Житие ап. Андрея Первозванного, составленное по тому же принципу переработки древних источников, в т. ч. и апокрифов, относится к жанру апостольского жития. Е. М. использует только последнюю, патрскую часть древних «Деяний Андрея» (II в.), к-рую он знал, возможно, еще в оригинальном виде; маршрут путешествий ап. Андрея выстраивает заново по образцу канонических Деяний св. апостолов (3 путешествия) и на основе своей поездки по берегам Чёрного м. Е. М. соединяет литературные свидетельства («Список апостолов» Псевдо-Епифания, Псевдо-Климентины, Житие Панкратия Тавроменийского и другие) с местными преданиями и представляет Андрея Первозванного апостолом М. Азии и Черноморского побережья. Первоначально Житие было написано как продолжение апокрифических «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 109), но Е. М. составил 2-ю редакцию Жития ап. Андрея Первозванного (BHG, N 102), добавив начало и исключив мн. подробности своего путешествия. Это Житие оказало большее влияние на формирование образа Андрея Первозванного как апостола Византии и легло в основу всех появившихся впосл. текстов о нем Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 100), прп. Симеона Метафраста (BHG, N 101) и др. Соч.: Amaduzzi G. C. Anecdota litteraria. R., 1774. Vol. 3. P. 39-83; Epiphanii monachi et presbyteri, edita et inedita/Ed. A. Dressel. Parisiis; Lipsiae, 1843; PG. 120. Col. 186-260; Kahl G. Die geographischen Angaben des Andreasbios (BHG 95b und 102): Diss. Stuttg., 1989; Греческие предания о св. ап. Андрее. СПб., 2005. Т. 1: Жития/Изд. подгот. А. Ю. Виноградов. Лит.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест/Ред.: В. Г. Васильевский. СПб., 1886. (ППС; 4); Dräseke J. Der Mönch und Presbyter Epiphanios//BZ. 1895. Bd. 4. S. 346-362; Dvornik Fr. The Idea of Apostolity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb. (Mass.), 1958; Επιφνιος Μοναχς//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 808-809; Mango C. A Journey Around the Coast of the Black Sea in the 9th Century//Palaeoslavica. 2002. T. 10. Fasc. 1. P. 255-264; PMBZ, N 1599; Roig Lanzillotta L. Acta Andreae Apocrypha: A New Perspective on the Nature, Intention and Significance of the Primitive Text. Gen., 2007.

http://pravenc.ru/text/190093.html

А. Карташев. Церковный Вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата " . 2. 1950 года. Послесловие: Текст статьи А.В. Карташева публикуется по перепечатанной из журнала машинописной копии, хранящейся в архиве свт. Афанасия (Сахарова) в Петушках. Она упоминается свт. Афанасием в письме П.Н. Савицкому, 8.12.1959 г.: " Очень глубокую и ценную мысль о зонах проповеди апостольской высказывает Антон Владимирович в слове об апостоле Андрее. В самом деле: Христос послал апостолов во все концы вселенной. Но святые апостолы были люди. Не только 12, но и все 70 физически не могли пройти буквально во все концы даже тогдашнего мира. Но они разошлись из святого центра - Иерусалима как бы по радиусам. Удаляясь от центра, они прошли на столько, на сколько хватило их жизни. Дальше пошли их ученики, продолжая апостольское дело первых апостолов. И если даже действительно, ап Андрей не был на горах Киевских, мы должны считать его нашим, Русским апостолом, ибо земля Русская находится в пределах тех, которые достались в удел святому Андрею. К тому же кажется, считается бесспорным тот факт, что ап Андрей проповедовал в пределах Византии и для Византии поставил первого епископа Стахия. А мы приняли веру из Византии, и потому первосвятители Российские по прямой линии приняли благодать святительства от ап Андрея… Лично я твердо держусь того убеждения, что ап Андрей, бесспорно, был на горах Киевских, и потому в своей Минее я так исправил тропарь и кондак св апостолу: Тропарь: Яко апостолов первозванный и первый Русскую землю евангельскою проповедию огласивый, Владыце всех, Андрее, молися, мир отечеству нашему и всей вселенной даровати и душам нашим велию милость. Кондак: Мужества тезоименитаго богоглагольника Христова, первозванного и Русской земли апостола восхвалим; той бо, якоже древле отцам нашим, тако и ныне вопиет: приидите, обретохом Желаемаго Не вполне удовлетворяет меня этот текст, но все же он говорит о том, что особенно дорого нам при воспоминании об ап Андрее. Что же касается песнопений, составленных Антоном Владимировичем, то скажу Вам на ушко, что не решаюсь я внести их в службу 30 ноября... Но не огорчайте старца и не говорите ему ничего, только поблагодарите за присланное " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Йоханнесбурге и его окрестностях действуют митрополичий собор в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (или во имя Пресв. Богородицы «Пантанассы», построен в 70-х гг. ХХ в.; рядом на территории митрополичьей резиденции недавно сооружен парекклисион Св. Троицы и ап. Марка), патриарший собор во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (Софайатаун) с парекклисионом вмц. Варвары, при к-ром открыты культурный и молодежный центры и приют «Афанасион», кафедральный собор равноапостольных Константина и Елены (Йовилл), при к-ром созданы центр помощи детям-беспризорникам и катехизаторская школа «Александрийский Патриарх Петр VII» с парекклисионом святых Рафаила, Николая и Ирины Лесбосских; церкви: Сретения Господня при греческой школе Сахети (Бедфордвью), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, при доме престарелых (Ориндж-Гров), свт. Николая Японского (Брикстон, англоязычный приход), ап. Фомы в Саннингхилл-Парке (построена 1978-1981, сербский приход), прп. Сергия Радонежского (Мидранд, рус. приход, образован в 1998, храм освящен 2 марта 2003 Кириллом (Гундяевым) , митр. Смоленским и Калининградским (ныне Патриарх Московский и всея Руси)); парекклисион равноапостольных Константина и Елены в Эльдорадо-Парке (цветной приход, служба ведется на африкаанс). Кроме того, в пров. Гаутенг действуют кафедральный собор Благовещения Пресв. Богородицы в Претории, при котором созданы молодежные организации, парекклисион вмц. Варвары в предместье Претории, миссионерский приход во имя Киккской иконы Божией Матери и прп. Серафима Саровского в Сошангуве (служба на сев. сото (язык группы банту) и англ. языке), ц. ап. Андрея Первозванного в Крюгерсдорпе, домовая ц. прп. Антония Великого в предместье Крюгерсдорпа, ц. свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Бенони, ц. вмч. Георгия Победоносца в Бракпане, ц. свт. Василия Великого в Спрингсе, ц. Успения Пресв. Богородицы в Албертоне, ц. св. Иоанна Предтечи в Джермистоне, ц. свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Тембисе (приход организуется, служба ведется на сев. сото и англ. языке), ц. Рождества Пресв. Богородицы в Феринихинге, парекклисион свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, в Фандербейлпарке, ц. вмч. Георгия Победоносца в Бронкхорстспрёйте (1987, англоязычный приход в гостинице вмч. Георгия).

http://pravenc.ru/text/578032.html

В 1751 году над западным входом в церковь сооружена каменная колокольня в три яруса и поставлен на ней железный позолоченный крест. В 1761 году по благословению Преосвященного Афанасия, епископа Тверского и Кашинского, установлен левый теплый придел во имя святителя Димитрия, Митрополита Ростовского чудотворца, и освящен 21 сентября 1762 года. В 1878 году 13 декабря освящен придел во имя Преподобного Нила Столобенского Чудотворца, устроенный впереди правого придела по благословению Высокопреосвященного Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского. Вокруг монастыря на протяжении 2-х саженей в 1760-61 годах построена каменная ограда, крытая тесом, с 4-мя башнями, крытыми железом. Другая каменная церковь — над святыми вратами, во имя Св. Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Построена по благословению Преосвященного Гавриила, Епископа Тверского и Кашинского, и освящена в 1768 году. На ней одна глава с железным вызолоченным крестом. Возобновлена в 1890 году при Архиепископе Савве. В 1920 г. советской властью монастырь был закрыт. На территории монастыря до открытия располагался молочный завод. Согласно прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора от 17.07.2002 г. решением Священного Синода было определено открытие Богородицкого житенного женского монастыря с назначением настоятельницы обители монахини Елисаветы (Евдокимовой). В монастыре проживает 4 человека: 1 настоятельница, 1 схимонахиня и 2 послушницы. За короткий период с момента определения Священного Синода для возрождения монашеской жизни в монастыре уже сделано немало дел: смонтированы металлические ворота, обустроена домовая церковь, в которой совершаются в воскресные и праздничные дни службы, а также исполняется иноческое правило и читается Псалтирь, очищены от мусора территория и монастырские здания. Ведутся строительные работы без прекращения богослужения в надвратном храме ап. Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

http://azbyka.ru/palomnik/Житенный_женск...

В 1790-1791 гг. мон-рь сильно пострадал от пожара. В 1828 г. Д. О. м. был разорен турками, игум. Мефодий и 12 насельников, обвиненные в связях с повстанцами, были уведены в Лариссу и повешены. Возрожден в 1836 г. Вскоре пожар разрушил юж. часть монастырского комплекса (восстановлена в 1898). Во время восстания 1878 г. Д. О. м. служил убежищем женщин и детей из Литохоро. Участвовал в «борьбе за Македонию» (1904-1908). В 1943 г. Д. О. м. был разрушен немцами. В наст. время восстанавливается кафоликон (в 1943-1996 службы совершались в трапезной). О существовании подворья Скала (Новый мон-рь), расположенного в 3 км от Литохоро, известно с сер. XVII в. Сюда переселились иноки после разрушения в 1943 г. Д. О. м. Территория Нового мон-ря делится на 2 части: открытую для всеобщего посещения (с 1992 в Д. О. м., как и на Афон, доступ женщинам воспрещен) и открытую только для посещения определенных лиц, основную часть, где находится кафоликон, кельи, библиотека, мастерские и трапезная. Кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы построен в 1950 г. В нем хранятся чтимые иконы Божией Матери «Одигитрия» (1600-1601) и прп. Дионисия Олимпийского. Иконы в иконостасе кафоликона выполнены Ф. Кондоглу . На территории, доступной для паломников, завершается строительство храма прп. Дионисия Олимпийского с 2 парекклисионами, освященными во имя прав. Иоанна Русского и вмч. Димитрия Солунского. В Новом монастыре помимо правой руки и челюсти прп. Дионисия Олимпийского хранятся частицы мощей св. Параскевы, свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, мч. Кирика, мц. Матроны, сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, мч. Трифона, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, сщмч. Дионисия Ареопагита. Из подворий Д. О. м. в наст. время действуют метохи св. Соломонии (Литохоро) и св. Параскевы (между Литохоро и Дио); др. подворья преобразованы в жен. мон-ри и исихастирии: Успения Пресв. Богородицы, или Панагия Макриррахис (к юго-западу от городка Колиндрос, основан в 1050), св. Георгия (близ городка Ритини), св. Георгия (близ городка Коринос, основан в XVIII в.). Подворье Рождества Пресв. Богородицы, или Панагия Каналлон (у юго-вост. подножия Олимпа, основано в XII в.), восстанавливается.

http://pravenc.ru/text/178490.html

Уделяя особое внимание укреплению межцерковных отношений и связей с Церквами-сестрами, Г. неоднократно посещал и принимал в Св. Эчмиадзине Предстоятелей различных Церквей, при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II встречался с духовным главой мусульман Азербайджана. Во время этих миротворческих встреч подчеркивалось, что карабахское противостояние не имеет религ. основы и должно быть разрешено путем мирных переговоров. В торжествах, посвященных 1700-летию со дня принятия христианства как гос. религии в Армении, участвовали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, К-польский Патриарх Варфоломей I, папа Римский Иоанн Павел II, первоиерархи и представители др. братских Церквей. В марте 2000 г. состоялось подписание «Меморандума согласия» между правительством Республики Армении и Армянской Апостольской Церковью, к-рый стал основополагающим документом во взаимоотношениях гос-ва и Церкви. В сент. того же года было подписано соглашение о сотрудничестве между Св. Эчмиадзином и Мин-вом Вооруженных сил Армении, разъясняющее основные положения духовной службы священников в армии. В сент. 2001 г. Г. благословил первый в новом тысячелетии св. елей и освящение крупнейшего арм. храма - собора во имя св. Григория Просветителя в Ереване. В соответствии с подписанным в авг. 2002 г. соглашением между Г. и премьер-министром Армении А. Маркаряном с янв. 2003 г. в программу всех общеобразовательных школ Армении включен предмет «история Армянской Церкви». Г. является почетным членом Национальной АН Армении, Международной академии информатизации при Экуменическом и Социальном Совете ООН. Награжден высшими знаками отличия Иордании («Вифлеем - 2000», янв. 2000), Румынии («Звезда Румынии», сент. 2000), Украины («Князь Ярослав Мудрый» 5-й степени, 2001), орденом Командора Почетного легиона Франции (2001), высшей наградой РПЦ орденом св. ап. Андрея Первозванного (16 окт. 2004). В. Деврикян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/Гарегином II.html

В 1988-1989 гг. участвовал в перенесении ковчега с мощами свт. Тихона Задонского. Приложил много усилий к подготовке и проведению церковных торжеств по случаю 200-летия основания Орловской епархии. В нояб. 1989 г. овдовел. В 1992 г. перешел в Краснодарскую епархию и стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Краснодаре. Решением Синода РПЦ от 27-28 дек. 1993 г. назначен епископом восстановленной Петропавловской и Камчатской епархии. 2 янв. 1994 г. принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Нестора, епископа Магиддийского, и был возведен в сан архимандрита. Хиротонию 6 марта 1994 г. в кафедральном Богоявленском соборе в Москве возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) . В Петропавловской епархии Н. удалось увеличить количество приходов и наладить сотрудничество с местными административными, военными и общественными структурами. Летом 1997 г. по состоянию здоровья был уволен на покой по собственным прошениям. Служил в Свято-Успенском храме в г. Лабинске Краснодарского края. Совершил паломничества в Сербию и на Св. землю. В 1998 г. принял участие в Иннокентиевских чтениях. В 2000 г. участвовал в Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ и освящении храма Христа Спасителя. Н. составил цикл проповедей в соответствии с богослужебным кругом и провел исследование, посвященное чинопоследованию отпевания и особенностям заупокойных служб Православной Церкви. Н. был награжден наперсным крестом (1966), медалью Троице-Сергиевой лавры (1966), митрой (1974), правом ношения 2 крестов (1987), орденами св. кн. Владимира 1, 2 и 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й (2001) и 3-й степени, св. блгв. кн. Даниила Московского, святых Кирилла и Мефодия (Элладская Церковь) и серебряной медалью св. ап. Андрея Первозванного (Элладская Церковь). Н. скончался 5 нояб. 2004 г., похоронен за алтарем храма Успения Пресв. Богородицы в г. Лабинске. Соч.: Собрание клира Орловской епархии//ЖМП. 1984. 9. С. 57; Архиеп. Орловский и Брянский Варфоломей: Некр.//Там же. 1988. 10. С. 31 Лит.: Реквием: Кн. пам. жертв полит. репрессий на Орловщине. Орёл, 1996. Т. 3. С. 61; Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии РПЦ. М., 1997. С. 399; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 419; Сапсай Г., диак. Еп. Нестор (Сапсай)//ЖМП. 2005. 2. С. 48-52.

http://pravenc.ru/text/2565138.html

Рус. власти высоко оценили заслуги Н. А. Он сыграл большую роль в организации репатриации армян из Ирана. Его заветной целью было создание арм. автономии под эгидой России, однако эти устремления Н. А. вскоре вызвали неудовольствие рус. правительства. Рус. наместник на Кавказе И. Ф. Паскевич начал борьбу против сторонников арм. автономии, самым влиятельным из к-рых был Н. А. В 1828 г. он был удален из Закавказья и назначен главой арм. епархии Новой Нахичевани (ныне в черте Ростова-на-Дону) и Бессарабии. В 1843 г. Свящ. Синод ААЦ единогласно избрал Н. А. католикосом. Он вернулся в Вагаршапат, где противостоял посягательствам рус. правительства, к-рое все более ущемляло права Армянской Церкви. Н. А. восстановил добрые отношения между Св. Эчмиадзином и К-польским Патриархатом ААЦ. Он был вынужден много заниматься экономическими и хозяйственными вопросами. Первоочередным было восстановление прав католикоса, которые попирались принятым 11 марта 1836 г. Положением об управлении делами Армянской Просветительской Церкви России. Он настойчиво добивался пересмотра Положения, но царское правительство старалось лишить Церковь источников доходов и ограничить ее влияние. При католикосате Н. А. усилилась борьба за сохранение традиционного уклада Армянской Церкви. Н. А. действовал вопреки Положению, самостоятельно решая экономические вопросы, концентрируя властные полномочия в своих руках. Он составил новый устав Армянской Церкви, согласно к-рому ведение всех ее дел полностью контролировалось католикосом, к-рый во всех епархиях назначал своих представителей, ведавших престольными доходами. Этот устав не был представлен на утверждение рус. правительству, однако Н. А. фактически действовал согласно ему и интересам ААЦ. Н. А. был рассудительным и осмотрительным политическим и духовным лидером, своими обращениями, окружными посланиями он всегда призывал соотечественников остерегаться прямых столкновений с Россией, Турцией и Ираном, жить в согласии и диалоге, сохраняя верность традициям своей веры и народа. Н. А. похоронен в Вагаршапате, на его могильной плите высечена надпись: «Защитник Родины». Н. А. был удостоен ряда рус. наград: ордена св. Александра Невского (25 янв. 1828), того же ордена с бриллиантами (17 авг. 1843), ордена св. Владимира 1-й степени (12 мая 1848), ордена св. ап. Андрея Первозванного (26 авг. 1856).

http://pravenc.ru/text/2565084.html

Два больших наводнения, 1820 и 1853 годов, разрушили многие монастырские постройки, восстановлены которые были во времена игуменства Симеона (1849–1905). Соборный храм Григориата относится к XVIII веку, освящён в честь святителя Николая Чудотворца. В северной части кафоликона есть параклис в честь основателя обители прп. Григория. Роспись собора гармонично сочетается с его архитектурой и производит на посетителей большое впечатление. По образу жизни обитель считается одной из самых строгих на Афоне. Игуменом монастыря с 1974 года является один из блестящих богословов современности архимандрит Георгий Капсанис, один из плеяды учёных, которые во второй половине XX века отказались от блестящей научной карьеры и приняли постриг на Святой Горе, способствовав возрождению афонского монашества. Рядом с отцом Георгием подвизаются монахи из разных стран, что во многом связано с активной миссионерской деятельностью обители за пределами Афона (прежде всего в Африке). На северо-восточной колонне соборного храма находится чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Пантанасса» («Всецарица-Путеводительница»), пожертвованная обители благочестивой молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. Этот образ остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. Также почитается образ Богоматери «Млекопитательница». В монастыре пребывают мощи более сотни святых, в т.ч.: ап. Андрея Первозванного, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Свт. Николая, сщмчч. Харалампия, Игнатия Богоносца, Григория, просветителя Армении и еп. Иакова, в Персии пострадавшего, мч. Кирика, свт. Нектария Эгинского, прпп. Григория Ктитора и Силуана Афонского, вмц. Варвары, мцц. Иулиты, Анастасии Римляныни, Фотинии и Макрины, правая рука св. Дионисия Ареопагита. На пристани (арсане) Григориата два параклиса: в честь св. Модеста (1821 г.) и мчч. Рафаила, Николая и Ирины (1991 г.) В обители находятся храмы: прмц. Анастасии Римляныни (1775 г.), иконы Божией Матери «Живоносный Источник», вмч. Димитрия Солунского, Святых Небесных Сил Бесплотных, Святых бессребреников, свт. Спиридона, Всех Святых (1739 г.). Вокруг монастыря расположено ещё шесть параклисов и несколько кафизм, в том числе: апостола Иоанна Богослова, построенный в XIX веке знаменитым афонским старцем Хаджи-Георгием.

http://sobory.ru/article/?object=28192

По материалам " Энциклопедии Челябинска " В 1870 г. купец первой гильдии Петр Иванов Перцев предложил построить при Челябинском духовном училище церковь, на что он жертвовал 10 000 рублей. Предложение было одобрено и в 1872 г. было освящено два престола в одном алтаре новой церкви: юж. – во имя Покрова Пресв. Богородицы (освящен 27 авг. 1872) и сев. – во имя 3-го обретения главы Иоанна Крестителя (освящен 10 сент. 1872). Церковь представляла собой 5-главый храм с центральной главой, возвышавшейся на 2-ярусном световом барабане. Центральные оси фасадов акцентировались 3-лопастными завершениями с оконными проемами круглой и ромбовидной форм. Аналогично были решены навершия наличников высоких прямоугольных окон. Колокольню, 2 яруса которой возвышались над объемом притвора, венчала крупная глава. До 1875 церковь существовала как приходская. В 1875 окружным съездом духовенства было принято решение о бесприходности Покровской церкви. Возможно, в значительной степени это решение было вызвано толками о том, что Перцев построил для себя дворовую церковь. Дело в том, что дом Перцева располагался напротив Духовного училища, на другой стороне Христорождественской (Цвиллинга) улицы. В городе церковь называли «Перцевской», поскольку она была построена на его деньги. С этого времени (1875 г.) она стала училищной. По штатам при ней полагались 1 священник и 1 дьякон (псаломщик). В храме имелась икона с частицами мощей Св. Иоанна Предтечи и Св. ап. Андрея Первозванного, пользовавшаяся особым почитанием у верующих. С закрытием духовного училища (1919 г.) Покровская церковь вновь стала приходской. После раскола в Русской православной церкви 1918 г. на «тихоновцев» и «обновленцев» была передана обновленцам. Закрыта в августе 1923. Н. М. Чернавский сохранил в своих записях хронику дальнейших событий: “В сентябре сняты были с нее купола, а с ноября того же года здесь нашел себе приют спортивный клуб “Олимпия”. Летом 1925 г. с церкви сняты были главы и колокольня, а также были убраны крупные столбы (раньше разрушенные) против западных и южных дверей”. Здание Покровской церкви было снесено в 1926 при реконструкции ул. Коммуны.

http://sobory.ru/article/?object=35050

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010