Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Ратмиров Василий Михайлович; 29.12.1881 (1887?), Ставропольская губ.- после 1947/ок. 1970 ?), бывш. архиеп. Минский и Белорусский. Из семьи священника. В 1902 г. окончил Екатеринодарское ДУ, в 1908 г.- Ставропольскую ДС по 2-му разряду. (В автобиографии В. писал о том, что он окончил КДА со степенью канд. богословия, но в списках выпускников КДА В. не значится.) 17 авг. 1908 г. рукоположен во диакона к церкви в ст-це Стародеревянковской, 5 окт. следующего года рукоположен во священника к Михаило-Архангельскому собору г. Темрюка, но остался за штатом. 27 окт. 1910 г. определен на священническое место к церкви в с. Арзгир, 3 окт. 1914 г. переведен в Николаевскую ц. в г. Ейске. (По свидетельству В., в 1914 он был возведен в сан протоиерея, однако это маловероятно, т. к. 12 марта 1915 он был лишь награжден правом ношения скуфьи.) В 1920 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита. 4 нояб. 1921 г. состоялась хиротония В. во епископа Ейского, вик. Ставропольской епархии, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея России свт. Тихон . После ареста Патриарха в мае 1922 г. В. перешел в обновленчество . В марте 1927 г. был арестован, осужден, отбывал наказание в СЛОН, после освобождения в авг. 1932 г. направлен обновленческим синодом в г. Армавир с титулом «архиепископ Армавирский и Майкопский». В июне 1935 г. переведен на обновленческую Курскую кафедру с возведением в сан «митрополита». По воспоминаниям курского духовенства, «митрополит» вел себя вызывающе: «бритый, в штатском костюме, с папиросой в зубах, под ручку с женой» В. появлялся не только в городе, но и приходил на службу в собор. 21 июня 1938 г. он был назначен управляющим делами обновленческого синода, после ликвидации синода перешел на должность управляющего делами обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского) . Даже по меркам обновленческого духовенства В. отличался весьма странным поведением: «никогда не служил, не причащался». 30 авг. 1939 г. В. уволился на покой, затем отрекся от сана и перешел на работу бухгалтером в гражданское учреждение.

http://pravenc.ru/text/150737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (Николаевич Джордже; 20.04.1807, с. Язак, близ г. Нови-Сад - 20.02.1896, Сараево), митр. Дабро-Босанский в 1885-1896 гг. Из священнической семьи, основатели к-рой в сер. XVII в. переехали в Срем из г. Любине (Герцеговина). После нем. школы в Сремска-Митровице окончил гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. В 1829 г. изучал философию в ун-те Пешта. В 1830 г. митр. Стефан (Стратимирович) по просьбе местной правосл. общины направил Г. учителем в серб. школу в Дубровник. В 1833 г. последовательно был рукоположен во диакона и иерея. Тайно переписал часть кириллических документов, хранящихся в Дубровнике, перед их отправкой в Вену. Позже эти копии были изданы как собственные П. Карано-Твртковичем ( П. Српски споменицы или старе дипломе, повеле и choшehuja босански, српски, херцеговачки, далматински и дубровачки царева, банова, деспота, кнезова, bojboдa и властелина... Београд, 1840). В 1843 г. возведен в сан протопресвитера. С 1858 г. профессор богословия в Задарской семинарии и член Задарской консистории. По ходатайству митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича) 17 окт. 1882 г. с возведением в сан архимандрита переведен в Сараевскую консисторию и назначен временным ректором и преподавателем церковнослав. языка Сараевской семинарии. После отставки митр. Савва в прощальном Окружном послании от 16 сент. 1885 г. назначил Г. администратором Дабро-Босанской митрополии, 21 окт. он вступил в должность. Вскоре был хиротонисан во епископа и возведен на Сараевскую кафедру. В отличие от своего предшественника Г. старался не обострять отношений с австро-венг. властями требованиями смягчения их политики в отношении правосл. сербов (см. ст. Босния и Герцеговина ). В основном он занимался повышением уровня духовного образования. В это время правосл. молодежь епархии, как правило, училась в более доступных католич. школах, где учащихся склоняли к переходу в католичество или унию. Для противостояния этому Г. на личные средства открывал школы при мон-рях, учредил неск. фондов для финансирования серб. школ.

http://pravenc.ru/text/164275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИР [клирики; от греч. κλρος - жребий, удел], обобщающее наименование священнослужителей и церковнослужителей правосл. Церкви. Священнослужители, т. е. епископы , пресвитеры (то же, что иерей , священник ) и диаконы , поставляются на служение через таинство Священства (хиротонию), совершаемое епископами, при этом пресвитеров и диаконов рукополагает один епископ, а епископов - епископский собор, включающий в обычной ситуации не менее 3, а в экстремальных обстоятельствах - 2 епископов. Церковнослужители, или иначе низшие клирики, поставляются епископом, в мон-ре также настоятелем в священническом сане. Поставление именуется хиротесией и не является таинством. В отличие от священнослужительских степеней, которые имеют апостольское происхождение и не могут быть отменены или умножены, степени церковнослужительские появились в ходе церковной истории и число их менялось. Древняя Церковь знала следующие степени церковнослужителей: иподиакон , певчий , чтец , аколуф , экзорцист (см. ст. Экзорцизм ), остиарий . В наст. время в правосл. Церкви сохранились лишь степени иподиакона и чтеца. На степень певчего в нек-рых Поместных Православных Церквах, в т. ч. и в Русской, совершались поставления еще в XIX в., в то время как посвящение на остальные степени ушло из церковной жизни в эпоху раннего средневековья. Помимо степеней низших клириков в древней Церкви существовали должности фоссоров, эксцепторов, герменевтов, замещавшиеся мирянами, но при этом их также причисляли к К. в расширительном толковании слова (об этих служениях см. в ст. Духовенство ). В частности, фоссоры названы клириками в рескрипте имп. Констанция II от 357 г., которым они освобождались от налогов. В допетровский и синодальный периоды истории РПЦ существовали причетники, т. е. лица, причтенные к К., но не клирики в собственном смысле. В обычной речи и даже в гос. законодательных актах по отношению к причетникам употреблялось слово «клирик». В допетровской Руси к причетникам относили лиц, исполнявших должности пономарей, дьяков, подьяков, дьячков. Подобно тому как в Зап. Европе низшие клирики нередко становились канцеляристами в органах гос. управления, в России дьяки и подьячие широко использовались на гос. службе. В XVI-XVII вв. чин дьяка носили высокопоставленные чиновники, соответствующие приблизительно особам 3-4-го классов по Табели о рангах позднейшей эпохи, а чин подьячих - рядовые чиновники. В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей. После законодательного акта 1869 г., внесшего существенные изменения в сословный статус духовенства, в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в К., даже если не имели церковного посвящения.

http://pravenc.ru/text/1841437.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА Никифорович Петриченко (1869, с. Рыбушка Саратовского у. и губ. (ныне Саратовского р-на и обл.) - 16.11.1937, Саратов), сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьян, 10-й ребенок в семье. До революции занимался земледелием, духовного образования не получил. Прислуживал в местной ц. в честь Рождества Христова и самостоятельно изучил богослужебный устав. Был женат, имел 8 детей. В 1925 г. овдовел, после чего передал свое хозяйство детям и подал прошение о принятии священного сана. Позже на допросе показал: «Образование на священника получил по самообразованию и долголетней службы в церкви». Рукоположен во иерея в 1925 г. и назначен к храму во имя архистратига Божия Михаила в с. Сосновка Вольского у. Саратовской губ. (ныне Балтайского р-на Саратовской обл.). Хиротонию совершил предположительно Балашовский еп. Андрей (Комаров ; впосл. архиепископ). После рукоположения К. был лишен избирательных прав. В 1928 г. указом Саратовского митр. Серафима (Александрова) переведен к Христорождественскому храму в с. Рыбушка. В 1930 г. при попытке закрыть сельскую церковь сумел вместе с прихожанами отстоять храм, однако позже власти эти события интерпретировали как «кулацкое восстание», организацию которого и вменили К. в вину. Храм был закрыт в 1935 г., после чего К. стал совершать богослужения у себя на дому, забрав из храма богослужебные книги. Он продолжил совершать требы, в т. ч. крестил новорожденных, за что дважды был оштрафован сельсоветом. 31 окт. 1937 г. арестован Широко-Карамышским РО НКВД по обвинению в «антисоветских разговорах под видом богослужения в своей квартире». При обыске был изъят комплект священнического облачения и 4 богослужебные книги из закрытого храма. На допросе К. виновным в антисоветской агитации себя не признал. 14 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Саратовской обл. приговорен к расстрелу. Через 2 дня приговор был приведен в исполнение. Место погребения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2458783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Миокович; 23.08.1770, Йозефово (ныне в черте г. Нови-Кнежевац, Сербия) - 14.12.1823, Плашки близ г. Карловац (ныне в Хорватии)), еп. Горно-Карловацкий. Монашество принял в монастыре Раковац 1 июля 1785 г., 14 июля был рукоположен во диакона и направлен служащим в консисторию Горно-Карловацкой епархии в Плашки. В 1798 г. рукоположен во иерея и поставлен архимандритом монастыря Раковац. В 1801 г. был администратором епархии после отъезда в Вену еп. Стефана (Авакумовича) и до прибытия еп. Петра (Йовановича Видака) . Архимандритом Бездина во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря поставлен 1 июня 1803 г. В янв. 1807 г. избран епископом Горно-Карловацким. Хиротония состоялась 16 июня в г. Сремски-Карловци, восшествие на кафедру - 1 сент. в Плашки. Положение епархии, главой которой стал М., было весьма тяжелым. Австр. власти стремились ограничить влияние священства на народ и с этой целью ввели дополнительные сборы с приграничного населения. Было запрещено проведение больших празднеств, а священникам запрещено на них присутствовать. После поражения Габсбургской монархии, согласно Шёнбруннскому мирному соглашению 1809 г., земли, на которых располагалась епархия, отошли к Франции. Горно-Карловацкая епархия фактически вышла из-под юрисдикции Карловацкой митрополии , но М. остался ее главой. Епископ и священство епархии были вынуждены принести клятву верности франц. имп. Наполеону I. Франц. власти определили М. годовое жалованье в 3 тыс. дукатов и потребовали описать приходы и предложить меры, которые необходимо принять, чтобы улучшить положение священства и школ. М. предложил разделить приходы на 2 класса (более и менее тысячи верующих), в больших приходах поставить по 2 капеллана, в маленьких - по одному. Благодаря осуществлению этого плана (священнический сан в пограничной области защищал от мобилизации) численность священства возросла, нек-рые приходы были разделены. Впосл., после возвращения австр. власти и закрытия мн. новых приходов, часть священников осталась без приходов. В 1810 г. была открыта Богословская школа в Плашки, в к-рой помимо стандартных предметов изучали франц. язык. Этот язык выучил и сам М. Хотя считалось, что при франц. власти православное и католическое духовенство находилось в равном положении, часть серб. фондов и церковных ризниц была конфискована для нужд франц. армии.

http://pravenc.ru/text/2563996.html

Митрополит Джанкойский и Раздольненский Алипий (Козолий) 27 января 2022 г. 14:20 Митрополит Джанкойский и Раздольненский Алипий (Козолий) 27.10.1971–16.11.2021 16 ноября 2021 года на 51-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу митрополит Джанкойский и Раздольненский Алипий. PDF-bepcuя. Митрополит Джанкойский и Раздольненский Алипий (в миру Анатолий Васильевич Козолий) родился 27 октября 1971 года в с. Калиновке Васильковского района Киевской области в семье рабочих. После службы в рядах Советской армии будущий архипастырь в 1991 году поступил в Одесскую духовную семинарию.  В 1993 году Анатолий был пострижен в монашество с именем Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского, и рукоположен в этом же году сначала во иеродиакона, а позднее во иеромонаха. Пребывая в священническом сане, он нес послушание настоятеля храма святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, в поселке Гаспра. В 1997 году иеромонах Алипий награжден наперсным крестом. В 2006 году возведен в сан игумена. В 2007 году награжден крестом с украшениями. В 2008-м за заслуги перед Церковью получил грамоту Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины. В 2009 году возведен в сан архимандрита. С 2007 года архимандрит Алипий нес послушание преподавателя нравственного богословия в Таврической духовной семинарии. Среди студентов семинарии пользовался неизменным авторитетом. В 2010 году хиротонисан во епископа Джанкойского и Раздольненского. В 2016 году решением Синода Украинской Православной Церкви был удостоен сана архиепископа, а спустя три года возведен в сан митрополита.Митрополит Алипий много сделал для становления и развития молодой епархии, которая в 2019 году отпраздновала десятилетие со дня своего образования. Особое внимание владыка уделял строительству и благоукрашению храмов Божиих по всему Северному Крыму. Его попечением также значительно выросло число воскресных школ на приходах, было окончено строительство и завершена роспись Покровского кафедрального собора в Джанкое, на территории соборного комплекса выстроено новое здание, в котором разместились епархиальное управление, воскресная школа, просфорня. 

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Митрополит Иерофей (Влахос) выступит на заседании семинара Богословского факультета 17 сентября, 2009. Редакция " Правмира " 18 сентября в Свято-Тихоновском университете состоится заседание Научно-методологического семинара Богословского факультета «Богословие в системе научного знания: традиции — современность — перспективы». 18 сентября в Свято-Тихоновском университете состоится заседание Научно-методологического семинара Богословского факультета «Богословие в системе научного знания: традиции — современность — перспективы». С докладом выступит член Св. Синода Элладской Православной Церкви, известный богослов митрополит Иерофей (Влахос). Тема доклад — «Персонализм и личность». Преосвященный Иерофей (Влахос) родился в 1945 г. в Иоаннине в Греции. Он окончил богословский факультет Фессалоникийского университета. В 1971 г. принял священнический сан и служил в церкви Архиерейского дома в Афинах. Был известен как хороший проповедник и наставник молодежи. В 1995 г. был хиротонисан в сан митрополита Нафрактоса и святого Власия (новостильной Элладской Церкви). Владыка Иерофей много лет занимается изучением патристического наследия, в особенности писаний святого Григория Паламы и других святых отцов-исихастов, авторов «Добротолюбия». Немало времени владыка проводит в монастырях Святой Афонской Горы. В греческом православном мире митрополит Иерофей почитается как один из современных подвижников благочестия. Книги преосвященного Иерофея переведены на многие языки мира, в том числе на английский, французский, испанский и арабский. Семинар состоится 18 сентября (пятница) в 18:30 в конференц-зале Свято-Тихоновсого университета по адресу: ул. Новокузнецкая, д. 23Б Источник: Пресс-служба Свято-Тихоновского университета Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/mitropolit-ierofej-vla...

Митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей (Ващук) 20 декабря 2021 г. 19:00 Митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей (Ващук) 01.03.1953–15.09.2021 15 сентября на 69-м году жизни после продолжительной и тяжелой болезни скончался Высокопреосвященнейший Варфоломей, митрополит Ровенский и Острожский, более четверти века возглавлявший Ровенскую епархию Украинской Православной Церкви. PDF-bepcuя. Митрополит Варфоломей (в миру Ващук Виктор Владимирович) родился 1 марта 1953 года в с. Городно Любомльского района Волынской области в крестьянской семье. От родителей он перенял глубокую веру в Бога и получил христианское воспитание. После службы в рядах Советской армии в течение двух лет работал в вагонном депо г. Ковеля. В 1979 году окончил Одесскую духовную семинарию. В том же году был принят на 1-й курс Московской духовной академии, которую окончил в 1983 году с ученой степенью кандидата богословия. В том же году началось его священническое служение с рукоположения 16 октября в сан диакона, а 18 октября в сан священника. Первый опыт приходского служения будущий архиерей получил на приходе Спасо-Преображенского храма поселка Старая Выжевка на Волыни, куда он был назначен настоятелем. В марте 1989 года священник Виктор Ващук стал секретарем Волынского епархиального управления и клириком Свято-Троицкого кафед-рального собора г. Луцка. В апреле 1989 года отца Виктора возвели в сан протоиерея, и в сентябре того же года он получил послушание настоятеля луцкого Свято-Троицкого кафедрального собора.  Двадцать второго декабря того же года он принимает монашеский постриг с именем Варфоломей в честь святого апостола Варфоломея. Восемнадцатого января 1990 года возведен в сан архимандрита. Вскоре Господь призвал его к архиерейскому служению. Двадцать четвертого февраля 1990 года он был хиротонисан во епископа Волынского и Ровенского.  В апреле того же года произошло разделение Волынско-Ровенской епархии на Волынскую и Ровенскую. Преосвященный Варфоломей остался руководить Волынской епархией с титулом епископа Волынского и Луцкого. Усилиями архипастыря были открыты на Волыни десятки новых храмов. Благодаря его ходатайству в октябре 1990 года состоялось открытие в Луцке духовного училища, которое через год получило статус семинарии. Владыка Варфоломей тогда же стал ее первым ректором.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Митрополит Ювеналий возглавил торжества в Ногинске по случаю дня памяти священномученика Константина Богородского 3 октября 2011 г. 18:54 В воскресенье, 2 октября 2011 года, в Ногинске (Московская обл.) прошли торжества, посвященные дню памяти священномученика Константина Богородского. Божественную литургию в Богоявленском соборе Ногинска возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . На богослужении присутствовали представители районной и городской администрации, среди молящихся были ученики православных гимназий имени священномученика Константина Богородского (г. Ногинск) и преподобного Андрея Рублева (г. Электросталь). За Литургией митрополит Ювеналий совершил священническую и диаконскую хиротонии. По заамвонной молитве состоялось поклонение Честному Кресту, а по отпусте — славление у мощей святого. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Когда мы слышим свидетельства о мученической кончине и страданиях отца Константина, то создается чувство, что сегодня мы пришли к нему в гости, и он нас здесь принимает уже не как священник этого храма, а как небесный покровитель Богородского края, этого города, где он служил, и этого святого храма. Да, мы с болью вспоминаем времена отступничества части православных в минувшие годы, но тем большая боль наша о тех тяжелых временах и тем больше радость о том, что милостью Божией, предстательством небесным отца Константина здесь един Пастырь и едина паства. С благодарностью склоняемся перед трудами отца Константина, который начал свою миссионерскую деятельность со своего родного села в Саратовской епархии, а потом продолжал блестящие миссионерские труды в течении 19 лет в Саратовской епархии. Они обратили внимание на этого выдающегося миссионера со стороны митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), который и призвал его в этот град для того, чтобы он просвещал Светом Христовым местное население, и за 23 года он много сделал. Поэтому неслучайно, что такие изуверства, человекоубийство и ненависть были обращены в отношении его со стороны богоборцев.

http://patriarchia.ru/db/text/1638011.ht...

На Украине девять человек вернулись из раскола в Русскую Православную Церковь 23 февраля, 2010. Редакция " Правмира " В Неделю Торжества Православия в Спасо-Преображенском соборе города Сумы девять человек, в том числе «священник» т.н. «Киевского патриархата» Глеб Власенко, принесли покаяние в грехе раскола и были приняты в общение с Православной Церковью В Неделю Торжества Православия в Спасо-Преображенском соборе города Сумы девять человек, в том числе «священник» т.н. «Киевского патриархата» Глеб Власенко, принесли покаяние в грехе раскола и были приняты в общение с Православной Церковью, сообщается на официальном сайте Сумской епархии . Чин присоединения к Православной Церкви совершил Преосвященнейший Евлогий, епископ Сумской и Архтырский. Перед этим он напомнил в своей проповеди, что «Киевский патриархат» — это самовольно отделившаяся от Церкви группировка, возглавляемая человеком, лишенным всех степеней священства. Владыка особо отметил, что священническая хиротония, полученная в этой организации, не может считаться действительной. После этого епископ Евлогий прочитал разрешительную молитву над вновь обретенными братьями и сестрами и сердечно поздравил их с воссоединением с Церковью Христовой. Не признанная ни одной Поместной Церковью раскольничья организация «Киевский патриархат» существует с 1992 года и возглавляется бывшим Киевским митрополитом Филаретом, лишенным сана, а впоследствии и отлученным от Церкви. На сегодняшний день на территории Украины существуют несколько расколов, из которых данный является наиболее серьезным. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/na-ukraine-devyat-chel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010