В притворах совершалось крещение обращающихся в христианство язычников или иудеев, для чего устраивались в них неподвижные крещальни, если, впрочем, при церкви не было для сего особого здания. В этой же части храма должны были во время богослужения стоять оглашенные и кающиеся низших степеней. За притвором следовала вторая, средняя, часть храма – место для верующих, или церковь в собственном смысле; из притвора вели сюда особые двери, называвшиеся красными или царскими. В этой части храма были еще особые отделения по правую и левую стороны: для мужчин и женщин; на середине же устраивалось возвышенное место, на которое входили чтецы, певцы и диаконы, чтобы во время чтения, пения или произношения молитв их могли видеть все присутствующие, отчего это место и получило название амвона. На левой стороне от амвона, близ третьей части храма, было предложение, то есть стол, на который полагались приношения верующих 146 . Третью часть храма составлял алтарь, отделявшийся от средней части решеткой и, кроме того, завешиваемый во время совершения евхаристии завесою. В алтарь вело три двери, из которых средние назывались в Восточной Церкви святыми, а в настоящее время называются царскими. Против этих дверей поставляем был престол, на котором совершалась евхаристия. Сначала это был обыкновенный четырехугольный стол, но с течением времени его стали устраивать несколько выше обыкновенного стола. Престол в древней Церкви назывался жертвенником, а также святою трапезою. За престолом устраивалось возвышенное место, на котором в известное время при богослужении сидел епископ и с которого говорил поучения, а с III века по обе стороны епископского седалища, несколько ниже, стали устраивать седалища для пресвитеров. В правой стороне алтаря устраивалось особое отделение для помещения и хранения священных книг и вещей, употребляемых при богослужении. Это отделение называлось ризницей, сосудохранительницей, а также диаконником, так как оно состояло в заведовании диаконов. На построение церквей христиане нередко жертвовали большие средства с тем, чтобы по своему великолепию и богатству они были поистине домами Божиими, отличными от обыкновенных жилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Анкирского Собора Анкирский Собор состоялся в 314 г. в Анкире, столице Галатии. Это был едва ли не первый собор после гонения Максимина. Число епископов, участвовавших в Соборе, небольшое: всего около 18, но они представляли почти все части Сирии и Малой Азии, под председательством Виталия, епископа Антиохийского. Поводом для созыва Собора явились вопросы, связанные с только что кончившимися гонениями. (25 Правил). 1 . О пресвитерах, которые принесли жертвы идолам, потом возобновили подвиг за веру, и притом не по ухищрению некоему, но по истине, не делая предварительного приготовления и соглашения к тому, да покажут себя как бы подвергаемы мучениям, тогда как употребляемы были оные только для вида и притворно, рассуждено: да не лишаются чести седалища, но да не имеют власти совершать Приношение, проповедовать и вообще совершать что-либо священническое. Это правило дополняет 62 Апост. Правило о пресвитерах, отрекшихся от христианской веры во время гонений. Оно говорит о тех, которые пали, но потом искренно раскаялись в своем отступничестве и засвидетельствовали это, выдерживая мучения за исповедание своей веры во Христа. Им разрешается носить священническую одежду и в кругу священников пользоваться честью седалища, но не разрешается священнослужения, проповеди «и вообще священническое что-либо действовать». Ср. I Всел. 10, 11; Петра Алекс. 8, 10. 2 . Подобно и диаконам, которые принесли жертвы идолам, но потом возобновили подвиг веры, присвоенную им честь иметь, но перестать осуществлять им от всякого священного служения, от возношения Хлеба и Чаши и от провозглашения молений. Если же которые из епископов усмотрят в таковых некий труд или смирение кротости и восхотят нечто более дать или отнять, да будет сие в их власти. То, что 1 правило предписало в отношении священников, повторяется и в отношении диаконов, по сколько ответственность диаконов меньше, как стоящих в своем служении ниже пресвитеров, то 2 пр. Анкирского Собора дает епископу больше возможности снисхождения, разрешая им предоставлять больше или меньше чести по своему усмотрению. Ср. I Всел. 11, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

По воскресении Господа, Ангел говорит Мироносицам: рцыте учеником Его, и Петрови, яко варяет вы в Галилеи ( Марк. 16:7 ). В этих словах вы видите до­казательство особенного преимущества Петра пред другими учениками. Но я думаю, и беспристрастный читатель согласится со мною, что здесь скорее надобно видеть снисхождение к Петру,– в том, что он, хотя и отрекшийся, не лишен радости слышать, вместе с другими, о воскресении Господа. Не редко Господь выражал высокую любовь Свою к избранным ученикам Его, называл их братьями, ( Иоан. 20:17 ) друзьями ( Иоан. 15:14 ) Своими; но нигде в св. Писании не видно, чтобы одному кому-нибудь из них Он оказывал исключительное предпочтение, а тем менее – давал власть над другими. Он явился в первый день по воскресении св. Петру, но еще прежде явился Мироносицам, отдельно явился Луке и Клеопе и особенным образом уверил св. Фому в своем воскресении. Только св. Иоанн на­зывается таким учеником, егоже любляше Иисус ( Иоан. 21:20 ). Ему поручает Он с креста Свою пречистую Ма­терь, и назначает его, как бы вместо Себя, сыном Ее ( Иоан. 19:27 ). Известно, что св. Иоанн долго жил и скон­чался в Ефесе; почему же епископы Ефесские не имели и никогда не домогались, на этом основании, особенных преимуществ в церковной иерархии? Конечно, потому, что лю­бовь Господа, равно как и право на получение царствия небесного, приобретаются собственными достоинствами и подвига­ми каждого, а не передаются по наследству. Братская любовь, совершенное равенство и единодушие Петра с прочими Апостолами трогательно изображаются в следующем повествовании св. Иоанна: бяху вкупе Симон Петр и Фома, и Нафанаил, и сыны Заведеевы, и ины от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити; и глаголаша ему: идем и мы с тобою и проч. ( Иоан. 21:2–3 ). Разве здесь есть что-нибудь по­хожее на обращение начальника с подчиненными? Разве не видите вы, каким тесным союзом любве были связуемы Апостолы, как поет наша Церковь ? Разве есть что-нибудь подобное этому в теперешних отношениях папы к подчиненным ему епископам, которые целуют ноги его и величают себя епископами – по милости апостольского седалища? Размыслите, прошу вас, беспристрастно об этих словах: епископ по милости, или благодати (не Духа Святого, а) апостольского седалища!!!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Тире в начале IV века, в которой говорится, что " храм объемлет всю вселенную " и созидается, по существу, не только людьми, но " великим Строителем - Словом " и " существует на земле как мысленное подобие того, что превыше небесного свода " , что в храме мы видим " образцы " (то есть образы) " Иерусалима, именуемого Горним, небесную гору Сион и находящийся над всем этим (земным) миром град Бога Живого, в котором тьмы ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах... " Все это не есть только произвольные человеческие аллегории, некие ничего не значащие сравнения. Символизм Церкви - это " реальный символизм " , по выражению В.М. Живова. В " Мистагогии " Максима Исповедника говорится, что " Святая Церковь носит тип (ο) и образ (ε) Бога, поскольку она типически и подражательно обладает той же энергией (действованием) " , и далее, что " Святая Церковь Божия обладает по отношению к нам теми же действиями, что и Бог, подобно тому как ими обладают образ и архетип " (первообраз) Все это непосредственно укоренено в христологическом догмате, в учении о Христе как воплотившемся Боге, соединившем в Своей личности божественное и человеческое, небесное и земное, и о Церкви как теле Христовом. Отсюда в земных образах могут теперь при соблюдении определенных условий отображаться первообразы иного, небесного бытия. Эта теория образа, по Максиму, дает ответы на вопросы, им же поставленные: " Как созданное по образу возвращается к образу, как почитается Первообраз, в чем сила нашего спасения и ради кого Христос умер? " Помимо стен, в " Иерусалиме Новом " , по Откровению Иоанна Богослова, достаточно описуемым является только таинственный храм небесный. Выше мы вкратце уже говорили о его устройстве. Вспомним теперь еще раз, в каких образах дано Иоанну Богослову видеть этот храм и то, что в нем происходит. Через таинственную " дверь, отверстую на небе " тайновидцу открывается: " Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий " (Откр.4:2). Окрест этого престола (седалища) расположены малые престолы - седалища 24 " старцев " - " священников " (4:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

Все указания относительно настоящего перевода и издания будут приняты нами с благодарностью. Святой город Иерусалим. 10 февраля 1937 г. Св. священномученика Харалампия. Поставляется на среде храма амвон, подобный амвону, на нем же стоит архиерей в начале Божественной литургии святого Иоанна Златоуста или Василия Великого , и на сем амвоне поставляется аналогий, зря к западу. Если служит архиерей, поставляются седалища на амвоне, одно посередине архиерееви, таже по обою страну, ступенью ниже, седалища пресвитером, вси зряще к западу, восточнее аналогия. Приспевшу времени Божественныя службы, приходит архиерей (или иерей, аще архиерей не литургисает) с хотящими сослужити ему пресвитерами и диаконами и вошедши в храм целует святые иконы ничтоже глаголя, и входит во святый олтарь северной дверью. Сотворив поклонение святей трапезе, облачаются вси во вся священныя одежды. Диакони же препоясуются орарями своими и тако пребывают во все время службы. Святитель же саккос не облачает, но вместо него пресвитерский фелонь и поверх него омофорий великий, его же не отлагает во все время Божественной службы. Такожде ни крест ниже енколпион одевает, ниже митры. Ведомо буди, яко дикирий с трикирием и орлецы не потребны суть на литургии святого Апостола Иакова, точию пастырский жезл архиереев и той без плата, сиречь, сулка. И полагаются на святей трапезе со Святым Евангелием по обою страну его книги Божественных Писаний: едина книга писаний апостольских, иная книга писаний пророческих. Егда же облачатся все, отходит один из пресвитеров в предложение и приуготовляет святый дискос и святый потир, таже ничтоже глаголя изымает из просфоры агнец, якоже обычно есть на литургии златоустовой, точию не приглаголет ничесоже. Таже вливает вино во святый потир и растворяет е водой по обычаю, паки ничтоже глаголя. И так скончав приуготовление, не покрыв сосуды, отходит к святей трапезе. Ведомо же буди, яко в Закинфе покрывают сосуды обычно, ничто же глаголя. Диаконы же изыдут из святаго олтаря и станут на солее по обою страну святых дверей, два два, зря к народу, сиречь, к западу. Аще един служит диакон, делает такожде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это видно, во-первых, из его толкования евангельского повествования об изгнании торгующих из храма. Христос вошел в храм и опрокинул седалища продавцов голубей. Повествование это имеет духовный смысл и является осуждением недостатков, имеющих появиться в христианской Церкви. Седалища обозначают служение священников, голубь – Духа Святого. Ниспровержение седалищ торговцев голубей означает осуждение тех христианских священников, которые продают дары Духа Святого за деньги. Но это повествование не могло относиться к синагоге, потому что в ней не было Духа Святого, а следовательно, нечего было ни продавать, ни покупать 1853 . Таким образом, в Ветхом Завете третье Лицо Святой Троицы не действовало. Если так, то и дарование Закона и пророчества в Ветхом Завете исходит не от Духа Святого, а от Сына. Об этом Иларий определенно и говорит. Христос уподобил Царство Небесное закваске, которую женщина скрыла в трех мерах муки, пока вскисло все ( Мф. 13:33 ). По этому поводу Иларий говорит: «Господь уподобил Себя той закваске, которую, взяв, женщина, т. е. синагога, скрыла осуждением на смерть по обвинению в том, что Евангелиями разрушаются Закон и пророки. Но эта закваска, скрытая в трех мерах муки, т. е. равенством Закона, пророков и Евангелий, все делает единым: что установил Закон, что возвещали пророки, то самое исполняется в событиях евангельских. И через Духа Божия все становится одним по силе и смыслу, и в трех мерах ничего заквашенного не остается отличающимся одно от другого» 1854 . Таким образом, Дух Божий, действием Которого Закон, пророки и Евангелия представляют собой одно и то же по смыслу, есть Господь, сравнивший Себя с закваской. Но в особенности ясно отсутствие проявлений третьего Лица Святой Троицы во время земной жизни Спасителя. Здесь уже все упоминания о Духе Святом понимаются в смысле указания на Божественную природу Христа. Евангелие говорит об участии Духа Святого в рождении Христа по человечеству: «Дух Святый найдет на Тя...» В позднейших сочинениях Иларий совершенно ясно разумеет под Духом Святым, о Котором говорит Евангелие, Божественную природу Христа, Сына Божия, создающего для Себя тело в утробе Девы 1855 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Греческие наемники были на обеих сторонах, но предводитель стоявших на египетской службе – галикарнасец Фанет изменил Амасису и бежал к Камбизу. Еще более ценным для последнего было недовольство значительного количества египтян Амасисом; в числе их наверное были и приверженцы Априса, и жрецы и т. п. Ктесий пряма говорит, что победа Камбиза была обусловлена изменой вельможи, евнуха Комбафея, желавшего получить пост наместника Египта и открывшего Камбизу «мосты и прочие дела египтян». Таким образом, получается картина, вполне аналогичная той, которую, мы видели в Сардах, Экбатане и Вавилоне: отпадение союзников, неблагонадежность греков, внутренняя измена. Но здесь положение еще осложнилось тем, что уже во время похода Камбиза умер Амасис, оставив престол своему сыну Псаметиху III. За этим тяжелым, неблагоприятным и зловещим обстоятельством последовало редкое метеорологическое явление в Верхнем Египте – в Фивах выпал дождь, что на суеверных египтян не могло не произвести тягостного впечатления. Однако египетские патриоты решились храбро сопротивляться. «Достойный у Нейт, великой матери богов, у богов Саиса наследственный князь, царский казначей, единственный семер, царский знакомый воистину, которого царь любит, писец, начальник писцов в судилище, начальник писцов, начальник дворца, начальник царских кораблей при царе В. и Н. Египта Амасисе, начальник царских кораблей при царе В. и Н. Египта Псаметихе III–Yджa-Гop-pecehm, сын начальника храмов Гора-младенца (?), жреца Нейт, жреца, главы Саиса, Пефинейта. Говорит он: когда прибыл великий царь, государь всех стран, Камбиз в Египет, и с ним были азиаты всех стран, он царствовал над этой страной во всю широту ее, и поселил их там. Он был великим царем Египта, великим властителем всех стран. Приказал мне его величество быть в сане Великого Врачеванием, заставил быть рядом с ним в качестве семера, начальника дворца. Я составил его титулатуру в имени ее, как царя Верхнего и Нижнего Египта Месут-Ра. Я дал познать его величеству величие Саиса, седалища Нейт, великой матери, родившей Ра первородно, когда еще не было рождений, вместе с учением о величии обители Нейт – неба, во всем объеме этого учения, вместе с учением о величии храма Нейт и всех богов и богинь, которые в них, вместе с учением о величии Хат-биоти – седалища царя небесного, вместе с учением о величии южного святилища и северного святилища храма Ра, храма Атума – это тайна всех богов...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

венник и берет, т. е. черного цвета шапочка с расширяющейся кверху четвероугольной тульей и с помпоном на ее вершине. Заняв свое место, каноник кладет и шапочку, и молитвенник пред собою на пюпитре. Располагаются сидящие на местах хора соответственно достоинству их сана или должностного положения, так что высшие восседают в самом верхнем ряду седалищ, а низшие – в нижнем. В числе высших всегда можно видеть одного или нескольких епископов, у которых и одежда, и берет темно-красного цвета, а на груди золотой наперсный крест висящий, впрочем, не во всю длину цепочки, как носят кресты у нас, а подвешенный на одну из пуговиц сутаны, так что цепочка располагается по обе стороны креста спускающимися вниз полукружиями. Так как число мест в хоре значительно превышает количество членов клира, которых в храме св. Петра, напр. я, ни при одной службе не насчитывал более сорока, то многие седалища остаются пустыми и потому никакого симметрического порядка в общей картине хора во время богослужения не получается. – Собираются каноники в храм без особенной поспешности, так что нередко довольно уже спустя после начала службы то один, то другой из них только еще направляется к своему месту. Привычка постоянно быть на виду народа дает им, конечно, возможность нисколько не стесняться тем, что взоры всех и отовсюду устремлены на них. Иной раз видишь, как какой-нибудь почтенный отец мирно подремывает, пристроившись как можно удобнее между высокими ручками своего широкого и комфортабельного седалища... Другой сосредоточенно пощелкивает пальцем по табакерочке, извлекает оттуда порцию и, улучив удобный момент, прищурившись, со свистом отправляет ее по надлежащему адресу. А там два старца-соседа, под шумок монотонного ведут приятельскую беседу и, благодушно посмеиваясь, очевидно, делятся впечатлениями по поводу какой-либо интересной последней новости. Нужно, впрочем, заметить, что подобные явления сравнительно редки, и, в общем, поведение каноников в хоре вполне прилично и благообразно. Громадное большинство их держат себя с подобающим храму и их священному сану благогове-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чин поставления в московские патриархи Казанского митрополита Гермогена. Начала и конца не имеется». В тексте документа не приведено ни одной даты, и можно полагать, что дата, написанная на обертке, взята не из нашего столбца, а поставлена неизвестным автором на основании общеисторических сведений о патр. Гермогене. Словом наш столбец сохранился, как видно из упоминания о нем митр. Макария (см. Ист. Рус. Церкви, т. X, стр. 130, подстр. прим.), совершенно без изменения с конца 70 г.г. XIX ст., когда был напечатан указанный том Истории Рус. Церкви. На основании внешняго вида документа, представляющего довольно небрежно написанный столбец, без внесения текста церковных молитв, не могший ни в каком случае быть употребленным в Успенском соборе при поставлении Гермогена в патриархи, мы можем предположить, что имеем дело с черновой записью чина поставления. Помимо этих вводных пояснений, в виду сходства изследуемого чина поставления Гермогена на патриаршество с чином поставления в патриархи Филарета Никитича мы решаемся недостающия части нашего документа – начало и конец – воспольнить из последняго аналогичного чина, подробно передающего весь порядок поставления 34 . К торжественному обряду поставления, посреди Успенского собора, там, где находится архиерейское место, устраивалось на возвышении, особое место, к которому вели ступени: на месте устроялись седалища: одно для царя, а два другия для поставляющего и поставляемого святителей; от места к амвону шли 3 дороги, богато устланныя сукнами. Кроме того, от особо устроенного места по обе стороны к амвону ставились особыя седалища для сослужащих при чине поставления духовных лиц. Пред амвоном на церковном помосте был изображен с простертыми крыльями одноглавый орел; под ним был город со столпами, на которые ногами опирался орел. Когда наступало время поставления, то новопостовляемый патриарх шествовал с своего святительского двора в Успенский собор и шел в придел Похвалы Преч. Богородицы; все же остальныя духовныя лица ожидали в Успенском соборе пришествия царя и святителя, поставлявшего нареченного патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Тогда папа говорит: «властии всемогущего Бога, свв. апп. Петра и Павла и нашею делаем (creamus) св. римской Церкви кардиналами-пресвитерами NN, дьакониами NN, с необходимыми разрешеньями, ограниченьями и условьями». И если еще подразумеваете нескольких Кардиналов в уме, то прибавляет: «а других четырех или восемь (не обозначая их имен) мы оставляем в уме (in pectore, in petto) для того, чтобы провозгласить их некогда по нашему изволению, во имя Отца», и пр. После сего Кардинал-Статс-Секретарь извещает об этом провозглашенных, и они по полудни являются к папе, который, с приличным наставлением, возлагает на них красную камилавку (biretum) и краткую фелонь (mozzetta). На это новые кардиналы ответствуют благодарственною речью. При выходе из папского дворца папский под-гордеробщик (sottoguardoroba) вручает им красную скуфейку (zuchetto). 2) На четвертый день новые Кардиналы в Сикстовой капелле читают присягу (juramentum), в которой клянутся быть верными римской Церкви, ея предстоятелям и его преемникам, стараться о защищение латинской веры, об искоренении ересей и исправлении (reformatione) заблуждений и расколов, не соглашаться на отчуждение церковных имений, кроме случаев, дозволенных каноническим правом, советовать верховному первосвященнику во всем по совести, и верно исполнять все поручения апостольского седалища. После присяги их ведут в публичную Консисторию. Здесь они сперва подходят к папскому трону и целуют у папы ногу и руку, а потом их обнимает папа и прочие кардиналы. После сего они занимают назначенные для них места; далее опять подходят к папскому трону, и папа на главу каждого из них, покрытую канишоном, возлагает красную 87 кардинальскую шляпу, говоря: «В хвалу всемогущего Бога и для украшения св. апостольского седалища прими красную шляпу, – особенный знак кардинальского достоинства, который знаменует, что для возвеличения св. веры, для мира и покоя христианского народа, и для приращения и благостояния св. римской Церкви, ты должен являть себя неустрашимым даже до смерти и пролития крови (inclusive) 88 во имя Отца», и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010