Причины неустойчивости византийско-хазарского кондоминиума в Таврике. И.А. Баранов полагал, что отношения с болгаро-оногурскими родами, бежавшими сюда из Волжской Булгарии, были мирными и сохранялись таковыми до 730-х гг., когда хазары, активизировав свои действия, якобы аннексировали восточную часть Таврики и Готфию с ее главными крепостями, причем новые переселенцы осели уже внутри византийской территории, в непосредственной близости от Херсона, лишь «номинально» входившего в состав Византии 1885 . Столь тесное соседство поселений салтово-маяцкой культуры, расположившихся в прилегающих к городу долинах, сделало его положение «незавидным» 1886 . Это, по мнению И. А. Баранова, последовало за иудаистской реформой хазарского владетеля Булана, что привело к появлению хазаро-иудейских общин в главных политических и религиозных центрах Таврики 1887 . Но такой разрыв мирных отношений и, как следствие, крах кондоминиума едва ли произошел столь стремительно. Еще в 732 г. был заключен брак сына василевса Льва III Исавра, Константина, с дочерью хазарского хагана Чичак (в крещении – Ириной). Союз продолжал жить и после 737 r., когда хазаро-булгаро-аланские силы потерпели поражение от арабских войск полководца Мервана (будущего последнего омейадского халифа Маруама) и им было явно не до подчинения и удержания Таврики. Напротив, ромейские войска, возможно, направлялись на Северо-Западный Кавказ, к алано-абхазской границе, в помощь местным силам, о чем свидетельствует находка наградной именной шелковой ленты протоспафария со славянизированной формой имени Иванос (Ibanos), происходящая из сборов на могильнике вв. в Мощевой балке, в верховьях р. Большая Лаба 1888 . Недаром здесь, на южной границе каганата, в Алании, с использованием византийских военно-строительных приемов были возведены Хумаринская и Курджиновская крепости, укрепления на Первомайском и Ильичевском городищах. Даже если эти свидетельства сближения каганата с Византией относятся к более позднему времени, к 30–50-м гг. IX в., и были вызваны усилением арабской угрозы в Закавказье, поражением войск абхазов, обращением цанаров за помощыо к ромеям, хазарам и «владыке славян», они не противоречат сути наших наблюдений 1889 . Если религиозная рознь с арабами в течение двух с лишним столетий не разрушила систему совместного владения Кипром, почему неокрепший хазарский иудаизм раввинистского толка, имевший поначалу прозелитов только среди евреев и части хазарской верхушки, знати, должен был оказаться более враждебным и радикальным, чем мусульманство? К тому же заметный поворот верхов Хазарии в сторону новой религии никак не мог последовать раньше самого конца VIII в., вероятно, когда ее принял хазарский двор, после чего в начале IX столетия в каганате вспыхнула внутренняя смута, приведшая к ослаблению государства 1890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Противоречия между этими регионами существовали всегда, но особенно они обострились после апреля 1941 года, когда Королевство Югославия капитулировало перед нацистскими полчищами. Оккупированное королевство было расчленено. Северная часть Словении была включена в состав Германии. Южная часть Словении и Далмация - в состав фашистской Италии. Область Воеводина и северо-западная часть Словении - в состав хортистской Венгрии. Значительную часть Македонии и восточные районы Сербии оккупировала пронацистская Болгария. В оставшейся части Сербии сидела германская оккупационная администрация, которой посильно помогали сербские нацисты во главе с Димитрие Льотичем. На территории нынешней Хорватии и части Боснии и Герцеговины Берлин и Рим создали марионеточный режим так называемого Независимого хорватского государства или НХГ. Власть в НХГ находилась в руках усташей - движения хорватских нацистов, созданного в 1929 году на базе ультраправых хорватских группировок. С 1929 по 1934 годы усташей поддерживал Бенито Муссолини. Штаб-квартира усташей до апреля 1941 года находилась в Италии, в Турине. С 1933 года хорватскими братьями по нацизму начал всерьез интересоваться Адольф Гитлер. Усилиями обоих диктаторов, Муссолини и Гитлера, в апреле 1941 года в Загребе воцарились зловещий вождь усташей Анте Павелич и его клика. Ключевым министерством в усташском правительстве было министерство внутренних дел. Шефа хорватского МВД Андрие Артуковича, однокурсника Павелича по юридическому факультету, впоследствии назовут «балканским Гиммлером». Посредством МВД правительство Павелича с 1941 по 1945 года проводило планомерный геноцид сербов, евреев, цыган и тех хорватов, которых подозревали или в связи с коммунистами или социалистами, или хотя бы в сочувствии к ним. Этих людей усташи истребляли в своих собственных концлагерях, которые по масштабам творившегося там ужаса могут сравниться лишь с нацистскими лагерями смерти. Самым страшным усташским концлагерем был Ясеновац. Главными палачами в Ясеноваце были или бывшие католические монахи, или воспитанники иезуитских школ, которых в довоенной Югославии было немало.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/23/vete...

сарр. 30 и 34 в Метог. pop. II, 408, Шaфap. II, I, 444); 4) племя поганов или неречан (’А ρεντανν, и область Погания или Неретва – ρντα), занимавших, во-первых, на юг от захолмцев не широкую полосу адриатического прибрежья от Стагно или Стона по городок Макарску включительно и немного не доходя до городка Имоски или Имосхи (древнего Имота, на северо-запад от Макарски на границе с Герцеговиной, который принадлежал хорватам), потом на север отсюда и на запад от захолмцев по ту сторону р. Неретвы – всю или большую часть нынешней западной (занеретвской) Герцеговины и наконец владевших четырьмя прилежащими к берегу островами, именно – Курчолой (по umaльяhcku Curzola), Млитом (Mileda), Брачем (Brazzo) и Гваром (Lezina, ibid. сарр. 30 и 36, в Метог. рор. II, 411, Шaфap. ibid. II, I, 438); 5) племя диоклейцев или дуклян (и область Диоклея или Дукля, называвшаяся у сербов также Зентой иди Зетой), занимавших нынешнюю Черногорию и прилежащую к сей последней с востока неширокую полосу турецкой Албании, на море не включительно по города Антивар, Дульчинье и Алессио (слав. Бар, Ольгун и Лeш, ibid. сарр. 30 и 36, в Метог. рор. II, 416, Шафар. ibid. II, I, 448). После того как жизнь племенная перешла в жизнь государственную, среди этих пяти племен образовались три особые государственные владения – два в племени собственно так называемом сербском и одно из племени захолмского, именно: 1) великое княжество (по-сербски великое жупанство) и потом королевство и царство собственно так называемое сербское, восстановленным продолжением которого служит нынешнее княжество того же имени, 2) великое княжество (по-сербски великое банство) и потом королевство боснийское, 3) великое княжество (и просто княжество, так и по-сербски) захолмское или холмское, получившее в позднейшие времена (в половине XV beka) с присоединенными к нему Паганией и Травунией название Герцеговины. Что касается до остальных трех племенных областей, то Пагания или Неретва отчасти была завоевана венецианцами (приморская береговая полоса), отчасти (вся остальная) присоединена была к Боснии, от которой незадолго до турецкого порабощения отошла к Захолмии; Травуния, до времен государственных постоянно зависевшая от Сербии (Constant. Porphirog.), в эти последние времена постоянно принадлежала к той же Сербии (cм. Monumenma Serbica Mukлoшuчa р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Следует специально остановиться на проблеме членения диалектной западнославянской лексики. Дело в том, что в научной традиции термин «моравизм» («паннонизм» нередко использовался как синоним «западнославянского диалектизма». Между тем следует учитывать, что западнославянская лексика древнейших памятников весьма неоднородна по своему составу и происхождению – она включает в себя, с одной стороны, праславянские диалектизмы и заимствования ( братръ, дъска, бан, кънь), а с другой стороны – церковную лексику, заимствованную от латинско-католического духовенства в процессе приобщения славян к христианству западного обряда ( цьрькы, попъ, постъ и др.). Представляется методологически некорректным относить все генетически западнославянские слова к моравизмам, поскольку сам термин «моравизм» отсылает к названию государственного образования – (Великой) Моравии, а значит, собственно моравизмами следует считать лишь те лексемы, которые возникли на славянском Западе в эпоху существования этого государства (VIII-IX вв.). Соответственно, древние заимствования из народной латыни и германского (готского) – такие как дъска, бан, кънь, къмьть, стьль, цта и др. – лучше определять, как «древнейшие западнославянские регионализмы» или «паннонизмы» (получившие со временем общеславянское распространение), а моравизмами в собственном смысле целесообразно считать относительно поздние образования, генетически связанные с христианским культом. С другой стороны, поскольку термин «моравизм» системно противопоставлен термину «болгаризм» (или «югославянизм»), то возникновение моравизмов следует относить к эпохе, когда славянские диалекты фактически разделились на западные и южные. Такое разделение произошло только в VII в. после массовых миграций славян на юго-восток, на территорию будущей Болгарии и Византии. До этого времени почти все славяне (за исключением восточных) проживали вполне компактно в Центральной Европе, и различение западных и южных диалектов в праславянском имело достаточно условный характер (можно уверенно утверждать, что диалекты позднепраславянского языка имели много отличий друг от друга, однако эти отличия в то время нельзя было связывать с географической оппозицией «севера» («северо-запада») и «юга»). Таким образом, «моравизмы» в собственном смысле слова – это, как правило, лексемы, возникшие в славянском языке в VIII–IX вв., т. е. в основном в христианский период, когда уже состоялось освоение славянами Балкан (VII в.), и южные славянские диалекты стали развиваться независимо от западных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Соперничеством Болгар с новой Русью объясняется, иначе необъяснимое, прекращение торговых сношений между предгорьем гималайским и балтийским поморьем. В одно и то же время возникала в Болгарии новая деятельность, пробуждённая магометанством, а у соседних Славян – новая сила и новое властолюбие воинственного правительства, приводящее в единство разрозненные семьи придонских, приднепровских, приволжских и приволховских старожилов. Неизбежная вражда заменила прежние торговые и полудружеские сношения, наследство древнего мира, часто возмущаемое нашествиями с Востока, но всегда восстановлявшееся до тех пор силою привычек и предания в народах, ещё не подчинявшихся произволу и себялюбию государственного устройства. Торговля Приволжья с Персией, Бухарой и Индией не прерывалась; она вероятно ещё усилилась от единства религиозного; между тем все следы этой торговли исчезают в областях северо-западных, по берегам Волхова и Балтики. Очевидно, преграды возникли не на юге, а на севере Болгарии, т. е. на черте, где она встречалась с варяжской Русью. Нельзя предполагать в начале одиннадцатого столетия открытие какого-нибудь нового пути, перетянувшего к себе древнюю поволжскую торговлю. Киев, охваченный с востока Половцами и другими племенами воинственных дикарей, не мог подорвать новгородского торга; он и не представляет следов значительных сношений с областями закаспийскими. Персия и поморье Палестины точно так же не представляли никаких новых удобств в конце Х, в XI и XII столетиях. Напротив того, все эти страны, беспрестанно опустошаемые внутренними и свирепыми междоусобиями, опустошаемый ещё более диким своеволием крестоносцев, сделались менее, чем когда-либо, доступными мирной торговле. Итак, очевидно не внешние, но внутренние причины прекратили или, по крайней мере, значительно убавили торговые сношения Новгородской области с Востоком. Эти причины находятся без сомнения в новом и воинственном устройстве государства и в естественном неразумии властвовавших Варягов, учредивших пограничные заставы для временных и худо рассчитанных выгод. Ум и расчёт торговый уступили место насилию и дикости полувоенного государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Суеверие, конечно! Что тут скажешь?! Но этот мирный славянский культ на острове Руян-Буян продержался очень долго - до второй половины XII века. Все остальные славяне на континенте давно уже приняли Христианство, а тут держались древних обычаев, пока в 1168 году на остров Руян не прибыл со своей дружиной знаменитый Датский конунг-царь Вальдемар I Великий (1131 - 1182). Датский-то он датский, но это ещё как посмотреть! Точнее - как присмотреться. Был оный Вальдемар, кстати, первый на Западе государь с таким именем, прапраправнуком Святого Равноапостольного Великого Князя Русского Владимира Святославича и правнуком Святого Благоверного Киевского и всея Руси Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха, а также внуком Великого Князя Мстислава Владимировича. К тому же Вальдемар был женат на Княжне Софье Володаревне - дочери Минского Князя Володаря (Владимира) Глебовича и польской Княжны Рыксы Болеславовны. Ещё раз отмечу, что «западные» знаменитые Вальдемары появляются на исторической сцене не ранее первой трети XII века, то есть на два с половиной века позже, чем известные в истории славянские Владимиры, если считать от Великого Князя Болгарии Владимира Борисовича Расате, княжившего в 889-893 годах. Некоторые же филологи ошибочно считают имя «Владимир» славянским звукоподражательным аналогом «германского» имени «Вальдемар», тем более что в латинских хрониках зачастую известных князей-славян Владимиров называют Вальдемарами. Но сама «германская» природа имени «Вальдемар» (по-немецки wald - власть, а meri - знаменитый ) находится под большим вопросом. Совсем не исключено, что это западнославянский, варяжский диалектный вариант имени «Владимир», поскольку имя «Вальдемар» в древности совершенно не встречается в чисто германском контексте «дальнего» Запада и Северо-Запада Европы, но его бытование у германцев связано с областями, где германцы соприкасались с западными славянами. Из этого можно сделать вывод, что как раз западная версия сугубо славянского имени «Владимир» является его звукоподражательным «онемеченным» вариантом. И позже западный вариант имени «Вальдемар» стал более популярным у западных славян - поляков и чехов, чем среди собственно германцев. Именно такая историческая последовательность: от «Владимира» - «Вальдемар», а не наоборот, указывает и на то, что при выяснении этимологии и семантики имени «Владимир» не имеет смысла строго опираться на немецкие значения корней в имени «Вальдемар».

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/09/...

1602   При строительстве валунной галереи была значительно расширена западная паперть собора. Здесь было сооружено особое помещение — книгохранилище монастырской библиотеки. 1695   На вклад царевича Петра Алексеевича сооружается грандиозный многоярусный резной иконостас. Старинные иконы были подновлены и частично написаны вновь. Часть из них находится ныне в Москве, в музеях Кремля и Коломенского. 1860   По проекту архитектора Шахларева к северо-восточному углу Спасо-Преображенского собора пристраивается Свято-Троицкий собор, куда вошел придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. 1923-1939   Пожар, возникший при передаче имущества в концлагерь, уничтожил главы и кровлю собора. Во времена Соловецкого лагеря собор охранялся как памятник архитектуры. 1940-е  годы   Старинный иконостас был уничтожен при организации Школы юнг. Тогда же были расстреляны росписи стен храма. 1960-е  годы   Началась реставрация собора. 2002   В соборе сооружен и освящен пятиярусный иконостас, изготовленный на средства Международного фонда имени преподобного Андрея Рублева. 2007   Великое освящение Спасо-Преображенского собора. По материалам Редакционно-издательского отдела Соловецкой обители Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/723265.htm...

Заметные изменения претерпела и система административного устройства Церкви: образованы Межсоборное присутствие, новые синодальные отделы – Информационный, по взаимоотношениям Церкви и общества, воссоздан Высший церковный совет, учреждена общецерковная аспирантура. Много внимания предстоятель уделяет преподаванию в средних учебных заведениях Основ религиозной культуры и светской этики, а также введению института военного духовенства. Из биографии патриарха Патриарх Кирилл – в миру Владимир Михайлович Гундяев – родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье потомственного священника и учительницы немецкого. По окончании восьмого класса школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа. Затем закончил Ленинградскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию, в 1970 году ему была присуждена степень кандидата богословия. В 1971 году возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. В 1972 году сопровождал патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию. В 1974 году назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии (самым молодым за всю историю существования этих духовных школ), а в июне 1975 года – председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В 1976 году рукоположен в епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. В 1984 году назначен архиепископом Смоленским и Вяземским (с 1989 года – Смоленский и Калининградский). С 1989 года был председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Синода по должности. В сан митрополита Кирилл возведен в 1991 году. В декабре 2008 года в связи с кончиной патриарха Алексия Второго митрополит Кирилл тайным голосованием был избран местоблюстителем патриаршего престола. 27 января 2009 года Поместный собор РПЦ избрал его 16-м патриархом Московским и всея Руси. За него проголосовали более 70% делегатов собора – архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Интронизация патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя.

http://religare.ru/2_99422.html

Танки идут в горы Руководство СССР довольно настороженно относилось к политике Чаушеску, которого за любовь к индустриализации называли «румынским Сталиным». Поскольку реформы происходили на заемные западные средства, в Москве его считали если не предателем идеалов марксизма-ленинизма, то оппортунистом - точно. На территории СРР работал иностранный бизнес, страна совокупно заняла у капиталистов более миллиардов долларов, из которых половину - в США. Периодически в Бухаресте вообще задумывались о советской военной угрозе. От границ Болгарии, дружественной Советскому Союзу (Тодор Живков, как известно, даже просился к нам 16й республикой), русская бронетехника могла очень быстро выйти к Бухаресту. «Ввод войск Варшавского договора в Чехословакию (1968 год) и смена правительства этой страны вряд ли могли понравиться румынам. Видимо, это и сыграло свою роль: румыны предпочли усилить свою защиту, а с ней - независимость от союзника», - считает историк и политолог Юрий Мухин. В сердце Румынии, между населенными пунктами Кырцишоара и Питешти, причудливыми петлями вьется Трансфэгэраш - самое красивое высокогорное шоссе в мире, культовое место всех байкеров. Однако трассу DN7C построили вовсе не из эстетических соображений, по ней румынская бронетехника должна была прийти на помощь осажденной «большим братом» столице с северо-востока. Если СССР нападет из Болгарии, а не из Молдавии. Поэтому сил и средств не жалели, прорубали дорогу сквозь скалы. Прямых участков здесь почти нет, одни повороты, на взрывные работы потратили более 6000 тонн динамита. Трансфэгэраш давно стал туристической достопримечательностью: сейчас оборонного значения трасса не имеет. Между тем она наглядное подтверждение тезиса о серьезных разногласиях между Румынией и СССР. А сегодня о таковых вообще не принято вспоминать, согласно «новой истории», страны социалистического лагеря были едины. Экономная экономика А это не так. С начала 80х страны двигались в прямо противоположных направлениях. Когда США начали искусственно валить цены на нефть, реакция Москвы и Бухареста отличалась кардинальным образом. Особенно это проявилось в середине десятилетия - к тому моменту «черное золото» подешевело в три раза.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Он был лоялен к Золотой Орде. Во время первого визита столицу монгольской империи (1354 г.) святитель заручился поддержкой жены хана Джанибека Тайдулы перед той самой поездкой в Константинополь, из которой он вернулся всероссийским митрополитом. Во время второго (1357 г.) — исцелил Тайдулу от глазной болезни (этот эпизод, в летописях XIV в. описанный очень скупо, в агиографических произведениях XV-XVI вв. обрастает множеством легендарных подробностей) и получил от нее ярлык, освобождающий Церковь от налогов и притеснения. Однако вот такое комплементарное отношение к власти «агарян», обеспечивающее Церкви и государству некоторую стабильность (уж лучше так, чем хаос внутренних усобиц), было уместно при условии стабильности в самой Орде. Когда же после смерти Джанибека монгольское государство погрузилось в политическую неразбериху, митрополит посчитал нужным и более полезным — такие советы он давал Димитрию Иоанновичу — игнорировать золотоордынские ярлыки и готовиться в союзе с другими русскими князьями к противостоянию Орде. Митрополит Алексий, в отличие от преподобного Сергия Радонежского, скорее символа будущего русского единства, был этого единства чернорабочим. Умер святитель в 1378 г., не дожив два года до Куликовской битвы, ощутимого результата своей стратегии. Митрополит Иона: послушание превыше всего И снова о политике. Если митрополит Петр был первым митрополитом Киевским (=Московским), а митрополит Алексий положил начало освобождению Руси от монгольского ига, то поставление митрополита Ионы привело к независимости Русской Церкви от Константинополя. Виноват в этом сам Константинополь, запутавшийся в своей внешней политике и оставивший Киевскую кафедру без предстоятеля: поставленный в 1437 г. митрополит Исидор принял Флорентийскую унию и был низложен собором русских епископов в 1441 г. После наречения Ионы митрополитом Киевским в 1448 г. вся его деятельность была направлена на то, чтобы легализовать свой статус в пределах всех русских княжествах. Успех был половинчатым: западнорусские уделы признали своим митрополитом униата Григория Болгарина, однако северо-восточные княжества, включая традиционно враждебную Москве Тверь, приняли Иону. На соборе 1459 г. епископы этих княжеств не только подтвердили верность святителю, но и сформулировали нормативную базу будущего избрания Московского святителя: «…митрополит поставлен будет по избранию Святого Духа, и по святым правилом святых апостол и святых отець, и по повелению господина нашего великого князя имярек, русскаго самодръжца». Ни слова о Константинополе.

http://pravmir.ru/politicheskie-svyatyie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010