Вот, возлюбленные братья и сестры, в чем заключается тайна и сила Креста Господня. Если в раю, в месте святом, человек возымел гордыню, то здесь, на Лобном месте, человек приносит глубочайшее смирение в лице Самого Христа Спасителя, Который смирил Себя, как сказано, до смерти, «тем же и Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних». Видите, какого подвига требует от нас животворящее древо Господне! Требует, чтобы мы (если хотим получить обожествление, стать по благодати Божией богами) смирили себя до смерти. Для этого необходимо убить в себе грех, распять себя со страстьми и похотьми, а распявши, приобрести добродетели, которые станут основой для будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Вот почему, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста призывает всех нас: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству». Зная тайну Креста и слыша голос Матери-Церкви, преклоним свои сердца и главы у подножия Честнаго и Животворящего Древа, поклонимся ему и распнем здесь, у подножия его, свои греховные страсти, чтобы Господь через Крест Свой живоносный сообщил нам живительные благодатные силы к оживотворению нашего грешного естества и сподобил нас вечной жизни со всеми угодившими Богу. Аминь. О спасении (На Покров) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы, возлюбленные братья и сестры, в течение всей своей жизни решаем самый главный вопрос: как же достигнуть спасения? Этот вопрос очень важный, очень серьезный, и к нему нужно подходить со всякою строгостью и вниманием. Не думайте, что спасение вечное приходит само собою, только по милосердию Божию, безо всякого нашего участия. Нет, так думать преступно и порочно. Так думать — значит уклоняться от истинного пути. Спасение достигается не в один день, оно стяжается всей нашей жизнью. Если мы посмотрим на св. отцов, то увидим, что они стремились угодить Богу кто с самой ранней юности, кто в середине лета, а кто начинал спасительный путь, будучи уже в преклонных годах — дело не в этом. Суть заключается в том, чтобы с момента обращения ко Христу (случись оно в младенчестве или уже на смертном одре — неважно) и до самой кончины уже не отступать от заповедей Божиих. В основе спасения лежит неутолимая жажда угодить Богу. Без этой жажды, без внутреннего тяготения к Богу, к Высшему Существу, к Творцу своему и Господу невозможно никакое духовное совершенство. Тот, в ком нет этой жажды, напрасно допускает мечты и надежды на спасение вечное. Только тот, кто алчет и жаждет правды, только тот по-настоящему насытится.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Иоанна Предтечи и в центре другого «перекрестка» - с Распятием. Рус. Н. к. позднего средневековья имеют 8-конечную форму с традиц. прямоугольными окончаниями ветвей. Средняя перекладина значительно длиннее верхней (титулуса), нижняя перекладина, к-рая является видоизмененной формой визант. подножия креста,- косая и направлена слева направо сверху вниз. Подобная форма столь типична для рус. Н. к., что ее как разновидность называют «русский крест» (Multilingual Illustr. Dictionary. 2010. P. 289). Нек-рые подобные кресты воспринимаются как переходная форма - с подножием в виде очень короткой перекладины, параллельной верхней и средней горизонтальным перекладинам ( Стерлигова. 2008. Кат. 53), это т. н. нащокинский крест, святыня боярского рода Нащокиных, предположительно новгородской работы посл. треть XV - нач. XVI в. (Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь). Он 8-конечный, но с небольшим подножием, параллельным верхней и средней балкам, т. е. по форме близок к древнейшим крестам-ставротекам и Н. к. Евфросинии Полоцкой, Антония, еп. Новгородского (местонахождение неизв.). И. А. Стерлигова считает, что нащокинский крест был выполнен греч. мастером или по образцу греч. крестов. Как правило, древнейшие кресты покрыты сканым серебряным окладом, имеют небольшое Распятие или фигуру распятого Христа в центре, напр. псковский Н. к. 1521 г. (ПИАМ). Однако встречаются и Н. к. с нижней перекладиной, параллельной средней и верхней, напр. новгородские кресты сер. XVI в. (Там же. Кат. 3, 4), 1553 г. (Там же. Кат. 2), кон. XVI - нач. XVII в. (Там же. Кат. 16), 1617/18 г. (Там же. Кат. 21). Их форма повторяет форму древнейших новгородских крестов, по мнению В. В. Игошева, поклонных, таких, как крест прп. Саввы Вишерского и крест из ц. Воскресения на Красном поле ( Игошев. 2008. С. 109). В позднем средневековье формы Н. к. усложнялись и развивались. В богато украшенных рус. Н. к. нижняя часть вертикальной балки ниже подножия (параллельного или скошенного) могла восприниматься как ручка.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Издали гора кажется одиночной, но когда войдешь внутрь горной цепи, становится ясным, что несколько вершин составляют горный хребет, называемый горой Господней. Та же особая гора, на вершине которой явилась, согласно Писанию, слава Божия, находится посредине всех других. И несмотря на то, что, кажется, никогда я не видела гор выше этих, эта средняя гора, на которой явлена была слава Божия, настолько выше всех, что, когда мы достигли ея вершины, то все те остальныя, казавшияся такими высокими, лежали внизу под нами, как небольшие холмы. Чудесным кажется и то обстоятельство, – хотя, как я думаю, без благодати Божией оно было бы невозможным, – это то, что, хотя средняя гора, называемая Синаем, т. е. та, на которой явлена была Божия слава, и выше всех других, однако не может быть видима, пока не достигнешь самаго ея подножия, то есть перед восхождением на нее. Исполнив же свое намерение и спустившись с горы, можно ее увидеть тогда прямо перед собой, чего до восхождения было совершенно невозможным. 49 Обо всем этом я уже знала еще до моего восхождения на гору из рассказов братии; придя же туда, я сама убедилась в этом. Мы приблизились к горе в субботу уже поздно вечером и подошли к находящимся там келиям. Очень радушно и ласково мы были встречены живущими здесь монахами. Так как здесь находится церковь с пресвитером, то мы остановились на ночь. 50 А на другое утро, рано, в день воскресный, с пресвитером и монахами, живущими здесь, начали подниматься на отдельныя горы. Подъем на них требует большого усилия, т. к. подниматься нельзя постепенно, огибая их серпантином, или, как говорят у нас, улиткой, но приходится подниматься прямо, как бы на отвесную стену. Так же круто необходимо спускаться с каждой горы, пока наконец не достигнешь подножия срединной горы, которая и есть собственно Синай. Итак, по воле Господа нашего Иисуса Христа, ободряемая молитвами сопровождавших нас святых мужей, я совершила подъем, хотя и с большим трудом, потому что необходимо было подниматься пешком; совершить же подъем верхом не было никакой возможности. Тяжести подъема я совсем не почувствовала, потому что я видела по воле Божией исполнение своего желания. В четвертом часу (10 ч.) мы достигли вершины горы Господней, священнаго Синая, где был дан Закон, и того места, на котором явлена явилась Слава Божия в тот день, когда вся гора дымилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассмотрев памятники, перейдем к изъяснению главнейших черт изображения распятия Иисуса Христа по этим памятникам. Форма креста. Обширное разнообразие их в древних памятниках распятия показывает, что отдаленная христианская древность не усвояла им неизменного символического значения и с изображением распятия не связывала неизбежно полемического вопроса о действительном виде креста Христова. Первые распятия появляются в искусстве уже по уничтожении крестной казни, и, следовательно, христианские художники не могли руководиться ни наблюдением над живой действительностью, ни свежим преданием. Да и задача их заключалась не столько в точнейшем воспроизведении второстепенных подробностей исторического факта, сколько в выражении идеи крестной смерти Иисуса Христа. В древнейших полусимволических изображениях распятия – крест четырехконечный – immissa или трехконечный commissa. В первых распятиях – на дверях Сабины, – по-видимому, трехконечный, на британской таблетке пятиконечный, в сир. Евангелии четырехконечный. В памятнике IX в. (лобк. Пс. Григория Богослова 510) крест восьмиконечный: он по преимуществу удерживается и в памятниках последующего времени; однако иногда одновременно с ним встречаются в распятиях кресты семиконечные (Евангелия афин. и ватопед.; моз. Св. Марка венец., мюнхен. оклад) и даже пятиконечные (париж. аворий). Подобное же разнообразие замечается и в древних памятниках западных 2160 . Форма креста immissa зависит от присутствия и положения дощечки для надписи и нижней поперечной балки или подножия, благодаря которым крест является то пятиконечным, то шести-, семи- и восьмиконечным. 163. Формы крестов. Если дощечка прикрывает собой верхнюю оконечность креста, а подножие имеет вид узкой подставки для ног Распятого, не выступающей за пределы боковых граней продольной балки, то крест будет пятиконечный. Если дощечка прикреплена к кресту так, что верхний конец креста возвышается над ней, то, при вышеупомянутом положении подножия, крест будет шестиконечным. Если подножие выступает за пределы граней продольной балки, то, смотря по положению верхней дщицы, крест будет или семиконечным, или восьмиконечным (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей, И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета, Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Но сколь немногие из тогдашнего образованного общества способны были понять чувства великого иерарха и великого писателя… Господь Бог чудесными проявлениями Своей милости звал русских людей к исправлению, к возвращению на истинные пути. Просияли чудесами иконы Божией Матери: Черниговская в пещерной церкви Гефсиманского скита; Козелыцанская в имении графа Капниста в Полтавской губернии (праздник 21 февраля (6 марта); Всех скорбящих Радость, вблизи Стеклянного завода в Петрограде (24 октября (6 ноября). Наконец, 8 марта 1898 года чудесно спасена была икона Курской Божией Матери. В два часа ночи вся братия Курского Знаменского монастыря была разбужена страшным ударом, некоторые были сброшены с постели. Когда преосвященный Ювеналий и братия проникли в полный едкого дыма и гари храм, то им и прибывшим за ними властям представилась потрясающая картина. По всему собору были разбросаны доски и разбитые стекла, выпавшие, как оказалось, из верхних окон купола с 15-саженной высоты. Северная массивная дверь собора была вся разбита и выперта даже наружу. Стенная живопись и алебастр были попорчены. Но более всего была повреждена та северная ниша, где находилась чудотворная икона. Ниша вся была поломана, внутренние золоченые стенки ее и колонны были обожжены и выдвинуты наружу; все лепные работы и лампады далеко отброшены в сторону, железная решетка, находившаяся у подножия иконы, была сорвана. И несмотря на то, что взрывчатый снаряд такой большой силы был, несомненно, положен у самого подножия иконы, шестисотлетняя святыня – чудотворный образ Знамения Божией Матери – остался целым и невредимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением . Надписи на иконах Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака. Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος). Греческое написание Церковнославянское написание Перевод, расшифровка Θεος Господь IC ХС, IUC ХС, ICЪ ХСЪ Греч.: сокращенное написание имени Ιησουσ Χριστος. Церковнослав.: Иисус Христос Дословно «рыба», греческий акроним от Ιησουσ Χριστος Θεου Yσιος, Σωτηπ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель Сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» ( Исх.3:14 ). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа Црь слвы Царь Славы Греч.: сокращение от Μητερ Θεου. Церковнослав.: Матерь Божия 1. Б. М. 2. БЦА 3. П. Б. 1. Божия Матерь 2. Богородица 3. Пресвятая Богородица I. Н. Ц. I Сокращенная надпись на Крестах, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» Греч.: сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста Гора Голгофа, надпись у подножия изображения Креста Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Креста Копие — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте Сокращение от «трость» — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте Сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Креста ΑΓΙΟΣ, αγιος АГИОС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ

http://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax

В пост мы возвращаемся к пониманию: восхождение – это не только семь недель Великого поста, а вся наша жизнь, хотим мы этого или нет. Об этом Церковь нам неустанно напоминает, а в Неделю преподобного Иоанна Лествичника даже изображает в картинках – для особо одаренных эрудитов XXI века. Восхождение – это не только семь недель Великого поста, а вся наша жизнь Восхождение – это труд. Труд на грани страдания и падения. Собственно, этот труд и есть страдание, истязание духом и волей злодейки-плоти и предательницы-души. И мы с вами, братья и сестры, все восходим – в горний Иерусалим. Правда, восходим невероятно медленно и периодически падаем снова вниз, прямо по пословице: шаг вперед и два назад. В чем же дело? Если восходим на гору – поучимся у альпинистов. Никто не видел альпиниста, заталкивающего в гору рояль, потому что он любит живую музыку. Или несущего с собой в рюкзаке библиотеку, или взявшего в поход разных деликатесов, винца и фуа-гра, или даму, взбирающуюся на Эльбрус в бальном платье и с шикарной прической. Альпинист максимально облегчает свою ношу и имеет с собой только необходимое. Еды и воды – сколько нужно, причем почти все постное. Одежда – чтобы не замерзнуть и не промокнуть. С этой точки зрения альпинист – почти аскет. А при соло-подъеме – еще и анахорет. Главные его орудия – крюки да веревки. Для нашего восхождения на гору богообщения нужно практически то же, что и альпинисту. Причем такое же простое и функциональное. Только вместо крюков и веревок у нас свои инструменты: молитва и воздержание. Все остальное нужно оставить у подножия. Для восхождения на гору богообщения нужны молитва и воздержание. Все остальное нужно оставить у подножия А мы тянем с собой и платья, и фуа-гра, и рояль. И еще удивляемся: почему же я предпринимаю столько усилий и ничуть не продвигаюсь вверх по склону? Да потому, что груз тянет тебя вниз! И утянет совсем, и упадешь, и еще рояль сверху бабахнет. Итак, рассуди сам, что тебя отвлекает от восхождения и, по сути, совершенно не нужно, – и выбрось. Тогда для важного и нужного сразу высвободятся и время, и силы.

http://pravoslavie.ru/138804.html

Но мы видим, что у Креста Христова стоят не только Божия Матерь и не только возлюбленный ученик, девственник Иоанн Богослов, но еще две Марии. Мария Магдалина и Мария Клеопова. Мария Магдалина — это грешница, из которой Господь изгнал семь бесов, то есть полноту грехов. А полнота грехов, как мы видим, заключается в растлении и души, и тела. Эта грешница — одна из тех, ради кого Господь совершил весь Свой путь до Креста. Ради которой Он пришел на землю, чтобы обратить ее и подобных ей на Свой путь. Чтобы она тоже стала девственницей, как мы в Великую Среду поем: «Господи, иже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, с рыданием миро Тебе на погребение приносит». И блудница растленная, исповедует Церковь, становится непорочной девственницей — по дару Божию, силой Духа Святого. И стоит там также Мария Клеопова. Тоже избранная Господом стоять у подножия Креста. Мы ничего не знаем о ней. Она не отличается какой-то особенной чистотой, какой-то особенной святостью, и грехов особенных, страшных у нее тоже нет. Она представляет собою как бы всех Марий, всех женщин и всех людей. Каждую душу человеческую, — среднюю, так сказать, — которая совершенно неприметно живет скромной жизнью, старается по мере сил своих что-то исполнять. И взор Господа всегда обращен не только к Пречистой Его Матери, не только к возлюбленному ученику, девственнику Иоанну Богослову, не только к великой грешнице, которую Он очистил от самого страшного греха. Господь видит также и Марию Клеопову. Если Крестные страдания Господа — страдания за всех, то всякий человек, самые безвестные скромные люди могут стоять, и призваны все стоять у подножия Его Креста. Потому что Церковь Божию составляют не только те, кто от юности Христа возлюбил и сохранил чистоту, или те, кто от исключительных своих страшных грехов, как Мария Магдалина, как преподобная Мария Египетская, приведен Христом к покаянию, но также неизвестные, незаметные по видимости люди. Но надо, чтобы каждый из нас увидел в себе всю нечистоту, ради которой Господь воплотился и принял страдания, все множество грехов, за которыми стоят семь бесов.

http://pravoslavie.ru/63434.html

В план подготовки юбилейных торжеств входит целый ряд мероприятий. Исполнительный комитет планирует установить на Саровской колокольне крест вместо находящегося там сейчас антенного оборудования. Планируется расчистить фундаменты двух разрушенных монастырских храмов: Успенского, где после своей смерти в 1833 году первоначально был похоронен Серафим Саровский, и Живоносного источника. На их месте будут установлены кресты. В более отдаленной перспективе планируется воссоздать эти два храма в первоначальном виде. Уже ведется работа по реставрации находящихся под монастырем пещер и подземной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских, в которой будет установлен чугунный иконостас. В катакомбы и церковь предполагается открыть доступ для посетителей, там будут проводиться церковные службы и экскурсии. У подножия горы, на которой находится монастырь, протекает река Сатис. Согласно существующим свидетельствам, при закрытии монастыря в 1927 году с колокольни был снят большой колокол и сброшен в реку. Колокол входит в разряд сверхтяжелых (его вес превышает 20 тонн). Сейчас идут поисковые работы, производится исследование русла реки с целью обнаружения колокола. В Сарове планируется также частичное восстановление храма Иоанна Предтечи, находящегося у подножия монастыря, при входе в пещеры. Будет восстановлена часовня в Ближней пустыньке и купальни, в которых купалась царская семья во время торжеств 1903 года. Будет удалена бетонная пробка, перекрывающая источник, бивший рядом с пустынькой, над которой стояли купальни. В одном из новых районов Сарова завершается строительство больничной церкви во имя священномученика и целителя Пантелеимона. На юбилейное празднование летом 2003 года ожидается прибытия до 300 тысяч паломников, считает епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. На церемонию канонизацию Серафима Саровского в 1903 году в Саров приехало по разным подсчетам от 100 до 300 тысяч. В 1991 году при перенесении мощей из Петербурга в Дивеево собралось 25 тысяч паломников. В план подготовки празднований в Дивеево входит организация силами МЧС палаточных лагерей. Цифра в 300 тысяч является базовой для организации проживания паломников, обеспечения питания, медицинской помощи и санитарных мер, отметил епископ Георгий. Палаточный лагерь будет разбит на расстоянии около полутора километров от Дивеево. Ожидается достаточно большой наплыв паломников на автотранспорте, подъезд которого к монастырю будет перекрыт. Предполагается обустроить несколько постоянных и временных автостоянок. Однако, как ожидается, основной поток паломников прибудет по железной дороге.

http://religare.ru/2_2862.html

В первенствующее и древнейшее время как служащие священники, как и молящиеся миряне во время совершения богослужения не исключительно стояли, но отчасти стояли, отчасти сидели (быв приглашаемы от сидения к стоянию доселе сохранившимся в богослужении восклицанием: «премудрость, прости», что значит: «внимайте ж вставайте») 339 . Вследствие этого в церквах должны были явиться седалища или места сидения для священников и для мирян. Седалища священников, имевшие своё место, подразумевается, в алтаре, были устроены не с западной стороны св. трапезы и лицом не к востоку, где и как ныне стоят служащие священники, а с восточной стороны и лицом к народу. Именно – они поставлены были в полукруге алтарной абсиды, непосредственно или вплотную к стене. Седалище епископа было поставлено в центре полукруга абсиды, а седалища пресвитеров полукружиями с обеих его сторон. Седалище епископа было – трон, что не есть почётное наименование всякого седалища, заимствуемое от лица, которое на нём сидит, а есть простое наименование почётного седалища именно известной формы; греческое трон – θρνος по-русски значит кресло, т. е. седалище, устроенное в форме кресла, со спинкой и ручками. Тронам или креслам епископским усвоено было ещё наименование кафедра ( καθδρα, что значит вообще седалище и место сидения). По-славянски трон или кресла – престол (просто стол в смысле сидения есть стул, а престол более чем стол). В древнейшее время, как кажется, и седалища пресвитеров устроялись в виде тронов или кресел, о чём должно заключать, во-первых, из наименования совокупности седалищ епископского и пресвитерских τ συνθρονον – сопрестолие, т. е. соединение многих тронов или престолов,– во-вторых, из того, что пресвитеры назывались ο τν δευτρων θρνων 340 . Во всяком случае, имеем положительные свидетельства, что в древнее время так было иногда и в некоторых местах 341 . В позднейшее время седалища пресвитеров вместо особых для каждого тронов или кресел были общими для всех лавками (т. е. две лавки с обеих сторон епископского трона или кресла).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010