Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 12 января 2023 года 30. Четверг. Попразднство Рождества Христова. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря). Свт. Макария, митр. Московского. Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского. Служба мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Макария, митр. Московского , в соединении со службой попразднства (Б). А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Слава в Вышних Богу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «По образу и по подобию…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученицы на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобной. По 3-й песни – седален мученицы, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. О кондаках мученицы и преподобной Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 304) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Солнце, Сыне…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

30. Пятница. Попразднство Рождества Христова. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) . Свт. Макария, митр. Московского. Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского. Служба мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Макария, митр. Московского , в соединении со службой попразднства (Б) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Слава в Вышних Богу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «По образу и по подобию...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученицы на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобной. По 3-й песни – седален мученицы, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. О кондаках мученицы и преподобной Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 304) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Солнце, Сыне...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-12/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Анастасия Узорешительница, вмц. Описания иконы Анастасия Узорешительница, вмц. - житие Святая великомученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря по старому стилю) Святая великомученица Анастасия Узорешительница (U ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (U ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Анастасия Узорешительница, вмц. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3843.jpg:   Размер: 306x1200, 0.37 MPix, 98 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (282) , (16) . Описание: [Афон. XV.] Вмц. Анастасия. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3845.jpg:   Размер: 749x967, 0.72 MPix, 84 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (198) , (11) . Описание: [Москва ] Семейная икона «Храни Господи»со святыми покровитялями семьи (21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Святая Анастасия,святая Людмила, святая Любовь, святой Сергий Радонежский, святой Ангел Хранитель и благословляющий Господь Вседержитель. На полях иконы: святой Николай Чудотворец, святой вел. князь Владимир, святой князь страстотерпец Борис, святая Параскева Пятница, святая Алевтина, святая Анна Кашинская, святая Лидия, святая Мария, святой Симеон, святой Виктор, свят[...] Файл 18936.jpg:   Размер: 1200x1640, 1.97 MPix, 383 Kb. Дата: 2012-08-11, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 5 (410) , (35) .

http://pravicon.com/icon-1162

25.    " Космическая философия " Джона Фиска (1842-1901)//Труды Х и XI Чтений... К.Э.Циолковского. Секция " К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса " .М.: [ИИЕТ АН СССР], 1978, с.117-123. 26.    Предисловие и публикация: К.Циолковский. Мысль и изобретение//Изобретатель и рационализатор. 1980, б, с.40-41. 27.    Публикация, предисловие и примечания: Из научного наследия К.Э.Циолковского: " Свойства космоса " , " Необходимость космической точки зрения "http://Историко-астрономические исследования. Вып. XV. М.: Наука,  1980, с.293-304. 28.    Публикация и предисловие: К.Циолковский. Космическая философия//Техника-молодежи, 1981, 4, с.22-26. 29.    К 500-летию освобождения Руси от монголо-татарского ига//Журнал Московской Патриархии, 1980, 12, с. 72-78. Подпись - А.Вольгин. 30.    Космологический трактат XV века как памятник древнерусского есте­ствознания//Памятники науки и техники.-1981. М.: Наука, 1981, с.183-197. 31.    К датировке одного из ранних списков " Диалектики " Иоанна  Дамаскина//Научные чтения 1980-1981. Государственный Исторический музей. М., 1981, с.19-20. 32.    Мир как целое. Н.Н.Страхов о развитии естествознания//Природа, 1982, 7, с.100-107. 33.    Византийская космология в XI веке//Историко-астрономические исследования. Bыn.XVI, М.: Наука, 1982, с.327-338. 34.    Дорогами берестяного царства [предисловие]//Жегалова С.К. и др. Пряник, прялка и птица Сирии. М.: Просвещение, 1983, с.3-13. 35.    Предвидение в творчестве К.Э.Циолковского//Научное творчество К.Э.Циолковского и история авиации и космонавтики. Труды ХШ и XIV Чтений... К.Э.Циолковского. Секция " Исследование научного творчества К.Э.Циолковского " " . М.: ИИЕТ АН СССР, 1982, с.125-134. 36.    Преподобный Нил Столобенский (справка)//Минея. Декабрь. М.: Издательство Московской Патриархии, 1983. Без подписи. Стр. 37.    Первая российская " Логика "http://Альманах библиофила. Вып.15. М.: Книга, 1983, с.238-242. 38.    " Изборник Святослава " 1073 г. и " Диалектика " Иоанна Дамаскина//Советское славяноведение, 1983, 4, с.94-96.

http://bogoslov.ru/person/55320

Сожитие Макария колязинского с Евстафием в Каблуковом монастыре ввело в ошибку, повторенную и в словаре. 281 В житии сказано, что Ефрем удалялся из Вишерской обители в 1450 г. Но Пахомий, писавший жизнь преп. Саввы ок. 1465 г. говорит, что Ефрем в 1462 г. был еще в Вишерской обители и выслушивал завещание препод. Саввы о обители. – Словарь и здесь повторяет старую ошибку. 282 По ркп. житию преподобный преставился при архиеп. Геннадии, след. не раньше 9 дек. 1484 г. С другой стороны, в 1462 г. не могло быть ему меньше 50 лет. Потому кончину его остается отнести к 1492 г. 283 Ист. иер. 5, 473. 474. Служба пр. Ефрему 16 мая (минея мая, М. 1646 г.) составляет почти буквальное повторение службы пр. Савве (1 окт.); к сожалению, не исключены из нее и некоторые исторические черты жизни преп. Саввы. В святцах устава 16 в. (Толстого 1. 100) 17 мая «перенесение мощей Ефрема игумена перекопского». 288 Так показан год кончины Савватия в соловецкой летописи. По следованной псалтыри, он скончался в 1462 г. Но – это ошибка: тогда уже был на острове монастырь и потому не для чего бы было Савватию искать духовника на Выге. – В словаре своя странность, преподобный умер 27 сент. и погребен в мае. 289 Четь-минея св. Димитрия, 17 апр., л. 237. Описан. соловец. монас. стр. 42–44. 304. 305. Повсеместное празднование пр. Савватию установлено собором 1547 г. А. э. 1, 203. Служба пр. Савватию у Царского в ркп. 1592 г. 563. 292 Ркп. житие пр. Иродиона в импер. биб. 726. Ркп. святцы: «пр. Иродион пустынник, иже бысть на Иле озере, ученик пр. Корнилия, преставился в л. 7050 сент. 28 д. Сведен. о монас. 403. 296 У Савваитова в опис. монас. 44. Святцы: «преп. Киприан, строитель архангельского монаст. иже на Устюге». 298 И в ркп. житии и в прологе 30 сент. сказано, что пр. Григорий жил в ските с 1412 г. и прожил до 1422 г. Но это не так было. Дионисий архиеп. ростовский, посвятивший Григория в архимандрита Спасского, управлял ростовскою паствою 1418–1426 г. Если же Дионисием поставлен Григорий в архимандрита: то в Сосковец прибыл он в начале 1421 г. Поскольку же в 1426 г. уже создан был храм на Пельмше, то в Сосковце прожил Григорий не более 5 лет. 301 Сведен. о монас. 65. Память пр. Григория 30 сент. в святцах устава 16 в. у Толстого 1. 100. 113. Служба пр. Григорию, «новому чудотворцу», в сборнике 1698 г. По подлиннику, прп. Григорий «сед». Читать далее Источник: Русские святые, чтимые всею церковию или местно: опыт описания жизни их/Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. – В 3-х том. - 3-е изд., с доп. – С.-Петербург: Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1882./[Т. 3]: Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. - 1882. - 612, 12, 14 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. Иоанна с о. Фаса, замученного турками в. 1652 г. Солов. III. Новодворской иконы Божией Матери. Писана св. митрополитом Петром в Новом Дворце. Ныне находится в Суражицком монастыре чернигов. епархии. Новгородской иконы Божией Матери. Явилась 1301 г. в Новгороде Северском, черниговской епархии. По Славе пресв. Владычицы явилась в 1307 году. Преставление св. Даниила , архиеп. сербского 1325–1338. В Сербляке служба. 119 дек. Сн. 30 авг. в службе сербским святителям. V. Поставление Иоанна Златоустого в патриарха. Пролог по Мартынову (сн.15 дек.). Мучч. Евгения и Макария . Вас. 239. 1295. Сирл. и др. (19 февр.). Муч. Бонифатия . Вас. и др. (19 дек.). Милия . 247. В 51 Михаила пустынника и двух учеников его вместо Милия (10 нояб.). Св. о. н. Петра , митроп. московского. Шестоднев синод. XV в. Публ. апост. XV в. 56 (21 дек.). 21 I. Св. муч. Иулиании девицы и иже с нею (500 мужей и 130 жен) в Никомидии при Максимиане ок. 304 года. Вас. Иер. Кал. Флор. 1. Нан. 1 и др. МКр. М. 12 в. Канон Иосифа. Служба. (Ап. 346 июня 21. Остр. Охр. 21 нояб. Копт. 1425 22 дек. Неап. М. Р. Иерон. Б. мР. и все 16 февр. пренесение мощей ее в Кумы в Италии). Св. муч. Фемистоклея при Декии, из Мирлиюйских. † 251 г. Син. 1. Вас. Петр. Рум. М. Р. В. Р. Современник св. Диоскориду. Св. о. н. Петра , митроп. московского, † 1326 г. У. 1438 г. Белоз. св. XV в. Мак. †. Соф. М. XV в. Служба (см. 20 дек. 5 окт., 20. 24. 25 и 27 авг.). Мощи в успенском соборе. Препразднство Р. X. М. 447. Канон Иосифа. Стих. Романа сладкопевца. Служба. Страдание св. Иулиании , княгини вяземской. Убита князем Юрием в 1406 г. за целомудрие. 209 †. ( Филим. 22 дек.). Преставление Прокопия вятского, Христа ради юродивого, † 1627 г. Мощи в вятском Трифоновом монастыре. 209. КСоф. †. IV. Феофана , еп. монемвасийского. Мед. Тур. V. Св. Филогония . Вас. Рум. и др. (20 дек.). Капитона , еп. корсунского. Мед. (7 мар.). Ап. Фомы . Неап. (6 окт.). Муч. Еввиота . Охр. Соф. Прол. (18 М. Гр.). Пр. Анастасии патрикии. Троицк. Минея (10 мар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Да пророческая/исполнит проречения,/в Вифлееме раждается/и Едем отверзает/сущим из Адама Господь. Стих: Господи, услышах слух Твой и убояхся,/Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Помажи миром, Вифлееме,/ясли святии:/в тебе бо Владыка/прострети имать/лучи Своего Божества. Слава, и ныне, подобен тойже: Приидите, земнороднии,/согласно Деву/Богородицу Марию/да воспоем непрестанно,/из Неяже Христос раждается. Святая мученица Иулиания, дочь знатного язычника Африкана, пострадала за Христа, в 304 году в г. Никомидии (Малая Азия). Девяти лет она была обручена с царским сановником язычником Елевсием. Благочестивая дева пытливым разумом стремилась познать истинного Бога. Она услышала Евангельскую проповедь о Христе и тайно приняла святое Крещение, решительно отказавшись вступить в брак с Елевсием. Разгневанный отец жестоко избил святую Иулианию и отослал ее на суд епарху города Елевсию. Тот горячо просил Иулианию выйти за него замуж и обещал не принуждать ее к перемене веры. Но праведная дева отвечала, что согласна сочетаться браком только с христианином. Отвергнутый Елевсий приказал бичевать святую мученицу. Затем ее повесили за волосы и раскаленным железом прижигали тело, а ночью бросили в темницу. Там мученице явился диавол в образе светлого ангела и уговаривал ее не терпеть более мучений и уступить Елевсию. Святая Иулиания смутилась его лукавыми речами и молила Господа о помощи. Божественной силой ей дана была власть над диаволом. Святая наложила на него вещественные узы и била, а когда утром ее повели на суд, бросила связанного беса в яму для нечистот. Елевсий был поражен, когда увидел святую мученицу по-прежнему прекрасной и невредимой. Рассвирепев, он приказал бросить ее в горящую печь, но огонь был чудесно угашен слезами мученицы. Видя это, 500 мужчин и 130 женщин никомидийских уверовали во Христа и прославили Единого Бога. За это по приказанию епарха они были приговорены к казни. Так в собственной крови они приняли святое Крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как ты теперь живешь со своей матерью 297 ? и вообще что теперь делаешь? Сообщите правильно ли я помню адрес в Арз : Рыковская ул. д. 78 – так? У меня мысль: больше в М ву не ехать, да вероятно 298 и нельзя будетъ 299 . Я слышал, что Alex(hq уже и настоятель 300 , т е то, чего хотел... не знаю верить, чи ни? О. З получил шапку 301 ? И что о. Н та 302 ? Не писал ли в Астрах о. Митроф Серебр – напишите ему обо мне и соберите чего нибудь, он очень любит прянички и вообще сладкое. Чадца, стремитесь к горнему, касаясь дольняго поколику того требует телесная нужда. У меня на полу под книжн полками лежит месячная минея за декабрь, в лист, без переплета, если это так, то разреж те ее на две половины и вторую изъ них,//так с числа 15, 16 – пришлите ко мне во второй или третьей посылке. Хотя теперь я и лишен того, к чему стремился (признаться – плоховато) всю жизнь – «еже жити ми в дому Г дни вся дни живота моего»... ( Пс 26:4 ) и проч 303 . (пс XXX) и чего не лишены вы (см. также пс «Коль возлюбл » ( Пс 83:2 )) – но Он близ... и Сего никто и ничто не отнимет, кроме допущеннаго по воле нашей – нерадения. «Beлiй еси, Г ди, и ч!удна дела Твоя и ни едино слово довольно будет к nehiю чудес Твоихъ» 304 ! В словах хранитесь. Путь сюда был бы возможен тебе, Вар С , как моей племяннице, через 6 мес , но он пока закрывается моим нахождением в лазарете, как инвалида. Путь такой: поезд (N 66) kaзahckiй (билет до ст Шатки), в 11 1/2 ч. ночи, ехать до ст Арз с I (город) 305 , где надо зайти к Лизе, т к к к на Шат поезд идет около 7 ч. у , в Шат приходит около 9 ч. у , а в 10 ч. у по узкоколейке (билет 8 р. 90 к.) до самаго Сарова – куда приходит около 8 ч. в и здесь драма: кругом тьма, станция – тесная изба, полная лапотнаго народа, ожидающаго утра... будешь и ты ждать утра, но пока... в Москве... Известен ли тебе мой новый адрес? Я старался об этом – не знаю успел ли. Как ты теперь поживаешь? Все ли у тебя благополучно как во внешнем, так наиболее во внутреннем состоянии? Как я благодарен тебе за твои труды и заботы семимесячные по okaзahiю мне помощи и поддержки, в которых и впредь прошу меня не оставить, о сем прошу и всех добрых моих знакомыхъ 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Муч. Фаддея , † колесницею. 1295. Мучч. Агапиона зверями († 306 г., по Штадлеру и Мюллеру 290 г. 20 ноября) и Агапия мечем († 304 г. марта 24). 1295. В Екл. и Охр. одного Агапия. В одном прологе Агапион назван римлянином, а Агапий каппадокийский (вернее кесарийский). Агапион есть Агапий палестинский после терзания медведем брошенный в море. Сн. 19 и 20 нояб. Под Агапием разумеется Агапий другой, у нас 24 марта, он усечен в числе других (Евс. II. 10 стр. по русск. перев.). Оба отличны от Агапия 19 авг., ибо было три Агапия палестинских мучеников. Пр. Каллиста . 1295. (По Никодину это Каллист II Ксанфопул, в 1395 г. патриарх константиноп.). Св. Климента , еп. болгарского, † 916 (Величского). Сказ. у Никод. См. Филарета в учении об отцах § 291. Сн. 25 нояб. 26 и 27 июня. IV. Муч. Киприны . Минея Унд. 75. По службе пострадала от огня и меча. V. Преп. Фаддея студийского. Соф. Прол. У. XII в. Пс. 10 (29 дек.). Христофора и Евфимии, Фалалея и Анфима . Хлуд. 144. МГр. (19 нояб.). Священномуч. Сисиния . Хлуд. 144. МГр. (23 нояб.). Свв. мучч. Нирсы, Иосифа и дружины его. 244. 247 (20 нояб.). Захарии в море. Аган. Хлуд. 144 (21 и 22 окт.). Евстафия, Анатолия и Феспесия . 1142. Мак. Белоз. 493 (20 нояб.). Память свв. отец Максимилиана, Прокла, Анатолия и Геннадия . Мак. (17 и 20 нояб., 3 июля, 31 авг. 21 апр.). Попразднство Введению Богородицы . М. 11 и 12 в. У. XII в. и у Никона черногорца (25 нояб.). Св. Амфилохия , еп. иконийского. Син. 1 (23 нояб.). Василия нового. 248. (26 мар.). Ап. Онисима . МГр. (15 февр.). Св. Иакова , еп. ростовского. ЗПод. (27 нояб.). 23 I. Пр. о. н. Амфилохия , еп. иконийского, † после 394 г. Кал. Иер. Флор. 1. 239. Нан. 2. Сирл. Мст. Зогр. и др. М. Р. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (Вас. Рум. Мед. 19 окт. Кал. Флор. 1 втор. 10 дек. ЧГр. 170 нояб. 20. Син. 1 нояб. 22. Ев. 1199 г. марта 21). Св. о. н. Григория , еп. акрагантийского при импер. Маврикие (582–602) † в конце 6 или в начале 7 века. Сирл. Хил. М. Р. Соф. М. XV в. Канон Иосифа. Служба. (Вас. Флор. 1. Иер. Кал. 43. Нан. 2. Готф. 239. Мст. Слепч. Вен. Зогр. Терн. Хил. Рум. Сирл. 1295 и др. М. 11 и 12 в. 24 нояб. Италогр. 29 нояб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Главное содержание книги святого Наума – это пророчество о падении и погибели Ниневии – столицы Ассирийского царства – угрожавшего всему Востоку, предсказание бедствий, которые праведный Господь наведет на этот город, и яркое изображение окончательного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов его постигнет мрак» ( Наум.1:7–8 ). Пророчество святого Ионы (VIII в. до Рожд. Христова) о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили его долготерпение. « Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» ( Наум.1:3 ). «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» ( Наум.3:1 ). Увлекаясь страстями и совершая беззакония, ниневитяне любили только себя, а в отношении к другим руководились своим самолюбием и жестокостью. Ниневия различными хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы, подчиняла своей власти. Израильское царство они окончательно разрушили при царе Салманассаре около 723 г. до Рождества Христова. Преемник Салманассара – ассирийский царь Сеннахирим вслед за тем совершил наступление на иудейское царство и подошел к Иерусалиму. В одну ночь Ангел Господень истребил многочисленное его войско ( 4Цар.19:35 ). Но иудейский народ со страхом ожидал новых нападений. Тогда-то и раздался голос пророка Наума: «бедствие уже не повторится», «более не буду отягощать» ( Наум.1:9, 12 ). Высказав Божественное определение о погибели Ниневии, пророк переходит к описанию исполнения этого грозного суда Божия. Перед его пророческим взором во всех подробностях совершается то, что в действительности исполнилось примерно через 100 лет. Он видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска ( Наум.2:13 ) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ. «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» ( Наум.3:3 ). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать ( Наум.2:10 ), как лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна. Видящие ее падение возвеселятся и восплещут руками ( Наум.3:19 ), ибо они испытали на себе злобу Ниневии, а теперь являются свидетелями победы над злом и торжества справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010