Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Юрик Евгений Николаевич; 6.12.1910, с. Коростов, Галиция, Австро-Венгрия (ныне в Сколевском р-не Львовской обл., Украина) - 1.10.1984, Львов), митр. Львовский и Тернопольский. Происходил из старинного греко-католич. священнического рода (известен с XVIII в.). После первой мировой войны территория Зап. Украины, где проживала его семья, отошла к Польше (до 1939). В 1930 г. окончил гимназию в Станиславове (ныне Ивано-Франковск, Украина), поступил в Познаньский медицинский ин-т, затем перешел в греко-католич. Львовскую ДА. Окончил академический курс в 1937 г. в Станиславове, куда была переведена часть академии. В том же году принял священнический сан целибатом. Служил в с. Ганьковцы Снятынского повята (ныне район Ивано-Франковской обл.). В 1938 г. назначен настоятелем храма в с. Воскресинцы Коломыйского повята (ныне район Ивано-Франковской обл.), также был преподавателем гимназии в г. Коломыя. В 1943 г. назначен настоятелем греко-католич. Успенского собора в г. Черновицы (ныне Черновцы). В 1944-1945 гг. был настоятелем в с. Пробежная (ныне Чортковского р-на Тернопольской обл.). После Великой Отечественной войны активно поддержал движение за воссоединение укр. униатов с правосл. Церковью. Одним из первых вступил в организованную свящ. Г. Костельником (впосл. протопресвитер РПЦ) Инициативную группу (орган временного управления Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), созданный после ареста ее иерархов). Участник Львовского Собора 1946 г., принявшего решение об отмене Брестской унии 1596 г. После Собора перешел в Православие и был принят клириком в РПЦ. Стал ближайшим помощником Львовского и Тернопольского еп. Макария (Оксиюка ; впосл. митрополит). Был назначен управляющим епархиальной канцелярией, стал настоятелем Николаевского храма во Львове. В том же году протопр. Г. Костельник обратился с прошением в Московскую Патриархию о архиерейской хиротонии свящ. Е. Юрика. В ответе патриарх Московский и всея Руси Алексий I сообщал, что «вопрос о хиротонии о. Евгения решен принципиально, но владыка Макарий просил дать ему время поработать в канцелярии Львовского архиерея».

http://pravenc.ru/text/2566028.html

Пн Митрополит Астанайський Казахстанський Олександр: серцем любитимемо Церкву Христову 17 серпня 2023 р. 12:03 На сайте Казахстанского митрополичьего округа опубликовано интервью  митрополита Астанайского и Казахстанского Александра , приуроченнное к 40-летию священнического служения владыки. — Ваше Высокопреосвященство, 2 августа 1983 года, в день памяти пророка Божия Илии, состоялась Ваша священническая хиротония. Вы приняли священный сан от рук приснопамятного митрополита Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля), под духовным руководством которого служили много лет. Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями об этом событии. — Незаметно, но стремительно летит время, и вот уже 40 лет прошло с того священного момента. События того дня бережно храню в своем сердце. Моя пастырская хиротония состоялась в старинном храме в честь Живоначальной Троицы в селе Волково Слободского района Кировской области. Село Волково известно с XII века. Про такие древние поселения летописцы говорили: «Отсюда начала быть страна Вятская». Величественная Троицкая церковь воздвигнута в камне в 1779 году. Она отличалась внешней красотой и благолепием внутреннего убранства. В эпоху гонений на Православие Троицкий храм пережил закрытие и поругание, но чудом избежал полного уничтожения. Возвращенный верующим в послевоенные годы, он оставался единственной действующей церковью на сотни верст, местом молитвы и духовного утешения для нескольких поколений жителей Вятского каря. Троицкий храм особенно близок и дорог моему сердцу — это святое место стало моей первой духовной школой. Именно здесь в далекие 60-е годы Господь сподобил меня, совсем юного отрока, узнать и прочувствовать красоту Православия, впервые пройти таинство Исповеди и приобщиться Святых Христовых Таин. До сих пор живы во мне переживания от первых шагов в алтаре, от чтения Шестопсалмия, от участия в службе Божией в качестве алтарника и пономаря. Одни из ярких впечатлений детства — это теплые, задушевные беседы с приснопамятным настоятелем Троицкой церкви протоиереем Иоанном Евдокимовым. Этот мужественный исповедник веры и мудрый пастырь стал моим первым духовным наставником и учителем. Именно отец Иоанн написал мне рекомендацию для поступления в духовную семинарию города на Неве, открыв тем самым дорогу к получению богословского образования и пастырскому служению Церкви Христовой. Не просто ему было пойти на этот шаг — он, будучи пожилым человеком, боялся, что подобное действие вызовет гнев уполномоченного Совета по делам религий, и ему на старости лет не позволят совершать богослужения, лишив регистрации. Но, преодолев сомнения и тревоги, он написал мне рекомендацию в духовную семинарию и со слезами на глазах сказал: «Не могу не помочь, не поддержать человека, который в это тяжелое время идет в Церковь, и желает стать, как и я, священником».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6049741...

1892 год Настоящий 1892 год есть один из самых достопамятных годов моей жизни. Он ознаменован был для меня весьма важными и утешительными событиями, а именно: 1) в этом году (25 января) совершилось пятидесятилетие 238 моего служения в священном сане; 2) в этом году (4 ноября) исполнилось 30 лет 239 со дня моей архиерейской хиротонии; 3) в этом году, 15-го мая, удостоен я высокой Монаршей награды – ордена св. Владимира 1-й степени; и 4) в этом, наконец, году мне даровано было великое духовное утешение участвовать, 25-го сентября, в знаменательном торжестве Троицкой Лавры по случаю исполнившегося 500-летия со дня блаженной кончины (в 1392 г.) великого Заступника земли Российской, Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Но о каждом из этих событий подробнее будет сказано в своем месте. Теперь же я буду продолжать свою «Хронику» в принятом мною порядке. 1-е января. Среда. Новый год. Литургию и молебен совершал, по обыкновению, в кафедральном соборе. Затем принимал немногих поздравителей и читал полученные с почты письменные приветствия. Между прочим, приветствовал меня из Москвы один из родственников моих: «С новым годом поздравляю. Москва новый год встречает с новым архипастырем. 240 У нового архипастыря и порядки новые: служит скоро, решает дела без замедления, благоговеет пред ходатайствами сильных мира сего. Зная, что предшественник особенно не нравился знатным мира сего за невнимание к ходатайствам их, нынешний Владыка оказывает полное внимание всем лицам высокопоставленным. К приезду митрополита было 9 мест священнических свободных, и на все эти вакантные места Митрополит определил о.о. диаконов по просьбе прихожан или ходатайству сильных мира. Митрополит Московский пока многим не нравится: лицом невзрачен; не имеет вида и доброты своих предшественников (Макария и Иоанникия), по отзыву купечества, «не церковен», «не благоговеен». И последняя особенность в характере Митрополита понятна: он ведь все время своей жизни провел в местах (Каменец-Подольск, Одесса, Варшава), где благочестивые обычаи и порядки церковные нестрого соблюдаются. Так, в Каменец-Подольске во время крестного хода местный епископ хоть в карете поезжай, и там не обратят на это внимание, а здесь в Москве Митрополит Леонтий во время крестного хода из Казанского собора в Успенский собор шел под зонтом (по случаю небольшого снега), и москвичи за это укрывательство головы под зонтом осудили нового Митрополита. Осудили и за то, что во время крестного хода мало или почти совсем не благословлял народ; в соборе «неистово» совершал крестное знамение; служит скоро. (Литургия продолжается меньше часа). Со временем народ привыкнет к новому Святителю, а теперь пока, народ недоволен».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

26 августа. ПРАВМИР. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия — Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя. В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа. В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в XVIII веке).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

26. Архиепископ Серапион 2 Курцев 317 (с 1551 по 1553 г.) После отъезда архиеп. Феодосия в Москву в 1551 году, Новгород оставался без владыки «40 недель да и 4 недели» 318 . Вызванный для совещаний по делам церковным, он уже не возвратился в Новгород, чтобы упокоиться навеки под сению св. Софии. На место Феодосия в том же 1551 году был избран в архиепископы Новгороду Серапион, по прозванию Курцев – игумен Сергиева монастыря, и хиротонисан 14-го июня митрополитом Макарием. Прибыв в Новгород 23-го августа «в 7-м часу дня, он в тот же день служил божественную литургию во святей Софии и молебны пел». Новгородцы рады были прибытию своего владыки и сделали ему торжественную встречу: «конец Славна вышли со кресты архимандрит, и игумены, и попы, и вси мужи и жены Новгородци» 319 . Кратковременно и скорбно было время управления архиеп. Серапиона Новгородскою паствою. Не прошло и года с дня прибытия его на святительскую кафедру, как посетило Новгород и его область ужасное моровое поветрие. В чем обнаруживалась болезнь, летописец не упоминает, а говорит только, что мор начал появляться «в Новгороде на Редятине улице 320 , с июля месяца 1552 г., а с августа месяца велми сильнее бысть: и Божиим попущением, таково бысть поветрие от Семеня дня (1-го сент. 7061) 1553 г. до Николина дни месяца декабря». Жертвою поветрия было бесчисленное множество иноков, священников и диаконов, так что на две и на три волости оставалось по одному священнику, многие храмы запустели и оставались без вседневной божественной службы; а из многочисленного штата Софийского собора, который состоял тогда из протоиерея, 18-ти священников, протодиакона, 4-х диаконов и архидиакона, осталось только шесть священников, да два диакона. Даже многолетние старцы не запомнят такого поветрия на священнический чин. По сказанию летописца, в Новгороде и по монастырям, в Старой Руссе, в пригородах и в волостях Новгородских смертоносная язва похитила игуменов, священников и инокинь, монашеского чина священников и диаконов, и всех православных христиан 279594 человека. Великий князь Иван Васильевич, известясь о бедствии, постигшем Новгород, велел своему богомольцу архиеп. Серапиону построить две церкви, и владыка, исполняя волю государя, помолившись вкупе со всем освященным собором, с городскими властями и со всем христолюбивым народом, поставил «единого дни на Семен день (7061) две деревянных церкви, – одну во имя препод. Кирилла Белозерского чудотворца, а другую во имя св. мученика Христофора» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Будучи уроженцем г. Тулы, будущий жировичский настоятель в шестнадцатилетнем возрасте поступил послушником в Свято-Макариевскую пустынь Тульской епархии, где по прошествии двух лет принял иноческий постриг. В 1911 г. он был переведен в Успенскую Почаевскую лавру, пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1912 г. состоялась иерейская хиротония Тихона (Шарапова), после которой он получил назначение на должность помощника редактора журнала «Русский инок», а через два года возглавил редакцию журнала. Начало Первой мировой войны коренным образом изменило жизнь почаевского насельника. Распоряжением епископа Кременецкого Дионисия (Валединского) (1876–1960), викария Волынской епархии, в августе 1914 г. иеромонах Тихон был командирован в Галицию для участия в деле воссоединения униатов. В сентябре того же года священнослужитель был зачислен в санитарный отряд Государственной думы, а в апреле 1915 г. его прикомандировали к 177-му Изборскому пехотному полку. Не ограничиваясь исполнением обычных священнических обязанностей, он организовал полковое православное братство Христа Спасителя. В 1916 г. священнослужитель был награжден орденом св. Владимира с мечами, орденом св. Анны с мечами и золотым наперсным крестом, а в декабре 1917 г. удостоился благословения Всероссийского Поместного Собора и Патриаршей грамоты. После заключения Брестского мирного договора и выхода России из войны архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) (1868–1946) направил иеромонаха Тихона на служение в подворье Почаевской лавры в г. Здолбунове (ныне райцентр Ровенской области, Украина). В кратчайшие сроки священнослужитель организовал на базе подворья Здолбуновское православное братство в честь Пресвятой Богородицы, за что был награжден Патриаршей грамотой. К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, успешность которой во многом была обусловлена изданием редактируемого иеромонахом Тихоном миссионерско-апологетического журнала «Православие» . В том же году деятельность братства обратила на себя внимание руководства Украинской Народной Республики, по распоряжению которого иеромонах Тихон (Шарапов) был заключен под стражу и сослан в греко-католический базилианский монастырь в местечке Бучача Тернопольского округа. На протяжении нескольких месяцев он разделял свое заключение с пребывавшими под арестом в этой же обители митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) (1863–1936), архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) (1868–1946), епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) (1868–1938) и архимандритом Виталием (Максименко) (1873–1960) . Поражение петлюровских войск в ходе боевых действий гражданской войны позволило бучачским узникам получить свободу и вернуться к церковному служению. По возвращении в Здолбунов иеромонах Тихон продолжил свою активную миссионерскую деятельность.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иосиф (Чернов): неизвестные воспоминания 31.05.2013 852 Время на чтение 8 минут Старец и исповедник веры, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Иван Михайлович Чернов) родился ровно 120 лет назад в Белоруссии, в Могилеве-на-Днепре в семье военного 2 июня 1893 года, в день памяти великомученика Иоанна Нового, Сочавского. Владыка отсидел двадцать лет в советских лагерях, чудом избежал фашистского расстрела. При этом, по словам очевидцев, он никогда не унывал, охотно утешал других и даже юродствовал. Первый арест таганрогский епископ Иосиф (Чернов) пережил в 1935 году, когда особым совещанием при НКВД СССР его осудили на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию». Владыка был освобожден в декабре 1940 года и направлен обратно в Таганрог. В этом период владыка Иосиф принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. После того, как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года он возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа. С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Однажды он был кратковременно арестован. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства он не стал. Более того, отец Иосиф помог некоторым евреям спастись от фашистов, а также активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в окормляемых владыкой Иосифом областях. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую. Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск из Умани 11 января 1944 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение митрополита Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова) 16.08.2020 802 Время на чтение 7 минут Источник: Екатеринбургская еапрхия Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Почитаю своим долгом более подробно разъяснить каноническое положение бывшего схиигумена Сергия (Романова), который с 24 июля сего года уже окончательно и без надежды на восстановление извержен из священного сана, лишен благодати хиротонии и утерял право совершать Таинства и вообще какие-либо священнические действия как ныне, так и когда-либо в будущем. Вначале брат Сергий признал лишение сана, сказал, что и почитаемые им Афонские старцы благословили ему более не приступать к священству, назвал себя схимонахом Сергием и по-видимому принял справедливое о себе решение Церкви. По своему обыкновению он записал об этом видеообращение. Однако буквально через несколько часов передумал, видеозапись удалил, возложил на себя священнический крест и самовольно приступил к священнослужению. В настоящее время схимонах Сергий, презрев Церковь Христову, находясь в дерзновенном самообольщении, по внешнему виду воспроизводит чинопоследование Божественной Литургии. Однако она, в силу безблагодатности служителя, не только не совершается, но является для него самого и соучастников смертным грехом кощунства и поругания святыни. Присоединяя к своим грехам ещё и грех Иуды, схимонах Сергий (Романов) влечёт в след за собой и души доверившихся ему людей. История Церкви знает не только подвиги святых, но и их падения. Нас не должно смущать, что павший монах был много лет облечен благодатью священства и совершил немало добрых поступков. Ибо только лежащие не падают и лишь бездеятельные не совершают ошибок. Но те, кто мог бы служить добру и правде и имеют дары и таланты – являются предметами особых дьявольских искушений, дабы лишить Церковь служителей, а самих служителей спасительного ковчега Христовой Церкви. В жизни брата Сергия было чудо покаяния, было сокрушение сердечное и место самоотверженному подвигу. Но тщеславие – сладкий яд Сатаны и приятный малозаметный порок – отравило его душу, превратило его монашество в актерство, проповеди в агитацию, пастырство в диктат, а возглавляемую им евхаристическую общину в политический клуб или, что ещё хуже, в беззаконное собрание.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/16/obrawe...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Свет Христов просвещает всех " . Деятельность православных миссионеров на Кубе и в Африке 17.11.2007 378 Время на чтение 4 минуты Деревня в Конго названа в честь православного миссионера Вот уже несколько лет греческое православное общество " Косма Этолийский " ведет активную миссионерскую деятельность в Африке. Частью этой работы стало строительство храма во имя Космы Этолийского, общеобразовательной школы, духовного центра и поликлиники в деревне Baba-Kosmas в Конго. Деревня и культурно-просветительский комплекс построены и названы в честь " апостола Заира " - православного миссионера отца Космы (Асланидиса), трагически погибшего в дорожно-транспортном происшествии 27 января 1989 года. Построенный на месте автокатастрофы комплекс должен способствовать духовному и социальному развитию региона: уже сейчас вокруг храма и школы селятся люди из окрестных селений. Большое количество местных жителей принимает Православие; недавно состоялась хиротония священника, который не только будет служить во вновь построенном храме, но и курировать реализацию всех благотворительных и социальных программ. Показательно, что отец Захария (так зовут священника) является коренным жителем этой области. Куба - страна, которая любит Православие С каждым новым посещением Кубы митрополит Мексики Афинагор убеждается, что эта страна постепенно становится форпостом Православия в Центральной и Латинской Америке. В ходе очередного визита владыки были рукоположены трое священнослужителей: два иерея и один диакон. В частности, священнический сан принял Афанасий Индес Фернандес, которого предполагается сделать ректором строящейся Духовной академии в Гаване. Отец Афанасий - бывший католик и преподаватель отделения истории искусств Гаванского университета. В Православие он пришел после долгих исканий и кропотливого изучения Священного Писания и Предания (для этого он даже самостоятельно выучил древнегреческий и новогреческий языки). Три года назад (как раз тогда отец Афанасий крестился в Православие) руководство Гаванского университета предложило ему отправиться в Японию для изучения японского искусства и языка, чтобы впоследствии возглавить соответствующую кафедру в университете. Несмотря на оказанную ему честь и открывающиеся перспективы, он ответил на это заманчивое предложение отказом и ушел из университета, предпочтя посвятить свою жизнь служению Православию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

игум. Аристарх (Лебедев) На протяжении всего Своего исторического пути Святая Церковь , исполняя повеление Божественного Откровения: Идите, научите все народы ( Мф. 28:19 ), несла и несет в мир Свет Вечного Евангелия. Для исполнения этой божественной миссии Церковь всегда нуждалась в людях, могущих соединить в своей душе искреннее христианское благочестие и высокую образованность. Одним из ярких представителей плеяды деятелей именно такого отечественного Православия является епископ Сильвестр (Малеванский) , которому в этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения и 100 лет со дня его смерти. Это был великий труженик отечественной догматической науки, неутомимый богослов и вдохновенный педагог, посвятивший Академии более сорока лет своей профессорской деятельности. «Богатые природные дарования соединились в нем с неустанным трудолюбием, глубокие научные стремления сочетались с высокой христианской жизнью. Главным же делом всей жизни Владыки было служение богословской науке. И в этом служении он явил высокий пример никогда не оскудевающих стремлений к истине. Своих ученых трудов он не прерывал до глубокой старости. От них не отрывали его ни немощи, ни те многочисленные занятия, которыми он всегда был обременен» 1 . Однако епископ Сильвестр «распространял свет божественного учения не только посредством прочитанных лекций, не только путем обнародования в печати своих замечательных богословских произведений, он старался по возможности показать на самом себе, на своей жизни действенность и благотворность христианского учения. Его глубокая религиозность, его живая вера в Божественного Искупителя наполняла всю его сущность» 2 . Епископ Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский) родился на Волыни 9 (22) января 1828 года в семье священника, в которой получил глубоко религиозное воспитание. По окончании курса Волынской духовной семинарии, после женитьбы и священнической хиротонии в 1847 году, он некоторое время нес священническое служение на сельских приходах своей родной епархии. Однако приходская служба его была непродолжительной. Священник Стефан вскоре овдовел, и, вслед за тем, в 1853 году, поступил в Киевскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010