Затем строителем И. п. с. стал мон. Афанасий (Хаджи Афанасий), в миру служивший секретарем в рус. посольстве в К-поле. При нем 28 (по др. сведениям, 22) июня 1798 г. было заключено соглашение с проэстосами (соборными старцами) Пантократора, выгодное для братии скита. Мон-рь Пантократор отнесся к мон. Афанасию с полным доверием, как к «мужу добродетельному и практичному во внешнем управлении», «второму ктитору скита», о чем говорилось в новой омологии, выданной 22 июля 1798 г. взамен утерянной первоначальной, подписанной прп. Паисием (Величковским). По новой омологии о. Афанасию предоставлялись большие права, разрешалось «возобновить скит и церковь», перестроить ветхие и построить новые келии, «в каком месте ему понравится», предварительно испросив благословение мон-ря. Кроме того, обитель выделила скиту участок земли с лесом размером 200 (по нек-рым сведениям, 300) дес. В 1806 г., при мон. Афанасии, завершилось строительство однокупольного крестообразного в плане храма во имя св. Илии пророка (длина 28 аршин (20 м), ширина 19 аршин (13,5 м), были приобретены главнейшие святыни скита: частицы Древа Креста Господня и левой стопы ап. Андрея Первозванного, ранее находившиеся в греч. Успенском мон-ре (Веретада). Многочисленные насельники уже не помещались в 16 келиях, построенных прп. Паисием. Братия стала селиться по двое-трое вне скита, в местах, отведенных мон-рем Пантократор. В И. п. с. оставались только начальники, священно- и церковнослужители и монахи, исполнявшие важнейшие послушания. Жившие вне И. п. с. иноки по воскресным и праздничным дням приходили в скитский храм на соборное правило, обедали в общей трапезе, затем расходились по келиям. Средства для жизни скитяне получали из доходов от рыбной ловли на Дунае и от пожертвований Черноморского войска. Об этом свидетельствовала мраморная плита над церковными вратами с надписью: «Сей мраморный помост и порта устроены старанием схимонаха отца Иоанна Чернышова, подаянием же Российских ктиторов и благодетелей войска Черноморскаго, разных господ и честных казаков 1819 г. мая 21 дня» (История Ильинского скита//АВП РИ. Ф. 180: Посольство в К-поле. Оп. 517/2. 1871. Д. 2269. Л. 125-128). После мон. Афанасия скитом управлял иеросхим. Спиридон, затем иером. Герасим (1816-1817) и иеросхим. Парфений.

http://pravenc.ru/text/389269.html

По инициативе Чигиринского еп. Серафима (Аретинского), впоследствии архиеп. Воронежского, с 1861 г. в Феофании шло обустройство скита Свято-Михайловского Златоверхого монастыря: до 1871 г. – трудами прп. Вонифатия (Виноградского), затем – схиигумена Иринарха (Дорогавцева). Прп. Вонифатий, в миру Дамиан (1785†1871, память – 9 января н.ст.), родился в с. Михайловка Александрийского уезда Херсонской губернии. С юных лет он стремился к монашеству, но, из послушания матери, 20-ти лет вступил в брак (при этом убедил супругу жить как брат с сестрой); в годы военной службы – участвовал в отражении Наполеоновского нашествия (1812); после выхода в отставку – занимался ведением домашнего хозяйства; затем, по согласию жены, раздал половину имущества бедным и удалился в Киев – для вступления на монашескую стезю; первое время в Киеве – вместе с юродивым Иоанном Босым (Расторгуевым, †1849) опекал странников, для которых снимал помещения под храмом св. ап. Андрея Первозванного на Андреевском спуске; в 1851 г. был принят на послушание в Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, в 1854 – пострижен в монашество, в 1856 – рукоположен в иеродиакона, в 1860 – в иеромонаха, в 1868 – возведен в сан игумена; в 1861 г. его посетили земляки с просьбой построить у них монастырь, но когда о. Вонифатий пришел за благословением к еп. Серафиму, тот отвечал: «Иди в хутор Феофанию, основывай там скит». При о. Вонифатии, который во всем являл братии пример истинного подвижника, в скиту было введено ежедневное богослужение и неусыпное чтение Псалтири, построены каменный храм Всех Святых (1867) и дополнительные кельи, гостиница и странноприимница (в которой ежегодно зимовали до 50 чел.). 23 декабря 2010 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прп. Вонифатия (его могила у алтаря храма Всех Святых не сохранилась вследствие перестройки здания в советское время). Помощник и преемник о. Вонифатия схииеромонах Иринарх (впоследствии схиигумен, †1905) поддерживал заведенный предшественником порядок в обители, обновлял ветхие и возводил новые постройки, в т.ч. храм Владимирской иконы Божией Матери (1900, не сохранился), провел водопровод (см.: Объекты: Достопримечательности).

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимоновс...

После смерти Н. В. Шепелевой (1761-1854) ее владения переходят князьям Голицыным, а в 1900 году все владения по завещанию Голицыной А. В. переходят монастырю «Всех скорбящих Радость», основанному ею же в 1890 году. (Сейчас перед «Станкином» на ул. Новослободской стоит обезглавленный храм Всемилостивого Спаса, единственный уцелевший от монастыря). Тихвинский храм искони был окружен особой людской заботой: его расширяли, подновляли, благоустраивали. В 1896 году подновляются украшенные живописью стены в главном приделе храма, в 1900 году возобновляется иконостас в этом же приделе ... и уже в это время предполагается увеличить храм, так как растет численность прихожан. Местность «Сущево» интенсивно застраивается. Наряду с постоянными жителями в местности проживает много артелей подрядчиков, которые в праздничные дни посещают храм, В связи с этим в начале 1901 года «Причт, староста и прихожане просят дозволить им расширить означенную церковь и перенести алтари на новые места «так как в праздничные дни храм крайне переполнен». Разрешение было получено из Московской Духовной Консистории. А уже в октябре 1902 года работы по расширению храма были завершены, о чем изложено в «Акте от 15 окт. 1902 г.» Классного Художника Дмитрия Виноградова. Церковь была капитально перестроена по проекту С. Яковлева на средства церкви, прихожан и доброхотных дателей, о чем в своем «Донесении» сообщал Благочинному местный священник С. Соловьев. Храм был значительно увеличен. Престол во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был освящен 25 октября 1902 года, накануне памяти праздника, совершаемой 24 октября. Престол во имя Св. Ап. Андрея Первозванногоосвящен 29 ноября 1902 года, накануне празднования его памяти, которая отмечается 30 ноября. Освящение было совершено благочинным протоиереем Николаем Федоровичем Вознесенским. В 1905 году внутри храма на средства прихожан Никиты Николаевича Королькова и Михаила Ивановича Никифорова устраиваются еще два придела; во имя Святителя Феодосия Черниговского и во имя Преподобного Серафима Саровского. Престолы были освящены благочинным протоиереем Н. Ф. Вознесенским 19 июля 1905 года — «в этот день православная Россия праздновала редкое духовное торжество — прославление Преподобного Серафима Саровского подвижника» спустя 70 лет после его кончины. (В этот день совершилось открытие многоцелебных мощей Преподобного о. Серафима и сопричтение его к лику святых). Для двух устроенных вновь приделов живописцем Кулаковым были написаны иконы Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского, а мастером Стажаровой были выполнены серебряные ризы на эти иконы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

Преподобный Евфимий Новый Фессалоникийский в восемнадцать лет принял ангельский образ. Он терпел бесчестие и поругание и, смиряя себя, изгнал из души своей уныние, обуздал свое чрево и язык и принуждал себя к псалмопению, непрестанной молитве, слезам, посту и созерцанию. На Афоне прп. Евфимий терпел жажду, голод и холод и, испытывая себя, сорок дней питался только одной травой. Позднее в течение трех лет он нес великий подвиг, заключившись в пещеру. Там он питался желудями и каштанами и при этом совершал непрестанную молитву, коленопреклонения, спал на земле, побеждая бесовскую брань. Потом он взошел на столп близ Солуни и там врачевал многих от болезней и учил добродетелям. Затем при. Евфимий удалился на необитаемый остров для уединения. Непрестанно беседуя с Богом, он очистил свой ум и сердце и сподобился от Бога благодати. По откровению Божию прп. Евфимий восстановил храм св. ап. Андрея Первозванного и в 863 году воздвиг чудный монастырь, куда собралось множество иноков. Прп. Евфимий, как добрый пастырь, имея дары пророчества и прозорливости, вел всех к добродетели. Святитель Василий, архиепископ Солунский, был учеником и постриженником прп. Евфимия Фессалоникийского. Он долго подвизался в подвигах поста и молитвы на Святом Афоне. Затем был поставлен во епископа и прославился как исповедник Христовой веры. Преподобный Афанасий еще младенцем лишился своих родителей, и монахиня заботилась о его воспитании. Он рано возлюбил строгий пост, молитву и ушел на Афон, где принял ангельский чин и пребывал в безмолвии и посте. Прп. Афанасий вкушал пищу через два, а в Четыредесятницу даже через пять дней. Недалеко от Карей пребывал преподобный в безмолвии и занимался перепиской книг и каллиграфией добывал себе пропитание. Потом жил на мысу в подвигах труда и молитвы. А в 961 году начал созидать монастырь, храмы, келлии, трапезу, больницу и водопровод, мельницы, огород, виноградники. Во время службы в храме было великое благочестие. Прп. Афанасию явилась Сама Хозяйка Святой Горы – Богородица и приказала ему жезлом ударить в камень. Блеснула молния от удара, и из трещины побежал ключ целебной воды и понесся до самого моря. Этот ключ струится и доныне, в двух часах ходьбы от лавры, и на том месте построена церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Характерны выдвинутые против А. С. обвинения в ереси и чтении отреченных писаний («глубинныя книгы почитаеть»). Несмотря на то что среди смоленского клира у А. С. были свои сторонники (напр., свящ. Лазарь, буд. еп. Смоленский), запрещение было снято и продолжавшиеся 5 лет гонения на А. С. прекращены только после того, как по молитве преподобного в городе прекратилось «бездождье велико». В дальнейшем Ефрем подчеркивает «любовь», установившуюся между А. С. и еп. Игнатием, к-рый поручил преподобному игуменство в собственной ктиторее - Ризоположенском мон-ре, отличавшемся благодаря усилиям А. С. не только богатством убранства, но и строгостью при приеме иноков. В отличие от времени гонений годы игуменства А. С. представлены в житии бегло. Год преставления А. С. неизвестен, сообщается только, что он «подвизася лет 50». По одним сведениям, в кон. XIX в. мощи А. С. находились под спудом в Введенской ц. Авраамиева мон-ря (В. В. Зверинский , архиеп. Сергий (Спасский)). По др. сведениям, после захвата Смоленска поляками в 1611 г. мощи А. С. были сокрыты и местонахождение их неизвестно (Н. А. Мурзакевич ). Житие А. С., написанное, вероятно, в первые годы монголо-татар. нашествия, и наличие созданной примерно тогда же службы свидетельствуют о местном почитании преподобного, память праздновалась в день успения святого - 21 авг. Общерус. празднование А. С. установлено Собором 1549 г. Служба преподобному полиелейная; общецерковное празднование, предписываемое совр. Типиконом,- славословие. В текстах иконописных подлинников облик А. С. сравнивается со свт. Василием Великим или ап. Андреем Первозванным : «Подобием стар, сед исчерна, главою плешив, брада аки Василия Великаго, покороче мало и не раздвоилась, ризы преподобническия», XVIII в. (Филимонов. С. 425-426); «стар, сед, власы толсты, аки Андрея Первозванного, брада шире Власиевы, а не раздвоилась» (БАН. Строг. собр. 66. Л. 138. 21 авг., кон. XVIII в.). А. С. изображен, напр., на поле московской иконы св. Иоанна Предтечи с житием (1-й пол.

http://pravenc.ru/text/62958.html

Храм назывался то церковью Рождества Христова (по престолу верхнего этажа, освященному в 1735 году), то «Никольскою на оружейной слободе», по имени церкви нижнего этажа. В 1734 году внизу были устроены приделы во имя св. ап. Андрея Первозванного и преп. Тихона Калужского. Огромный по масштабам того времени храм Николы Зарецкого построен в 1730-1734 годах сыном тульского кузнеца Никиты Демидова Акинфием, как родовой храм и усыпальница. Пользуясь связями в Петербурге ему не трудно было заказать проект церкви столичному зодчему, имя которого до нас не дошло. Необычный для православия прямоугольный объем церкви позволяет думать об архитекторе-иностранце, придавшему храму скорее дворцовый, чем церковный облик. В здании размещались – одна над другой – две церкви: в первом этаже отапливаемая, во втором – холодная. При ремонте 1873 года над возвышающейся предалтарной частью был сооружен не дошедший до нас барочный граненый купол. Несколько суховатое оформление фасадов ограничивается рустовкой стен первого этажа и скучноватыми тянутыми рамками в междуоконных простенках. Одновременно с церковью была возведена величественная колокольня. Единственным отклонением от древнерусской схемы является замена традиционного венчающего шатра ступенчатого убывающими восьмеричками. Здание церкви построено в стиле петербургского барокко 30-х годов XVIII века, колокольня Ярославо-Суздальской архитектуры XVII-XVIII столетий.  ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (НИКОЛО-РЖАВСКАЯ) Приход возник в XVII в. Первоначальный деревянный храм построен во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. Его заменила церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая. В связи с обветшанием здания в 1681 г. у Тульского Предтеченского монастыря куплена церковь во имя Иоанна Предтечи и устроена на месте старой. С 1749 г. до 1770 г. рядом строилась каменная - в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. В 1831 г. устроен второй придел во имя Иоанна Предтечи. Закрыта не ранее 1930 г.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Церковные иконостасы были изготовлены из дуба в древнерусском стиле по рисункам Н.Н. Никонова, образа написали афонские монахи. Главной святыней в храме была упомянутая чудотворная икона «В скорбех и печалех утешение», перед которой 19 ноября, когда в России от нее свершилось первое чудо, служился торжественный молебен. В праздник св. ап. Андрея Первозванного литургия сопровождалась пением на афонский манер. С Афона были привезены частицы мощей Двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня (помещенные в специальный мощевик), и оттуда же к Вербному воскресенью доставлялись освященные лавровые ветки, раздаваемые молящимся. Благовещенский храм быстро стал центром распространения в российской столице святогорского благочестия и богослужебных традиций. Афонский устав, которого строго придерживались долго жившие на Святой Горе монахи подворья, привлекал в храм множество благочестивых богомольцев. Первым начальником подворья в 1889–1890 (а затем с перерывами в 1891–1898 гг.) и фактическим строителем его был известный церковный деятель архимандрит Давид (в миру Дмитрий Иванович Мухранов). Он родился в крестьянской семье с. Жданово Ждановской волости Курмышевского уезда Симбирской губернии, принял монашеский постриг в зрелые годы, после военной службы. В период заведования подворьем Свято-Андреевского скита о. Давид устроил в Санкт-Петербурге несколько благотворительных учреждений, в 1898 г. он вернулся на Афон. Во время изгнания при имяславской смуте в январе 1913 г. игумена Иеронима архим. Давид был избран братией Свято-Андреевского скита на его место, но после насильственного удаления в июле 1913 г. из скита 185 имяславцев игумен Иероним был возвращен на свое место, а о. Давид, принеся покаяние перед Вселенским Патриархом, был вынужден навсегда покинуть Святую Гору. После начала Первой Мировой войны он жил в Москве, возглавляя там местных сторонников имяславия. В начале 1920-х гг. архимандрит сослужил Патриарху Московскому и всея России Тихону, был хорошо знаком со священномучеником о. Павлом Флоренским; являлся духовным отцом некоторых видных представителей интеллигенции: декана Московского университета и президента математического общества Д.Ф. Егорова, знаменитого философа А.Ф. Лосева и его жены В.М. Лосевой. В конце 1927 г. архим. Давид присоединился к течению иосифлян, боровшихся против компромиссного курса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) по отношению к советской власти. Скончался о. Давид 5 июня 1931 г. в Московской области 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Южнее Успенского храма находится монастырское кладбище. Здесь погребены многие подвижники обители и одесские архиереи (гробы некоторых владык перенесены в 1987 г. со Слободского кладбища, где они оказались в 1930-х гг. в связи с разрушением Спасо-Преображенского кафедрального собора). 24 декабря 1964 г. на монастырском кладбище был погребен прп. Кукша. Когда старец почил, гражданские власти, не желая допустить стечения людей на похоронах, настаивали на перевозе гроба на Херсонщину – родину о. Кукши. Наместник обители ответил: «У монаха родина – монастырь!» Тогда власти отвели инокам на похороны 2 часа. Пришлось подчиниться. Старец почил в 2 часа ночи, а в 14 часов дня на могиле о. Кукши уже стоял крест. Прп. Кукша, имея дар прозорливости, провидел это и говорил: «Хоронить-то как будут: быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают». А однажды, придя на кладбище и указав на одно из мест, молвил: «Вот здесь будут копать мне могилу, но лежать я здесь не буду, на этом месте зарыт гроб, а мне сделают рядом подкоп». Эти слова сбылись. Молясь на могиле старца и беря с нее горсти земли, духовные чада о. Кукши и другие верующие обретали в душе облегчение от скорбей, исцелялись от телесных недугов. 29 сентября 1994 г. мощи прп. Кукши были обретены и почивают в одном из храмов монастыря. В 2006 г. на кладбище сооружена деревянная часовня свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К знаменитым постройкам обители принадлежит возведенная во 2-й пол. 1940-х гг. летняя Патриаршая резиденция, где в 1967 г. освящен Крестовый храм прпп. Сергия и Никона Радонежских. Отдельный комплекс сооружений – Одесская Духовная Семинария. В 1967 г. здесь создан Церковно-археологический кабинет (собрание церковной старины), в 1980 г. освящен храм св. ап. Андрея Первозванного. В 2009 г. начато сооружение новой гостиницы для паломников. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Икона Пресвятой Богородицы " Живоносный Источник " - пятница Светлой седмицы

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Однако крестился я много позже, когда мне лет тридцать исполнилось. К тому времени я был уже успешным предпринимателем - имел тренажёрный зал и кафе недалеко от Смоленского кладбища и часовни св.Ксении Блаженной. Со св.Ксенией у меня была своя история. Как-то после службы во Владимирском соборе я увидел, что из алтаря вышла бабушка. Подошла к солее и говорит: «Молодой человек, дайте мне, пожалуйста, руку». Я подал, она спустилась, спрашивает: «Хотите, я вас благословлю, как ваша святая мать?» Я удивился: «Какая ещё святая мать? Да и не может женщина благословлять, если она не мама, не крёстная, не игумения». Пока я раздумывал, она меня благословила, размашисто перекрестив. И я почувствовал, что меня просто окутала волна благодати, и поцеловал бабушку в щёчку. Её глаза чудесного серо-голубого цвета просияли, и она пошла... Это я рассказываю долго, а произошло всё за мгновения. Когда я пришёл в себя, то решил спросить, кто она такая. Обошёл весь храм - а её нет как нет. Спустя время мне подарили икону блж.Ксении, и я сразу узнал ту бабушку. Была ли то встреча со св.Ксенией? Дерзаю надеяться, что так. Но на что она меня благословила? Быть может, стать священнослужителем? Мне на ум приходит одно соображение по поводу совпадений и даров Божиих. Господь дал мне певческий талант. Помню, я пел в детском хоре на сцене огромного театра в городе Поти в Колхиде, где я родился. Потом оказалось, что театр тот был до революции собором ап.Андрея Первозванного. И пел я, стоя на том месте, где раньше была солея. То есть Господь предопределил мне петь в храме - сейчас я пою на службах в качестве диакона. Воистину в нашей жизни нет ничего случайного - всё промыслительно. И храм в честь ап.Андрея Первозванного меня сподобил Господь устроить. Дело было так. Приехав как-то в гости к родителям в посёлок Качу под Севастополем (там до войны было знаменитое на весь СССР Качинское военное авиационное училище), решил я сделать доброе дело - взять в аренду кинотеатр «Комсомолец», отремонтировать и превратить в культурно-досуговый центр.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В длительный период рим. правления положение Н. оставалось стабильным. Город получал большие доходы как важный перевалочный пункт в сухопутной торговле с сев.-зап. регионом М. Азии, по-прежнему боролся с Никомидией и Прусой за первенство. Каждый из городов претендовал на роль провинциальной столицы Вифинии. Уже во II-I вв. до Р. Х. Н. была отстроена по гипподамовой регулярной системе. Город занимал территорию почти квадратной формы с длинной стороной ок. 700 м и был разделен на квадратные кварталы, имел четверо ворот, направленных во все стороны света. На перекрестке 2 главных улиц стояли городской гимнасий и монумент, игравший роль композиционного центра города ( Strabo. Geogr. XII 4). В нач. II в. наместник Вифинии Плиний Младший перестроил монумент, придав ему более внушительный вид. В 123 г. Н. сильно пострадала от землетрясения, вскоре после к-рого город посетил имп. Адриан и выделил средства на его перестройку. Возрожденная Н. занимала уже гораздо большую площадь пятиугольной формы; длина каждой из ее стен составляла 5 км. В 258-269 гг., в период возросшей угрозы от внешних вторжений готов и персов, Н. была обнесена стеной. В основном сохранилась до наших дней рим. планировка города, цела и его стена III в. Н. рим. эпохи была типичным греч. полисом, в котором было выстроено неск. храмов и проводились игры - Олимпийские, Истмийские и др. Уроженцами Н. были греч. астроном Гиппарх (II в. до Р. Х.), римский грекоязычный историк Дион Кассий Кокцеян (ок. 165 - ок. 229), математик Спор (III в. по Р. Х.). Достоверных сведений о христианах в Н. до нач. IV в. нет. В Византии с IX в. были распространены предания о проповеди в Н. св. ап. Андрея Первозванного, что нашло отражение в нек-рых вариантах Жития апостола. Согласно преданию, во времена гонения имп. Деция , ок. 250 г., в Н. пострадал мч. Трифон (пам. 1 февр.). В византийскую эпоху его мощи почитались как главная городская святыня. В Н. приняли мученическую кончину христиане, большинство из к-рых пострадали в период великого гонения Диоклетиана (303-313): мч.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010