13. Но для чего мы об этом говорим, когда видим, что еще многие отягощаются делами жесточайшими? Ибо вам, Епископам, я говорю со слезами, потому что мы узнали, что некоторые из вас рукополагают за награды, духовную благодать продают и от чужих беззаконий со вредом греха собирают временные выгоды. Почему же не приходит на вашу память то, что глас Господень, заповедуя, говорит: туне приясте, туне дадите (Мф.10:8)? — Почему не представляете пред очи ума вашего, что Искупитель наш, вошед во храм, седалища продающих голубей опрокинул и деньги у меновщиков рассыпал (Ин.2:15–16) [  ]? Ибо кто ныне в храме Божием продавцы голубей, если не те, которые в Церкви принимают мзду за рукоположение? — Через это именно рукоположение низводится с небеси Дух Святой. Следовательно, продается голубь, потому что возложение руки, через которое приемлется Дух Святой, продается за деньги. Но Искупитель наш опрокинул седалища продавцов голубиных, потому что опроверг священство таких продавцов. Поэтому–то священные правила осуждают ересь симонийскую [  ] и повелевают лишать священства тех, которые за даруемые степени священства домогаются платы. — Итак, седалище продавцов голубиных опрокидывается, когда те, которые продают духовную благодать или перед людьми, или перед очами Божиими, лишаются священства. В предстоятелях много есть и других зол, которые только скрываются от глаз человеческих. И большей частью священники выдают себя людям за святых, но не стыдятся оказываться гнусными в своих глазах, перед очами внутреннего Судии. Приидет, подлинно приидет тот день, — не далек он, — в который явится Пастырь Пастырей и выведет наружу дела каждого, и Тот, Кто через предстоятелей наказывает только преступления подчиненных, гневно осудит пороки предстоятелей лично Сам. Почему и вошед во храм, Он лично Сам сделал бич из веревок и, выгоняя из Дома Божия нечестивых торговцев, опрокинул седалища продавцов голубиных (Ин.2:15–16); потому что, хотя Он преступления подчиненных наказывает через пастырей, но преступления пастырей наказывает лично Сам. Вот этому только люди не могут поверить, потому что оно совершается сокровенно. Подлинно приидет Тот Судия, перед Которым молчанием никто не может утаить себя, Которого запирательством обмануть невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Однако Откровение говорит, что в этом граде есть «престол Бога и Агнца» «и рабы Его будут служить Ему» ( Откр. 22, 3 ). Престол Бога и служение Ему Иоанну Богослову дано видеть в следующих образах: «Престол сиял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр. 4, 2 ). Окрест этого главного престола-трона (седалища) расположены еще престолыседалища малые для «старцев» – «священников» (4, 4). Перед тропом Вседержителя горят «семь светильников» (4, 5), перед ним же расположен «золотой жертвенник» (8, 3), под жертвенником содержатся «души убиенных за слово Божие» (6, 9). К престолу и жертвеннику подходят ангелы, «опоясанные по персям золотыми поясами» (15, 6), совершая различное служение Богу. При этом у них оказываются «золотые кадильницы», «чаши», «книги». Ангелы, старцы, священники и праведники, пребывающие здесь, приносят Богу славословия, молитвы, прошения, воспевают «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель» (4, 8), «Аллилуиа» (19, 1) и т. д. Все это происходит в «храме Божием», который «отверзается на небе» (11, 19; 15, 5–8; 11, 1). Значит, в «Иерусалиме Новом» нет храма лишь в земном значении – как человеческого здания для молитвы, а таинственный Божий храм, где престол Вседержителя и Агнца, все-таки есть! Нетрудно видеть, что всё происходящее в «храме небесном» и само устройство этого храма поразительно соответствуют устройству алтаря православного храма, особенно большого кафедрального собора, и Божественной литургии, совершаемой архиерейским служением. На горнем месте – престол (седалище) архиерея, по сторонам – престолы (седалища) для сослужащего духовенства. Перед горним местом – семисвещник, за ним – то, что ныне называется «престолом», но в древности называлось именно «жертвенником» (или «трапезой»); под ним – мощи мучеников (или но современной практике – в антиминсе мощи святых). Диаконы и иподиаконы, опоясанные по персям, входят и выходят, совершая каждение и различные служебные действия; поются славословия, молитвы, в том числе – «Свят, Свят, Свят», «Аллилуиа» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Потом во втором и третьем пунктах Денисов говорит: «четырехконечный крест не имеет титлы и подножия; аще же сего не являет, убо равночестен трисоставному кресту быти не зрится». Но церковь воспевает: «ты ми покров державен буди, тричастный кресте Христов» (стихира на Воздвижение). А под частями креста в сем же ответе сам Денисов разумевает древа крестные: посему тричастный крест есть состоящий из трёх древ, а не из четырёх, то есть не имеет или титлы, или подножия. Следовательно, и крест без титлы или без подножия церковь признаёт крестом Христовым, державным покровом. А Денисов мудрствует, что если крест не будет иметь титлы и подножия, то осмиконечному «равночестен быти не зрится». Мы сим не отметаем титлы и подножия на кресте Господнем, но только утверждаем, согласно учению церкви, что должно почитать св. крест, сложенный и от главных его частей, правого и прекого древа, подобно тому, как и сам Спаситель на иконах изображается и во весь рост, и только по пояс, изображается и едина глава Его (нерукотворённый образ); почитается же икона Спасителя одинаково, будет ли весь образ Его воображён или только едина глава, и кто отметается почитать нерукотворённый образ, едину главу Спасителя содержащий, тот сим уничижает и вообще икону Спасителя. Подобно сему и св. крест Христов, сложенный из четырёх древ, имеет полноту крестного изображения, но если нет в нём или титлы, или подножия, то есть если является он трёхчастным, и в таком случае св. церковь воздаёт ему поклонение и славит его; так же точно, если крест сложен из двух только древ, т. е. является двучастным, и тогда, как содержащий главные части креста (по подобию единого лица Спасителя на иконе), святою церковию покланяем и славим одинаково с четверочастным, как истинный крест Христов. Далее (в четвёртой статье) Денисов говорит: «Крест трисоставный нарицается от св. отец крест тричастный: яко три части в себе имеет, образующия три части, или три древа самого животворящего креста. Тако св. Феодор Студит воспевает: сей крест тричастный великий, мал видением сый, и небес ширши есть силою своею» (Триодь постная, в среду 4-я недели, трипеснец).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

На первом распятии, время происхождения которого мы знаем с точностью, именно на изображении распятия, находящегося в сирском манускрипте евангелия, мы не видим еще suppedaneum. Ноги представляются пригвожденными одна подле другой. Равно как не находим никаких намеков на сиденье ни на кресте Самого Спасителя, представленного совершенно одетым, ни на крестах повешенных по ту и другую Его сторону разбойников, изображенных с од­ними узкими перевязями. Но на распятии, найденном в катакомбах 97 и относящемся вероятно к VII столетию, мы видим уже подножие, на котором ноги Спасителя покоятся просто, не пригвожденными. Поэтому если в одном, очень распространенном сочинении говорится, что «на всех изображениях креста Христова, которые в не большом количестве дошли до нас из седьмого века, не достает как подножия, так и сиденья то это справедливо только относительно простых крестов, но совершенно ложно относительно древних распятий. На прекрасном, из слоновой кости вырезанном, распятии, представляющем Спасителя в одежде, и находящемся в Парижской публичной библиотеке, прободенные ноги Спасителя стоят на великолепной чаше романского стиля, служащей для них вместо подножия. То же самое мы видим на процессионном кресте из позолоченной меди, найденном неподалеку от Планига, доселе еще не изданном и составляющем собственность г. Гофрата Вейденбаха в Висбадене. В романский период именно был обычай вместо однообразного подножия изображать под стопами Спасителя разного рода символы. Таким символом, и притом символом очень часто встречающимся, служит чаша, в которую из гвоздиных язв каплет кровь. Иногда эту чашу у ног Спасителя поддерживает ангел. Это мы видим, наприм., на интересном прецессионном кресте с двойными поперечными балками в приходской церкви в Буртшейде: коленопреклоненный ангел обеими руками поддерживает чашу, на которой ноги Распятого стоят без гвоздинных язв. В кафедральном соборе в Бове находится изображение распятия, сделанное на оконном стекле в олтаре Божией Матери. Адам, погребенный у подножия креста, встает из гроба и держит левой рукой золотую чашу, в которую капает святая кровь из прободенных ног. 98

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Кроме всего этого, надобно поставить мнимым старообрядцам на вид то, как мы почти уже доказали, что на Кресте Христовом не было никакого подножия, не только косого, но и прямого. Последнее доказательство в пользу этого основывается на следующем соображении. В описании последующих обстоятельств распятия Господня евангелист Лука между прочим говорит: «Един же от обешеною злодею хуляше Его», т. е. говорит о висении на кресте разбойника, хулившего Господа, а известно, что и Господь, и другой разбойник, благоразумный, были распяты одинаково со злым разбойником, следовательно, и Господь также был повешен, т. е. был в висячем положении на Кресте, а отнюдь не в стоячем. Но как же сказать, что Он висел на Кресте, если сказано в Писании: «Дадим подножие под ноги Его»? Всякий согласится, что подножие для того и существует, потому так и называется, что на нем стоят или утверждаются ноги, и кто стоит на подножии, тот не висит. Что значат слова: висит, повешен на кресте? Конечно, то, что человек, прибитый ко кресту ладонями рук и стопами ног, всеми остальными частями своего тела висит, т. е. в отвесном положении тяготеет к земле. Говорим: в отвесном положении — потому, что когда ноги прибиты ко кресту стопами, тогда в коленах по необходимости делается сгиб и таким образом тело представляется висящим в собственном смысле. Из всего этого следует заключить, что на Кресте Господнем не было не только подножия, но и седалища, о котором упоминает Сенека и даже некоторые из отцов первых веков. Стояние на подножии так несовместимо с висением, что уж если ноги поставлены на подножие, то вместе с тем треть тела и опирается именно на подножие, и в таком случае тело не висит, а стоит на подножии. Кроме евангелистов, во многих церковных песнях и канонах говорится также, что Христос Спаситель висел на кресте, например, в службах на Великий Пяток. Решим теперь последний вопрос: не нужно ли было подножие собственно на Кресте нашего Спасителя, т. е. не нуждался ли Он по причине крайнего, предшествовавшего распятию, изнеможения и совершенного изнурения сил?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

О сопрестолии или горнем полукружии кирпичном, украшенном такою же муравленою мозаикой по отвесным стенкам, с ступенями из красного шифера, митрополит Евгений не упоминаете; г. Закревский считает его седалищем для священнослужителей, устроенными теперь, т. е. при последнем обновлении собора. Но это сопрестолие и эту пеструю отделку находящегося над ним нижнего алтарного пояса видел уже архидиакон Павел в половине 17-го века; он говорит: „Полукруглое седалище состоит из 3-х высоких уступов, а трон (архиерейский) находится вверху; к нему ведут 6 ступеней. Это полукружие, примыкающее с двух сторон к кафедре, в полроста человеческого, все обложено разноцветным мрамором и мозаикой чудных цветов». Итак, устройство этого седалища ни в каком случае не принадлежите новому времени, а если принять в соображение, что в Новгородском Софийском храме запрестольная стена, в нижней своей части, сохраняете подобную же мозаику ценинную, которая признается современною построению храма, и если обратить внимание на отделанные такою же мозаикой шиферные плиты архиерейского седалища на горнем месте в киевской Софии, которое признается несомненно древним; то необходимо согласиться и с тем, что нижний пояс запрестольной стены в Киевософийском соборе и его сопрестолие или священническое седалище на горнем месте принадлежать времени Ярослава. Говоря об украшениях и мозаике Запрестольной стены нашего храма, заметим, что находящиеся между запрестольными окнами, на простенках, изображения св. Петра и Алексея, митрополитов киевских,–писанные масляными красками, с полугреческими, полуславянскими надписями, – не позже половины 17 века, так как об них упоминается у архидиакона Павла. По всей вероятности святителями сими заменены здесь» св. апостолы Петр и Павел после того, как осыпались мозаические апостольские лики; над образом св. Алексея уцелела только верхняя часть золочёного мозаичного фона и слова бывшей греческой надписи: (А) –ро, т. е. остатки слов: oaywç петрос. Новые лики, с новым дополнением в подписи, явились по всей вероятности при митрополите Петре Могиле , Как можно заключать и по самому характеру живописи. Мягкий знак после буквы с в слове Киевський обличаете художника малоросса. 10. Был ли иконостас в св. Софии киевской при первоначальном ея устройстве, и если не был, то чем заменялся и когда устроен в настоящем своём виде?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Ипполита. Opera Prudentii – Migne – Patrolog. Curs. Lat. ser. T. LX. 98 Этот памятник – мраморная статуя, найденная близ Рима на Веровом поле (in agro Verano), при раскопках произведенных здесь в 1551 году; в настоящее время она находится в Ватикане. Церковный учитель представлен здесь в сидячем положении, и по сторонам его седалища (или епископской кафедры, как прямо называют этот памятник) начертаны по-гречески пасхальный цикл на 112 лет, начиная от первого года царствования Александра Севера, и перечень сочинений, написанных учителем церкви. Изображение этого памятника с объяснением пасхального круга начертанного на нем находится при изданиях сочинений св. Ипполита у Фабриция, у Миня в X томе, и в русском издании слова Ипполитова об антихристе – у Невоструева. Памятник найден в поврежденном состоянии: головы не нашлось, приделана после,– и отбит угол седалища, на котором находится самое начало перечня сочинений. Что памятник этот представляет именно св. Ипполита, это видно не только из тех известий, что именно он занимался в это время составлением пасхального круга, но и из того, что на памятнике большею частию обозначены те сочинения, которые у Евсевия и Иеронима прямо приписываются св. Ипполиту. Памятник этот сам собою представляет свидетельство того значения, каким должен был пользоваться между современниками и в потомстве св. Ипполит; такой чести, по замечанию Деллингера (Hippolytus. s. 25), не удостоивался в Риме ни один из древних церковных деятелей после апостола Петра. Когда именно воздвигнут был этот памятник, об этом высказылись различные мнения. Некоторым ученым представлялось сомнительным, чтобы памятник мог быть воздвигнут во времена близкие к жизни св. Ипполита, когда были еще гонения на христиан; молчание о нем Иеронима, Пруденция, папы Геласия, ближайших свидетелей римских преданий об Ипполите, показывает, говорят, что памятник мог быть воздвигнут не ранее VI века. Такое мнение из прежних исследователей об Ипполите поддерживал в особенности Гизелер; из русских ученых к нему склонялся преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Не раз в других местах Никон заявлял прямо, что иерархи присутствовавшие на соборе 1660 года были подкуплены царём и ради принятых ими от царя подарков постановляли на соборе только то, что было угодно и желательно царю, почему Никон и желал, чтобы об нём был собран собор „праведной а не пакупной“. В виду этого понятным становится обращение к царю, от лица всех архиереев, составителя обличения на патриарха Никона : „аще обрящем благодать пред тобою, великим государем, не презри молбы твоих государевых богомолцов: да возмется нечестивый сей (т. е. Никон) от среды нашея, да Божий правдный гнев не постигнет и в правду постраждем, не пекущеся о благих“. А чтобы и на будущее время оградить епархиальных архиереев от патриаршего самовластия, обличитель Никона старается внушить царю, что „первый епископ не начальник епископом, ни крайний святитель, но епископ первого седалища наречётся, рекже царствующего многонародного града: святительский бо сан един есть и тажде на всех (благодать). Не наречется сей убо совершен или несовершен святитель; но вси равни святители, вси епископи, и благодать св. Духа равно приемше“. Затем в тех же видах автор обличения на Никона указывает царю, кого следует на будущее время избирать —182— в патриархи. „Царствующего града первого седалища епископа, пишет обличитель Никона, рекша патриарха, избрати благоволи священное писание протолковати могуща и разумеюща все божественное писание со испытанием, и священная правила св. апостол и св. отец известно ведуща, в летех же совершенна суща и добродетельми и крайним смиреномудрием цветуща, своея же воли исправити догматы неимуща, но советом, а недерзостно исправляюща, ревнителя же о благочестии и нестыдящеся лиц, многодетна в чернечестве суща и в послушании, во еже обрезать своя ему воля крепко обучившася. Красота бо старец – со смиреномудрием высокое житие и не своя воля. Архиерею бо совестливу подобает быти и ничтоже дерзостию творити, да не многим соблазн и претыкание будет – во мнозе бо совет спасение бывает“ 2369 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вятский епископ Александр, от лица всех архиереев, и, конечно, с их одобрения, в своей докладной записке государю, по поводу клятвы Никона на митрополита Питирима, заявляет, что Никон, при поставлении своем на патриаршество, „обещался церковный мир соблюдати и не единым же нравом противная мудрствовать во всем животе своем, последуя во всем и повинуясь святым апостолом и святым вселенским соборам, обещая им во страсе Божии Боголюбовым нравом братии своей о Св. Духе и со служебником всем преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом, патриаршества его российского царствия, любовь духовную имети, и яко братью тех почитати, и сице любити, яко же владыка наш Господь И. Христос возлюби святыя Своя ученики и апостолы... И потолице обещании странно за рабы святильский чин вмени и толико ругался, – яко сошедшимся архиереом к сенным дверем крестовые полаты, на преднем крыльце часа два или три сидети, и не единому ж даде слова рещи пред собою, ниже молбы тех послушав о исправлении церковных вещей, но странно поработи тех и люте нападал на братью свою, и страдати многих устрой и умиленне плакати“ 18 . Тот же вятский епископ Александр, в другой раз, тоже с одобрения архиереев и от лица их, обращается к царю с прошением: „аще обрящем благодать пред тобою, великим государем, непрезри, молбы твоих государевых богомольцев: да возмется нечестивый сей (т.-е. Никон) от среды нашея, да Божий праведный гнев не постигнет и в правду постраждем, не пекущеся о благихъ " ». А чтобы и на будущее время оградить епархиальных архиереев от патриаршого самовластия и деспотизма, обличитель Никона старается, от лица архиереев – своих собратий, внушить царю, что „первый епископ не начальник епископам, ни крайний святитель, но епископ первого седалища наречется, рекше царствующего многонародного града: святительский бо сан един есть и тажде на всех благодать. Не наречется сей убо совершен или не совершен святитель; но вей равни святители, вси епископи, и благодать Св. Духа равно приемше». Затем царю указывается, в видах предохранить епископов от патриаршого самовластия на будущее время, кого следует избирать в патриархи. „Царствующего града первого седалища епископа, говорится от лица архиереев, рекша патриарха, избирати (государь) благоволи: священное писание протолковать могущая и разумеющая все божественное писание со испытанием, и священные правила св. апостол и св. отец известно ведуща, в летех же совершенна суща и добродетельми и крайним смиреномудрием цветуща; своея же воли исправити догматы неимуща, но советом, а не дерзостно исправляюща; ревнителя же о благочестии и нестыдящеся лиц; многодетна в чернечестве суща и в послушании, во еже обрезать своя ему воля крепко обучивииася: красота бо старец – со смиреномудрием высокое житие, а не своя воля; архиерею бо советливу подобает быти и ничто же дерзостью творити, да не многим соблазн и претыкание будет: во мнозе бо совете спасение бывает “. 19

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Главным содержимым Ковчега были скрижали Завета ( Исх. 25, 21 ). Так же и в Небесном храме Сидящий на Престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный ( Откр. 5 ). И от жертвенника Бог открывает Свою волю Ангелам на Небесах ( Откр. 9, 13; 16, 7 ), поэтому в храме на престоле лежит Святое Евангелие – новые скрижали Завета и раскрытая книга судеб Божиих. Перед ковчегом завета в скинии лежал жезл Ааронов, процветший «в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали» ( Чис. 17, 10 ). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого ( Мф. 24, 30 ) –– Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство ( Евр. 7 ). За престолом находится возвышение, называемое горним местом. На нем расположен трон епископа, а рядом седалища священников. Епископское место символизирует престол Бога, а священнические седалища – троны 24 старцев Апокалипсиса ( Откр. 4, 2–4 ). Перед горним местом горит семисвечник – светильник с семью лампадами, изображающий семикратные дары Духа Святого. Апостол пишет: «От престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» ( Откр. 4, 5 ). Справа от престола (слева от входящих) стоит стол предложения (иногда он еще называется жертвенником). Он символизирует собою Вифлеемские ясли и Голгофу. На этом столе приготовляют хлеб и вино для Причастия и потребляют Святые Дары после Литургии, здесь же читают записки с именами живых и умерших христиан. Рядом находится сосуд с водой для умывания перед Причастием. Он символизирует то «море», которое было в Храме Соломона, и стеклянное море, созерцаемое в Небесах ( Откр. 4, 6 ). Левая сторона алтаря называется диаконником, там хранятся священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольное Евангелие, кресты и т.п. Таково устройство дома Божия, в котором Церковь воссылает молитвы Небесному Отцу, где приносятся словесные и бескровные жертвы Богу, где люди рождаются для небесной жизни. Действительно, храм настолько дорог для христиан, что «один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» ( Пс. 83, 11 ). Священнослужители

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010