Скачать epub pdf Глава 1-я – как происходят избрания рукополагаемых епископов и о бывающем при них прекословии Правило 4-е I Собора говорит буквально следующее: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает митрополиту»: ибо он утверждает избрания, когда выбирает одного из избранных и рукополагает вместе с другими двумя или тремя епископами; а если в епархии митрополита нет такого числа епископов, в таком случае на избрания и хиротонию должно принимать (епископов) и из чужой епархии. То же определяет и 13-е правило Карфагенского Собора. «Аще же кто, – говорит, – поступит вопреки своему согласию, или подписанию, тот произносит суд на себя самого, лишая себя принадлежащей ему чести». А из правил явствует, что незаконно при избраниях присутствовать митрополиту вместе с подведомыми ему епископами, а одним только епископам. А 5-е правило Лаодикийского собора говорит, что при избрании имеющего принять хиротонию не должно присутствовать всякому желающему; ибо в среде избирающих иногда возбуждаются против некоторых обвинения, возбраняющие им, может быть, рукоположение, и если обвинения не останутся тайными для толпы народа, то обвиняемый будет покрыт стыдом и послужит для народа предметом посмеяния, и вместе с тем сие послужит поощрением к злу, ибо от недостаточно утвержденных в вере Божество хулится, как и прославляется чрез добродетельных. То же самое определяет и 19-е правило Антиохийского собора, говоря, что при избрании имеющего принять хиротонию прежде всего должно присутствовать митрополиту области – не для того, чтобы участвовать с епископами в избрании, а для того, чтобы дозволить, ибо без его дозволения невозможно быть избраниям; потом должны быть приглашены все епископы области чрез послания митрополита. Лучше, если соберутся все; а если сие не удобно, то непременно должна присутствовать большая часть их, а неприбывшие по уважительным причинам должны посредством грамот подтвердить сделанное, и таким образом должно совершаться поставление; если же не так будет произведено, то хиротония не действительна. А если избрание будет совершено канонически, как мы сказали, то, если бы некоторые из епископов, по любопрительности, может быть, стали бы противоречить, это не должно препятствовать избранию, но должно иметь силу решение большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Дорогой староста, а теперь ключи от храма отдайте мне! Авторемонт, шитье, земляные работы — как живет сельский пастырь 7 августа, 2017 Авторемонт, шитье, земляные работы — как живет сельский пастырь «Я вышел на амвон и сказал: «Люди, вы мне прямо скажите сейчас, наемник я у вас или пастырь?» А если пастырь, тогда, дорогой староста, отдайте ключи от храма…» За что болит сердце у сельского священника, «Правмиру», рассказывает настоятель небольшого прихода на Ровенщине протоиерей Василий Романюк. «Люди подняли крик, а я молчу» — Отец Василий, действительно ли служить в селе — мрачно и беспросветно, как об этом часто говорят и пишут? А священник  — бесправный человек, прозябающий в полной нищете… — Нет. Не могу так сказать. Бывает, священники как раз «качают права», некрасиво поступают. Есть и такое. Взять хотя бы случай, которому я был свидетелем. Я служу на своем приходе уже 15 лет. Назначили меня сюда, когда у общины с прежним настоятелем возник конфликт. Я молодой совсем, только-только семинарию окончил. Владыка благословил: рукополагайся. После хиротонии я 40 дней отслужил, затем меня вызвали и выдали на руки указ. Благословение владыки как не выполнить? И я поехал. Приезжаю, батюшка служит акафист после Литургии. Увидел меня, рассердился, стал громко возмущаться. Люди подняли крик. Я молчу. Рядом моя супруга беременная, мама моя. Мама расплакалась… По идее, он должен был мне дела передать, познакомить со всеми и перейти на следующее место служения. Это если по-человечески, и тем более, по-священнически, по-братски. Но прежний настоятель со скандалом вышел из храма, а когда уехал, то забрал с собой абсолютно всё. Деньги до копейки, масло лампадное, даже уголь кадильный и ладан — так, что и служить было не с чем. — И как вы вышли из ситуации? — Люди собрали какую-то сумму. Староста поехал, купил две пачки угля, две бутылки масла, небольшую пачку ладана — так, чтобы Литургию совершить… Помню, как раз поступал в духовную академию. Так прихожане мне на дорогу сбрасывались, потому что денег у нас тогда совсем не было. Вот такой жест доброй воли паствы к своему молодому священнику.

http://pravmir.ru/dorogoy-starosta-a-tep...

ЖМП 1 январь 2011 /  11 февраля 2011 г. Кризис пастырского служения Синдром профессионального «выгорания» (burnout) мало изучен в православной среде. Между тем духовенство попадает в «зону риска» развития этого синдрома. Редакция «Журнала Московской Патриархии» приглашает к обсуждению этой проблемы. Предлагаем Вашему вниманию первую публикацию. Боже безначальный и безконечный, всякаго здания старейший сый, нарицанием прсвитера почествовавый во степени сем удостоившыяся священнодействовати слово Твоея истины! Сам Владыко всех, и сего, егоже благоволил еси проручествоватися от мене, в непорочном жительстве и неклонной вере, благоволи подъяти великую сию благодать Святаго Твоего Духа, и совершенна покажи раба Твоего, во всех благоугождающа Тебе и достойно жительствующа даровавшияся ему от Твоея предзнательныя силы великия сея священническия чести. Из архиерейских молитв «Чина, бываемого на хиротонию пресвитера» Есть одна тема, крайне неприятная для церковного обсуждения, — расцерковление духовных лиц. К сожалению, а быть может, наоборот, к нашему счастью, мы не располагаем официальной статистикой о том, какое число священнослужителей за определенный период времени ушло из клира, а порой и из Церкви, по разным причинам. Попробуем соотнести достаточно проработанное в современной психологии понятие «выгорание» с кризисом пастырского служения. С одной стороны, мы будем опираться на опыт Западной Церкви в профилактике и терапии «пастырского выгорания», с другой — предпримем попытку рассмотрения феномена «выгорания» с точки зрения христианской аскетики. При всем многообразии определений «выгорания» — термина, введенного в 1974 году американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом — в этом феномене выделяют три основных компонента: эмоциональное, а нередко и сопутствующее физическое истощение, которое приводит к невозможности отдаваться работе в прежней мере; деперсонализация, то есть исполнение своих обязанностей без внутреннего участия или, напротив, с негативной эмоциональной реакцией, или «дегуманизация» общения; и последний, третий компонент — редукция личных достижений, или, другими словами, угнетающее осознание собственной профессиональной некомпетентности1. Как правило, «выгорание» как психосоматический синдром, состояние внутреннего слома чаще всего сопутствует представителям сферы обслуживания — менеджерам, врачам, учителям, которые в силу своих служебных обязанностей должны находиться в состоянии постоянной мобилизации душевных сил для доброжелательного и отзывчивого общения с клиентами.

http://e-vestnik.ru/church/01_krizis_pas...

Перемена благочестивого мышления православных о папстве, несмотря на упорство папистов в ересях В последние годы некоторые православные перестали использовать этот язык традиции, когда говорили о папстве, как будто бы последнее отреклось от своей антиевангельской направленности. Римо-католики, переходящие в Православие (в основном на Западе), принимаются в общение без Крещения (это каноническая акривия) или Миропомазания (каноническая икономия), а лишь через простое исповедание православной веры или через исповедь 48 . Католические священники, которые сегодня служат литургию в своих храмах, на другой день переходят в Православие, не приняв Миропомазания или священнической хиротонии, и служат как православные священники. Православными были сделаны и некоторые другие поступки, которые указывают на то, что эти православные люди стали смотреть на папство совсем не так, как смотрели на него православные в прежние времена. Их православное чувство не противится папству так, как оно противилось папской ереси прежде. Они не обладают той чувствительностью в вопросах веры, которой православные обладали раньше. Это новоявленное для Православия изменение позиции православных могло быть оправдано лишь тогда, когда были бы ясные доказательства того, что папство отреклось от своих антиевангельских и противоречащих Церковному Преданию притязаний и что оно действительно желает обрести свое Православие, которые было до разделения. Но оправдывает ли современный ход дел в католицизме такой оптимизм со стороны православных? Справедливости ради надо сказать, что со стороны определенных западных богословов, клириков и мирян заметен некоторый поиск подлинной церковной веры и жизни. Но эти единичные подвижки не могут повлиять на папский церковный организм в такой степени, чтобы можно было говорить о некоей рождающей надежды весне, которая могла бы дать православным повод к оптимизму. Напротив, как мы увидим ниже, существуют не только намеки, но и доказательства еще большего ужесточения римоцентричного папского тоталитаризма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Принимая таким образом паству сами собою, без воли епископа, бегствующие иереи поповцев действовали и действуют в противность 39-му правилу св. Апостол глаголющему: „Без воли епископа своего, презвитори или диакони да не творят ничтоже, тому бо суть поручени людие Господни“. Толкование: „Несть достойно презвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити или умалити епитимию, сиречь, запрещение, или ино что таковое творити, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь приимати в покаяние и вязати и разрешати; свене (кроме) того не могут ничтоже творити, яко епископу суть поручени Господни людие, и той хощет воздати слово о душах их“ (Кормчая лист 10). Священник, бежавший к раскольникам, ту паству, которая была дана ему в пасение православным епископом, оставил; от епископа своего, от православной церкви и её православия, в проклятии мнимых ересей, отрёкся: посему и данная ему от православного епископа власть приимать люди в покаяние и разрешать грехи, уже действительною быть не может; а в расколе, к которому он приходит, нет епископа, который дал бы ему ту власть. Итак, паству свою у раскольников-поповцев он приемлет „без воли епископа“, и по силе вышеприведённого тридесять девятого правила св. Апостол не имеет у них власти ни разрешать грехи, ни ино что священническое творити. Кроме сего, общество беглопоповцев, не имея епископа, окормляясь одними попами, притом незаконными, с лишением епископства лишилось благодати Св. Духа на совершение таинства хиротонии, на освящение св. мира и св. антиминсов. Для помазания крещаемых и приходящих к ним в согласие они долгое время употребляли частицу „древняго“ мира, разбавленную и постоянно разбавляемую деревянным маслом, также миро не законно сваренное их попами, даже простое деревянное масло. Антиминсы же для церкви они употребляли и употребляют прежде освящённые, старинные, похищая оные из православных церквей: посему и храмы их, или алтари, как освящённые без воли епископа, не суть храмы Божии, по церковным правилам 16 . И самые службы их, или собрания, хотя и с пресвитерами, но без повеления епископа совершаемые, также не законны и участвующие в оных, по правилам, подлежат проклятию 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Принимая таким образом паству сами собою, без воли епископа, бегствующие иереи поповцев действовали и действуют в противность 39-му правилу св. Апостол, глаголющему: «Без воли епископа своего, презвитери или диакони да не творят ничтоже, тому бо суть поручени людие Господни». Толкование: «Несть достойно презвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити или умалити епитимию, сиречь, запрещение, или ино что таковое творити, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь приимати в покаяние, и вязати и разрешити; свене (кроме) того не могут ничтоже творити, яко епископу суть поручени Господни людие, и той хощет воздати слово о душах их» (Кормчая лист 10). Священник, бежавший к раскольникам, ту паству, которая была дана ему в пасение православным епископом, оставил; от епископа своего, от православной церкви и ее православия, в проклятии мнимых ересей, отрекся: посему и данная ему от православного епископа власть принимать людей в покаяние и разрешать грехи, уже действительною быть не может; а в расколе, к которому он приходит, нет епископа, который дал бы ему ту власть. И так паству свою у раскольников-поповцев он приемлет «без воли епископа», и по силе вышеприведенного тридесять девятого правила св. Апостол не имеет у них власти ни разрешать грехи, ни ино что священническое творить. Кроме сего, общество беглопоповцев, не имея епископа, окормляясь одними попами, притом незаконными, с лишением епископства лишилось благодати Св. Духа на совершение таинства хиротонии, на освящение св. мира и св. антиминсов. Для помазания крещаемых и приходящих к ним в согласие они долгое время употребляли частицу «древнего» мира, разбавленную и постоянно разбавляемую деревянным маслом, также миро незаконно сваренное их попами, даже простое деревянное масло. Антиминсы же для церкви они употребляли и употребляют прежде освященные, старинные, похищая оные из православных церквей: посему и храмы их, или алтари, как освященные без воли епископа, не суть храмы Божии, по церковным правилам16. И самые службы их, или собрания, хотя и с пресвитерами, но без повеления епископа совершаемыя, также не законны и участвующие в оных, по правилам, подлежат проклятию 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Протоиерей Димитрий Дудко Протоиерей Димитрий Дудко родился в 1922 году в Брянской области в семье крестьянина. В 1937 году, когда ему было всего 15 лет, арестовали его отца — за отказ вступить в колхоз. В 1945 году Дмитрий поступил в Московскую Духовную Семинарию, в 1947 — в Духовную Академию. А через полгода его арестовали и осудили по " политической " 58-й статье (антисоветская агитация и пропаганда) на десять лет лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. Несмотря на амнистию, объявленную после смерти Сталина, его освободили только через восемь лет, в 1956 году. В 1960 закончил Академию. Затем состоялась его священническая хиротония. В 1973 году отцу Димитрию запрещают служить " за нарушение церковной дисциплины " : он " затеял беседы с народом " . Через некоторое время запрещение было снято. В 1980 году его опять арестовывают и обвиняют в антисоветской деятельности. Дело было прекращено через год и пять месяцев. Служил в храмах Москвы и Московской области. Деятельность отца Димитрия Дудко была очень многогранной: он был и священником-духовником, и организатором постоянных христианских чтений и собеседований, и проповедником, и писателем. Среди его работ наиболее известны: «О нашем уповании. Беседы», «Верю, Господи», «Вовремя и не вовремя», «Враг внутри», «Потерянная драхма», «Литургия на Русской Земле» и другие. Умер отец Димитрий 28 июня 2004 года. Умение видеть в самых простых явлениях жизни, и церковной, конечно, тоже, Промысл Божий; верить, что Христос всегда рядом с нами,— особый дар. Протоиерей Димитрий Дудко этим даром обладал. Он не только видел, как в Советском Союзе люди тянутся к вере, которая тщательно вытравлялась из их сознания, но и писал об этом. Книга его дневниковых заметок «На скрещеньи дорог Христос» посвящена чуду спасения человеческой души и жизни. На перекрестках русских дорог стояли кресты. Теперь не только кресты на дорогах, но и храмы, на которых были кресты, многие поломаны и разрушены, однако перекресток не перестает быть.

http://pravoslavie.ru/37562.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 251  голос:  4.3 из  5) Не укради Наша жизнь, как известно, полна сюрпризов и непредсказуемых проблем. Неожиданно возникающие форс-мажорные обстоятельства настолько коварны, что могут надолго выбить земного путника из колеи. Но бывает, что люди сами наживают себе проблемы. Причем, иногда это происходит как бы между делом. Вроде и намерения как такового не было, как-то само собой получилось. Но последствия таких «нечаянных» поступков совсем нешуточные. В одном поселке городского типа жил священник, а точнее, иеромонах. Он уже давно потерял жену и после этого решил принять постриг. Сподобившись пострижения в монашество в одном из монастырей, он, после хиротонии, был по благословению своего владыки приписан к храму этого поселка. Отец Никон (так его звали) уже несколько лет жил при храме и питался, как говорил апостол Павел, своими священническими трудами. Он был добросовестный священник и за свою отзывчивость был любим своей немногочисленной паствой. За многолетнее служение на благо Матушки Церкви, он приказом Святейшего Патриарха был награжден крестом с украшениями. Этот крест он берег и надевал его только по большим праздникам. Отец Никон не считал себя достойным этой награды, но его признали достойным и с этим ничего нельзя было сделать. На дворе стоял октябрь и с каждым днем становилось все холоднее, хотя снега все еще не было. В этот день отец Никон занимался дровами, желая натопить печь. Хотя он и был почтенного возраста, но порох, как он часто шутил, все еще был в пороховницах и обслужить сам себя он еще был в состоянии. Работая топором на дворе своего домика, он сначала читал 50 псалом, но потом отвлекся и задумался о чем-то своем. Налетел внезапный порыв холодного ветра и встрепенул полы его подрясника. На колокольне несколько раз звякнули колокола. Отец Никон выпрямился и поежился. Он поднял ворот своей зимней душегрейки и размахнувшись разрубил очередное полено. Кот Веник, который спал на терассе, поднял свою голову и вяло посмотрел на своего работающего хозяина.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ieromo...

Скачать epub pdf Глава 13. Пастырское настроение Настроение является краеугольным камнем пастырского служения. Им определяется то сокровенно личное, та индивидуальная тональность, которые придают действенность усилиям священника в духовном окормлении паствы. В этой области невозможна строгая постановка и решение проблем, ибо речь может идти лишь о направленности пастырского сердца, которое, согласно евангельскому пониманию, представляет собой средоточие духовных сил человека, и точкой приложения сил благодатных, ибо вера осознается человеком через внутреннее движение сердца. В трудах русских пасторологов XVIII–XIX веков, часто следовавших западным схоластическим образцам, к Священству предъявлялись требования в первую очередь нравственного порядка, которые, по верному замечанию архимандрита Антония (Храповицкого) , «не шли дальше обыкновенных требований, обязательных для всех христиан». Обычно указывалось, что пастырь должен быть молитвенен, духовен, несребролюбив, трезвен, кроток, милосерден. Однако все эти добродетели требуются и от мирян, а от пастырей, по-видимому, ожидается лишь большая степень совершенства в них. Согласно такой секуляризированной точке зрения разница между общехристианским и священническим совершенством только количественная, а не сущностная, и, следовательно, таинство Хиротонии не сообщает христианину никакого особого дара. Такое понимание пастырского настроения в корне противоречит православному святоотеческому Преданию. Заслуга архимандрита Антония состоит именно в том, что он поставил перед русскими пасторологами вопрос: «существует ли особый дар пастырства и, если существует, то в чем он состоит?» Безусловно, невозможно дать исчерпывающего ответа на этот вопрос; можно лишь, опираясь на Священное Писание, углубляясь в святоотеческое наследие, в Священное Предание Православной Церкви, применить к нашему времени богатейший духовный опыт православной Аскетики и Патристики. Пастырская аскеза Христианская жизнь часто понимается лишь как некоторое добропорядочное поведение, соответствующее точным, заранее на все случаи установленным правилам, повиноваться которым следует больше всего из страха Божиих наказаний, особенно жестоких за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf От редакции Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826–1890) – видный православный богослов, философ, академический деятель, проповедник. Литература о нем, особенно дореволюционная, достаточно обширна; мы можем отослать читателя, например, к «Русскому биографическому словарю», ограничившись здесь лишь самыми краткими сведениями. Происходил владыка из старинного священнического рода Могилевской губернии, рос в сельской местности. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1851), преподавал там. Ректор Рижской (1856–1858), Саратовской (1858–1864), Витебской (1865–1868) духовных семинарий, ректор и профессор Казанской духовной академии (1868–1871). Доктор бого­словия (1869). Хиротонисан во епископа с назначением викарием Донской епархии (1871). Епископ Уфимский и Мензелинский (1876). Епис­коп (с 1883), архиепископ (с 1886) Херсонский и Одесский. Автор многочисленных статей, книг, сборников поучений, посланий и бесед. Личностью он был во всех отношениях незаурядной. Как говорится в том же «Русском биографическом словаре», «наделенный богато от природы разнообразными талантами, развитыми путем многостороннего образования, человек живой, экспансивный и необычайно трудолюбивый, преосвященный Никанор оставил по себе память на всех поприщах своей деятельности». Содержание публикуемой ниже (в сокращении) беседы «О значении семинарского образования» далеко не исчерпывается заявленной в названии темой. Владыка полемизирует здесь с газетой «Гражданин» по весьма широкому кругу вопросов. Для нас в этой полемике важно то, что она возрождает и вновь делает доступными ныне во многом утраченные исторические контексты, вне которых нельзя адекватно представить общественную и духовную ситуацию в России XIX века. В последнее время раздался резкий отзыв стародавнего предубеждения против нашего духовного образования, носящего кличку у известной клики нашей интеллигенции непочетную, чуть не бранчливую, кличку вообще семинарского. Некоторые убеждены – да многие ли из светских и не убеждены? – и кричат, что оно чуть ли не более вредно для общества, чем полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010