Литургия – это главное в жизни общины Нового Скита, и поэтому ее реформе уделено особое внимание. Она начинается в середине храма, где находится постоянный большой амвон. На западной стороне амвона – седалище для предстоятеля, а на восточной – аналой, оба повернуты на восток. С обеих сторон седалища предстоятеля можно поставить седалища для сослужителей. Тот же порядок действует и для архиерейских служб. Литургия начинается на амвоне, и здесь проходит ее первая часть – литургия слова. Алтарь используется только при совершении Евхаристии в строгом смысле этого слова. В алтаре находится престол, на котором лежат только Евангелие (или Библия целиком) и напрестольный крест. Свечи – за престолом в особом подсвечнике, а служебник помещается на малый аналой рядом с престолом. Дарохранительница кладется на жертвенник, который находится в особом помещении. Крест – литийный, он стоит за престолом. В апсиде стоит кафедра с сопрестолием. Есть специальная комната для облачения, которая располагается в западной части храма. Все молитвы, кроме особо указанных, произносятся вслух. Те, которые произносятся тихим голосом, читаются так, чтобы их слышали сослужители. Литургия служится только в субботу, воскресенье и праздники, а литургия Преждеосвященных Даров – всегда вечером. Служба совершается следующим образом: священник приходит в храм, целует иконы перед царскими вратами и входит в алтарь. Затем он одевает лишь епитрахиль. Все это время он не произносит ничего. Определенный священник или диакон уходит для проскомидии, вынимает агнца и более не произносит никаких молитв. До Великого входа священники носят только епитрахиль, тогда же одевают и фелонь. Они не только ничего не кладут на престол, но и руками не опираются на него 770 . В. Гимнографическо-поэтический и библейско-литургический материал Troparia and Kondakia – это сборник текстов из минеи и триодей, напечатанный в 1984 году. Наряду со стандартными текстами тропарей и кондаков, монахи включили в него некоторые пересмотренные или заново составленные тексты. По мнению составителей, сделанный выбор в большей мере подчеркивает различия категорий святых: акцентированы памяти святых супругов, святых жен (вследствие остро стоящего сегодня вопроса о месте и роли женщины в Церкви), святых из западных стран и т. д. 771

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во II и III веке, когда по временам бывали промежутки в гонениях и христиане немного оправлялись от гонений, любовь их к Церкви своей находила выражение в построении особых зданий, посвященных исключительно на служение Господу. Желание украсить дом Божий красотой стало присуще всякому, кто возлюбил это селение Божие, чья душа распознала, что один день во дворах Твоих лучше тысячи ( Пс. 83: 11 ). Много раз с возобновлением гонений храмы, воздвигнутые с любовью, делались жертвой ярости язычества, но любовь не оскудевала, и когда снова наставали дни затишья, усердием христиан снова воздвигались храмы. Когда же при императоре Константине христианская вера стала верой господствующей, церкви устроялись с особым великолепием: кедры ливанские, золото, мрамор, все, что было наидрагоценнейшего, служило материалом для их сооружения. Живопись, изображавшая разные события Ветхого и Нового Завета, украшала их стены, но чаще всего повторялось изображение Креста, прежде – орудия позорной казни, теперь – символа безграничной любви... Обыкновенно зданию церкви придавалась продолговатая форма наподобие корабля, а внутреннее устройство применялось к устройству Иерусалимского храма, и храм разделялся на три части. Первая часть при входе в церковь составляла притвор. В этой части должны были стоять во время богослужения оглашенные. За притвором следовала вторая часть, место для верующих – собственно церковь. Третью часть храма составлял алтарь, отделенный от средней части храма перегородкой (иконостас) и завешиваемый завесой во время совершения Евхаристии. В алтарь вели три двери; средняя называлась святыми вратами, а ныне называется – царскими. Против этой двери стоял престол, на котором совершалось Таинство Евхаристии. За престолом было возвышенное место, на котором в известное время, при богослужении, восседал епископ. По обе стороны епископского седалища, несколько ниже, были устроены седалища для пресвитеров. Лампады, светильники, кадильницы, священные одежды, священные сосуды – все эти необходимые принадлежности богослужения были одинаковы с теми, которые и теперь в употреблении в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Почести и отличия, какими наши патриархи пользовались при жизни, обязательно воздавались им в последний раз при их погребении. В силу этого при гробе усопшего патриарха держали обыкновенно, с одной стороны, патриаршую лампаду, с другой крест. При этом лица, исполнившие сие, стояли лицом к западу, как бы воображая, что они стоят пред лицом живого патриарха «по чину». «Позади гроба к западным дверям ставили патриаршее седалище с подушкою, по левую сторону седалища ставили посох св. митрополита Петра, как это делалось обыкновенно при богослужении патриарха, ибо он всегда держал при этом посох в левой руке. По правую, сторону от патриаршего кресла поставлялся стул первенствующая митрополита и епископов. Часы читались между гробом и патриаршем креслом, и чтец в известные моменты, когда положено по уставу, обернувшись по направлению к гробу или патриаршему седалищу, делал поклоны. Часы читались, а митрополиты и епископы стояли «по чину», по сторонам от патриаршего седалища. Когда кончалось чтение часов и нужно было начать литургию, старший митрополит кланялся пред гробом и направлялся в алтарь, чтобы начать литургию благословением царства Пресвятой Троицы. Во время малого входа с евангелием, после возгласа протодиакона: «Премудрость прости», архимандриты, протопопы, священники подымали гроб умершего, и предшествуемые протодиаконом, несшим Евангелие, относили патриарха во гробе в алтарь чрез царские врата и поставляли гроб вместе с патриархом лицом к востоку, a служившие архиереи, вероятно, из благоговения к умершему патриарху, шли за телом позади. Когда же наступало время обычного восхождения патриарха на горнее место умерший патриарх был относим за крестом и поставляем на горнее место. Не забывали даже целовать в руку и митру умершего патриарха пред пением символа веры , произнося слова: «Христос посреди нас», и при причащении не забывали испрашивать у гроба патриарха, как бы у самого патриарха, обычного прощения. Таким образом, российские патриархи с высокими, им одним свойственными, почестями восходили на патриарший престол, с таковыми же почестями и отличиями совершили богослужение и с ними же были погребаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

чтец евангелия возглашает: И егда бысть, час возлеже, и обанадесяте апостоли с ним. И рече к ним. Патриарх продолжает: Желанием возжелах сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук: глаголю ко вам, яко отселе не имам ясти от нея, дóндеже скончаются во царствии Божии ( Лук 12:14–16 ). Непосредственно после этихъ слов патриарха певцы начинают петь стихиры самогласные умовения: „Лентием препоясавыйся и омывый ноги учеников, Христе Боже“ и проч., положенные в обычном чине умовения. Один из дьяконов произносит великую ектенью на освящение воды умовения с прибавкою прошений о благочестивых и православных христианах, о пахриархе и о св. граде. По возгласе: „Яко ты еси освящение“, пахриарх читает положенные в обычном чине умовения ног молитвы: „Боже преблагий, неприступный Божеством“ и главопреклонения „Господи Боже наш, показавый нам меры смирения“. Пахриарх и участники обряда во все это время стоят, а, по окончании молитв, снова садятся на свои места. Архидиакон с амвона возглашет: И о сподобитися нам. Патриарх: Мир всем. Архидиакон: От Иоанна святого евангелия чтение, и по возглашении: Воимем, читает: Во время оно, ведый Иисус, яко вся даде ему Отец в руце, и яко от Бога изыде, и к Богу грядет: востав от вечери, и положи ризы, и прием лентион, препоясася. Потом велия коду во умыкальницу, и начать умывать ного учеником, и отирати лентием, имже бе препоясан (Ииоан. 8:3–5). При словах архидиакона: „Востав от вечери“, патриарх поднимается с своего седалища и, при помощи диаконов, начинает снимать с себя облачение, оставаясь только в подризнике и поручах, а затем, подпоясавшись шелковым белым лентием, берет из-под стола серебряный таз с кувшином в левую руку, а в правую другой лентион или полотенце и начинает умывать ноги пресвитеров. Диакон ставит на стол в вазе букет живых цветов для патриарха. Умовение начинается с младшего иеромонаха, занимающего место по правую сторону патриаршего седалища. Омывается каждому из иеромонахов лишь одна нога, которую патриарх после того, как отрет ее лентионом, целует (σπζδτα). Омываемый целует руку патриарха. Во все это время чтец евангелия медленно и нараспев повторяет указанные слова евангелия от Иоанна. Когда патриарх приблизится к последнему из иеромонахов, изображающему Симона Петра (честь эта большею частию предоставляется нашему архимандриту и начальнику иерусалимской миссии),

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Престол 1360 и жертвенник каменные; равно и седалища вокруг горнего места также каменные. К западным столбам приделаны хоры. Вход на них с южной стороны, под аркою, внутри стены. На хорах в средине устроено место с перилами для чтецов и певцов; а по сторонам две каменные каморы со впадинами, вероятно, для хранения ризницы и книг. Связи в церкви деревянные; по углам церковного свода устроены голосники. В северной стене находится большая впадина с углублением, а в паперти выкладены седалища. Пол в церкви состоит из плит и кирпича, расположенных крестообразно. Сквозь южную стену из церкви пробит вход с дверью в придельный храм, вероятно, после того как устроена в приделе печь с западной стороны. Устройство придела самое обыкновенное и не представляет ничего особенно замечательного. Величина настоящей церкви в длину от горнего места до паперти 6 сажен 8 вершков, а от иконостаса до западной стены 2 саж. 2 арш. 11-ть вершков. Ширина ее 3 саж. 2 арш. и 1 вершок. Толщина стен не одинаковая: при входе в самую церковь 2 арш. 4 вершка, в южной и скверной сторонах 1 арш. 10 вершков 1361 . Что касается до стенной иконописи, которая по надписи принадлежит к 1380 году; то она находится по всем стенам не только главной церкви, но и ее придела и паперти. Была ли она возобновляема с XIV века, неизвестно. По крайней мере видно, что никогда не была защекотурена недавнее время была замазываема не раз известью, как видно из протираемых мест на обеленных стенах. Впрочем, в некоторых местах изображения остались незамазанными. Кроме Спасителя с благословляющею десницею вверху купола, остались на северной стене изображения в трех рядах: 1) Снятие Спасителя со креста, несение тела Его и положение во гроб; 2) Преображение Господне и: Предста царица одесную Тебе, где Иоанна Предтечи недостает; 3) на северной стене три лика святых в воинских одеждах с открытыми главами; ноги у них, начиная с колен, закрашены. Надписей на них хотя и нет, но тем не менее для нас важно изображение христианских воинов, оставшееся от XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Иконостасов же в первенствующей Церкви не было для того, что в первые три века, пока еще христиане окружены быв со всех сторон язычниками и идолопоклонниками, не смели ввести в употребление икон в церкви, дабы не подать им случая почитания икон приравнивать к почитанию их богов, хотя некоторые христиане и в первых веках имели у себя в домах изображения Спасителя и Апостолов по свидетельству Евсевия и Иринея: «Я видел, – говорит Евсевий, – изображения Павла и Петра и даже самого Спасителя, от древних до наших времен сохраненные в картинах» 57 . В четвертом веке появились уже живописные изображения в некоторых церквах, как то видно было в церкви, построенной Павлином Епископом Ноланским 58 . В оной алтарной преграде находились врата, называемые у нас царскими и боковыми, и над сими вратами бывали завесы, как явствует из литургии Златоуста и одной эпитафии Иеронимовой 59 . Внутренность алтаря разделялась на три части: в первой стоял посередине Престол 60 , в левой стороне предложение или жертвенник, а в правой диаконик или ризничная комната, как то описуется в чертежах древних церквей у Евсевия, Беверегия и Бингама 61 . В средней части алтаря к восточной стороне, по описанию Евссвиеву, было со ступенями горнее место для седалища Епископу, а по сторонам его были седалища для пресвитеров 62 . Над Престолом в некоторых знаменитейших древних церквах (какова была церковь св. Софии, построенная Константином Великим ) сделана была сень на четырех столпах с завесами 63 . С половины четвертого века также начали поставлять на Престоле крест 64 , и под подножием креста сделан был ковчег, в коем полагались Святые Тайны 65 . В некоторых же церквах, по свидетельству Амфилохия, вместо сего ковчега для хранения Святых Тайн был золотой или серебряный пустой голубь, которого подвешивали над Престолом с Тайнами Святыми 66 . Употребление антиминсов хотя не издревле введено в обыкновение, однако ж давно оные еще в Греческой Церкви изобретены для облегчения Епископов. Ибо по древнему установлению каждого Престола освящение и положение в нем мощей предоставлено было собственно самим Еиископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Далее, если ему поручено взять и присягу с новоизбранного, то сей последний, преклонив пред ним колена, обещается быть верным и покорным бл. Петру Апостолу, римской Церкви, папе и его законным преемникам, не злоумышлять на их жизнь, не возлагать на них насильственно рук и вообще не обижать их каким бы то ни было образом, хранить вверенную ему тайну, защищать папство римское и коронные права (regalia) Петровы, почтительно обходиться с легатами апостольского седалища, сохранять, защищать, умножать и расширять права, почести, преимущества и власть римской Церкви, папы и его преемников, всемирно предотвращать и в возможной скорости предуведомлять папу о всех злоумышлениях против прав, чести, состояния и власти как его самого, так и римской Церкви, соблюдать правила отеческие и постановления, приказания и распоряжения апостольские (т. е. папские), преследовать и поражать еретиков, раскольников и мятежников против папы, являться по зову на Собор, посещать лично чрез определенное число лет 82 пределы апостольские (т. е. Рим), и давать отчет в своем пастырском служении и во всем, касающемся до состояния своей Церкви, духовенства и народа, или же, в случае законного препятствия, исполнять все это чрез нарочитого посла; не продавать, не дарить, не закладывать и вообще ни каким образом не отчуждать, даже с согласия капитула, но без обещания с Первосвященником римским, владений, принадлежащих его кафедре. Далее избранный прикасается обеими руками к тексту раскрытого Евангелия, которое держит на своих коленах рукоположитель, говоря: «так да поможет мне Бог и сии святые Божии Евангелия», а рукоположитель воссылает Богу благодарение. После присяги Святитель, сидя у престола, между двух епископов, производит избранному испытание: I. Хочет ли он – 1) Употребить все свое благоразумие для уразумения св. Писания, 2) Учить народ словом и примером всему тому, что он разумеет из св. Писания, 3) Почтительно принимать, изучать и хранить предания древних Отцов и постановления св. апостольского седалища, 4) Оказывать веру, подчиненность и повиновение бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

2 . Итак, именно таким веревочным бичом изгоняются из Храма Господня все, поступающие против Закона, потому что все, кто живет незаконно, осуждаются судом Самой Троицы. Потому были опрокинуты седалища тех, кто продавал голубей, ведь казалось, что они, сидя на седалищах, учат народ, словно священники. Также опрокинуты были и седалища синагог, дабы освятиться во Христе седалищам (кафедрам) Церкви. Ведь священническая честь была отнята у синагоги и отдана Церкви. Ибо не заслужила синагога обладать поныне священнической честью, так как не приняла начальника своего священства, Христа Господа. Но будем смотреть, а лучше сказать, будем остерегаться, как бы не оказался среди нас кто-то такой, кто торгует овцами или волами или голубями в храме Господнем. А продает овец тот, кто думает, что невинность продается за деньги. Продает волов тот, кто отдаст благодать Божию за плату, хотя написано: «Даром получили, даром давайте» 196 . Поэтому здесь и показано, что из храма были изгнаны меновщики, то есть те, кто считает, что дело Божие нужно делать за вознаграждение. 3 . Однако и Церковь можно назвать «домом дельцов», но дельцов духовных, где ссужаются не земные, а небесные монеты, где гонятся не за прибылью земного серебра, а за прибылью небесного Царства. Ведь мы читаем, что Господь сказал в Евангелии: «Для чего же ты не отдал серебра в оборот меновщикам, чтобы Я, придя, получил его с прибылью?» 197 Ежедневно в Церкви Господней нам дается в рост серебро слова Божия, небесное учение, и мы удачно пускаем его в оборот, если возвращаем его Господу с прибылью спасения и веры. А апостолы так хорошо пустили это серебро в оборот, что приобрели для Господа весь мир! 4 . Когда же Господь и Спаситель наш изгнал из Храма всех незаконно торгующих, то иудеи сказали Ему, как слышала ваша любовь: «Каким знамением докажешь Ты нам, что можешь так поступать?» 198 В ответ Он сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» 199 . Говорят и они: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» 200 И евангелист прибавил: «Он же говорил о храме тела Своего» 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Встречаются и иные конструкции амвона. Например, он мог быть полукруглым в плане сооружением, включающим небольшие лестницы. В кафедральных соборах амвоны могли выглядеть особенно пышно. Например, при императоре Юстиниане в храме Святой Софии в Константинополе над амвоном возвышался киворий на восьми колоннах, увенчанный крестом. Конечно, выход проповедника в центр храма на возвышение был ответом на необходимость, чтобы все, пришедшие в храм, могли его видеть и слышать. По свидетельству ряда церковных историков, одним из первых, кто стал произносить проповеди с амвона, был св. Иоанн Златоуст . Например, в «Церковной истории» Созомена читаем: «Народ так жаждал его речей и до того не мог насытиться его беседой, что, когда, вошедши в средину толпы, он садился на возвышении для чтецов и начинал учить, слушатели толкали и теснили друг друга, желая пройти вперед и стать к нему ближе, чтобы яснее слышать его беседу» (Кн. VIII, гл. 5) 136 . Сократ также упоминает, что св. Иоанн Златоуст обычно проповедовал с амвона, «чтобы лучше быть слышимым» (Церковная история. Кн. VI, гл. 5) 137 . В Константинополе это было воспринято как новшество, хотя ранее такая практика встречалась в Антиохии, откуда ее, вероятно, и принес в столицу Златоуст. Постепенно практика произнесения проповеди с амвона стала в Византии общепринятой и сохранялась здесь вплоть до XV в. К V в. относятся свидетельства того, что для беседы с народом проповедник мог выходить к алтарной преграде или становиться на ступени, отделяющие алтарь от остальной части храма. Блаженный Петр Хрисолог (ок. 380–450) в одной из своих проповедей призывает слушателей внимать словам проповедника, «когда мы говорим с этой ступени или когда со священнического седалища трактуем о предмете, указываемом обстоятельствами времени» (Слово 173) 138 . Из этих слов можно сделать вывод, что во времена Петра Хрисолога (он был епископом в Равенне) проповедь могла звучать и с архиерейской кафедры, и с пресвитерского седалища, и со ступени перед алтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Бравший в супружество двух сестер или племянницу не может быть клириком. (VI Всел. 3:26; Неокесар. 2; Василия Велик. 23:87; Феофила Александр. 5.) Толкование Одни из браков называются недозволенными – те, что заключаются с родственниками или еретиками; иные – противозаконными, например, когда кто-то женится на женщине, опекуном которой с детства был его отец; а иные – заслуживающими осуждения, например, когда кто-либо женится на посвященной Богу монахине. Все эти браки могут быть названы общим именем беззаконных (как и VI Вселенский собор в 3-м правиле браки, о которых говорится в правилах Апост. 17 и 18, в общем называет беззаконными). Настоящее правило говорит только о недозволенных браках, определяя: «Тот, кто брал в жены двух сестер или женился на своей взрослой племяннице, не может стать клириком», потому что любой недозволенный брак, по крови или по свойству, не только препятствует стать клириком, но и подлежит епитимии. Ибо Василий Великий , говоря в 78-м и 87-м правилах о тех, кто был женат на двух сестрах, определяет в 78-м правиле отлучать их от Святых Таин на 7 лет. Неокесарийский собор во 2-м правиле предписывает ту женщину, которая была замужем за двумя братьями, отлучать от причащения до смерти. А 27-е правило Василия Великого определяет, чтобы пресвитер, который по неведению вступит в беззаконный брак, т. е. возьмет в жены родственницу, пользовался только честью седалища, от прочих же действий священства воздерживался, и не благословлял никого, ни тайно, ни явно, и не причащал. VI Вселенский собор в своем 26-м правиле дословно приводит это самое правило Василия Великого , прибавляя, что сначала беззаконный брак должен быть расторгнут и тогда уже пресвитер может обладать честью седалища. Феофил в 5-м правиле говорит, что диакона, женившегося на своей племяннице до крещения, а рукоположенного уже после крещения, не извергают, если жена умерла или он сам оставил ее, не вступив с ней в плотскую связь. А гражданский закон (кн. 60, тит. 37) постановляет, что должно все недозволенные браки расторгать и за них наказывать. Он повелевает, чтобы совокупившимся с двумя сестрами или со своей племянницей (о чем говорится и в этом апостольском правиле) отсекали носы и били палками как их самих, так и женщин, которые с ними распутствовали. Если даже они не захотят разлучиться, подобает разлучать их принудительно с помощью правящей власти. Правило 20

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010