В 858 г. в связи с удалением с Патриаршего престола свт. Игнатия и восшествием на престол свт. Фотия игум. Николай был вынужден покинуть обитель, а Е. Н. Ф., проведя 15 лет на Вифинском Олимпе, решил отправиться на Афон, приняв перед этим великую схиму от отшельника Феодора. В Никомидии Е. Н. Ф. передал своей семье, считавшей его погибшим, наставление, призывая оставить мирскую жизнь. Мать, сестры и жена Е. Н. Ф. вскоре ушли в мон-рь, а дочь Анастасо вышла замуж и продолжила род. На Афоне Е. Н. Ф. и арм. мон. Иосиф вели аскетическую жизнь: 40 дней находились под открытым небом и питались травой, затем на 3 года затворились в пещеру. Иосиф покинул пещеру через год, а Е. Н. Ф. остался там до конца срока и был искушаем бесом, к-рый являлся ему в виде арабов и змея. По мнению Лопарёва ( Лопарев. 1914. С. 473), Иосиф выдержал весь срок в 3 года, а Е. Н. Ф. задержался в пещере еще дольше, но это предположение противоречит тексту Жития (гл. 22). Оставив затворничество, Е. Н. Ф. отправился на Олимп, чтобы разыскать отшельника Феодора, который, тяжело заболев, перебрался на Афон и вскоре там скончался. Узнав об этом, Е. Н. Ф. перевез его тело в Фессалонику и похоронил в ц. св. Созонта, после чего в одном из пригородов взошел на столп. Пробыв там около года и сотворив множество чудес, Е. Н. Ф. решил вновь удалиться на Афон, т. к. к столпу стекалось слишком много людей. По дороге он посетил архиеп. Фессалоникийского Феодора, который рукоположил его во диакона (864). Однако и на Афоне Е. Н. Ф. не удалось обрести тишину, и через 3 года он вернулся в Фессалонику, где был рукоположен во пресвитера, а затем перебрался на о-в Неон, откуда вскоре был вынужден уехать, т. к. остров был захвачен арабами, и Е. Н. Ф. чудом избежал плена. Монахи, бежавшие с островов, расселились по небольшим деревням в глубине полуострова Халкидики, Е. Н. Ф. с Иосифом - в сел. Врастама. После кончины Иосифа Е. Н. Ф. было указано в видении снова отправиться в Фессалонику и отыскать в вост. пригороде превращенную в загон для скота ц. ап. Андрея Первозванного. Е. Н. Ф. нашел развалины этого храма и вместе с неск. монахами восстановил его (870-871). Боковые приделы были освящены во имя Иоанна Предтечи и прп. Евфимия Великого. Впосл. вокруг церкви вырос большой мон-рь, названный Перистерским.

http://pravenc.ru/text/187795.html

По долгому пребыванию мощей Ап. Аудрея в Царьграде по общению, родственному и духовному, императоров и патриархов Константинопольских с самодержавными и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом и в Московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал, как священный дар Святейшему Синоду, часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате. Благоговение древних христиан к Ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые. Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви православной. В 1698 году Россия установила орден во имя св. Ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла Апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. Ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего Апостола. В день, посвященный памяти св. Апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко Апостолов Первозванного, мужества тезоименитого Богоглагольника и Церкве возследователя верховного, Петрова сродника: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, Апостоле Андрее». Святого Фрументия, просветителя Ефиопии У Тирского купца Меропия был племянник Фрументий, которого он, по любознательности и по торговым делам отправившись в страны, прилегающие к Красному морю, взял с собою, также как и брата его, Едесия. Меропий, пристав к берегам Абиссинии, был убит вместе с другими от местных жителей (около 340 года), а Фрументий и Едесий, оставленные в живых, представлены Ефиопскому царю в Авксум. Царь поручил им важные при себе должности (казначея и письмоводителя), а по смерти царя, около 342 года, вдова его убедила братьев заниматься делами правления до совершеннолетия наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Свято-Троицком храме в с. Уринском (ныне с. Б. Уря Канского р-на) особо чтимой была икона вмц. Варвары, в честь которой на Варварином ключе на правом берегу р. Ури была выстроена часовня. В 2006 г. был освящен источник Тихвинской иконы Божией Матери близ с. Ивановка Рыбинского р-на, над св. ключом сооружена часовня. В XVIII - нач. XX в. крестные ходы совершались во мн. храмах Канского окр. По решению священноначалия, утвержденному не позднее 1821 г., из канского Спасского собора 21 мая совершался крестный ход в часовню равноапостольных Константина и Елены, в 2 верстах от собора на запад по Московскому тракту. Из Свято-Троицкой ц. Троицкого солеваренного завода в 1-е воскресенье после 9 мая (празднование перенесения мощей свт. Николая) совершали крестный ход в бывш. дер. Култук с явленной на этом месте иконой свт. Николая. Икона оставалась в часовне на месте явления неделю, затем ее возвращали в приходскую церковь. В Свято-Духов день крестный ход из Троицкой ц. совершался в дер. Яковлево. Др. чтимой святыней в Троицком храме был образ св. Иоанна Предтечи. По желанию жителей во время летней засухи с этими иконами обходили поля. В наст. время традиция совершения крестных ходов возрождается в К. и Б. е. В Свято-Троицком соборе в Канске и в др. храмах епархии хранятся иконы и ковчеги с частицами мощей святых. В храме св. ап. Андрея Первозванного в Канске почитаются иконы с частицами мощей прав. Феодора Ушакова и св. ап. Андрея Первозванного - св. покровителей Военно-морского флота России. Храм был построен в память о погибших моряках-подводниках и является домовым храмом Канского морского кадетского корпуса им. св. ап. Андрея Первозванного. Архиереи Красноярский и Ачинский митр. Пантелеимон (Кутовой ; 28 дек. 2011 - 23 марта 2012, в. у.), еп. Филарет (Гусев; с 24 марта 2012). Арх.: ГА Красноярского края. Канский филиал. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 42, 63, 64, 337; Ф. Р-70. Д. 26. Ист.: Путешествие Его Имп. Высочества государя наследника-цесаревича по Енисейской губ. в 1891 г.//Памятная книжка Енисейской губ. на 1891 г. Красноярск, 1892. С. 159-176; Енисейские ЕВ. 1909. 4, 10; 1919. 17; Журналы заседания Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г.- www.patriarchia.ru/db/text/1909396.html [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/1470267.html

в проруби, находящейся в бухте Гертнера, на берегу к-рой расположен Магадан. В том же году в областном центре началось строительство Троицкого собора. Также при еп. Феофане была заложена магаданская Никольская ц., в епархии значительно увеличилось число приходов. Часовня-грот во имя ап. Андрея Первозванного на месте высадки экспедиции Ю. А. Билибина. 2006 г. Фотография. 2015 г. Часовня-грот во имя ап. Андрея Первозванного на месте высадки экспедиции Ю. А. Билибина. 2006 г. Фотография. 2015 г. 7 мая 2003 г. еп. Феофан был переведен на Ставропольскую кафедру, а на его место назначен пребывавший на покое еп. бывш. Корсунский Гурий (Шалимов) . 14 сент. того же года была совершена 1-я литургия в строящемся магаданском Троицком соборе. В кон. сент. 2003 г. в Магадане несколько дней пребывала доставленная из Хабаровска Благовещенским архиеп. Гавриилом (Стеблюченко) чудотворная Албазинская «Слово Плоть бысть» икона Божией Матери ; архиеп. Гавриил передал епархии ее список. В 2004 г. в М. и С. е. привозили мощи вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и прмц. Варвары (Яковлевой) . Еп. Гурий освятил магаданскую Никольскую ц. (10 июля 2004), часовню-грот во имя св. ап. Андрея Первозванного близ пос. Ола на месте высадки геолого-разведочной экспедиции Ю. А. Билибина в 1928 г. (28 авг. 2006), часовню во имя прп. Илии Муромца на территории пограничной воинской части в Магадане (21 янв. 2009), часовню во имя свт. Алексия, митр. Московского, на золото-серебряном руднике «Джульетта» в Омсукчанском р-не (29 окт. 2010). 1 сент. 2011 г. Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения магаданского Троицкого собора - храма-памятника жертвам политических репрессий. После освящения предстоятель огласил указ о присвоении этому собору статуса кафедрального, а синегорской Благовещенской ц.- статуса 2-го кафедрального собора. 5 окт. 2011 г. Синод избрал епископом Магаданским клирика Костромской епархии архим. Иоанна (Павлихина; с 1 февр. 2016 архиепископ); его архиерейская хиротония состоялась 12 окт.

http://pravenc.ru/text/2561166.html

Из учеников Спасителя, не бывших в числе двенадцати апостолов, наиболее прославились своими трудами: Апостол и евангелист Лука, из язычников, свидетель последних событий жизни Иисуса Христа, спутник ап. Павла в его благовестнических путешествиях. Он проповедовал в Эфесе, Солуни и почил мирно в Риме во время уз ап. Павла. По преданию, он был не только искусным врачом, во и первым иконописцем и написал образ Божией Матери (память 18 октября). Апостол и евангелист Марк, ученик ап. Петра и сопутник ап. Павла. В его доме в Иерусалиме собирались первые христиане. Он проповедовал Христа на Кипре и в Египте и возглавил христианскую общину в Александрии, где и был замучен местными язычниками. По преданию, он сопровождал в Рим ап. Петра (память 25 апреля). Апостол Варнава . Спутник ап. Павла, по преданию, был основателем христианских общин в Антиохии и в Милане (память 11 июня). Апостол Трофим. Проповедовал Христа в Италии н на юге Франции (в Галлии) и был, по преданию, первым епископом Арльским (память 15 апреля). Апостол Стахий. Ученик ап. Андрея Первозванного, был поставлен им во главе христианской общины в Византии (память 31 октября). Апостол Лин. Был поставлен апостолами Павлом н Петром во главе христианской общины Рима (память 5 ноября). Святые жены мироносицы разошлись также по всем странам, проповедуя Христово Воскресение. По преданию, св. Мария Магдалина была в Италии и передала имп. Тиверию красное яйцо, как символ жизни во гробе. Три другие жены мироносицы, Марфа и две Марии, во время преследования христиан иудеями, по преданию, высадились на юге Галлии (в Сент Мари-де-ля-Мер) и проповедовали там Христа. Св. Церковь вспоминает апостольские труды десяти жен мироносиц: Марии Магдалины, Соломин, Иоанны, Марии Иаковлевой (сестры ап. Симона сродника Господня), Марфы и Марии, сестер Лазаря, Сусанны, Фомари, Марии Клеоповой и Есфири. К концу первого века, когда были еще живы некоторые свидетели жизни и воскресения Господня, христианство распространилось уже от Индии и стран Азии до Испании и от северных берегов Понта (Черного моря) до пределов Африканской пустыни и Эфиопии. Не только многие народы услышали благую весть, но христианские общины во всех частях Римской Империи состояли уже не из одних иудеев, а из верующих от всех племен.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Полтысячелетия существовал языческий, античный Херсон, а христианский Корсунь существовал гораздо дольше — первые христиане появились здесь уже в I веке от P. X., а разрушен был город мусульманскими завоевателями в XV веке. Таким образом, Херсонес является древнейшим христианским городом на территории России и одним из самых древних христианских городов в мире. И недаром встречает нас у входа в историко-археологический музей-заповедник не языческая статуя, а замечательный памятник св. апостолу Андрею Первозванному. Древнее церковное предание, идущее от первых веков христианства (Ипполит, Ориген , Евсевий Кесарийский и последующие отцы и писатели Церкви), признает святого апостола Андрея проповедником Евангелия на тех землях, которые ныне называются Крымом. Об успехе проповеди святого апостола говорится в житии святого Климента, который был сослан в район древнего Херсона спустя несколько десятилетий после того, как тут побывал апостол Андрей: святой Папа Римский нашел здесь немало уверовавших во Христа по слову Первозванного. Особо почитается на севастопольской земле святыня, о которой митрополит Макарий в «Степенной книге» — летописи XVI столетия — написал: «Егда же святый Андрей пребывал в Херсоне… бяще ту на берегу у моря камень велий, на нем же стоя святый Андрей, моля- ся Богу и благослови море Понтское, на каме- не же том воглубленно вообразишася нозе святого Андрея, яко на воску, иже и доныне видимо есть, егда моря зыбляшеся и морская вода достизаше на камень, и поливаша воображенные стопы святого Андрея, иногда же и от дождевного напоения налияхуся. И ту прихождаху мнози человецы, и мазухуся той водою и многоразличным болезням исцеление получаху». След на камне с четко выраженными отпечатками пальцев ног действительно хорошо узнаваем и в наше время подвергся исследованию богословской комиссии. На берегу моря в Херсонесе, где лежит этот камень, на основании положительных выводов этой комиссии было принято решение возвести часовню в честь св. ап. Андрея Первозванного.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Попытка восстановления К. е. была предпринята после османского завоевания Кипра (1570-1571). К. е. упомянута в «Записке», переданной в 1600 г. Кипрским архиеп. Вениамином агенту Савойского герц. Карла Эммануила I ( Mas Latrie. 1855. P. 567). Попытка возрождения самостоятельной К. е. не удалась, по экономическим причинам Кипрский архиеп. Никифор (1641-1674) ограничил число епархий четырьмя, Фамагустская епископия и К. е. вошли в состав архиепископского округа. Современное состояние К. е. После тур. оккупации 1974 г. часть греч. населения не покинула свои деревни. На протяжении неск. десятилетий они оказались в полной изоляции. Так, в 1975 г. на территории К. е. насчитывалось 7931 греков (Εγκλωβισμνοι//ΜΚΕ. 1986. Τ. 4. Σ. 325), в одном Ризокарпасо проживало 1966 чел. ( Π[αυλδης] Α. Ριζοκρπασον//ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 92). В 1985 г. число греков в селах Карпасии сократилось до 720 чел., кроме того, 6 монахов проживали в монастыре ап. Андрея Первозванного и 4 монахини - в мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса. В наст. время осталось 590 чел., большинство из которых проживают в Ризокарпасо и Ялусе, а также по неск. человек в селениях Айос-Тирсос, Леонарисо и Айос-Андроникос. Решением Свящ. Синода Кипрской Православной Церкви (22 мая 2007) К. е. была первоначально восстановлена как хорепископия (с 2010 - епископия). Хиротонисанный 3 июня 2007 г. еп. Христофор - один из викариев архиепископа. Перед тур. оккупацией 1974 г. на территории К. е. действовало 48 приходов. В наст. время 5 храмов п-ова Карпасия имеют постоянную паству из числа греков, оставшихся на оккупированной территории в анклавах: церкви прп. Фотинии Карпасийской в с. Айос-Андроникос, свт. Фирса и Св. Троицы в Ялусе, свт. Синесия и Св. Троицы в Ризокарпасо. Для паломников открыт мон-рь ап. Андрея Первозванного, за которым в течение мн. лет присматривал свящ. Захария (Георгиу). В мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса (примерно в 5 км от Ялусы) проживает 1 монахиня. Местные святые Помимо упомянутых выше Карпасийских епископов Филона, Синесия и Фирса на п-ове Карпасия особо почитаются: прп.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

В 1828 году дал благословение на перестройку Коломенской церкви Михаила Архангела по проекту архитектора М. Ф. Шестакова. 2 сентября 1833 года им была освящена перестроенная теплая церковь преподобного Сергия в коломенском Старо-Голутвине монастыре. Имел непростые отношения с Императором Николаем I, что было в основном обусловлено многочисленными донесениями Императору, в которых московский святитель обвинялся в политической неблагонадёжности. Одним из поводов для таких мнений дали два его слова, сказанные им в сентябре и начале октября 1830 года в Москве в условиях эпидемии холеры; проповеди говорили о прегрешениях ветхозаветного царя Давида, за которые Израилю были посланы испытания и кары, — в чём многие тогда усмотрели критику нового Императора. Тем не менее, 19 апреля 1831 года «за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Ап. Андрея Первозванного». В августе 1837 года — в день 25-летия Бородинского сражения участвовал в торжественной закладке грандиозного Храма Христа Спасителя, а позднее активно содействовал его возведению. 26 марта 1839 года сопричислен к ордену Св. Равноапостольного князя Владимира первой степени Большого креста. 3 апреля 1849 года «за неусыпные попечения о вверенной Епархии, при многолетней опытности и назидательном проповедании слова истины, которые являют просвещённо-ревностного Пастыря стада Христова, и уважая сии отличные достоинства и неутомимо совершаемые в пользу православной Церкви и Отечества подвиги, Всемилостивейше пожалован алмазными знаками ордена Св. Андрея Первозванного». 26 августа 1856 года совершил священное коронование Александра II. В конце 1850-х, когда в повестку государственных дел был поставлен вопрос о крестьянской реформе, был против отмены крепостного права; император Александр Николаевич, тем не менее, настоял на том, чтобы окончательная редакция Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года была выработана им, чему он был вынужден подчиниться, значительно сократив прежнюю редакцию текста и изъяв из него ряд эмоционально-радостных оборотов.

http://lib.cerkov.ru/authors/395

Монастырь был открыт решением Священного Синода УПЦ от 31 мая 2007 года. 18 августа 2012 года архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан освятил купол с крестом для строящегося храма в честь Предтечи Господня Иоанна. Адрес: 93620, с. Чугинка Станично-Луганского р-на Луганской обл., ул. Ленина, 11б. Телефон: 095–650–00–92 Свято-Андреевский мужской монастырь (Первозвановка) [ править править код ] Монастырь апостола Андрея Первозванного Открыт при приходском храме во имя св. ап. Андрея Первозванного, построенном в 1893 г. по инициативе священника Иоанна Кияницы на средства землевладельца Е.М. Духовского. К 2001 г. в монастыре оборудован братский корпус на 5 келий. Братии 7 человек. Адрес: Украина, 92030, Луганская обл., Лутугинский район, с. Первозвановка Телефоны: (095) 764-97-75 ; (066) 517-88-45 . Иверской иконы Божией Матери женская монашеская община [ править править код ] В июле 2008 года, при храме Чуда Архистратига Михаила, в селе Старый Айдар, Станично- Луганского района Луганской области, по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанникия (Кобзева) была организована женская монашеская община. Первые постриги Владыка совершал сам. После того, как в 2010 году, настоятель храма- священник Вячеслав Громовик (ныне- архимандрит Сергий) принял монашеский постриг ему дано было благословение от правящего архиерея быть строителем и духовником общины. С 2000 года в храме пребывает " Иверская " икона Божией Матери. Молящиеся пред сим образом люди не раз получали от Царицы Небесной благодатную помощь в решении житейских проблем и и исцелении недугов. Ради почтения Божией Матери и в благодарность за излиянную от нея чрез свою икону помощь, каждое воскресенье, по завершении Божественной Литургии, стали служить молебен с акафистом Иверской иконе. В 2008 на территории подворья храма был построен зимний " Иверский " храм. Ввиду особого почитания монашествующими Царицы Небесной было принято решение о присвоении названия общине- в честь Иверской иконы Божией Матери). В феврале 2014 года из Греции, со святой Горы Афон была передана в благословение на устроение обители икона " Скоропослушница " . Сейчас община насчитывает 11 сестёр. Ежедневно, помимо монашеского правила служатся молебны перед иконами Божией Матери " Иверская " и " Скоропослушница " . Раз в неделю совершаются молебны акафистом Архистратигу Михаилу и святителю Николаю; а так же молебен Господу Богу о искоренении ненависти и злобы и умножении любви.

http://azbyka.ru/palomnik/Луганская_обла...

С этого времени в церкви Тихвинской иконы Божией Матери пять престолов: главный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придельные — во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», во имя Святителя Феодосия Черниговского, во имя Преподобного Серафима Саровского. На колокольне храма было семь колоколов. Самый большой праздничный колокол весил 342 пуда, полилейный — 100 пудов, а остальные пять колоколов весом поменьше. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть и только можно представить величественное бпагозвучание этих мощных семи колоколов. На протяжении последующих лет вплоть до 1917 года храм постоянно подновлялся и благоустраивался стараниями церкви и прихожан: были переделаны своды трапезной части храма, отремонтирован мозаичный пол, живописцем Кулаковым был сделан 2-й ярус у вновь устроенных придельных иконостасов, живописцем Филипповым расписаны стены над иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и над иконой Св. Ап. Андрея Первозванного во вновь построенных боковых приделах; произведено подновление и промывка храмовой стенописи в главном приделе, перепозолочено паникадило... Двор храма был заасфальтирован. Храм располагал большой библиотекой, которая ежегодно пополнялась подписными изданиями духовной литературы. Храм подписывался на журналы и газеты, такие как «Троицкий листок», «Русский паломник», «Странник», «Душеполезное чтение» и др. Но наступил 1917 год. После революции начались гонения на Церковь: храмы отбирают у верующих и используют их под склады, заводы, клубы, гаражи или просто сносят — древние памятники уничтожают, а «Памятник, — говорил Митрополит Филарет, — есть безмолвный проповедник, который и некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому, что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом доходит до целого народа и до многих последующих родов». Колокола с колоколен уцелевших храмов сбрасывают и отправляют на переплавку — казалось, навсегда умолкли голоса сотен московских церквей. Преследуются священнослужители: только в 1919 году в заключении и ссылках находилось высшего духовенства 66 человек: 6 Митрополитов, 3 Архиепископа, 57 Епископов. Было вскрыто 59 мощей — шло глумление над Церковью.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010