Елена Ивановна продолжает свой рассказ: «А через девять дней и умер; не умер, а заснул тихо-тихо, как ребенок. В день кончины и Тайн Святых причастился. Тут только поняла я, что это были за святые места и Божии угодники, которых обещала ему показать Царица Небесная». Незаметно для многих прошла в земном мире жизнь «Серафимова служки» Николая Мотовилова. Но высоко поставлена была эта необычная душа в Царствии Небесном, ведь Сама Божия Матерь обратила на его жизнь Свой милостивый взор. И труды, и надежды, и упования Мотовилова не пропали даром. Недаром покоится он в Дивеевской обители – у подножия храма Божией Матери во имя Ее иконы Казанской. Кежутина Евдокия Андреевна – известная подвижница, вторая начальница Ардатовской общины в 1823– 1861 гг. Рано ослепла. См. о ней: Отечественные подвижники благочестия. Ноябрь. Изд. Оптиной пустыни, 1994. С. 549-564. Значит, длина собора – около 188 метров, ширина – около 123,5 метров, высота до креста – 253 метра, крест – около 72 метров в высоту и около 32 метров в ширину. Колокольня – около 72 метров шириной в основании, высотой – около 329 метров, крест высотой 32 метра, в ширину – 17 метров. Общая высота собора с крестом – около 325 метров, колокольни же – 361 метр. Храмов таких размеров в современной России нет. Комментаторы «Записок» Мотовилова приводят интересное сравнение: «Для сравнения: высота Троицкого со­бора Серафимо-Дивеевского монастыря с крестом 53 м, а колокольни – 72 м. Высота колокольни Ивана Великого в Московском Кремле 81 м. Для сравне­ния: по проекту А. Л. Витберга храм Христа Спасителя в Москве должен был иметь от подножия горы до креста 236 м, а от основания храма до креста – 172 м. По проекту К. А. Тона храм Христа Спасителя имеет высоту 104 м.» (С. 164). Игумен (впоследствии архимандрит) Зосима Задонский был определен Господом стать звеном, связующим духовных предшественников преподобного Силуана Афонского с преподобным Серафимом Саровским через Николая Александровича Мотовилова, ближайшего сотаинника и послушника преподобного Серафима. Елена Ивановна Мотовилова уже после кончины мужа вспоминала: «Часто мы бывали в Задонске, где архимандритом был духовный друг моего мужа отец Зосима. Первый раз увидала я его, по приезде в Задонск в церкви. Вижу, входит довольно молодой и кладет множество земных поклонов перед святыми иконами, и я подумала: «Вот какой еще молодой довольно, а уже какие имеет подвиги». По окончании службы Николай Александрович пошел со мной на чай к отцу архимандриту, и я очень удивилась, узнав в нем монаха, которого я видела в церкви. За чаем, обращаясь ко мне, отец Зосима вдруг говорит: «Вот, матушка, иные думают, что я еще молод, да уж и большой подвижник, только все это неверно, и мне скоро пятьдесят лет».

http://pravoslavie.ru/37027.html

29 и пояс из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, узорчатой работы, как повелел Господь Моисею. 30 И сделали полированную дощечку, диадиму святыни, из чистого золота, и начертали на ней письмена, как вырезывают на печати: Святыня Господня; 31 и прикрепили к ней шнур из голубой шерсти, чтобы привязать ее к кидару сверху, как повелел Господь Моисею. 32 Так кончена была вся работа для скинии собрания; и сделали сыны Израилевы всё: как повелел Господь Моисею, так и сделали. 33 И принесли к Моисею скинию, покров и все принадлежности ее, крючки ее, брусья ее, шесты ее, столбы ее и подножия ее, 34 покров из кож бараньих красных и покров из кож синих и завесу закрывающую, 35 ковчег откровения и шесты его, и крышку, 36 стол со всеми принадлежностями его и хлебы предложения, 37 светильник из чистого золота, лампады его, лампады расставленные на нем и все принадлежности его, и елей для освещения, 38 золотой жертвенник и елей помазания, и благовония для курения, и завесу ко входу в скинию, 39 жертвенник медный и медную решетку к нему, шесты его и все принадлежности его, умывальник и подножие его, 40 завесы двора, столбы и подножия, завесу к воротам двора, веревки и колья и все вещи, принадлежащие к служению в скинии собрания, 41 одежды служебные для служения во святилище, священные одежды Аарону священнику и одежды сыновьям его для священнодействия. 42 Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы все сии работы. 43 И увидел Моисей всю работу, и вот они сделали ее: как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей. 40 1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, 3 и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; 4 и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его; 5 и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию [собрания]; 6 и поставь жертвенник всесожжения пред входом в скинию собрания;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/443/...

В поперечном нефе понизу написаны поучительные и эмблематические сцены: жертвоприношения Исаака, Илии в пустыне, получающего приношение хлеба от ворона, древа Иессеева, вселенских соборов (первого), Лествицы Иоанна Климака, жития Герасима и пр. Выше в том же и в среднем нефе помещены сцены из житий Иоанна Предтечи, св. Евграфа, Ермогена, Патапия, Николая Чудотворца, Игнатия, Афанасия Афонского , Космы и Дамиана, Пигасия, Афония, Акиндина, Ельпидифора и Анемподиста, Акепсима, Павла Исповедника, Киприана, Дионисия Ареопагита , Сергия и Вакха, Пелагии, ап. Иакова, Евлампия, Филиппа и др. Верхний пояс среднего нефа образует цикл евангельский и сюжетов протоевангелия. Ниже евангельского цикла в среднем и поперечном нефе расположены по числам Минеи, начиная с угла слева от абсиды, в типе ватиканского Менология, с деяниями и мученическою кончиною святого. Минеи охватывают два начальных месяца: сентябрь и октябрь. Лествица Климака представлена (рис. 37) в одной (в миниатюрах: выходной) сцене восхождения по лестнице добродетелей монахов, с ангелами, помогающими и демонами, стаскивающими слабых и грешных в геенну огненную, разверзающуюся у подножия. Справа из монастыря вышедшая группа монахов поучается игумном. Спаситель принимает достигших вершины, держа рукописание: «приидите вси труждающиеся» и пр., все это по шаблону, подробно описанному в «Подлиннике» и малоинтересному 33 . Но среди известных банальных изображений мы встречаем здесь две особо любопытные и многознаменательные сцены поучительного содержания, назначенные приучать аскета к непрестанному размышление о смерти и распространившиеся в византийской иконографии с XIII столетия, времени появления обильной аскетической литературы этого рода, зачастую с обильными же иллюстрациями. На одной фреске (рис. 38) видим посреди двух высоких и обнаженных скал (образ пустыни – в данном случае, мировой пустыни), на сфере, как бы несущейся в пространстве, образ смерти, победоносно стоящей с косою в руках. Над смертью надпись: Τ δ μου δρπανον πντας νθρπους κα γγας διχσει θνατος, κα τφος γρ κατασταθτω μου η ξουσα κ τν δυντων φεξασθαι τοτου το ποτηρου. По всей земле, между скал, навалены тела умирающих, как спелого хлеба, скошенного косою смерти: воинов, знатных, духовных, черного люда. В пещере у подножия скалы, у входа сидит отшельник и скорбно дивится всемогуществу смерти. Справа от смерти видно раскрытое сияние духовного неба, ангелы несут к нему праведные души, спеленатые и прикрытые покровами, другие принимают эти души внизу от умирающих; то же с грешными душами творят черные демоны, мечущие нагие души грешников в адский огонь, пылающий из жерла адской пропасти внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В своде алтаря находится изображение «О тебе радуется», на стене выше царских врат София Премудрость Божия по новгородскому переводу, ниже – Святители. В своде жертвенника «Се агнец Божий» и Господь Саваоф, а по стенам св. диаконы и «чудо архистратига Михаила в Хонех». В диаконике – И. Христос и апостолы в цветочных медальонах – это «Союзом любве связуеми апостоли». В сводах среднего храма повторена четыре раза одна композиция на апокалипсическую тему: трехкупольный храм, в котором стоят 3 ангела со скипетрами. Это те ангелы, которые стоят на четырех углах земли и держат четыре ветра земли; в руках их скипетры – печать Бога живаго 42 (Апокал. VII, 1 – 2). Изображения на стенах представляют 5 рядов: в 1-ом (сверху) – праздники: Сретение, Богоявление, вход И. Христа в Иерусалим, Сошествие И. X. в ад, Вознесение И. X. на небо, Успение, Покров Пресв. Богородицы и др.; во втором ряду некоторые события Евангелия; в третьем Страсти Христовы, в четвертом события из книги Деянии апостольских – крещение народа ап. Петром (табл. XLVII), в пятом – нижнем изображения символические, поучительные из Пролога (видение Козьмы игумена) и др. Для образца отметим «Плоды страдании Христовых» или живой крест (табл. XLVIII). Изображен крест с распятым на нем И. Христом; крест этот «процвел»: верхняя ветвь, вышедшая из верхнего конца, образует букет, из которого выступает рука с ключом и открывает райские двери; выступающая из десной ветви рука возлагает венец на Церковь Божию, представленную в виде пятиглавого храма московской архитектуры; в храме стоят 4 евангелиста; из ветви, идущей от шуйцы И. Христа, выступает рука держащая меч и поражает смерть (скелет), сидящую на коне: рука, выступающая из процветшего подножия креста, держит молот и поражает скованного цепью дьявола (эта часть сильно пострадала от времени); возле подножия И. Христа – мертвые встают из гробов и в числе их – Адам, погребенный, по апокрифическому преданию, на Голгофе и очищенный от греха кровью из язв И. Христа, падавшей на его «череп».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Вот что говорит св. Кирилл: четыре бо части имать крест; аще и едина ею часть убудет, то убо своею образа не являет. Старообрядцы относят эти слова к четверочастному кресту и делают из них такое заключение: если от сего четверочастного креста отнять одну какую-либо часть, то он уже не будет истинным крестом Христовым; а отсюда прямое следствие, по мнению старообрядцев, то, что православная Греко-российская Церковь ., почитая крест двучастный, не содержит истинного креста Господня, поскольку крест двучастный лишен двух своих частей – титла и подножия. Между тем достаточно беспристрастно вникнуть в слова св. Кирилла, чтобы понять их истинный смысл. Если бы он разумел крест четверочастный (осьмиконечный), то выходило бы, что двучастный (четвероконечный) крест, лишенный двух частей креста четверочастного (титла и подножия), не есть даже и образ креста Христова; но с таким пониманием едва ли согласятся и сами ревнители старины, которые, при всей своей ненависти к двучастному кресту, все-таки всегда считали его образом и сенью «истинного креста Христова, – четверочастного креста. Напротив, если принять, что крест, о котором говорит св. философ, есть крест двучастный, то в словах его нельзя найти никакой несообразности и неясности, потому что, действительно, если лишим сей двучастный крест какой-нибудь составной его части, то уже не только не получим креста, но даже и крестного образа, ибо будем иметь или такую форму: или такую: или такую: или, наконец, такую: из коих ни одна не представляет крестного вида. Таким образом, нельзя без очевидной натяжки и искажения смысла речи св. Кирилла относить его слова к четверочастному кресту, как это делают старообрядцы. Мы рассмотрели два главные основания, которые глаголемые старообрядцы приводят в пользу своего мнения, что только четверочастный крест есть истинный крест Господень, и пришли к заключению, что ни то, ни другое не есть на самом деле достаточное доказательство для такого мнения, хотя старообрядцы, в лице писателей Меча Духовного, Поморских Ответов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

Чтобы быть последовательными и верными самим себе, мнимым старообрядцам необходимо нужно бы обратить на это внимание и вбивать гвозди во всякий крест и без них не считать крест крестом: гвозди в сравнении с Пилатовой надписью имеют неоценимое достоинство, потому что они прошли Пречистые длани и стопы и обагрились их кровью. Св. Златоуст и Иоанн Дамаскин , перечисляя достопоклоняемые орудия страданий Христовых, говорят между прочим и о гвоздях, а о титле – ни полслова 77 . Значит, титлы не следует почитать, кроме разве той, которая была первоначально на Кресте Господнем. Правда, раскольники могут сказать, что гвоздей в кресте они не изображают или не вделывают потому, что подразумевают их и, не видя их очами, видят мысленно и также поклоняются мысленно. Но если так, то почему не подразумевать и титлы или надписи крестной, которая в кресте гораздо маловажнее гвоздей? Показавши значение, вещество и степень важности титлы при крестных казнях и, в частности, на Кресте Господа нашего Иисуса Христа, теперь скажем о подножии на крестах, и именно о том, бывали ли подножия на римских крестах, нужны ли они для какой-нибудь основательной цели, в частности о том, было ли подножие на Кресте Господнем и нужно ли оно было на этом Кресте. Что касается вопроса о том, бывали ли подножия на римских крестах, служивших обыкновенно орудием казни для некоторых преступников, то на это можно отвечать решительно, что их не было. Ни один из римских историков, ни один отец или учитель Церкви, до Григория Турского , писателя VII века, не говорит о крестном подножии. У Сенеки 78 есть место, где говорится об остром кресте, который, будучи вбит в обыкновенный крест, служил седалищем для распятого, на котором он, приседая, тяжестью своего тела давил происходящую от такого острого рожна рану и висел в самом стеснённом положении. Это именно то самое седалище, о котором, как увидим ниже, упоминают свв. Пустим и Ириней 79 . Замечательно, между прочим, выражение Сенеки, который острое седалище называет крестом (acuta crux).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

По материалам книги: Путеводитель-справочник " Вся Украина " . Изд-во Картография. г. Киев, 2005 г. Тайна: кто, когда и на какие средства построил католическую святыню у Каменецких городских ворот в Теребовле, а так же была ли она построена на месте более раннего храма, история надежно хранит в своей памяти, оставляя человечеству довольствоваться лишь первой ее письменным упоминанием в 1614 году как уже действующего каменного оборонительного оплота христианской веры. Это позволяет датировать ее концом XVI – началом XVII века. 1662 год стал для церкви святого Николая знаковым, потому что именно тогда королевским приказу польского короля Яна II Казимира (1609–1672) в ее летопись впервые была вписана фамилия семьи священнослужителей Римбал, за первым из которых (Гелогрефом) не только закреплялась приход, но предоставлялись привилегии в ведении хозяйственной деятельности. В течение всего XVII века, выдержав, как минимум, три больших разрушительных турецко-татарских нашествия (1672, 1675, 1687 г.г.), католическая святыня у подножия древнего замка с честью выполняла свою высокую богоугодное миссию, при этом получив боевые шрамы как память о своих ратных подвигах. Изменение условий ведения боевых действий во второй четверти XVIII века вместе с потерей Теребовлянською крепостью ключевого оборонного значения для восточных рубежей Речи Посполитой, поставили перед общиной Никольского храма вопрос о предоставлении ему более духовного лица. В связи с чем с благословения главы греко-католической церкви Киевской митрополии Афанасия Шептицкого (1686–1746) на средства местной общины под руководством приходского священника Антония Римбали была начата его капитальная перестройка. На судьбу отпрыска все той же семьи Римбал (отца Николая) в 1784 году выпала честь принимать в церкви у подножия Замковой горы посещение львовско-галицкого епископа Петра Белянского (1736–1798), которая оставила о храм за новым каменным забором с двойными воротами и колокольней на семь колоколов самое благостное впечатление.

http://sobory.ru/article/?object=28684

1735 год. «... Мне для моей физической болезни здесь, в близости завода, для великого курения и пыли жить весьма тяжко; того ради надлежит командирской двор построить за городом на северной стороне, где от меня место показано...» - так писал Василий Никитич Татищев в канцелярию Главного правления заводов. Место, о котором здесь говорится, - Вознесенская горка, тогда ещё, правда, безымянная. Дом для Татищева возвели каменный, обустроили вместительный погреб, отвели огород. 1770 год. 19 сентября (по старому стилю) освящен в Екатеринбурге новый храм в честь Вознесения Господня. Церковь была деревянная и стояла у подножия горы, там, где позже появился печально знаменитый Ипатьевский дом. 1789 год. «... Вознесения Господня церковь пришла уже в ветхость, а по желанию нашему вознамерились построить вместо деревянной вновь каменную церковь, для которой уже припасы приуготовляются, а как подле оной порозжего места нет, то по красоте города есть здесь в Екатеринбурге на горе против сказанной церкви бывшего горного командира Татищева дом, ветхостью со всем строением и каменной палаткою оценен в продажу... чего ради просим, чтобы повелено было к строению каменной церкви место отвесть на горе, против упоминаемой Вознесенской церкви». Эту просьбу подали городской администрации прихожане и священнослужители храма. Благословение на новое строительство было получено в том же 1789 году, закладку здания произвели в 1792-м, а в 1801 году освятили в нижнем этаже придел в честь Рождества Богородицы. В 1808 году старый деревянный храм разобрали и перенесли в Нижне-Исетск. На его месте позже появилась маленькая каменная часовня, та самая, которую мы видим на фотографиях рядом с домом Ипатьева. Так Вознесенский храм словно взошел от подножия горы на ее вершину. В XIX веке церковь неоднократно достраивалась и расширялась. К началу XX столетия обширный храм имел 6 приделов: Вознесенский, Рождества Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери. В нижнем этаже размещалась мужская одноклассная церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=01226

В центре кремля в обрамлении густой зелени возвышается известный памятник «Тысячелетие России», открытый в праздник Рождества Богородицы – 8 сентября 1862 года. Издали он напоминает Царь-колокол. На круглом постаменте установлена «держава» – величественный символ царской власти – в виде, шара с крестом. На ее сфере у подножия креста возвышается Ангел, назидающий коленопреклоненного монаха, а ниже по кругу тянется рельеф с изображением людей, составляющих славу России. Культура и история у подножия креста... В соборе неподалеку от Царских врат с недавнего времени снова установлена святыня Русского Православия – новгородская икона Божией Матери «Знамение». Икона помещена в стеклянный футляр, в котором поддерживаются влажность и тепловой режим, наиболее благоприятные для ее сохранности. В 1170 году она обратила в бегство от стен Новгорода неприятеля, которому не могла противостоять никакая земная сила. После Божественной литургии в Софийском соборе узнаю от старушки, что Семинария находилась в самом городе, в Антониевом монастыре. А слышала она это от покойного мужа, который был намного старше ее... Адрес подтвердил настоятель Великой Софии отец Анатолий Малинин. Поспешив на другой берег Волхова, проехав вдоль него несколько остановок, оказываюсь около того места, где находился старейший в России Антониев монастырь. «Место изрядное, угодное и веселое как ситуацией, так и близостью Новгороду двомя токмо верстами отстоящее, над рекою Волхвом лежащее, весьма к устроению Академии по обстоятельствам и угодиям приличное», – писал архиепископ Амвросий (Юшкевич. † 1745), стараниями которого Семинария была открыта 30 октября 1740 года. До революции Новгородская Духовная Семинария была одним из самых значительных средних церковных учебных заведений России В 1890 году к 150-летию ее основания вблизи монастырской рощи был выстроен в стиле того времени новый трехэтажный корпус, фасадом выходивший на Волхов. Ныне это Педагогический университет, в котором прошлое его стен прочно забыто. В роще поставлены бетонные коробки новых корпусов. Только кирпичная ограда вдоль берега и задумчивый широкий вид за ней – все те же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

После богослужения все участники торжеств были приглашены на братскую трапезу, которая состоялась во дворе храма. Вечером 25 октября в церкви св. Зинаиды было совершено всенощное бдение, которое возглавили митрополиты Иларион и Платон. В нем приняли участие все архиереи и священнослужители, входящие в состав российской делегации, прибывшей в Латинскую Америку в рамках «Дней России». В воскресенье, 26 октября, иерархи Русской Православной Церкви впервые в истории молились о России и Бразилии, а также о единстве христианской Церкви у знаменитой 38-метровой статуи Иисуса Христа на горе Корковадо, возвышающейся над Рио-де-Жанейро более чем на 700 метров. Богослужение возглавили митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и митрополит Аргентинский и Южно-Американский Платон. Им сослужили архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Домодедовский Евтихий, епископ Каракасский Иоанн, а также члены российской делегации в священном сане. Божественная литургия совершалась при пении хора московского Сретенского монастыря под открытым небом, у подножия статуи Христа Спасителя. На горнем месте была установлена привезенная из России чудотворная икона Божией Матери «Державная». На богослужении присутствовали консул Российской Федерации в Бразилии Алексей Лабецкий, глава Росатома Сергей Кириенко, представители МИДа РФ, деятели культуры, а также представители общественности, прибывшие в Рио-де-Жанейро в рамках «Дней России в странах Латинской Америке». По завершении богослужения у подножия статуи Спасителя был развернут российский флаг, который поддерживали и воодушевленные бразильцы, и туристы из других стран. Завершилась праздничная программа «Дней России» в Рио-де-Жанейро концертом хора московского Сретенского монастыря в бывшем кафедральном соборе Божией Матери «Кармелито». Переполненный до отказа зал не мог вместить всех желающих услышать пение русских хористов, многие слушатели стояли не только в проходах и по окружности собора, но и за его пределами.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery72....

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010