Напор Славян и особенно Болгар спас, может быть, халифат, или отнял, по крайней мере, у Византии возможность воспользоваться раздорами мусульманских народов для возвратного завоевания всей Сирии и Палестины. Вскоре после этих раздоров новый ряд великих властителей, Аббасидов, заступил место одряхлевшей династии Оммиядов и возвратил утраченную славу престолу халифов. Приобретения Исаврийцев в Азии были снова отняты Аравитянами, Империя стеснена, многие области и острова, до тех пор принадлежавшие ей, покорены халифами, Царьград осаждён. Но это возрождение халифата продолжалось недолго, и Империя устояла; в самом магометанском мире стали развиваться сильнее и сильнее начала раздора. Религиозные секты, неизбежные последствия всякого учения, которое стремится обнять собой весь духовный мир человека, а не довольствуется, подобно эллино-римскому идолопоклонству, требованием внешней покорности, разрывали внутреннее единство ислама, распадаясь на два главных отдела, из которых один строго придерживался буквы и формы закона, а другой искал в нём только коренного и духовного смысла, дробясь снова на множество подразделений и свирепея в упорной борьбе. Единство же государственное или патриархальное ислама, примиряющее разногласие сект в понятии о халифе, как представителе всех людей, признающих небесное послание Мухаммеда, потеряло всё своё значение при насильственном падении дома Оммиядов. Права их преемников, Аббасидов, очевидно, основаны были на чисто условном и произвольном признании и не носили на себе никакого обязательного характера. Испания, самая западная и отдалённая земля, в мусульманском мире, признала над собою власть уцелевшего остатка из дома Оммиядов, мужественного Абдеррахмана и оторвалась от державы Аббасидов. Вслед за нею оторвалась западная Африка и признала над собой владычество династии Эдризидов; потом середина африканского поморья под знаменем Аглабидов, потом Египет под династией Тхолунидов, завоевателей Палестины и Сирии. Государственный мир ислама распадался на части. Халифат, утратив нравственную власть и желая возобновить свои вещественные силы, окружил себя наёмниками из воинственных племён Северо-Востока, из диких выходцев средней Азии, Тюрков, недавно ещё побеждённых Аравитянами. Наёмники скоро сделались господами и проложили на запад и на благословенные берега Средиземного моря путь своим воинственным братьям, которым суждено было изменить всю жизнь юго-восточной Европы. Царство Аббасидов клонилось к упадку; начала просвещения, ими возращённые и лелеянные, гибли во внутренних смутах, и Византия могла бы отдохнуть в ожидании будущей турецкой грозы; но сама империя носила уже, как сказано, семя своей смерти в раздвоении жизни христианской и государственности эллинской. Она не могла воспользоваться слабостью халифата и, будучи ещё довольно сильной для отпора, уже была вовсе не способна к прочным завоеваниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Об этом первоиерарх Вселенского престола сказал, находясь в греческом городе Кавала на торжествах в честь св. Лидии. Стамбул. 20 мая. ПРАВМИР — В настоящее время Константинопольский Патриарх Варфоломей совершает пастырский визит в город Кавала в северной Греции, приуроченный к торжествам в честь св. Лидии, покровительницы города. В ходе визита Патриарху Варфоломею было присвоено звание почетного гражданина города Кавалы и почетного доктора Кавальского Института технического образования. На торжественном приеме в Институте в честь присвоения докторской степени Патриарх Варфоломей сказал речь, в которой отметил особое значение Константинопольской кафедры для Церквей черноморского региона. «К нам на Босфор приходят вести о стойкости в православной вере наших единоверных братьев из Грузии, России, Украины, Румынии и Болгарии, живущих вокруг Черного моря. Эта та самая вера, которую вышла из Вселенской Патриархии тысячу лет назад. Это православную веру и раньше, и сейчас воплощает и выражает вера Вселенской Патриархии». Также Вселенский первоиерарх отметил, что именно в Константинополь обращаются взоры всех православных для защиты от видимых и невидимых нападений на Православие, поэтому для Вселенского Патриархата существует множество угроз, причем необязательно исходящих от внешних по отношению к Церкви сил. В данном случае примечательно, что Константинопольский Патриарх назвал Грузию в числе регионов, подвергшихся христианизации из Константинополя вместе со славянами. Как известно, Грузия первоначально получила христианство от Антиохийского Патриархата, однако некоторые епархии северо-западной Грузии (расположенные на территории современной Абхазии) действительно первоначально относились именно к Константинопольскому Патриархату. Видимо, на этом основании Патриарх Варфоломей считает и весь Грузинский католикосат дочерней церковной организаций по отношению к Константинопольской Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

В Калифорнии перезахоронили первого американского православного священника архимандрита Севастиана (Дабовича) Сан-Францисско, 7 сентября 2007 г. В субботу 1 сентября в храме святителя Саввы в городе Джексон близ столицы Калифорнии Сакраменто состоялось перезахоронение останков первого православного священника-американца, выдающегося миссионера и проповедника архимандрита Севастиана (Дабовича). В Божественной литургии приняли участие митрополит Христофор (Сербская Православная Церковь), митрополит Иосиф (Болгарская Православная Церковь), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Русская Зарубежная Церковь), епископ Австралийский Ириней, епископ Егерский Порфирий и епископ Западно-Американский Максим (Сербская Православная Церковь). После Литургии и трапезы были совершены крестный ход с останками архимандрита Севастияна и парастас, после чего останки были захоронены в первом сербском православном храме в Америке, основанном отцом Севастианом в 1884 году, сообщает сайт Западно-Американской епархии РПЦЗ. Архимандрит Севастиан (Дабович) родился в 1863 году в Сан-Франциско. В возрасте 21 года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1888 он был пострижен в монаха, рукоположен во иеродиакона, после чего вернулся в Америку для служения в Александро-Невском храме в Сан-Франциско. В 1892 году отец Севастиан принял священство в Сербии и вновь вернулся в Северную Америку. Основал ряд приходов на западном побережье США, служил в Миннеаполисе. Везде он окормлял сербов, русских, греков и всех нуждающихся в духовной поддержке. Будущий Патриарх Тихон (Белавин), в бытность правящим архиереем Северной Америки, высоко оценил таланты и ревность отца Севастиана и назначил его в администрацию Северо-Американской миссии. В 1899 указом императора Николая II отец Севастиан был награжден орденом святой Анны. Помимо пастырской и миссионерской деятельности, отец Севастиан готовил православную литературу на английском языке — жития святых, объяснение богослужения, сборники проповедей. В 1905 году святитель Тихон возвел отца Севастиана в сан архимандрита и перевел его в Чикаго, чтобы последний мог быть администратором Сербской миссии в Средних штатах Америки. Во время войны на Балканах (1912-1913) и Первой мировой войны (1914-1918) архимандрит Севастиан вернулся в Сербию, чтобы послужить в качестве капеллана Сербской армии.

http://pravoslavie.ru/23831.html

С.В. Шумило Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне Созданный после захвата греками древнего Русика скит «Черный Выр» с 1747 г. на протяжении почти столетия играл роль нового и долгое время единственного центра русского монашества на Афоне, по сути «нового Русика». И не удиви-тельно, что выполнив эту миссию, в 1830-е гг. он уступил первенство возобновленным Свято-Пантелеимонову монастырю и Свято-Ильинскому скиту. Как сообщалось в «Путеводителе по Афону» за 1895 г., «в настоящую пору уединяются там [в скиту «ЧерныйВыр»] человека по два или по три по благословению настоятеля монастыря» 188 . В 1913 г. А. Павловс кий упоминает Черно-Вырскую обитель в перечне скитов Афона, но при этом уточняет, что «скит запустел и, хотя получает из России субсидию, но его не возобновляют» 189 . Известно, что еще в 1930 г. «Черный Выр» функционировал как скит, хотя там и оставался всего один монах-болгарин. Об этом мы узнаем из годового отчета Афонского Свято-Ильинс кого скита в Протат за 1930 г. 190 Ко вто рой поло вине ХХ сто летия бывший казачий скит, как и десятки других славянских келейных обителей Афона, полностью опустел и пришел в упадок. На сегодняшний день на территории скита никто не живет, сохранился лишь соборный храм Рождества Богородицы, да и тот пребывает в плачевном состоянии. В фев рале 2015 г. представителями Международного института афонского наследия в Украине с благословения игумена Зографского монастыря схиархиманд рита Амвросия была предпринята небольшая ознакомительная экспедиция к месту расположения бывшего «Духовного Запорожья» на Святой Горе. В результате поездки был обнаружен уцелевший храм (кафоликон) казачьей обители, сделаны фотографии территории скита, внешнего и внутреннего видов храма. К сожалению, описанные еще иеросхимонахом Сергием (Весниным) хозяйственные и келейные строения обители, сложная система каменных водопроводов и т. п. пребывают в разрушенном от времени состоянии, густо заросшие кустарниками и деревьями. В то же время довольно хорошо сохранился соборный храм Рождества Богородицы. Расположенный на северо-западе от Зографского монастыря, в получасе ходьбы от него, кафоликон представляет собой небольшое крестово-купольное строение с тремя престолами и пристроенным со стороны центрального западного входа притвором, на втором этаже которого открытая часть строения, по всей видимости, использовалась как колокольня, а закрытая – как подсобное помещение или костница.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово Святейшего Патриарха Алексия после богослужения и молебна в Успенском соборе 1 октября 2006 г. 17:47 1 октября В Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен у раки с мощами святителя Киприана, после чего обратился к присутствующим с первосвятительским словом, в котором рассказал о роли свт.Киприана в истории Руси и Русской Церкви. Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братия и сестры! Сегодня мы совершаем празднование 600-летия преставления святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Святитель Киприан, честные мощи которого почивают в этом древнем святом храме, является значительной фигурой в истории Церкви. Будучи уроженцем Болгарии, он принял монашеский постриг на Святой Горе Афон, откуда и был призван на святительское служение сначала в Киев, а затем в Москву. Для Русской Православной Церкви особая заслуга святителя состоит в том, что он сумел воссоединить две дотоле разделенные ее части – северо-восточную и юго-западную. Мы также чтим святого Киприана как основателя московского Сретенского монастыря, выдающегося церковного писателя и богослова, единомышленника и соратника своих великих современников — преподобного Феодосия Тырновского, Константинопольского Патриарха Филофея Коккина, преподобных Сергия Радонежского и Феодора Симоновского. Служение св. Киприана можно охарактеризовать, прежде всего, как служение объединения. Он всегда находился на стыке культур, традиций, не замыкаясь внутри какой-либо. Святой Киприан — это связующее звено между Византией и Русью, между южными и восточными славянами, между северо-восточными и юго-западными епархиями Русской Церкви. Он стоял выше политических разделений своего времени. Для него Церковь была едина, независимо от государственных границ, разделивших ее паству. Это делает наследие святителя, его подвиг особенно актуальным и для нашего времени. Знаменательно, что сегодняшним богослужением оканчиваются торжества, посвященные 600-летию преставления святителя Киприана, и начинаются мероприятия, приуроченные к 450-летию со дня кончины преподобного Максима Грека и 10-летию обретения его мощей. Преподобный Максим — это другой великий святой, который соединяет Русскую Церковь с духовным наследием православного Востока, со Святой Афонской Горой и монастырем Ватопед, постриженником которого он был.

http://patriarchia.ru/db/text/147488.htm...

Разделы портала «Азбука веры» 10 Мар 2022 Несколько монастырей и храмов Болгарской Православной Церкви заявили о своей готовности принять украинских беженцев, спасающихся от военных действий. Среди них преимущественно женщины с детьми, пишет сайт «Православная жизнь» со ссылкой на Dveri.Bg. Градешницкий монастырь святого Иоанна Предтечи на северо-западе Болгарии стал первой обителью, которая открыла свои двери для прибывших из Украины. В интервью болгарскому телеканалу bTV насельник монастыря иеромонах Спиридон пояснил, что братия были готовы принять и позаботиться о десяти беженцах, но впоследствии их число увеличилось еще на девять человек. По словам священнослужителя, друзья обители, имеющие машины, подвозили беженцев от румынской границы. «Помещения в монастыре готовы, муки и других продуктов обеспечено около тонны. Многие люди изъявили желание помочь одеждой и моющими средствами, но пока больше всего нуждаются в еде», − отметил иеромонах Спиридон. Священник Боян Сараев из города Кырджали рассказал, что 50 человек разместят в гостинице рядом с Успенской церковью. В здании имеется десять четырехместных номера и два апартамента. Как заверил отец Боян, у общины есть опыт работы с остро нуждающимися людьми. «В свое время Кырджали образовали беженцы из Беломорской Фракии. Надеюсь, их потомки не останутся равнодушными. Они выросли на рассказах бабушек и дедушек о бедственном положении беженцев», − особо отметил священник. Он добавил, что для детей приезжих предоставят детский сад и школу, расположенные рядом с храмом. Церковь Успения Божией Матери в городе Несебр приняла две семьи из Украины и готова предоставить приют еще для двадцати человек. «Мы все открыли свою душу, не только церковь», — подчеркнул настоятель священник Петр Косев. Цырногорский монастырь во имя святых бессребренников Косьмы и Дамияна и еще шесть монастырей Перникской области в юго-западной части Болгарии собираются приютить около 50–60 человек. В этих обителях налажен быт, так как они были восстановлены в рамках европейской программы развития сельских районов.

http://azbyka.ru/news/bolgarskie-monasty...

Троянский монастырь Успения Богородицы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Мария Ковалева Троянский монастырь Успения Богородицы В монастырской летописи, составленной в 1835 году, сказано: «Троянская обитель возникла спустя много лет после падения болгарского царства. Появился некий монах, болгарин. Пришел он неизвестно откуда, и поселился в пустынных горах вместе со своим единственным учеником. Он построил себе простую хижину и, проведя в ней много лет, стал известен простому народу в том краю». Троянский монастырь / В монастырской летописи, составленной в 1835 году, сказано: «Троянская обитель возникла спустя много лет после падения болгарского царства. Появился некий монах, болгарин. Пришел он неизвестно откуда, и поселился в пустынных горах вместе со своим единственным учеником. Он построил себе простую хижину и, проведя в ней много лет, стал известен простому народу в том краю». Летописец, который по преданию был секретарем Тырновского митрополита Огняновича, уточняет в других местах, что возникновение монастыря относится примерно к 1600 году и что оба монаха пришли туда с Афона. Немного позже по пути во Влахию туда зашел другой афонский монах, который принес с собой чудотворную икону Св. Богородицы Троеручницы. Но сколько раз он впоследствии не пытался уйти из монастыря, икона неизвестно каким образом все время возвращалась в монастырь. Наконец он оставил ее там и уехал один. Все это привлекло в Троянский монастырь новых монахов и обитель быстро росла. Были построены деревянная церковь, посвященная Рождеству Богородицы, монашеские кельи и небольшой постоялый двор. Однако вскоре, при игумене Калистрии из Ловеча, монастырь был разгромлен турками, при этом сам игумен был убит. В первой половине XVIII в. монастырь снова расширился и экономически окреп. В это время в нем открылось училище, которое после 1765 г., приобретало все большую известность, благодаря деятельности учителя Николы Выбранова. Тогда же игумен Христофор, родом из Сопота, осуществил первые большие постройки в монастыре. Он построил несколько новых зданий и отремонтировал деревянную церковь, а в 1771 г. обеспечил водоснабжение монастыря. Около 1780 г. игумен Пахомий организовал строительство новой, уже каменной соборной церкви. В 1812 г., при игумене Паисии, собор был расширен. В начале XIX в. монастырь был уже достаточно большим. Жилые корпуса, окружающие двор, были двух- и даже трехэтажными, что исключительно редко для той эпохи. В северо-западном углу находилась жилая оборонительная башня. Большинство этих зданий было построено при игумене Паисии, который управлял монастырем в течение 32 лет, начиная с 1785 г. Его стараниями в конце XVIII в. было осуществлено строительство скита Свт. Николая Чудотворца к востоку от монастыря.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В Калифорнии состоялось перезахоронение останков первого православного священника-американца архимандрита Севастиана (Дабовича) 7 сентября 2007 г. 10:59 В субботу 1 сентября в храме святителя Саввы в городе Джексон близ столицы Калифорнии Сакраменто состоялось перезахоронение останков первого православного священника-американца, выдающегося миссионера и проповедника архимандрита Севастиана (Дабовича). В Божественной литургии приняли участие митрополит Христофор ( Сербская Православная Церковь ), митрополит Иосиф ( Болгарская Православная Церковь ), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл ( Русская Зарубежная Церковь ), епископ Австралийский Ириней, епископ Егерский Порфирий и епископ Западно-Американский Максим (Сербская Православная Церковь). После Литургии и трапезы были совершены крестный ход с останками архимандрита Севастияна и парастас, после чего останки были захоронены в первом сербском православном храме в Америке, основанном отцом Севастианом в 1884 году. Архимандрит Севастиан (Дабович)  родился в 1863 году в Сан-Франциско. В возрасте 21 года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1888 он был пострижен в монаха, рукоположен во иеродиакона, после чего вернулся в Америку для служения в Александро-Невском храме в Сан-Франциско. В 1892 году отец Севастиан принял священство в Сербии и вновь вернулся в Северную Америку. Основал ряд приходов на западном побережье США, служил в Миннеаполисе. Везде он окормлял сербов, русских, греков и всех нуждающихся в духовной поддержке. Будущий Патриарх Тихон (Белавин), в бытность правящим архиереем Северной Америки, высоко оценил таланты и ревность отца Севастиана и назначил его в администрацию Северо-Американской миссии. В 1899 указом императора Николая II отец Севастиан был награжден орденом святой Анны. Помимо пастырской и миссионерской деятельности, отец Севастиан готовил православную литературу на английском языке — жития святых, объяснение богослужения, сборники проповедей. В 1905 году святитель Тихон возвел отца Севастиана в сан архимандрита и перевел его в Чикаго, чтобы последний мог быть администратором Сербской миссии в Средних штатах Америки. Во время войны на Балканах (1912-1913) и Первой мировой войны (1914-1918) архимандрит Севастиан вернулся в Сербию, чтобы послужить в качестве капеллана Сербской армии.

http://patriarchia.ru/db/text/291574.htm...

Восточные славяне в предысторическую эпоху и их верования История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Игрища славянских племён. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века Ареал восточных славян в первой половине IX века Ареал восточных славян, названный впоследствии Русской землей – Русью, был отделен от мест обитания западных славян, на исходе I тысячелетия оказавшихся в лоне политического господства, церковной юрисдикции и культурного влияния латинского Запада, междуречьем Вислы и ее притока Западного Буга, южнее – верховьями Тиссы. По водоразделу между Серетом и Прутом проходила граница между поселениями восточных славян и болгар, при том, что в этой местности, от Серета до Южного Буга, присутствовали и деревни, где жили подвергшиеся поверхностной славянизации романцы – языковые предки молдаван. Южным пределом расселения восточных славян можно считать побережье Черного и Азовского морей, но в степной зоне, южнее правого притока Днепра – Роси – и к востоку от левого притока – Псела, располагались кочевья тюркоязычных выходцев из Азии, так что сохранившиеся там, в основном по берегам рек, поселения славян зависели от этих орд. На востоке граница славянского ареала шла далее по Дону в его верхнем течении, к северу от Коротояка и затем по водоразделу между Доном и Окой, по Оке от Спасска до ее устья, на севере границей служила Верхняя Волга от Нижнего Новгорода до Мологи и далее, в северо-западном направлении – река Молога и впадающая в Ладожское озеро Сясь, на севере – Ладога, затем Нева, восточный и южный берег Финского залива, и в направлении на юг – приблизительно современная граница, отделяющая Эстонию, Латвию и Литву от России и Белоруссии, до Западного Буга и Вислы. За восточной границей славянского ареала, между Доном и Волгой, лежала земля буртасов, язык которых неизвестен. По периметру границы, опоясывающей восточнославянский ареал, по обе стороны от нее, от Оки до Финского залива и границы с Эстонией, в чересполосицу со славянами обитали угро-финские народы: мещера, мурома, меря, весь, водь, ижора, карела. Западными соседями восточных славян в Прибалтике были балтские племена: летгола, зимегола, литва, пруссы. На западе современной Белоруссии рядом со славянами проживал балтский народ ятвяги. Балтоязычные голинды, или, как они именуются в древнерусских памятниках, голядь, обитали в славянском окружении между притоками Оки Протвой и Угрой и самой Окой, от Калуги до Серпухова.

http://pravoslavie.ru/153877.html

К столетию участия Русского экспедиционного корпуса в Первой мировой войне Марина Клинова Источник: Журнал " Покров "      Русский экспедиционный корпус в составе четырех бригад участвовал в боях во Франции и в Греции, выполняя союзнические обязательства России в соответствии с франко-русской военной конвенцией 1892 г. Генерал А.И. Деникин в своих воспоминаниях «Очерки русской смуты. Крушение власти и армии» писал о героизме на фронтах Первой мировой войны нашей армии, которая «дралась… проявляя высокое мужество и самоотвержение». Здесь все буднично и просто, Гул войны давно умолк. Лишь часовня над погостом, Где пехотный славный полк. В. Леонидов «Русские бригады» В 1916 г. 1-я и 3-я бригады были направлены на Западный фронт, 2-я и 4-я – на Македонский (Салоникский) фронт. Одним из мотивов отправки в Грецию русских была надежда на то, что в них не станут стрелять болгары, занимавшие фронт шириной до 450 км и воевавшие на стороне Германии. Надежды на «славянское братство» однако не оправдались. Центральная аллея некрополя в Салониках      Про военную эпопею русской армии в 1914–1918 гг. вышло немало публикаций, включая монографические исследования. Открыты и поступили в научный оборот многие архивные документы. Часть работ опубликована в связи со столетием Первой мировой войны, среди них – посвященные Русскому экспедиционному корпусу. О воинском мемориале во Франции 1-й и 3-й бригад Русского экспедиционного корпуса писала и я в статье, опубликованной в журнале «Покров», 2017, 1 и на интернет-сайте. Вторая статья написана после посещения воинского некрополя Русского экспедиционного корпуса в Греции и представляет собой путевые заметки и размышления. Возможно, они наведут на определенные мысли и читателя. В отличие от французского мемориала Сент-Илер-ле-Гран, расположенного на северо-востоке Франции в отдаленном месте, некрополь погибших на Македонском фронте находится в черте второго по величине города Греции – Салоники, на самом большом в Греции мемориальном кладбище союзников, Антанты в Первой мировой войне – Зейтенлик.

http://pravoslavie.ru/107736.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010