Хранилища на выселках Вот только украинских хранилищ это уже не касается. Здесь придётся работать только на коммерческих основаниях. А по причинам достаточного количества ПХГ в Европе, стала необязательной и закачка газа в укрПХГ для обеспечения украинского транзита. Она проводится только из-за того, что это всем удобно: " Газпрому " - более ранние гарантированные продажи газа, Украине - кредит от ЕС под закачку, Европе - некоторое спокойствие при прохождении зимнего транзита (т.к. газ в ПХГ является газом " Нафтогаза " - следовательно пока он есть, не будет несанкционированного отбора). Но технологической необходимости в такой закачке уже нет. Хранилища газа стараются располагать недалеко от маршрута экспортного газопровода. Поэтому отдельная проблема для укрПХГ заключается в том, что в случае отказа России от транзита газа, они оказываются " на выселках " европейского рынка газа. Чтобы воспользоваться украинским хранением, даже от ближайшего (и не самого популярного) австрийского хаба Баумгартен, газ нужно прокачать по территории Словакии (при закачке) и обратно (при отборе). Если же говорить о хабах северо-западной Европы, то транспортные расходы оказываются еще больше (маршрут через Германию, Чехию и Словакию). Так или иначе, о том, что " жемчужина " превратилась в " тыкву " в конце февраля в явном виде заявил сам " Нафтогаз " : чтобы найти зарубежных инвесторов для украинской ГТС, необходимо выделить убыточные ПХГ в отдельный бизнес. От Европы к Турции Понимание ненужности украинских ПХГ для Европы действительно появилось даже в " Нафтогазе " , об этом говорит еще один индикатор. Последние полгода всё активней продвигается новая тема - использование украинских ПХГ для нужд турецкого газового рынка. Официально эта тема была поднята в середине марта, во время визита П.Порошенко в Анкару. Звучит на первый взгляд опять же красиво. Турция - крупный потребитель газа (50 млрд кубометров в год), но вот только своих ПХГ у них практически нет. Напомним, что сейчас Россия поставляет в Турцию около 14 млрд кубометров по прямому морскому газопроводу " Голубой поток " , еще столько же - через Украину и Трансбалканский газопровод (Румыния, Болгария).

http://ruskline.ru/opp/2016/aprel/19/che...

Зографский монастырь находится на северо-западной стороне Афонского полуострова; основан он в 911 году при греческом императоре Льве Мудром. В 10 веке в нем жили греки. В 1046–1049 г. пришли болгарские монахи и заняли Зографский монастырь, и с того времени он стал национальным болгарским монастырем. В 18 веке положение Афонских монастырей и в частности Зографа было тяжелое. Гр. Барский, бывший на Афон в 1744 г., т. е. около того времени, когда здесь жил Клеопа, дает следующей отзыв об иноках Зографа. ,,В Зографе болгарские иноки, некие же и от наших с ними сожительствующие, был в разуме и только едва ведавшие чести черное по белому, всецело в заблуждение впали: 1) не признают крещение не только латинян, но и униатов и даже тех, которые крестились от русских православных священников, но малое время проживали в Польше, иногда перекрещивают, а не творящих сего на житие не принимают, а приняв, досаждают и ругаются, пока вон не убежишь, 2) если кого примут от таковых иеромонахов в монастырь свой вместо простых монахов вменяют и на литургию их не пускают, 3) иконам малороссийским, а иногда и великороссийским клонятся, не хотят, 4) некоторые не принимают русских исправленных богослужебных книг, считая их испорченными 8 . Эта выдержка из труда Барского показывает, что Зографские иноки достаточно близко знали русскую церковь , особенно западную ее часть, часто имели у себя иноков и из России. Поэтому возможно, что и малороссиянин Клеопа, пришедший на Афон, поступил в Зографский монастырь, а не в другой какой-либо. Вышеприведенная характеристика Барского касается только одной стороны Зографских иноков – их отношение к католикам и униатам, говорит об их излишне строгом отношении к отступникам от православной веры. Но она ничего не говорит о внутреннем строе иноческой жизни в Зографском монастыре. В этом отношении и Зографский монастырь мог быть хорошим местом для воспитания пришельца из России в строгих правилах иноческой жизни. Здесь Клеопа мог практически ознакомиться и с общежительным строем монастырской жизни и с уединенными иноческими подвигами в скитах и кельях, ознакомиться не как наблюдатель, но и лично пройти всю эту иноческую школу. Глубокие следы, оставленные этим иноческим воспитанием на Афоне, ясно заметны у Клеопы во время его настоятельства в Введенской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1939–1941 гг. закончился срок заключения и ссылки у некоторых иерархов. На свободу вышли, например, архиепископ Сергий (Гришин), ставший викарием Московской епархии с титулом «Можайский», архиепископ Иоанн (Соколов) , живший у родственников на даче, епископ Иосиф (Чернов), поселившийся в Таганроге и служивший тайно. В таком состоянии Церковь встретила следующую фазу Второй мировой войны. § 2. Церковная жизнь на территориях, оккупированных Германией За восемь лет до трагедии 1941 г. живший в Болгарии святитель Серафим (Соболев) сказал: «Страшно гневается Господь на Россию! Никогда еще не было в мире такого гнева Божия, как теперь над Россией». О том, что агрессивное безбожие не останется без наказания, говорили и многие новомученики. Предчувствие глобальной катастрофы в 1930-е гг. было сильно и на родине, и в эмиграции. В конце 1930-х гг. в эмигрантской прессе публиковались высказывания святых о грядущих судьбах России. В частности, в харбинской газете «Хлеб небесный» были опубликованы слова преподобного Нектария Оптинского , сказанные в 1918 г., что России отпущено 22 года на покаяние. Действительно, 1941 г. стал для отечества роковым. 22 июня германские войска атаковали границы Советского Союза. Этот день, совпавший с праздником всех русских святых, стал началом Великой Отечественной войны, стоившей Советскому Союзу 27 млн человеческих жизней. Хотя германская пропаганда говорила об этой войне как об антибольшевистской, на самом деле планы Гитлера носили откровенно антирусский характер и не предусматривали сохранения единой России. Успех сопутствовал Гитлеру до конца осени 1941 г. В это время Германией и ее союзниками были оккупированы северо-западные районы России, Прибалтика, Белоруссия, Украина. Немецкие войска взяли Смоленск, Калугу, Тверь (тогда Калинин), западные районы Московской области и готовились к штурму самой столицы. Из Москвы спешно эвакуировались наркоматы и ведомства, правительство переехало в Самару (тогда Куйбышев), Советское информбюро, начинавшее передачи словами «Говорит Москва», вещало из Екатеринбурга (в то время Свердловск). Был готов покинуть столицу и Сталин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будучи со всех сторон окружен латинскими и славянскими государствами, на востоке феодальным Фессалоникийским королевством, на северо-востоке Болгарским царством и на западе владениями Венеции, угрожавшей морскому побережью Эпира, деспотат должен был пойти по пути создания крепкой военной силы, которая могла, в случае необходимости, дать отпор внешнему врагу. Немалым подспорьем в последнем случае служила для деспотата также горная, малодоступная природа местности. Деспот Михаил I смотрел на себя как на совершенно независимого государя и отнюдь не признавал какого-либо главенства Феодора Ласкаря Никейского. Церковь в деспотате также управлялась самостоятельно, и Михаил I сделал распоряжение, чтобы местные митрополиты приступили к рукоположению епископов. Первоначальной задачей эпирского деспота было сохранение в западных областях Греции эллинизма от поглощения его соседними франками и болгарами. Более широкие задачи, которые вывели деспотат далеко за тесные пределы интересов государства, появились и развились позднее. В правление Феодора Ласкаря у Никеи не было, по-видимому, серьезных столкновений с деспотатом. Со вступлением на престол Иоанна Ватаца обстоятельства изменились. В это время на эпирском престоле сидел уже брат Михаила Феодор, с именем которого связывается представление о расширении пределов его государства за счет латинян и болгар. Новый деспот Феодор Ангел пребывал при жизни брата при дворе никейского государя. Когда Михаил I обратился к Феодору Ласкарю с просьбой отпустить брата в Эпир для помощи деспоту в управлении государством, то никейский император исполнил просьбу Михаила, взяв предварительно с Феодора Эпирского клятву в верности ему, как императору, и его никейским преемникам. Опасения Феодора Ласкаря оказались обоснованными: когда Феодор Ангел сделался эпирским государем, то он, нисколько не считаясь с данной никейскому императору клятвой, открыл, когда счел нужным, военные действия против Никеи. Первое, чем прославился Феодор Ангел, это был захват им в плен латинского императора Петра Куртене, 507 графа Оксеррского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Обитель Ксилургу считается первой славянской обителью на Афоне, болгарский Зограф – второй (с 1169 г.), а Хиландар – третьей (с 1192 года). Таким образом выстраивается следующий порядок появления славянских обителей: русские-болгары-сербы. О начальной истории Ксилургу известно очень мало. Несомненно, что правила 1046 года, изданные по указу императора Константина IX Мономаха, о большей строгости жизни на Афоне были известны и насельникам этой малой обители. В этих правилах впервые Афон был назван «Святой Горой», и значит с тех пор русская братия могла мыслить себя как русских святогорцев. В императорском Питтакионе 1048 года, адресованном проту Святой горы, обитель именуется Лаврой, так же, как и обитель Дометиева, отнявшая у неё часть собственности – а именно пристань с каменными постройками и лодками. Ксилургу издревле была местом как подвижнических, так и учёных трудов – в описи 1142 года перечисляется 49 русских книг (о греческих ничего не сказано) на 25 человек братии. В списке в частности отмечены «двенадцать миней». Автору доклада довелось оказаться в современной библиотеке Ксилургу до пожара – когда в ней было несколько старых книг и рукописей – и после – когда не осталось ни одной. В акте 1169 года она именуется «обителью русских». «В ней мы постриглись и много потрудились и издержались над её охранением и устроением и в ней скончались родители и средники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить». Со второй половины XII века центром русского присутствия на Афоне постепенно становится Старый Руссик. 15 августа 1169 года в престольный праздник обители игумен Ксилургу обратился к собору Святой Горы с просьбой выделить один из разрушенных монастырей – подходящий для разросшейся братии. В ответ на просьбу русской братии была предоставлена обитель Фессалоникийца, устроенная во имя св. вмч. Пантелеимона, построенная в конце X века в северо-западной части Афонского полуострова. А Ксилургу остался при новой основной обители в роли скита. В XII веке в обители подвизались выдающиеся люди, как например, «брат Лазарь», возможно один из князей, спасавшийся от княжеских междоусобиц на Руси в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Поднятые Аварцами и раздвинувшие свои пределы далеко на юг и отчасти на запад, Славяне стали успокаиваться. Новое сильное переселение взволновало их и потрясло Византию. Это было переселение Болгар, последнее из всех славянских переселений, последний прилив из Азии древнего восточно-иранского племени, теснимого и придавленного средне-азийскими ордами. Налёт Гуннов (северо-восточного приволжского казачества) освободил мир славянский от его германских насильников и отбросил их, как известно, далеко на запад, где они сокрушили римскую империю и образовали новую западную Европу. По совершении подвига исчезла сила, совершившая его: имя Гуннов пропало. Остатки племени, переменившего судьбу мира, удалились на восток в свою родину, в землю, неизвестную ни одному географу, Гунивар. Очевидно, просто земля или союз Гуннов, также как и по индийским памятникам земля Гуннов есть Гуна-вара, от корня вера в смысле союз или варять (тоже, что латинское morari, варять, предварять и т. д.). Родина Гуннов и их великий город Гунаб (о котором гремела такая слава у западных летописцев) являются под иными именами, взятыми уже от имени великой реки, которая от глубочайшей древности до нашего времени была главным торговым путём всего Севера, от Вогли или Волги. С её берегов продолжается к юго-западу тихое переселение (продолжение гуннских походов), и вскоре толпы Болгар собираются на Дунае, грозя Византии и её областям. Византийцы дали отпор, а вскоре воинственные Авары, превосходством своего чисто-дружинного устройства, подавили на время славянскую самобытность, по крайней мере, в отношении к жизни политической. Недолговечна была аварская держава. Отдельные общины славянские восставали против неё с большим или меньшим успехом и окончательно сокрушили её (ибо походы Карловингов были уже направлены на царство совершенно бессильное и утратившее даже свою военную значительность). Из первых восстаний против Аваров особенно замечательно восстание Болгар, поселившихся на юге от Дуная: оно показывает отношение славянских народов к Аварам, очевидно отношение союзников, местами угнетённых, но не подданных и не рабов; ибо Болгары вооружились не для свержения ига, а для утверждения за собой права быть старшими в союзе и назначать общего начальника всем союзникам, не исключая и Аваров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Характер и походы Святослава. Святослав имел чрезвычайно воинственный характер. Трехлетним ребенком он ходил с матерью и дружиною на древлян мстить за смерть своего отца. Сделавшись князем, Святослав весь отдался любимому военному делу. По описанию современников, он был среднего роста, весьма строен, имел широкую грудь, голубые глаза и длинные усы; волосы на голове у него были выстрижены, за исключением одного клока, висевшего по обеим сторонам, что означало его знатное происхождение. В одном ухе висела серьга, украшенная камнями. Белая одежда его отличалась только чистотою от одежды его воинов. Святослав любил воевать. Он собрал около себя храбрых дружинников и ходил с ними на врагов налегке и быстро, как барс. Ни возов, ни котла он не возил с собою и мяса не варил, а нарезав тонкими ломтями конину, зверину и говядину, пек на угольях и ел. Шатра у него тоже не было: постелет конский войлок, подложит под голову седло – и спит. Святослав отличался прямотою характера. Он никогда не нападал на врагов врасплох, нечаянно, а всегда раньше посылал сказать им: «иду на вас», и потом уже отправлялся против них. Святослав сначала покорил хазар и вятичей. Потом он пошел на болгар, живших на Дунае, взял у них 80 городов и сел княжить в главном из них – Переяславце. В это самое время печенеги напали на Киев, где оставалась мать Святослава Ольга с маленькими внуками, и осадили его. Киевлянам, впрочем, удалось подать весть князю о своем стесненном положении. Святослав поспешил с Дуная в Киев и прогнал печенегов. Настал мир. Но Святослав скучал в Киеве. «Нелюбо мне в Киеве», говорил он матери и боярам, «хочу жить в Переяславце на Дунае; там середина моей земли, туда сходится всякое добро; от греков золото, ткани, овощи разные; от чехов и венгров – серебро и кони; из Руси – звериные кожи, воск, мед, рабы». Но св. Ольга упросила своего воинственного сына остаться в Киеве, хотя до ее смерти. Святослав послушался матери. Похоронив мать, Святослав разделил русскую землю между своими сыновьями – Ярополком, которому дал Киев, Олегом, которого послал к древлянам, и Владимиром, которого выпросили себе новгородцы, а сам возвратился на Дунай и стал опять воевать с болгарами. За болгар вступились греки, которые боялись, чтобы Святослав, покорив болгар, не стал воевать и с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Варшава – город и столица Польши. Вашингтон – столица США, расположена на Атлантическом побережье, в нижнем течении реки Потомак. Крупный транспортный узел. Резиденция президента США, местопребывание Конгресса США и ряда государственных учреждений. Великие Луки – город и ж.д. узел на р. Ловать в Псковской области Российской Федерации. Великобритания – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – государство в Северо-Западной Европе, на острове Великобритания, северо-восточной части острова Ирландия и множестве мелких островов, омываемых Атлантическим океаном и Северным морем. Венгрия – государство в Центральной Европе, в бассейне Дуная. Столица – г. Будапешт. Вена – отдельная административная единица и столица Австрии. Венгров (Венгрув) – город в Польше, Седлецкое воеводство. Веселый Кут – город и ж.д. станция в Республике Коми. Видин – город и порт на Дунае, в Болгарии. Вилейка – город и ж.д. станция в Минской области, Белоруссия. Виленская (Вильнюсская) область – территориальное образование с центром в г. Вильнюс (прежн. назв. – Вильно). Вильно (прав. – Вильнюс) – столица Литвы. Вильянди (до 1917 г. Феллин) – город и ж.д. станция на берегу озера Вильянди, Эстония. Виндава (с 1917 г. Вентспилс) – город и ж.д. станция, порт на Балтийском море. Винница – город, центр Винницкой области, Украина. Промышленный центр, ж.д. узел. Висбаден – город и адм. центр земли Гессен в Германии. Известный бальнеологический курорт. Висла – река в Польше, берет начало в Западных Бескидах, впадает в Гданьский залив Балтийского моря, образуя дельту. Вислок – река, левый приток реки Сан, Польша. Вислока – река, правый приток реки Висла, Польша. Витебск – город и транспортный узел, центр Витебской области, Белоруссия. Виши – город во Франции, департамент Алье, в 19401944 гг. – столица т. н. «Французского государства». Владава – см. Влодава . Владивосток – город, крупный морской порт и ж.д. станция. Административный центр Приморского края Российской Федерации. Владимир-Волынский – город и ж.д. станция в Волынской области Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Потом русские не предпринимали больше прямых атак на Константинополь. Возможно, потому, что после смерти Ярослава (1054 год) Киевская Русь утратила политическое единство. Страна все глубже погружалась в состояние феодальной раздробленности, разделяясь на независимые княжества (уделы), только номинально подчинявшиеся «великому князю» Киевскому. Спорадические союзы между князьями сменялись междоусобицами. Сношения с Константинополем были значительно затруднены после того, как в XII веке новые кочевые племена — куманы или половцы — вторглись в южнославянские степи и блокировали черноморскую торговлю. В когда–то единой Руси Владимира и Ярослава выделилось три независимых политических центра: великое княжество Киевское (постепенно терявшее свой старинный престиж), северо–восточное Суздальское княжество и юго–западное Галицкое. Стоит отметить, что в 1140–х — 1150–х годах, в правление византийского императора Мануила I Комнина, и Киев, и Галич колебались в своей преданности Византии и несколько раз заключали союз с Венгрией — тогда упорным врагом Константинополя. Византийские историки отмечали, что северо–восточная Русь во время этих событий осталась верна византийскому императору, что могло быть предвосхищением взаимопонимания и поддержки, которые существовали и позднее, в XIV веке, между империей и великим князем. Со временем умелая политика Мануила I и чувство принадлежности к единому христианскому «содружеству» возобладали как в Киеве, так и в Галиче, но ни византийцы, ни русские не могли предвидеть грядущих катастроф, которые в XIII веке разрушили основы византийской «ойкумены». Мы вернемся к последствиям этих трагических событий: захвату Константинополя крестоносцами в 1204 году и завоеванию Руси татарами, которое, начавшись в 1223 году, практически завершилось в 1240 году с падением Киева. Могло казаться, что византийский православный мир окончательно рухнул, тем более, что независимые Болгария и Сербия — по крайней мере до 1220 года — не совсем пренебрегали возможностью объединиться с торжествующим западным папством. Эти события XIII века стоит описать, чтобы показать исключительную крепость культурной и политической солидарности православного востока, которая пережила все катаклизмы и встретила события XIV века не без новых духовных сил. В 1261 году Михаил VIII Палеолог положил конец существованию Латинской империи в Константинополе, но не смог вполне восстановить былую власть императоров Восточной Римской империи. Его преемники на константинопольском престоле были заняты не экспансией, а выживанием. Да и выживание было возможно только благодаря хитрой дипломатии, а иногда и простым историческим случайностям, пока, наконец, в 1453 году не наступила гибель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В начале 1370-х гг. иеромонах Киприан находился в Константинополе, при патриархе Филофее, будучи его сослужителем, близким человеком, исполнителем особо важных поручений. В дальнейшем он воплощал в жизнь идеи патриарха. Под руководством патриарха Филофея монах-молитвенник окончательно сформировался как церковный деятель, который на Руси оказал большое влияние на общество, политику и культуру. Церковные документы XIV в. говорят о «добродетели и благоговеинстве» митрополита Киприана, о его умении «разумно направлять дела в нужное русло» приложения, стб. 200; 11, с. 25]. Направить людей, указать путь в нужном, спасительном направлении и есть главная задача исихастского общественного служения. Патриарх Филофей, наставник святителя Киприана, – афонский монах, непосредственный духовный преемник святителя Григория Паламы , богослов, литургист. Его деятельность способствовала распространению паламитского учения и упорядочению богослужебной жизни. В литургическом единстве исихасты видели важную основу желаемого ими всеправославного единения. Патриарх Филофей был также и дальновидным политиком, действовавшим заодно с императором Иоанном Кантакузином . Святитель Каллист также был единомыслен им, но пользовался несколько другими методами в своем служении. Целью патриарха и императора было поддержать византийскую государственность ввиду грозящего иноверческого завоевания и западного вмешательства, сплотить страны византийской культуры перед лицом общей угрозы. Необходимо было, чтобы православные страны осознали себя многонациональной общностью, созидающейся на прочной основе церковного, православного мировосприятия; чтобы развивавшееся греческое, великорусское, малорусское, болгарское и т. д. национальное «самоопределение» происходило в русле православной культуры и традиций. Большое внимание исихастские деятели уделяли Руси. Русская народность, представлявшая собой общность в отношении религиозном, в XIV в. населяла земли, которые политически делились на северо-восточные великорусские княжества, зависящие от татар, и западные русско-литовские территории (земли современных Белоруссии и Украины). Под властью литовской и польской династий (полуязыческой и католической) находилась та часть Руси, которая в византийских документах называлась Μικρ Ρωσσα (Малая Русь), т. е. галицко-волынские земли. Перед исихастским священноначалием стояла задача удержать русских в духовном единстве, противостать процессу распадения православного народа на нации разноверные, разнокультурные, способствовать формированию национального самосознания на правильной основе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010