Соседи Славян, вошедших в состав моравской монархии. В то время, как Славяне жили еще маленькими общинами, дробившими их силы, значительная часть романо-германского мира соединена была династией Карловингов в одно государство. В IX веке, ко времени образования моравской державы, на восточных границах своих владений Франки имели обширные военные колонии (марки) для наблюдения над славянскими народами и для утверждения господства в земле их. Вся пограничная линия, начиная от нижнего течения Лабы до Адриатического моря, представляла ряд крепостей, снабженных сильным гарнизоном, кругом которых располагались немецкие поселенцы из Саксонии, Турингии и Баварии. Против Славян, живших между Одрой и Лабой, устроена была северная марка (marca septentrionalis). Со стороны Сербов лужицких и Чехов была марка сербская и чешская; со стороны Моравии и Паннонии восточная, ракусская и верхнепаннонская, образовавшие после эрцгерцогство австрийское; наконец, южная полоса до самого Триеста составляла фурлянское воеводство. Восточными соседями моравских Славян были Болгары. Взаимные границы тех и других соприкасались на Дунае и Тиссе; иногда Болгары делались орудием немецкого короля и вступали с ним в союз против Славян, а иногда были в дружественных отношениях с моравскими князьями. На северо-востоке и севере соседями Чехо-Мораван были: Слезане, Ополяне, Требовляне, Боборане, Дедоши, Сербы лужицкие, Висляне и другие народы ляшской ветви славянского племени. 4 Окруженная с трех сторон горами, Моравия на юге лишена естественных границ; оттого-то по-дунайская равнина легко привлекала славянских поселенцев и скоро вошла в состав великой Моравии. Южными своими частями Моравия открыта была для западноевропейской торговли и цивилизации, тогда как речная область Одры и Вислы представляла возможность сношений с народами, занимавшими огромную равнину от Урала до Черного моря. Римское господство в Паннонии надолго оставило глубокие следы образованности и житейской мудрости этого народа. Походы Римлян на варварские племена, жившие у Дуная, открываются с началом христианского летосчисления.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Многие славянские семьи освободились ещё в конце VI столетия; Венды и Сербы северо-западные отложились в начале VII; их примеру последовали народы на север от Карпат. Венды гоританские (Каринтия) и Чехи под предводительством какого-то франкского купца Само (лица очевидно вымышленного и едва ли не родившегося от слова славянского сами) основали ненадолго самостоятельное государство, перед которым бежали не только полчища аварские, но и дружины Франков, Саксов и Лонгобардов, побеждённых в 630 году при Вогастибурге. Болгаре приевксинские вступили в союз с Византийцами, и один из их князей в 619 году уже принял христианство 78 (очевидное доказательство не тюркского происхождения Болгар); Болгаре паннонские (союзники Аваров) потребовали уже первенства и назначения начальника своему союзу из их племени; но время ещё не наступило. Славяне северо-западные действительно освободились, также как и западные, подчинявшиеся впоследствии Аварам только по временам; но прикарпатские Славяне были побеждены и освободились уже позднее: Болгаре паннонские были почти истреблены, приевксинские снова принуждены к покорности. Авары устремили всю силу славянского мира на Византию. 74 «Во время великого Атиллы, они, оставляя в покое Византию». То же сказано и в статье «Вместо введения», т. III. 132 стр. Против этого последнего места возражал Кавелин, ср. Соч. I. 726. Выражение авт. конечно, неточно. Очень вероятно, что он смотрел на грабежи и пятилетние разорения Аттилой задунайских областей, как на пограничные отношения варваров к богатой соседней империи, обычные всем задунайским кочевникам того времени (Finlay, Greeceetc. 202), а не как на главную цель. Готфов Византия направила на запад, чтобы избавиться от них; Аттила же сам бросил визант. области и направил свои силы в другую сторону. Alarichs und seinen Westgoten war man auf Kosten des Abendlands los geworden: Attila hat das «Verhängnisse» von der griechischer Erde fort in das Abendland... getrieben (Fallmerayer, die Entstehung etc. 146).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

На каменной доске с тыльной стороны памятника были выбиты строки из приказа Кутепова: «Пусть каждый из нас внесёт посильный труд в дорогое нам, святое, дело постройки братского памятника и принесёт по одному камню…» До конца 1930-х годов на средства русской эмиграции за памятником ухаживал житель Галлиполи Исмаил Исаи. В сентябре 1949 года парижский журнал «Часовой» сообщил, что памятник окончательно разрушен землетрясением. Сейчас место на северо-западной окраине города Гелиболу, где было русское кладбище и памятник, представляет собой сельскохозяйственные угодья, принадлежащие частным лицам. От памятника остался лишь большой мраморный блок цоколя, свезённый вместе с другими камнями в ров неподалёку. Первый массовый отъезд из Галлиполи был спровоцирован французами, несмотря на все усилия так и не смогшими превратить галлиполийцев в обычных беженцев. Через голову русского командования желающим было предложено выехать на работу в славянские страны, в Бразилию и даже в Советскую Россию – под «гарантии» французов. Та часть солдат, которая решила вернуться на родину, была использована для пропаганды: ещё 5 апреля 1921 года появилось обращение советского правительства, в котором оно, отозвавшись на заявление французского правительства, не возбраняло беженцам из войск генерала Врангеля вернуться в Россию, где «они будут прощены и не подвергнутся репрессиям». И в тот же день ЦК РКП(б) по вопросу «О возвращении в РСФСР врангелевцев» постановил: «Подтвердить постановление Политбюро о недопущении в РСФСР врангелевцев. Исполнение возложить на тов. Дзержинского». Русское командование, вынуждаемое французами и подгоняемое угрозой второй раз зимовать в Галлиполи, ускорило переезд всех оставшихся в Сербию и Болгарию – страны, согласившиеся принять воинские части корпуса. В августе уехали кавалеристы и первый эшелон пехоты. Отъезд продолжился в ноябре: в Болгарию уехали остатки штаба пехотной дивизии, Корниловский и Марковский полки, а также военные училища, офицерские школы и госпитали. Оставшиеся части были переведены из лагерей в город. В начале декабря через Салоники в Сербию отбыли Николаевское кавалерийское училище, часть Технического полка и передвижной отряд Красного Креста. 15 декабря на борт парохода «Ак-Дениз» погрузился последний эшелон, с которым в Болгарию выехал командир корпуса со штабом.

http://pravoslavie.ru/36749.html

В России это был век небывалого расцвета монашества, век свв. Сергия Радонежского, Стефана Пермского и всей Северной Фиваиды. Это был век освоения новых северо-восточных рубежей и миссионерского распространения Православия среди новых народов, вошедших в русскую сферу влияния, век бесчисленных переводов с греческого и развития литературного стиля «плетения словес». Это был век Епифания Премудрого, Феофана Грека и Андрея Рублева. Перечень этот можно было бы продолжать бесконечно долго, но, думается, пора перейти к некоторым обобщениям. XIV в. похоронил эпоху многоэтнических суперимперий. Будущее было за централизованными национальными государствами. Однако интересно отметить, как долго народы не хотели расстаться с мифом об империи, сделаться центром которой было мечтой практически каждого европейского государства, как восточного, так и западного, от Болгарии до Кастилии. В течение XIII-XIV вв. канонисты многих стран независимо друг от друга развивали принцип «translatio imperii». России этот процесс коснулся несколько позже - уже в XV в., в форме теории о Третьем Риме, которым сделалась Москва. Далее, XIV в. отмечен перемещением восточных границ христианства. На юге к концу века турки были уже полноправными хозяевами Балканского полуострова, и падение Константинополя стало только вопросом времени. Теперь уже Венгрия взяла на себя роль, которую в течение многих столетий играла Византия, - роль бастиона христианства против наступающего ислама. Но вместе с тем на Руси уже было указано новое направление распространения христианства - северо-восток. Это было началом долгого пути, в конце концов приведшего русских миссионеров на Аляску, в Китай и Японию. Однако главное значение XIV в., думается, в том, что в нем, после обращения румын, пруссов и литовцев, была установлена граница между восточным и западным христианством. Если до этого в Центральной и Восточной Европе все еще жили языческие племена, представлявшие натуральную почву для миссионерских усилий и политической экспансии как Запада, так и Востока, то теперь римо-католичество и Православие наконец столкнулись на всем протяжении Европы. Можно сказать, что новая история началась в XIV в., ибо все народы, принимающие в ней активное участие, именно тогда сделались нациями. И, несмотря на будущие перемещения и изменения политических границ, все эти нации сохранили свое лицо и религиозную и культурную идентичность, обретенную ими в XIV в.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

Хотя брахицефалия альпийской расы сближает ее с монголоидной, носители которой, проникнув на восток и в центральную часть Европейского континента, оказали влияние на местный антропологический тип, тем не менее, сама по себе, она не может в большинстве случаев объясняться наличием монголоидной примеси, поскольку археологически зафиксирована значительно ранее первых, исторически известных, вторжений в Европу народов с монголоидными чертами. Французский антрополог рубежа 19 и 20 столетий И. Деникер в современном населении Европы выделял 6 рас: 1) северную – светловолосую, длинноголовую, очень высокую, она распространена в Швеции, Дании, Норвегии, на севере Шотландии, на востоке и севере Англии, на северо-востоке Ирландии, в Голландии, на севере Германии; к этой большой расе примыкает вторичная раса – белокурая или шатеновая, мезоцефальная, высокого или среднего роста, с угловатым лицом и вздернутым носом – подобный тип встречается на севере Германии, в Прибалтике, в Финляндии, на западном берегу Шотландии; 2) восточную – белокурую, суббрахицефальную, малорослую, распространенную в восточной Европе, в том числе, в Белоруссии, в северных и центральных губерниях России, к этой расе исследователь относил, также, вторичную привисленскую расу – белокурую или шатеновую, мезоцефальную, очень низкого роста, характерную для населения Польши, Саксонии, Литвы, а также северной и центральной России; 3) иберо-островную, брюнетическую, долихоцефальную, малорослую, характерную, главным образом, для населения пиренейского полуострова, Корсики, Сардинии, южной Италии, некоторых южных департаментов Франции; 4) западную – брюнетическую, брахицефальную, малорослую, типичную для населения центральной Франции, Прованса, Альп, южной Германии, долины По, Умбрии, Трансильвании, Венгрии, Моравии и Галиции; 5) прибрежную, или атланто-средиземную – брюнетическую, субдолихоцефальную и мезоцефальную, высокорослую, которая присутствует на средиземноморском побережье – от Гибралтара до устья Тибра, а также на побережье Бискайского залива, в Болгарии, Македонии и Греции; 6) адриатическую, или динарскую – брюнетическую, брахицефальную, высокорослую, распространенную среди жителей Хорватии, Боснии, Сербии, некоторых местностей Румынии, а также венецианской лагуны, Тироля, Бельгии, северо-восточной Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– Гибкость или прогибание перед чужими интересами? Болгария играет подчиненную роль или реагирует на события постфактум, нет постоянства и ясности в следовании нашим национальным интересам. Есть сервильность – в виде «спасиба голяма» («большое спасибо» в интерпретации премьер-министра РБ Бойко Борисова) или «парле ву франсе», или же после поощрения посольства, находящегося на улице со специфично рогатым названием (посольство США в РБ находится в Софии на ул. Козяк). Но это не гибкость. Вы перечислили столицы Великих сил, опять повторим, что мы – маленькие, нам с ними невозможно не считаться, но как мы проявляем себя по отношению к провинциальным силам типа западно-балканского северо-македонского Скопье? Проявляем ту же гибкость. Это наш вечный синдром: «А что скажут в конаке?» ( конак – до освобождения от османского рабства – султанская полиция и центр административного управления в городах Болгарии). Мы все еще пленники «гибкого» поведения 40-х годов XIX века, описанного русским путешественником Виктором Григоровичем: «Мое пребывание в Софии запомнится полным отчуждением тех, кого я просто спрашивал о том, о сем. Начиная от учителя, который, вероятно, разговором с русским не хотел уронить свой престиж перед конаком, и заканчивая ханджием, т.е. содержателем хана (постоялого двора), все считали более выгодным не иметь со мной никакой связи, потому что, как выразился один из них: что об этом скажут в конаке?». Беседу провела Таня Джоева Перевод с болгарского специально для «Столетия» Янины Алексеевой По материалам сайта «Епицентър» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/12/ne_nat...

Они делались средоточием славянского казачества, постоянным войском, около которого стекались бездомные удальцы, предпочитавшие разгул боевой жизни мирному быту в своей родной сельской общине; они вскоре сделались владельцами и угнетателями края и двинули целые племена славянские к стенам Византии и в самую внутренность Эллады. Нестерпимы были оскорбления, наносимые Аварами Славянам, несносны их поборы и грабительства (под видом зимнего постоя, продовольствия и т. д., по словам западных летописцев). Оскорбления и грабёж вызвали, наконец, сопротивление и восстание. Авары погибли, задавленные превосходной силой славянскою 77 ; но во время своего полутора векового владычества они дали миру славянскому завоевательное движение, не раз угрожавшее царству Франков на западе и Лонгобардов в Италии, уничтожившее в Иллирии германское население Гепидов, обхватившее всю древнюю Грецию, потрясшее византийскую империю, но в то же время влившее свежую и здоровую кровь в её ослабшие и истощённые жилы. Первое направление Аваров, так же как и их предшественников Кельто-Кимвров и кавказских Яз-зигов (Адиге – жители западного, Авары – восточного Кавказа) было на северо-запад. Остановленные сильными Вендами приэльбскими или привлечённые богатством древней Паннонии (теперешней Венгрии), они перенеслись в роскошные равнины страны придунайской и там основали своё главное кочевье, свой царский или правительственный круг. Некоторые семьи славянские, предпочитавшие мир битвам даже за свободу, покорились им и признали их правительственную власть; другие, гордые своей военной славой и давнишней свободой, вступили в борьбу и были побеждены. Так погибли сильные Анты прикарпатские, Северяне (Себири) и Эфталиты придонские (очевидно те же Гунны, которые известны под именем Эфталитов в истории Персии, и очевидно Славяне, по их соединению с Северянами); так Болгаре после бесполезной борьбы прекратили переселение своё на Дунай и заключились на время в области приволжской. Владычество Аваров было непродолжительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Семьи, более, удалённые от Римских пределов, сохранили с большей чистотой семейное начало и характер человеческий. Таковы в особенности Саксонцы, которых, впрочем, ни по языку, ни по обычаям, ни по религии, не должно считать за чистых Германцев. К несчастью, именно те семьи, которые были покорены Римской власти, которые утратили уже многое из своей народности и первобытных достоинств в наёмной службе чужеземцу, в наслаждениях развратного и роскошного Рима и в бунтах, в которых одно только коварство дикаря могло оспаривать торжество у образованной силы Римлян (как, например, в восстании Германца Арминия и умерщвлении Варовых легионов), эти самые семьи, более других приобвыкшие к войне и развившие в себе энергию завоевательных народов, заняли первое место в жизни Западной Европы. Покорив Галлию, Франки, удержанные с Юга Готфами, а после того непобедимою силою Аравитян, опрокинулись снова на Восток и, после долгой борьбы, уничтожили соперничество Алеманнов и Саксонцев, которые бесспорно во всех нравственных отношениях стояли выше своих победителей. Германия исказилась возвратом в её недра уже искажённой стихии Германской. Такова была судьба Средней и Западной Европы; но и на Северо-западе, в островах, где поселились лучшая из Германских семей, судьба не дала развиться мирному началу и чистому общинному устройству, перенесённому Саксонцами в Англии и сохранённому ими, несмотря на долгие войны с Кельтами-туземцами. Норманны бездомные бессемейные и бездушные, перед судом людей, беспристрастно оценивающих животное мужество и животную доблесть, Норманны разрушили старую Англию и перенесли в неё весь гнусный разврат и весь бесчеловечный быт, которому научились они во Франции и которому Франки учили всю Европу. Болгары Славянская земля Гетов и Даков на берегах Дуная получила новое имя с новым приливом одноплеменников, двинувшихся вместе с Гуннами от берегов Волги, – Болгар. Мщение за угнетение старожилов при-Дунайских Римлянами, во время их владычества, новое движение, данное Гуннами всему миру Славянскому, и наконец, бесспорная примесь Турецких стихий в семье Болгарской, заставили её вступить на поприще завоеваний, вообще чуждое Славянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В то же время доля женщин, вышедших в 1970м замуж в возрасте до 20 лет, среди восточнославянских народов примерно вдвое превышала эту долю среди народов Прибалтики. В наши дни брачная статистика может показаться не столь красноречивой — поскольку в обеих частях континента распространились так называемые гражданские, или, на языке демографии — консенсуальные браки, не попадающие в официальные отчёты. Зато неоспоримым доказательством того, что пара создана с серьёзными намерениями (не важно, зарегистрирована она при этом или нет), является рождение детей. Возраст первых рождений в данном случае — отличный маркер, позволяющий сравнить сроки начала полноценной семейной жизни в двух частях Европы. Эти сведения убеждают, что обнаруженные Хайналом различия сохраняются и в наши дни. Так, по данным Eurostat 2019 года, средний возраст рождения первенцев в России, Белоруссии, Болгарии, Румынии, Словакии, на Украине был около 26 лет, а в германоязычных странах, Нидерландах, Италии, на Пиренеях и в Скандинавии — приближался к 30летней отметке и даже превышал её. «Ген чувствительности к кризису». Сроки вступления в брак и доля оставшихся холостыми — не единственные параметры, разделившие европейский континент на Северо-Запад и Юго-Восток. Внимательное изучение статистки заставляет признать, что линия Хайнала актуальна и в других случаях. Например, общества Западной и Восточной Европы отличаются реакцией на экономические кризисы. Когда осенью 2008 года закачались мировые валюты и практически во всех экономиках планеты началось снижение ВВП, народы Запада отреагировали практически мгновенно. Уже через десять месяцев в большинстве западноевропейских стран и в заокеанских ветвях Западного мира (США, Австралии, Новой Зеландии) началось снижение рождаемости. Количество младенцев, появившихся на свет в 2009 году в странах западной цивилизации, оказалось на 3% меньше, чем в 2008м. И это при том, что в предыдущие годы там наблюдались умеренно-позитивные демографические тренды. Зато в странах восточноевропейского ареала на кризис 2008 года не отреагировали никак.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/24/ev...

Все эти набеги тюркских болгар и славян во время Анастасия для той эпохи еще не имели большого значения: вторгавшиеся толпы варваров грабили и уходили. Но набеги эпохи Анастасия явились как бы предвестниками уже крупных славянских вторжений на полуостров в VI веке во время Юстиниана, открывших собой период заселения полуострова славянами и повлекших за собой глубокие последствия для внутренней жизни Византии. Для защиты столицы от северных народов Анастасий построил во Фракии, на расстоянии 40 верст от Константинополя, так называемую " Длинную стену " , которая шла от Мраморного моря до Черного и превратила, по словам одного источника, город из полуострова почти в остров. Однако Анастасиева стена не оправдала впоследствии возлагавшихся на нее надежд и благодаря поспешности в работе и землетрясениям не служила серьезным препятствием для приближения врагов к городским стенам. В настоящее время укрепления Чаталджи, возведенные несколько ближе к городу, являются как бы подражанием Анастасиевой стене, следы которой можно видеть и теперь. В Западной Европе во время Анастасия происходили дальнейшие изменения. Теодорих сделался остготским королем в Италии, а на далеком северо-западе, еще до вступления Анастасия на престол, Хлодвиг основал сильное франкское государство. Оба государства были созданы на землях, теоретически принадлежавших римскому, т. е. в данном случае византийскому, императору. Конечно, о какой-либо действительной зависимости, особенно отдаленного франкского государства, от Константинополя не было и речи. Но в глазах подчинявшегося германцам туземного населения власть пришлого государя только тогда получала настоящее обоснование, когда она подтверждалась с берегов Босфора. Поэтому когда готы провозгласили Теодориха в Италии королем, " не подождав, - как говорит современный хронист, - распоряжения нового принцепса " , т. е. Анастасия, Теодорих просил последнего прислать ему знаки императорской власти, отправленные раньше Одоакром Зенону. Просьбу остготского короля Анастасий исполнил, после чего первый в глазах итальянского туземного населения сделался законным правителем. Дальнейшему сближению остготов с Италией мешало, как известно, их арианство.

http://sedmitza.ru/lib/text/434277/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010