Иона, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Василевский Иван Семенович) Родился 18 февраля 1763 года в городе Калуге в семье бедного причетника-иконописца. Первоначально учился в духовном училище при Лаврентиевом Рождественском монастыре близ Калуги, затем в Перервинской духовной семинарии, откуда, как лучший ученик, переведен в лаврскую духовную семинарию, переименованную в Московскую духовную академию. В 1790 году окончил курс духовной академии. 30 января 1792 года назначен священником к Калужской Воскресенской церкви. В 1803 году возведен в сан протоиерея. В 1807 году пострижен в монашество и в том же году возведен в сан архимандрита. С 1808 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря. В 1810 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 1811 года – инспектор и эконом Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря. 29 марта 1812 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. 22 апреля 1821 года возведен в сан архиепископа Астраханского и Кавказского. 1 октября 1821 года назначен экзархом Грузии, архиепископом Мцхетским. Тифлисским и Карталинским. Состоял членом Святейшего Синода. 22 августа 1828 года возведен в сан митрополита. 5 марта 1832 года уволен от управления Грузинской Церковью. Вызван в Святейший Синод для присутствия и оставался в Санкт-Петербурге до самой смерти. Жил в Александро-Невской лавре. Скончался 22 июня 1849 года на руках своего любимого друга, архиепископа Нафанаила (Савченко, † 1875). Погребен в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви. Детство святителя прошло в убогой нищете. Ему нередко приходилось даже просить милостыню для себя и своей беспомощной и бесприютной бабушки. Рано познав нужду, он привык чутко относиться к людским бедам и горестям и всегда старался оказать нуждавшимся всевозможную помощь. Так, в 1830 году во время холеры в Грузии он с лекарствами самоотверженно посещал больных и исполнял священнические требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Категория : Словакия Материал из Азбука паломники … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Словакия (словацк. Slovensko), официальное название — Словацкая Республика (словацк. Slovenská republika) — государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2001 года, составляет более 5,4 миллиона человек, территория — 48 845 км². Столица — Братислава . Содержание Крупнейшие города      [ править править код ] Православие в Словакии [ править править код ] Православие в Словакии имеет давнюю историю. Впервые христианство распространилось здесь благодаря святым Кириллу и Мефодию в IX веке. В XX веке была создана Мукачевско-Пряшевская епархия, находившуюся в юрисдикции Сербской церкви до 1940-х годов, когда вместе с Чешской, перешли к Русской православной церкви от которой в 1951 году получили автокефалию. Сейчас на территории Словакии служат три епископа, находится две епархии, 171 приход. История [ править править код ] Миссия святых Кирилла и Мефодия Начало христианству на территории Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века, когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Успеха проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравской государства. В 862 году святой Ростислав, князь Моравский (846—870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийского императора Михаила III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Фотия, патриарха Константинопольского для этого дела были избраны ученые братья Кирилл (Константин) и Мефодий. В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана славянская азбука, переведены на славянский язык Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Все это способствовало массовому крещения народа. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии, святые братья планировали отправить на посвящение в Константинополя. Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Слов...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Гедеванишвили Иоане) [груз. ] (1737, Мцхета - 4.08. 1821, Москва), митр. Руисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) (1775-1780), путешественник, писатель. Принадлежал к груз. княжескому роду Гедеванишвили, основателем к-рого, по преданию, был Гедеон, служивший вместе с братом Элиозом в войсках Римской империи и присутствовавший на Голгофе при Распятии Христа. Братья привезли в Грузию хитон Господень и отдали его на сохранение сестре, прав. Сидонии . Согласно источникам, Гедеванишвили жили в древней столице Грузии Мцхете, владели землями в Горовани, Сасхори и Корди (последнее село принадлежало родителям и близким родственникам И.) и занимали высокие должности при груз. царском дворе и при дворе католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского). Так, сардалами (военачальниками) были дед И., Гиорги (при дворе царя Картли Ираклия I (1688-1703)) (ПГП. 1970. Т. 3. 159, 162, 171, 177, 221, 222, 225), отец Габриел и дядя Заза (при дворе Вахтанга VI (джанишин Картли в 1703-1714, царь Картли в 1716-1724)) (Там же. 209, 214), братья Шиош, Гиорги и Иосеб (Там же. 319, 323, 331, 372, 453, 516); др. дядя - Паата (Парфений) - служил хранителем казны (моларетухуцеси) (Там же. 229, 243). Биографические сведения об И. содержатся в его соч. «Путешествие по Востоку», в письме католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) К-польскому патриарху Прокопию (1784-1789), в стихотворных произведениях поэта царевича Димитрия Багратиони, в некрологе И., написанном Багратом Багратиони, и в др. источниках. В РГАДА и ЦГИА СПб. хранятся материалы, относящиеся к последнему периоду жизни И. в России. Иоане вырос при дворе католикоса-патриарха Антония I, который с детства готовил его к священническому служению. В 1753 г. католикос-патриарх постриг 16-летнего юношу в монахи и рукоположил во диакона (Путешествие. 1852. С. 1). В 1756 г. И. в составе свиты Антония I выехал в Россию. 8 марта 1757 г. они прибыли в С.-Петербург. До 1763 г. И. жил в России, во Владимирской и в Иерапольской епархиях. После возвращения в Грузию Антоний I возвел И. в сан архимандрита и назначил на пост настоятеля мон-ря Джвари в Мцхете; в 1775 г. И. был хиротонисан во епископа, возведен в сан митрополита и поставлен на Руисскую кафедру. Сохранился рус. перевод указов католикоса-патриарха Антония I и царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) о назначении И. (ЦГИА СПб. Ф. 796. Оп. 73. Д. 403); в предисловии к «Путешествию...» издатель текста П. Иоселиани опубликовал на груз. языке текст Ираклия II, переданный ему неким Петром Кебадзе (Путешествие. 1852. С. 5-6).

http://pravenc.ru/text/578302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никита (Прибытков), еп. Белёвский. Фотография. 30-е гг. XX в. (Прибытков Николай Григорьевич; 6.12.1859 (по др. данным, 1857), с. Елбанское Бийского окр. Томской губ. (ныне Елбанка Усть-Пристанского р-на Алтайского края) - 3.01.1938, Тесницкий лес, Тульская обл.), сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых)), еп. Белёвский. Из семьи пономаря, впосл. священника. Окончил Барнаульское ДУ. С апр. 1880 г. служил псаломщиком в Казанской ц. в с. Валериановка Мариинского окр. Томской губ. В мае 1884 г. был рукоположен во диакона. В 1886 г. служил в Михаило-Архангельском храме с. Мартыновского Кузнецкого окр. Томской губ. В марте 1887 г. переведен диаконом к Одигитриевской ц. в Кузнецк, позднее служил псаломщиком в городском Преображенском соборе. 18 июля 1888 г. рукоположен во иерея и назначен священником к Христорождественской ц. с. Подгородного Кузнецкого окр. 1 сент. 1889 г. перемещен на священническую должность в Троицкую ц. с. Берёзовского того же окр. В 1893 г. назначен священником в с. Мартыновское, где ранее служил диаконом. 12 марта 1896 г. назначен настоятелем Никольской ц. в с. Жуланском Барнаульского окр. Томской губ. С 1896 г. состоял сотрудником попечительства о бедных духовного звания, был действительным членом Алтайского православного миссионерского об-ва (с 1899). Не ранее 1903 г. переведен в Кузнецк. В 1910 г. был назначен священником в бийский Тихвинский женский мон-рь. В 1912 г. овдовел. Был награжден набедренником (1898), скуфьей, камилавкой (1908), наперсным крестом (1913). В 1914 г. (по др. данным, в 1918) принял монашеский постриг с именем Никита. Продолжал служить священником в Тихвинском мон-ре. Не позднее 1920 г. был возведен в сан игумена, в 1921 г. Бийским и Алтайским архиеп. Иннокентием (Соколовым) - в сан архимандрита. Был одним из активных сподвижников архиеп. Иннокентия в борьбе с обновленчеством на Алтае. После ареста и высылки в 1923 г. Бийского архиерея возник вопрос о руководстве правосл. епархией на Алтае. Видимо, кандидатура Н. для избрания к архиерейскому служению получила одобрение архиеп. Иннокентия и представителей алтайских приходов. Н. прибыл в Москву, где 23 янв. 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон возглавил его хиротонию во епископа Кузнецкого. В конце того же года Н. был назначен епископом Рубцовским, управляющим Бийской и Алтайской епархией. В 1927 г. Н. удалось добиться от местных властей регистрации епархиального управления. С этого времени он стал именоваться епископом Бийским и Алтайским.

http://pravenc.ru/text/2565372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никифор (Ефимов), еп. Пятигорский. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в. (Ефимов Иван Фомич; 11.09.1888, дер. Косулина Челябинского у. Оренбургской губ.- 1.09.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора (ныне г. Медвежьегорск, Карелия)), еп. Пятигорский и Прикумский. Из крестьянской семьи. По окончании гимназии исполнял с 1906 г. различные адм. послушания в церковных учреждениях в Амурской обл. Был духовным чадом еп. сщмч. Евгения ( Зернова ; впосл. митрополит), назначенного в 1914 г. на Благовещенскую кафедру. В мае 1915 г. И. Ф. Ефимов занимал должность столоначальника Приамурской духовной консистории. С конца того же года исполнял обязанности личного секретаря еп. Евгения. После установления в Амурской обл. советской власти и начала гонений на Церковь решил избрать путь священнического служения. В апр. 1921 г. подал прошение о принятии духовного сана. Не позднее июля того же года принял монашеский постриг с именем Никифор. Вскоре после пострига был рукоположен во диакона. В 1922 г. рукоположен во иерея. Служил в домовой церкви Архиерейского дома в Благовещенске. Был возведен в сан игумена. В марте 1923 г. арестован, что, видимо, было связано с противостоянием еп. Евгения обновленцам. В марте 1924 г. выпущен из тюрьмы и выслан из Благовещенска в Вятскую губ. В марте 1925 г. переехал в Иркутск, где был возведен в сан архимандрита. В нач. 1926 г. призван заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием ( Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) к архиерейскому служению в качестве временного управляющего Благовещенской епархии, очевидно по рекомендации пребывавшего в Соловецком ИТЛ еп. Евгения. Первоначально Н. прибыл в Благовещенск в качестве архимандрита, возглавил борьбу против обновленцев в Приамурье, затем на короткое время приехал в Иркутск, где 21 марта был хиротонисан викарными епископами Иркутской епархии Нижнеудинским Евсевием ( Рождественским ; впосл.

http://pravenc.ru/text/2565492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 9(20).11.1717, г. Нежин, ныне Черниговской обл.- 2(13).02.1795, г. Могилёв), свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Могилёвский, богослов. Из западнорус. дворянского рода, род. в семье сотенного урядника. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел лат., польск., греч., древнеевр. и нем. языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). 11 авг. 1744 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг, к-рый совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) ; в 1747 г. рукоположен в священнический сан, в 1752 г.- в сан архимандрита. С 1745 г. Г.- преподаватель поэтики (теории стихосложения) в академии, с 1747 г. профессор философии и префект, с 1751 г. профессор богословия, настоятель киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря , член Киевской духовной консистории, с 1752 г.- ректор академии. В 1750 г. Г. составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский) , возглавлявший единственную правосл. епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового правосл. епископа предшествовали активные попытки католич. партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. Однако 20 авг. 1755 г. в Софии Св. соборе в Киеве состоялась хиротония Г. во епископа Могилёвского, к-рую совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) , Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Кор. Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение Г. декретом от 3 июня 1755 г. Возрождение церковной жизни епархии Г.

http://pravenc.ru/text/162176.html

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил торжества, посвященные 15-летию освящения храма в честь Рождества Христова в подмосковном Домодедове 3 апреля 2017 г. 15:24 2 апреля 2017 года, в Неделю 5-ю Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Христорождественском храме г. Домодедово. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Домодедовского церковного округа Московской областной епархии протоиерей Владислав Гусар, настоятель храма протоиерей Александр Васильев, регент хора духовенства Московской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» деревни Чурилково священник Сергий Голев и духовенство благочиния. За богослужением молились глава городского округа Домодедово А.В. Двойных и Л.П. Ковалевский, бывший глава городского округа, при котором началось строительство храма. За Литургией митрополит Ювеналий совершил две хиротонии: священническую диакона Олега Боброва и диаконскую чтеца Алексия Лунева. По окончании Литургии с приветственным словом к архипастырю обратился настоятель храма протоиерей Александр Васильев, поблагодаривший владыку за праздничную службу, приуроченную к 15-летию храма Рождества Христова. Митрополиту Ювеналию была преподнесена икона преподобной Марии Египетской. Затем архиерей обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом: «Дорогой Александр Владимирович, дорогой Леонид Павлович, дорогой отец Александр! Всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! С сердечной радостью я пребываю сегодня в этом святом храме в те дни, когда мы уже идем к завершению Великого поста. В конце этой недели в церковных стенах запоют о том, что мы совершили спасительную Четыредесятницу, и после этого будем воспоминать страдания Господа нашего Иисуса Христа, которые Он ради нас и ради нашего спасения принял на Себя. Сегодняшнее Евангельское чтение как раз повествует о том, что говорил Господь Своим ученикам, чтобы подготовить их заранее, какие нечеловеческие страдания Он примет ради нашего спасения.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

На годичном собрании духовенства Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся с докладом. На годичном собрании духовенства Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся с докладом. Братья-архипастыри, отцы благочинные, настоятели мужских монастырей и приходов, матушки настоятельницы женских обителей! Братья и сестры! Завершается 2010 год и мы сегодня собрались вместе, чтобы подвести итоги нашего епархиального служения и поговорить о дальнейшем развитии церковной деятельности. В Московской епархии, помимо ставропигиальных храмов и монастырей, насчитывается 1435 храмов, из которых: 574 полностью восстановлены, 306 – вновь построены, в стадии строительства находятся 170 храмов. За прошедший год в 27 храмах был совершен чин великого освящения. Приходам и монастырям Московской епархии принадлежит 264 часовни и 759 церковных домов. На 1130 приходах совершают свое служение 1380 клириков, из которых 1271 – в священническом сане и 109 – в диаконском. В отчетном году было совершено 56 священнических и 57 диаконских хиротоний. В этом году отошли ко Господу 6 священнослужителей, о которых мы, только что совершили заупокойную молитву. Почислены за штат с правом перехода в другую епархию 4 священнослужителя, принято в клир Московской епархии – 7, запрещено в священнослужении 16 клириков, почислено за штат по болезни – 7, извержен из сана один священнослужитель. Прежде, чем переходить к обзору внутрицерковной деятельности, считаю необходимым сказать о том, что с беспокойством и болью привлекает наше внимание. Выражая позицию Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался в отношении недавно произошедших в Москве беспорядков. Церковь никогда не оставалась в стороне в годины бед и испытаний нашего народа. Она обращает Свою любовь и к эллину, и иудею, варвару и скифу (Кол. 3:11). Не нужно напоминать, что исторически в России мирно жили люди сотней национальностей и разных вер, сохраняя свою культурную идентичность. Так было и на нашей памяти, особенно в период Великой Отечественной войны, когда народы многонациональной страны вышли победителями и многие миллионы отдали свою жизнь, защищая священные рубежи своей родной страны.

http://pravmir.ru/moskovskaya-eparxiya-i...

Не ищите оправданий РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92765.html 24 февраля 2012 Игумен Нектарий (Морозов) Не ищите оправданий О священнике Иване Охлобыстине Источник:  Православие и современность Фигура киноактера, шоумена и телеведущего Ивана Охлобыстина привлекает внимание, и отнюдь не только в связи с этой его деятельностью. Перипетии судьбы отца Иоанна – а именно так в недавнем прошлом обращались к этому человеку – вызывает у верующих людей боль и недоумение, а еще – очень серьезные вопросы, касающиеся отнюдь не одного только Охлобыстина. Вопросы о священническом служении, о долге человека, пребывающего в священном сане. Все это видно из приведенного ниже письма из нашей электронной почты. " ...Мне на самом деле очень жаль этого человека – по-своему хорошего, доброго, судя по всему. От всего происходящего с ним он, как мне думается, очень страдает, а главное – понимает глубину своей драмы, ужас привыкания к ней: " Вы говорили, что двух лет запрета в служении ваша психика не выдержит... " – " Боюсь, что может выдержать " – это из интервью вскоре после запрета. При этом он периодически впадает в самообман: " Кончу сниматься – пошью новый подрясник " , " Отбабашу контракты и сломя голову на корабль церковный. Душно мне здесь " . Что душно – охотно верю, но вот вернуться " на корабль " ... возможно, впрочем, но – только кающимся грешником, блудным сыном. Не пастырем уж никак – так мне, во всяком случае, представляется. Но, с другой стороны, Охлобыстин не извергнут из сана, а в служении запрещен – по собственному желанию, как ни парадоксально это звучит. Святейший Патриарх, насколько я понимаю, дал ему время определиться: кем он хочет быть, священником или... или тем, что он есть сейчас. А кто он сейчас? На одном православном сайте его назвали " акробат под куполом Церкви " . Я хотела возразить, что он совсем не под ее куполом, причем тут Церковь вообще... но подумала: он ведь верующий, православный человек, это отрицать невозможно. Но от этого еще непонятнее: как можно так обращаться с благодатью, полученной в Таинстве хиротонии, передаваемой от апостолов и Самого Христа? Будто это вещь какая-то, которую можно убрать в шкаф, а потом опять достать из шкафа.

http://religare.ru/2_92765_1_21.html

Нет нужды скрывать о том, что некоторые, принимая священный сан, не думают много ни о чем. Их душа не наполняется чувствами горячей ревности служения Христу даже «до крове». Их взор не простирается в далекое будущее, когда их вера будет подвергаться всякого рода искушениям и испытаниям. Не всегда даже и во время хиротонии, в эти редкие минуты духовного подъема всех сил, бывает ясна в их сознании великая идея пастырского служения. Не с такими думами и чувствами приступал к этому служению о. Иоанн. Он смотрел на пастырское служение, как на высочайшее служение на земле, высшее всех других служений. Его высокие думы о пастырстве остались думами, не развеянными никакими невзгодами до конца земной жизни житейскими до последнего времени. Его душа пламенела такою же ревностью, какою она наполнена была в великие минуты рукоположения его во священника. Он сумел сохранить в себе этот великий дар до могилы. Какие чудные строки о пастырстве мы находим в «Дневнике», хотя некоторые части его писаны совершенно на наших днях. «Священник – ангел Господа Вседержителя, – пишет он здесь. Ему, как ангелу апокалипсическому, даны фимиами мнози, да кадит пред престолом Божиим и пред ликами Господа и святых и приносит Богу молитвы о всех людях. Его одежды во время богослужения изображают его, как ангела: ибо фелонь изображает нетленное одеяние и крылья ангела Божия. И действительно, священник должен быть, как ангел: воспарять выше земного, быть выше житейских пристрастий; беспрестанно возвещать величие и славу Божию в церкви Божией людям Его; возвещать волю Его, быть хранителем и провозвестником вечных заповедей Божиих; должен отличаться мужеством, неустрашимостью; быть выше всякого лицеприятия и неправды; должен уподобиться ангелам по своему постоянному воздержанию, чистоте, неусыпному бдению о вверенном ему от Господа залоге, – о бессмертных душах человеческих». «Предшествие диакона в священнослужении означает важность священнического сана, как сана Христова и апостольского; Христу служили Ангелы, священнику служить диакон».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010