал морить голодом и жаждой, чтобы заставить отречься от христианской веры. Не добившись этого, он предал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мучениче Уроше/многострадальне,/молитвами твоих прародителей/ум наш озари/воспети славу твою. И ныне, Богородичен: Двери Небеснии, возмитеся,/зряще дверь Вышняго,/светлыми зарями озаряющи Владычицу. Тропарь святаго писан на велицей вечерни. Слава, и ныне, Богородичен. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 4. Подобен: Званный свыше: Светлая днесь память наста,/Сербское украшение,/объявлением честных мощей твоих/на просвещение и похвалу сродства твоего,/Уроше всеблаженне,/дары добродетельными обогатился еси,/молися о нас ко Господу, творящих память твою. Струю исцелений источаеши приходящим с верою/и подаеши дарования просящим у тебе/ходатайством прародителей твоих./Не оскудей, моляся ко Господу/о творящих святую память твою. Аще и завистию убиен был еси от твоих присных,/но присно в раи водворяешися с прародители твоими./Аще и неправедную смерть подъял еси,/но ликовствуеши со святыми,/убийцы же твои вскоре погибоша. Еще не во время созрев,/в Господню житницу вселился еси,/скорбь велию оставив сродству твоему,/неведущу о смерти твоей;/на ловитву исходиши/и тамо убййственну язву подъял еси,/многострадальне Уроше. Слава, глас 3: Во светлости святых добродетелей просиял еси,/светлеяся, яко солнце,/и осиявая всех праведным сиянием./ Днесь радуются вся отечествия язык Сербскаго сродства/мощей твоих явлением:/всюду исполнил еси благоухания/и просветил еси твое отечество всякими добротами,/мановением Божия Духа/вся восприем, многострадальне Уроше./Молися о нас, чтущих святую память твою. И ныне, Богородичен: Како не дивимся: Вход, прокимен дне и чтения три мученическая Пророчества Исаиина чтение (глава 43): Тако глаголет Господь:/вси языцы собрашася вкупе,/и соберутся князи от них./Кто возвестит сия в них?/или яже от начала, кто слышана сотворит вам?/да приведут свидетели своя, и оправдятся,/и да услышат, и да рекут истину./Будите Ми свидетели,/и Аз Свидетель, глаголет Господь Бог,/и Отрок, Егоже избрах./Да познаете и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь:/прежде Мене не бысть ин бог, и по Мне не будет,/Аз есмь Бог и несть разве Мене спасаяй./Аз возвестих и спасох,/уничижих и не бе в вас чуждий./Вы Мне свидетели и Аз Господь Бог,/и еще от начала Аз есмь:/и несть от рук Моих избавляяй./Сотворю, и кто отвратит то?/сице глаголет Господь Бог,/избавляяй вас Святый Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На литии стихиры, глас 1: Постом тело, Миропие, истощивши/и душу добродетель крепостию укрепивши,/вшедши на мученик поприще/и мужески подвизавшися,/мучителей разруши гордость благодерзновением словес твоих,/и, Христа Бога всем проповедавши,/смерть, безсмертию подобну, поя за Него,/Емуже непрестанно молящися за души наша. Слава, глас 5: Непорочно поживши и страстотерпчески, Миропие всехвальная,/достойно прия у Бога нетления венец,/и ныне с мученики Божественному Престолу предстоящи,/и от века со избранными зрящи,/и тамо славы исполняющися,/помяни и ны, яже в вере и любве совершающия/присночестную память твою. И ныне, Богородичен: Блажим Тя, Богородице Дево,/и славим Тя, вернии, по долгу,/град непоколебимый, стену необоримую,/твердую Предстательницу/и Прибежище душ наших. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Миро взявши благочестия,/верным ты даяше независтно, всечестная,/от Божественнаго гроба Ермионии иногда,/и от него имя получи – Миропия,/но и кровь твою, мира алавастр,/Господу принесе честным мученичеством,/мученице страстотерпице, Жениху своему. Стих: Терпя, потерпех Господа, и внят ми,/и услыша молитву мою. Ты очисти себе делы Божественными/и деянии от всея плоти скверны,/и духу, всечестная, присно прилежа премудростию,/и, приведши все свое желание на Небо от земли,/тем и жития временное ты отвергла еси вельми, Миропие,/но смерть изволиши вольную. Стих: Постави на камени нозе мои/и исправи стопы моя. Тело Исидора честное ты утаи, Миропие,/взявши от страж, и, любовию умастивши, погребе,/ищущим же отынуду глагола абие,/тем, яко винная, посрамленная судиею,/приведена бысть и обличи словесы дерзновенными, Богомудрая,/окаянствие и безчестие. Слава, глас 3: Благою мудростию и неустрашимым сердцем/предстоявши мучителю,/таковая отвеща, не радеющи и плевающи,/яко сотворили есть сие окаянствие и безбожствие,/сего ради биена бысть непощадно дреколием/и по всему граду влекома бысть, веселящися крепкодушне,/хотяше на Небесех блаженство,/егоже и получивши и наеладившися уже,/помяни и ны, яже с любовию страсти воспевающия твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благонамерения твоего неизменность велие есть воистинну совершенство:/шествуя бо в житии путем царским,/вшел еси со дерзновением в Царствие непрестающее,/идеже соцарствуеши вечному Царю Славы, милостиве Филарете. Иного Авраама показа тя мирови вера вкупе и человеколюбие твое:/боголюбне бо ко всем благое расположение являл еси,/доброхотне же всем требующим подавал еси./Сего ради богатне воздаяше тебе Бог в делех твоих. Что ми злато, что ми богатство,/слава же и вся земная мимотекущая?/Ничтоже суть всяко, понеже в ничто обращаются,/многолюбезно же ми едино богатство Небесное, всегда пребывающее,–/Филарета язык провещаваше. Богородичен: Недр не отлучився Безначальнаго Родителя,/Сын безматерний во утробу Чистыя Девы вселяется,/без отца воплощаемь, Царь правды, Бог./Того род страшен, неисповедимь и неизследимь. Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Истинно всеизрядная твоя купля зрится/и мудрою быти судится всеми благомудрствующими:/отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя Горних и вечных./Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете. Икос: Господа услышал еси, во Евангелии законополагающа:/продадите имения ваша и дадите милостыню,/сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудевающее на Небесех,/идеже ни тать крадет, ни моль истлевает./Сего Божественнаго и к совершенству возводящаго законоположения ревностный исполнитель был еси:/продал бо еси вся и дал еси милостыню,/сотворил еси себе влагалища нетленна/и сокровиществовал еси сокровище на Небесех некрадомое./Сего ради и блаженствуеши со благословенными Отца Небеснаго,/яко наследник от сложения мира уготованнаго Царствия, милостиве Филарете. Песнь 7 Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани,/злочестиваго веления небрегше,/огненнаго прещения не убояшася,/но, посреди пламене стояще, пояху:/отцев Боже, благословен еси. В тебе, не точию не изменшемся от диаволя нападения,/но паче в добродетели укрепльшемся, Филарете,/воистинну Христос прославися,/враг же, искушаяй тя, постыдеся./Сего ради взывал еси:/Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен: Богоблаженная, и от Ангел покланяемая,/и от земных всегда славословимая,/Творца Твоего и Бога, Егоже родила еси, Пресвятая Дево,/моли спастися нам. Кондак, глас 4: Чувственныя страсти победив, чистотою, яко солнце, возсиял еси,/чисто житие до конца сохранив,/и от неверия в веру многих ко Христу привел еси;/того ради от Бога нетлением почтен, чудесы твоими вся удивил еси./Молим убо тя, святителю Гурие,/молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/радуйся, отче предивный,/граду Казани похвала и утверждение. Икос: Первый сеятель был еси духовных добродетелей,/и первый пастырь, и Церкви начальник,/первый архиерей и учитель христианскому закону в новопросвещеннем граде Казани,/верныя люди питая хлебом учения благодатнаго закона,/напояя пивом духовныя благодати,/неверныя же уча познати истину и креститися святым Крещением,/и множество народа от неверия в веру ко Христу привел еси,/чистым житием Богу угодити наставив их./Сего ради Христос святому и трудолюбивому твоему телу дарова нетление и дар чудотворения:/приходящии бо с верою к цельбоносным твоим мощем приемлют неоскудныя страстей пременения,/и болезней исцеления, и грехов прощение/твоими, святе, ко Христу молитвами./Темже зовем ти:/радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Песнь 7 Ирмос: Отроцы Богочестивии в Вавилоне/образу златому не поклонишася,/но посреди пещи огненныя, орошаеми,/песнь воспеваху, глаголюще:/превозносимый отцев и нас Боже, благословен еси. Не токмо тело твое нетлением прослави Бог, святителю Гурие,/но и погребальная вся пребыша крепчае новых./Мы же, сим дивящеся, зовем:/благословен Бог отец наших. Подвигов твоих ради и трудов, преподобне,/тело твое нетленно показа Подвигоположник,/гробу же и ризам вместо тления крепость дарова,/благословен Бог отец наших. Не едино тело твое, святителю, тлению бысть непричастно,/но и погребшихся с верою во единой гробнице с тобою:/молитвами твоими дву иноков нетлением одари Бог . Емуже зовем:/благословен еси, Господи, Боже отец наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010