Ок. 1830 г. на Афон прибыли рус. иеросхимонахи Виссарион (Толмачёв; † 26.04.1862) и Варсонофий (Вавилов; † 14.03. 1850), ранее подвизавшиеся в Белобережской в честь Рождества св. Иоанна Предтечи пуст. Брянской епархии. Они поселились в Иверском мон-ре , вскоре перешли в Преображенскую келью при Иверском мон-ре, где прожили 7 лет, затем - в келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита , где были рукоположены во иеромонахов, их духовным отцом стал иеросхим. Арсений Афонский . После назначения иеросхим. Арсения игуменом Ильинского скита подвижники перешли туда, но вскоре были вынуждены покинуть скит из-за недовольства братии и решили основать на Афоне рус. скит. В 1841 г. они выкупили Серайскую келью у Ватопедского мон-ря, к ним присоединились др. рус. монахи, в келье начались регулярные богослужения, было введено общежитие по уставу Белобережской пуст. 15 июля 1845 г., во время визита на Афон вел. кн. Константина Николаевича, было возбуждено ходатайство перед К-польским Патриархом о преобразовании кельи в скит. В авг. 1849 г. на Афон прибыли рус. посол в Османской империи В. П. Титов, настоятель посольской церкви архим. Софония и камергер имп. двора, путешественник и духовный писатель А. Н. Муравьёв , стараниями к-рых келья была преобразована в Новорусский Ватопедский скит во имя ап. Андрея Первозванного, небесного покровителя Муравьёва, и прп. Антония Великого. Скит должен был содержаться за счет пожертвований из России и процентов с капитала в 50 тыс. р., ктитором обители стал Муравьёв. 22 окт. 1849 г. состоялось торжественное открытие А. а. с., литургию совершил проживавший на покое в Ватопеде митр. Адрианопольский Григорий в сослужении многих архиереев. Накануне, 21 окт., был составлен акт, определявший взаимоотношения А. а. с. и Ватопеда, подтвержденный в дек. 1849 г. грамотой К-польского Патриарха Анфима IV . Согласно акту, А. с. подчинялся Ватопеду, к-рому должен был ежегодно выплачивать подать в размере 1,5 тыс. левов (300 р.). А. а. с. дозволялось иметь печать с изображением ап.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Отеческий характер послания здесь выразился еще яснее (нежели в 1-м послании), как в ходе мыслей, так и в образе выражений и обращения к возлюбленному ученику и духовному сыну. Апостол Тимофей, конечно, навестил Павла в узах, утешил его, как мог, и после поучительно-мужественной смерти мученика-учителя своего, усеченного мечем, возвратился к месту своего служения, на котором и подвизался еще около 18-ти лет. Скончался Ап. Тимофей мученически. В царствование Домициана он был убит язычниками города Ефеса, буйно справлявшими одно из своих странных празднеств. Святые мощи его были сначала похоронены за городом (Ефесом) а потом перенесены были в Константинополь, где положены были (в храме Апостолов) вместе с мощами св. Евангелиста Луки и Ап. Андрея Первозванного. Память Ап. Тимофея ублажается Православною Церковию 22-го января. Сохранялось и распространялось во вселенской Церкви 2-ое послание к Тимофею так же, как и первое, а потому и свидетельства о нем приводят почти все те же церковные писатели и отцы Церкви. В Православной Церкви 2-ое послание к Тимофею употребляется при Богослужениях в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–2 и 8–18 пяток 27-ой недели. 3–9 св. Апостолу Тимофею. Гл. 2, ст. 1–10 мученикам. 11–19 в субботу 33-ей недели. 20–26 в понедельник 28-ой недели. Гл. 3, ст. 1–9 в субботу 34-ой недели. 10–15 в неделю 33-ю. 16–17 и Гл. 4, ст. 1–4 во вторник 28-ой недели. 5–8 в неделю по Просвещении. 9–22 в среду 28-ой недели. Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего 125 . 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью 126 , 4. и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сказание о посещении ап. Андреем Руси в ПВЛ носит вставной характер. Оно противоречит сообщению летописной статьи 6491 (983) г., что в своей истории Русь не знала апостольской проповеди: «Аще бо и телом апостоли суть зде не были, но учения ихъ яко трубы гласять по вселении» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 70). Об этом говорится и в рассказе о крещении киевлян под 6496 (988) г.: «...яко сде (на Русской земле.- Ю. А.) не суть ученья апостольска» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118). Свт. Иларион , митр. Киевский, в «Слове о законе и благодати» (сер. XI в.) также отрицает присутствие опыта апостольской традиции на Руси ( Молдован. 1984. С. 95), как и прп. Нестор в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (кон. XI - нач. XII в.) ( Бугославский. 2007. С. 574). Время возникновения и включения Сказания в летопись исследователи определяют по-разному. Согласно А. А. Шахматову , Сказание отсутствовало в Начальном своде кон. XI в. и было впервые включено в летопись составителем ПВЛ ( Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 29). По мнению Д. С. Лихачёва и А. Н. Насонова , это произошло в кон. XI или в нач. XII в. в редакции ПВЛ, связанной с семьей блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (ПВЛ. 1996. С. 388-389; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 65), согласно Л. Мюллеру - «не позднее 1116 г.» ( Мюллер. 2000. С. 183-201). О. М. Рапов считал, что оно возникло в результате русско-византийской войны 1116 г. ( Рапов. 1988. С. 64-65). Имея в виду, что поставление митр. св. Илариона главой Русской Церкви (1051/52) было следствием стремления Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054) к большей самостоятельности Киевской митрополии, а также принимая во внимание наречение родившегося в 1030/31 г. сына Ярослава христ. именем Андрей (см. Всеволод (Андрей) Ярославич ), И. С. Чичуров предположил, что предание о хождении ап. Андрея на Русь стало формироваться уже в 30-х гг. XI в. как идейно-политическое обоснование самостоятельности Киевской кафедры по отношению к К-польскому Патриархату ( Чичуров. 1990. С. 15-17). По мнению А. А. Гиппиуса, поддержанному А. М. Введенским, легенда об ап. Андрее была вставлена в летопись составителем 1-й редакции ПВЛ в нач. XII в. ( Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: К истории композиции Повести временных лет//Вереница литер: К 60-летию В. М. Живова. М., 2006. С. 86-87; Введенский А. М. Время внесения в летопись легенды об Андрее Первозванном и ее состав//Rossica Antiqua. СПб., 2012. 2(6). С. 3-23). Т. о., создание Сказания на рус. почве приходится датировать максимально широко: сер.- нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/2459053.html

На окраине Ханьи, второго по величине города на острове Крит, в аристократическом квартале Халепа на пожертвования Ольги Константиновны в 1901–1902 гг. была построена в русском стиле церковь св. равноап. Марии Магдалины. Авторами ее проекта являлись известный петербургский архитектор Д.И. Гримм и греческий архитектор Х. Цолинасу. До 1908 г. церковь использовалась сыном Ольги Константиновны – королевичем Георгием и сотрудниками российского консульства на Крите, а затем перешла в муниципальную собственность и в дальнейшем прихода не имела. В конце XIX в. в Салониках, вблизи набережной было устроено подворье русского афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря с домовой церковью св. вмч. Пантелеимона Целителя. Правда, здание подворья сильно пострадало от пожара в 1917 г. и было продано за небольшую сумму в 1919 г. В 1905–1908 гг. на средства российского правительства и пожертвования афонских обителей в Салониках была возведена Русская лечебница имени святого Димитрия Солунского (Солунь – древнее славянское название г. Салоники), при которой в 1908 г. устроили маленькую домовую церковь св. вмч. Димитрия Солунского. Настоятелями этого храма с самого начала по традиции служили иеромонахи афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря 287 . В 1869 г. русский афонский Свято-Андреевский скит по указанию своего ктитора Андрея Николаевича Муравьева приобрел участок земли в Восточной Македонии вблизи небольшого греческого города Кавала, где устроил свой метох (имение) Нузлы. Площадь имения составила 6 тыс. десятин земли, на которой имелось два лимана, защищенных горами, а также удобная морская бухта «Левтерополь». По преданию, на этих горах имел свою крепость царь Александр Македонский, а на одной из гор, именуемой Орлиной, некогда подвизался в пещере св. Иоанникий Великий. При имении была устроена церковь св. ап. Андрея Первозванного, в начале XX в. в метохе обычно проживало около 30 насельников скита 288 . В 1915 г. Кавала была занята воевавшими на стороне Германии болгарскими войсками, и Свято-Андреевский скит на время потерял расположенный там свой метох (причем около 10 русских монахов при явном попустительстве местной греческой администрации были объявлены военнопленными), что очень негативно сказалось на благосостоянии обители. В 1917 г. имение Нузлы было возвращено скиту, но всего лишь на пять лет. Уже в 1922 г. Свято-Андреевский скит окончательно потерял свой метох, который был отчужден греческим государством и заселен беженцами – греками из Малой Азии 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. активно развивал межправосл. связи. Он посетил большинство Поместных Православных Церквей: К-польскую (апр. 1987; авг.-сент. 1994, когда участвовал в торжествах по случаю 150-летия Богословской школы на о-ве Халки), Антиохийскую (апр.-май 1995), Иерусалимскую (янв. 1988), Грузинскую (март 1988), Сербскую (июнь 1989), Румынскую (сент. 1994; окт. 1995, когда участвовал в торжествах по случаю 110-летия автокефалии и 70-летия Патриаршества), Болгарскую (окт. 1989), Кипрскую (окт. 1988; окт. 1990, когда участвовал в торжествах в честь 1100-летия храма св. Лазаря в Ларнаке), Элладскую (янв.- февр. 1989), Финляндскую (май 1989). П. также участвовал во мн. знаменательных событиях из жизни братских Церквей: в праздновании 900-летия основания мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (сент. 1988; совместно с патриархами К-польским Димитрием I (Пападопулосом) и Румынским Феоктистом (Арэпашу) ), в Собрании предстоятелей Православных Церквей на Фанаре (15 марта 1992), в Большом Соборе в Стамбуле (Η Μεζων κα Υπερτελς Σνοδος), к-рый созвал К-польский патриарх Варфоломей I (Архондонис) для разрешения кризиса, связанного с попытками Иерусалимского патриарха Диодора I (Каривалиса) учредить представительство в Австралии (30-31 июля 1993; совместно с архиеп. Афинским и всей Эллады Серафимом (Тикасом) ), в Собрании предстоятелей и представителей Поместных Церквей на о-ве Патмос, которое было приурочено к 1900-летию написания Откровения ап. Иоанна Богослова (24-26 сент. 1995), в торжествах кафедрального собора св. Мины в Ираклионе (Крит) (9-13 нояб. 1995; совместно с К-польским патриархом Варфоломеем). П. поддерживал дружественные отношения с РПЦ. В 1945 г., будучи архидиаконом, он впервые посетил Московский Патриархат, сопровождая Александрийского патриарха Христофора II (Даниилидиса) во время его визита в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ, на котором был избран патриарх Алексий I (Симанский) . В 1979 г. в сане митрополита Карфагенского П. посещал РПЦ, сопровождая патриарха Николая VI. Первый визит П. после избрания на Патриарший престол состоялся 1-8 марта 1988 г. 28 сент.- 3 окт. 1991 г. П. принимал патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , совершавшего офиц. визит в АПЦ. В ходе визита в РПЦ 21 мая - 7 июня 1993 г. П. посетил Москву, Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Калугу, Одессу, Измаил, Болград; был награжден орденом ап. Андрея Первозванного. 3-15 мая 1996 г. П. приезжал в Москву и Одессу, где участвовал в торжествах в честь 40-летия основания подворья АПЦ.

http://pravenc.ru/text/2579109.html

Горный массив О. находится на северо-западе Анатолии и простирается от Прусы (ныне Бурса) примерно на 40 км к юго-востоку. Самая высокая точка - гора Олимп (Улудаг), 2543 м над уровнем моря. Крупнейшие реки региона вокруг О.- Риндак (ныне Мустафакемальпаша), протекающий через оз. Аполлониада (ныне Улуабат (Апольонт)), Одрис (ныне Нилюфер), Горгит (ныне, вероятно, Айнесидере). Подножия и склоны О. покрыты кустарниками, сосновыми и буковыми лесами, выше расположены альпийские луга. В визант. период сам О. был мало населен, здесь водились дикие звери, в т. ч. пантеры и медведи. В наст. время на территории массива находится национальный парк Улудаг и горнолыжный курорт. Монастыри О. распределяются по неск. регионам, к-рые делятся на горные (собственно О., Атроа, Дагута и Пандим) и прибрежные (побережье от Сигрианы до Катавола, район Аполлониады и Арганфоний). Монастыри О. были расположены от побережья, до высоты более чем 1 тыс. м над уровнем моря. Все крупные обители находились у подножия горы, близ деревень. Большинство мон-рей были расположены на сев. склонах О. и прилегающем к ним побережье Мраморного м.: от Триглии (ныне Зейтинбагы) до Никеи (ныне Изник) - центра фемы Опсикий; на востоке О. мон-ри неизвестны. В сообщество монастырей О., сформированное во многом благодаря деятельности преподобных Иоанникия, Петра Атройского и Феодора Студита в нач. IX в., входили также обители Атроа, фригийских Дагуты и Пандима, хребта Арганфоний (ныне Саманлы) и побережья Мраморного м., от устья Риндака до Киоса (ныне Гемлик). От этого сообщества следует отличать др. монашеские центры Вифинии: гору Св. Авксентия (ныне Кайышдаг; ранее ошибочно отождествлялась с Айдосом) близ Босфора, а также прилегающие к ней монастыри побережья и лавру на горе Кимин (основана прп. Михаилом Малеином ), расположенные к востоку от р. Сангарий (ныне Сакарья), на границе Вифинии и Пафлагонии ( Belke. 2009). История В древности О. назывался Олимп Мисийский. Геродот писал, что здесь водился страшный вепрь, во время охоты на которого погиб сын лидийского царя Крёза ( Herod. Hist. I 36-43). В рим. время большая часть региона О. находилась на территории пров. Вифиния, проч. части - в Геллеспонте (юго-западная) и во Фригии (южная). С VII в. ее территория вошла в состав фемы Опсикий. На самом О. городов никогда не было, но с находящимися поблизости деревнями мон-ри поддерживали тесные контакты. Как сообщается во 2-й редакции Жития ап. Андрея Первозванного, составленного в IX в. Епифанием Монахом (BHG, N 102), апостол пересек Пандим, Дагуту и О. во время 2-го миссионерского путешествия, по пути из Синаоса в Никею. Возможно, Епифаний в течение нек-рого времени жил на О. (Греч. предания о св. ап. Андрее/Изд. подгот.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. Т. 1: Жития. С. 39, 298-299. (Б-ка «Христ. Востока»; 3)).

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Православие представлено Замбийской епархией Александрийской Православной Церкви с кафедрой в Лусаке, возглавляемой еп. Иоакимом (Кондовасом). Епархия учреждена патриаршим томосом от 22 февр. 2001 г. Ее прихожанами являются проживающие в стране греки, русские, сербы и африканцы. Имеются приходы в Лусаке (храм во имя св. Александра при Союзе греков Лусаки, ц. во имя свт. Василия Великого и вмч. Димитрия Солунского при миссионерском центре, парекклисион в честь Рождества Богородицы при епископской резиденции во имя вмч. Георгия Победоносца в Макени), в Китве (ц. во имя ап. Андрея Первозванного), в Луаншья (ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы), в Капири-Мпоши (ц. во имя свт. Николая Чудотворца), в Чингола (строящийся храм во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского) и Мукуши (строящийся храм во имя ап. Филиппа). В Лусаке при миссионерском центре строится начальная школа и планируется сооружение больницы, действует воскресная катехизаторская школа, имеющая 2 отд-ния. Ведется активная издательская деятельность, начался перевод литургических текстов на местные диалекты, периодически издается лит-ра просветительного характера на англ. и греч. языках. Еп. Иоаким окормляет православных, оказавшихся в больницах; еженедельно раздается питание 200 бездомным детям. Организованы миссионерские «ячейки» в Чирунду, Пемба, Чомба и Луангва. Общая численность православных ок. 7,5 тыс. чел. Римско-католическая Церковь в З. представлена 2 архиеп-ствами (митрополиями): Лусака имеет 6 епископств-суффраганов (Чипата, Ливингстон, Монгу, Монзе, Ндола и Солвези), Касама - 2 еп-ства-суффрагана (Манса и Мпика). Общее число католиков ок. 3,28 млн чел. По данным на 2007 г., в стране действует 264 католич. прихода, где служат 656 священников (из них 349 монашествующих), также в З. подвизаются 580 монахов и 1542 монахини. Протестантские церкви и секты. Англиканская Церковь представлена 5 еп-ствами (Сев. Замбия, Вост. Замбия, Центр. Замбия, Луапула и Лусака) в составе Церкви провинции Центр. Африки, окормляющей верующих в З., Малави, Зимбабве и Ботсване и являющейся членом Англиканского содружества . Общее количество верующих ок. 170 тыс. чел. в 400 приходах.

http://pravenc.ru/text/182545.html

http://forum.vgd.ru/44/5251/ Из клировой ведомости за 1917 год: «Церковь Св. Пророка Ильи в селе Ильинском, что в Утманове, построена в 1800 – 1818 годах тщанием прихожан. Зданием каменная, двухэтажная, при ней с западной стороны колокольня каменная же, в одной связи. В 1872 – 1875 гг. с целью расширения с северной и южной сторон в высоту обоих этажей пристроены приделы. Престолов в ней шесть: в верхнем этаже средний посвящен Св. Пророку Илье, южный во имя Св. Троицы, северный во имя Св. мучеников Флора и Лавра; в нижнем: средний во имя Св. Афанасия Алекс., южный – Божией Матери – всех скорбящих радость; северный – во имя Св. Ап. Андрея Первозванного. Утварью церковь достаточна. По штату жалованием положено за вычетом 2 процента на пенсию: (двум) священникам по 294 руб., диакону 147 руб. и (двум) псаломщикам по 98 руб. в год. Кружечных доходов за 1917 год получено 977 руб. 33 коп. Сборов натурою от прихожан в сем году поступило на сумму 741 руб. 37 коп. Земли при церкви состоит … всего 70 десятин 2390 квад. сажен. Вся земля нанесена на четыре плана, которые вместе с прочими документами хранятся в церковном казнохранилище. Примечание: в настоящее время планы на церковную землю отправлены в Никольский уездный земельный комитет, согласно требованию оного. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: казенные деревянные, построены на средства прихожан в разное время и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежавшие церкви: двенадцать каменных лавок и 12 деревянных, которые приносят дохода церкви до 200 руб. в год. Церковноприходская школа деревянная, крыта тесом, состоит из трех комнат, церковная сторожка, каменная, крыта железом. Приписных к сей церкви церквей нет, часовен две: одна в д. Горбуновской (д. Подгорбунье) деревянная во имя Св. Аристратича Михаила и Св. мучеников Флора и Лавра, построенная в 1905 году на средства жителей деревни, по указу В-Устюгского Духовного Правления от 18 июня 1904 г. за 1734. Вторая часовня построена в 1911 году в д.

http://sobory.ru/article/?object=12665

По окончании Крымской войны (1853-1856) с целью подготовки кадров и сохранения российского присутствия на море К. Н. содействовал возобновлению плавания российских кораблей в Средиземном м. (1856), затем - организации кругосветных экспедиций. Своей главной задачей К. Н. считал замену парусного флота броненосным и паровым. В целях духовно-нравственного воспитания моряков было начато строительство храмов в местах постоянного базирования русских кораблей за границей, а также устройство церквей на больших кораблях. Так, в 1858-1859 гг. был построен храм во имя свт. Николая и вмц. Александры в Ницце; рядом, в бухте Вильфранш, стояли рус. корабли. В 1852-1855 гг. по инициативе К. Н. был перестроен собор ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. Ключарем собора был прот. Константин Петрович Несвицкий, бывш. благочинный церквей Гдовского у. С.-Петербургской губ., где находилось имение вел. князя. В 1855 г. на дочери Несвицкого Елизавете Константиновне (1829-1909) женился свящ. св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) , ставший клириком Андреевского собора. По условиям Парижского трактата 1856 г. Россия не имела права иметь военный флот на Чёрном м. С целью сохранения кадров военного флота, создания условий развития внешней и внутренней торговли на юге России было создано Российское общество пароходства и торговли. Оно также занималось перевозкой рус. паломников на Св. землю. В нояб. 1856 г. К. Н. отправил на Восток чиновника Морского мин-ва Мансурова для написания популярного «Путеводителя ко св. местам». Вернувшись, Мансуров представил проект инфраструктуры рус. богомолья, к-рый и был взят за основу при создании гос. программы поддержки рус. паломничества на Св. земле. В 1858 г. для обсуждения этой программы под председательством К. Н. был создан Палестинский комитет. Путеводитель Мансурова был напечатан в 1858 г. в С.-Петербурге в типографии Морского мин-ва под названием «Православные поклонники в Палестине». В 1859 г. К. Н. совершил плавание с рус. военной эскадрой по Средиземному м. В апр.-мае того же года он вместе с женой и со старшим сыном Николаем, первым из членов Российского императорского дома, посетил Св. землю, где его сопровождал Иерусалимский патриарх Кирилл II . Августейшие паломники побывали в Вифлееме, храме Гроба Господня, Гефсиманском саду и на Елеонской горе. В память об этом визите тур. султан Абдул-Меджид I передал в дар России участок земли к северо-западу от Иерусалима. Тогда же Александр II выделил средства для начала строительства здания возобновленной в 1857 г. Русской Духовной миссии в Иерусалиме .

http://pravenc.ru/text/2057096.html

Благочестивые чувствования архимандрита Макария, выраженныя в этом прошении, бесспорно, высоки, святы, бескорыстны и всякого уважения достойны. Но осуществление их угрожало Валааму навсегда остаться жилищем мирских людей. Перенесите только честныя и многоцелебныя мощи св. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в Тихвинскую обитель, прославленную явлением в ней чудотворного образа Божьей Матери: тогда Валаамская обитель, по всей вероятности, осталась бы предметом истории и не восстановилась бы более... ибо с Валаама сдвигнуто было бы самое её основание. Но, по предстательству Валаамских чудотворцев, Господь не восхотел, чтобы место, на котором положено основание Православной веры св. Ап. Андреем, осталось в запустении, чтобы обитель, в основании которой почивали чудотворцы Сергий и Герман, навсегда исчезла с лица земли после многовекового своего существования. Валаамской обители предстояло в будущем важное назначение... Неизвестно, какое решение дано от святейшего патриарха на это прошение, переданное ему от Государей. Вероятно, отрицательное: иначе Св. мощи были бы перенесены в Тихвин. Потом архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх поверг императору Петру Первому, чрез его любимца князя Меншикова, доклад о восстановлении Валаамского монастыря на прежнем его основании. Можно думать, что и Государю не безызвестен был Валаамский остров, что, в частых поездках своих в Олонецкий край, он не раз посещал мимоездом Валаам и мог по опыту судить, какое удобство к иноческому пребыванию имеет этот пустынный, остров, мог лично видеть и почувствовать печальное и одинокое положение св. мощей преподобных Сергия и Германа, и отсюда, естественно, в его сердце могло возгораться желание снова водворить сонм подвижников на Валаам вокруг священной могилы святых Первоначальников. Вот последовал 1715 года указ Императора о восстановлении монастыря. Донося о такой воле Государя преосвященному Аарону, епископу Корельскому и Ладожскому, игумен Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх просил благословения Владыки: „на Ладожском озере, на Валаамском острове, строить вновь монастырь и в нем церковь Преображения Господня с приделами святых Апостол Иоанна Богослова и Андрея Первозванного».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010