Все эти позднейшие завоеватели юго-западной Азии приходили из бесконечной пустыни, где кочевали их предки, чуждые всякого просвещения и государственного устройства по своему характеру и образу жизни, всегда равнодушные, а по невольным столкновениям почти всегда враждебные ко всему остальному миру. Но Сельджуки или их дружины, открывшие путь завоеваний, давно уже ворвались в область, некогда принадлежавшую народу кроткому и просвещённому (по крайней мере, в смысле бытового просвещения). Они жили в продолжение восьми или девяти веков в родине восточного славяно-бактрийского племени Саков, великих Гетов и Вендов; они без сомнения приняли в свой состав часть древнего народонаселения, не истреблённого войной или не выселившегося далее на северо-запад под именами Гуннов или Болгар, и вместе с этой примесью народной стихии они приняли часть её умственной и духовной жизни. Впоследствии те же самые семьи, подвигаемые вперёд нажимом других средне-азийских племён и пользуясь падением персидских и арабских династий, стали твёрдой ногой в междуречье Аму- и Сыр-Дарьи, в древней колыбели всего восточного просвещения. Тут снова подверглись они по необходимости тому влиянию древнего мира на новый, который заметен во всех явлениях и во всех подробностях явлений исторических; и когда падение Саманидов открыло путь на юго-запад, Сельджукиды-завоеватели (например, Альп-арслан и Малек-шах) явились не совсем недостойными преемниками своих просвещённых предшественников. Это влияние восточного Ирана не могло быть заметным в других племенах, проходивших через него с быстротой потока; но оно всегда отзывалось на всех его постоянных владельцах от Саффаридов и Саманидов до потомков Тимур-аксака, из которых вышла династия Баберидов, быть может самых просвещённых властителей, когда-либо сидевших на каком-нибудь престоле. Разумеется, это просвещение царских родов должно быть судимо только в сравнении к подданным, а не к общему просвещению человеческого рода. Точно так же должно заметить, что движение к наукам в правителях тюркского племени нисколько не противоречит общей характеристике Турок, всегда враждебных к просвещению. Государи в завоёванной земле скоро принимают характер всей земли и отделяются от своей правительственной дружины. Так Меровинги принадлежат более Галло-Римлянам, чем Франкам, и дружина монголо-турецкая Тимуридов сохраняет свою родовую дикость, между тем как государи становятся во главе просвещения и окружают себя учёными, вышедшими почти без исключения из побеждённого иранского племени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Географические административно-территориальные и иные названия: Памир, Пиренеи, Дарданеллы, Северный полюс, тропик Рака, Новая Гвинея, остров Святой Елены, остров Королевы Шарлотты, Балеарские острова, Балканский полуостров, мыс Челюскин, мыс Доброй Надежды, Коринфский перешеек, Малые Альпы, Скалистые горы, Главный Кавказский хребет, Ключевская сопка, гора Магнитная, Атлантический океан, Балтийское море, море Лаптевых, Гибралтарский пролив, Онежская губа, Ладожское озеро, Большое Солёное озеро, озеро Байкал, Голубой Нил, река Белая, Москва-река, Волго-Донской канал, Военно-Грузинская дорога, Союз Советских Социалистических Республик, Западно-Казахстанская область, Новгород-Северский, Аскания-Нова, Покровское-Стрешнево, Кремль [слово кремль пишется с прописной буквы, когда является собственным именем района города, например: Москва расположена кольцеобразно: в центре находится Кремль, далее идет Китай-город и т.д. Но: В Пскове, как и в других русских городах, имеется кремль (здесь кремль – имя нарицательное в значении крепости)], Моховая улица, улица Горького, шоссе Энтузиастов, Комсомольская площадь, площадь Восстания, Большой Каменный мост, мост Лейтенанта Шмидта, Летний сад, Боровицкие ворота. В официальных названиях советских республик и стран народной демократии слово республика пишется с прописной буквы, например: Украинская Советская Социалистическая Республика, Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика, Китайская Народная Республика, Народная Республика Болгария. Неофициальные названия государств и их частей, образные названия географических объектов также пишутся с прописной буквы, например: С оветский Союз, Страна Советов, Советская Башкирия, Полтавщина, Зауралье, Белокаменная (Москва). Существительные, входящие в состав сложных собственных наименований и условно называющие предмет, пишутся с прописной буквы, например: Золотой Рог (бухта), Чешский Лес (горы), Красное Село (город), Малые Кочки (улица), Большая Медведица (созвездие). Примечание 1. Названия сторон света ( север, юг, восток, запад, юго-восток, северо-запад и т.д.) пишутся со строчной буквы, например: пароход взял курс на юг, а затем повернул на запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

К этому времени почти вся Украина была очищена от красных, и мать Ксении решила вернуться с дочерью в Харьков, где вновь открывался Девичий институт, съезжались институтки с родителями и звали Ксению вернуться и продолжать учение. Казалось, все налаживалось, но, увы, ненадолго. Наступающая красная армия приближалась к Харькову, в городе началась спешная эвакуация, все бежали, кто мог, спасаясь от большевиков. В конце ноября 1919 года Харьков был взят ими. В тяжелых условиях зимнего времени был эвакуирован, сначала на Дон, а оттуда в Новороссийск весь харьковский институт, преподавательский персонал и институтки, по дороге к ним присоединился и донской институт из Новочеркасска. Никто не принуждал их уходить от красных, все институтки были эвакуированы с согласия их родителей и их самих, только один батюшка явился на харьковский вокзал перед отходом поезда и стал громко вопиять: «Где моя дочка? Верните мне мою дочку, никуда я ее не отпущу!» Ее, разумеется, сразу ему отдали. В Новороссийске, перед приближением красных, институт был погружен на пароход Добровольного флота «Афон» и вывезен в Варну в Болгарии, а оттуда по железной дороге в Новый Бичей в Югославию, где в братской стране им было предоставлено королем Александром подходящее помещение в бывшей венгерской школе. Все это путешествие от Харькова до Югославии протекало в тяжких условиях зимнего времени, разрухи, эпидемии сыпного тифа, институтки приехали грязные, покрытые насекомыми, только в Варне удалось им помыться, но милостью Божией Ксения и ее подруги и институтское начальство с преподавателями доехали благополучно. Мать Ксении, проводившая ее в Новороссийске до парохода, не захотела уехать с ними, так как ничего не знала о своем сыне Сереже, пропавшем без вести. Он «бежал» шестнадцатилетним юношей на фронт из кадетского корпуса сражаться добровольцем против красных. Как выяснилось потом, он умер от сыпного тифа при отступлении, и мать ничего не знала о нем и оставалась, надеясь помочь ему. Когда Ксения узнала о его смерти в Югославии, она очень горевала о любимом «братике». Мать ее вернулась из Новороссийска в Харьков, где вскоре и умерла, о чем Ксения узнала в Югославии во сне. Она увидела свою мать, вставшую из занесенной снегом могилы и сказавшую ей: «Я умерла, но жива». Позднее пришли известия из России, подтверждавшие ее кончину зимой в Харькове. Отец Ксении, Владимир, к тому времени уже полковник, как быстро бывало у белых, попал после неудачи Северо-Западного фронта в Эстонию. После кончины жены он женился во второй раз, о чем Ксения узнала в Югославии. С тех пор она потеряла с ним всякую связь и осталась на Западе без родных. Ксения любила своего отца, но была огорчена его вторым браком, да он не проявил инициативы ее разыскать и ей написать. С тех пор он несомненно умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Поэтому Исаак стал искать помощи у Саладина, видя в этом единственный исход и поддержку. Но Килидж-Арслан, исконный враг греков, вызнав это, обернулся врагом и против Саладина и теснее сблизился с крестоносцами. В 1189 году Исаак заключил формальный союз с Саладином в то время, когда Фридрих со своим крестоносным войском приближался уже к границе греческих владений. Исаак предоставил магометанам в Константинополе мечеть, обещал всячески мешать походу крестоносцев и выслал вспомогательный флот в количестве 100 судов на помощь Саладину, который, в свою очередь, разрешил грекам свободу вероисповедания в церквах Палестины, обещая, кроме того, поддерживать Исаака в войне с Килидж-Арсланом. Вот до чего дошла Византия; сто лет назад она призвала западных христиан на борьбу против ислама , а теперь заключила союз с главным противником христианства. Таим образом, каждый из христианских государей находился в союзе с одним из двух султанов передней Азии. Натурально, эти странные союзы должны были сделаться пагубными для обеих христианских партий. Фридрих Барбаросса со своими крестоносцами вступил в пределы Византийской империи в момент страшных беспорядков и народного восстания. Византийские чиновники делали вид, что относятся дружественно к крестоносцам; в то же время от сербских и болгарских государей являлись послы к Фридриху, прося заключить союз именно с ними для общей борьбы с греками. Фридрих уклонялся и говорил, что цель его похода – Палестина, что с греками он только тогда будет воевать, если они сами обнаружат к нему свою враждебность. Между тем общие беспорядки, партизанские отряды, разбойничьи шайки сильно беспокоили его. Приходилось тяжелыми битвами с ними и жестокими наказаниями обеспечивать себе здесь покой и продовольствие. Двинулись дальше, и чем ближе подходили к Константинополю, тем очевиднее становились для всех враждебные отношения греков к немцам-крестоносцам. Наконец, император Исаак прислал письмо Фридриху, будто бы он достоверно знает о враждебных намерениях Фридриха против него, почему и требует заложников, которые бы поручились бы за то, что ничего подобного нет; кроме того, он потребовал обещания со стороны Фридриха уступить половину всех будущих завоеваний в Сирии в пользу Византии. Таким образом, немецкое крестоносное войско очутилось во враждебной земле и должно было каждую минуту ожидать предательства и нападения со стороны греков. Однако, немцы не уступали и, следуя своим путем, вооруженной силой подчиняли себе разные мелкие города и местечки и тем добывали себе продовольствие. Таким образом, они постепенно распространили свое владычество на всю северо-западную часть Фракии. VIII. Неожиданное препятствие

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие литературные подробности, как избитые мужья и плач за тыном, в достоверных источниках не упоминаются. 6. «Отметим, что весь этот компромат никогда не вымарывался, а исправно и гордо кочевал из одного летописного списка в другой. Вероятно, по той причине, что именно эти свойства Владимира были наиболее симпатичны народу-богоносцу». Авторами текстов начального летописания были не представители «народа-богоносца», а образованные книжники – монахи крупнейших киевских монастырей. И писали они не для «народа- богоносца», а для церковной и светской элиты Руси. Для представителей этой элиты рассказ о Владимире был «компроматом» не в большей степени, чем для всех христиан является «компроматом» евангельский рассказ о благоразумном разбойнике. Для них это было повествование о превращении в результате крещения и покаяния мстительного и распутного языческого князя в мудрого и благочестивого христианского государя. «Народ-богоносец» тут также упомянут напрасно. Похожие истории мы можем обнаружить и в других литературных традициях. Если говорить только о том, чем непосредственно занимался автор этих строк, можно упомянуть правившего в первой половине XII в. западнопоморского князя Вартислава (Западнопоморское княжество – западнославянское средневековое государственное образование на территории Северо-Запада современной Польши и северо-востока современной Германии). Он после принятия христианства также порвал с многожёнством (вполне нормальным среди язычников) и отказался от своих 24 наложниц. Напомним, что гигантское число наложниц Владимира вполне может быть литературным преувеличением, основанным на параллели с Соломоном. Титмар Мерзебургский Дальнейшие рассуждения А. Невзорова о хламидийном конъюнктивите и проч., конечно, вызывают определённое почтение к медицинским познаниям автора, но не имеют никакого отношения ни к Владимиру, ни к древнерусской истории вообще. Обращают на себя внимание только грубые ошибки. Первым переводом Евангелия на славянский язык было, конечно, не Остромирово. Остромирово Евангелие – первая полностью сохранившаяся славянская книга. Первые же переводы евангельских текстов были сделаны ещё Кириллом и Мефодием, а первый полный перевод Четвероевангелия на славянский язык был осуществлён, как думают учёные, в X в. в Болгарии.

http://pravmir.ru/novyie-mifyi-o-knyaze-...

Брюссель цинично планирует, приняв балканские страны в ЕС, превратить их в «отстойник» для мигрантов с юга Фото: REUTERS Свою роль играет тесная интеграция ЕС и НАТО. Сначала новых членов принимают в Североатлантический альянс. Затем - в ЕС. После ряда процедур и внутриполитических реформ, фактически лишающих государства национального суверенитета . Плюс Балканы - это дополнительный рынок в 20 миллионов человек. Здесь проходят важнейшие энергетические маршруты. - И миграционные, на минуточку. - Брюссель цинично планирует, приняв балканские страны в ЕС, превратить их в «отстойник» для мигрантов с юга. Вы справедливо упомянули про Первую мировую, начавшуюся из-за теракта в Сараево. Сейчас на Балканах заложена новая мина замедленного, но страшного действия. Регион превращается в важный стратегический узел международного терроризма. Он имеет региональную специфику, проявляющуюся в двух проектах. - Каких же? - Первый - «Великая Албания». Объединение всех территорий, на которых проживают албанцы: Албания, Косово, Западная Македония (Республика Илирида), юго-восточная Черногория (Малесия) и северо-западная Греция (Чамерия)... Великая Албания уже создавалась в годы Второй мировой с помощью Гитлера и была его союзницей. После разгрома фашизма появилась коммунистическая Албания, часть территорий отошла социалистической Югославии. С развалом Югославии идея албанского государства реанимирована. Второй проект более масштабный - «Балканский халифат». За ним стоят Саудовская Аравия, Турция, частично - Иран. В потенциальные границы включают Албанию, Грецию, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Косово, Черногорию... Проекты смыкаются, поскольку речь идет о территориях, где большинство населения мусульмане. Какой вариант выберут Хозяева мировой игры - неизвестно. Конечно, для раздрая на Балканах есть внутренние причины. Чересполосное проживание народов разных культур и вероисповеданий, имеющих свои исторические претензии, обиды и фобии; крайне низкий уровень экономического развития, высокая безработица, огромные долги, отсутствие социальной перспективы; высокая рождаемость в мусульманских семьях и т.д.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/26/tajn...

Разработанное архиепископом Кириллом «Положение о экзархатах Московского Патриархата» было внесено в «Устав об управлении Русской Православной Церкви». При этом Собор упразднил зарубежные экзархаты, подчинив девять зарубежных епархий Патриарху и Синоду. Таким было последнее важное деяние Святейшего Патриарха Пимена . Впереди у него оставалось мучительное угасание и рождение в жизнь вечную. Он принял Русскую Православную Церковь не в руинах, как Патриарх Сергий (Страгородский), но, всё же, изрядно измотанную за время хрущёвской гриппозной оттепели, а оставлял её, хотя и в состоянии смуты, вызванной украинской самостийщиной, но окрепшей, имеющей более одиннадцати тысяч приходов. Патриарх Пимен и митрополит Алексий на прославлении блаженной Ксении Петербургской Для митрополита Алексия его первый Патриарший год начался с того, что он весь январь почти ежедневно служил в храмах северной столицы, Новгородской и Таллинской епархий, о чём свидетельствуют его записи, по-прежнему вносимые бисерным почерком с немецкой педантичностью. Он мечтал вернуть Церкви два огромных питерских храма — Исаакиевский и Казанский соборы. Оба они оставались музеями. В Исаакии с потолка свисал маятник Фуко, наглядно показывающий посетителям, как вращается планета Земля, а в Казанском по-прежнему размещался музей истории религии и атеизма. В праздничный день Рождества Христова 7 января 1990 года по распоряжению Гидаспова митрополиту Алексию разрешили отслужить в Казанском соборе молебен и литию. В конце января он участвовал в Архиерейском Соборе, а по сути дела, руководил им. В феврале, марте и апреле вновь очень много служил в Таллине, в городе на Неве, в Пюхтице, в Новгороде. Он будто спешил как можно больше отслужить здесь, в огромной своей Северо-Западной епархии, поскольку при всех обстоятельствах душою-то чуял грядущую великую перемену в жизни. Ему предстояло взять патриарший жезл в эпоху глобальных перемен, сопоставимых с теми, что свершались, когда Патриархом стал Тихон. Падали все дальние и ближние бастионы империи, созданной Лениным и Сталиным, откалывались европейские союзники — ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария, прибалтийские республики, Закавказье. Скоро и сам великий и могучий Советский Союз рассыплется на составляющие. Третий съезд народных депутатов, состоявшийся в марте, избрал Горбачёва первым и последним президентом СССР и отменил однопартийную систему. Но для СССР это уже было как мёртвому припарки. Да и для политической карьеры Горбачёва тоже, президентом ему предстояло пробыть полтора года.

http://pravoslavie.ru/57900.html

У Рашида Ад-Дина в «сокровенном сказании» об Александре Невском в этом источнике ничего нет. О нем и его отце Ярославе пишет папский Посол Джованни дель Плано Карпини. Он был в Орде видел их своими глазами. Ярослава в Каракоруме отравили, чему посол был свидетелем. Отношения между Бату и Каракорумом были, мягко говоря, натянутые. Бату не поехал на интронизацию своего двоюродного брата Гуюка, потому что подозревал, что его убьют, а Ярослав поехал, и его отравили. Александр Невский тоже поехал в Каракорум, но, в отличие от отца, сумел вернуться живым, что было большой неожиданностью. Он ездил туда с младшим братом. Поехали вдвоем, и оба вернулись. Почему так произошло, для нас остаётся загадкой. – Некоторые историки, например, этот факт интерпретируют как результат договоренности Александра Невского с Ордой и вменяют это ему в вину. – Давайте не будем давать никаких оценок, а посмотрим на карту. Во времена Александра Невского на востоке татары покорили все земли до Пекина, вышли на побережье Тихого океана. Единственная причина, по которой они не взяли Японию, – это ураган, разметавший флот. Север: Новгород они не взяли, обстоятельства не позволили им этого сделать. Северо-западная точка: в битве при Легнице весной 1241 года татары разбили поляков и взяли Краков. Хан Ногай, владевший юго-западной Русью, поставил в зависимость от себя Сербию и Болгарию. Целый континент.      Не нашлось в то время в мире силы, которая бы сумела противостоять великим в военном отношении монголам. Впрочем, был бесстрашный эмир Бейбарс, впоследствии султан Египта. В тот период в Египет стеклись все народы из покоренных монголам земель, не попавшие в рабство. Египет оставался последним рубежом, позади ничего не было – только пустыня. В битве под Айн-Джалутом (на территории современной Сирии) эмир Бейбарс разбил татаро-монголов. Тогда это воспринималось как чудо, и до сих пор на Западе и у арабских коллег выходят работы, посвященные этому событию. Но неизвестно, как бы дальше разворачивались события, если бы золотоордынский хан Берке, который сидел на Волге, не сцепился с ханом Ирана Хулагу, (хотя ханами, строго говоря, не были ни тот, ни другой, ханский титул носил лишь тот, кто сидел в Монголии). Татары были заняты междоусобными распрями: если бы не этот факт, может быть, и Египет тоже был бы ими покорен. Хотя вряд ли… Там везде песок, а для конницы это неудобно.

http://pravoslavie.ru/141891.html

Феофилакт Болгарский (Охридский) Замечание его биографа Феофилакта Болгарского, что Климент знал жизнь святого Мефодия, «как никто другой, ведь он сопровождал его с младых ногтей и собственными глазами видел все дела учителя» , позволяет предполагать, что он родился на севере Греции, в Стримонской феме, где до своего пострига Мефодий исполнял должность стратига или архонта. Помимо греков, в этой феме проживало много единоплеменных Кириллу славян. Время его рождения известно лишь приблизительно – около 840 г. Как предполагает Д. Оболенский, «встреча Климента и Мефодия произошла между 856 и 858 годами… Климент был учеником Мефодия в одном из монастырей Олимпа» . Сблизившись с равноапостольными братьями, он, возможно, был участником их Хазарской миссии, завершившейся обретением мощей священномученика Климента Римского в Херсонесской бухте. При постриге Климент Охридский мог получить имя этого мужа апостольского. Климент Охридский отправился в Моравию вместе с равноапостольными братьями и там разделял их миссионерские и просветительские труды. В 867-м г., находясь в Риме вместе со святыми братьями, он был там хиротонисан во пресвитера Папой Адрианом II. По возвращении в Моравию он стал ближайшим помощником святого Мефодия до его заточения. Вместе с другими Седмочисленниками Климент был изгнан из Моравии поздней осенью 885 г. В Плиске он вместе со своими спутниками был принят равноапостольным князем Борисом с великой радостью. Год спустя Борис поставил его на должность дидаскала (учителя) в Девол, расположенный на западе Болгарского государства, в области Кутмичевице, и Климент создал там несколько школ: в Деволе, Главинице и в Охриде, где им основан был Свято-Пантелеимоновский монастырь, в котором он подвизался. «Выяснение причин, по которым Климента, бесспорного главу учеников Кирилла и Мефодия, отправили в… отдаленную юго-западную область Болгарского царства, породило немало споров. Справедливо приводился довод о том, что если в Северо-Восточной Болгарии – тогдашнем политическом центре страны – к тому времени еще сохранялось протоболгарское” тюркское меньшинство, то в Македонии жило сравнительно однородное славянское население… Опытный ученик Кирилла и Мефодия, к тому же, вероятно, македонец родом, должен был как нельзя более успешно обеспечить духовные потребности Македонии и способствовать ее культурной ассимиляции в Болгарское царство» .

http://pravoslavie.ru/152907.html

К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии. В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю. В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии, вошло в состав Речи Посполитой, утратив при этом часть государственности. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Укра...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010