30 О Царстве Божием см.: Н. Иванцова «Новое протестантское учение о Церкви в ее отличии от Царства Божия». Правосл. обозрение, 1878. Июль и октябрь; проф. М.И. Богословского «Идея царства Божия в Ветхом и Новом Завете». Казань, 1887; Н.Г. «Новозаветное учение о Царстве Божием в новейшей богословской литературе западной». Чт. в Общ. любит. дух. просвещения, 1894. отд. II; А. Иванова «Новозаветное учение о Царстве Божием». Правосл. собеседник, 1900. Декабрь; Боркова « Церковь Христова и Царство Божие». Правосл. собеседник, 1910. Июль-август. Обширная иностранная литература о Царстве Божием приведена у проф.-прот. П.Я. Светлова «Идея Царства Божия». Богословский вестник, 1902. Май. С. 67–73. 31 См. его «Библиографическую заметку на нравств. богословие Халколиванова». Правосл. собеседник, 1872. Т. III. С. 84–91. 32 См. «Библиография» в «Трудах Киев. дух. Академии», 1911. Февраль. С. 305–315. Такое именно возражение против своего нравоучительного проекта со стороны критики предусмотрел и сам высокопреосвящ. Стефан еще в принадлежащей ему статье «К вопросу о программе по нравств. богословию в духовных семинариях». Вера и Разум, 1902. 1. С. 380–381. 33 См. его «О. протопресвитер Янышев как моралист». Богословский вестник, 1910. Сентябрь. С. 108. 42 В предисловии к новому изданию своей системы сам протопресв. И.Л. Янышев намекает, по-видимому, на эту извиняющую его трудность и даже неразрешимость, когда пишет: «Сущность нормально-нравственной жизни, ее на земле относительное совершенство и блаженство во всяком случае не во внешних обнаружениях, а в одушевляющем их внутреннем духовном строе. Достоинство внешних форм, чего бы они ни касались, церковной ли жизни или форм индивидуального быта, общественного и государственного устройства, всегда и везде условно» (С. XI). 46 См. его «Первонач. происх. науки о христ. нравоучении и кратк. ее история». Правосл. собеседник, 1875. Апрель. С. 354. 47 Об Иннокентии же Борисове при этом известно, что в Киев. дух. Академии он читал свои лекции по плану, заимствованному им у «протестанта Гейнгарда " из его «System der christlichen Moral» (1788–1815) и не гармонирующему с принятой им точкой зрения в построении нравоучительной системы. При несамостоятельности общего плана своей системы Иннокентий в некоторых местах ее допускал и неприятно-ошибочные суждения, иногда смелые и недостаточно обоснованные, могущие даже повести неопытного читателя к превратным выводам. Потому-то можно думать, что у тогдашних ревнителей чистоты христианского учения были даже действительные основания подозрительно относиться и к лекциям рассматриваемого нами богослова-моралиста (см. проф. А.А. Бронзова. «Нравственное Богословие в России в течение XIX века». СПб., 1901. С. 87, 94, 96. Ср. архиеп. Черн. Филарета «Обзор русск. дух. литературы». С. 484).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Что касается неприкосновенности Библии и неизменности текста даже Евангелий, то Толстой 2-й говорит об этом ясно и выразительно так: «Читатель должен помнить, что не только не предосудительно откидывать из Евангелий ненужные места, но, напротив того, предосудительно и безбожно не делать этого, а считать известное число стихов и букв священными» (Кратк. Изд., стр. 9). Быть может, кто-нибудь подумает, что Толстой 2-й отрицает в Библии только отдельные выражения и факты? На это мы отвечаем словами его самого, из которых видно, что отрицание касается самого существа содержания всей Библии. В «Ответе Синоду» (1906 г., стр. 5–6) он пишет: «То, что я отвергаю непонятную Троицу, не имеющую никакого смысла в наше время, басню о падении первого человека, кощунственную историю о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо». Отвергает он и все таинства, установленные Богом, по свидетельству Библии. «Все таинства, говорит Толстой я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний евангелия». Первый Толстой говорит: «Все, каждое слово в ней (Библии) справедливо, как откровение, и справедливо, как художество». Но над этою непогрешимостью Библии, каждого слова в Писании, Толстой 2 зло иронизирует. Церковь «положила огулом на все признанное (ею, т.е. на всю Библию) печать непогрешимости. Все от Духа Святого и всякое слово истинно. Этим она погубила и повредила все то, что она приняла. Все свято – и чудеса, и Деяния Апостольские, и советы Павла о вине, и бред Апокалипсиса и т.п., так что после 1800-летнего существования этих книг они лежат перед нами в том же грубом нескладном, исполненном бессмыслиц, противоречий, виде, в каком они были. Допустив, что каждое слово Писания святая истина, Церковь старалась сводить, уяснять, развязывать противоречия и понимать, и сделала все, что может сделать в этом смысле, т.е. дала наибольший смысл тому, что бессмысленно. Признав все святою истиною, надо было оправдать все, закрывать глаза, скрывать, подтасовывать, впадать в противоречия и увы, часто говорить неправду» (Соед, и Перев., стр. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя.» Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе). Дополнительные мысли о времени творения души из «Догматического Богословия» Митрополита Макария (Булгакова) Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению православной Церкви, «в то время, когда тело образуется уже и сделается способным к принятию оной» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 28). Так учили и древние учители Церкви: Кирилл александрийский , Августин, Феодорит, Геннадий и другие, и в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: Исх. 21:22–24 . Вот как, например, раскрывает мысль свою блаж. Феодорит: «Тот же пророк (Моисей) в законах своих еще яснее учит, что сперва образуется тело, а потом вливается душа. Ибо говоря о том, кто поразит беременную женщину, он дает такой закон: «Когда кто ударит беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда (младенец ее неизображен), то взять с виновного пеню... а если будет вред (если же [младенец] изображен будет), то отдай душу за душу, око за око» и проч. ( Исх. 21:22–24 ). Этим самым он дает разуметь, что неизображенный или необразовавшийся младенец еще не имеет души, а образовавшийся имеет душу» (кратк. Излож. Божест. Догмат. Гл. 9, в Хр. Чт. 1844, VI. 221–222). Бессмертие души. Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской. Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

617. Антониев – Римлянина – Рождество – Богородицы, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в Новгороде, вниз по течению р. Волхова, на прав. берегу его. В Новгород. летоп. о начале монастыря значится: «В лето 6614 (1106 г. по Р. Хр.). Приплыл в Великий Новград из Рима преподобный отец наш Антоний; жил 40 лет, и преставися в лето 6655, августа в 3 день». Далее говорится: «В лето 6624 (1116 г.). Заложи в Великом Новегороде Антоний Римлянин церковь каменну Рождества пресвятой Богородицы, и монастырь устрои; а совершиша тое церковь 6630 году, при епископе Иоанне Попыне». Из жития преподобного видно, что он приплыл на камне, который остановился у нынешнего монастыря, на урочище, называвшемся сельцом Волховским. Преподобный преставился в 1147 г., память его совершается 3 августа. С 1708 по 1723 г. монастырь был кафедральным, викариев Новгородской митрополии; в 1740 г. в нем учреждена семинария. Здесь 2 церкви: древний собор Рожд. Богородицы с приделами преп. Антония, св. Иоанна Богослова и в честь Грузинской Бож. Матери; в арке, отделяющей Ан- тониевский придел от собора Рожд. Богород., покоятся открыто мощи пр. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в богатую серебр. раку; при раке за стеклом находятся ветви морской травы или морские трости, которые держал преп. Антоний во время чудного прибытия его в Новгород, а в Богословском приделе почивают под спудом мощи св. братий Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, перенесенных сюда из сгоревшего Сокольницкого мон. в 1775 г. Сретенская трапезная церковь построена в 1127 г. самим преп. Антонием; здесь находится древний образ преподобного. Камень, на котором приплыл пр. Антоний, игум. Вениамин при ц. Иоанне Васильевиче, водрузил его в зап. стену соборной церкви снаружи и приказал на нем написать икону, потом Кирилл поставил над ним часовню или навес, впоследствии замененный папертью. “Жизнь Антония Римлянина, Новгор. чудотв., с прилож. кратк. ист. свед. Новгор. Антониев м-ре», Спб., 1860 г.; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С западной стороны находилась у собора большая паперть, построенная одновременно с ним самим, «которая после сделана была трапезою» (Кратк. описание), то есть которая из сеней к церкви чрез поставление в ней икон обращена была потом в заднюю часть самой церкви. По причине, должно думать, ветхости она была разобрана в 1780–1781 годах. В Кратком летописце Троицкого монастыря под 1621 годом читается: «того же лета у великия церкви Успения Пречистыя Богородицы верхи (куполы, или главы) устроены белым железом и киоты верхние над олтарем (арки, или полукруглые некоторые углубления снаружи) подписаны». В описи монастыря 1641 года читается: «церковь Успения Пречистыя Богородицы камена, о пяти верхах, главы обиты немецким железом, и на середней главе крест золочен, а четыре креста обиты немецким железом». Между 1754 и 1758 годами средняя глава была позолочена червонным листовым золотом. Тогда же вместо первоначальной фронтонной была устроена четырехскатная кровля. В 1806 году глава эта вся покрыта медью и вызолочена так же, как кровля на Троицком соборе, а в 1807 году меньшие четыре главы покрыты были голубою краскою и украшены медными разной величины вызолоченными звездами. В середине XIX века четыре боковые главы выкрашены в белый цвет и покрыты разной величины медными золочеными звездами, средняя же глава по-прежнему была золоченая. В XX веке, уже по возвращении Успенского собора Церкви, он был отреставрирован и приобрел практически первоначальный вид – на кровле восстановлены полукруглые фронтоны, средняя глава вызолочена, а боковые покрашены синей краской и украшены медными золочеными звездами. В 1781 году, после того как разобрана была паперть собора, сделано было вместо нее нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». В 1836 году собор был обложен понизу диким камнем. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII b. с иконами XVII b. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII b.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

299. Михаиловская – Предтечева , мужская пустынь, совсем уничтоженная, ныне скала на берегу р. Псла, Харьковской губ., Лебединского у., в 12 вер. к сев.-зап. от Лебедина и в 1 вер. от слоб. Михаиловки. Основана во второй половине XVII ст. племянником гетмана Самоиловича Михаилом Васильевичем Поповичем; упразднена в 1790 г., при чем храм был разобран, а вещи перенесены в Богородицкую церковь слободы Михаиловки. “Ист. Росс. Иер.”, V, 78; “Ист. стат. опис. Харьков. епар.”, I, 188; “Харьк. г. в.”, 1857 г., 45 (кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 974, 7. 300. Михалицкий – Рождество – Богородицкий на Малеткове или Михаиловский – Малеин , женский, ныне церковь на Молоткове, в Новгороде, на Торговой стороне, в бывшем Плотенском конце, по Молотковой улице. В первой Новгород. летописи под 6707 г. (1199) сказано: „Том же лете постави цьрковь княгыни Ярославляя, на Михалици, монастырь святыя Богородиця Рожьство; игуминию поставиша Завижюю посадника», а в третьей летописи под этим же годом добавлено: „а до сего строения, бысть на том месте чудо над просфорою, в лето 6706“. Вслед за этим идет описание самого чуда, как один благочестивый муж, идя от знакомых с просфорою, дорогою от захмеления уснул; собаки, почуяв хлеб, хотели вырвать из рук спящего, но каждый раз их отгонял огонь, выходящий из земли. У Амвросия в „Ист. Росс. Иерар.“ сказано, что он основан супругою кн. Ярославля по случаю явления преп. Михаила Миленина и чуда образа Бож. Матери. В 1363 г. „подписана бысть церковь св. Богородица на Молоткове, в Моисееви монастыри». В 1479 г. „заложиша церковь камену Рожд. Пречистей, на Михалицы в монастыри». В 1764 г. монастырь упразднен; в 1775 г. в него переведен третье классный сгоревший Сокольницкий монастырь, а в 1787 г. обращен в приход с переводом инокинь в Духов Новгор. мон. В церкви Рожд. Богород. особенно чтится чудотв. икона Рожд. Богород.; в ризнице хранится к ней пелена из зеленого рытого бархата с жемчугами, присланная в 1594 г. царем Фед.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С западной стороны находилась у собора большая паперть, построенная одновременно с ним самим, «которая после сделана была трапезою» (Кратк. описание), то есть которая из сеней к церкви чрез поставление в ней икон обращена была потом в заднюю часть самой церкви. По причине, должно думать, ветхости она была разобрана в 1780–1781 годах. В Кратком летописце Троицкого монастыря под 1621 годом читается: «того же лета у великия церкви Успения Пречистыя Богородицы верхи (куполы, или главы) устроены белым железом и киоты верхние над олтарем (арки, или полукруглые некоторые углубления снаружи) подписаны». В описи монастыря 1641 года читается: «церковь Успения Пречистыя Богородицы камена, о пяти верхах, главы обиты немецким железом, и на середней главе крест золочен, а четыре креста обиты немецким железом». Между 1754 и 1758 годами средняя глава была позолочена червонным листовым золотом. Тогда же вместо первоначальной фронтонной была устроена четырехскатная кровля. В 1806 году глава эта вся покрыта медью и вызолочена так же, как кровля на Троицком соборе, а в 1807 году меньшие четыре главы покрыты были голубою краскою и украшены медными разной величины вызолоченными звездами. В середине XIX века четыре боковые главы выкрашены в белый цвет и покрыты разной величины медными золочеными звездами, средняя же глава по-прежнему была золоченая. В ХХ веке, уже по возвращении Успенского собора Церкви, он был отреставрирован и приобрел практически первоначальный вид – на кровле восстановлены полукруглые фронтоны, средняя глава вызолочена, а боковые покрашены синей краской и украшены медными золочеными звездами. В 1781 году, после того как разобрана была паперть собора, сделано было вместо нее нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». В 1836 году собор был обложен понизу диким камнем. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII b. с иконами XVII b. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII b.).

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

Поистине, если бы человеческими только, естественными силами надлежало нам достигать святости: то справедливо было бы отозваться, что это выше нашей возможности. Но когда для сего имеем Божию благодать предваряющую, просвещающую, укрепляющую, содействующую, охраняющую: никто не должен терять надежды достигнуть того, к чему Бог и Отец Господа нашего И. Христа избра нас в Нем прежде сложения мира; а Он избрал нас быти нам святым и непорочным пред Ним в любви ( Еф.1:3–4 ). (Из пропов. Филарета, митр, моск.; сн. Полный годичн. круг кратк. поуч. т. II, свящ. Гр. Дьяченко). 5. Примеры того, насколько сильно ходатайство святых Кто из вас, православные христиане, сомневается в том, что святые Божии могут исходатайствовать у Бога нам грешным тот или другой дар?! Вот определение восточной церкви: «Мы призываем святых в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Хотя святые сами по себе не познают и не разумеют молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем чрез них помощь у Бога... Мы не воздаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших, чтобы испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом». (Правосл. исповед. церк. вост., ч. III. Отв. на вопр. 52). И не напрасны бывают иногда наши моления святым Божиим. Вот тому примеры. В житии св. апостола Варфоломея, память коего празднуется 11 июня, рассказывается следующее. Преподобный Иосиф песнописец питал особенное уважение к памяти апостола Варфоломея: он приобрел часть мощей его, построил в своей обители церковь во имя сего апостола и мощи положил в новосозданном храме, и нередко сподоблялся видеть во сне апостола. Ему хотелось украсить празднество апостолу особенными песньми, но он боялся – угодно ли это будет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

29. Кажется, не решусь в С.-Петербург. Веселье собственно от здоровья. Вино веселит в случае недостатка здоровья. Гуфланд употребление вина для здоровья – веселья сравнивает с погонянием кнутом лошади, чтобы лучше бежала. Февраль 1. 2-й час. Сейчас послал 1б кратк. поучений чрез почту в Москву Феодору Ив. Салаеву для отпечатания их. Господь да благопоспешит нам. 2. II. Ныне я служил в Крестовозд. церкви. Предсказания о погоде в 1854. Вторая половины зимы (с конца января) будет не так холодна, как первая. Весна начнется ранее обыкновенного, и будет особенно тепла. Но лето (с Июля по Сентябрь) будет дождливо. Осень более сухая и холодная. Зима станет не рано, но в начале ее (с Декабря) будут морозы сильные. Будет снег или дождь: 11 Февр., 10 Марта, 4 и 31 Мая, 28 Июня, 15 Июля, 2 1 Авг., 17 Сентября. 10. После обедни. Второй день хороший, светлый; пахнуть начинает весною. 11. Десятый час. Погода вчерашняя, светлая, веселая. – Погребение в Каз. церкви – Елизаветы. 12. Утро. Видел сон, – видел. Не помню, где я, кажется в церкви. Вижу Святителя Димитрия Ростовского , маленького, без бороды, красоты, белизны чудной. Точно Ангел, сказал я, смотря на него, и потом пал пред ним, прося его... 13. Вечер. После всенощной – хотел есть мясной пищи, – но я поел хлеба черного с водою. Спать хочется очень, хотя только 9 часов. – Ну спать: пораньше встану. – Ждал письма из Москвы от книгопродавцев, но не получил. 14. Утро. Встал хорошо. Не мясная ли пища причиною того, что я чувствовал прежде? Надеяться и не действовать, значит только мечтать и все терять, действовать и не надеяться, значит идти верным путем к успеху. Из О.З. 16. Из Послания к Рим. гл. 7, стих. 12 – да не царствует грех; 14 – да не обладает вами. 17.После обеда y Сарат. – Нет, нельзя оставить литургию. С нею надобно начинать. 19. Утро. Пятница. Масленица. Удивительно, как погода непостоянна – Вчера вечер был прекрасный, небо чисто, звезды так и горели, и подумать нельзя было, чтобы погода изменилась. Однако изменилась. Опять сумрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Святые мощи преподобного Михаила Клопского почивают под спудом в Троицкой соборной церкви Клопского монастыря, на южной стороне, в бронзовой позолоченной раке под резным балдахином на 12-ти колоннах. Клопский же Троицкий, мужской, 3-го класса монастырь находится на правом берегу реки Веряжи и ручья – безымянного, в 20-ти верстах от Новгорода к югу и в 3-х верстах от озера Ильменя к северо-западу. Время основания сего монастыря неизвестно, летописи в первый раз упоминают о нем в 1408 году, когда пришел сюда блаженный Михаил, Клопский чудотворец. Троицкая соборная церковь , где почивают мощи преподобного, построена первоначально в 1562 году: по сторонам её два придела, один с южной стороны в честь Покрова Богородицы, а другой во имя преподобного Михаила Клопского. Теплая Николаевская церковь , построенная также около 1502 года имеет тоже два придела, – один в честь Тихвинской иконы БожиеЙ Матери, а другой во имя Св. Иоанна воина, которые оба устроены в нынешнем столетии. По штатам 1764 года монастырь причислен к 3 классу с настоятельством игуменским. В Клопский монастырь бывает крестный ход из соседних сел или погостов 23 числа июня месяца, – в день прибытия блаженного в обитель. В монастыре показывают колодезь на том месте где по молитве преподобного Михаила, открылся источник воды. Память преподобного Михаила Января 11 дня. См. прол. и Чет. Мин. Янв. 11, Карамз, т. V, 262 стр., кратк. опис. Клоп. мон. 1813 г. 12-го числа Преподобного Мартиниана Вожеозерского Преподобный Мартиниан, в мире Михаил, родился от благочестивых родителей, живших в 60-ти или 70-ти верстах от губернского города Вологды, в селении Сяма, (Березники тож), при котором находился получивший от сего селения свое название Сямский – Рождественский мужской монастырь. Пострижение в иноки или монахи принял Михаил в Кирилло-Белоезерском монастыре с именем Мартиниана. По смерти преподобного Кирилла, Мартиниан удалился из Белозерской обители на острове Воже-озера в 100 верстах от Новгорода. Когда начали стекаться к нему на сожитие ищущие иночества, поставил он, по убеждению их, церковь во имя Спаса и основал в XY веке или столетии монастырь (ныне упраздненный) называвшийся Вожеозерским Спасским.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010