И вот Моисей на исход из Египта сочинил песнь. Это песнь освобождения. Святые Отцы духовно истолковывают образ Моисея, образ фараона, даже образ прохождения сквозь море, сквозь воду. Святые Отцы говорят, что фараон символизирует собой дьявола, который хочет удержать нас в своем рабстве. Через наши личные грехи дьявол нас всех сковал цепями. А Иисус Христос как новый Моисей выводит нас из рабства дьявола, фараона мысленного. И мы проходим через воду Крещения. Когда нас крестят в воде, то вспоминается, что израильтяне, выходя из рабства, проходили сквозь море. И мы, пройдя сквозь море, одерживаем победу над Амаликом. Отцы говорят: «борьба с Амаликом мысленным», то есть мы крестились, а помыслы еще остаются, с ними надо бороться. И сорок лет ходили иудеи по пустыне, пока не вошли в землю обетованную. Для нас обетованная земля – это Царствие Небесное. Мы сейчас в странствии находимся. Земная Церковь называется «странствующей» или «воинствующей», а небесная –«торжествующей». То есть, когда мы умираем, мы достигаем этой небесной духовной земли, обетованной для нас, обещанной от Бога. В Писании сказано: будет новая земля, новое небо, новый Иерусалим, сходящий с Небес. Моисею. Поднявшемуся на Синай, – это была самая высокая гора в том месте, – Бог показал духовную гору. Там сказано: «воззвал к нему Господь с горы» ( Исх.19:3 ), то есть с другой горы. И когда он увидел духовную гору, он понял, что он находится только у ее подножия, что он еще никуда не поднялся. Хотя он и стоял на самой макушке Синая. И вот, когда нам кажется, что мы поднялись на какую-то вершину, на самом деле мы еще у подножия, пока только у подножия. Для того, чтобы нам совершить свое странствие по земле правильным образом, мы должны петь две песни. Песнь Моисееву, соблюдать Заповеди Божии , – нам дано десять пальцев на руках и на ногах, потому что есть десять заповедей Божиих. Это значит, своими руками надо стараться исполнять эти заповеди, своими ногами надо спешить исполнить Закон Божий. Как псалмопевец Давид говорил: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс.118:105 ). Если мы грешим, мы же часто руками грешим, мы ногами своими спешим ко греху. Закон Божий, песнь Моисея, должен звучать в нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Что касается подножия крестного, то в Евангелии нигде не упоминается о нем, и не только в Евангелии, но и в Деяниях и Посланиях св. Апостолов точно также нет ни одного места, которое бы указывало на подножие. Напротив, есть даже два места, которые скорее заставляют думать, что у креста Христова даже и вовсе не было подножия, а если и было, то далеко не такое, какое представляют себе старообрядцы. Дело в том, что в книге Деяний св. Апостолы, говоря о распятии Христовом и обращаясь к иудеям, выражаются так: «Его же вы убисте, повесивше на древе» ( Деян. 5 , зач. 15, ст. 30); также и Ап. Павел в послании к Галатам говорит о том же событии так: «Христос ны искупил есть от клятвы законные, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк висяй на, древе» ( Гал. 3 , зач. 206, ст. 13). Из этих слов можно заключить, что пречистое тело Господа не стояло на подножии во время распятия, но висело на кресте; если и было под Божественными ногами Богочеловека нечто в роде подножия, то не такая доска, которую представляют себе старообрядцы, но, скорее, выдающееся вперед подобие деревянного рога или бревна, которое давало Божественному страдальцу возможность несколько опереться ногами на что либо твердое, хотя притом все тело Его, под влиянием собственной своей тяжести, все-таки выдавалось вперед и висело, причиняя нестерпимые страдания рукам, – их рвали гвозди и увеличивали чрез то ручные раны. В таком именно смысле описано это подножное бревно или деревянный рог у двух древнейших отцов церкви – св. Иустина мученика и св. Иринея Лионского . Вот как изображает устройство крестного древа св. Иустии, объясняя пророчество Моисея о судьбе колена Иосифова (Второзак. 33, 13–17) в его отношении к таинству креста: «Бог и другим образом показывает силу таинства креста, говоря чрез Моисея в благословении, которым он благословлял Иосифа: от благословения Господня земля его, от красот небесных и росы, и от бездн источников низу, и во время плодов солнечных обращений, и от схождений месячных, и от верха гор начала, и от верха холмов вечных, и по времени земли исполнения: и приятная явившемуся в купине, да приидут на главу Иосифа и на версе прославивыйся в братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

На чем написана была титла Креста Христова? Созомен , описывая обрéтение Честного Креста святой Еленою, говорит, что в пещере, где найдены были три креста, найдена также отдельно и белая дощечка, похожая на табличку, на коей начертаны были буквы не только еврейские, но и греческие и римские, – каковые слова и буквы не иное что выражали, как следующее: И. Н. Ц. И. Итак, мнимая вина смерти Христовой была написана на дощечке, которая, для большей ясности и удобства при чтении, была обелена белой краской; самые слова имели красный цвет, как это видно на остатках титлы, хранящейся в Риме, и были вырезаны на дереве железным инструментом… По римскому обычаю, дощечку с надписанием вины иногда несли впереди преступника до места казни, или он сам нес ее на своей шее, или, наконец, ее прибивали ко кресту. Но она не была всегдашней, неотъемлемой принадлежностью казни, и, в частности, – крестной казни и креста. Иногда, вместо того чтобы писать имя преступника и преступления на дощечке, привешивать ее на шею ему или нести ее пред преступником и потом прибивать на кресте, поступали в этом случае проще: один из воинов, в слух всего народа должен был прокричать: такой-то распинается за такое-то преступление, и затем виновный был распинаем без прибития над ним титлы. На крестах разбойников, распятых с Иисусом Христом, не было титл. О Кресте Христовом. С. 23, 24 1161. Подножия на кресте Христовом не было, иначе оно сохранилось бы со крестом (Боковины окончены 26/X/1936) Подножия на Кресте Господа нашего не было… Подножие, как место Пречистых ног Господа, пробитое с ними вместе гвоздями, орошенное кровию Владычнею, было бы известно так же, как и самый Крест, ибо и оно вместе с Крестом составляло бы дражайшее для христиан сокровище; между тем, святые евангелисты, отцы и учители Церкви, не говоря об нем, говорят о неважной принадлежности Креста – титле. При том, если бы подножие на Кресте было, то оно навсегда бы и осталось с ним, так как, по всей вероятности, прибито было ко Кресту столь же крепко, как и тот поперечник, на коем пригвождены были руки; оно должно было поддерживать на себе тяжесть тела, и, как сохранился тот поперечник, так сохранилось бы и оно; однакож, при обрéтении Креста, подножия не оказалось, тогда как титла, которая, вероятно, была прибита ко Кресту слегка («положена», как выражаются святые евангелисты), найдена на особом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

5 . Образ Владимирской Божией Матери с Предвечным Младенцем шит по шелковой темнозеленого цвета материи разными шелками. По оплечьям шелками же вышиты: с правой стороны – Архангел Михаил, с левой – Гавриил. Буквы в надписях, цветы в венцах у Богоматери и Архангелов, равно и оттенки на их одеждах низаны мелким жемчугом в одну нить. По койме черным шелком вязаными в 1 вершок буквами вышита задостойная песнь: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь и пр. Хранится за стеклом в Киоте старинной работы, во всем подобном вышеозначенному. О времени вклада сих 2-х Образов неизвестно. 6 . Покровы на раку Преподобного Пафнутия, а ныне Образа в деревянных рамах: а) В соборной Церкви в Алтаре по левую сторону Престола на столпе: По зеленому шелковому штофу нашито изображение Преподобного Пафнутия, отделанное живописью по полотну, ныне полинявшее. У подножия надпись вязаными буквами в полвершка: «В лето 7038 (1530) повелением Василия Божиею Милостию Господаря всея Руси и Великаго Князя Володимерскаго и Московскаго и Новградскаго и Псковскаго и Смоленскаго и Тверскаго и Огорскаго и Пермскаго и Болгарскаго и иных сделан бысть покров сий в 24-е лето Государства Его и при Его великой Княгине Елене». По кайме вышит Тропарь: О тебе, Отче Пафнутие, известен бысть Спасения Образ и пр. б) Внутри же Алтаря над Царскими вратами: По зеленому, ныне полинявшему, штофу нашито изображение Преподобного Пафнутия в полный рост Его, на Главе его венец, шитый золотом, у подножия вышита вязаными буквами в полвершка надпись: «В лето 7083 (1575) Марта в 5 день сделан покров сий при Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси и при Его Царице и великой Княгине Анне и при Его Благородных чадех Иване Ивановиче и при Его Царице Княгине Федосьи и при благородном Царевиче Князе Федоре и при Его Царице Княгине Ирине повелением Царевича Ивана Ивановича и Его Царицы Княгини Федосьи». На коймах кругом вышит Тропарь: О тебе, Отче Пафнутие, известен бысть спасения Образ и пр. в) Там же: по розовому, ныне полинявшему, атласу вышито изображение Преподобного Пафнутия; Лик – белой бумагой, Мантия – бумагой же вишневого цвета; нижняя одежда белой бумагой; на главе венец, шитый золотом; у подножия надпись: «Лета 7141 (1633) Ноября в 23 день по обещанию Боярина Князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенскаго и жены его Настасии, сделан сий покров в Пречестную и великую Обитель Пречистыя Богородицы и Преподобнаго Чудотворца Пафнутия Боровскаго, положен сий покров на его Чудотворный Честный гроб 142 (1634) года Октября в 10-й день».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Тридцатый день. Поучение 3-е. Св. великомучен. Иоанн воин. (Самое надежное утешение в скорбях христианин может найти у подножия креста Христова). I. Из жизни св. великомученика Иоанна воина, ныне прославляемаго, известно, что он, сам испытав много скорбей, всю свою жизнь посвятил на то, чтоб утешать скорбящих и обуреваемых разными несчастиями людей Вот где основание, почему к св. Иоанну воину обращаются христиане, впавшие в разные несчастные обстоятельства жизни, и просят его молитвенно ходатайствовать пред Богом и по мере веры своей получают просимое. II. Как св. великомученик Иоанн воин, утешая скорбящих, указывал им на крест Христов, так сделаем в настоящем случае и мы, и скажем, что самое скорое, прямое и надежное утешение во всех своих скорбях христианин найдет у подножия Господняго креста. Нет человека на земле, который не хотел бы владеть благом, услаждающим все горести души. А как много скорбей на земле! Оне неизбежны здесь ни для кого. Где найти защиту против скорбей временных? Путешествуют по морям и суше, тратят труды и издержки, стараясь найти желаемое счастие. И как часто концем всех трудов бывает одно крушение духа! Где же течет светлая и чистая струя счастия для души нашей? Нигде более, как при подножии креста Христова. а) Тяжело терпеть потерю богатства, добытого трудом, особенно если не находят потом помощи в вопиющей нужде и у тех, которые могли бы помочь. Но, лишаясь утешения человеческого, не находят ли утешения у подножия креста Христова? Кого видим мы на кресте? Видим Господа нашего, Который, служа спасению людей, не имел, где главы преклонить, с Которого нечестивые сняли последнюю одежду и оставили нагим, Которого в жажде поили желчию и уксусом. Для чего терпел Он все это? С тем, чтобы доставить в вечности покой и довольство тем, которые терпеливо переносят нищету, голод и жажду. «Весте, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» ( 2Кор. 8, 9 ). Помните эту благодать великую и утешайтесь в нищете своей все нищие Божии! Вы лишены временного и тленного богатства: а на кресте возвращается вам вечное богатство. Вас не окружают почет и довольство, которыми окружает богатство: но вас окружает честь земной участи Господа вашего. Вы не блистаете среди знати земной: но вступили на дорогу знати небесной: О, благословляйте Господа за долю свою!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Допустив же существование в древности обычая освящать в Великий четверток елей для больных особо, как бы в запас, а вместе с тем допустив отсутствие каких-либо выдающихся особенностей в чине освящения этого елея, весьма легко понять, что чин этот удобно мог быть приложен и к освящению елея, назначенного для помазания кающихся, и даже более: елей покаяния мог быть заменен елеем, освященными для больных или для таинства елеосвящения, не только восстановляющего от одра болезни, но и подающего отпущение грехов. Сначала елеем этим помазывали, вероятно, только кающихся в собственном смысле, а потом, так как в святые дни Страстной седмицы считали себя обязанными каяться все христиане, – стали помазывать всех и явилось общее маслоосвящение. (См. подр. Прав. Соб. 1887 г., 2 т., 75–98 стр.). – Кроме вышеуказанных мест, оно у нас в настоящее время, как известно, совершается еще в Одесском кафедральном соборе (с 1854 г.), но только в Великий пяток, в навечерие Великой субботы (см. Поуч. Никанора, архиеп. Херсон., т. 2, 231, 234 стр.), и в то же навечерие совершается оно (с 1904 г.) в кафедральном соборе г. Симферополя (см. Ц. Вед. 1903, 28). 310 По объяснению некоторых (см. Ц. Вед. 1903, 11), косой поперечник у подножия креста, как это принято у нас, явился из подножия, на котором покоились ноги распятого Спасителя. Действительно ли было такое подножие у подлинного креста Господня, – об этом думают различно (см. 14 сент.); но не подлежит сомнению общая уверенность византийских художников в существовании этого подножия. В X-XI в. иконописцы стали изображать подножие в форме косого поперечника. Как и почему это произошло, – надлежащих объяснений этого у археологов пока не имеется. По рукописным сборникам XVI-XVII в., «того ради Христос облегчи десную ногу, и подъяся кверху подножек, да отдаст грехи верующим Ему и во второе пришествие вознесутся горе во сретение Ему, а шуюю ногу того ради обнизи подножек, да неверующие Ему отягчают и снидут во ад. Главу преклони на десно, да приклонит вся языки веровати и поклонятися Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Одному разбойнику, низводимому во ад «тяготою хуления» , произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23:43), крест возносит в Царство Небесное. Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным. Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в «Российском гербовнике» (стр. 193), изображается «серебряный Русский крест». Крест осмиконечный православный   Восьмиконечие — наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе», — обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины, «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:3.7). Читайте также — Крест посылается нам не как орудие пытки Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же «крестом Его» (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других. Крест седмиконечный

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

По преданию, с высот Елеонских смотрел на Иерусалим Александр Македонский. Увидел процессию. Иудеи шли к нему просить не разрушать город. Македонский поклонился первосвященнику. «Что ты делаешь? – воскликнули приближенные. – Ты, равный солнцу!» - «Я кланяюсь не ему, а Богу, которому он служит». Так бы и был сохранён Иерусалим по Ветхозаветному пророчеству, если бы иудеи соблюдали законы Моисеевы, законы предваряющие евангельские Заповеди. Но иудеи от них уклонились и именно на Елеоне Спаситель «… заплакал и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19, 41-ика44) Вскоре всё так и сбылось. Новый Завет вообще полон упоминаниями о горе. Её очень любил Иисус. У подножия её молился до кровавого пота в ночь предательства, с вершины её вознёсся к Отцу Небесному. После Тайной вечери в Сионской горнице, ученики и Учитель, «воспев, пошли на гору Елеонскую», «… и пришли в Вифанию на гору Елеонскую» (Мф.26,30). У Иоанна (8,1): «Иисус же пошел на гору Елеонскую». «Тогда они (апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути» (Деян. 1, 12). То есть на расстоянии очень небольшом, ибо иудеи в субботу не имели права превышать определённое, очень ограниченное число шагов. Тому, кто не был на Елеонской горе, трудно представить её размеры. Но тут нам поможет древнерусский игумен Даниил. В своём знаменитом «Хожении» он определяет расстояние от Гефсимании, то есть от подножия, от гробницы Божией Матери до вершины горы в три полёта стрелы. Очень зримо и очень поэтично. Спаситель со Своими учениками говорил здесь о последних судьбах мира и о Втором пришествии. Здесь, у подножия горы, в Гефсиманском саду, прозвучали слова высочайшего смирения, когда Спаситель молился об удалении от Себя чаши страданий: «Отче! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26,39).В Малой Галилее на Елеоне Воскресший Иисус явился ученикам. Они испугались, думали – дух, но Спаситель, попросив еды, ел при них хлеб, рыбу и пчелиные соты.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

Бяше ли убо на крест подножие, или ни, не извещает того Писание святое, ни толковники Божественного Писания. Видети же есть между сосудами преподобного Антония Римлянина, на Святом потире крест Христов изображен без подножия, четвероконечен, и титлу Христову имущь на хартии, а не на дщице написану 496 . Не прекословим мы творимому и пишемому на кресте подножию, токмо то извещаем, яко в древних святых книгах несть о том воспоминания и подлинной ведомости. Кольми паче баснь есть то, еже в раскольническом свитке обретох писано сице: О подножии креста зри в Алфавитах вопрос: Что ради пишут у креста Христова десную подножия Христова страну подъемлющуюся гор, а шуюю понизшуюся долу? Толк: Зане же на кресте стоя Христос, главу приклони на десно, да приклонить языки веровати и поклонитися ему; десную же ногу облегчи того ради, да облегчатся греси верующим в него, и во второе пришествие возмутся горе в сретение его; а шуюю того ради отягчи, подножию долу понизшуся, да неверующии в него отягчатся и снидут во ад. До зде то умствование. Рекл бых, яко умствование то несть противно церкви Христовой, несть противно вере Святой: но понеже слышу людей простых, верующих басни той, аки самой Евангельской истине; церковь же непорочная, сущи невеста Христова, должна никаковых же баснословных умствований и самовымышленных толкований приимати, но на самом Писании Божественном утверждаться, и толкования истинного великих вселенной учителей (а не простых бающих мужиков) слушать. Того ради, ово ревнуя по церковной истине, ово же должность архиерейскую храня, оному неистинному умствованию не внимаю. Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обыкновению крестоделателей и крестоиисателей, яко церкви непротивному, не прекословлю, снисхожду: толкования же о косости подножия, в свитке раскольническом писаного, понеже то в древних Святых отцах и толкователях не обретается, не приемлю. Зде приступим к розыску преждереченных предложений, положенных противу хул раскольнических, глаголющих, яко четвероконечный крест в Ветхом Завете бяше сень креста осмоконечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ЦВ 21 (442) ноябрь 2010 /  15 сентября 2010 г. Восхождение. Божественная литургия у подножия Большого Иремеля На Южном Урале этим летом совершена первая Божественная литургия на высоте более 1000 метров — на плато у подножия горы Большой Иремель. Ее отслужил настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко. Участниками стали ребята из православного молодежного общества «Держись!» Настоятелю сослужили клирики собора протоиерей Ярослав Иванов и протодиакон Владимир Коростин, а также двое священников из Магнитогорского храма Архистратига Божия Михаила: настоятель протоиерей Сергий Десятков и священник Алексий Поляков. Литургия стала кульминацией похода, который длился с 31 июля по 2 августа. Субботним утром группа из 36-ти человек выехала из стен кафедрального собора по направлению к деревне Тюлюк (Башкортостан). Восхождение на гору Большой Иремель (высота 1582 м) начинается от поселка Тюлюк, примерно посередине между столицей Южного Урала Челябинском и столицей Республики Башкирии Уфой. Поселок расположен на равнине, откуда видны скрывающиеся в облаках предгорья Уральского хребта. После пятичасового переезда всех ожидал тяжелый подъем на гору. У каждого за плечами был большой рюкзак с походным инвентарем, а священники несли еще и свое облачение и предметы, необходимые для совершения Литургии. Для участия в походе пригласили опытного инструктора-проводника Алексея Петровича Кошелева. Вслед за инструктором начали подъем. Ритм был взят неспешный, но группа растянулась, затихли веселые разговоры, послышались сопение и кряхтение. Хотя по лицу инструктора было понятно, что поход еще не начинался, большинство обрадовалось первому скорому привалу. Далее подъем стал менее крутым, но тропа проходила по большим влажным камням, покрытым мхом: ноги скользили. Вечером разбили лагерь у горного ручья с питьевой водой. Устремленные в небо верхушки трехсотлетних лиственниц, «сугробы» мягкого мха, в котором вязнут ноги, — в такой обстановке проходила исповедь.

http://e-vestnik.ru/church/442voshozhden...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010