Весной 861 г. собор, наконец, состоялся. Вызванный на него Игнатий заявил, что не апеллировал к папе и не собирается этого делать. Родоальд же и Захария согласились с его осуждением. Однако по возвращении легатов в Рим Николай дезавуировал их действия, хотя и не наказал их за ослушание сразу. Между тем сторонники Игнатия сфабриковали апелляцию к папе от его имени, так наз. Libellus Theognosti, на основании которой Николай низложил и отлучил Фотия на соборе 863 г. в Риме, признав законным патриархом Игнатия. Реакция константинопольского двора была весьма резкой (об этом можно судить по ответному письму папы – Epistula VI), тогда как патриарх на сей раз не счел нужным оправдываться. Тем временем первостепенные по важности события разворачивались в Болгарии. Князь Борис (Богорис) в 864 принял христианство от священников, присланных из Константинополя, причем восприемником его считался сам император, чье имя он и получил при Крещении. Но политическая цель Бориса-Михаила состояла в том, чтобы создать в Болгарии независимую от византийской Церковь . Чтобы добиться этого, он обратился к Риму, в результате чего в 866 г. греческие священники были изгнаны из страны, а их место заняли западные миссионеры. Папский престол считал, что действует с полным правовым основанием, поскольку существенная часть тогдашней Болгарии (включая Охрид и Средец, то есть Софию) находилась на территории старого диоцеза Иллирик (при этом северо-западные земли с Плиской и Тырново относились к Фракии, то есть подпадали под юрисдикцию Константинополя). В данной ситуации решительных действий требовали не какие-то краткосрочные церковно-политические замыслы, но коренные интересы византийского государства. Именно тогда Фотий разослал Восточным патриархам свое Окружное послание и стал готовиться к собору, который в 867 г. низложил и анафематствовал Николая Только с этого момента можно говорить о настоящем расколе между Константинопольским и Римским патриархатами. Спустя очень короткое время после собора, 24 сентября 867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

31 Евномиане — еретическая секта радикальных ариан от Евномия, ученика ересиарха Аэция. Македоний — константинопольский епископ и один из лидеров умеренных ариан при Констанции II. 32 Концепция религиозного единомыслия, сформулированная в этом послании, была следствием опасений Константина по поводу возможных драматических последствий споров среди церковных иерархов. Император, конечно же, хорошо помнил о той смуте, которую вызвали в Северной Африке разногласия Доната и Цецилиана и которую только обострило его прямое вмешательство в 313 г. Следует также учитывать ситуацию, в которой было написано это послание — это был 324 г., первый год правления Константина на Востоке, когда его главной задачей стало мирное упрочение там своей власти. 33 Первый Вселенский Никейский собор 325 г. 34 Финикияне — представители римской провинции Финикия на восточном побережье Средиземного моря . Аравитяне — представители римской провинции Аравия к востоку от р. Иордан и Мертвого моря . 35 Скифия — римская провинция у гирла Дуная совр. Добруджа . 36 Речь идет о римских провинциях Пот северо-восточное побережье Малой Азии , Галатия центр Малой Азии , Памфилия южное побережье Малой Азии , Каппадокия восток Малой Азии , Азия западное побережье Малой Азии , Фригия запад Малой Азии . 37 Фракийцы, македоняне, ахеяне и эпирцы — представители римских провинций Фракия юго-восток совр. Болгарии , Македония северо-восток совр. Греции , Ахайя Средняя Греция и Пелопонесс и Эпир запад совр. Греции . 38 Осия, епископ Кордовы. 39 Сильвестр, епископ Рима 314—335 . 40 Речь идет об Афанасии Великом ок. 298—2 мая 373 г ., будущем знаменитом александрийском патриархе 326—373 с перерывами . 41 Сократ ничего не говорит о стойкой защите Арием своей позиции. Ересиарх заявил, что Бог-Слово не вечен в отличие от Бога-Отца и не имеет такой же природы и субстанции, то есть не является богом. О божественности Сына, по словам Ария, можно говорить лишь в том смысле, в каком Писание говорит о божественности всех людей. Он добавил, что сначала Отец был один и что он сотворил Сына из небытия актом своей воли. Арий закончил свое выступление тем, что Отец невидим и непостижим даже для Сына, ибо то, что имеет начало, не может знать того, что вечно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

По всей видимости, венгерские правители долго колебались, к какой же из церквей – Западной или Восточной – им присоединиться. В самом начале XI века венгерский князь Айтонь принял крещение в Видине – городе, только что взятом Василием II и включенным в юрисдикцию Охрида. В своей резиденции в Марошваре Айтонь основал греческий монастырь. Севернее в Венгрии также существовали славянские и греческие монастыри, они находились в юрисдикции Константинополя. Нередкими были браки между венгерской знатью и представителями византийских правящих семейств. Самыми яркими символами этих связей стали «корона Константина Мономаха» и знаменитая «корона святого Стефана» – наиболее почитаемые венграми реликвии. Первая из этих корон была прислана императором Константином IX королю Андрею (1046–1060), принявшему крещение в Киеве и взявшему в жены дочь русского князя Ярослава. Вторая стала даром императора Михаила VII королю Гезе I (1074–1077). На обеих коронах присутствуют портретные изображения императора и короля, призванные подчеркнуть причастность Венгрии к Византийскому Содружеству наций. Окончательный выбор Венгрии в пользу Западной церкви был ознаменован вторым браком короля Белы III с французской принцессой Маргаритой Капет (1186). До этого брака Бела исповедовал православие и был верным союзником Византии. Поводом для его обращения к Западу стал отказ Феодоры, сестры императора Мануила, стать его женой; она предпочла принять монашество 534 . Для православия это означало потерю возможностей влияния на Венгрию – из–за ослабления церковного авторитета Охрида в конце XII века, а также из–за внутренних династических распрей, раздиравших саму византийскую власть. Как раз в это время Константинополь оказался бессилен перед болгарским восстанием во главе с двумя братьями, Петром и Асенем, принадлежавшими к влашской (румынской) аристократии. На северо–востоке Болгарии, между Дунаем и Балканским хребтом, было образовано независимое государство с автокефальной архиепископией в Тырново. Асень был провозглашен «царем болгар и влахов», одновременно митрополит Видинский поставил Василия во архиепископа Тырновского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Все русские роспевы (распéвы) обычно разделяются на полные, заключающие в себе все восемь гласов богослужебного пения, и неполные, не содержащие всего осмогласия. Последние образуют отдельные, самостоятельные группы мелодий и употреблялись в Русской Церкви лишь в известное время богослужения или на особые случаи, о чем говорят и их названия, например: «Перенос постный», «Агиос задушный». По характеру музыкальной структуры все мелодии подобных песнопений в основном являются видовыми вариантами знаменного распева. Уклонение сочиненной или переработанной мелодии от музыкального стиля знаменного пения называлось произвол, или произвольный напев, такие напевы никогда не смешивались со знаменными. Наряду со знаменным пением на Руси с XI века существовало демественное (греч.: домашнее) пение, или демество, считавшееся самым изящным. Демественное пение было свободно от условий и границ, положенных для церковно-богослужебного пения, не подчинялось строгим законам осмогласия и отличалось музыкальной свободой. Демественное пение было свойственно греческому домашнему быту. Такое же домашнее, келейное назначение имело оно сначала и на Руси; но с конца XVI века, внедрившись и в богослужебную практику, стилистика демественного пения принципиально изменилась: демеством стали петь в торжественных случаях праздничные стихиры величания и многолетия. В конце XVI – начале XVII века Русская Православная Церковь обогатилась новыми полными осмогласными распевами: киевским, греческим и болгарским. Киевский распев образовался из знаменного в Галиции и на Волыни до воссоединения Юго-Западной Руси с Северо-Восточной. Характерная черта киевского распева – краткость и простота его мелодий, а отсюда и удобоисполнимость в богослужениях. Греческий распев принесен на Русь певцом-греком иеродиаконом Мелетием, и поэтому носит еще одно название – мелетиев перевод. Основанный на византийском церковном осмогласии, он является, несомненно, коренным греческим распевом своего времени; но так как он усваивался русскими певцами с голоса Мелетия и его русских учеников, а не с оригинальных греческих певческих книг, то закрепился у нас значительно измененным и является поэтому русским вариантом греческого распева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обычным фактом в XIII в. были браки сербских правителей с католическими принцессами. Особого внимания заслуживают свидетельства, связанные с личностью королевы Елены, жены Стефана Уроша. Французская аристократка, родственница анжуйских правителей Южной Италии, она отличалась преданностью католической вере и побуждала своих сыновей Драгутина и Милутина «к соединению с Римской Церковью» . Получив в удел после низложения и смерти мужа значительную часть Приморья, она основала в поморских городах целый ряд францисканских монастырей , а в 1303 г. отдала свои земли под опеку папского престола . В постройке католических храмов и пожалованиях католических аббатств вместе с матерью участвовал православный король Стефан Милутин , а сама Елена наряду с католическими обителями построила православный монастырь в Градце, в котором и была похоронена. В сборнике житий сербских правителей и пастырей Сербской Церкви, составленном в начале XIV в. архиепископом Даниилом II, помещена и биография «блаженной» Елены, которую автор — глава Сербской Православной Церкви — хвалил за благочестие, строгий образ жизни и помощь бедным. Для него королева — «дарованный от Господа светильник преславъномоу отьчьствию своему земли срьбьсцей». Святость ее подтверждает обретение ее «нетленных останков» . Елена прилагала большие усилия, чтобы склонить к унии с Римом сыновей — Стефана Драгутина и Стефана Милутина и второго мужа — болгарского царя Георгия Тертера . На рубеже XIII–XIV вв. снова начались переговоры сербских правителей с Римом о церковной унии. Правитель северо-западных районов Сербии Стефан Драгутин, тесно связанный с венгерским двором, в 1291 г. просил папу Николая IV прислать в его владения францисканских монахов для борьбы с богомильской ересью . Сербский король Стефан Милутин, когда находил это для себя выгодным, охотно вступал в соглашения с латинскими противниками Византийской империи. Так, в начале 80-х гг. XIII в. он небезуспешно искал сотрудничества с главным врагом императора Михаила VIII Палеолога Карлом Анжуйским . В начале XIV в. он снова попытался использовать в своих интересах конфликт между Византией и латинским претендентом на императорский трон Карлом Валуа, братом французского короля Филиппа IV Красивого. По договору, заключенному в 1308 г., французский принц обязался в обмен на помощь, полученную от короля, передать ему часть византийских владений в Македонии .

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

Однако положение дел у православных Канады сильно изменилось за 16 лет, прошедших со времени его отъезда в Россию. Появившиеся в России обновленцы своими идеями оказывали влияние и на умы некоторых людей в Канаде, появились также различные группы украинских националистов со своей раскольнической идеологией. По словам очевидцев, владыке Арсению довелось вынести множество скорбей как от тех, так и от других и вести борьбу на несколько фронтов. Доходило до того, что раскольники даже покушались на его жизнь, обстреляв ночью его дом в Каноре, причем владыка был ранен в ногу. А в Эдмонтоне они ворвались в храм и напали на священника Александра Кизюка, сорвали с него облачение, выволокли из храма и избили. В 1928 году епископ Арсений пишет послание приходам, призывая к укреплению дисциплины. В нем он, помимо прочего, заповедует: «Ни под каким видом не вводить в жизнь церковную политики и всеми силами искоренять национальный шовинизм. Для пастыря должен быть дорог всякий пасомый, выходит ли он из Великой, Малой, Червонной, Белой, Карпатской Руси, из Буковины, Румынии, Сербии, Болгарии, Греции и так далее. Прежде всего – Православие . Но это вовсе не значит, что не надо сохранять национальный язык. При каждой церкви необходимо устраивать приходскую школу и обучать детей грамоте на материнском языке, а главное, вести катехизацию хотя бы по воскресным дням». Епископ Арсений основал Сифтонский Спасо-Вознесенский монастырь, а при нем в 1929 году открыл богословские курсы, на которых сам преподавал, готовя кандидатов в священство. При этом говорил о необходимости создания семинарии и опоры на кандидатов из числа местных православных, указывая, что из России теперь невозможно кого-либо выписать, а из США трудно кого-либо ожидать, «так как Канада считается “Сибирью”, из которой стараются убежать сколь возможно скорее». При монастыре владыка также создал и сиротский приют. Затем епископ взял на себя необычное послушание: попросил благословения митрополита Платона на сбор денег в Америке для канадских северо-западных приходов. Говоря о причинах, толкнувших его на этот шаг, он писал: «На 220–300 миль нет ни одной церкви или даже часовни; нет кладбищ; дети остаются без крещения, умершие без отпевания. Инославные миссионеры, особенно французские, строят храмы, где нет вообще их верующих, и зазывают наших. Русь святая когда-то посылала к чужим народам своих миссионеров. Неужели теперь, когда просят хлеба духовного свои, родные по вере и крови, нам суждено закрыть глаза и уши и сказать монотонно: “Мы бедны”? Я, как епископ Церкви, видевший положение, боюсь Бога и Его суда, чтобы махнуть на все это рукой; мне жаль душ православных отдавать на растерзание инославным… Сознаю, что не в мои 64 года принимать на себя такое послушание, но считаю, что лучше сократить свою жизнь в огне служения ближнему, чем тлеть медленным пламенем».

http://pravoslavie.ru/41634.html

С посл. трети XVII в. до кон. 1-й четв. (или до 20-х гг.) XVIII в. первенство держит Центр. Россия, собственно царский двор, хоры государевых и патриарших певчих, а также Северо-Западный регион: Смоленск, Новгород (Новгородский архиерейский хор, Новгородский собор в честь иконы Божией Матери «Знамение», Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь). В числе центров петровской эпохи следует упомянуть также костромскую ц. Иоанна Богослова, что при Ипатиевском мон-ре, и хор Вологодского архиепископа. В 20-30-х гг. XVIII в. П. п. распространяется в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге (где работал, в частности, один из ведущих композиторов того времени - архим. Герасим (Завадовский) ), в церквах Москвы, городов Поволжья - Углича, Кинешмы. Наиболее широко П. п. было распространено в России в 40-50-х гг., в т. ч. на севере (Соловецкий мон-рь, Кожеозерская Петропавловская ц.) и на востоке (Соликамск, Спасо-Преображенский Пыскорский мон-рь, Ныроб), и даже в Забайкалье (Нерчинск). Кафедральные соборы и небольшие приходские храмы, мон-ри и светские капеллы активно использовали уже накопленный и создавали новый репертуар П. п. Крупнейшим центром стал Ярославль, десятки храмов которого участвовали в формировании певч. культуры города. Основу репертуара в архиерейских хорах, капеллах высшей знати и хорах некоторых приходских храмов (напр., Спасо-Чигасской ц. в Москве) составляло концертное П. п. Но рукописные источники свидетельствуют о гораздо более широком распространении постоянного партесного многоголосия, т. е. партесных гармонизаций одноголосных распевов, как древнего происхождения (знаменного, путевого), так и более позднего (греческого, болгарского). Наиболее типичный хоровой состав такого обиходного пения - 4-голосный, при этом мелодия первоисточника помещается в теноре. Количество певч. книг с записью партии тенора в комплектах партий хора государевых певчих дьяков , сохранившихся в фонде Оружейной палаты в РГАДА, может в неск. раз превышать количество др. партий (такая традиция имела место и в патриаршем хоре). Функции проч. голосов двойственны: они имеют не только собственно гармоническую природу, обеспечивая консонантную вертикаль, но и линеарную, поэтому вертикаль может рассматриваться как сумма горизонталей. Т. о., партесные гармонизации представляют собой некий промежуточный вариант между полифоническим изложением с цитатой в теноре и хоровым моноритмическим четырехголосием с первоисточником в верхнем голосе.

http://pravenc.ru/text/2579061.html

Велико-Тырново – см. Тернов Венгрия (Туркия) – 44, 149, 171, 252, 255, 260, 261, 265–269, 271–273, 275, 305, 306, 308, 309, 313 Венгры («турки», «гунны», «пеонцы», мадьяры, угры) – 149, 153, 154, 157, 170, 172, 190, 196, 219–221, 229, 260–262, 268, 270–273, 279 Вервианы (древляне) – союз восточно-славянских племен, населявший территорию между Днепром, Горынью и верховьями Южного Буга 167 Веррия – город недалеко от Фессалоники 311 Верроя (Вероя) – город в Болгарии, совр. Боруй 254, 277, 285, 302 Версиникия – византийская крепость к северо-востоку от Адрианополя 176 Веручи – см. Леанди Вестготы (визиготы) – германское племя 24, 31, 60, 63, 83, 84, 108, 109 Визáнтий – см. Константинополь Византийцы – см. Ромеи Византия (Византийская империя, Романия) –13, 15, 26, 41, 48, 65, 66, 68, 74, 77, 81, 92, 94, 97, 107–109, 117, 123, 124, 131, 140, 143, 147, 148, 150, 152–154, 157, 158, 160, 163, 166–170, 186, 189–191, 193, 194, 217,      219, 234, 235, 247, 253–255, 257, 258, 260, 261, 265–272, 275, 276, 293, 302, 315 Византия – см. Константинополь Визиготы – см. Вестготы Визия (Виза) – город во Фракии, совр. Виза 288, 290, 295 Виотия (Беотия) – область в Греции 30 Витичев – сторожевая крепость, охранявшая брод через Днепр под Киевом 148, 161 Вифиния – область на северо-западе Малой Азии 16, 88,180 Вифсаида – город в древней Галилее 16 Владимир (Великий) – город в Северо-Восточной Руси 248, 251 Владимир (Волынский) – город, столица Владимиро-Волынского княжества 251 Влахерны – северо-западный пригород Константинополя со знаменитой церковью Богородицы 198 Влахи (волохи) – население левобережья Дуная 275, 281, 283–286, 289, 290, 294, 297, 298 Волга – см. Атель Волниг – см. Варуфорос Волохи – см. Влахи Волхов – река на северо-западе европейской части России 159 Волынь – Владимиро-Волынское княжество 271, 272 Волыняне – восточно-славянское племя 167 Вольный порог – см. Струкун Ворея – город во Фракии 299 Вороталмат – см. Талмат Воск (Воско) – крепость в Италии 264 Воспор (Боспор, Пантикапей) – город на Крымском полуострове, совр. Керчь 137, 138

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богуше (Богушев) – город в Польше, Валбжиское воеводство. Бойковицы – город в Северо-Моравской области, Чехия. Бокэу (прав. Бакэу) – город в Румынии, административный центр уезда Бакэу. Болгария – государство в Юго-Восточной Европе. Столица – г. София. Белград – город и ж.д. станция в Одесской области, Украина. Болехов – город и ж.д. станция в предгорьях Карпат на Украине. Боли – город в Китае, пров. Хэйлунцзян. Бологое – город и ж.д. узел в Тверской области Российской Федерации. Большой Белы – см. Бельты . Большой Хинган (кит. Дасинъаньлин) – горная система на северо-востоке Китая. Бордо – город и порт на р.Гаронна во Франции. Борзя – город и ж.д. узел в Читинской области Российской Федерации. Борисов – город и ж.д. станция в Минской области, Белоруссия. Промышленный центр. Борисполь – город в Киевской области, Украина. Ж.д. станция, аэропорт. Борша – город в Румынии, уезд Марамуреш. Босфор – пролив, соединяющий Черное и Мраморное моря (Турция). Ботнический залив – северная часть Балтийского моря между Швецией и Финляндией. Ботошани (Ботошаны) – город и административный центр одноименного уезда в Румынии. Бохня – город в Тарновском воеводстве, Польша. Бочко – город в Венгрии. Бразилия, Федеративная Республика Бразилия – государство в Южной Америке, занимает восточную и центральную часть материка. Столица – город Бразилия. Браила – см. Браилов . Браилов – город в Винницкой области, Украина. Бранденбург – город, порт, промышленный центр в восточной части Германии. Братислава – город и столица Словакии. Брашов – административный центр одноименного уезда в Румынии. Бремен – город на севере ФРГ, образует землю Бремен вместе с городом Бремерхафен. Торговый центр, морской порт. Брест (прежн. назв. Брест-Литовск) – город, административный центр Брестской области в Белоруссии. Бретань – полуостров на западе Франции, омывается водами Атлантического океана, Бискайского залива, пролива Ла-Манш и залива Сен-Мало. Британские острова – расположены в Атлантическом океане у северо-западного побережья Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Мы видели выше, что балканская часть болгарского государства первоначально представляла из себя не очень широкую полосу, простиравшуюся по правому берегу Дуная, и что из преемников Аспаруха только Крум несколько увеличил ее присоединением от греков Софии. Но Борис и Симеон – первый чрез подчинение своей власти соседних независимых славян, а второй посредством завоеваний у греков весьма широко раздвинули пределы здешних своих владений, так что при преемнике второго из них болгарам принадлежала значительнейшая, а грекам только меньшая часть полуострова. Восточная граница государства простиралась по берегу Черного моря от устья Дуная до Бургаса за южным склоном Балканов (причем, впрочем, приморские города Месемврия и Анхиал если не постоянно, то большею частью оставались во власти греков). Южная граница шла от Бургаса на Балканы, затем Балканами и с отрога Коджа-Балканы, пересевая верховья Марицы, поворачивала (идя мимо Татар-Базарджика и Чепены) на юго-запад на Родопские горы; отсюда шла на Стримон, который пересекала около нынешнего Демир-Гиссара (захватывая лежащие за левым берегом этой реки города Раслог и Мельник или Менлык), с Стримона на Вардар немного повыше устья, с Вардара на нижнюю Быстрицу (Индже-Карасу, ниже Веррии), с этой последней или по западному берегу Солунского залива, или не в дальнем расстоянии от него по горному хребту Олимпа на нижнюю Саламврию (др. Пеней), и наконец отсюда по более или менее прямой линии, наклоняющейся с северо-востока к юго-западу, на верхнюю Саламврию, между городами Стагус-Калабаком и Трикалой, и на берег Адриатического моря около устья р. Каламы или Каламаса. Западная граница шла по берегу Адриатического моря, обходя только некоторые приморские города с их округами, еще остававшиеся во власти греков (напр. Диррахий, нынешний Дураццо); дошед до устья Дрина, она сначала поворачивала на северо-восток и шла по более или менее прямой линии на верховья р. Топлицы и на болгарскую Мораву ниже впадения в нее Нишавы; потом поворачивала на северо-запад, и с низовьев болгарской или с верховьев соединенной Моравы шла на нижнюю Саву 11 . Что касается до задунайских владений болгар, то находившиеся в вассальной зависимости от них восточная Венгрия и Трансильвания в начале десятого века навсегда были заняты уграми (см. Фесслера Geschichtevon Ungarn, 2 изд., Лейпциг, 1867, т. I, стр. 57 sqq, cfr Шафарика Древн. II, I, 286), а Молдавия и восточная Валахия, быв сначала ненадолго заняты этими же уграми (Фесслер ibid. стр. 49, Палацкий Geschichte von Böhmen I, 147), потом довольно продолжительное время были занимаемы прогнавшими сих последних печенегами (Константин Порфирогенит De administer. imperio cap. 37, 40 и 42, ed. Bonn. р. 164, 173, 177, Memoriae pop. III, 776 sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010