путь закона знать всего, знать всю правду научи мя; тако жив в святых судьбах, презираю всякой страх. Хоть среди пойду той сени, где стоит с косою смерть; и ее могу я стерть – не боюся злостей тени. Зло погибнет и падет, ибо Бог со мной грядет. Жезл и палица Господня защитит от злостных всех и низложит злобу тех. Их низложит всех того ж дня и меня утешит тем, во спасении своем. Уготовил злый трапезу, чтобы оной мне стужать и пред светом всем ругать. Но отер мою Бог слезу, уготовил пир в против и отмстил мя, защитив. Бог главу мою елеем благовонным умастил, в царский чин меня вместил; я помазан иереем от священных рук сего, Бог послал ко мне кого. Тако всей надежды чаша Твоих многих, Боже сил, коей Ты меня почтил, есть державственна честь наша. Мир благих есть в чаше сей, и я жив рукой Твоей. Поженет мя Твоя милость и всех дней мой кратк живот; но хотя рок смертных тот, чтоб пришла плоть древных в гнилость, Ты всели меня в храм Твой, продолжив век древный мой. Псалом 53 Сохрани мя, Боже мой! В Твое имя, дай покой! Претерпенье и гоненье разсуди; Твоей силой дух унылой свободи. Тоже слыши скорбный глас, Ты всех зриши в каждый час. Я не страстно и напрасно Тя ищу, но дух бедный, притесненный спасть хощу. Чужди идут мя губить; и приидут, что творить? Злость возстала, наглость стала, крепцы, злясь; всюду рыщут, душу ищут, в каждый час. Бог –источник всех благих; Он –помощник мне на злых: Он заступит и притупит злость в врагах; дух избавит, не оставит в злых судбах. Злобу вражью отвратит; силной стражью оградит. злость премерзку и продерзку потребит; силой правды без отрады злых истнит. Тако волей я своей жизни долей всей моей жертву честну и нелестну принесу; имю Бога, честь будь многа, от часу! Исповемся ввек Ему; вознесемся мы к Нему: духом чистым, сердцем истым до конца, имя благо, Пресвятаго чтит Отца. Он избавил мя от бед; Он поставил мя в Свой след; и печали все пропали, сгибнут вдруг; я взираю, презираю вражий слух. Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов. XI - XIX : антология/Всемирный русский народный собор ; [сост. В. И. Калугина]. - Москва : Вече, 2010. - 799 с. : ил., портр.; 29 см. - (Тысячелетие русской поэзии).; ISBN 978-5-9533-3023-7

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Как побд из нихъ зависть, и коварство, и произвед и Потомъ сщымъ нихъ, ихже множества ради потопъ бысть. Но бгъ по спас бывшы въ ковчег, нихже ханаанъ, сынъ согршившаг хама, проклтъ бысть. Да не уб превратитъ праведный нй сына вмст тца прокл. По сихже бывшымъ при столп содомлнмъ, соломн, и всмъ во благихъ бывшымъ, и во уклонившымс. И как бгъ и многоблаготробный, благъ сый, попст быти мнгимъ, и многразличнымъ въ скорбемъ и выхъ уб хощетъ по к трдвъ глаголю же жажды, плача, нжныхъ вещей, сладкихъ, тла въ подвигахъ, трдвъ, болзней, многихъ и горькихъ слезъ, страха смерти, съ демнами во ад, страшнаг наг дн сднаг, стда имющаг быти пред всею трепета, горькаг длъ, словесъ, и и гнва, многоразличныхъ и вчныхъ мкъ: безполезнаг непрестанныхъ слезъ, несвщаемой тьмы, страха, печали, тсноты и дш, въ ныншнмъ вц и бдщемъ, съ сщими въ бдами, многоразличныхъ болзней, громвъ, града, гладвъ, потопвъ: безвременныхъ смертей, и кратк, всхъ по невольн намъ приключающихс. ваг же не хощетъ бгъ, но мы и демни, коже браней, страстей, многоразличныхъ грхвъ, ихже имена покажетъ слдющее слово: даже до и совершенны погибели, демонвъ, браней, мчительства страстей, мтежей, и премнъ гнввъ, клеветъ и вскаг мы сами себ и дргъ дрг вольн причинемъ, бг не хотщ. И паки, как посред толикихъ спасошас, ничесомже восптити могщ, и погибоша, бг не изволивш. вс и дрга мнжайша съ трдомъ из бжественнаг уразмва, сокршихс дшею, и к вода многажды во приходихъ: аще и попремног не имхъ въ глаголемыхъ. Аще бо возимлъ быхъ, не бы возмогъ пребыти въ жизни сей исполненной и къ бг, имже вс и настоща, и грдща люта содлашас, баче же благодати стыхъ бртохъ сицева: к начало вскаг блага даемый человк бгомъ размъ, ил из чрез человка, ил чрез аггла, ил к чрез даемаго бжественнаг хранител, на коегждо врнаг дш, и глаголемаг, и бжественныхъ хртовыхъ заповдей, имиже сохранетс благодать стаг стаг дха крещаемом, аще соблюст восхощетъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

23. Утро. Может способствовать священию – прославлению имени Божия: желанием – молитвою, словом – учением, делом – жизнью. Ночь. 12-й час в исходе. Не спится мне. Впрочем, я здоров. – И после обеда не спал. Кажется, надо бы спать. Маленькая жажда у меня – без всякой причины. Сколько часов в сутки спать мне надобно? Как ударит 12-ть, тотчас лягу спать. Ну вот бьет. 24. Перед всенощною. Что-то похожее на iesuffiendiam ныне после обедни и доселе, – Уже ли перед переменою погоды? – Да и голова не совсем хороша, почти болит. После всенощной. Погода хуже стала, и мне не лучше. 25. Утро. Сейчас встал. Действительно перед переменою погоды y меня в голове и в душе была чувствуема маленькая боль, маленькая, но теперь и ее нет. Ночью снег шел. Зима воротилась. Да, погода стала не хороша, a в такую погоду всем не весело. Впрочем, в сравнении с прежними днями я чувствую себя хорошо. И для души, видно, нужно ненастье, – видно, неизбежно оно. Смотря на ясное, светлое небо, думаешь иногда: ежели оно переменится? – И не успеешь сказать, как оно уже начнет изменяться. – Когда на душе светло, ясно, – то вообразить не можешь, чтобы не было всегда так. От чего, кажется, не быть всегда покойным, веселым? – От самой, ничтожной причины. Сперва появится одно облачко, за ним тотчас другое, третье, и так все небо облаками покроется. Маленькое облако притягивает к себе другое облако, а это притягивает к себе и так далее. Одна не важная беспокойная мысль родит другую такую же; эта еще другую, и так за одною целый рой мыслей прилетает. От чего же эта беспокойная мысль не возбуждает иногда других беспокойных мыслей? – От того же, от чего иногда облако на небе появится, да тотчас и исчезнет. Всему время, и время всякой вещи. Время смяться, время плакать. После обедни. Третий день есть днесь, отнележе... и уже вижу, яко велия ми есть польза. Мню, яко вящшия быша были бы ми утешения, аще бы не дух бурен, дожди и снег днесь препятием были. 25. Доселе нет никаких известий из Москвы о Кратк. поучениях. A пора бы. Скоро два месяца, как они печатаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

И внегда держати м трость, и начинати, бртахъ вещь, юже хотхъ писати, нейже имхъ понждающа писати И так безпрептн и без пиш та, благомоществетъ рка, никакоже имща Но аще что влагаетъ бгъ во мраченное мо сердце, пиш безпопечительн. Мню же, да не кажс имти, молитвъ дргаг нкоег, по словес лствичника, апостола словеса вземшаг, глаголетъ бо: Что же имаши, нси аще же и что хвалишис, к не 864 , но самъ творй; Ибо приходщы мысли самодвижн во умъ безмолвствющихъ по бз без сть, коже глаголетъ стый А разсмотрти ком, сво И стый глаголетъ: Вское дло, ил слово должно имти свидтельство бжественныхъ Сег ради, коже нкогда слица валаамова проглагола 865 : так и азъ нын начн писати, не уч, да не бдетъ, но ко канны мое дш, к да хот словесъ усрамс, коже глаголетъ лствичникъ, начнетъ не дло стжавъ, но слово сирчь. Кто же всть, аще жити имамъ, и писати возмог, ил паки вы дла совершити возможете; Но баче бо начнемъ бо, и до чес доспти возможетъ: безвстна бо наша смерть, и когда конецъ не вмы: вс же провдщем бг вдма наша. Том слава во вки вквъ, аминь. Первое слово нын написас надеждою. Паки же с втора бква, Вди, глаголю, и второе слово, Кратк речетс съ симъ. Вра бо раждаетъ ин и велик Вр, коже глаголютъ тцы, Добродтелей коже реч положивый аплъ гднь. ва уб кром длъ закона бываетъ, ва же длъ совершаетс. бртаетс уб въ Многими же браньми исправлетс. Нын же начало, благослов тче! (Слово в.) Хот преподобный тецъ нашъ показати вр, юже реч аплъ, быти по бз 866 : юже уб бжественнаг хртовою, а не длъ. И к раждаетъ вры страхъ, имже и заповдей бываетъ, и коже глаголетъ стый И к по внегда длати намъ, тогда бываетъ въ насъ велика вра нейже реч гдь: Аще бысте имли вр к зерно горшно, и прча 867 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Смущающиеся являются таким образом тоже адресатами письма. А целью письма по отношению к ним являлось несомненно их укрепление. 2399 Ibid., л 137 об. и 138. Из этого же письма берем и дальнейшее. A propos – В литературе известно, – почему Феодосий Васильев считал православною исключительно титлу I. Н. Ц. I. Не это ли было и его основанием, т. е. именно то, что титла I. Н. Ц. I. есть надписание первоначальное, санкционированное Евангелием. 2401 «Сказание о нач. раздора»…, стр. 100. Ср. ркп. И. П. Б. Q. I, 1026, л. 35 и «Книга отеч. завещаний» – ркп. Владим. Дух. семинарии 75, л. 187 обор.; – здесь говорится, что поморцы «о титле еже на крестах на время им (федосеевцам) уступиша». – Ср. и «Кратк. ист. о соблазнах феод. согласия» – ркп. И. П. Б. О. I, 443. л 155: «аще же ститлами онем крестам покланятися написаша, и в протчих некиих им уступиша, и сие смотрительно и обыскания ради им довремеии позволиша». 2404 Ркп. И. П. Б. О. I, 358, лл. 156–159. – Едва ли имел в виду Игнатий то истолкование его мира 1727 года, которое было сделано впоследствии – в 1791 году – его Московскими единоверцами. На соборе 19 Февраля, отступая от Пилатовой титлы, они писали: «Прежния же поморския и нашея страны отцы и учители, с титлою кресту покланялися и других не отлучали. Но сие было попущение до конечнаго осмотрения, тем и до времени обыскания оней примирения ради друг другу смотрительное делали терпение, мним, предзря будущую всенародную христианскую ползу, и церковное в той исправление, еже от помощи Вышняго и с’быстся во время свое» (Книга отеч. завещаний» – ркп. Владим. Дух. семин. 75, гл. 12, л. 117). – «Предзрел» конечно Игнатий в душе, но не такую «ползу» и «исправление», – т. е. не отступление своих, а приложение поморцев к практике федосеевской. 2406 Лады эти следующие: 1) ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 2) ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 3) фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. 4) соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. Первый из этих ладов тождествен с греческим дорийским. 2-й – с фригийским, 3-й – с ипомиксолидийским и 4-й – с ипофригийским. 2407 Только в 3-м ладе в целях избежания чрезмерной кварты (фа-си) дозволялось понижать си на полтона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и. Ины сть страсти, и ины ины, и рстны ины, сть страсти словесности, и ины ума и мысли: же дргъ дрг, и содйствютъ дргимъ. уб же рстнымъ. И паки ко умнымъ, и умны къ и памтнымъ . ростны уб части страсти сть: гнвъ, горесть, вопль, дерзость, надменность, и аще что дргое. части: лихоимство, нечистота, всхъ страстей лютйшее. же: блдъ, нечистота, неправда, и аще что дргое. же части сть: хла, лкавство, коварство, многопытство, укоризна, клевета, кощнство, лжа, лесть, влтельство, и прча. Оумны же: распр, гордын, первое и послднее из всхъ же сть прилози, и подбна симъ. И кратк рещ: вс, же вн силамъ сопримсишас, коже и блага въ нихъ вс совокпн бываютъ по п. двдова къ бг со ужасомъ Оудивис, глаголюща, размъ твой мен. 133 Не возмогаю бо къ нем крпчайш сщ и непостижн, паче моег немощнаг разма и силы во мн, как и плоть непостижна по па. Законы сть дйствемыхъ удвъ и слово нареч, аки своихъ свойствъ. Ил паки: законъ коегждо вида и уда дйство въ сил. коже бо бгъ всею сице и дша тлесными уды и дйстветъ и движетъ ко своем дйств. Зд вопросити потребно, бразомъ рость и мжи, вогда плотскими силы нарицаютъ, вогда же дшевными; глаголемъ: к ни коегждо имтъ словеса стыхъ во извстн вдщихъ , но бо истинствютъ, и по премнютъ премдр: неизреченнаг ради бою во быти по вкп браз. к быти совершеннй уб сюд дш, тл же несовершенн питательнаг ради Дша бо сама себ имать сил и и ростн къ мжеств движительн, словеснй и умнй созданнй бывшей. Не бысть бо создана вкп съ нею рость безсловесна и безмно коже ниж б во плоти перве: но созданно нетлнно б кром мокротъ, нихже послдова и рость По бо, падш человк во тлю и дебельство безсловесныхъ, по нжд и рость и въ немъ возниче. Сег бо ради и сопротивлетс дшевном по рости же и бладаетъ. Внегда же покоритс мертвенное словесном, послдетъ дш ко дйств благихъ. бо смсишас и совокпна быша плотска съ дшею свйства: тогда уподобис скотмъ, повинвс закон грха, ради нжды, скотъ словеснаг и человка бывъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Воистинн, иже самымъ дломъ плоть и влекоми, сласти и присн работаютъ, въ нихже зависть укоренис: бо та, и ближнг горчас, блыгаютъ дбра к и прелести сща ни же сть дха, ил врютъ, ни бга увдти ил познати своимъ могтъ. по своем и вправд там услышатъ: не вмъ васъ 145 . Врном бо вопрошающем подобаетъ ил вровати, же не вдше, слыша ил учитис, имже вретъ, ил учити, же увд, и умножати независтн въ врн талантъ. Аще ли же не вретъ, же не всть, и уничижаетъ, же не увд, и учитъ, имже не начис, клевеща на учащихъ симъ дтельн, бдетъ часть вск со имщими желчь горести въ ркз. по истинн премдрыхъ, иже кратк бщимъ вжествомъ сща бемлетъ, и к тло и раздлетъ та и совокплетъ, вл к принта въ инакомъ и томъ же смысл: ил иже поистинн доказателенъ глаголетс. Ил паки, воистинн дховенъ, иже собрна сщихъ бща свйства, же вочлвчившеес слово совокпило, раздлетъ и соединетъ бтнымъ словомъ качественнаг гласа: к не бемлетъ вс доказательнымъ словомъ, по вншности показ инмъ та, но влющихс дхомъ сщихъ и дргихъ просвтити можетъ. Истинный же любомдрецъ иже сщихъ вин сщихъ вдый, ил вины сща познавай, по выше ума и непосредственнй вр бысть любомдръ, не навыкъ но и та. Ил паки: истинный любомдрецъ и зрительн умъ. Совершенн же умъ любомдрый иже нравственное и и бгословное исправи паче же и нравственнаг уб же бгословскаг же и догматвъ правот бга изчилс Ил паки: въ бжественныхъ бжественный иже истинн сща сщихъ ил не сщихъ раздлетъ, и словеса уб нхъ сихъ показетъ, и сихъ нхъ боженнйше зритъ словеса: и мысленномъ уб и невидимомъ, чвственнаг и видимаг, чвственномъ же и видимомъ, невидимаг и мысленнаг сказетъ, видимомъ к браз невидимаг, невидимомъ же к первобразномъ видимаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Ако ли кто сие претвори, да му Бог суди и да му е суперница Света Богородица на страшном судищи оном и яз грешник Симеон. «Начело премудрости страх Господень, разум же благ всем творещим и (яко же 48 ) вещает великий Апостол Павл, их же (око не виде), ни ухо слыша, ни на срдце чловеку не взыде, (яже) уготова Бог любещим е. Тем же, слышаще се, всакому, хотещему спасти се, подобает подвизати се шствовати тесным и прискрбным потем. Путь бо кратк есть, братие моя любимая, им же течем, дымь есть житие наше, пара, прст и прах, вьмале являет се, а вскоре погыбает; мал бо есть труд житию нашему, велико же и бескончно благых вздание. Тем же и аз, всех последни и грешнеи и, присно слабыи, уныли на подвизание духовное, пришстовав в Светую Гору, обретох богоизбраннаа светила, различными образы текуще к подвигу духовному, тем же и аз, укрепив свою немощь, подвигох се, елико сил могющи, и устворих ограду светую, дом Пресветые Владичице нашее, Богородице, Приснодевы Марие, общаго светого жития, и келие им довольне у Кареях, идеже да приходеще пребывают Игумен и вса братия. По сем же пакы устворих туижде у Вораховици место безмлвию Светого Преподобнаго отца нашего Савы, в жилище двема, или трем, по гласу Господню, идеже бо еста два, или тре, сбрани в име мое, ту есмь аз посреде их. Тем же сию заповедь даю всемь, да есть в дома: ни Прот да не имать обласи над тов келиюв, ни Игумен светаго нашего манастыра, ни ин кто от братие, да не имать смущать живущаго в келии сей Светаго Савы, и что обретает се у тои келии, или вино, или овоще, да не иметь узимати наш манастырь ни чесоре од того, или Игумен инем отдавати, н паче да дает се ту от нашего манастыра, помени ради, свеща Светому Саве, масла литр .з. (60). А о ином всем на волю взлагаю Игумену и всеи братии, аще чим имут мощи присещати брата живущаго в келии сеи, то верую в Бога, ере да не оскудеют вы грсть муки, ни чванц масла, и мою, аще и грешному, молитву, но паче имети в помщ себе, его же бо аз оставлю по смрти своеи в той келии, т да пребывает до живота своего не пременен ни от кого же; потом пакы сиков образ да ваю да бывасть, да сскуплает се Игумен светаго манастыра с всси братею, и да избирают мужа богобоязнива, иже есть подобен жити в кели в месте том, либо аще будет кто апоигумен, или ин некто поработавших месту тому светому, да посилает се в то место, и т всаку свободу и область да имать над келиею тов, яко же и прежде писахом, а манастырь ни Игумен да не имать ни коере области над келиов тов, ни паки, мыта ради, да не поставляет се некто у келии тои, а небуде достоин правила духовнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

III. В свойстве трехродному: 1) между пасынком-сыном первой жены отчима со второй его женой (1 ст.); 2) между тестем по первой жене данного лица и второй женой (1 ст.) и 3) между отчимом и женой пасынка (1 ст.) См. кратк. руковод. для священнослуж. при совершении Св. Таинств Прот. А. О. Хайнацкого. Москва 1889 г. о браке, отд.5 стр. 17) Священники могут венчать только с разрешения и благословения архиерейского следующие браки: 1. В родстве кровном боковом: 1) двоюродных дядей с двоюродными племянницами, а равно также и двоюродных племянников с сими последними (5 ст.); 2) двоюродных прадеда с правнучкой (5 ст.); 3) троюродных дядей с троюродными племянницами, а также и троюродных племянников с сими последними (7 ст.) и др. 2. В родстве двухродном, – и прежде всего вообще в пятой степени этого родства, сюда относится: 1) если бы кто, женившись на двоюродной тетке, захотел потом взять в супружество ее племянницу; 2) затем таким же образом без благословления архиерейского не могут жениться: отец и сын на прабабе и праправнуке; 3) отец и сын на двоюродных сестрах; 4) отец и сын на двоюродной бабе и внуке; 5) дед и внук на бабе и правнуке; 6) дед и внук на родной тетке и племяннице; 7) дед и правнук на двух сестрах; 8) два брата на родной тетке и племяннице; 9) два брата на бабе и правнуке и 10) дядя и племянник на бабе и внуке. – Что касается далее следующих степеней родства бокового, то в таковых, начиная с 6-й степени и даже до 7 включительно, священники по преимуществу должны обращаться к архиерею за разрешением венчать следующие браки: 1) деда и внука с двоюродными сестрами (5 ст.); 2) двух братьев с двоюродными сестрами (7 ст.); 3) двух братьев с теткой и внукой родной сестры ее (6 ст.); 4) Дяди и племянника с племянницей и теткой (6 ст.); 5) прадеда и правнука с двоюродными сестрами (6 ст.); 6) отца и сына с троюродными сестрами, и, наконец, 7) наоборот во всех означенных степенях с женской стороны. Наконец, к сомнительным бракам, которые могут быть венчаемы не иначе, как с благословения архиерейского, должны быть онечены:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010