Служба организована приходом московского храма святой великомученицы Екатерины; она некоммерческая, то есть ее создатели и сотрудники работают совершенно бескорыстно, при поддержке энтузиастов . Цыгане готовятся объявить Православие национальной религией Православное христианство станет официальной религией цыган всего мира. Об этом собираются объявить во время международной конференции цыганских родов, которая пройдет с 8 по 10 июня в болгарском городе Варна, как сообщил председатель Федерации объединенных цыганских общин Васил Данев . Большинство исследователей считает предками цыган народность северо-западной Индии. Общая численность цыган, по разным оценкам, от 6 до 10 миллионов человек. Они разделены на несколько субэтнических групп, придерживающихся разных религий. Православие исповедают такие группы, как русска рома (Россия и Белоруссия), влахи, кишиневцы (Россия), сэрвы (Украина), рудари (Румыния и Болгария) и урсары (Молдавия). Кале (Испания) и синти (германоязычные страны, Франция, Польша, Нидерланды) – католики; ислам исповедуют крымские цыгане (в прошлом были православными), а также арлия (Греция, Болгария, Албания, Македония) и люли (Узбекистан и Таджикистан); наконец, закавказские цыгане – боша – исповедуют монофизитство. У таких сильно расселившихся по миру групп, как кэлдэрары и ловари, сложно определить доминирующую религию. Бытует мнение, что цыгане принимают религию того народа, среди которого поселились, однако оно не всегда верно: например, в Сербии, Греции и Болгарии есть и цыгане-мусульмане, и православные цыгане, а, по словам архиепископа Пражского Христофора, 80 % проживающих на Западе цыган – православные. В Чехии недавно была создана первая община для православных цыган, которую окормляет священник-цыган, и владыка отметил это как очень успешный опыт. В России известны случаи, когда цыгане дорожат православной верой: так, живущие в Свердловской области отказываются в Великий пост от гадания, а если национальный праздник – Всемирный день цыган – приходится на Страстную седмицу, его переносят на Светлую. А в Белоруссии два года назад на всебелорусском цыганском съезде одной из основных тем стало то, что в последние годы цыганская молодежь стала подвергаться влиянию сект и что важно сохранить верность Православию, которого придерживаются до 90 % белорусских цыган. Российские православные цыгане гордятся тем, что в советский период не скрывали веры, соблюдали посты и церковные праздники, хранили на почетном месте иконы и т.д.

http://pravoslavie.ru/5013.html

Экзарх в Чехословакии Архиепископ Пражский и Чешский Елевферий и Представители Православной Церкви в Чехословакии – протоиереи Ч. Крачмар и Г. Новак, игумен Мефодий и Управляющий делами Экзархата Б. Л. Черкес. Экзарх в Западной Европе Митрополит Серафим, игумен Дионисий Шамбои протоиерей А. Сергеенко. Экзарх в Средней Европе Архиепископ Венский Сергий, Архимандрит Арсений, секретарь Экзархата А. П. Струве. Экзарх в США Архиепископ Алеутский и Северо-Американский Макарий и протоиереи И. Дзвончик и А. Присадский. Управляющий русскими приходами в Болгарии Архиепископ Серафим с Архимандритом Пантелеймоном. Благочинный русских приходов в Югославии протоиерей И. Сокальс протоиереем В. Неклюдовым. От Русской Духовной Миссии в Китае Архимандрит Гавриил. Начальник Русской Духовной Миссии в Голландии Архимандрит Дионисий и секретарь миссии г. ван Эпенхайзен. По приглашению Святейшего Патриарха Алексия, на торжества также прибыл в качестве почетного гостя Святейший Католикос-Патриарх всех армян Георг VI в сопровождении Епископа Нахичеванского Карапета и других лиц. Торжественное собрание 8 июля 1948 г. В храме воскресения в сокольниках, посвященное открытию юбилейных торжеств по случаю 500-летия автокефалии русской православной церкви При колокольном звоне Главы и Представители Автокефальных Православных Церквей входят во храм, встречаемые Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, и занимают места за столом Президиума. Последним прибывает Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Все встают. Патриарх благословляет присутствующих. За столом Президиума заняли места: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий; Святейший Католикос-Патриарх Грузинский Каллистрат; Святейший Патриарх Сербский Гавриил; Святейший Патриарх Румынский Юстиниан; Блаженнейший Экзарх Болгарский, Митрополит Софийский Стефан; Экзарх Константинопольского (Вселенского) Патриарха по Европе Высокопреосвященный Германос, Митрополит Фиатирский; Высокопреосвященный Александр, Митрополит Эмесский; Высокопреосвященный Тимофей, Архиепископ Белостокский и Вельский; Преосвященный Паисии, Епископ Корчинский; Святейший Патриарх-Католикос всех армян Георг VI; Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. За столом Президиума также Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экспозиция «Монастырское хозяйство» у Самоковских ворот включает водяную мельницу, старую монастырскую печь, предметы, связанные с хозяйственной деятельностью обители – лесным делом, скотоводством, земледелием и пр. В цокольном этаже северного монастырского крыла находится старая кухня. В ней есть 22-метровый дымоход конусовидной формы, в нижней части которого монахи и готовили обрядовый суп для гостей во время больших праздников. В Этнографическом музее и в Гостевых помещениях периода Возрождения, расположенных в северном крыле монастыря, можно увидеть ткани, национальную одежду различных этнографических областей, домашнюю утварь, подаренную монастырю из разных селений в знак уважения и благодарности. Желающие посетить его оплачивают билеты у входа в Церковно-исторический музей. Хорошо обозначенная тропа длиной почти 4 км ведет из монастыря к пещере, которую Иван Рильский избрал своим убежищем. Позже рядом с ней была построена церковь Успения Св.Иоанна Рильского, обновленная в 1820 г. В пещеру можно проникнуть по узкому коридору между церковью и скалой. Ныне рильская обитель - действующий мужской монастырь. Перед двумя монастырскими воротами созданы паркинги для стоянки автомобилей и автобусов. Здесь можно переночевать, а в книжном магазине и в лавочках Хрельовой башни, а также в районе близ комплекса можно купить иконы, альбомы, открытки, сувениры, да к тому же и изделия традиционных болгарских ремесел. Одним из самых красивых монастырей Болгарии по праву считается Рильский монастырь. Он расположен в живописном месте высоко в горах и назван в честь святого Иоанна Рыльского. Фрески на стенах храмов написаны такими яркими красками, что кажется, будто монастырь излучает свет. Он настолько хорош, что в 1983 году его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На юго-западе Болгарии, неподалеку от границ с Македонией и Грецией, протянулся горный массив Рила. Он известен высочайшей вершиной в стране, которая называется Мусала (2925 метров). Популярность этим местам также принес Рильский монастырь, который находится в северо-западной части массива. Обитель расположена на берегу Рильской реки на высоте 1147 метров. Глядя на сочные красочные фрески, украшающие монастырь, трудно поверить, что он появился более тысячи лет назад – в первой половине X века! В 927 году его основал Иоанн Рыльский. Этот святой очень почитаем в Болгарии и считается покровителем страны. Рыльский жил в те времена, когда болгарами правил царь… Петр I. Обитель появилась в том месте, где святой Иоанн жил в пещере.

http://sobory.ru/article/?object=27842

В широком, медленном и рассеянном движении, которое переносило массы из юго-западной полосы Руси на северо-восток в XII–XIV в., можно различить два последовательные момента, из коих второй началом своим совпадает с концом первого. В первый из них поселенцы скучивались в треугольнике между Окой и верхней Волгой. То было время образования и возвышения владимирского края, возникновения в нем первых уделов, время экономического возрастания Москвы и ее первых политических успехов: все это факты, имевшие тесную внутреннюю связь с колонизацией той страны. Такое скопление населения в междуречье Оки и Волги было в значительной степени насильственным. Поселенцы, подвигавшиеся из-за Оки и Угры, здесь задерживались, потому что дальнейший путь в ту или другую сторону долго оставался закрытым. Восток и юго-восток был заперт сперва Мордвой и волжскими Болгарами, а потом Татарами; за Волгой к северу и северо-востоку колонистам перебивало дорогу еще продолжавшееся напряженное движение из Новгорода. Второй момент наступает по мере устранения этих задержек. Он совпадает с теми крупными шагами, какие стала делать Москва с половины XIV века в расширении своей территории на восток и северо-восток, и трудно сказать, которое из этих одновременных движений шло за другим или вело за собою другое. Но несомненно, что приобретение Москвой обширных пустырей в захваченных сыном Донского княжествах Нижегородском, Муромском и Тарусском и в примыслах на север от верхней Волги открывало сравнительно густому населению московского и клязьминского края свободный путь в эти стороны, особенно на север за Волгу 58 . Русская колонизация Заволжья была продолжением процесса, заселившего центральное междуречье. Остановимся предварительно на ее политических последствиях, чтобы лучше видеть, как в первые моменты этого процесса завязывался удельный порядок. Эта колонизация создавала мир русских поселков, послуживший готовой почвой для удельного княжеского владения. Заволжский север и северо-восток и теперь не везде доступен заселению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В VI–VIII вв. расселение славян происходило по трем основным направлениям: южному – Балканский полуостров; западному – Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; восточному и северному – по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. В конце VI — начале VII века на Балканах славяне стали доминирующим населением. Полуостров «ославянился», как позднее писал об этом Константин Багрянородный. Славяне объединялись в крупные племена и племенные союзы — «славинии». В 681 г. на политической карте Балкан появилось новое, признанное Византией государство — Болгарское ханство Аспаруха, сына хана Великой Болгарии Кубрата (с большой долей вероятности – крещеного христианина). Это было объединение кочевого племени болгар, точнее, протоболгар, с гораздо более многочисленным союзом семи славянских племен. Отлаженная военная организация протоболгар, их жесткая иерархия стала хорошим основанием для централизованного государства под общим название Болгария. В период с VII по IX век большая часть «славиний» и остатки фракийцев – коренного населения Балканского полуострова вошли в Болгарское государство с общим для всего его народа именем – болгары. С присоединением заселенных славянскими племенами земель Фракии, Македонии, Паннонии и Дакии к середине IX века Болгария стала третьей по значимости и территории политической силой наряду с Византией и немецким государством. Тогда ее границы имели приблизительно следующие очертания: на северо-востоке – до реки Днепр (здесь она упиралась в земли мадьяр и Хазарского каганата); на севере – до Карпат (между ними и Дунаем находилась так называемая византийскими авторами «Дунайская Болгария»); на северо-западе – до реки Тисса (здесь она первоначально граничила с Франкской империей, а впоследствии с Великоморавским и Паннонским княжествами); на западе – до земель Сербии и Хорватии. Это дало Болгарии господство над самыми важными сухопутными торговыми и военно-стратегическими путями Балканского полуострова. Ранее они связывали Византийскую империю с Центральной и Западной Европой, но теперь большей частью проходили по территории Болгарии, что создавало условия для политических, торговых и культурных контактов с европейскими странами и делало Болгарию мостом между Востоком и Западом. Правда, иногда и яблоком раздора между ними. В церковной истории восточный Иллирик (или – Иллирия, историческая область в северо-западной части Балканского полуострова) – область, занятая болгарами, играла видную роль в споре между Восточной и Западной Церковью, окончившегося их разделением. Иллирик был диоцезом древней Церкви, после падения Западной Римской империи политическое управление этой области перешло к византийским императорам, но церковное до VIII в. оставалось в юрисдикции Рима, и лишь потом – Константинополя.

http://pravoslavie.ru/155732.html

В XIX ст. благодаря победам Российской Империи в русско-турецких войнах образовались независимые южнославянские государства на Балканах - Болгария, Сербия и Черногория. Именно югославяне, особенно сербы, хранят память о славянском братстве и об освобождении от турецкого владычества, которое принесла им Россия! Однако и западнославянские народы постепенно возвращаются к идее более тесного общеславянского сотрудничества. Сейчас мы воочию наблюдаем, как Чехия и Словакия вновь начинают культурно и политически тяготеть к возрождающейся и набирающей силу России. Лишь официальная русофобская Польша (отнюдь не сам народ) традиционно сопротивляется идее славянского единства во главе с Россией. Вероятно, быть вечным буфером, этакой маленькой, но кусачей моськой, как и т.н. «государства Балтии», между «российским империализмом» и дряхлой педерастической Европой весьма удобно: на слона иногда потявкать, дабы евростарушка деньжат подкинула!.. Великороссы всегда были крупнейшей и наиболее пассионарной частью русского народа. Великорусские землепроходцы (в том числе казаки) в течение XVI-XVII вв. освоили огромные просторы Сибири и Дальнего Востока, а в начале XVIII ст. обосновались на Северо-Западе Америки - Аляске и Алеутских островах. Затем, дойдя до Северной Калифонии, основали там самую восточную колонию России с крепостью Форт-Росс!.. Белая Русь, Беларусь... Так трогательно, с любовью называют свой край белорусы. В Средневековье эта земля была совершенно свободна от монголо-татарских захватчиков в отличие от Северо-Восточной и Юго-Западной Руси. Оттого, вероятно, и старинное историческое наименование - Белая Русь. Это край многочисленных лесов, рек, озёр и болот, особенно в Полесье. Белорусы - самобытнейшая западная ветвь русского народа. Воспетая Н.В. Гоголем и другими классиками русской литературы Малороссия - это край, «откуду есть пошла земля Русьская» и русская государственность. Русь Малая означает Русь первоначальная, то есть метрополия. Малороссы - вот исконное самоназвание народа Юго-Западной Руси. Пограничных об­ластей - укрáин - на Руси, было немало: малороссийская, слободская, зауральская, сибирская и т.д. Соответственно, укрáинными звали многих жителей Русской земли.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/03/...

От востока и очевидно от юго-востока теперешней России двинулся воинственный народ, свирепый и грабительный, враждебный всем другим народам и совершенно чуждый всякому просвещению. Этот народ явился под именем Аваров. По нравам своим он мог бы быть приписан и доселе приписывается к ветви Финно-Турецкой; но восточные летописи не знают его имени. Первое его появление на устьях Дона нисколько не указывает на средне-азийскую колыбель, и имена князей аварских и многие особенности в их обычаях также не указывают на семью тюркскую. При теперешних данных трудно и едва ли возможно определить истинное происхождение Аваров; одно только беспристрастное и учёное исследование особенностей наречия аварского в горах кавказских представит, может быть, со временем данные для разрешения этого тёмного вопроса. Разумеется, надобно будет отдалить всю стихию тюркскую, занятую Аварцами от соседей, и определить стихии, принадлежащие в особенности их малой семье. Движение Аваров, очевидно, шло наперерез направлению, взятому Болгарами на юго-запад от средней Волги к устью Дуная и само было направлено прямо на запад или далее на северо-запад. Страна прикавказская была точкой отправления, далее которой невозможно проследить их. Возвратного движения аварского народа или отделения от него какой-нибудь ветви история не знает, а между тем имя их сохранилось с их воинственной славой в неприступных горах северо-восточного Дагестана; следовательно, нет никакой разумной причины искать им отечества вне кавказской области 75 . Смешно бы было предполагать тождество Аваров и мнимых Абиров византийских писателей. Абиры, как уже сказано, ничто иное, как простое искажение слова Сабир, Сиян-бий (как Манджур – Манджуй и Татар – Татань). По всем вероятностям Аваров должно считать остатком первожителей кавказских, обломков того великого и завоевательного племени, которое грозой меча и дикого мужества разгромило всю западную и среднюю Европу и бросило свои колонии далеко на юг в Испанию и Италию и северную Грецию, – племени кельто-кумрийского. Имя, уже известное в далёкой Галлии (например, в земле Битуригов город Аварикум), гремевшее в Италии и Паннонии под другой формой Омбронов и Амбронов, появляется снова в своих обеих формах, – Аваров у византийцев и Обров у Славян, и оно является опять со всем прежним ужасом неукротимой воинственности 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В ближайшие дни в Румынии и Болгарии начнутся военные учения НАТО в рамках манёвров Atlantic Resolve 23 и Defender Europe 23. Стволы при этом «будут направлены на северо-восток в сторону дельты реки Прут, чтобы зажечь еще один костер», отмечает Katimerini. Недавно в Кишинёве побывали Урсула фон дер Ляйен, госсекретарь США Энтони Блинкен и президент Греции Катерина Сакелларопулу. Назначение на место премьер-министра главы секретной службы Дорина Ретчана означает, что Майя Санду ужесточает свой антироссийский курс . Речан уже поставил вопрос о выводе российских войск из Приднестровья. О якобы готовящемся нападении России на Молдову говорит Зеленский. Провокации вокруг Приднестровья особенно опасны тем, что на его территории, в поселке Колбасна, расположены склады боеприпасов (объект 1411 АСБ). Как считают, это самый большой арсенал оружия в Европе. Населённый пункт Колбасна находится в двух километрах от украинской границы. Во времена СССР там хранились стратегические запасы Западного военного округа, но основную часть боеприпасов сюда завезли после вывода советских войск из ГДР, Чехословакии и Венгрии. Всего на складах хранилось до 42 тысяч тонн боеприпасов, часть из них потом была вывезена. Сейчас здесь находятся артиллерийские снаряды, авиабомбы, в том числе ФАБ-500 и ФАБ-1000, около 100 танков, 200 бронетранспортеров, боевых машин пехоты, более 30 тысяч военных автомобилей, около 200 зенитно-ракетных комплексов, реактивные системы залпового огня " Град " , 30 тысяч автоматов и пулеметов. Охраняют арсенал оперативная группа российских войск (ОГРВ), дислоцированная в Приднестровье, и местные военные. По оценкам, возможный взрыв хранящихся в Колбасне боеприпасов в случае провокации со стороны Украины можно сравнить со взрывом ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Общий радиус действия первичной ударной волны может составить 40-50 км и более. «Естественно ситуация в Приднестровье является объектом нашего самого пристального внимания и поводом для нашей обеспокоенности. Ситуация неспокойная, она провоцируется извне», – заявил 27 сентября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков .

http://ruskline.ru/opp/2023/03/02/nato_p...

В большинстве стран средневековой Европы христианство было уже господствующей религией, в то время как Болгария оставалась языческой. В массовом сознании болгарского народа понятие «христианин» означало противник-грек. По этой же причине в Восточной Болгарии при предшественниках князя Бориса (852–889) христианство преследовалось, а раннехристианские базилики разрушались. Преследование христиан прекратилось при ханах Маламире (830-836) и отце Бориса Пресиане (836-852). Два основных этноса Болгарии имели различные языческие верования и традиции, различную культуру, со временем это стало порождать внутреннее напряжение, никак не способствовавшее укреплению государства и его внешнеполитического положения. Болгария оказалась в окружении сильных христианских соседей, что мешало ее дальнейшему развитию. Сложные и напряженные политические и военные события 863 года в Юго-Восточной Европе складывались для Болгарии крайне неблагоприятно. Еще при заключении в 862 г. болгаро-немецкого союза для совместного ведения военных действий в качестве условия предусматривалось, что болгары примут крещение от Запада 2 . Это не осталось тайной для Византии. Обещание болгарского властителя принять христианство от Римской церкви при посредничестве немецкого короля могло превратить Болгарию в авангард Запада в борьбе с Византийской империей. Поэтому, расправившись в сентябре 863 г. с арабами 3 , византийцы перебросили все свои войска на европейский берег и отправились по суше и по морю в поход против Болгарии 4 . Была взята важная стратегическая твердыня Мессемврия (современный Несебр), часть черноморского побережья и значительная часть на юг от Балкана (главного горного массива). Но на этом бедствия болгар не закончились. Страну охватили болезни, голод, начались землетрясения. Прикованные к северо-западным границам войска не могли оказать сопротивления византийскому нашествию. Казалось, что страна находится на краю гибели. Тогда князь Болгарии Борис, понимавший причину враждебных действий Византии и возможно, промысел Божий, предпринял шаги, которые вывели страну из бедственного положения и обеспечили ей около тридцати лет мира и спокойствия – время для созидания.

http://pravoslavie.ru/155732.html

К востоку от гепидов, в областях нижнего течения Днестра и Днепра, с конца V в. и в начале VI в. сидели славянские племена, разделявшиеся на две ветви: на западе—славяне, на востоке — анты. Мы уже ранее высказывались в том смысле, что было бы ошибочно начинать историю славян с конца V или начала VI в., и что отдельные славянские дружины могли заходить в Византию гораздо раньше. Как определенный этнографический термин, начинающий обнаруживать влияние в истории Византии, славяне, однако, должны идти в счет именно с этой эпохи. Где была граница между гепидами и славянами, т. е. далеко ли на запад по Дунаю распространялись славянские поселения, об этом с уверенностью трудно высказаться, равно как и о La-cus Mursianus, который писатель Иорнанд полагает границей между германцами и славянами . Нападения славян и антов на римско-византийские провинции на юг от Дуная, а следовательно, и непосредственное знакомство с ними писателей начинается с первой половины VI в. Почти каждый год в последовательном порядке отмечается переход славян за Дунай то небольшими легкими отрядами, то значительными массами с целью добычи и захвата пленников. Как русская летопись соединяет с началом царствования Михаила III (842) основание русского государства, так с царствованием Юстина (518—527) южные славяне имеют основание начинать свою национальную историю. Как ни мало дают для характеристики славян краткие известия о нападениях их на Византию, но мы попытаемся разобраться в них с той внимательностью, какой заслуживают первые и подлинные факты славянской истории в связи с византийской. Ради исторической точности здесь нужно заметить, что большинством исследователей считается возможным усматривать подлинные факты славянской истории и в некоторых отдельных и случайных упоминаниях о славянах, переходивших за Дунай в дружинах готов и гетов с конца V в. Таков, например, приверженец Аспара Острый (в 471 г.). Кроме того, принято считать вполне доказанным, что в имени гетов у Марцеллина нужно видеть совокупность этнографических элементов — славянского и болгарского. Таким образом, и такие выражения, как «гетский нож» (culter geticus), упоминаемый Марцеллином, могли бы приниматься за указание на славянский элемент .

http://sedmitza.ru/lib/text/442778/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010