3, стр. 26. Париж, 1740 г. Св. Афанас. велик. Кратк. обозр. свящ. Писан. ветх. завета: христ. чтен. 1840 г. ч. 4, стр. 573. Бл. Иероним. Письм. к Павлину пресвит.: твор. т. 4, ч. 2, стр. 373. Париж, 1706 г. Бл. Феодорит, и три, упоминаемые им, св. отца: твор. т. 1, стр. 366. Кельн, 1567 г. Бл. Августин. Зерцало: твор. т. 3, ч. 1, стр. 532. Антверпен, 1700 г. 235 Снес. св. Григор. двоеслов. Толк. на кн. Песн. песн. гл. 1: твор. т. 3, ч. 2, стр. 402. Париж, 1705 г. 239 Бл. Феодорит. и три, упом. им, отца: твор. т. 1. стр. 409. Кельн, 1567 г. «Как же она вся добра и порока в ней несть, когда написано: никтоже (чист будет от скверны), аще и един день житие его на земли ( Иов. 14:4, 5 ); много согрешаем еси ( Иак. 3:2 ,); аще же речем, яко греха не имамы, истины несть в нас ( 1Ин. 1:8 ); аще речем, яко не согрешихом, лжем и не творим истины ( 1Ин. 1:10, 6 )? Так: когда душа святая очищает себя от повседневных грехов покаянием, когда повседневно омывает малые грехи слезами и блюдет себя от великих, то хотя и грешит часто, но непрестанно сохраняет чистоту свою чрез непрестанное покаяние. Сие и предписывается сказанным: во всяко время да будут ризы твоя белы ( Еккл. 9:8 ); и: праведный от веры жив будет ( Рим. 1:17 ), ибо хотя и уклоняется он от праведности, как скоро согрешит, но поскольку всегда верует во Оправдающаго нечестива ( Рим. 4:5 ) и при вере в Него непрестанно оплакивает грехи свои, то в сохраняет свою праведность чрез непрестанные слезы» (св. Григор. двоеслов. Толк. на кн. Песн. песн.: твор. т. 3, ч. 2, стр. 429–430. Париж, 1705 г.). Св. Амвросий Медиоланский прилагает объясняемый нами текст, в частности, к девственницам; но в этом случае он ни слова не говорит о пресвятой Деве Марии (св. Амврос. медиол. твор. ч. 2, лист. 193, изд. 1516 г.). 240 Св. Епифан. О ереси 78: твор. т. 1, стр. 1055–1056. 1062. Кельн, 1682 г. Утверждая, что зачатие человека есть двоякое: деятельное (activa), состоящее в образовании тела, и страдательное (passiva), состоящее в соединении души с телом, когда последнее вполне организуется, латины утверждают, что первое из сих зачатий, отделенных одно от другого известным временем, и в отношении к пресвятой Деве Марии не имеет места касательно безгрешности, но было со грехом, а второе было без греха (immaculata), так как душа ее, говорят они, при соединении с телом, силою освящающей благодати, в которой сотворена, освобождена была от малейшей тени греха (Ламброш.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

130 Симеон, солун. De sacramentis, с. LXIV. В рус. дер «Писания отцов и учителей, относящ. к истолков. богословию», II т. 68 стр. 131 У лютеран и реформатов совершительная формула крещения такова: «я крещу тебя N, в силу должности и звания. которое я имею, во имя Отца и Сына и Св. Духа» (см. у Серединского прот Сводная таблица вероисповеданий и сект. Рига. 1890 г. 99 стр.). В «Кратк. катих.» Лютера относительно способа употребления воды при крещении говорится: «крестить значит... погружать в воду... В жарких восточных странах крещающихся троекратно погружали в воду. У нас же... из-за сурового климата крещающихся только поливают водою (Кр. катих. Лютера, объясн. Каспари 235 стр.). 132 Conf. ang. art. IX; Apol. conf. art. IX. См. Кратк. катих. M. Лютера, объясн. Каспари. 248. IV отд. Крещение. Подробнее о сем см. выше, в III т. Догмат. Богосл., § 112. 135 Некоторые из протестантских сектантов прямо признают и называют крещение только обрядом, посредством которого крещаемый всенародно свидетельствует о своем вступлении в общество христиан и принятии христианских обязательств. Таковы, напр., социниане и шведенборгиане. Социниане при этом утверждают, что совершать его нужно лишь только над переходящими из не христианства в христианство, ибо, говорят они, и апостолы крестили лишь иудеев и язычников. 136 Свидетельство Пальмера. См. у Михайловского свящ. Англии, церковь . 133 стр., и у Рождественского, Символические и богослужебные книги англиканской церкви. 420 стр. В американской епископальной церкви признаются допустимыми одинаково при крещении как погружение, так и обливание, при употреблении совершительной формулы также в первом лиц. См. у проф. Кернского. Америк, еписк. церковь . 226–227 стр. 138 Литература. – Алмазова проф. История чинопосл. крещения и миропомазания. Поспелова С. Рассуждение о чине миропомазания. Москва. 1840 г. – Исторические сведения о чине миропомазания (Рук. для сел. паст. 1864 г. III ч.) Ястребова М. Ф. проф. Таинство миропомазания (Тр. Киев. Ак. 1907 г. дек).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

29 Боккачио (1313–1375 г.) – в «Декамероне», Ганс Розенблют – в «Играх на рождество Христово», Бауманн – в «Лисице Рейнеке», Иоанн Гейлер – в «Муравьях» осмеяли и опозорили западное духовенство со стороны домашней и общественной жизни его самым язвительным образом. 37 Митра сия, употребляемая папою только в торжественных случаях, имеет три короны, в ознаменование трех царств: духовного, светского и небесного, которых ключи присвояет себе власть папская, и потому называется трицарствием (triregnum). Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 1, стр. 34. Спб. 1849 г. 39 Таковы были: Николай Клеманж, Иоанн Жерсон, Фома Неттер в другие. Туррет. Кратк. церк. истор. т. 1, стр. 169. 172. Нефшатель, 1766 г. 44 Каковы, – в XII веке: Арнольд бриксийский, ученик Абелларда, Петр Вальд, купец лионский; в XIII: вальденсы, герарды, Сагарелл пармский, глава апостоликов, Дульцин, преемник Герарда, Иоаким, аббат калабрийский; в XIV: виклефиты, последователи англичанина Виклефа, учителя богословия в оксфордском университете; в XV: Ионн Гусс, профессор богословия в прагском университете, Иероним прагский, ученик Гусса, и мн. др. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 219. 276. 279. 353. 409. 410. Москва, 1842 г. 47 В 1525 году он даже женился на монахине Екатерине Бора, к неудовольствию и друзей своих (Лоренц. Руководств. к всеобщ. истор. ч. 3, отд. 1, стр. 34. Спб. 1853 г.), несмотря на то, что был и монах и священник, – вопреки 26 прав. апостольскому, прав. 1 собор. неокесарийского и прав. 6 шест. вселенск. собора (книг. правил. стр. 13. 133. 68. Спб. 1843 г.). 48 Рагон. Кратк. всеобщ. истор. нов. врем. т. 1, стр. 441. Робертсон. Царств. имп. Карла V, т. 3, стр. 325. Вот, для примера, доказательство: «Епископ римский, – говорил Лютер, – есть одержимый духом злобы волк, против которого должны вооружаться все города и все веси, отец преисподней, пугало Рима, антихрист, осел, виновник и учитель всякого греха, апостол дьявола, скипетр сатаны, убийца душ, величайший негодяй на земле..., в которого всякий, кто бы он ни был, должен бросать огонь собственными руками». Оден. Реформ. прот. реформы т. 1, стр. 375. Париж, 1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о последних хиротониях и назначениях патриарха Сергия, его кончине и преемнике (1944 – 1955 гг.)(к 80-летию его избрания и кончины)     В сентябре 1943 г. Русская Православная Церковь вступила в период новых взаимоотношений с советским государством, когда гонения со стороны властей резко сократились, и можно было начинать ее восстановление. Сонм задач, к решению которых Святейший Патриарх Сергий вместе со Священным Синодом приступил немедленно после проведения разрешенного властями Собора Преосвященных архиереев, кратк о перечисленных архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием (Чуковым) в своем дневнике , когда в октябре–ноябре 1943 г.он исполнял должность управделами Московской патриархии, требовал их скорейшего решения, а для этого были нужны «делатели». В ситуации тотального истребления в предыдущие годы епископата и духовенства, первейшим вопросом, стоявшим на повестке после Собора 1943 г., оставался вопрос кадровый, и в первую очередь учебный. Об этом «от первого лица» говорил автор «учебного в одном из первых номеров возобновленного «Журнала Московской Патриархии» и в своем Как известно, по предложению И. В. Сталина, высказанному во время приема трех митрополитов 4 сентября 1943 г., был создан особый правительственный орган, ответственный за осуществление связи между правительством Союза ССР и Русской Православной Церковью. 14 сентября 1943 г. вышло постановление Совнаркома СССР о создании Совета по делам Русской Православной Церкви (далее – Совет), 7 октября 1943 г. было утверждено Положение о Совете, в 1945 г. сформирован его центральный аппарат, а в 1946 г. завершено утверждение уполномоченных на местах. В настоящее время опубликованы материалы о том, как патриарх Сергий в течение 8 месяцев своего патриаршества 1943 –1944 гг. согласовывал и решал стоявшие перед Церковью вопросы с председателем Совета Г. Г. Карповым .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

1. Божество Святого Духа и Его единосущие с Отцом и Сыном, по изображению Св. Писания (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Божество третьего лица Св. Троицы, Духа Святого, и Его единосущие со Отцом и Сыном доказывается из Св. Писания тем же самым способом, как и Божество Сына Св. Писание приписывает Св. Духу. 1) Божеские имена. Это видно: а) из прямых изречений слова Божия. Ап. Петр, обличая Ананию, говорит: «Анание, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому... не человеком солгал еси, но Богу» ( Деян. 5:3, 4 ). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от апостолов, как от людей ( «и утаи от цены... и принес часть некую, пред ногами апостол положи», ( Деян. 5:2 )), – тогда первоверховный из апостолов, вразумляя виновного, сказал: нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, – не людей ты обманул, но думал обмануть Бога. А не забудем, что под именем Св. Духа, обитавшего в апостолах, в строгом смысле надобно разуметь «иного Утешителя», Которого послал им Спаситель вместо Себя, и Который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения ( Ин. 14:16, 26, 16:13 ) 196 2) Божеское естество, равенство и единосущие со Отцом и Сыном. а) Божеское естество. «Егда... приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о Мне» ( Ин. 15:26 ). «Словами: «иже от Отца исходит», – замечает блаж. Феодорит, – Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Св. Духа, и не сказал изойдет или произойдет, но, исходит, дабы показать, что естество Их одно и то же, что существо Их несекомо и нераздельно, и что лица соединены между собою, – ибо, что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит» («Кратк. излож. Бож. догматов, из кн. V против ересей, в Хр. чт.» 1844, IV, стр. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ради имя Своего, путь закона знать всего, знать всю правду научи мя; тако жив в святых судьбах, презираю всякой страх. Хоть среди пойду той сени, где стоит с косою смерть; и ее могу я стерть – не боюся злостей тени. Зло погибнет и падет, ибо Бог со мной грядет. Жезл и палица Господня защитит от злостных всех и низложит злобу тех. Их низложит всех того ж дня и меня утешит тем, во спасении своем. Уготовил злый трапезу, чтобы оной мне стужать и пред светом всем ругать. Но отер мою Бог слезу, уготовил пир в против и отмстил мя, защитив. Бог главу мою елеем благовонным умастил, в царский чин меня вместил; я помазан иереем от священных рук сего, Бог послал ко мне кого. Тако всей надежды чаша Твоих многих, Боже сил, коей Ты меня почтил, есть державственна честь наша. Мир благих есть в чаше сей, и я жив рукой Твоей. Поженет мя Твоя милость и всех дней мой кратк живот; но хотя рок смертных тот, чтоб пришла плоть древных в гнилость, Ты всели меня в храм Твой, продолжив век древный мой. Псалом 53  Сохрани мя, Боже мой! В Твое имя, дай покой! Претерпенье и гоненье разсуди; Твоей силой дух унылой свободи. Тоже слыши скорбный глас, Ты всех зриши в каждый час. Я не страстно и напрасно Тя ищу, но дух бедный, притесненный спасть хощу. Чужди идут мя губить; и приидут, что творить? Злость возстала, наглость стала, крепцы, злясь; всюду рыщут, душу ищут, в каждый час. Бог –источник всех благих; Он –помощник мне на злых: Он заступит и притупит злость в врагах; дух избавит, не оставит в злых судбах. Злобу вражью отвратит; силной стражью оградит. злость премерзку и продерзку потребит; силой правды без отрады злых истнит. Тако волей я своей жизни долей всей моей жертву честну и нелестну принесу; имю Бога, честь будь многа, от часу! Исповемся ввек Ему; вознесемся мы к Нему: духом чистым, сердцем истым до конца, имя благо, Пресвятаго чтит Отца. Он избавил мя от бед; Он поставил мя в Свой след; и печали все пропали, сгибнут вдруг; я взираю, презираю вражий слух. Рекомендуем 2 комментария Самое популярное

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

§ 88. В некоторых местах (в Малороссии например) есть обычай, что страждущие лихорадкой обращаются к священнику с просьбой вынуть на обедне кроме обычной девятичиной, просфору такую же другую в честь св. девяти мучеников Кизических (Феогния, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артема, Магна, Феодота, Фавмасия и Филиппа; апреля 29) в полной надежде, что Господь по молитвам сих угодников спасет болящего от недуга. Священники должны с осторожностью относиться к этому обычаю и всеми зависящими средствами убеждать своих прихожан, чтобы они не утруждали его подобной просьбой, так как во 1-х, для этого нет никакого основания ни в уставе, ни в практике церковной; и во 2-х обычай этот в основе своей имеет вид суеверия. Вместо этого священники могут вынимать за подающих обыкновенные заздравные просфоры, научая кого следует, что они-то главным образом и действенны по учению церкви; а святым можно служить молебны пред началом или по окончании литургий, смотря по удобству времени или соглашению с молящимися. § 89. Что касается затем до поминовения простых верующих, то из живых православная церковь наша поминает на литургии вообще всех христиан, какого бы вероисповедания они ни были (Правосл. Исповед. ч. 1., отв. на вопр. 92), а из усопших она не молится за неверных (еретиков и раскольников), а молится только за одних православно-скончавшихся верных (Симсона Солунского, гл. 94; Православ. Исповед. ч. 1. отв. на вопр. 92). Кроме этого и из числа самих скончавшихся в православии у нас не принято также приносить бескровную жертву за произвольных самоубийц (Тимоф. Александр, пр. 14 Сравн. Номокан. при большом Требн. пр. 178), и за людей, скончавшихся злонамеренно и заведомо без покаяния, не смотря на то, что ничто не препятствовало им принести его, и вообще за явных безбожников, отрицающих бытие Божие, Промысл Божий и т. п. (Сравн. Правосл. Догматич. Богословие Преосвящ. Макария: «О Боге, как Судии каждого порознь», XI). Что касается до способа поминовения верующих на проскомидии в вообще на литургии, то кроме воспоминания известных близких священству лиц, совершаемого им по памяти, оно большей частью производится у нас по особым запискам, которые нарочито для этой цели подаются священнослужителям. Но в этом отношении особенно прекрасный обычай находим в Церкви Румынской, в которой священник, поминая данные имена на проскомидии, в тоже время дает знать собравшимся в церкви, чтобы они также поминали при этом своих родителей и родственников, как живых, так и умерших, а сам в это время тихо молится: «Помяни, Господи». Это, без сомнения, древний обычай и как таковой, и вообще по существу своему, он во всех отношениях заслуживает подражания, и нам остается только пожелать, чтобы он нашел себе последователей и в нашем отечестве, как и в Румынии (Кратк. излож. канон. права, Андрея Тагуны, митропол. Румынск; стр. 66.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

А в Армении, по словам армянских летописцев, непрерывно существовали епископские кафедры со времен самих апостолов Варфоломея, Иуды Левия и Фаддея, основанные преимущественно учениками сего последнего, именно: Евстафием — кафедра Сюнийская в восточной Армении (в Сисагане), Елисеем — кафедра Албанская в северной Армении (в Карабаге) и проч. Опыт истор. царства Армянского, Арзановых, стр. 95 и 97; Кратк. истор. Грузинской церкви Иосселиана, стр. 4 и 8. СПб. 1843. Из потерпевших мученическую смерть от Тиридата православная церковь (30 сентября) совершает память тридесяти и седми девиц, которые прибыли в Армению из Греции, желая укрыться от преследования Диоклитиана. Sozomeni Histor. eccles. lib. II, cap. 8. Армянские историки, а за ними греческий Никифор Каллист (lib. VIII, cap. 35), единогласно утверждают, что Тиридат, вместе с святым Григорием, сами даже предпринимали путешествие в Рим для свидания с императором Константином Великим и папою Сильвестром и для заключения с ними согласия и дружбы. Составленный по сему случаю и обоюдно утвержденный договор, по словам секретаря Тиридатова Агафангела, до 330 г. хранился в царском архиве римском, а потом, с перенесением столицы и царского архива в Византию, перенесен сюда и где со временем девался, неизвестно. Между тем, римские миссионеры, отправлявшиеся в Армению, выдумали на этом основании сами затерянный договор, который будто бы отыскали в древнейшем армянском списке и содержание которого всего о том только и гласит, что папа есть первосвященник всего мира, наместник апостолов Петра и Павла, глава всей церкви Христовой, что он поставил патриархом Армении святого Григория и предоставил ему его права (Galani Historia Armena... pag. 28–32). Подлог слишком груб и цель его очевидна. Потому-то другие, более рассудительные, писатели из самих папистов совершенно отвергают подлинность сего диплома (Oriens Christ. 1, 1356). Касательно персов армянские сказания подкрепляются и греческими (Sozomeni Historia eccles. lib. II, cap. 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Самое свойство веры от послушника требует ни в чем не противоречить наставнику, хотя бы в приказаниях его была какая-нибудь видимая неправильность, но все принимать с детской простотой, и исполнять как дело Божие, как волю Божию, со страхом Божиим, со всей готовностью 24 , искренностью и точностью 25 , – без опущения и прибавления, без превозношения и ропота, без пренебрежения даже к делу, по-видимому, низкому; ибо проклят человек, творяй дело Господне с небрежением ( Иер.48:10 ). По словам Ефрема Сириянина, должно исполнять дело послушания беспрекословно – подобно тому, как кроткий скот без противления повинуется своему господину, следуя за ним, куда бы ни повел его (Сл.13.С.342. в слав.изд.). По учению Василия Великого , послушник должен быть чистым орудием исполнения воли своего аввы – подобно тому, как художник по своей воле движет орудием (Подвиж. устав.Гл.22,с.468 на об. и с.469). «Будь, – говорит он еще, – верное сокровище добродетелей, и вместо ключа имей язык духовного твоего отца. Он пусть отверзает уста твои для принятия хлеба, и заключает» (Сл.1.С.167 на об. кн.2). «Как кузнецу вручается железо, так я предаюсь тебе, преподобнейший отец,» – говорил Исидор настоятелю, когда сей требовал от него упражнения в послушании (Леств.4:23). Таково должно быть послушание духовному отцу, а в лице его Самому Богу! Поскольку же с любовью к Богу тесно соединяется любовь и к ближним, то с послушанием наставнику и настоятелю монастыря должно быть также соединено послушание и всем вообще людям – старшим, равным и меньшим, и послушание во всем, кроме греха и тех случаев, когда послушание равным в одно и то же время нельзя совместить с послушанием начальству; – надлежит исполнять поручения их с усердием, как волю Божию ( Василий Великий . Отв.114. Кратк.Прав. и отв.303. Исаак Сир. С.125. в слав.изд.). Ефрем Сириянин говорит: «Один брат говорил: я просил у Бога такого смиренномудрия, чтобы, когда брат мой велит мне сделать какое-нибудь дело, сказать помыслу: это господин твой, послушай его; если и другой брат что-нибудь прикажет, опять сказать: это брат господина твоего; если же и отрок, опять сказать: послушай сына господина твоего» (Сл.14.С.347 на об. в славян.изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Христианин! ты веруешь сердцем; вероятно, ты веруешь в правду. Но Бог один сие знает: весть Господь сущия Своя. Меня сие не назидает, а может быт и тебя не удостоверяет. Доколе семя лежит в земле; кто знает, будет ли древо и добрый плод? Ты устами исповедуешь имя Господне и твою веру: если бы ты исповедал сие, как святые Исповедники и Мученики, среди ужасов гонения, при угрозах смертью за веру, исповедание твоё было бы не одним лёгким словом, но вместе и сильным делом, и тогда было бы верно то, что исповедуешь во спасение. Но без того, кто знает, от истинной ли внутренней силы, от живой ли веры происходит твоё устное исповедание. Цветут весною и такие древа, которые не принесут плодов, и сами, от слабости корня и от недостатка сока, увянут и иссохнут. Что, если на древе твоём видень плод только мелкий и грубый, безобразный и безвкусный? Что, если мнимая вера твоя, которая величает себя православною, и даже, может быть, представляет себя чудодействующею, что, если она сопровождается жизнью плотскою и чувственною, делами неправедными и беззаконными? Как бы ни хвалилось тогда древо, как бы ни украшалось цветами; нельзя скрыть, что оно дикое. Всяко бо древо от плода своего познается ( Лк.6:44 ), говорит Великий Вертоградарь. Как бы ни превозносил ты свою веру, как бы ни украшал ее словами исповедания: неправедные дела и нечистая жизнь обнаруживают, что ты такое в самом деле; не прельщай и не прельщайся: ты не принадлежишь к добрым древам вертограда Христова, но к саду, егоже не насади Отец небесный, и который искоренится, если не будет возделан новым деланием духовным, делами правды и святыни. Хочешь ли быть добрым древом вертограда, которое не посечётся и не искоренится? Приноси плоды добрые! Хочешь ли быть истинным зданием Божиим, вечно живым храмом Духа Святого? Не только именуй имя Господне верою, но и отступи от неправды жизнию. Одно только твёрдое основание Божественного упования и одно здание вечного спасения, одно то, которое имеет печать сию: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. По сей печати узнавай между именующими имя Господне сущих Божиих; по сему знамению испытывай себя, приходишь ли ты во усвоение Богу. Святый Василий Великий надежнейшим признаком благодатного состояния полагает возненавидение неправды. Как может, вопрошает он, известитися душа, что простил ей Бог грехи? И ответствует: если увидит себе самую в таком расположении, какое имел глаголавый: неправду возненавидех и омерзих (Кратк. Прав. воп. 12. Пс.118:163 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010