Чтобы дать телу какую-нибудь опору, в средине креста делали нечто вроде седалища. Для смягчения страданий распятому давали смесь мирры и вина, подавляющую сознание. Смерть наступала медленно — через 12 часов, сутки, а то и двое. Тела распятых иногда были пожираемы птицами, но чаще евреи предавали их погребению. Богоматерь видела, как пригвождали Её Сына ко кресту. Горькие Её чувства трогательно изображает преподобный Роман Сладкопевец : «Отводят Тебя, Чадо, на беззаконное убиение, — и никто не состраждет Тебе; не следует за Тобою Пётр, который сказал Тебе: «не отрекусь от Тебя, хотя бы и умереть мне!» Оставил Тебя Фома, взывавший: «идем, умрем с Ним». Прочие все, свои и знакомые, имеющие судить колена Израилева — где они? Нет ни одного! Один умираешь за всех, Чадо единое, после того, что спасал всех и благотворил всем». Она приблизилась к распятому Сыну и с неизреченною болью души созерцала Его страдания. Она пала бы под бременем Своих страданий, но благодать Божия подкрепляла Её. Когда все ученики бежали от Него, Она осталась при кресте: Она была выше всеобщего страха, выше Своей личной опасности, выше апостольского мужества. Её не видно было во время славы Христовой — и на Фаворе, и при кликах «осанна!» — а теперь, когда никого не обрелось кроме Иоанна, ни одного из учеников и апостолов, даже чужие уходили «бьюще перси своя» от печального зрелища, Она безбоязненно стояла у подножия креста. Чем же объяснить это высокое мужество и крепость духа Её? Только глубокой преданностью судьбам Божиим, верою в Божественную силу Сына Своего, известную Ей более всех. Она ранее всех постигла Его Божественную сущность, и внутренний животворный свет, который был в Ней, оказался сильнее тьмы, ужасов голгофских и смерти. Не мало значило и то, что Богоматерь видела вольное страдание Сына, Он и прежде говорил об этом страдании неоднократно, это же повторяет и святая Церковь от имени Пресвятой Богородицы: «Волею, Сыне мой и Творче, терпиши на древе лютую смерть. Создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси».

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Со всех сторон своего подножия святой престол может иметь одну, две или три ступени, знаменующие собою степени духовного совершенства, необходимые для восхождения к святыне Божественных Таин. Глава 5. ГОРНЕЕ МЕСТО, СЕМИСВЕЧНИК, ЖЕРТВЕННИК, РИЗНИЦА Горнее место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящейся прямо против престола. Его происхождение относится к самым ранним временам истории храмов. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа, что соответствует Апокалипсису Иоанна Богослова, увидевшего Престол, Сидящего на Престоле Господа Вседержителя, а подле Него 24 восседавших старца – царей и священников Бога. С древнейших времен до наших дней, особенно в больших соборах, Горнее место устраивается в точном соответствии с видением Иоанна Богослова. В центральной части восточной стены алтаря, обычно в нише абсиды, на некотором возвышении, сооружается кресло (трон) для архиерея; по сторонам этого седалища, но ниже его устраиваются скамьи или сидения для священников. Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за Литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам, так что в этих случаях епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Горнее место во всякое время является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы и сослужащих Ему, почему этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой обязан возжечь и водрузить светильник на Горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола, со стороны Горнего места, на стене которого Святым Миром начертывается крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне в годы позора, страданий и унижений нашей Родины отрадно русскому сердцу иметь утешение видеть возрождение и благоденствие братского, близкого сердцу и душе народа сербского. Любящий брат, даже терпя невыносимые муки, всегда найдет в себе силы радостно, приветливо улыбнуться, видя успехи любимого младшего брата. Этой приветливой улыбкой сквозь горькие слезы улыбаются русские люди, видя успехи и процветание возрождающегося народа сербского. А вместе с русскими людьми молятся наши братья-сербы о том, чтобы пробил час милости Божией и для нашей Родины, сознавая, что только в крепком, нераздельном единении с ней таится настоящий прочный успех для великой славянской народности. 5. Банат и Сирмия У подножия холмов, на которых высится славная столица Югославии – прекрасный Белград, тихо струит свои воды плавый Дунай, вторая по величине река Европы, древний Данубус, который видел на своих берегах и воинства гордых персидских царей, и легкие отряды свободолюбивых скифов, и красавца Александра Македонского, и железные легионы римских цезарей, завоевателей мира, и, наконец, неукротимые многочисленные племена славянские, подошедшие к его берегам со склонов Карпатских гор. В песнях почти всех славянских народов воспевается Дунай, хотя бы даже эти славянские народы проводили свою историческую жизнь далеко от его берегов. С любовью поется и в русских песнях о светлом Дунае Ивановиче. Извилисто и прихотливо течение этой могучей реки. Начинаясь далеко на западе, почти у пределов французских – в глубинах Баденских гор, Дунай то поднимается к северу, то склоняется к югу, делает изгибы и колена, омывает подножия великих столиц, вдруг совершенно изменяет своему восточному направлению и бежит на юг, потом снова устремляется на восток и вдруг, почти уже добежав до моря, снова причудливым поворотом поворачивает на север, давая очертания области Добруджи. В той части Дуная, где он резко меняет свое южное направление на первоначальное восточное, против тех мест, где в воды его вливаются воды Савы и Моравы, на северных его берегах, лежат области Баната и Сирмии, называемые также Воеводиной, ибо здесь в течение веков находились поселения сербские, управлявшиеся воеводами, обязанными защищать простирающиеся к северу от них местности от нашествий турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В среднем отделении на большом своде, где сохранились все древние изображения, восстановлено: – на арке, окаймляющей свод, два трубящих Ангела и два пророка Исайя и Давид с обличительными к грешникам свитками; на самой средине свода вверху Господь в ореоле, составленном из серафимов; ниже его подножия два Ангела, свивающие небо, а под ними в большом медальоне четыре зверя из пророчества Даниила с подписью: «Римское, Вавилонское, Македонское и антихристово». По низу восстановлено: престол Праведного Судии, на котором положены книга и одежда и к которому приставлен крест с тростью и копьем; под престолом – сосуд, гвозди и весы. У подножия престола изображены преклонившиеся праотцы Адам и Ева. По сторонам престола предстоят в глубоко смиренном положении Божия Матерь и Предтеча и два Ангела, держащие в руках круги с написанными в средине оных именем Христа – X; за ними следуют Апостолы, сидящие на престолах, с разогнутыми книгами, в которых написано по две буквы, означающие имя держащего книгу Апостола, а за Апостолами несколько рядов Ангелов с длинными жезлами в руках – главы у Ангелов перевязаны лентами. Все описанные изображения весьма крупные, и под всеми сими изображениями проведена широкая красная кайма. Под каймой восстановлено: – на правой стороне, как земля и море отдают своих мертвецов, а на левой, как Ангел поражает дракона, и как Ангелы гонят жезлами грешников в пылающий огнь. На этой же стороне изображены и сами мучения грешников, где в мучениях представлены только одни лица людей, разделенные цветом краски на особые группы, показывающие степени мучений, с подписью над ними: «тьма кромешная, скрежет зубом, червь неусыпаемый». На, этой же левой стороне восстановлено, как Ангел показывает, упавшему пред ним, пророку Даниилу на сбытие его пророчества, указуя ему рукой на носящегося на серафимах Судью Праведного. Связующим звеном состояния грешников с состоянием людей праведных в изображении Суда Божия представлено образное изображение праведных душ в руце Божией. Это изображение находится в сохранившемся большом круге, в котором написана согнутая рука, держащая души праведников. Отселе и начинаются, при переходе в третье отделение под хорами, находящиеся на правой стороне изображения разных ликов святых: святителей, мучеников, преподобных, царей и святых жен. На самом своде в сем третьем отделении изображено, как св. Апостол Петр ведет святых в рай; затем сами врата рая, с находящимся в оном херувимом с пламенным мечем, благоразумный разбойник, первый вошедший в рай, и в раю сидящие на престолах Божия Матерь с предстоящими пред ней двумя Ангелами, и праотцы Авраам, Исаак и Иаков. В арках под сводами на сей стороне восстановлены изображения святых: Петра, Онуфрия, Саввы, Антония Великого , Артемия и Аврамия. Над изображениями последних трех святых восстановлены и открытые над ними греческие надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Вот он со своим духовенством (в погребальном шествии участвовали двое его ближайших сподвижников – архиепископы Антоний и Михаил) идет сквозь бурю страстей и козней, идет медленно, «среди борьбы и противления», но с могучей волей, твердо, уверенно и ведет за собою до двух миллионов народа. Наконец, он привел свой народ и тихо, мирно, с любовью передал древней матери-церкви отторгнутых от неё детей. 379 После последнего прощального слова епископа Ковенского Иосифа гроб с останками святителя был внесен в пещерную церковь и опущен в небольшой склеп под ракою святых, Виленских мучеников. На том месте, где поставлен гроб, положена чугунная доска с надписью: «Помяни, Господи, во царствии Твоем раба Твоего, святителя Иосифа». «Святые Виленские мученики, Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Бога о мне. 1850 год». Доска с обозначением этого года была приготовлена, по распоряжению архипастыря, еще в 1850 году. Вследствие ходатайства епархиальных преосвященных, Святейший Синод, в начале 1870 года, воздавая должную честь незабвенным заслугам святителя Иосифа на пользу православной церкви и отечества, постановил, чтобы в день его кончины, 23 ноября, во всех церквах Северо-и Юго-Западного края совершалась заупокойная о нем служба. На это постановление последовало Высочайшее соизволение 2 марта того же года. 8 апреля 1890 года, по инициативе Виленского Свято Духовского братства, был поставлен над могилою митрополита Иосифа кипарисовый крест с писанным масляными красками изображением, но обеим сторонам его, распятия Спасителя. Внизу, у подножия распятия, с одной стороны креста поясное изображение митрополита Иосифа, в архиерейском облачении, а с другой – изображение трех Виленских мучеников. Полное по чину освящение креста совершал, с восторженным религиозными, благоговением, высокопреосвященный Алексий, как бы предчувствовавший, что и ему самому скоро придется лечь вблизи подножия освящаемого креста. 380 Деревянный крест-памятник митрополиту Иосифу, на подобие запрестольного креста, отличается изящною простотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В 1918 г., в связи с отправкой полка на фронта Первой Мировой и Гражданской войн, в здании храма функционировала Временная церковь " при Управлении Строителя Владивостокской крепости " . В 1921 г. доселе принадлежавшая к управлению Протопресвитера военного и морского духовенства (напрямую подотчетного Священному Синоду), теперь церковь перешла в ведение Владивостокской епархии. Однако уже к 1923 г. здание отошло в распоряжение Приморского Совета рабочих и крестьянских депутатов: именно с его полномочным представителем в декабре 1923 года православная община Подножия заключает договор о пользовании " Богослужебным зданием " . В храме продолжались богослужения. Правда, для этого общине пришлось получить специальное разрешение НКВД. В связи с тем, что православная община Подножия практически распалась и продолжалось самовольное " изъятие " Военным ведомством и просто расхищение жителями церковного имущества, в 1929 г. возникла " идея " о передаче здания церкви " на культурные нужды населения Русского острова " . На заседании Президиума Владивостокского окружного исполнительного комитета в 1930 г. было постановлено " … здание культа Серафимовской церкви передать под рабочий клуб имени Сергеева Рудметаллторгу " . Позже клуб имени Сергеева становится матросским клубом, принадлежащим воинской части. 5 августа 1995 г. после долгого безвременья на острове зарегистрировалась первая православная община и обратилась к городским и флотским властям с просьбой о возвращении храма. Военные уже готовы были к передаче, но неожиданно вмешался городской комитет по образованию, претендующий на использование здания храма под спортивный зал. В 1996 г. во все еще пустующем здании случился пожар. Выгорела практически вся внутренняя часть, крыша, рухнули потолки. Уцелел только остов здания и 20 процентов крыши. После этого комитет по образованию отказался от полуразрушенного здания и его в таком запущеном состоянии передали православной общине. Началось восстановление храма из руин. И вскоре в еще не восстановленном храме стало возможным проведение служб в маленьком тесном помещении, которое расположилось под отремонтированной крышей. На полное восстановление полуразрушенного здания бывшего воинского храма потребовалось около двух лет.

http://sobory.ru/article/?object=08646

В 1992 г. в престольный праздник Вознесения Господня в Свято-Вознесенском храме возобновленной обители совершена первая литургия. 21 августа 1992 г. у подножия Секирной горы к северу от скита Священноархимандритом обители Патриархом Алексием II освящен Поклонный крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких, совершена панихида по всем пострадавшим здесь Христа ради. В 2003 г. возобновлена деятельность Свято-Вознесенского скита на Секирной горе. Скитоначальником назначен иеромонах Матфей (Романчук). В 2005-2008 гг. произведена реставрация Свято-Вознесенского храма, восстановлены росписи придела в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех, начата реставрация келейного корпуса. В 2008 г. к западу от Секирной горы, над обнаруженным кладбищем узников СЛОН, воздвигнут величественный Поклонный крест красного цвета и деревянная часовня в память новомучеников и исповедников Соловецких. Информация с сайтов http://www.patriarchia.ru/db/text/723565.html, http://solovki.orthost.ru/sekiro_text.html Секирная гора, одна из самых высоких на Соловецких островах, находится в 11 километрах от монастыря. Ее название связано с чудом, случившимся здесь, по преданию, во времена преподобных Савватия и Германа. У подножия горы два «светлоликих ангела» высекли жену карельского рыбака, собиравшегося поселиться на острове. При этом ей было сказано, что место это предназначено для проживания иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие» (каменная плита с высеченным на ней текстом, повествующем об этом событии, находится у дороги на склоне горы). Долгое время гора была необитаема, лишь в тревожные времена XVII–XVIII веков, когда Поморью постоянно угрожали внешние враги, здесь был устроен сторожевой пост для наблюдения за морем. Скит на горе основан в XIX веке. В 1860–1862 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм по проекту архангельского губернского архитектора Шахларева, много потрудившегося на Соловецкий монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=03580

Ответы на вопросы Мне был поставлен вопрос, где границы Церкви. Есть две фразы, которые мне хочется вам повторить. Первая – это слово митрополита Платона. 41 Мы говорили однажды опять-таки с отцом Георгием Флоровским о ересях древности, и он мне сказал вещь, которая мне запала в душу: что Церковь была права, когда осудила учения тех или других еретиков, но Церковь до сих пор не ответила на их вопрошания. И примером он мне тогда дал учение Ария, которое ставит под вопрос и Божество Христа, и всю тайну нашего спасения. Флоровский говорил о том, что Арий ставил перед собой вопрос о соотношении времени и вечности, пространства и бесконечности, и указал, что в то время эти понятия философски не были разработаны достаточно, чтобы Арий мог понять, в чем дело. И отец Георгий мне тогда процитировал физика, математика Эмиля Бореля, который написал значительнейшую книгу о времени и пространстве, и сказал: если бы Арий знал то, что в начале ХХ века Борель знал о времени и о пространстве, он не сделал бы своей богословской ошибки… И мы справедливо отвергаем учение Ария, так же как мы справедливо отвергаем целый ряд других лжеучений, но мы должны бы с большей зрелостью в них вглядеться и поставить вопрос: откуда могла родиться такая ошибка, такое непонимание? Сказать, что просто от их греховности, что если бы они были немножко посвятей, они не могли бы так говорить о Боге, о Христе и о Божественных предметах, очень легко. Но вопрос стоит порой гораздо, гораздо глубже: почему этот человек стал таким, почему он таков? Я сейчас сделаю отступление. Представьте себе, что тогда было на Голгофе. Стоял крест. На этом кресте умирал Господь наш Иисус Христос; а вокруг была толпа. У подножия креста были Его распинатели, которым было совершенно все равно, кого они распинают. Это были ремесленники, солдаты, которые распяли бы кого угодно, их не интересовало, кого осудили. Они разделяли добычу, хитон Христов и другие предметы. Два разбойника умирали как бы поделом. У подножия креста стояла Божия Матерь, Которая была едина с Сыном Своим во всем и Его отдавала на смерть людям для их спасения и Богу с тем, чтобы Сын Ее вернулся в недра Отчии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Что же касается ума, здоровья, земных благ – это дары от Господа, и за них надо благодарить Его, а не отвергать со словами «что это Ты мне, Господи, дал, забери немедленно назад!». Этому христианство не учит. Но и относиться к ним как к неотъемлемой собственности, предназначенной для исключительного личного пользования мы также не имеем права, ибо призваны обращать их на пользу ближним, служа им по мере сил этими дарами. И за то, как мы их использовали, мы дадим в свое время ответ на Суде Божием. Но нельзя превозноситься своими земными силами перед другими людьми, ставить себя выше братьев и сестер, у которых этих сил по каким-то причинам оказалось меньше, – ведь все это в конечном итоге не имеет никакого значения у подножия Креста. Или, вернее, имеет значение лишь постольку, поскольку ведет к Тому, Кто через распятие на кресте даровал нам спасение и вечную жизнь. Если наши земные таланты служат Богу, то это прекрасно и ценно в Божьих очах, но хвалиться самими талантами при этом так же смешно, как художнику хвалиться кисточкой и палитрой, а не написанной с их помощью картиной. Если же мы направляем данные Богом таланты исключительно на земные цели или, хуже того, начинаем через них нести в мир зло и грех, то они не имеют вовсе никакой цены, и хвалиться тут подавно нечем. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу ( Притч.21:30 ), – сказал еще древний мудрец Соломон, и слова его справедливы и по сей день. Особенно сегодня – у подножия Креста, этого символа и знамени парадоксальной Божией победы, навсегда разбившей все хитроумные планы зла и смерти. Будем же, дорогие братья и сестры, взирая на этот Честной и Животворящий Крест, обращаться всеми помыслами к Тому, Кто через него даровал нам спасение, и будем следовать Его вечной Божественной премудрости, а не преходящим и изменчивым законам и расчетам мира сего! И тогда, несомненно, мы вместе с Ним обретем победу силой Распятого на нем, ибо Ему подобает слава во веки веков. Аминь. Слово в субботу пред Воздвижением Креста Господня Спасительный смысл тайны Креста Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Целый ряд особенностей – расположение городища на высокой горе Шлонжа, господствующей над местностью, использование валов более раннего времени, выступающие на горе скалы, поверхность, покрытая камнями и в настоящее время заросшая лесом, непригодность верхней площадки горы для постоянного проживания, жертвоприношения, совершаемые на вершине валов, концентрация у подножия горы синхронных поселений – все это характерно для других языческих центров, таких как Лысая Гора и Добжешуво в горах Свентокжицких, Богит и Звенигород на Збруче в Медоборах. Городище Лысая Гора во многом напоминает Шлонжу. Оно также расположено на самом высоком холме Свентокжицких гор, его неровная поверхность покрыта выходами камня и непригодна для жилья. Площадка городища, заросшая лесом, имеет эллипсовидную форму и окружена валом, идущим по склону, местами прерывающимся и явно не имевшим оборонительного значения. Вал сложен из камней, вершина его плоская, на ней прослеживаются следы огня. Культовое значение городища подтверждается находкой у его подножия каменного идола, упоминанием в письменных источниках святилища на горе, легендами об языческих праздниках, постройкой в 1166 г. церкви св. Троицы (Gassowscy Е. J., 1970, s. 24). По находкам керамики городище на Лысой Горе датируется XI–XII вв. В Свентокжицких горах существовал целый комплекс языческих святилищ. В 35 км от Лысой Горы находится городище на Горе Гродовой, также поросшей лесом. Ее площадка окружена гремя концентрическими валами, сложенными из камней, культурный слой отсутствует. Наверху горы построена часовня, а по ее склону расположены селища IX–XI вв. Возможно, к такому же типу городищ относятся каменные валы на горах Столовая и Синевска (Gassowska Е., 1979, S. 122). Самым интересным здесь является городище Добжешуво, расположенное на западной оконечности Лысогорского хребта. Городище исследовалось на протяжении нескольких лет, но результаты раскопок полностью не опубликованы. Городище, как и остальные «горные» святилища, занимает высокий мыс с крутыми склонами и обрывами кругом.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010