– Арег-джан, ты умеешь кричать молча? Тот удивленно воззрился на него: – Как это? Старший друг открыл пошире рот, поднял кулаки над головой и затряс ими изо всех сил. Арег-джан был в восторге и потом долго всем показывал, как можно кричать молча. В доме стало тише… Я спрашиваю: – А кем стал Арег-джан? Отец Иоанн задумывается: – Не знаю… Во Франции он. Вдруг хитро улыбается: – Значит, французом стал. Тут же посерьезнел: – Он деду из Франции большой набор столярных инструментов привез и сам оборудовал стеллажи в его мастерской… Я обрадованно соглашаюсь: мол, конечно, не французом, а хорошим человеком стал Арег-джан. Через тридцать лет навестил в Москве своего друга Олег-джана, одинокого старика монаха… Отец Иоанн восторженно поднимает руку намного выше своей головы: «Вот такой стал». И я вижу, каким большим человеком стал Арег-джан… В центре – вечно заснеженный Арарат. Над ним, словно золотой нимб над святой главой, широкая полоса солнечного света. Еще выше – синее небо – твердь Небесная. После рассказа об Арег-джане я стал называть моего собрата по блаженству отцом Иоанн-джаном. Он же меня Серженькой. Немножко на армянский лад. Ко всему армянскому относится с благоговением. Любимая гора у него, естественно, Арарат. Он и мне внушил, что это – главная гора человечества. До меня наконец-то дошло, что праотец всех людей Ной после всемирного потопа, истребившего погрязшее во грехах человечество, высадился из своего ковчега именно на горе Арарат, что армяне – самые прямые потомки Ноя… Таких снимков Арарата, как у отца Иоанна, я ни у кого не видал. Один он подарил мне. В центре – вечно заснеженный Арарат. Над ним, словно золотой нимб над святой главой, широкая полоса солнечного света. Еще выше – синее небо – твердь Небесная. Ничего нет тверже вечного Неба. У подножия горы – узкая розовая полоска тумана. Под ней – словно синяя река, оставшаяся после всемирного потопа. В самом-самом низу – земля, объятая тьмой. Ее тщится разорвать тоненькая вереница слабеньких огоньков, похожих на библейские костры, загоревшиеся сами собой и потому полные ужаса. Это огоньки людских поселений – дороги человеческой. Так они ничтожны перед Араратом в золотом нимбе. И только дерево из этой нашей тьмы человеческой дотягивается верхушкой до его подножия. Дерево растет вверх. И люди, растущие вверх – стремящиеся к Богу, могут вырваться из тьмы земной, могут достичь подножия спасительного Арарата… Снято безо всяких современных ухищрений – без фильтров, монтажей, спецэффектов. Всё великое просто. Отец Иоанн забрался на гору напротив Арарата (как Закхей на дерево, чтобы увидеть Христа) и много дней ждал «состояния света». И дождался. Христос сказал ему: «И ты сын Ноев…»

http://pravoslavie.ru/73875.html

Восьмиконечие – наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан , святой Ириней Лионский , святой Иустин Философ и другие. “А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”, – обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала “распяли Его” ( Ин. 19:18 ), а потом только “Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте” ( Ин. 19:19 ). Именно сначала по жребию поделили “одежды Его” воины, “распявшие же Его” ( Мф. 27:35 ), а уж только потом “поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский” ( Мф.27:3.7 ). Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же “крестом Его” ( Мф. 27:32 , Мк. 15:21 , Лк. 23:26 , Ин. 19:17 ), то есть так же, как и с табличкой и подножием после распятия ( Ин. 19:25 ). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других. Крест седмиконечный Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием — из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского — из Русского; или московской школы: “Распятие” работы Дионисия — из Третьяковки, датированное 1500 годом. Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном .

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

5 . Пропаганда начала основывать новые монастыри в расположенных у подножия гор болгарских селах с чисто-православным населением. Так, например, был создан в течение последнего десятилетия католический монастырь в селе Владая, вблизи Софии, у подножия горы Витоши. Известно также, что большие старания были положены для покупки земли и постройки дома в селе Мала-Цьрква, Самоковской области, у подножия горы Рылы. Пропаганда в таких случаях поступает следующим образом, она заявляет, что открывает благотворительный дом, а в действительности открывает монастырь. 6 . Дело благотворительности католической пропаганды, нужно признаться, проводится с большим усердием и со значительным успехом с точки зрения общих масштабов нашей жизни (toute proportion gardee). Ею созданы две больницы, в Софии и в Пловдиве, пользующиеся известностью и всегда привлекающие к себе внимание просвещенных болгар. Пропаганда также открыла два приюта для сирот в тех же городах, причем на расширение плов-дивского приюта в 1941 – 1942 гг. были сделаны крупные пожертвования тогдашней болгарской царицей, и по ее настоянию значительные суммы были отпущены и болгарским правительством, вопреки протестам со стороны Синода. В эти приюты принимаются не только сироты католического вероисповедания, но по преимуществу сироты православные, а это, разумеется, определяет их дальнейшую религиозную принадлежность. Независимо от своих предыдущих успехов в области эрганизованной общественной благотворительности, после Первой мировой войны пропаганда приложила ревностные усилия для ее расширения и осуществления новых успеов. Так, например, в последнюю войну, благодаря покровительству царицы Иоанны и низкопоклонству управяющих кругов, католической монахине было вверено зуководство весьма важным в то время сектором общетвенной помощи – народными кухнями. Под покровительством все тех же лиц была сделана не венчавшаяся успехом попытка привлечь в число рукоюдящих лиц в различных некатолических благотворительных учреждениях в городах католических монахинь. Попытка не увенчалась успехом, так как встретила сильный отпор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высадившись и зарегистрировавшись, разбили лагерь в лесочке под горой. А гора эта – Царев курган – место достопримечательное. Увенчанный поклонным Крестом он одиноко возвышается над Волжскими водами, милостиво и величаво принимающими в себя воды другой, меньшей реки – Сок, которая впадает в Волгу у южного подножия кургана. Вокруг раскинулся поселок Волжский, или Большая Царевщина. У северного подножия – церковь Рождества Христова, стоящая у трассы, соединяющей Самару и Тольятти. На этот раз мне не пришлось испытывать своей стряпней гастрономическое терпение своих подопечных. Работала полевая кухня, и пока прибывающие выбирали места какие получше и ставили палатки, дежурные готовили чайный стол. Что нужно тому, кто собрался делать фотографию человека? Прежде всего – скрытность. Не дай ему заметить себя, или притворись скучающим в поисках другого объекта съемки – и он твой! Наводи камеру и ба-бах! Готов шедевр. Не нужно бегать по горам и долам в поисках какой-нибудь супер-натуры, не нужно рисковать жизнью и здоровьем в поисках необычного ракурса. Фотографируемый сам все сделает за тебя. Только дождись нужного момента. Пока отец Алексей Богородцев объясняет собравшимся чаёвничать лагерные порядки и распорядок, я, как Шарик из Простоквашино, охочусь с фотоаппаратом. Отец Михаил Агутин. Священник и к тому же опытный турист и альпинист. Подготовка к молебну на открытие слета. Молебен на сцене? Почему бы и нет? Аналой с иконой, священство, миряне. Воистину, Церковь не в бревнах… Забыл упомянуть, что к стройным рядам молодежи до 30 присоединилась и молодежь постарше. С нами приехала преподаватель биологии и ОПК Наталья Александровна. Она, как выяснилось, заядлый турист и в палатке чувствует себя как дома. Как оказалось, наш спорт- и военинвентарь участникам слета совсем не помешает. Кажется, ближайшие дни эти автоматы не разобрал только ленивый. А на следующий день пригодились веревки и прочее альпинистское снаряжение. Под руководством Сергея Андреевича любой желающий мог испытать свою волю, спустившись по скале от подножия Креста.

http://pravmir.ru/osobennosti-pravoslavn...

Характерную иконографическую форму, заменяющую собой распятие в древнехристианский период, составляет крест. Символ очень древний, известный многим народам задолго до появления христианства, разнообразный по своим формам и значению 2015  и получивший особенную важность в христианстве. В памятниках древнейших он является в формах символических и монограмматических, много раз изданных и довольно обследованных. Но уже от III в. мы имеем прямое изображение четырехконечного креста U (crux immissa) в катакомбах Люцины; в памятниках V в. он встречается часто. Сам по себе, без всяких аксессуаров крест указывает на распятие Иисуса Христа; однако уже в эпоху саркофагов он поставлен был в связь с другими символами, которые сообщают ему более определенный характер. В скульптуре саркофагов нередко повторяется следующая композиция (рис. 143): представлен четырехконечный крест; у подножия его два воина со щитами и копьями; иногда они спят, опираясь на щиты, как в позднейших изображениях воскресения Христова. 143. Латеранский саркофаг. Из церкви Св. Павла. На поперечных балках креста стоят две птицы и своими клювами поддерживают венок, утвержденный на верхней оконечности креста. Иногда в венке – монограмма имени Иисуса Христа, а у подножия креста Сам Иисус Христос с припадающими к ногам Его св. женами; в перспективе гробница Иисуса Христа в виде купольного здания 2016 . Лучшее изъяснение композиции принадлежит Пиперу 2017 , по которому здесь изображен покой Иисуса Христа во гробе; характерным признаком служат два воина, означающие стражей при гробе Иисуса Христа. Вместе с тем здесь даны еще два момента – один предшествующий покою, другой сопровождающий его, это распятие Иисуса Христа в виде голгофского креста и воскресение в виде явления Иисуса Христа св. женам. Венок и птицы могут означать как воскресение Иисуса Христа (победу над смертью), так и вознесение на небо. Соединение креста с символической фигурой агнца также указывало древним христианам на искупительную крестную жертву. В построенной Павлином Ноланским церкви в Фунди агнец – Христос изображен был стоящим под крестом 2018 . То же изображение встречаем на саркофаге в равеннском мавзолее Галлы Плакиды 2019 : агнец стоит у подножия креста на горе, из которой текут четыре ручья (=райские реки). На некоторых саркофагах агнец имеет крест на голове 2020 , а на одной бронзовой лампе украшена крестом и его грудь 2021 . Чиампини дает снимок с древних дверей римской церкви Пуденцианы, где изображен агнец в нимбе, с крестом, поддерживаемым правой ногой; подпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Видоизменение формы совершилось постепенно в период времени от IX до XI в. Во фресках Киево-Софийского собора кубическое древнее подножие уже превращено в широкую доску, как и следовало ожидать от художника, мало знакомого с линейной перспективой; во фресках нередицких уже трудно узнать первоначальное назначение подножия: широкая доска удлинена и поставлена наискось (рис. 164). 164. Форма подножия креста. Быть может, русский иконописец таким поворотом доски хотел указать, что тело Иисуса Христа, равно как и голова, склонены были на правую сторону; или же здесь мы имеем дело с простым неуменьем изобразить надлежащим образом подножие… Форма эта полюбилась русским иконописцам, которые и стали повторять ее с замечательной последовательностью, а русские книжные люди под влиянием тенденциозной наклонности к символическим толкованиям придали ей высшее значение. «Вопрос: чесо ради у креста Христова подножек пишут десную страну подымшуся, а шуюю поникшу, да и главу Христос приклони на десно. Ответ: того ради Христос облегчи десную ногу, и подъяся кверху подножек, да отдаст грехи верующим Ему и во второе пришествие вознесутся горе во сретение Ему; а шуюю ногу того ради обнизи подножек, да неверующие Ему отягчают и снидут во ад. Главу преклони на десно, да приклонит вся языки веровати и поклонятся Ему 2175 ». Символика эта не захватывает первоначального возникновения «подножия» и должна быть отнесена к объяснениям post factum. Никаких указаний на нее в древнейших памятниках письменности, как уже замечено св. Димитрием Ростовским 2176 , нет, а памятники вещественные свидетельствуют, что до XII в. она была невозможна по отсутствию объекта для нее. Названная символика явилась в письменности не ранее XVI-XVII вв. В древнейших памятниках распятия (двери Сабины; сир. Евангелие) нет доски для надписи вверху креста, хотя ее существование при распятии Спасителя предполагается в рассказе Евангелия об этом событии ( Мф. 27:37 ; Мк. 15:26 ; Лк. 23:38 ; Ин. 19:19 ), а при распятии преступников вообще доказывается свидетельствами древности 2177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Она пролегает не перед самым Хоривом, а у подошвы смежных с ним гор Хау, Ель-Фрейя и Умлёз. Находясь в ней, Моисей мог сказать, что он виделся с тестем своим при горе Божией, но не сказал бы, что свидание происходило прямо горы сей, т.е. перед лицом ее. Ибо не видать ее оттуда. От долины Шех до Синайской пустыни (ныне две Рахи), прилегающей к самому Хориву с двух сторон, северной и южной, ездят в один малый день. И Моисей с народом своим сделал один переход из Рафидина в эту пустыню. Стало быть, долина Шех соответствует Рафидину. А так как тут происходило свидание Иофора с Моисеем и тут вождь израильтян, сидя, решал дела их, то остается признать Шехский холм сборным местом сего народа. Подле него раздолье велико, пажитей много, а воду можно было доставать в ближнем ущелье Хау. Я не думаю, чтобы письмена на этом холме были еврейские; ибо подобных им нет нигде в обетованной земле, ни на скалах, ни на тамошних гробницах. Они должны быть древнее. Вероятно, их начертали первобытные жители Синая кинеи; и они же устроили тут жертвенник, или прорицалище. Так как при холме, о котором идет речь, мадиамский священник присоветовал Моисею весьма мудрое учреждение, которое немедленно было исполнено, то это событие осталось в памяти мадиамлян, живших на Синае. Проезжая мимо сего места, они рассказывали детям и внукам своим, как тут Моисей судил народ свой и как Иофор научил его лучшему порядку в судопроизводстве, и называли холм именем вождя израильского. Таким образом, предание переходило из рода в род до тех мадиамлян, которых видел в соседнем Фаране блаженный Антонин мученик около 600 года по Рождестве Христове. А от них оно перешло к бедуинам, прибывшим на Синай в конце седьмого века. Согласие сего простого предания с повествованием Книги Исхода о судейском седении Моисея в Рафидине, неизбежное приурочение этой пустыни к долине Шех и обретаемость в ней холма под названием «седалище досточтимого Моисея» заставили меня признать это место священным. Новое понятие породило во мне новую радость; и я под влиянием сего чувства сладко заснул у подножия седалища великого пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ангелы несут к престолу орудия Страстей. У подножия Христова седалища – черная бездна Ада, из которой молят Спасителя маленькие серо-зеленые фигурки – «тени» прародителей. Совершенно очевидно, что вся композиция представляет набор символических изображений, и главными выразительными элементами здесь являются жесты, а также несохранившиеся надписи. Жесты достаточно определенно поясняют связывающие персонажей темы: о Рождестве от Марии Девы вочеловечившегося Бога напоминают Богородица и пророк Исайя (?); о пришествии Его «нас ради человек и нашего ради спасения», ради искупления греха прародителей и о Крещении на Иордане Святым Духом ради новой жизни свидетельствует Иоанн Креститель; о Вечно Сущем Боге множество раз говорят строки псалмов царя Давида, подобные «во век, Господи, слово твое пребывает на небеси» ( Пс.118:89 ); о Распятии, Сошествии во Ад и Воскресении можно вспомнить посредством изображенной бездны и несомых ангелами страстных символов. Все эти темы столь значительны и взаимосвязаны, что нет необходимости искать для них особый текстовой источник; не найдется ни одного богословского трактата, где они не затрагивались бы, и в то же время есть один основополагающий догматический текст, к которому возводятся все теологические построения, касающиеся триипостасного Божества, Воплощения, Распятия и Воскресения, это – Никейский Символ Веры , безусловно, самый известный из догматико-литургических текстов. Конечно, иллюстрация клейма о не является последовательной интерпретацией конкретных строк Символа Веры , подобно иконографическим типам, существовавшим в древнерусском искусстве в последующие времена, но, с другой стороны, круг семантических аллюзий, связанных с образами этой композиции, не выходит и за пределы основных понятий, обозначенных в Символе. Даже напротив, сюжет затрагивает слишком многие темы, хотя ничто не препятствует ограничению его, ведь от текста Акафиста такая композиция имеет уже очень отдаленную зависимость. В этом отношении особенно интересно рассмотреть центральное изображение композиции строфы о – необычный иконографический тип Христа на престоле, над головой которого в круге изображен Бог-Отец – Ветхий Деньми, а соединяет их синий луч, охватывающий сферу Саваофа и погружающийся в Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Кивории и в древности имелись далеко не во всех храмах, а теперь они и подавно редкость. Поэтому издавна для покрытия престола существует особая пелена-покров, которым накрываются все священные предметы на престоле по окончании богослужений. Этот покров знаменует собою покрывало тайны, которым святыни сокрываются от глаз непосвященных. Оно означает, что не всегда, не в любое время Господь Бог открывает Свои силы, действия и тайны Своей Премудрости. Практическая роль такого покрова ясна сама собой. Со всех сторон своего подножия святой престол может иметь одну, две или три ступени, знаменующие собою степени духовного совершенства, необходимые для восхождения к святыне Божественных Таин. Горнее место, семисвечник, жертвенник, ризница Горнее место — это место у центральной части восточной стены алтаря, находящаяся прямо против престола. Его происхождение относится к самым ранним временам истории храмов. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа, что соответствует Апокалипсису Иоанна Богослова, увидевшего престол, сидящего на престоле Господа Вседержителя, а подле Него 24 восседавших старцев-священников Бога. С древнейших времен до наших дней, особенно в больших соборах, горнее место устраивается в точном соответствии с видением Иоанна Богослова. В центральной части восточной стены алтаря, обычно в нише апсиды, на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея; по сторонам этого седалища, но ниже его, устраиваются скамьи или сидения для священников. Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за Литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам, так что в этих случаях епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Горнее место во всякое время является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы и сослужащих Ему, почему этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой обязан возжечь и водрузить светильник на горнем месте.

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

По преданию, Голгофский Крест был сделан из древесины дерева жизни. На иконе изображения креста не видно, но его образ является явным стержнем композиции. Светлый нимб Отца, чаша и знак земли расположены на одной вертикали, делящей икону пополам и пересекающейся с горизонтальной линией, которая соединяет нимбы боковых Ангелов. Пересечение этих линий и образует крест. Крест, таким образом, вписан в священный круг Божественной жизни, он есть живая ось Троической любви. «Любовь Отца – распинающая, любовь Сына – распинаемая, любовь Духа – торжествующая силою крестною» 261 . В горизонтальной перекладине чувствуется движение, ее концы, словно руки Христа, объемлют вселенную: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Сын и Дух – как бы две руки Отца. Если мысленно соединить углы стола с точкой над головой среднего Ангела, то видно, что Ангелы вписываются в равносторонний треугольник. Он знаменует единство и равенство Лиц Пресвятой Троицы, вершиной Которой является πηγαα θετης, Отец. Наконец, линия, охватывающая контуры трех Ангелов, образует полный круг, знак божественной вечности. Центр этого круга – в руке Отца, Пантократора. В отличие от итальянской иконописи, в которой изображение вписывается в круг, у Рублева круг образуют сами Ангелы. Контуры предметов (седалища, подножия, гора) в совокупности напоминают восьмиугольник, символ Восьмого Дня. Внутренние очертания боковых Ангелов воспроизводят контуры чаши, это как бы ключ к тайне иконы. Распределение объемов, пропорций и размеров композиции подчиняется в совершенстве уравновешенной системе связей. Но в этих пределах Рублев очень свободно выбирает средства для усиления идейной выразительности иконы. Так, например, чаша и рука Отца смещены несколько вниз и вправо от центра, а голова – влево от вертикальной оси. В изображении складок одежды, ниспадающей с левого плеча, есть почти неуловимые отклонения, и всем этим достигается гениально предугаданный эффект: внимание концентрируется на руке, благословляющей чашу, которая является идейным центром композиции. Это же подчеркнуто совокупностью прямых линий и престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010