Св. церковь , воспоминая в шестый час, с одной стороны, грехопадение наших прародителей в раю, а с другой распятие Господа Иисуса на кресте, переносит нас мысленно то в рай, то на Голгофу; и ставит нас то у древа познания добра и зла, то у подножия креста Господня. Там в раю видим мы: вот злополучные прародители наши, нарушая заповедь Божию простирают несчастные руки свои к запрещенному плоду; здесь, у подножия креста Господня мы созерцаем, как Господь Иисус Христос простирает пречистые руки свои, отдавая их на пригвождение ко кресту, а через это раздирает и уничтожает дерзновенный грех Адамов. Сознавая всю виновность нашу перед Богом, всю необъятную тяжесть всех грехов человеческих, произошедших и расплодившихся от дерзновенного греха Адамова, мы единодушно исповедуем, что только крестные страдания и смерть Господа Иисуса, Единороднаго Сына Божия, могут избавить нас от грехов наших и спасти нас. Умилительно видеть, братия мои, как, повторяя за священником слова тропаря, все молящиеся во храме христиане дружно повергаются в прах пред Господом, и вопиют Ему из глубины души: «и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего, – взывает священник пред царскими вратами от лица своего и от лица каждого из молящихся; как бы боясь, чтобы праведный и всесвятой Господь не возгнушался нашими недостойными молениями. А молящиеся снова все повергаются в прах пред Господом, и повторяют пред Ним молитву свою: «Иже в шестый день же и час»... – Аз к Богу воззвах, – и Господь услыша мя – взывает еще раз священник, указывая нам, к кому мы должны возносить молитву свою о разодрании рукописания наших согрешений, и вместе с тем уверяя нас, что премилосердый Господь услышит нас. А мы опять дружно повергаемся во прах пред Господом, и единодушно вопием Ему: «Иже в шестый день же и час»... Затем, сознавая чистосердечно, что мы, по множеству грехов своих, не имеем сами дерзновения обращаться с нашей молитвой ко Господу, простершему Свои пречистые руки на кресте, – мы взываем к Пресвятой Богородице, чтобы Она вознесла за нас Свою молитву к Сыну Своему и Богу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Нашей следующей остановкой стала гора Олимп, хорошо известная по языческим мифам Древней Греции, но мало кому знакомая как место подвигов православных греческих монахов. Здесь уже с первых веков христианства подвизались монахи, здесь и поныне существует действующий монастырь преподобного Дионисия Олимпийского. У подножия горы Олимп также находится небольшой храм преподобномученицы Параскевы, в котором хранятся чудотворная ее икона и частица святых мощей. Несколько десятков лет назад спелеологи нашли в расщелине небольшое озерцо, а в нем эту икону и ковчег с мощами. Когда они были тут сокрыты и кем, остается неизвестным, может быть, это случилось в годы иконоборчества, когда в Византии сжигались и уничтожались святые иконы и мощи угодников Божиих. Далее мы направились на запад, к городку Калабака, расположенному у подножия совершенно особых столпообразных гор-утесов, на вершинах которых приютились древние монастыри, скиты и монашеские кельи, носящие ныне общее название «Метеоры», зависшие между небом и землей на головокружительной высоте. Монашеская жизнь в Метеорах зародилась давно, но точная дата никому не известна. Вначале здесь жили келлиоты – отшельники, затем образовались небольшие скиты, а уже к XIV веку были созданы многочисленные обители, подъем в которые до XIX–XX веков был возможен лишь по системе веревочных подъемников и приставных лестниц, и только в XX веке были вырублены ступени в скалах. Во время расцвета монашеской жизни в Метеорах насчитывалось до 24 обителей. Ныне действующие монастыри (их всего шесть) имеют небольшое число насельников, многие из старых обителей необитаемы, часть из них – в руинах. Две обители решено было сделать женскими по недостатку мужчин, желающих подвизаться в иноческом чине. Мы посетили мужской монастырь святого Николая-Утешителя и женский святой великомученицы Варвары под названием «Русану». Интересно, что в свое время Великий Новгород помогал устроению и украшению местных обителей. Дальнейший наш путь лежал на западное побережье Греции, к городку Игуменицы, а оттуда – паромом на остров Керкирра (итальянское название – Корфу), к мощам великого угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Митр. Фирм († 439) был сторонником свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, и одним из главных участников III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. Известны 46 его кратких писем (CPG, N 6120) и проповедь, произнесенная на Эфесском Соборе (сохр. только на эфиоп. яз.; CPG, N 6121). Его преемник Фалассий, бывший префект претория Иллирика, участвовал в выработке халкидонского исповедания. В 537-558 гг. митрополитом К. К. был палестинский монах и один из влиятельнейших церковных деятелей своего времени - монофизит Феодор Аскида , к-рый жил в основном в К-поле. Митр. Андрей Кесарийский (кон. VI в.) составил наиболее известный визант. комментарий на Откровение Иоанна Богослова (CPG, N 7478); архиепископами К. К. были известный византийский ученый и писатель Арефа (до 902 - после 932) и Василий Элахистос , комментатор творений свт. Григория Богослова (945-956). В кон. XII в. в городе было учреждено яковитское еп-ство. В 1850-1938 гг. в К. К. действовало титулярное арм. униат. еп-ство, объединявшее ок. 1500 верующих. В нач. ХХ в. резиденция митрополита К. К. и богословская школа находились в монастыре св. Иоанна Предтечи во Флавианах (ныне Зинджидере), в окрестностях города. Арм. архиеп-ство насчитывало ок. 30 тыс. прихожан. Работали миссии греко-католиков, иезуитов и протестантов. Памятники Римская К. К. была расположена на обрывистой сев. нижней террасе потухшего вулкана горы Аргеос и состояла из 3 частей: на 1-й террасе - верхний город; пригороды - у подножия горы; совр. г. Эскишехир - на равнине. Страбон сообщал, что К. К. не была огорожена ( Strabo. Geogr. XII 2), но о частично разрушившихся стенах упоминал в IV в. свт. Василий Великий (PG. 32. Col. 1186). Прокопий Кесарийский писал, что старые стены охватывали очень большую, неплотно застроенную территорию, где располагались холмы, скалы, равнины, сады и пастбища, отчего их трудно было защищать от нападения неприятеля ( Procop. De aedificiis. V 4. 7-14). Имп. Юстиниан сократил периметр стен и укрепил их, сделав более надежными. Вероятно, первоначально они проходили примерно по линии сельджукской стены, поскольку у ворот Бояджикапы известна огромная некладбищенская церковь. Линия Юстиниановых стен неизвестна; возможно, она идентична периметру совр. цитадели (соотношение длины этих стен является предметом дискуссий исследователей). Выше ипподрома, у подножия Аргеоса, сохранился фрагмент стены длиной ок. 1 км. В исторических источниках упоминаются Севастийские ворота, к-рые, вероятно, были возведены на юго-востоке города.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

в)  Не довольно того, что молитва очищает душу от нечистот греховных; она делает ее обителью небесной благодати. Ибо молитва усердная привлекает к нам Всесвятаго Духа. Как пчела летит на благовонные цветы, так Дух Святый снисходит на благоухание молитвы. Во время молитвы Дух Святый низшел на апостолов; молитва низвела Св. Духа на Корнилия Сотника – первого христианина из язычников; посредством молитвы все праведные сделались храмами Духа Божия. Итак, молитва есть проводник благодати, водворительница в душах наших Царствия Божия и насадительница в сердцах наших плодов Духа Святаго, любви, радости и спокойствия, утешение в скорбях и несчастиях. Молитва приносит полезные и бесчисленные плоды. III. Подражая св. Иоанну Воину, насадим с охотою, укореним и возрастим на нивах сердец наших молитву, как многоплодное древо жизни. Будем, возлюбленные, молиться! Молитва вознаградит за себя. Аминь. (Составлено по «Словам и речам» Иакова, архиепископа Нижегородского, т. I). Поучение 3-е. Св. великомученик Иоанн Воин (Самое надежное утешение в скорбях христианин может найти у подножия Креста Христова) I. Uз жизни св. великомученика Иоанна Воина, ныне прославляемого, известно, что он, сам испытав много скорбей, всю жизнь свою посвятил на то, чтоб утешать скорбящих и обуреваемых разными несчастиями людей. Вот где основание, почему к св. Иоанну Воину обращаются христиане, впавшие в разные несчастные обстоятельства жизни, и просят его молитвенно ходатайствовать пред Богом и по мере веры своей получают просимое. II. Как св. великомученик Иоанн Воин, утешая скорбящих, указывал им на Крест Христов, так сделаем в настоящем случае и мы, и скажем, что самое скорое, прямое и надежное утешение во всех своих скорбях христианин найдет у подножия Господнего Креста. Нет человека на земле, который не хотел бы владеть благом, услаждающим все горести души. А как много скорбей на земле! Они неизбежны здесь ни для кого. Где найти защиту против скорбей временных? Путешествуют по морям и суше, тратя труды и издержки, стараясь найти желаемое счастье. И как часто концом всех трудов бывает одно крушение духа! Где же течет светлая и чистая струя счастья для души нашей? Нигде более, как при подножии Креста Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

У подножия Креста Христова сложим и погребем все понятия мира о чести, о обидах, о оскорблениях, о убытках, о несправедливости, о законах и правосудии… Наша честь земная, ветхая, да посыплется прахом уничижений! Не взглянем с пощадением и участием на тленное имущество наше… Не пощадим плоти нашей в подвигах вольных и в страданиях невольных! Научимся у Господа Иисуса Христа Его таинственному молчанию… Ему, Богу воплощенному, мир не воздал справедливости: нам ли искать ее от мира? Отречемся от нее у подножия Креста Христова…». И всему этому – терпеливому несению своих крестов в борьбе со своими греховными страстями и исполнению евангельских заповедей – нас должны учить наши пастыри, которые именно для этого и поставлены Господом в Своей Церкви. 5. Горькие плоды современной практики «воцерковления». Поэтому, чтобы всё-таки ответить на вопрос о том, являемся ли мы православными на самом деле, нужно спросить себя – проходили ли мы долговременное многомесячное Оглашение? Проверял ли кто-нибудь наши знания Православной веры по результатам Оглашения? А если рядом с нами нет таких опытных пастырей или христиан, которые могли бы протестировать меня, то ищем ли мы возможность для того, чтобы самим изучить Веру и проверить свои знания? Знаем ли мы о том, какие бывают у людей смертные грехи? Знаем ли мы о том, что даже один нераскаянный и непрекращённый смертный грех неизбежно влечет для человека вечные мучения? Прошли ли мы генеральную Исповедь по смертным грехам за всю свою прошедшую жизнь? Научил ли кто-нибудь нас знаниям о наших грехах и страстях и правильной борьбе с ними? Ведём ли мы качественную и решительную борьбу со своими греховными страстями? Изучаем ли мы регулярно Евангелие? Читаем ли мы творения святых отцов Православной Церкви, которые объяснили нам Евангелие? Стараемся ли исполнять евангельский закон? Вот неполный перечень вопросов, на которые следует ответить современному верующему человеку для того, чтобы узнать, действительно ли он принадлежит к Православной Церкви, или только обманывает себя, думая, что это так.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/05/o_...

секторе портовой части Сугдеи, у подножия горы Полвани-Оба. Сооружение однонефное одноапсидное со входом в зап. стене, с каменной лестницей вдоль сев. стены шириной 0,75 м, огражденной подпорной стеной. Храм 1993 г. расположен в вост. секторе портовой части Сугдеи, на обрыве скалистого утеса ( Майко. 2007. С. 226-230). Сохранилась кладка апсиды и часть юж. стены однонефного храма со входом. Храм 12 апостолов, расположенный у основания башни Фредерико Астагуэрро (1386), посвященный, согласно местным преданиям, прор. Илии ( Гавриил (Айвазовский). 1844. С. 326),- однонефная постройка с апсидой 5-гранной формы снаружи и полукруглой изнутри. Свод храма не сохранился, но убедительно реконструируется как стрельчатое перекрытие с 2 подпружными арками. На стенах заметны остатки фресковой росписи. Часовня 1966 г., расположенная на обрыве береговой кромки портовой части Сугдеи, на участке раскопа III «Приморское укрепление», представляет собой домашнюю молельню квадратной формы, сложенную на глиняном растворе со стропильной крышей; она входила в архитектурный комплекс усадьбы ( Джанов. 1997. С. 223-226). Близ Сугдеи раскопано 5 храмовых объектов. Часовня 1995 г. на юж. склоне горы Перчем была однонефным сооружением площадью не более 5 кв. м. Внутренняя часть апсиды заложена сплошной кладкой, в к-рую вмонтировано каменное основание престола. Храм монастыря св. Пантелеимона в 1,5 км к северо-западу от городища, у юж. подножия горы Перчем ( Фомин. 1927. С. 47; Баранов, Майко, Джанов. 1997),- крупная 2-нефная 2-апсидная постройка с обширным нартексом, юж. неф имел отдельный каменный алтарь и исполнял функцию парекклисиона. Храм использовался как место погребения и заупокойных служб (под полом находилось большое количество могил). Во время раскопок был обнаружен блок с остатками греч. надписи по сырой штукатурке: «...воздвигнут от основания храм святого великомученика и бессребреника Пантелеимона (?) трудами...» На основании деталей литургического характера комплекс монастыря можно отнести к обычному типу поздневизант.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Палама был образованный человек, прошедший монашеский искус на Святой Горе и избранный Богом для управления словесной паствой. Его жизнь вполне соответствует тому трехчастному восхождению, которое описывает Григорий Нисский, говоря о Моисее. И учение его заключается не только в защите священнобезмолвствующих, в учении об энергиях Божества и в связи с этим, о Фаворском свете. Это – ароматное вино для зрелых духом. Для простых людей у Григория было молоко нравственных назиданий. Так и было явлено ему однажды двоякое свойство епископского служения. Ангел подал Григорию сосуд с молоком, которое по мере питья становилось уже ароматным вином. Означало это, что учить нужно не всех всему, но соизмеряя высоту учения с высотой жизни слушающих. Одних следует поить чистым молоком здравого учения, как новорожденных младенцев (См. 1 Пет. 2:2) Других (окрепших и усовершившихся) – вином великих догматов. Рассудим о себе, поминая святого. Не будем хвататься за кувшин с вином, если по возрасту нам положено молоко начальных учений. Но будем пить (постигать и потреблять на пользу) предназначенное для нашего чина, чтобы не скучать у подножия Фаворской горы (на ней Григорий видит славу Господа) и не соблазняться от скуки идолопоклонством, но постепенно восходить в горы, «откуда придет помощь моя» (Пс. 120:1) Рейтинг: 9.8 Голосов: 283 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ТаняСем 17 марта 2014, 10:10 Как же вовремя попадаются такие статьи во время Великого Поста!Сердечное спасибо всем сотрудникам этого прекрасного и НУЖНОГО ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ сайта!Такие наставления мне, " стоящей у подножия той самой горы " , как раз очень нужны,когда хочется всем сердцем соблюсти Божьи заповеди,а сил нет...и получается,как в статье батюшки Андрея - то " отрываюсь от идущих позади,то наступаю на пятки,впереди идущим " вместо того,чтоб " восходить медленно и самое главное грамотно " !Укрепи меня,Господи,грешную в моем медленном всхождении!Слава Богу за все! Андрей 16 марта 2014, 21:21

http://pravoslavie.ru/60484.html

После Литургии взялись за изготовление подножия для креста, и патриарх Никон повелел начать крестный ход. Животворящий крест до Филиппова креста провожал сам патриарх Никон в сопровождении священников. Здесь после чтения Евангелия и крестных молитв, пения ирмосов патриарх Никон осенял животворящим крестом народ, кропил святой водой и благословлял. Благословив черного крестового священника, диакона и дьяка, которые должны были везти животворящий крест на Кий-остров, патриарх Никон с крестным ходом вернулся в Успенский собор 1078 . В пятницу 1 августа, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня при подножии Кийского креста на серебряной позолоченной пластине сделана гравированная надпись о создании креста и о находящихся в нём мощах 1079 . По «Сказанию» о Кийском кресте (1 августа 1656 года) 1080 , святыня была изготовлена из кипарисового дерева и представляла собой точную копию Креста Господня, «мерой в длину 4 аршина, поперечное дерево 3 аршина без трёх вершков, титла аршин без вершка, подножие – аршин, ширина – пять вершков, толщина два вершка», на кресте помещались ковчеги с мощами 300 святых; у подножия имелась надпись, что крест сооружён тщанием патриарха Никона , и стояла дата – 1 августа 7164 (1656) года 1081 . Перенесение животворящего креста на Кий-остров обрело для современников события пророческий смысл, особенно в период начавшейся в мае 1656 года войны со Швецией 1082 : завоевание 31 июля 1656 года русскими войсками немецкого города Иван Шушерин, автор «Известия» о патриархе Никоне , связывал с установлением на острове Кий кипарисового креста-мощевика 1083 . По составленной 30 марта 1657 года описи Онежского Крестного монастыря в обители уже выстроен Воздвиженский собор и в нём установлен животворящий крест 1084 . В 1660 году во время своего пребывания в Крестном монастыре Никон заново перестраивал каменный Воздвиженский собор по образцу верхней части соловецкого Преображенского собора 1085 . В 1843 году для Кийского креста иждивением архиепископа Олонецкого Игнатия (Семенова) был сооружён киот из розового мрамора и подставка из тёмно-синего мрамора.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

У католиков педерастия стала уже традицией. Так что о каком следовании заветам может идти речь? 23.11.2020 - 22:02 Как написал один довольно : Как написал один довольно известный писатель, нигде нет столько обмана и лицемерия как у подножия святого престола. Хотя сейчас можно сказать не только у подножия , а и на самом престоле. 29.11.2020 - 13:23 Только сегодня прослушал : Только сегодня прослушал передачу Худиева,из которой я,наконец то понял,кто такие трансвеститы и транссексуалы..Грамотно,без ханжества,очень доступно .Рад повторно встретить его в Сетм..Отныне буду искать его материалы ! 10.12.2020 - 07:23 Спасибо за статью, жаль, что : Спасибо за статью, жаль, что не публикуется " на широких экранах " . А про католическую церковь скажу, что считаю ее сектой с самого начала ее появления, вполне закономерный конец лжеучения, карты сданы 10.12.2020 - 12:13 Если на ватиканском холме : Если на ватиканском холме такое творится, значит, у них процесс расчеловечивания пошёл. Результаты не заставят ждать. Православные люди должны понимать, что католики перешли на чужую сторону. 23.12.2020 - 09:36 Итак, набравши побольше : Итак, набравши побольше камней, безгрешные соревнуются в точности бросков булыжников. Папы меняются. А Ватикан останется. Останется. 29.12.2020 - 10:43 Ватикан возомнил, что у него : Ватикан возомнил, что у него имеется власть,якобы дарованная Богом быть представителем Бога на Земле, а глашатаем воли Бога предоставлено быть Папе. Ватикан все время своего существования утверждал, что Папа ставленник Бога. Люди верили Папе, потому, что он отпускал грехи, толковал по-своему усмотрению Божьи Заповеди и Писание. Видимо Всевышний считает, что пришло время поставить Ватикан на место. 10.01.2021 - 12:39 Все же Ленин говорил о : Все же Ленин говорил о черносотенном и реакционном духовенстве, а не о духовенстве вообще. Если буквально читать его работу. Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2020/10/26/vatikan-un...

Представлены хоромы Авраама, дуб и гора, но сами Авраам и Сарра отсутствуют. Не упраздняя исторического аспекта события, прп. Андрей свел его к минимуму, благодаря чему главное значение приобрело не библейское событие как таковое, а его догматический смысл. Отличает эту икону от других и основная форма ее композиции – круг. Проходя по верхней части нимба среднего ангела и обрезая частично внизу подножия, круг этот включает в себя все три фигуры, едва заметно проступая в их очертаниях. Такая композиция Троицы встречается и раньше, но лишь на панагиях, маленьких круглых иконках, и на донышках священных сосудов. Однако там эта композиция обусловлена самой формой предмета и отсутствием свободного места, а не догматической мыслью. Поместив фигуры ангелов в круг, прп. Андрей объединил их в одном общем, плавном и скользящем движении по линии круга. Благодаря этому центральный ангел, хотя и выше других, не подавляет их и не господствует над ними. Нимб его наклоненной головы, отклоняясь от вертикальной оси круга, и подножия, сдвинутые в другую сторону, еще более усиливают это движение, в которое вовлекаются и дуб, и гора. Отечество с избранными святыми. Новгород. Начало XV в. ГТГ Однако в то же время этим наклоненным в одну сторону нимбом и сдвинутыми в другую сторону подножиями восстанавливается равновесие композиции, и движение задерживается монументальной неподвижностью левого ангела и хоромами Авраама над ним. И все же, «куда бы мы ни обращали наш взор, всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии, линейные соответствия, формы, возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением, линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, – невыразимое словами, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, объемов, линий и цветовых пятен» 369 . Сопрестолие (Троица Новозаветная). Москва. Начало XVIII в. ГИМ В иконе прп. Андрея – и действие, выраженное в жестах, и общение, выраженное в наклонах голов и поворотах фигур, и неподвижный, безмолвный покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010