После переезда на Унтер ден Линден церкви до революции было всего четыре настоятеля: Дормидонт Соколов (1834–1853), Василий Полисадов (1853–1858), Тарасий Серединский (1859–1886), переведенный из Неаполя, и энергичнейший Алексий Мальцев (1886–1914), который пользовался расположением самого Кайзера. В 1914 ему в помощь назначили второго священника, который прослужил всего месяц, ибо вскоре началась война. К концу XIX века все больше ощущалось, что посольская церковь «не отвечает по своей более чем скромной внешности ни достоинству Православия, ни величию русской идеи, ни даже желаниям и ожиданиям самих германских высоких особ». Идея построить отдельный православный храм в Берлине появилась рано; особенно она стала актуальной с 1890, когда новообразованное Свято-Владимирское братство поставило ее в свою программу. Однако только в 1895 для этой цели была выдана сборная книга. «Многие русские, — писал журналист в 1906, — высказывают готовность прийти на помощь в этом деле... Это задача грандиозная... Хорошо, если удастся выхлопотать землю в центре города, а покупать ее стоит непомерных затрат». Дело осложнялось тем, что в Берлине не имелось настоящей русской колонии. Как отмечал в начале ХХ века российский посол гр. Н. Д. Остен-Сакен, в городе «всего несколько сот душ настоящих русских семей, остальные большей частью евреи-эмигранты из России», да революционно настроенные студенты. Число прихожан в это время оценивалось в 300 человек, включая нерусских. Посольская церковь по воскресеньям была, однако, переполнена до крайности — «часть молящихся толпится в холодном церковном коридоре». За 15 лет Свято-Владимирское братство собрало 260 тыс. марок, которые хранились в банке, но на строительство требовалось еще столько же. В 1910 кнж. Мария Андреевна Мещерская завещала 10 тыс. руб., однако денег все равно не хватало, и Мальцев обратился за помощью к Николаю II, который приказал отпустить 54 тыс. марок из Капитула орденов. Настоятель также просил германское правительство безвозмездно предоставить участок для задуманного собора св. ап. Андрея Первозванного с приделами свт. Николая Чудотворца и св. мц. цар. Александры. Однако вскоре началась Первая мировая война, российское посольство закрылось, настоятель уехал в Петербург и вскоре умер.

http://sobory.ru/article/?object=24490

При входе в церковь с правой стороны была устроена часовня свт. Николая Чудотворца в ознаменование восшествия на престол имп. св. Николая II Александровича . Справа от храма возвели 3-этажный корпус для паломников с большим приемным залом. В корпусе слева располагались 28 келий для монастырской братии. Во дворе подворья построили флигели для трудников. В храме подворья находились святыни, привезенные прп. Гавриилом Афонским, в т. ч. частица мощей (левая стопа) ап. Андрея Первозванного и чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», на раме которой справа и слева помещены частицы ризы Спасителя и хитона Пресв. Богородицы (в наст. время эти святыни хранятся в соборе одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ; см.: Чудотворные и местночтимые иконы. 2004. С. 178-179). Также в О. И. м. хранились аналойный образ «Млекопитательница» (с дарственной надписью на обратной стороне от прп. Гавриила Афонского: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля афонского Илиинского скита Архимандрита Гавриила. 10 ноября 1894 г.») и крестовидная частица древа Креста Господня. Мощи самого архим. Гавриила, похороненного 2 нояб. 1901 г. в храме одесского подворья были обретены 22 июля 1994 г. С кон. 1914 г., подворье опустело, т. к. паломничества на Афон и Св. землю прекратились в связи с военными действиями. В мае 1922 г. власти произвели изъятие церковных ценностей из обители. В этот период Илиинское подворье уже не имело статуса приписного к афонскому Илиинскому скиту из-за установленного в режимных пограничных регионах СССР запрета на любые связи с зарубежными религ. центрами. В акте от 22 мая 1922 г. упомянуты наместник О. И. м. иером. Иона (Дядычко) и староста Григорий Касьянин (ГА Одесской обл. Ф. Р-599. Оп. 1. Д. 699. Л. 25). Летом того же года было упразднено близлежащее Андреевское подворье с храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (ныне восстановлено в статусе приходской общины), последним наместником которого упомянут иером. Питирим (Ладыгин; 1866-1957; см. схиеп. Петр ). Клирики Андреевского подворья перешли служить в др. храмы города, в т. ч. в ц. вмч. Пантелеимона (1895) одесского во имя великомученика Пантелеимона мужского монастыря , но при этом нек-рые иноки продолжали проживать в реквизированных кельях как частные лица, фактически составляя тайную монашескую общину. В 1925 г. община была упразднена властями, иером. Питирим переехал в Уфу, служил при еп. Андрее (Ухтомском). В 1923 г. афонские подворья Одессы были закрыты, насельникам приказали покинуть город. По нек-рым сведениям, в храме Илиинского подворья, обращенном в приходской, действовала община обновленцев, др. помещения переоборудованы под бараки и казармы. К 1932 г. храм был закрыт.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

С 50-х гг. XX в. в К. ведутся регулярные археологические раскопки; большая часть античных и визант. построек на территории совр. города остается нераскопанной. Среди открытых в ходе археологических изысканий древнерим. и визант. построек (часть в Археологическом парке, основанном в 70-х гг. XX в.) - руины стен и башен (т. н. Башня мясников, VI в.), терм (II-VI вв.); 3-уровневый комплекс торговых зданий (IV в.; открыт в 1959), украшенных напольными мозаиками (принадлежит к крупнейшим мозаичным ансамблям на Балканском п-ове; площадь более 850 кв. м); остатки акведуков; некрополи (в т. ч. с раннехрист. погребальными стелами). Сохранились руины 4 христ. церквей IV-V вв., в 3 сохранились крипты с фрагментами росписей (напр., под церковью во дворе школы 2 - квадратная крипта с росписями в виде архитектурных мотивов). Большая базилика (V в.?) является одной из крупнейших раннехрист. церквей в Добрудже (54×23 м). Ее внутреннее пространство разделено на 3 нефа мраморными колоннами; полы покрыты остатками керамических мозаик. Под вост. пространством сохранилась большая крипта (10 ´ 10 м) с 2 крестообразными опорами и выступающим к востоку квадратным пространством. Неподалеку от нее обнаружен склад античных статуй и рельефов (II-III вв.). Главный действующий храм К.- собор апостолов Петра и Павла (1883-1885; построен по планам архит. Й. Минку, освящен в 1895), построенный в неовизантийском стиле, с граненым центральным барабаном и зап. фасадом, увенчанным 2 главами (реставрировался в 1946-1951 и 1957-1959). Иконостас и канделябры выполнены по рис. Минку; расписан в 1959-1965 гг. В 2001 г. при соборе учрежден мон-рь ап. Андрея Первозванного. Рядом с собором расположен Архиепископский дворец (заложен в 1925). В духе традиц. румын. зодчества построены 3 главные церкви с нартексами и открытыми притворами: болг. ц. свт. Николая Чудотворца (1898; росписи худож. И. Батрынула), в честь Успения Пресв. Богородицы (1900-1911; росписи 1914, худож. Г. Маринеску), вмч. Георгия Победоносца с вост. частью в виде триконха (1914-1925, росписи 1930-1931). В XIX-XX вв. были возведены правосл. греч. ц. в честь Преображения Господня (1865-1867), ц. равноапостольных Константина и Елены (1934-1937; архит. И. Берекет; росписи худож. Н. Арборе), католической ц. Антония Падуанского (1935-1937; архит Р. де Симон), арм. ц. св. Марии при арм. школе (1948, перестроена в 1990-1991 и 1998-2002), деревянная ц. св. Мины (1995-1997; архит. Н. Гога), а также мечети Хюнкар (1867-1868), Махмудие (Махмуда II; 1910-1912).

http://pravenc.ru/text/2057128.html

Сер. XVI в. Свт. Григорий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Юность Г. В. совпала с непродолжительным временем восстановления в Италии римско-визант. культурных традиций, в промежутке между отвоеванием Византией этой территории у готов и очередным нашествием варваров - лангобардов . Это позволило Г. В., с детства предназначенного к политической карьере, получить основательное образование, особенно в области права. Поступив на гос. службу, он ок. 573 г. стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество. Он основал 6 мон-рей в наследственных поместьях на Сицилии ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 5) и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Целийского холма близ ц. мучеников Иоанна и Павла, в мон-рь во имя св. ап. Андрея Первозванного ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 6). Распродав оставшееся имущество, Г. В. раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском мон-ре простым монахом в посте, молитве, изучении Свящ. Писания и святоотеческих творений. Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном мон-ря (Ibid. I 9). Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Г. В., остававшегося слабым всю последующую жизнь ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Beda. Hist. Angl. II 1). Вскоре Г. В. был призван к церковному и общественному служению: в 577/8 г. против его воли он был рукоположен, вероятно, папой Бенедиктом I ( Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 64-65) во диакона-регионария, а примерно через год преемником Бенедикта I папой Пелагием II был послан в качестве папского представителя, апокрисиария , в К-поль ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 25, 26) ко двору визант. имп. Тиверия I с целью заручиться военной поддержкой императора в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. В К-поле Г. В. приобрел большой опыт в гос. и церковно-адм. делах, продолжая вести, насколько было возможно, вместе с приехавшими с ним неск.

http://pravenc.ru/text/166740.html

29 сентября в Москву приехал государь Николай I. Он посетил Иверскую часовню у Воскресенских ворот, где долго молился на коленях перед иконой Богородицы, затем отправился в Чудов монастырь и поклонился святым мощам святителя Алексея митрополита Московского. В тот же день Николай I прибыл на молебен в Успенский собор, где митрополит Филарет встретил его словами: «Благословен грядый на спасение града сего». Государя сильно волновал вопрос о мерах предостороженности, кои должны приниматься. Неслучайно он первым делом спросил Филарета о всенародных молебнах и получил твердое уверение святителя о том, когда речь идет о церковной соборности, одухотворенной истинной верой, меры предостороженности излишни. Приезд императора Николая I в. Москву в самый разгар эпидемии вызвал у ее жителей небывалое воодушевление. Он лично руководил устройством больниц, отдавал распоряжения о снабжении Москвы жизненными потребностями, о денежных вспомоществованиях неимущим, об учреждении приютов для детей умерших родителей, посещал холерные палаты в госпиталях. Холера унесла много жизней и оставила много сирот. Мужественная позиция митрополита Московского Филарета сыграла большую роль в укреплении духа москвичей. 19 апреля 1831 года, после того, как холера оставила Москву «За ревностное и многодеятельное служение с Архипастырьском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричеслен к ордену Св. Ап. Андрея Первозванного». Сегодня весь мир, наш страна, ее столица Москва переживает эпидемию коронавируса. Это нелегкое испытание для государства, Русской православной церкви и всех нас. «Святитель отец наш Филарет моли Бога о нас!» Ананьина Г.В., Председатель Правления Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/opp/2020/04/09/gde_us...

http://sovross.ru/articles/505/8242 10. Ответ на 5, Бармалей: " Наши православные предки " и лжедимкиного сына, 5-летнего пацана, в петлю засунули. И это богатырям никакой чести не делает. А вовсе наоборот. (Я не к тому, будто телу Отрепьева надо было почести оказывать, нет. Просто - пример " деяний предков " неудачный вышел). 9. Горбачёв-Гарбер должен быть казнён на Лобном месте, но... Ушли от Народного Трибунала и его подельники, государственные преступники, например, Яковлев, Шеварднадзе, Бакатин и др. 8. Оценка деятельности Горбачева как руководителя СССР и, по сути руководителя РСФСР, со стороны нынешнего руководства России выразилась в награждении его высочайшим орденом России---Императорским Орденом Св. Ап. Андрея Первозванного. И создание ему иммунитета неприкосновенности от какой бы то ни было преследовательности. Ему была назначена громаднейшая пенсия и все причитающиеся привиллегии и льготы : охрана, дачи, клиники, и всему тому подобное--как это было в партийно-хозяйственной номенклатуре СССР ( когда килограмм апельсин для жителей ЦЭКовских подмосковных дач стоил 1 рубль или бесплатно ???!!!) Так что, путинское руководство России с большим пиитетным уважением и почтением относилось к тому руководителю, при котором, со слов Путина, произошла чудовищная геополитическая катастрофа (личная трагедия для самого Путина) --- --развал СССР ! 7. Иудушка-Горби Стрелков хорошо написал об " усопшем " . 6. все там будем. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Михаила. Господи, да будет по Воле Твоей! 5. Хигштейну [quomeAлekcahдp Хинштейн заявил, что он не может разделить пафоса людей, злословящих у ещё неостывшего тела: «Это не по-человечески и не по-божески: как бы не относиться к покойному». ] Наши православные предки с предателем Лжедмитрием (Гришкой Отрепьевым) поступили следующим образом: На второй день тело Дмитрия положили на один из прилавков. На грудь ему бросили карнавальную маску, в рот воткнули дудку. . .труп сожгли, пепел смешали с порохом, зарядили в пушку и выстрелили в сторону польской границы, откуда Лжедмитрий прибыл в Россию.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/31/on...

В неофиц. отделе печатались поучения и проповеди местного духовенства (в т. ч. протоиереев Василия Розалиева и Василия Стрепетова, архим. Тихона (Троицкого-Донебина; впосл. архиепископ), священников Максима Прозоровского, Феодора Хорошунова и др.; в 1880 г. отдельным приложением были напечатаны «Катехизические поучения на Символ веры» свящ. Емельяна Окиншевича), статьи и заметки по миссионерству, законоучительству, истории епархии и христианства на Кавказе, краеведению, практические заметки по богослужебным и каноническим вопросам, некрологи и объявления. Также здесь приводились сведения о деятельности миссионерского братства во имя ап. Андрея Первозванного, в т. ч. ежегодные отчеты или обширные выписки из отчетов, протоколы совета и списки членов братства, назидательные материалы из др. журналов, в т. ч. иностранных (напр., «Правдивый взгляд протестантского журнала на странное совмещение в Англии христианства с туркофильством» - 1878. 9. С. 331-333). Из рукописей первого Кавказского еп. Иеремии (Соловьёва) , хранившихся в б-ке ДС, были опубликованы «Исторические сведения о св. храмах г. Ставрополя» (1873. 8. С. 265-269), «Некоторые опыты утешительного для сердец христианских расположения татар и калмыков к священнослужителям веры христианской» (1874. 12. С. 397-401; 13. С. 424-428), «Автобиография» (1885. 1. С. 16-29), «Пребывание армянского католикоса Нерсеса в Ставрополе в 1845 г.» (1885. 18. С. 720-725), мелкие заметки и письма (1873. 1. С. 23-26; 6. С. 193-194 и др.). Большинство публикаций миссионерской тематики посвящено русским мистическим и рационалистическим сектам: «Мат-лы для изучения секты шалопутов» (1873. 23. С. 752-764; 24. С. 794-800; 1874. 1. С. 42-47; 2. С. 62-70; 4. С. 122-127; 5. С. 158-168; 6. С. 197-200; 8. С. 259-264; 9. С. 287-289; 1875. 3. С. 95-100; 5. С. 168-175; 16. С. 523-526; 1877. 18. С. 624-629), «О мерах противодействия распространению шалопутской секты» (1874. 22. С. 722-730; 23. С. 766-774; 1875. 2. С. 68-73), «Учение и обряды хлыстов, или иначе шалопутов, по показаниям, данным на суде» (1881.

http://pravenc.ru/text/1319756.html

Возможно, еще к древнейшему (до XIII в.) периоду относится перевод слова B. на Сошествие Св. Духа (нач.: «Наста убо нам на успешна церкви душевная позорища...»), помещенный в дополнении к серб. списку Паренесиса прп. Ефрема Сирина нач. XIV в. (Хиландар. 384. Л. 400 об.- 402) и в рус. Торжественнике триодном 1477-1479 гг. (РГБ, Собр. МДА фунд. 48). Во 2-й пол. XIV в., вероятнее всего, в К-поле болг. книжниками были переведены в составе т. н. Студийской коллекции ( Юфу. С. 299-344) минейные гомилии с именем B. ( Hannik. S. 99, 152, 222) на Воздвижение Креста Господня (нач.: «Всяко убо иже от горшаго на лучьшее преложение...»; в греч. традиции известна также с именем свт. Иоанна Златоуста), на ап. Андрея Первозванного (нач.: «Зря светлое сие и аггелское небеснаго отьца...»; в греч. традиции встречается также с именами святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста) и прор. Елисея (нач.: «[Еже] От пророк словом Христа проповедаше...») и триодные 50-го цикла на Вознесение (нач.: «Чьстно сътекшихся съеловие, светла празднующих лица...»), «о святом воображении веры» в субботу Пятидесятницы (нач.: «Мал убо вам церковнаго православия есть кивот...») и в Пятидесятницу «на еретики о Божественней Троице» (нач.: «Многа некако есть брашномь пъстрота..» - см.: Мошин. С. 93-95, 75). С XV в. похвальные слова B. на Воздвижение Креста и прор. Елисею получают распространение в рус. рукописной традиции (Hannick. S. 99, 222), 1-е из них включено в состав Великих Миней Четьих митр. Макария (ВМЧ. Сентябрь. Дни 14-24. СПб., 1869. Стб. 713-718). Похвала прор. Елисею ок. 1401-1402 гг. использована Григорием Цамблаком при создании похвального слова прор. Даниилу и трем отрокам. Лит.: Юфу З. За десеттомната колекция Студион (из архива на румънския изследвач Й. Юфу)//Проучвания по случай II Конгрес по балканистика. София, 1970 (=Studia balcanica 2). С. 299-344; Мошин В. рукописи у Nobujechoм Mysejy Хрватске. Копитарева збирка словенских рукописа и Цojcob одломак у Београд, 1971. С. 93-95, 75; Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen Literatur. W., 1981. S. 99, 152, 222.

http://pravenc.ru/text/150679.html

Все складывалось как нельзя лучше. В 9 утра мы приземлились в Салониках, машина с водителем нас уже ждала. Дождливая погода, которая неделю стояла в Греции заканчивалась, и прогноз на ближайшие выходные был благоприятным. Через час с небольшим мы уже были в визовом центре и получили специальное разрешение, в своем роде паломническую визу — особый документ паломника, дозволяющий посещение Святой горы Афон. До кораблика, который отходил в 12 часов было еще время и мы легко позавтракали в небольшом кафе у причала. Я позвонил о. Серафиму и предупредил его, что мы выезжаем, он в ответ сказал, что будет ждать нас в Дафни (небольшой порт Святой Горы).   Встреча была по-деловому короткой, но радостной, мы закинули вещи в большой внедорожник, который не только позволяет оперативно перемещаться по Святой Горе, но и подвозить необходимые для строительства скита стройматериалы. С собой мы также привезли несколько больших богослужебных просфор, которые мы забрали в специальной лавке-пекарне в Уранополисе. Отметим, что Литургию о. Серафим совершает на одной большой просфоре похожей на каравай, только с необходимыми клеймами сверху. Поскольку скит о. Серафима находится на противоположной стороне горы, мы, пересекая перевал, заехали по дороге в столицу Афонских монастырей — Карею, там же находится бывший русский Андреевский скит, основной святыней которого является ковчег с честной главой св. ап. Андрея Первозванного.   Афонский Иверский монастырь   Заходя на территорию этого огромного монастыря, сразу ощутили себя как бы в России — все до боли родное: архитектура, стиль, росписи стен, убранство, иконы. Со стен на тебя смотрит наш родной пантеон святых: Александр Невский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский — все иконы большого размера и в богатых искусных окладах. По просьбе о. Серафима (он владеет греческим и древнегреческими языками) нам открыли ковчег и мы приложились к святыне. Отметим, что, в целом, монастырь находится в удовлетворительном состоянии, особенно внутреннее убранство, и очень жаль, что сейчас он занят греками.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2000

День памяти Льва Гумилева. 15 июня, в 15-летнюю годовщину смерти великого ученого, к могиле Гумилева на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры пришли его коллеги, ученики и друзья. Чин заупокойного поминовения совершил настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского университета, протоиерей Кирилл Копейкин. Он напомнил, что в перестроечное время Лев Гумилев вошел в «двадцатку» университетской церкви и много потрудился для ее возрождения. За панихидой были помянуты имена соратника и жены Гумилева Наталии Викторовны, которая покоится рядом с ним, а также ушедших из жизни друзей и учеников - академика Александра Панченко, убиенного ученого Константина Иванова, убиенного писателя Дмитрия Балашова. В Петербурге побывали мощи апостола и евангелиста Луки. С 17 по 22 июня святыня находилась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Приложиться к ней смогли более 100 тысяч петербуржцев, а также множество паломников со всего Северо-Запада. Честная глава апостола была привезена в Россию с горы Афон по инициативе Фонда Святого Андрея Первозванного. Паломников оказалось так много, что насельникам Александро-Невской лавры пришлось организовать подход к святыне сразу с двух сторон. Помимо митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, мощам апостола поклонились специально приехавшие в Лавру правящие архиереи соседних епархий: архиепископ Псковский Евсевий и епископ Петрозаводский Мануил. Очередной выпуск в Санкт-Петербургских Духовных школах. Всего Духовные школы в текущем учебном году окончил 101 человек, из них 49 - в священном сане. Торжества по случаю выпуска, который в этом году промыслительно совпал с днем памяти святых, в земле Санкт-Петербургской и Ладожской просиявших, начались 16 июня Всенощным бдением в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. В воскресенье, 17 июня, ректор СПбДАиС архиепископ Константин совершил Божественную литургию в сослужении преподавателей Духовных школ и выпускников в священном сане. За богослужением в алтаре молился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, по завершении Литургии он возглавил молебен по случаю окончания учебы. В связи с выпуском владыка наградил протоиерея Иоанна Белевцева, настоятеля Кресто-Воздвиженского храма в селе Ополье, преподавателя Духовной академии, патриаршей грамотой и орденом прп. Серафима Саровского второй степени, и протоиерея Владимира Мустафина, клирика Вознесенского (Софийского) собора Царского Села, преподавателя философии в СПбДАиС - орденом прп. Серафима Саровского.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010