В качестве примера вспомним хорошо известную искусствоведам черту этого своеобразного иконографического языка, т. н. «обратную перспективу» 161 . Христос, Богоматерь, святые, представленные на иконах в том или ином соотношении с различными предметами (седалищами, подножиями и пр.), изображаются не в нормальной для зрителя перспективе, а в обратной, т. е. не так, как их видел бы в обычной жизни зритель, а так, как они сами видят мир обращающегося к ним в молитве христианина и как соотносится он с миром небесным, где пребывают они. Изображение пространства используется, таким образом, для выражения самого существа православного учения об иконопочитании, которое мы находим изложенным с особой ясностью в трудах «второго поколения» защитников икон VIII-IX вв., особенно у прп. Феодора Студита 162 : поклонение образу есть встреча с личностью («ипостасью») изображаемого, предполагающая его личное присутствие в образе, его связь с окружающей его реальностью и его ответ на молитву поклонника. Но если восприятие пространства, предполагаемое «обратной перспективой», выражает надмирность – или «эсхатологичность» – образа, то наряду с ним может использоваться также и восприятие пространства в нормальной перспективе. Это происходит в литургическом действии, где пространственные отношения определяются не только самим обрядом, т. е. движениями священнослужителей и народа, но и первоначальным развитием церковной архитектуры и росписи. Форма базилики, ставшей почти универсальной моделью храма, как только церковь получила свободу в Римской империи, не входила в число принятых тогда форм сакральной архитектуры. Языческий храм не был базиликой, поскольку служил хранилищем статуи бога, которому индивидуально приносили жертвы священники и верующие. Христианский же храм был местом собрания («экклесии») 163 , ибо Евхаристия – основной акт христианского «общего дела» («литургии») – предполагала собрание всех членов каждой местной церковной общины. Этой цели лучше всего соответствовали базиликальные здания, служившие местом больших собраний, судебных заседаний и императорских аудиенций, во время которых главное, председательствующее лицо собрания восседало на особом возвышении в апсиде. Но в христианском храме апсида получила «эсхатологическое» значение, ибо в церкви Царь и Судия есть сам «Грядущий» или ожидаемый Христос (например, см.: Откр. 22:7 ; etc.). Именно Его пришествие и стало изображаться в разных формах на своде апсиды – либо в виде образа самого Грядущего Христа, либо в виде таких символов Его Явления, как Этимасия («престол уготованный»), еще не занятый Им трон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В качестве примера вспомним хорошо известную искусствоведам черту этого своеобразного иконографического языка, так называемую «обратную перспективу». 182 Христос, Богоматерь, святые, представленные на иконах в том или ином соотношении с различными предметами (седалищами, подножиями и пр.), изображаются не в нормальной для зрителя перспективе, а в обратной, т. е. не так, как их видел бы в обычной жизни зритель, атак, как они сами видят мир обращающегося к ним в молитве христианина и как соотносится он с миром небесным, где пребывают они. Изображение пространства используется, таким образом, для выражения самого существа православного учения об иконопочитании, которое мы находим изложенным с особой ясностью в трудах «второго поколения» защитников икон VIII-IX вв., особенно у преп. Феодора Студита 183 : поклонение образу есть встреча с личностью («ипостасью») изображаемого, предполагающая его личное присутствие в образе, его связь с окружающей его реальностью и его ответ на молитву поклонника. Но если восприятие пространства, предполагаемое «обратной перспективой», выражает над мирность – или «эсхатологичность» – образа, то наряду с ним может использоваться также и восприятие пространства в нормальной перспективе. Это происходит в литургическом действии, где пространственные отношения определяются не только самим обрядом, т.е. движениями священнослужителей и народа, но и первоначальным развитием церковной архитектуры и росписи. Форма базилики, ставшей почти универсальной моделью храма, как только Церковь получила свободу в Римской империи, не входила в число принятых тогда форм сакральной архитектуры. Языческий храм не был базиликой, поскольку служил хранилищем статуи бога, которому индивидуально приносили жертвы священники и верующие. Христианский же храм был местом собрания («экклесией»), 184 ибо Евхаристия – основной акт христианского «общего дела» («литургии») – предполагала собрание всех членов каждой местной церковной общины. Этой цели лучше всего соответствовали базиликальные здания, служившие местом больших собраний, судебных заседаний и императорских аудиенций, во время которых главное, председательствующее лицо собрания восседало на особом возвышении в апсиде. Но в христианском храме апсида получила «эсхатологическое» значение, ибо в Церкви Царь и Судия есть Сам «Грядущий» или ожидаемый Христос (см., напр.: Откр. 22etc.). Именно Его пришествие и стало изображаться в разных формах на своде апсиды – либо в виде образа Самого Грядущего Христа, либо в виде таких символов Его Явления, как Этимасия («престол уготованный»), еще не занятый Им трон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Простейший пример со столиком из рублевской «Троицы» показывает нам, что даже рисунок отдельных предметов не подчинялся учению о точке схода перед плоскостью иконы. Такое сочетание обратной перспективы с аксонометрической проекцией, с проекцией фронтальной и даже с прямой перспективой в пределах изображения одного здания, одного седалища, кивория и пр. встречается в иконописи на каждом шагу. Окна, двери, башенные зубцы, аркады практически никогда не изображаются в  обратной перспективе, поскольку таковая не может дать представление о толщине стен, в которых сделаны те или иные отверстия. Отверстие рупором разошлось бы от зрителя, и стена показалась бы ему картонной. Единственными предметами, полностью и последовательно построенными по принципу точки схода перед плоскостью изображения, будут разве что подножияпростые параллелепипеды. Но если мы, вооружившись линейкой, попробуем определить эту точку схода, мы обнаружим, что для каждой пары линий точка схода будет своя - даже в пределах одного параллелепипеда. И смещение этих точек будет не только по горизонтали, но и по вертикали – то есть даже единой воображаемой линии горизонта мы не сможем определить. Если же мы продолжим - на любой иконе, хотя бы на той же " Троице " - все саггитально направленные линии ребер геометрических объектов, то получим вовсе не стройную систему, по которой зритель из некой точки входил бы в раскрывающийся перед ним мир, а вполне хаотическую россыпь точек схода и линий горизонта. Построение отдельных предметов, как известно, не определяет ещё всей системы пространственной проекции на плоскость. Посмотрим теперь, обратна ли перспектива иконы перспективе оптической в отношении взаимного расположения предметов в пространстве. В прямой перспективе, как известно, размеры предметов сокращаются по мере удаления их от зрителя. Это приятное свойство позволяет нам делать фотоснимки на память, так что на одном фото помещается и счастливый турист, и пирамида Хеопса или Эйфелева башня. Но сколько раз нам приходилось сокрушаться, снимая своих приятелей: на фото помещалась либо вся Эйфелева башня - а под ней неузнаваемый, с муравья ростом, наш приятель; либо, напротив, приятель представлен крупным планом, а от Эйфелевой башни виден только один пролёт.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=16...

Исх.26:14 .  И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих. После распространения второго покрова скиния с наружной стороны была уже вполне готова. Но в таком виде она могла бы страдать от зимних дождей и частых в Аравийской пустыне ураганов. В виду этого для нее назначаются два других, более прочных, покрова. Как совершенно безыскусственные, они и не описываются подробно; текст указывает только их материал. Один был сафьянный, «из красных бараньих кож», другой, самый верхний, из материала «тахаш». Исх.26:15 .  И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли: Исх.26:16 .  длиною в десять локтей [сделай] брус, и полтора локтя каждому брусу ширина; Деревянный остов скинии состоял из брусьев, сделанных из аравийской акации. Говоря о длине (10 локтей) и ширине (1 1/2 л.) брусьев, текст не упоминает об их толщине. Она может быть выведена из других определенно известных величин. Как видно из Исх.26:22–23 , на западной стороне скинии стояло восемь брусьев, которые при ширине каждого в 1 1/2 локтя давали 12 локтей. Но эта 12-локтевая ширина скинии не была ее внутренней шириной. По единогласному свидетельству Филона, Иосифа Флавия и всего иудейского предания, скиния имела внутреннюю ширину в десять локтей. Двенадцать локтей были, следовательно, наружной шириной скинии. 10-локтевая внутренняя могла получиться только в том случае, если продольные стены, упираясь в края задней или поперечной стороны, отнимали от ее 12-локтевой меры по одному локтю с одной и другой стороны. Это же последнее было возможно только в том случае, когда составляющие их брусья имели толщину одного локтя. Исх.26:17 .  у каждого бруса по два шипа [на концах], один против другого: так сделай у всех брусьев скинии. Каждый брус оканчивался внизу двумя «йодот» – ручками, двумя шипами. Исх.26:18 .  Так сделай брусья для скинии: двадцать брусьев для полуденной стороны к югу, Исх.26:19 .  и под двадцать брусьев сделай сорок серебряных подножий: два подножия под один брус для двух шипов его, и два подножия под другой брус для двух шипов его; Исх.26:20 .  и двадцать брусьев для другой стороны скинии к северу, Исх.26:21 .  и для них сорок подножий серебряных: два подножия [для двух шипов его] под один брус, и два подножия под другой брус [для двух шипов его]; Для продольных, северной и южной, сторон скинии назначено сорок брусьев, по двадцати на каждую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что же касается Соколовского и Зеленского, особенно последнего, то они проводят мысли из теории чисто-материалистически-механической, по которой психические явления в сущности тожественны с механическими процессами. Самым видным представителем этой теории является Шифф, и с ним мы будем иметь дело ниже. Теперь обратимся к разбору взглядов на психическую жизнь человека представителей физиологии на западе. Мы уже сказали, что знаменитый Парижский физиолог – Флуран, и с ним: Лонже, Ляйдесдорф, Штриккер и Гризингер, признали большой мозг носителем психической силы. Вагнер признал таковым носителем психической силы серое вещество, находящееся в обоих полушариях большого мозга между его волокнами и покровами. – Брока, а с ним и Вагнер подтвердили рядом опытов ту мысль, что психические явления в своем обнаружении привязаны к известной части мозга. Карл Людвиг признавал нормальное состояние мозга одним из главных условий душевных явлений. – Ясно, что все приведенные физиологии считают психические явления продуктом деятельности большого мозга, или какой-либо его части. Только Карл Людвиг несколько ограничивает деятельность большого мозга, считая нормальное состояние его только одним из главных условий душевных явлений. Прежде всего, мы видим, что упомянутые физиологи сами не могут прийдти к соглашению по вопросу открытия «седалища души». В то время как одни из них: Флуран и др., признают носителем психической силы большой мозг, – Вагнер целым рядом опытов доказал, что, и по снятии большого мозга, остается масса психических явлений, что свидетельствует о независимости их от большого мозга. Но материалистические симпатии у Вагнера были настолько сильны, что он не мог отрешиться от материалистической тенденции и признал носителем психической силы «серое вещество». Насколько верно это положение видно и из того, что вскоре сам Вагнер изменил ему и примкнул к профессору Вирхову, отстаивая вместе с ним гипотезу нервного тока. Наконец, Карл Людвиг, отдавая дань своим материалистическим симпатиям, не мог признать большой мозг единственным носителем психической силы, а признал нормальное состояние большого мозга только одним из главных условий душевных явлений, причем навсегда отказался определить место в мозгу, в котором зарождается и откуда вытекает психическая жизнь и отверг все методы, употреблявшиеся до него для определения «седалища души».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

В таком месте обитания праведников будет соответствующая восточным нравам обстановка для вполне беспечной, приятной жизни: праведники будут иметь шелковую зелёного цвета одежду. золотые и жемчужные запястья, седалища и постели, украшенные золотом, подушки и ковры, посуду для яств и кубки для питья, прислужников и мальчиков и вечно юных супруг-гурий (хурий). „Боящихся Господа своего толпами поведут к раю, и когда они подойдут к нему, отверзнутся врата его. Стражи 295 его скажут им: „Мир вам! Вы были добрыми; за то войдите в него, оставаясь в нём навеки”. – Они скажут: Слава Богу, верно исполнившему для нас обетование своё, давшему нам в наследие эту землю, чтобы нам обитать в раю, где ни пожелаем! (Коран 39, 73–74. Ср. Еванг. Матф. гл. 5, ст. 5 и гл. 25 ст. 34–40). „Истинно, для тех, которые уверуют и будут творить добро... истинно, Мы не дадим погибнуть награде того, кто делал благие дела... для них сады Эдема, по которым текут реки... Они, нарядясь в золотые и жемчужные запястья, облекшись в зеленые одежды из штофа и атласа, будут восседать на седалищах” (18, 29–30). Седалища их будут также украшены дорогими камнями (56, 15). Облокотившись на них и сидя друг против друга, они будут похваляться своими нарядами (44. 53). На седалищах будут рядами разложены подушки и расставлены кубки, а под ногами разостланы ковры (88, 13–16). „Тем, которые боятся Господа своего, будут два сада (какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным)!, обильные деревами. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным! В обоих (садах) по два текучих источника. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным! В обоих по два рода всяких плодов. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным!.. Они будут возлежать на постели, у которых подкладка из шелковых тканей, когда плоды обоих садов к ним близки. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В них будут скромным взором (хурии), с которыми прежде них не сообщались ни люди, ни гении. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Они подобны яхонтам и кораллам. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Награда за добро, не добра ли? Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Но кроме тех двух, есть ещё два сада темно-зеленые. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В обоих два многоводные источника. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В обоих плоды, пальмы, гранаты. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В них добротные, красивые (хурии). Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Черноокие, укрытые в шатрах. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! С ними прежде них не сообщались ни люди, ни гении. Какое из благодеяний Господа нашего вы почтёте ложным! Они будут опираться на зелёные подушки и на прекрасные габкарийские ковры. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Да будет благословенно имя Господа твоего, Владыки славы, величия” (55, 46– 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Однажды, как учитель возвратился с Цюндао, посетил его Ченьгун Сююй. Учитель сочинил ему семибуквенные стихи для дуй дзы 505 : «Зеленая гора высится в небо одинокая; зеленые кипарисы, тенистые и густые, кругом охватывают залы; по безмерной равнине поддерживается прозрачный туман постоянно; на всей долине, как не бывает на обыкновенных, ветер и луна 506 ; высокие сосны стоят прямо; в глубокой извилине чудесные изрытые камни, вышедшие из Тайху 507 ; таково истинное занятое для вечной и спокойной жизни тем, которые пришли в столицу подвизаться и молиться за других». В 9-й луне 1-го числа Сюань фу Вангун, по случаю перехода планеты Марса в созвездие Вей 508 , что грозило бедствием Пекинской области, просил учителя совершить моление, спрашивая, чего это будет стоить? Учитель сказал: «Нам жаль, когда теряем какую-нибудь вещь, тем более жаль большой страны; в эти годы народ страдал от поборов и повинностей; казенные и частные средства истощены; я употреблю на служение вещи, какие найдутся у меня в монастыре; а вы только прикажите столичным чиновникам поститься, в ожидании поклонения; этого довольно; другого не нужно». Вслед за тем он решил служить двое суток днем и ночью: Учитель, несмотря на свою старость, сам молился на жертвеннике Сюань тань 509 . По окончании служения, вечером, Сюань фу с радостью поздравлял, говоря: «Марс уже отступил назад на несколько созвездий, и мы уже не печалимся. Так скоро подействовали добродетели учителя». Учитель сказал: «Какие у меня добродетели? Моления совершаются издавна: боюсь только, что нет довольно веры; древние говорили: вера подвигает вселенную; оттого так и произошло». 9-й луны 9-го числа, пришли издалека Даосы, некоторые поднесли учителю цветы Цзюй хуа 510 ; учитель сочинил, по этому случаю, элегию, на манер Юй шен хэнь хуань чи 511 : «Есть семя с чудесным ростком, по существу и свойству дивное; когда наступит осень и ветер, с холодом, проникнет в самый корень его, тогда оно распускает бесчисленные цветы; золотистый нежный цвет их светит при ясном небе. В 9-й луне пришли гости, держа в руках эти цветки; все седалища были наполнены ими, когда смотришь на седалища, то глазам представляется одно и тоже; как эмблема вечной жизни и долгого зрения 512 они не опадают; это настоящие собеседники в безделье».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Неточности в передаче смысла в «Послании 2» могли появиться из-за непонимания автором текста своего источника. Например, в «Послании 1» Никон рассуждает о поступке Крутицкого митрополита Питирима, который совершил шествие на «осляти», обесчестив тем самым «седалище» архиерейское (слово это Никон повторяет дважды); в «Послании 2» вместо «седалища» употребляется «престол», причем только во второй раз, поэтому смысл описанной ситуации кардинально меняется: митрополит Питирим сначала обесчестил «отеческое ложе», а затем «всел» на «отеческий престол». «Послание 1» «Послание 2» «...занеже слышали есми первого году своего отшествия, что крутицкой митрополит, якоже Исав проклятый, отчее ложе оскверни, такоже и сей отчее седалище обезчести: еже бывает святая лития ваия, и той без всякого сомнения седе на отчее седалище пред всеми людьми непостыдно» (Паисий, л. 149 об). «...потому что перваго году отезду нашего услышали есмы, что крутицкой митрополит, что Езаф проклят.//отеческое ложе осквеонил и опозорил: егда празднуется в Вербной неделе, он без всякаго усумневания всел на отеческом престоле пред всем миром со обижением отча имени» (л. 232 об. – 233). В 1659 г., осуждая именно этот поступок митрополита Питирима, самым грубым нарушением традиции поставления в патриарха Никон назвал осквернение митрополитом «архиерейского седалища»: «...некто дерзну седалище великаго архиерея всея Русии олюбодействовати незаконно и непреподобно и святыя недели Ваий деяние действовали... И дивлюсь твоему благородию, како тако попусти//свяшеное седалише без совета священаго Собора обесчестити?» л. 22, 20 – 19). Для характеристики деяния Питирима и результата его поступка в послании Никона царю употреблена та же лексика, что и в «Послании 1». В приведенных отрывках есть еще одна важная деталь, которая, возможно, и послужила причиной искажения смысла в «Послании 2»: в «Послании 1» Крутицкий митрополит сравнивается автором с героем ветхозаветной истории Исавом, братом-близнецом Иакова, который, как рассказывается в Библии, настолько пренебрегал Божьими заветами, что однажды, вернувшись с охоты голодным, продал брату за миску похлебки свое право первородства; позднее Иаков хитростью похитил у Исава и отцовское благословение ( Быт. 25:21 – 34; 26:34 – 28:9; 32 – 33 ; Евр. 12:16 – 17 ). Сюжет о неудачливом простаке стал достоянием мировой литературы 408 . В «Послании 2» имя библейского персонажа изменено: митрополит, «что Езаф проклят», однако не только о проклятии Исава, но и об осквернении им отеческого ложа в Ветхом Завете ничего нет. Возможно, автор и переписчики текста «Послания 2» понимали, что в этом месте имя должно быть другим 409 : осквернил отеческое ложе племянник Исава – Рувим, старший сын Иакова и Лии, впоследствии один из 12 патриархов, который был лишен права первородства из-за совершенного им греха прелюбодеяния с Валлою, наложницей своего отца ( 1Nap. 5: I ; Быт. 29:29; 30:3 – 7 ); именно Рувим был проклят умирающим Иаковом ( Быт. 49:3 – 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

159. Недельные столовщики ничего себе особого из пищи не готовили, равно как и те, кои готовили варево. Они вкушали пищу после других, и сами себе прислуживали (п. 35. 44. 76).   15 ) Сон   160. Как видели уже, братия, совершив шесть вечерних молитв в доме, расходились по келиям спать (п. 126). В полночь пробуждал их недельный на ночное молитвословие, после которого они уже не давали себе спать. Таким образом, половина ночи отдавалась сну, а половина посвящаема была бдению в молитве и богомыслии. 161. Ангел заповедал: „спать братия не должны лежа, но пусть устроят себе седалища с отлогими задниками и спят на них сидя, постлавши постель свою. " Тоже повелевает и 87-й пункт устава: „для спанья никто не должен иметь другой кровати, кроме седалища с наклонною назад спинкою, которое дано ему будет. " К сему прибавляется в след. правил,— 88-м: „Кроме псаты т. е. рогожи, на это седалище отнюдь не должно постилать что либо другое для спанья. " 162. Ангел повелел также: „на ночь братия должны оставаться в льняных левитонах и препоясанные; и без милоти не должны они спать. Вероятно, оставался на них и кукуллий, никогда не скидавшийся. 163. В келиях, как повелел Ангел, обычно помещалось по три брата; им предписывалось, отшедши ко сну, не заводить речей друг с другом. Это же они должны были соблюдать и когда оставались на ночь в поле и располагались спать вместе, или когда в душное время выходили спать на доматы (плоские кровли) (п. 87). 164. Если случится кому проснуться прежде времени вставания, правило говорит ему: „пусть молится; и если чувствует жажду, а настает день поста, пусть воздержится и не пьет (п. 87). 165. Никто не должен на ночь запирать келию, которая и иметь не должна того, чем бы ее можно было запирать. В сем, впрочем, отношении Авва монастыря может иному сделать снисхождение, из уважения к летам или состоянию здоровья (п. 107). Видно не во всякой келии было по три брата; бывало и по одному. На это наводят и другие пункты устава.   16) Внутренняя жизнь: созидание духа истиною

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

Вот те точки зрения, с которых может быть опровергаемо и оправдываемо то или другое представление о седалище души в тесном смысле этого слова. На определение седалища души в тесном смысле слова имело большое влияние то обстоятельство, держались ли чисто спиритуалистического представления о душе, или же представления анимистического, т.е. признавали ли душу началом одних сознательных явлений, или вместе с тем признавали её принципом жизни организма. Обыкновенное представление признает душу не только производительницею чисто психических явлений, но и началом, дающим жизнь организму. Сообразно с таким представлением седалище души находили в том пункте нашего организма, где помещается химическая лаборатория, превращающая пищу в питательные соки, и откуда эти последние распространяются по всему телу, т.е. в желудке (в этом смысле мы находим определение седалища души у средневековых писателей, напр[имер], Парацельса, и затем в народных представлениях Китайцев), или думали, что Душа существует в таких частях тела, повреждение которых наиболее опасно для жизни, напр[имер], в сердце. (Такой взгляд мы находим у Гомера; он же является преобладающим в библии.) Последний взгляд – кардиоцентрический – на ранних ступенях развития мог стать преобладающим и потому, что первобытный человек живёт больше чувством, нежели умом; интеллектуальная деятельность стоит у него на заднем плане сравнительно с аффективною. Органом же аффекта, чувства всегда признавалось сердце. После того, как интеллектуальная деятельность стала выдвигаться на передний план и признана была в качестве наиболее характеристического признака души, вопрос о седалище души получил новый смысл. Седалище души стали искать в той части организма, которая наиболее тесно связана с чисто интеллектуальными отправлениями. Едва ли можно сомневаться, что таким местом следует считать головной мозг, так как несомненно, что головной мозг составляет необходимое условие для интеллектуальных деятельностей. Но тут является прежний вопрос; следует ли считать весь головной мозг седалищем души, или только одну какую-либо часть его.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010