«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православное пастырское служение «Книга архимандрита Киприана «Православное пастырское служение» является, на наш взгляд, лучшим руководством для пастырей, написанным до сего дня на русском языке. Живым и доступным языком отец Киприан говорит о том, что узнал из собственного опыта на протяжении многих лет пастырского служения. Речь в книге идет о духовно–нравственной и интеллектуальной подготовке к священническому служению, о «пастырском призвании» и «пастырском настроении», о хиротонии, об искушениях, подстерегающих священника в его пастырской деятельности, о внешнем виде, поведении, материальном обеспечении и семейной жизни священника. Особый раздел книги посвящен «душепопечению» — духовному руководству и исповеди. Нам представляется, что труд архимандрита Киприана должен стать настольной книгой каждого священнослужителя Русской Православной Церкви.» — отзывался о предлагаемой книге митр. Иларион (Алфеев) в одной из своих книг. Православное пастырское служение Киприан (Керн) Часть 1-я. Основы пастырского служения Идеологические обоснования пастырства. Прежде чем перейти к изучению традиционных вопросов пастырского богословия, надо выяснить те принципиальные предпосылки, которые должны лечь в основу пастырского делания и которые надо строить в полном согласии с основными данными православного мировоззрения. Пастырство само по себе предполагает известную среду. Пастырствовать в пустыне и в затворе нельзя. Уединенная жизнь есть особая форма служения Богу, но в ней нет места деятельности пастыря, которая проходит в миру и в обществе людей. Поэтому надо выяснить, каково будет отношение будущего пастыря к этому миру и к человеку. Надо определить отношение человека в миру. Пастырь должен правильно оценить этот мир и общество, которое притягивает человека к земле и часто отвлекает его от Бога. Первый вопрос, который встает перед нами: " Что такое мир? "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Первый африканский иерей Русской Православной Церкви: Срывая на нас злобу, греки не победят 5 января 2023 г. 16:59 Угандиец Герман Эдиянгу, рукоположенный в 2018 году в Александрийском Патриархате в сан диакона, был одним из первых африканских клириков, который подал прошение о переходе в Русскую Православную Церковь после признания Патриархом Феодором II украинского раскола. Совсем недавно он прошел священническую хиротонию и стал первым африканцем, рукоположенным Русской Православной Церковью в священники на континенте. В эксклюзивном интервью РИА «Новости» он рассказал, в чем нуждаются прихожане и клирики Африки, об отличиях русской Литургии от греческой, и о том, на каких языках служит православное духовенство в Уганде. — Отец Герман, что вы чувствуете, став первым рукоположенным в Русской Церкви священником из Африки? — Я чувствую себя благословенным, я смиренен и очень, очень счастлив. Для меня это — очередной шаг вперед в том, чтобы участвовать в духовном развитии нашего народа, в том, чтобы спасти больше душ в будущем. Я преисполнен надежд! ­— Экзархат существует уже целый год. Что нового он привнес в жизнь приходов в Африке? Как изменилась ваша богослужебная практика? — Русская литургия куда детальнее греческой. Когда я смотрю на греческую службу, я вижу, что ряд ее фрагментов был изъят, что она стала короче. Русская же содержит все шаги, которые существовали в Литургии в прошлом. Она длиннее, в ней больше деталей. — А на каких языках вы служите? — Мы используем наши родные языки. Лично я служу на атесо — это язык, на котором говорят в нашей части благочиния Сороти. Но на севере Уганды служат на очоли, на ланго — языках коренных народов тех мест. Тем не менее, иногда мы пользуемся и английским, просто для того, чтобы лучше понимать друг друга: например, если на службе есть прихожане, которые не знают местного языка, то для них мы переходим на английский. — Вы перешли в Русскую Церковь из Александрийского Патриархата. Почему решили влиться в нее? Что вы знали о России и Русской Церкви до перехода?

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

По плодам узнаете их РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98912.html 09 января 2013 Светлана Галанинская По плодам узнаете их Интервью со священником Григорием Геронимусом Вокруг имени протоиерея Александра Геронимуса никогда не было излишнего ажиотажа. Серьезные ученые и самоотверженные пастыри, к числу которых безусловно принадлежал отец Александр, вообще как-то меньше почитаемы народом, чем малахольные старцы и крикливые проповедники. Нам, видимо, еще только предстоит оценить глубину и значимость его пастырского и научного наследия. Сам протоиерей Александр особенно любил мысль владыки Антония Сурожского о том, что добрые и худые семена, которые люди сеяли при своей жизни, еще восходят в последующих поколениях; и каждый из тех, кто ощущает в себе плод от этого сеяния, является свидетелем перед Богом о данном человеке. Священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино, сын протоиерея Александра, рассказал интернет-порталу Religare о своей семье и священническом пути отца. – Отец Григорий, все священники начинают свой путь по-разному. Помните есть такая строчка у Виктора Цоя: " Тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе " . Вы происходите из очень интеллигентной семьи, действительно учились в одной из лучших математических спецшкол Москвы, не так ли? – Почему Вы решили, что все так однозначно? Видите ли, я учился в одной школе, а заканчивал совершенно другую, экстернатом. Я общался с самыми разными людьми, и в старших классах считался, между прочим, хулиганом. А сразу после школы я женился. Так что, можно сказать, ушел из дома в 16 лет... – 25 декабря была годовщина Вашей иерейской хиротонии. Что изменилось за этот год? Я знаю, что Вы довольно долго были диаконом. – Так ли уж долго? Есть люди, которые пребывают в диаконах десятки лет или всю жизнь. Я служил диаконом с 2005 года, а в декабре 2011 года стал священником и сразу был назначен настоятелем строящегося храма. Жизнь стала менее предсказуемой. В сане диакона я все труды совершал по заведенному расписанию – знал, допустим, что в такие-то дни недели я всегда служу в Покровском монастыре, где покоятся мощи Матроны Московской. А тут началась жизнь необыкновенно бурная, с новыми заботами. Но милостью Божией удается справляться.

http://religare.ru/2_98912_1_21.html

Присоединение к православию раскольничьих епископов и других членов так называемой белокриницкой иерархии Источник В православной Российской церкви недавно совершилось событие, которое останется памятным в её летописях: из раскольнической мнимой иерархии три епископа, с несколькими другими лицами из того же духовенства, уразумев заблуждения раскола и незаконность носимых ими мнимосвященных званий, изъявили желание присоединиться к церкви православной и принять её на правилах единоверия. К духовному сорадованию православных и для вразумления заблуждающихся братий наших, глаголемых старообрядцев, намерены мы изложить точные сведения о сем событии, с указанием приготовивших и сопровождавших его обстоятельств. Известно, что с того самого времени как не стало у раскольников древле-хиротонисанных священников, и самый раскол вследствие того распался на две отдельные секты: приемлющую и неприемлющую священство; последователи первой из них, признавая нужду священства, для совершения необходимых церковных треб, стали принимать к себе священников «бегствующих» от православной церкви, «в сущем их сане», но под миропомазание, как должно принимать, по правилам, еретиков второго чина. Такой способ удовлетворения непременной нужды священства заключал в себе множество очевидных несообразностей и возмущающих душу неблагоприличий. Не говорим уже о том, что от православной церкви «бегствовали» в раскол большею частью священники подлежавшие церковному суду за какие-либо проступки, особенно же за неприличную жизнь, и даже подвергшиеся запрещению священнодействия и извержению из сана; достаточно заметить, что и самые безукоризненные по жизни священники, если такие бывали у раскольников, без всякой благословной вины самоотчуждив себя от своего епископа, по силе церковных правил (Апост. 31, перво-второго соб. 13), лишались «всей священнической чести», и подлежали извержению из сана. И не впадали ли приемлющие таких священников в явное противоречие самим себе, признавая Российскую церковь чуждою православия, священству же в ней преподанному усвояя силу действительного таинства, но не иначе как совершив над приходящими православными священниками повторительное миропомазание, как над сущими еретиками? Все эти и подобные несообразности и отступления от истины православные учители нередко поставляли им на вид; но они упорно отстаивали своих бегствующих священников, приводя в свою защиту и оправдание некоторые превратно изъясняемые ими правила соборов (15 перво-второго соб. и 8 первого вселенского) и неправильно понимаемые святоотеческие примеры 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Протоиерей Евфимий Козловцев с супругой и детьми 28 ноября 2022 г. 17:30 Протоиерей Евфимий Козловцев 14.04.1969–25.09.2022 25 сентября 2022 года в зоне специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине при исполнении пастырских обязанностей по духовному окормлению военнослужащих казачьей бригады «Дон» на 54-м году жизни погиб клирик Шадринской епархии настоятель храма Вознесения Господня села Красномыльское Курганской области протоиерей Евфимий Козловцев.  PDF-bepcuя. Протоиерей Евфимий Козловцев (при рождении родители дали ему имя Евгений) родился 14 апреля 1969 года в г. Кувандык Оренбургской области в многодетной семье. После окончания средней школы получил специальность электрика в Профессиональном лицее 42, затем два года служил в пограничных войсках в Прибалтике. В 1990 году Евгений женился, вместе с супругой Натальей жил в Москве, семья успешно занималась предпринимательством. Среди их компаньонов было промышленное предприятие в городе Далматово Курганской области. Однажды, приехав сюда по рабочим делам, Евгений попал на поднятие мощей преподобного Далмата Исетского в часовне-усыпальнице при Скорбященской церкви мужского монастыря, после чего подружился с насельниками обители. Это событие перевернуло его мировосприятие, скоро он принял Святое Крещение, а за ним и его супруга. День рождения Евгения приходился на день памяти преподобного Евфимия Суздальского, поэтому в таинстве Крещения будущий священник принял имя этого святого. Вскоре супруги обвенчались. Таинство совершил настоятель Никольского храма в селе Боровском Катайского района иерей Александр Никулин, ставший духовником их семьи. От него Евфимий в тот день и услышал, что ему надо подумать о священстве. Молодой человек удивился, но спорить не стал. Прошло около пяти лет, пока Евфимий воцерковлялся под руководством духовника, после чего он оставил свой бизнес. В 1998 году состоялась его священническая хиротония с назначением настоятелем на приход Всемилостивого Спаса в Катайске.

http://e-vestnik.ru/db/protoierey_evfimi...

Протоиерей Михаил Васильев, Герой России 15 декабря 2022 г. 14:40 Протоиерей Михаил Васильев 19.05.1971–06.11.2022 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырских обязанностей погиб клирик Московской епархии, настоятель храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца — Патриаршего подворья в п. Власиха Московской области протоиерей Михаил Васильев.   PDF-bepcuя.  Будущий священник Михаил Васильев родился 19 мая 1971 года в городе Вышний Волочёк Калининской (ныне Тверской) области в семье офицера. Детство провел в военных городках; самым запомнившимся для него был рабочий поселок Искателей в Заполярном районе Ненецкого автономного округа, где он ходил в школу.  В 17 лет Михаил поступил на философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. По окончании обучения поступил в аспирантуру на кафедру религиоведения того же факультета, которую успешно окончил в 1996 году. Таинство Святого Крещения Михаил принял в 19 лет во Ржеве в только что переданном Церкви храме Оковецкой иконы Божией Матери (сейчас кафедральный собор Ржевской епархии). Духовные искания привели его сначала в московский храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Первым священником, кто взял на себя духовное попечение о будущем пастыре, стал отец Феодор Кречетов, ныне протоиерей. Михаил нес алтарное послушание и в двух других московских храмах: святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Настоятелем обоих храмов был прис­нопамятный протоиерей Димитрий Смирнов, ставший духовником Михаила. Именно он однажды спросил студента-философа: «Ты из семьи военного?» И, услышав ответ, сказал: «Быть тебе батюшкой в гарнизоне».   По окончании аспирантуры Михаил Васильев работал в средней школе. В 1995 году был венчан со своей избранницей Марией Васильевной Землянниковой, ставшей ему верной супругой и спутницей жизни.   Детство и юность, проведенные в военных гарнизонах, и искание Истины определили его жизненный путь. В 1998 году будущий священник принимал активное участие в завершающем этапе строительства первого в новой истории России гарнизонного храма при главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в поселке Власиха Московской области, начатого его духовным отцом протоиереем Димитрием Смирновым. Седьмого марта 1998 года викарий Святейшего Патриарха епископ Бронницкий Тихон (сейчас митрополит Владимирский и Суздальский) рукоположил Михаила в сан диакона. Его священническую хиротонию совершил Патриарх Алексий II за Божественной литургией 27 апреля того же года, в день освящения храма во Власихе, названного во имя великомученицы Варвары, небесной покровительницы РВСН, и преподобного Илии Муромца.  

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

протоиерей Ростислав Лозинский Глава 5. Благодать таинства священства (дары, получаемые пастырем в чинах хиротоний) 1 . Хиротония. 2 . Хиротесии и хиротонии. 3 . Первая степень священства. 4 . Сущность иподиаконского служения. 5 . Дары диаконского служения. 6 . Благодать священства. 7 . Залог пастырства. Заключение Приложения: 1. Священное писание о пастырстве; 2 . Указатель литературы. В последней заключительной главе будет говориться о дарах Благодати, полученных каждым священником при посвящении в сан. Может возникнуть вопрос: не следовало бы эту главу из заключительной поместить в предначинательную, в виде вступления к работе; ведь хиротония предшествует священническому служению. Автор работы умышленно о дарах хиротоний говорит в заключении работы, чтобы пред духовным оком пастыря прошел весь священнический благодатный путь становления, чтобы священнослужитель еще раз мог почувствовать и поразмыслить о том, каких даров удостоен от Бога в совершенных над ним хиротесиях и хиротониях. А это сознание промыслительной Руки Божией, верится, даст новые силы на несение нелегкого священнического Креста в жизни. Не своею силою человека стал священником, а Божием произволением. Господь не оставит своего избранника: укрепит и поможет. 1. Хиротония «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом». Евр.5:4 Найти сразу свое место в жизни, любимое дело на всю жизнь – удел не всех и не каждого. Сравнительно немногие счастливцы, встав на определенный путь, не сходят с него всю жизнь. Еще меньше тех, которые подлинно счастливы на избранном однажды жизненном пути. Если для мирянина неправильно избранный путь – большое личное горе, то для священнослужителя это трагедия не только личная, но и многих, которых он должен вести по пути духовной жизни. К священству многие стремятся с детства, другие приходят позже. Апостол Павел писал, что «никто сам собою не приемлет чести (священства), но призываемый Богом». «Голос призывания» должен ясно звучать в душе кандидата священства. Призвание к пастырству есть тайна Божия, ведомая лишь глубине совести самого человека ( 1Кор.2:11 ) и открываемая проникновенному взору духовника или архипастыря, ответственного за посвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Разделы портала «Азбука веры» Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения. Решено: если епископы, пресвитеры, диаконы или любые другие клирики, которые не имели ничего, после своего поставления, во время епископства или служения в клире, купят на свое имя поля или какие-нибудь угодья, то их нужно считать похитителями имущества Господня, исключая тот случай, когда они после увещаний отдадут это Церкви. Если же лично им достанется дар от кого-либо или наследство от родственников, с этим пусть поступают по своему произволению. А если, изъявив намерение отдать это Церкви, возвратятся вспять, да будут признаны недостойными церковной должности как отверженные. μοως ρεσεν, να πσκοποι, πρεσβτεροι, δικονοι κα οοιδποτε κληρικο, ο μηδν χοντες, ν προκψαντες τ καιρ τς πισκοπς, τς κληρσεως ατν, γρος οαδποτε χωρα π νματι ατν γορσωσιν, να ς κατ δεσποτικν πραγμτων φοδον πεποιηκτες νχωνται, ε μ ρα λοιπν πομνησθντες τ κκλησ τατα εσκομσουσιν. ν δ ες ατος κυρως φιλοτιμ τινς, διαδοχ συγγενεας περιλθ, ξ ατο ποισωσιν χει πρθεσις ατν. Ε δ κα μετ τ προθσθαι ες τοπσω μετατραπσι, τς κκλησιαστικς τιμς νξιοι, ς δκιμοι, κριθσιν. Толкования Зонара . Если некоторые из недостаточных лиц сделаются епископами или клириками, и потом разбогатеют и будучи епископами или клириками приобретут земли или угодья, купив оные на свое имя, то является мысль, что они приобрели их на церковные деньги и признаются виновными точно так, как если бы они похитили владычное, то есть Господне имущество (ибо на это указано словами правила: ς φοδον πεποιηκτες), если не завещают их в церковь . Посему и гражданские законы требуют, чтобы епископы, когда имеют принять хиротонию, делали известным свое имущество, дабы иметь право оставлять оное законным образом кому желают. И 40е правило святых Апостолов говорит: известно да будет собственное имение епископа, если он имеет собственное, и известно Господне и проч. И Антиохийского собора 24е правило дает об этом определение. А если кому-нибудь, в бытность епископом или клириком поступит в собственном смысле подарок от кого-нибудь, например, по завещанию, или дар, или родовое наследство, то должен, говорит правило, и из него посвятить в церковь часть по своему произволению. А слово: « в собственном смысле » (κυρως) поставлено вместо слов: если будет предоставлено прямо ему, так как многое оставляется некоторыми с тем, чтобы передано было другим, или было издержано на выкуп пленных, или на построение священных домов и на другие подобные дела. Итак, не требуется, чтобы и из этого завещевал что-нибудь в церковь, а только из того, что в собственном смысле, то есть лично ему предоставлено и над чем он господин. А если они предположили и обещали отдать часть в церковь, потом обратились вспять, то есть переменили намерение; то должны быть признаны недостойными священнической чести.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Николай Генсицкий " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  4.0 из  5) — Отец Николай, приближается день Семьи — очень важный для православных христиан день. Возвращаясь мысленно в детство, мы часто вспоминаем семейные праздники, традиции… Расскажите, пожалуйста, как проходило Ваше детство — детство в священнической семье. — Наша семья традиционная, можно сказать патриархальная, поэтому церковные праздники у нас проходили всегда торжественно, с большой теплотой. Когда мы с сестрой были совсем маленькие, то нас не брали на ночные, пасхальную и рождественскую, службы, но когда родители возвращались домой, то обязательно будили нас и мы вместе пели тропарь праздника — отец и мама считали, что дети должны чувствовать праздник не только за столом. Потом они уходили поздравлять соседей, а мы ждали их возвращения, смотрели на праздничный стол, на все эти аппетитные блюда, которые мама всегда очень искусно готовила, и не смели до возвращения родителей прикоснуться к ним… Самые любимые праздники — это, конечно, Рождество — такой светлый, нежный, по-детски трогательный день, Пасха — яркая, солнечная, требующая от тебя много потерпеть, потрудиться. Особый праздник для меня — это Преображение Господне. Я всегда выделял это событие, его особую духовную составляющую, особенную торжественность — белые стихари, песнопения. А позже, милостию Божией, этот день стал для меня днем призвания — моя священническая хиротония состоялась именно на Преображение. К слову сказать, в детстве мы ощущали церковные праздники как некие маячки, которые придают течению жизни семьи, каждого её члена форму, наполняют смыслом. Мы с сестрой постились, в пост телевизор в нашем доме закрывали занавеской, мы посещали службы, стояли на коленях, это было нелегко, многое не всегда понятно — но мы знали, что все это необходимо как самое главное в жизни христианина. А понимание приходило позже, и я благодарен родителям, что они приучили нас терпеть, подчиняться. Помню: вот еще вчера мы смотрели по телевизору «Утиные истории», а сегодня уже нельзя этого делать, а нужно ехать в храм на канон Андрея Критского … Не хочется, не очень понятно, но надо — значит надо…

http://azbyka.ru/semya/semja-nachinaetsj...

Руины Успенской церкви в с. Сопки требуют срочной консервации ЖМП 11 ноябрь 2018 /  22 февраля 2019 г. 08:40 На малой родине святителя Тихона Через год, 9 октября 2019 года, Церковь будет отмечать 30-летний юбилей прославления святителя Московского Тихона, Патриарха Всероссийского. Три десятка лет — значительный срок. Фактически в Церкви выросло целое поколение верующих, для которых присутствие в сонме московских святителей первого после длительного синодального периода Патриарха, на долю которого выпали многочисленные и тяжелейшие испытания, — нечто само собой разумеющееся. PDF-bepcuя Изучая биографию святителя Московского Тихона, мы обычно обращаем внимание на места его духовного возрастания и священнического служения: духовное училище в Торопце, Псковская семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. После принятия монашеского пострига будущий святитель занял должность инспектора и ректора Холмской духовной семинарии. После епископской хиротонии управлял четырьмя епархиями в разных концах Российской империи и за ее пределами (Люблинской, Североамериканской, Ростовской, Виленской) и занимал предварившую избрание на патриарший престол кафедру московских мит­рополитов с должностью действующего председателя Поместного Собора 1917–1918 годов. Но начался земной путь будущего светильника Церкви Русской на Великолуцкой земле — на погосте Клин. Долгое время местом рождения поповича Василия Беллавина считался город Торопец. Однако уже в 2000-е годы с подачи писателя и историка-документалиста Николая Новикова 1 († 2016) архивисты и историографы выяснили 2 , отец будущего святителя священник Иоанн Тимофеевич Беллавин († 1894) получил назначение в тогдашний уездный город, на торопецкий Спасо-Преображенский приход, в 1869 году, когда его младшему сыну Васе исполнилось четыре года. Прежним же местом служения отца Иоанна (с 1848 года) был Воскресенский храм на погосте 3 Клин, который относился к Великолукскому уезду. Здесь и родился будущий святитель, и именно в Воскресенской церкви его крестили 4 .

http://e-vestnik.ru/history/patriarh_tih...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010