«Сердечно благодарю тебя отец диакон за твои противосектантские руководства, особенно за краткий толкователь мест свящ. Писания. Что за чудная книга! как ей хорошо и просто действовать, против врагов Церкви Христовой. Какой бы вопрос сектант ни предложил и что бы он ни прочитал из Слова Божия в свою пользу, здесь сейчас же найдет прочитанному краткое и вразумительное объяснение по православному. Дорого то, что объяснено цитатами свящ. Писания, а не одними своими соображениями. Признаюсь откровенно, сколько я ни читал руководств по сектообличению, но подобных составленным тобою еще не встречал». В „Колоколе», 1000, приведено письмо самарск. епарх. миссионера свящ. о. М. М. Алексеева следующего содержания: «Я хочу выразить свое полное удовлетворение но поводу предпринятого вами нового труда, с сердечным и искренним пожеланием самого широкого его распространения в виду его несомненной пользы в борьбе с сектантством. «Кратк. Толков». мне весьма нравится и вот почему: во всех наших противосектантских руководствах, на ряду с изложением православного учения по изложенному вопросу, идет подробное опровержение, изложенное в литературной форме этого вопроса сектантом; по правде сказать, миссионеры создали догматику сектантов и, приводя их доказательства по пререкаемому вопросу в обработанной форме, нередко с историческими и научными справками, точно приведенными, дают сектантам сильное орудие против Прав. Церкви и ее защитников. Ваш «Толкователь» – другое дело... тут указан лишь пререкаемый или извращаемый текст св. Писания и сделано на него толкование с надлежащими параллелями в духе Православия, а сектанту предоставляется самому изощряться в своих хитросплетениях, а отсюда прямой вывод: Ваш «Толкователь» окажет несомненную пользу только православному, а для сектанта он послужит камнем преткновения»... Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но без того, кто знает 318 , от истинной ли внутренней силы, от живой ли веры происходит твое устное 319 исповедание. Цветут весною и такия древа, которыя не принесут плодов, и сами, от слабости корня и от недостатка сока, увянут и изсохнут. Что, если на древе твоем виден плод только мелкий 320 и грубый, безобразный и безвкусный? Что, если мнимая вера твоя, которая величает себя православною, и даже, может быть, представляет себя чудодействующею, что, если она сопровождается жизнию плотскою и чувственною, делами неправедными и беззаконными? Как бы ни хвалилось тогда древо, как бы ни украшалось цветами; нельзя скрыть, что оно дикое. «Всяко бо древо от плода своего познается» ( Лyk. VI. 44 ), говорит Великий Вертоградарь. Как бы ни превозносил ты свою веру, как бы ни украшал ее словами исповедания: неправедныя дела и нечистая жизнь обнаруживают 321 , что ты такое в самом деле; не прельщай и не прельщайся: ты не принадлежишь к добрым древам вертограда Христова, но к саду, «егоже не насади Отец небесный», и который «искоренится» ( Mamф. XV. 13 ), если не будет возделан новым деланием духовным, делами правды и святыни. Хочешь ли быть добрым древом вертограда, которое не посечется и не искоренится? Приноси плоды добрые! Хочешь ли быть истинным зданием Божиим, вечно живым храмом Духа Святаго? Не только «именуй имя Господне» верою, но «и отступи от неправды» жизнию. Одно только твердое основание Божественнаго 322 упования и одно здание вечнаго спасения, одно то, которое «имеет печать сию: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне». По сей печати узнавай между именующими имя Господне сущих Божиих; по сему знамению испытывай себя, приходишь ли ты во усвоение Богу. Святый Василий Великий надежнейшим признаком благодатнаго состояния полагает возненавидение неправды. «Как может», – вопрошает он, – «известитися душа, что простил ей Бог грехи?» И ответствует: «если увидит себе самую в таком расположении, какое имел глаголавый: неправду возненавидех и омерзих» (Кратк. Прав. воп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Зак. т. X, ч. I, ст. 31; Инстр. благоч. §24). Все так называемые тайные браки, т.е. совершаемые скрытно, без надлежащих оглашений, обманутым или подкупленным священником, не могут иметь никакой силы и значения, и брак заключенный таким образом по всей справедливости считается незаконным, а потому и недействительным, как и всякий противозаконный брак (Кормч. гл. L; Сравн. Зап. по ц. зак. стр. 200). Браки совершенные в отсутствие жениха или невесты, как это допускается иногда на западе (О богослуж. зап. ц. Тар. Серед. стр. 191), в нашей Церкви никогда не были признаваемы, и виновные в их совершении всегда подвергались строжайшей ответственности, по закону (Анк. Соб. пр. 11. Сравн. Кратк. излож. канон. права митроп. Андрея Шагуны , стр. 131). §72. Что касается брачных отношений между лицами нехристианского исповедания, то и в том случае, если одно из них, приняв христианство , пожелало бы по прежнему продолжать жить в супружеском союзе с прежним лицом не крещенным, брак между ними остается во всей силе и без утверждения оного Венчанием по правилам Церкви православной (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 79, 80). Таким же образом брак остается законным и в том случае, когда оба лица нехристианской веры, состоящие в супружестве, приняв Православие, станут продолжать жить в супружеском союзе между собою, по прежнему. Но по принятому у нас обычаю и даже прямо по ясному определению закона, освященному Церковью, браки неверных супругов, принявших христианство, должны быть освящаемы христианским Таинством прямо после их Крещения, и брак их остается в своей силе, даже когда был совершен в степенях родства, возбраненных Церковью (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 82–84). §73. Ко всему этому считаем долгом присоединить наконец, что православная Церковь наша не совсем благосклонно смотрит на разные брачные пиры и игралища, которыми у нас обыкновенно сопровождается совершение Браков (Сравн. Лаод. Соб. прав. 52; Златоуст. на послан. к Колос. Нравоуч. 12, и др.). Но особенно она с первых же времен христианства старалась оградить священно- и церковно-служителей от участия в непристойных «пиршествах и плясаниях брачных“ (Номок.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В 1200 году русский паломник Антоний видел в Царьграде мощи св. Фоки. Жизнь его смотр. 22 сент. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки). Преставление пр. Корнилия Переяславского Пр. Корнилий, в миру Конон, был сын рязанского купца. Склонность к иноческой жизни заставила Конона еще в юных летах тайно покинуть дом родителей. Старец Павел, живший в Лукьяновой пустыни, в 25 верстах от Переяславля, приютил у себя юного любителя подвижнической жизни. Через пять лет Конон расстался со старцем и решился поселиться в Переяславской обители св. Бориса и Глеба, что на Песках. Прожив здесь пять лет в примерном послушании и терпении, Конон облечен был в иноческий образ с именем Корнилия. С дозволения своего настоятеля, он заключился в келью и не выходил из нее никуда. По приключившейся ему болезни он принужден был оставить затворничество и последние дни своей жизни провел между братиею в трудах и безусловном послушании. Корнилий скончался в 1693 г. июля 22, приняв не задолго до смерти схиму. В 1701 г., во время пристройки каменной церкви во имя Богоматери к прежней Борисоглебской, найден гроб Корнилия неповрежденным. В 1705 году, при освящении этой пристроенной церкви св. Димитрием, митрополитом Ростовским, гроб Корнилия был свидетельствован и, по повелению святителя, поставлен в новом храме за левым клиросом, под спудом. Борисоглебский монастырь ныне упразднен, а церковь обращена в приходскую (Кратк. свед. о свв. угодн. Божиих во Владимирской епархии, магистра иеромонаха Иоасафа. Владимир. 1860 г. стр. 95–97). 23-е число Свв. мучч. Трофима, Феофила. Св. священномуч. Аполлинария, еп. Равенийского. (Виталия, еп. равениийского. Священномуч. Аполлония , еп. Рима. Замученных Болгарами при царе Никифоре (802–811 гг.) 7 мучч. в Карфагене мечем. Пр. Анны в Левкадии. Собор Предтечи в Олимбии). Святые мученики Трофим и Феофил вместе с другими 13 христианами пострадали при Диоклитиане (284–305) в Ликии. После многих мучений, все святые исповедники Христа были усечены мечем. Св. Андрей Критский написал канон этим мученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1446 Над алтарем устроены какие-то полати, служившие вероятно, вместо ризницы, или библиотеки. Теперь ход туда заложен. А голосники по сводам соборной Михайло-Архангельской церкви доселе остаются в целости. 1449 Новг. I, I, II, III и IV лет. под 6843 год. Здесь, разумеется, постройка храма, а в летописце, указанном в Истории Иерархии, разумеется избрание места и приготовление материала. 1452 Новг. I, II, III и IV лет. под 6921 год. См. описание церкви Десятинского женского монастыря. 1454 Ист. разг. о древн. В. Новг. стр. 86. В библиотеке Деревяницкого монастыря есть список с царской грамоты за 1620 год об отдаче двух колоколов с пушечного двора в разоренный Немцами Деревяницкий монастырь. 1458 Приб. к Новг. II лет. стр. 182. Кроме двоих архиепископов, не вдалеке от них в паперти соборной погребен 1740 года архимандрит Иоанникий, прилагавший большое старание об устройстве монастыря. 1459 Внизу бывшей Успенской церкви под сводами помещаются подвалы; совне ее на восток выдается одно полукружие, а внутри по сводам голосники. Колокольня в вышину около 18 сажен. 1461 А по соборному храму монастырь, кроме того, назывался монастырем Вознесения Господня Саввины пустыни. Кратк. летопись о монаст. пр. отца Саввы 1849 г. изд. 3. стр. 1. 1462 Прадед боярина И. В. Борозды был некто Юрий Лозыничь, выехавший из Волыни к в. к. Александру Михайловичу Тверскому в 1327 году. Отец св. Саввы, от древнего военного технического слово Борозда, т. е. траншея, окоп, принял себе это название и передал его своим потомкам. С тех пор Бороздины с честию служили боярами сначала при тверском, а потом при московском Дворе и отличались особенною ревностию и усердием к престолу и отечеству. О фамилии Бороздиных см. царств. кн. стр. 345. Энцикл. Лексик. Плюшара Т. VI. стр 413. Карамз. Ист. Госуд. Росс. Т. VIII стр. 299. прим. 379. Барх. кн. Двор. род. ч. 4. стр. 187, список бояр в Древн. Росс. Вивлиоф. Т. VI. стр. 310. 1463 Крест этот теперь в часовне при монастыре, обложен досками, а с лицевой стороны по местам литыми из алебастра изображениями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Таково и есть второе начертание, или вторая надпись, которую приметил Апостол на духовном здании Божием в человеках: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне» 876 . Святой Василий Великий надежнейшим признаком благодатного состояния полагает возненавидение неправды. Как может, вопрошает он, известитися душа, что простил ей Бог грехи»? И ответствует: если увидит себе самую в таком расположении, какое имел глаголавый: неправду возненавидел и омерзих (Кратк. Прав. воп. 12; Пс.118:113 )» 877 . Свое великое назначение Церковь земная будет выполнять до скончания века. Нет причин, по которым бы она прекратила свое существование ранее конца мира. «Яко кедри при водах ( Чис.24:6 ) всегда зеленеют, всегда возвышаются, так и Церковь никогда не теряет жизни, которая возникла в ней от неистленного семени Слова Божия, и непрестанно поддерживается Духом Святым; она непрестанно возвышается к небесам, дабы совершенно соединиться с Главою Своею, Христом, и сделаться совершенно небесною» 878 . Сама в себе Церковь , как тело Христово, не носит источника разрушения. «Если вселенская Церковь есть тело Христа, Сына Божия, то сие тело, без сомнения, есть всегда чистое, всегда здравое, никогда не разрушимое; потому что противное сему было бы недостойно Сына Божия. Если из Него все тело Церкви вселенские, составляемо и счиневаемо приличне всяцем осязанием подаяния, возращение творить; то, без сомнения, от Него исполняется оно не иным чем, как только жизнью, силою, светом, чистотой, нетлением» 879 . Порча греховная, которая замечается в отдельных членах Церкви, не настолько велика, чтобы разрушить собою все тело Церкви. «Как телу растущему и продолжающему жить некоторые вещества принадлежат только временно, и по времени, даже во множестве, отделяются от него, не препятствуя тем его возрастанию и совершенству; так возрастанию и совершенству тела Церкви не препятствуют, хотя бы и многочисленны были, люди, которые во время веруют, и во время напасти, или другого рода искушений, отпадают ( Лк.8:13 ), которые от нас изыдоша, но не бегиа от нас ( 1Ин.2:19 ) 880 . Не только отдельные члены Церкви, но даже «частные Церкви могут колебаться и падать», не колебля основания всей Церкви. «В Апокалипсисе ( Откр.1:20 ) они уподобляются светильникам, в которых не только может оскудевать свет истины и елей любви, но которые даже могут быть двигнуты от места своего ( Откр.2:5 ), то есть чувственно и совершенно испровержены. Но между тем, как некоторые из них гаснут и упадают ходяй посреди седми светильников златых ( Откр.2:1 ) преносит их из одной страны в другую и возжигает вновь светлее прежнего» 881 . Непоколебимое существование Церкви до конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

кн. Н. Д. Жеваховым. 7 Материалы для биографии Святителя Иоасафа Горленко Ч. 1-я, стр. 141. 1907 г. Собран. кн. Н. Д. Жеваховым. С 1759–1706 г. Митрофан Горленко состоял игуменом Густынского монастыря (Краткий истор. очерк Густынского Святотроицкого монастыря). 9 Густынский Свято-Тройцкий монастырь (мужской), Прилукского Уезда, Полтавской губернии, в 7 (или 8) верстах от уездного города, расположен в долине реки Удая. Основан в 1600 г. на земле князей Вишневецких Афонскими выходцами («Густынская летопись»). Теперешние ученые утверждают, что время основания его относится к 1613–1614 г. (кратк. историч. очерк Густынского Свято-Троицк. мона­стыря, стр. 6-я, соч. Вл. Пархоменко). В этом монастыре в 1675 г. посвящен во иеромонахи Святитель Димитрий Ростовский . В 1843 г. эта обитель возобновлена с правами третьего класса монастыря. В течение многих лет она служила оплотом православия в борьбе с римск. католичеством. 10 Ладинский Пушкаровский Покровский Полтавской епархии, 3-го класса девичий монастырь, находится в Прилукском уезде, на правой сторон реки Удая, напротив местечка Журавки, в селе Ладыне, на берегу речки Ладинки, от которой и монастырь получил название свое – Ладинский. Время построения монастыря точно неизвестно. Но он существовал еще в XVI в. и был мужским. С января 18 дня 1619 года этот монастырь становится девичьим. Княгиня Ирина Ми­хайловна Вишневецкая ходатайствовала пред высшим духовным начальством о переводе монахов Ладинского монастыря в Густынский и об учреждении в Ладине девичьего монастыря. Просьба княгини Вишневецкой была удовлетворена. В Ладинском монастыре две цер­кви: 1) во имя Покрова Божией Матери и 2) во имя Св. Николая с пределом во имя Вознесения Господня. (История российской иерархии. Соч. архимандр. Амвросия, ч. Ч-я, стр. 2-я. 1813 г. Москва). 11 Во время болезни, незадолго до кончины, святитель Иоасаф, как известно, сказал родной своей сестре, полковнице Квиткиной: «Сестра! Излишняя строгость жизни не дает мне веку дожить». Из этих слов, видно, что причиною болезни его служила строго-подвижническая жизнь, которую он вел во время своего искуса, когда не ел ничего вареного, и в последующее время – до кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

(Указы Св. Синода 10 октября – 16 ноября 1890 года и 21 сентября – 16 ноября 1894 года). 48 Отзывы иностранцев о покойном Государе и некоторые мысли и выражения заимствованы автором из слов прот. П.Я. Светлана в 40-й день по кончине Государя, напечатанного в «Душепол. Член.» за 1894 год. 49 «Акты Кавк. Археогр. Компесс». I. 151 стр.; ср. «Гражд. управл. Закавказьем» Иваненко изд. Кавк. Окр. Штаба, т. стр. 4–5. 50 По списку в «Акт Кавк. Археогр. Ком.» т. I, 161, членов царского дома при последнем царе Георгие XIII насчитывалось до 80; но сюда нужно прибавить огромную царскую родню. 53 В Грузии в год присоединения ее к России было 13 епархий и при множестве старинных монастырей всего 75 монахов, считая и архиерейские дома с братией; стремление к иноческой жизни угасло в народе. См. у еп. Кириона: «Кратк. Оч. Истор. Груз. Церкви в XIX стол». Стр. 40. Белого духовенства было, наоборот, чрезмерно много: при 80 000 грузин было у них 746 священников, 146 диаконов и 661 церковников; ясно, что это духовенство было нищим и невежественным и только без нужды обременяло народ, и без того разоренный, и совершенно не способствовало просвещению. Могли бы помогать делу монастыри, многочисленно в крае, но они, как видно из вышеизложенного, были пусты. 54 К сожалению, в последнее время после того, как окончившим курс Ардонской семинарии открыт доступ в некоторые высшие учебные заведения, число кандидатов в священники и учителей из осетин сильно сократилось; к тому же по некоторым причинам и, главным образом, вследствие повышения требований на приемных испытаниях в семинарию, южные осетины совсем почти перестали поступать в нее. Следствия очень печальны: в последние два года некого ставить в священники в осетинские приходы, в экзархате некого посылать учителями в осетинские школы. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998./Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

63 Именно числом три: так было в первое время его затворничества. Интересно говорит об этом сам преподобный: «... κα πκεινα τν τεταγμνων τριν ρτων τν βδομδα, οκ εσηλθεν ες το κοιμητριν μου». Op. cit. quaest. 72. 64 «Я положил себе за правило никому не писать, но посылать ответы через Авву (Серида)» – отвечал Великий Варсануфий одному египетскому старцу, просившему у него личной беседы... Руководст. к духовной жизни, цит. изд. отв. 55. 65 Этим указывается: 1) что с его, Аввы Серида, стороны в них ничего постороннего не было приписано; 2) показывается «духоносность» ответов Великого Варсануфия, раз способ записи их носил такой необычайный характер, санкционируемый Самим Святым Духом. Это же самое подтверждает и сам старец в одном месте, когда говорит: «Кто будет пить воду, которую я послал тебе через мои ответы, тот во век не почувствует жажды». (Op. cit. quaest. 43.) Здесь сказано даже больше. Парафразируя известные слова Спасителя ( Ин. 4:14 ), Великий Варсануфий подчеркивает вместе с тем и их универсальность ε τις ... «по качеству»; «время» определяется словами – «ες τν ανα», раздвигая рамки индивидуального субъективизма при пользовании ими в беспредельную даль положительной объективности. 67 Что хлебы должны быть небольшие (Сравн. Никодим Святогорец , «Кратк.Сказание» в Ответах, цит. изд. (к этому прийти можно путем таких соображений. В обители Серида пеклись хлебы обычно весом в 3 фунта каждый. Так в «Сказании о святом Досифее» в Душепол. поуч. Аввы Дорофея , цит. изд., стр. 9 говорится: «Он (Досифей) пришел (с трапезы) и сказал ему (пр. Дорофею): «я съел полтора хлеба», а в хлебе было четыре литры. Принимая вес одной литры 3/4 фунта. (ibidem, прим.), заключаем, что весь хлеб весил 3 фунта. Великому Варсануфию, следовательно, давалось, из обители на неделю 9 фунтов, но этого никак нельзя допустить потому, что: 1) сам старец дает, кажется, понять, что хлебов этих не было много (но никак не мало) даже для него («ты желал получить хлеб от моей немощи, но в гробницу мою не входило более 3-х хлебов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Кирилла александрийского к Несторию и Иоанну антиохийскому; что – г) бл. Феодорит просил епископа Флорентия, чтобы веру, издревле преданную св. апостолами, утвердил (Евсев. О жизн. бл. царя Констант. кн 3, гл. 20, стр. 183. Спб. 1850 г. Сократ. Церк. истор. кн. 1, гл. 9, кн. 5, гл. 8, стр. 58. 399. Спб. 1850 г. Бл. Феодорит. Письм. к Флорентию: твор. т. 3, стр. 990. Париж, 1642 г. Евагр. Церк. истор. кн. 2, гл. 18, стр. 108. Спб. 1853 г. ). Посему, выражение утвердить определение собора или веру не означает утверждения окончательного в том смысле, какой соединяют с сим латины: оно показывает только, что то или другое лицо вполне соглашается с мнением других и потому подкрепляет его и своим голосом. На это указывают и последние, приведенные нами, слова из письма Келестинова, коими выражает он уверенность свою в том, что послы его допущены будут к изречению суда, как имеющие участвовать в общем совещаиии (– не более). 877 Евагр Церк. истор. кн. 1, гл. 4, стр. 14. Спб. 1853 г. Флер. Истор. церк. т. 2, стр. 333. Париж, 1844 г. 879 По политическим и торговым сношениям, в отношении к Константинополю ближе всех главных городов империи римской была Александрия, так что епархия александрийская могла почитаться сопредельною константинопольской, главным епископом в которой был Несторий. 882 Вследствие этого-то обычая св. Кирилл писал о Несторие не к одному Келестину, но и к другим епископам, именно: к Акакию мелитинскому и Акакию беритскому. Кратк. истор. 3 всел. собора: христ. чтен. 1842 г. ч. 3, стр. 365. 895 Вследствие сего православные, в службе на день св. Льва, взывают к нему: «Что тя именуем богодохновенне? главу ли православныя Церкве Христовы? и проч. Служб . 18 феврал. на Гд. воззв. ст. 1. 901 Они указывали на шестое правило первого вселенского собора, представляя его в таком виде: «О том, что римская церковь всегда имела первенство (τα πρωτεια). Да сохраняется и в Египте, дабы александрийский епископ имел власть над всеми, понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно в в Антиохии и в других областях да сохраняются первенства (τα πρωτεια) церквей» (IV всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010