Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рукоположенный иерей с Залогом в руках Согласно совр. правосл. изданиям богослужебных книг, вручение З. происходит после освящения Даров: в совр. рус. традиции - перед словами эпиклезы       в совр. греч. традиции - после окончания эпиклезы и 1-й ч. intercessio, перед возгласом Εν πρτοις μνσθητι, Κριε (        ) (см.: Θουντολης. 1977. Σ. 21). Архиерей вручает З. (обычно он сразу полагается на отдельный дискос и подается уже на нем) ставленнику, говоря:                                                               (Чиновник. Кн. 1. С. 97-98; в греч. традиции текст неск. отличается, см.: Дмитриевский. 1904. С. 103; Τρεμπλας. Μικρν Εχολϒιον. Τ. 1. Σ. 235). Получив З., новорукоположенный священник держит его в руках до возгласа     когда З. вновь ставится вместе с остальным освященным Хлебом на главный дискос. Согласно первоначальной византийской практике, отраженной в ряде древних рукописей чинов хиротоний (в т. ч. в их древнейшем слав. переводе; см.: Желтов. 2005. С. 150, 155), З. вручался ставленнику не после, а до освящения Даров; тем самым смысл вручения З. состоял в том, что новорукоположенному священнику сразу после его хиротонии доверялось освятить хлеб Евхаристии, хотя и не в качестве предстоятеля (его место занимал рукополагающий епископ), а в качестве сослужащего, чтобы сразу явить главное содержание полученного во время рукоположения священнического служения. Такой порядок полностью соответствовал порядку чинов хиротоний в др. церковные и священные степени: чтецу после хиротесии вручался Апостол, и он читал из него зачало; певцу - Псалтирь, и он пел по ней прокимен; диакону после хиротонии - Св. Чаша, и он причащал из нее народ Св. Кровью (впосл. эта практика была отменена в связи с повсеместным распространением практики причащать мирян с помощью лжицы, одновременно Св. Телом и Св. Кровью); наконец, епископ после хиротонии вставал на место предстоятеля (в современной практике новорукоположенный епископ не занимает место предстоятеля, но по-прежнему произносит возглас, который некогда был 1-м возгласом предстоятеля на литургии,     перед Апостолом). Вручавшийся новорукоположенному неосвященный хлеб представлял собой отдельный Агнец (в Византии долго сохр. практика совершения литургии по мере необходимости на мн. Агнцах и Чашах; см.: Taft. Great Entrance. P. 208); архиерей подавал его новорукоположенному в молчании (см.: Θουντολης. 1977. Σ. 22), и тот читал над ним одновременно с архиереем всю анафору .

http://pravenc.ru/text/182537.html

Скачать epub pdf Глава 1-я – как происходят избрания рукополагаемых епископов и о бывающем при них прекословии Правило 4-е I Собора говорит буквально следующее: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает митрополиту»: ибо он утверждает избрания, когда выбирает одного из избранных и рукополагает вместе с другими двумя или тремя епископами; а если в епархии митрополита нет такого числа епископов, в таком случае на избрания и хиротонию должно принимать (епископов) и из чужой епархии. То же определяет и 13-е правило Карфагенского Собора. «Аще же кто, – говорит, – поступит вопреки своему согласию, или подписанию, тот произносит суд на себя самого, лишая себя принадлежащей ему чести». А из правил явствует, что незаконно при избраниях присутствовать митрополиту вместе с подведомыми ему епископами, а одним только епископам. А 5-е правило Лаодикийского собора говорит, что при избрании имеющего принять хиротонию не должно присутствовать всякому желающему; ибо в среде избирающих иногда возбуждаются против некоторых обвинения, возбраняющие им, может быть, рукоположение, и если обвинения не останутся тайными для толпы народа, то обвиняемый будет покрыт стыдом и послужит для народа предметом посмеяния, и вместе с тем сие послужит поощрением к злу, ибо от недостаточно утвержденных в вере Божество хулится, как и прославляется чрез добродетельных. То же самое определяет и 19-е правило Антиохийского собора, говоря, что при избрании имеющего принять хиротонию прежде всего должно присутствовать митрополиту области – не для того, чтобы участвовать с епископами в избрании, а для того, чтобы дозволить, ибо без его дозволения невозможно быть избраниям; потом должны быть приглашены все епископы области чрез послания митрополита. Лучше, если соберутся все; а если сие не удобно, то непременно должна присутствовать большая часть их, а неприбывшие по уважительным причинам должны посредством грамот подтвердить сделанное, и таким образом должно совершаться поставление; если же не так будет произведено, то хиротония не действительна. А если избрание будет совершено канонически, как мы сказали, то, если бы некоторые из епископов, по любопрительности, может быть, стали бы противоречить, это не должно препятствовать избранию, но должно иметь силу решение большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Анатолий Степанов: «Кровавый украинский карнавал» 13.01.2023 17:27:25 Когда читаешь новости о церковной ситуации на Украине, о церковно-государственных делах, о политических заявлениях лидеров Киевского режима, возникает устойчивое ощущение, что это – какой-то карнавал, где всё понарошку, где всё не по-настоящему. Только карнавал совсем не весёлый, но абсурдный и кровавый. Люди, которые волею случая оказались на вершине политической и церковной власти самозабвенно играют свои роли – роли злобных карликов, мстящих людям настоящим, подлинным. Население Украины, испробовав в роли президентов партократа Кравчука, «красного директора» Кучму, прозападного либерала Ющенко, донецкого братка Януковича, совершенно сбитое с толку, дошло до ручки и избрало своим президентом – комика Владимира Зеленского. А почему бы и нет?! Ведь всех перепробовали, а толку никакого от украинской государственности. Кроме того, он буквально зачаровал граждан Украины своей ролью президента Голобородько в сериале «Слуга народа», да и говорил исключительно по-русски, постоянно высмеивал тупых хохлов-рагулей. Вот и поверили ему доверчивые громадяне незалежной. А может быть хотелось карнавала? Особенно после майдана, который тоже начинался как карнавал, только закончился кроваво. Но кто мог подумать, что такой забавный актёр Зеленский станет новым Нероном, кровавым карликом?! Что он превратит в сцену для своего кровавого карнавала всю Украину?! В это же время во главе раскольнической церкви Украины оказался еще один актёр, правда менее талантливый, Сергей Думенко, который играет роль «митрополита Епифания». Он такой же артист, поскольку не имеет ни законной священнической, ни законной архиерейской хиротонии. То есть человек обрядился в священнические и архиерейские одежды и спокойно машет кадилом, «раздаёт благодать». Спокойно играет роль митрополита, который «окормляет» православное население Украины. А теперь и превратился в крупного политического деятеля. И вот эти два артиста стали главными действующими лицами карнавала, разыгрываемого ими и их помощниками на огромной карнавальной сцене под названием «современная Украина»…

http://radonezh.ru/2023/01/13/anatoliy-s...

ЖМП 1 январь 2011 / 11 февраля 2011 г. http://e-vestnik.ru/church/01_krizis_pastyrskogo/ протоиерей Павел Великанов Синдром профессионального «выгорания» (burnout) мало изучен в православной среде. Между тем духовенство попадает в «зону риска» развития этого синдрома. Редакция «Журнала Московской Патриархии» приглашает к обсуждению этой проблемы. Предлагаем Вашему вниманию первую публикацию. Боже безначальный и безконечный, всякаго здания старейший сый, нарицанием прсвитера почествовавый во степени сем удостоившыяся священнодействовати слово Твоея истины! Сам Владыко всех, и сего, егоже благоволил еси проручествоватися от мене, в непорочном жительстве и неклонной вере, благоволи подъяти великую сию благодать Святаго Твоего Духа, и совершенна покажи раба Твоего, во всех благоугождающа Тебе и достойно жительствующа даровавшияся ему от Твоея предзнательныя силы великия сея священническия чести. Из архиерейских молитв «Чина, бываемого на хиротонию пресвитера» Есть одна тема, крайне неприятная для церковного обсуждения, — расцерковление духовных лиц. К сожалению, а быть может, наоборот, к нашему счастью, мы не располагаем официальной статистикой о том, какое число священнослужителей за определенный период времени ушло из клира, а порой и из Церкви, по разным причинам. Попробуем соотнести достаточно проработанное в современной психологии понятие «выгорание» с кризисом пастырского служения. С одной стороны, мы будем опираться на опыт Западной Церкви в профилактике и терапии «пастырского выгорания», с другой — предпримем попытку рассмотрения феномена «выгорания» с точки зрения христианской аскетики. При всем многообразии определений «выгорания» — термина, введенного в 1974 году американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом — в этом феномене выделяют три основных компонента: эмоциональное, а нередко и сопутствующее физическое истощение, которое приводит к невозможности отдаваться работе в прежней мере; деперсонализация, то есть исполнение своих обязанностей без внутреннего участия или, напротив, с негативной эмоциональной реакцией, или «дегуманизация» общения; и последний, третий компонент — редукция личных достижений, или, другими словами, угнетающее осознание собственной профессиональной некомпетентности1. Как правило, «выгорание» как психосоматический синдром, состояние внутреннего слома чаще всего сопутствует представителям сферы обслуживания — менеджерам, врачам, учителям, которые в силу своих служебных обязанностей должны находиться в состоянии постоянной мобилизации душевных сил для доброжелательного и отзывчивого общения с клиентами.

http://e-vestnik.ru/church/01_krizis_pas...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Свет Христов просвещает всех " . Деятельность православных миссионеров на Кубе и в Африке 17.11.2007 378 Время на чтение 4 минуты Деревня в Конго названа в честь православного миссионера Вот уже несколько лет греческое православное общество " Косма Этолийский " ведет активную миссионерскую деятельность в Африке. Частью этой работы стало строительство храма во имя Космы Этолийского, общеобразовательной школы, духовного центра и поликлиники в деревне Baba-Kosmas в Конго. Деревня и культурно-просветительский комплекс построены и названы в честь " апостола Заира " - православного миссионера отца Космы (Асланидиса), трагически погибшего в дорожно-транспортном происшествии 27 января 1989 года. Построенный на месте автокатастрофы комплекс должен способствовать духовному и социальному развитию региона: уже сейчас вокруг храма и школы селятся люди из окрестных селений. Большое количество местных жителей принимает Православие; недавно состоялась хиротония священника, который не только будет служить во вновь построенном храме, но и курировать реализацию всех благотворительных и социальных программ. Показательно, что отец Захария (так зовут священника) является коренным жителем этой области. Куба - страна, которая любит Православие С каждым новым посещением Кубы митрополит Мексики Афинагор убеждается, что эта страна постепенно становится форпостом Православия в Центральной и Латинской Америке. В ходе очередного визита владыки были рукоположены трое священнослужителей: два иерея и один диакон. В частности, священнический сан принял Афанасий Индес Фернандес, которого предполагается сделать ректором строящейся Духовной академии в Гаване. Отец Афанасий - бывший католик и преподаватель отделения истории искусств Гаванского университета. В Православие он пришел после долгих исканий и кропотливого изучения Священного Писания и Предания (для этого он даже самостоятельно выучил древнегреческий и новогреческий языки). Три года назад (как раз тогда отец Афанасий крестился в Православие) руководство Гаванского университета предложило ему отправиться в Японию для изучения японского искусства и языка, чтобы впоследствии возглавить соответствующую кафедру в университете. Несмотря на оказанную ему честь и открывающиеся перспективы, он ответил на это заманчивое предложение отказом и ушел из университета, предпочтя посвятить свою жизнь служению Православию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Перемена благочестивого мышления православных о папстве, несмотря на упорство папистов в ересях В последние годы некоторые православные перестали использовать этот язык традиции, когда говорили о папстве, как будто бы последнее отреклось от своей антиевангельской направленности. Римо-католики, переходящие в Православие (в основном на Западе), принимаются в общение без Крещения (это каноническая акривия) или Миропомазания (каноническая икономия), а лишь через простое исповедание православной веры или через исповедь 48 . Католические священники, которые сегодня служат литургию в своих храмах, на другой день переходят в Православие, не приняв Миропомазания или священнической хиротонии, и служат как православные священники. Православными были сделаны и некоторые другие поступки, которые указывают на то, что эти православные люди стали смотреть на папство совсем не так, как смотрели на него православные в прежние времена. Их православное чувство не противится папству так, как оно противилось папской ереси прежде. Они не обладают той чувствительностью в вопросах веры, которой православные обладали раньше. Это новоявленное для Православия изменение позиции православных могло быть оправдано лишь тогда, когда были бы ясные доказательства того, что папство отреклось от своих антиевангельских и противоречащих Церковному Преданию притязаний и что оно действительно желает обрести свое Православие, которые было до разделения. Но оправдывает ли современный ход дел в католицизме такой оптимизм со стороны православных? Справедливости ради надо сказать, что со стороны определенных западных богословов, клириков и мирян заметен некоторый поиск подлинной церковной веры и жизни. Но эти единичные подвижки не могут повлиять на папский церковный организм в такой степени, чтобы можно было говорить о некоей рождающей надежды весне, которая могла бы дать православным повод к оптимизму. Напротив, как мы увидим ниже, существуют не только намеки, но и доказательства еще большего ужесточения римоцентричного папского тоталитаризма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Православное пастырское служение «Книга архимандрита Киприана «Православное пастырское служение» является, на наш взгляд, лучшим руководством для пастырей, написанным до сего дня на русском языке. Живым и доступным языком отец Киприан говорит о том, что узнал из собственного опыта на протяжении многих лет пастырского служения. Речь в книге идет о духовно–нравственной и интеллектуальной подготовке к священническому служению, о «пастырском призвании» и «пастырском настроении», о хиротонии, об искушениях, подстерегающих священника в его пастырской деятельности, о внешнем виде, поведении, материальном обеспечении и семейной жизни священника. Особый раздел книги посвящен «душепопечению» — духовному руководству и исповеди. Нам представляется, что труд архимандрита Киприана должен стать настольной книгой каждого священнослужителя Русской Православной Церкви.» — отзывался о предлагаемой книге митр. Иларион (Алфеев) в одной из своих книг. Православное пастырское служение Киприан (Керн) Часть 1-я. Основы пастырского служения Идеологические обоснования пастырства. Прежде чем перейти к изучению традиционных вопросов пастырского богословия, надо выяснить те принципиальные предпосылки, которые должны лечь в основу пастырского делания и которые надо строить в полном согласии с основными данными православного мировоззрения. Пастырство само по себе предполагает известную среду. Пастырствовать в пустыне и в затворе нельзя. Уединенная жизнь есть особая форма служения Богу, но в ней нет места деятельности пастыря, которая проходит в миру и в обществе людей. Поэтому надо выяснить, каково будет отношение будущего пастыря к этому миру и к человеку. Надо определить отношение человека в миру. Пастырь должен правильно оценить этот мир и общество, которое притягивает человека к земле и часто отвлекает его от Бога. Первый вопрос, который встает перед нами: " Что такое мир? " Надо сразу же признать, что этот термин в богословской литературе сбивчивый и часто двусмысленный. Мир, кроме своего прямого значения, употребляется в богословии и в качестве известного аскетического термина. Вот к этому второму значению слова " мир, " как духовно-нравственной категории, мы и обратимся в первую очередь, чтобы потом сказать о мире в его прямом смысле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Принимая таким образом паству сами собою, без воли епископа, бегствующие иереи поповцев действовали и действуют в противность 39-му правилу св. Апостол глаголющему: „Без воли епископа своего, презвитори или диакони да не творят ничтоже, тому бо суть поручени людие Господни“. Толкование: „Несть достойно презвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити или умалити епитимию, сиречь, запрещение, или ино что таковое творити, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь приимати в покаяние и вязати и разрешати; свене (кроме) того не могут ничтоже творити, яко епископу суть поручени Господни людие, и той хощет воздати слово о душах их“ (Кормчая лист 10). Священник, бежавший к раскольникам, ту паству, которая была дана ему в пасение православным епископом, оставил; от епископа своего, от православной церкви и её православия, в проклятии мнимых ересей, отрёкся: посему и данная ему от православного епископа власть приимать люди в покаяние и разрешать грехи, уже действительною быть не может; а в расколе, к которому он приходит, нет епископа, который дал бы ему ту власть. Итак, паству свою у раскольников-поповцев он приемлет „без воли епископа“, и по силе вышеприведённого тридесять девятого правила св. Апостол не имеет у них власти ни разрешать грехи, ни ино что священническое творити. Кроме сего, общество беглопоповцев, не имея епископа, окормляясь одними попами, притом незаконными, с лишением епископства лишилось благодати Св. Духа на совершение таинства хиротонии, на освящение св. мира и св. антиминсов. Для помазания крещаемых и приходящих к ним в согласие они долгое время употребляли частицу „древняго“ мира, разбавленную и постоянно разбавляемую деревянным маслом, также миро не законно сваренное их попами, даже простое деревянное масло. Антиминсы же для церкви они употребляли и употребляют прежде освящённые, старинные, похищая оные из православных церквей: посему и храмы их, или алтари, как освящённые без воли епископа, не суть храмы Божии, по церковным правилам 16 . И самые службы их, или собрания, хотя и с пресвитерами, но без повеления епископа совершаемые, также не законны и участвующие в оных, по правилам, подлежат проклятию 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Принимая таким образом паству сами собою, без воли епископа, бегствующие иереи поповцев действовали и действуют в противность 39-му правилу св. Апостол, глаголющему: «Без воли епископа своего, презвитери или диакони да не творят ничтоже, тому бо суть поручени людие Господни». Толкование: «Несть достойно презвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити или умалити епитимию, сиречь, запрещение, или ино что таковое творити, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь приимати в покаяние, и вязати и разрешити; свене (кроме) того не могут ничтоже творити, яко епископу суть поручени Господни людие, и той хощет воздати слово о душах их» (Кормчая лист 10). Священник, бежавший к раскольникам, ту паству, которая была дана ему в пасение православным епископом, оставил; от епископа своего, от православной церкви и ее православия, в проклятии мнимых ересей, отрекся: посему и данная ему от православного епископа власть принимать людей в покаяние и разрешать грехи, уже действительною быть не может; а в расколе, к которому он приходит, нет епископа, который дал бы ему ту власть. И так паству свою у раскольников-поповцев он приемлет «без воли епископа», и по силе вышеприведенного тридесять девятого правила св. Апостол не имеет у них власти ни разрешать грехи, ни ино что священническое творить. Кроме сего, общество беглопоповцев, не имея епископа, окормляясь одними попами, притом незаконными, с лишением епископства лишилось благодати Св. Духа на совершение таинства хиротонии, на освящение св. мира и св. антиминсов. Для помазания крещаемых и приходящих к ним в согласие они долгое время употребляли частицу «древнего» мира, разбавленную и постоянно разбавляемую деревянным маслом, также миро незаконно сваренное их попами, даже простое деревянное масло. Антиминсы же для церкви они употребляли и употребляют прежде освященные, старинные, похищая оные из православных церквей: посему и храмы их, или алтари, как освященные без воли епископа, не суть храмы Божии, по церковным правилам16. И самые службы их, или собрания, хотя и с пресвитерами, но без повеления епископа совершаемыя, также не законны и участвующие в оных, по правилам, подлежат проклятию 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Протоиерей Димитрий Дудко Протоиерей Димитрий Дудко родился в 1922 году в Брянской области в семье крестьянина. В 1937 году, когда ему было всего 15 лет, арестовали его отца — за отказ вступить в колхоз. В 1945 году Дмитрий поступил в Московскую Духовную Семинарию, в 1947 — в Духовную Академию. А через полгода его арестовали и осудили по " политической " 58-й статье (антисоветская агитация и пропаганда) на десять лет лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. Несмотря на амнистию, объявленную после смерти Сталина, его освободили только через восемь лет, в 1956 году. В 1960 закончил Академию. Затем состоялась его священническая хиротония. В 1973 году отцу Димитрию запрещают служить " за нарушение церковной дисциплины " : он " затеял беседы с народом " . Через некоторое время запрещение было снято. В 1980 году его опять арестовывают и обвиняют в антисоветской деятельности. Дело было прекращено через год и пять месяцев. Служил в храмах Москвы и Московской области. Деятельность отца Димитрия Дудко была очень многогранной: он был и священником-духовником, и организатором постоянных христианских чтений и собеседований, и проповедником, и писателем. Среди его работ наиболее известны: «О нашем уповании. Беседы», «Верю, Господи», «Вовремя и не вовремя», «Враг внутри», «Потерянная драхма», «Литургия на Русской Земле» и другие. Умер отец Димитрий 28 июня 2004 года. Умение видеть в самых простых явлениях жизни, и церковной, конечно, тоже, Промысл Божий; верить, что Христос всегда рядом с нами,— особый дар. Протоиерей Димитрий Дудко этим даром обладал. Он не только видел, как в Советском Союзе люди тянутся к вере, которая тщательно вытравлялась из их сознания, но и писал об этом. Книга его дневниковых заметок «На скрещеньи дорог Христос» посвящена чуду спасения человеческой души и жизни. На перекрестках русских дорог стояли кресты. Теперь не только кресты на дорогах, но и храмы, на которых были кресты, многие поломаны и разрушены, однако перекресток не перестает быть.

http://pravoslavie.ru/37562.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010