Святитель Филарет (Вознесенский). Скорбные послания Святейшим и Блаженнейшим Главам Православных Церквей; Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам Смиренного Филарета, Митрополита Русской Православной Зарубежной Церкви Скорбное послание Святые Отцы и Учители Церкви наставляли нас, чтобы мы как зеницу ока хранили истину Православия. А Господь наш Иисус Христос, научая Своих учеников соблюдать каждую йоту или черту закона Божия, сказал, что «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5, 19 ). Он посылал Своих учеников научать все народы преподанному Им учению в чистом и неповрежденном виде, и этот долг затем перешел к каждому из нас, епископов, по преемству от святых Апостолов. Этому научает нас и догматическое определение Седьмого Вселенского Собора словами: «Храним ненововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания». В 1-м правиле того же Собора Святые Отцы добавляют к этому: «Приявшим священническое достоинство, свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления, которые охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу глаголюще: «На пути свидений Твоих насладихся, яко о всякмо богатстве» ( Пс. 118:14 ). Такожде: «заповедал ecu правду, свидения Твоя во век; вразуми мя, и жив буду» ( Пс. 118, 138 и 144). И аще пророческий глас повелевает нам во век хранить свидения Божия и жить в них, то явно есть, яко пребывают оные несокрушимы и непоколебимы.» Твердо хранить Веру и правила Святых Отцов каждый из нас торжественно обещает при хиротонии, обязуясь перед Богом незыблемо блюсти Православие от вкрадывающихся в нашу жизнь искушений и заблуждений. Если искушение появляется только в одной из Православных Церквей, то и исправление может быть найдено в том же пределе. Но когда некое зло проникает почти во все наши Церкви, то оно становится делом, касающимся каждого епископа. Может ли кто-нибудь из нас бездействовать, если он видит, как одновременно множество его собратий идут по пути, ведущему их и их паству в гибельную пропасть через незамечаемую ими утрату Православия?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Священник Анатолий Григорьев 28 ноября 2022 г. 17:00 Иерей Анатолий Григорьев 23.03.1977–09.09.2022 9 сентября 2022 года в зоне специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине при исполнении пастырских обязанностей по окормлению военнослужащих татарстанского батальона «Алга» на 46-м году жизни погиб клирик Казанской епархии настоятель храма Богоявления Господня в селе Исаково (Зеленодольский район, Республика Татарстан) иерей Анатолий Григорьев.  PDF-bepcuя . Священник Анатолий Анатольевич Григорьев родился 23 марта 1977 года в деревне Албахино Красноармейского района Чувашской АССР. В 1992 году окончил общеобразовательную школу. В 1992–1995 годах учился в специальном профессиональном училище 22 г. Канаш, где получил специальность «тракторист-машинист». В 1995–1998 годах служил в Вооруженных Силах РФ в войсках морской пехоты в г. Севастополе. С 2013 по 2017 год учился в Казанской духовной семинарии. В конце 1998 года Анатолий приехал в Казань, чтобы помочь в восстановлении храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 2001 году он женился, был рукоположен в сан диакона и приписан к этому же храму. Через два года состоялась его священническая хиротония, после чего он стал настоятелем Богоявленского храма села Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан.  Первоочередной задачей молодого священника стало создание общины и восстановление храма. И хотя для этого необходимо было много физических сил и материальных затрат, а у жителей села возрождение святыни отнюдь не стояло на первом месте, пастырь не унывал. Он начал с самого главного — возобновления богослужебной жизни. И пусть в холодное время причащать людей иногда приходилось в перчатках, потому что руки примерзали к Чаше, казалось, эти трудности только заряжали его энергией.  Девиз пастыря «держаться и не сдаваться» хорошо усвоили и его духовные чада. Постепенно в Богоявленском храме сложилась дружная приходская община, которую составили не только местные жители, но и приезжие из других сел, из Казани, военные — бывшие сослуживцы настоятеля и, конечно, молодежь, которая тянулась к инициативному священнику и доверяла ему на исповеди сокровенные тайны своей души.

http://e-vestnik.ru/db/ierey_anatoliy_gr...

Священномученик Григорий Златорунский, икона ЖМП 11 ноябрь 2022 /  21 ноября 2022 г. 15:00 «Возгревай во мне дар священства» О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ И ПОДВИГЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ ЗЛАТОРУНСКОГО Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного училища 1 , Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской губернии 2 . В начале 1896 года вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, а 21 июня того же года рукоположен во диакона. В браке у отца Григория родились три дочери: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года)   PDF-bepcuя. Начиная с 1898 года Григорий Васильевич свыше десяти лет прослужил в диаконском сане на приходах Кубани и Ставрополья 3 . Все это время он также преподавал в церковно-­приходских школах и за усердное исполнение обязанностей был отмечен в 1902 и 1904 годах благодарностями вышестоящего начальства, а в 1909 году государственной наградой — юбилейной серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ» 4 . После успешной сдачи богословского экзамена отец Григорий в марте 1909 года хиротонисан во пресвитеры 5 и определен на священническое место Покровской церкви села Голицыно Кубанской области 6 .  Судьбоносной вехой в его пастырском служении стало участие в торжествах в честь прославления святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году 7 . У нетленных мощей святого он молился: «Святителю отче Иоасафе… Возгревай во мне дар священства, помоги достойно ходити своего звания!» Паломничество укрепило молодого священника в необходимом утверждении святой веры в душах его паствы и ограждении ее от влияния сект, ересей и раскольников. С этого момента гораздо больше внимания он стал уделять вразумлению заблудших в вере и жизни людей, с которыми приходилось встречаться в разных жизненных ситуациях.

http://e-vestnik.ru/analytics/svjaschenn...

Скачать epub pdf Жизнеописание святейшего патриарха Московского и всея Руси Гермогена 439 Предание не сохранило сведений о детских годах патриарха Гермогена. Историки предполагают, что родом он был из Вятки, а по происхождению принадлежал к посадским людям. Мирское имя его было Ермолай, как, впрочем, святейший и сам порой подписывался. Один из московских священников – современников святейшего патриарха свидетельствовал, что в молодые годы Ермолай пребывал «в казаках донских, а после – попом в Казани». Впервые в письменных источниках мы встречаем имя Ермолая в связи с его священническим служением в Казани. Священнический сан он принял довольно поздно – годам к пятидесяти. Он был настоятелем Гостинодворской Никольской церкви города Казани. В среде духовенства пользовался большим уважением и почитанием за свои литературные и книжные дарования. Именно ему выпала честь поднять на свои руки новоявленную икону Божией Матери Казанской, найденную после пожара в городе в 1579 году на месте сгоревшего дома стрельца Данилы Онучина. Казанский митрополит Иеремия избрал для этой цели именно гостинодворского священника. Позже он, по поручению царя Иоанна Грозного, составил описание, достаточно обстоятельное и красноречивое, этого торжества. Вскоре после этого события он овдовел. Избрав монашество, принял постриг в Спасо-Преображенской Казанской обители и довольно скоро стал ее настоятелем. Наследство получил тяжелое – обитель сильно пострадала во время пожара 1579 года. Будущий святитель ревностно трудился, восстанавливая монастырь. А спустя еще несколько лет, в 1589 году, был хиротонисан в Москве во епископа на кафедру митрополита Казанского и Астраханского. Его опыт пастырского служения в Казани помог и в святительской деятельности. Этот край, недавно присоединенный к Москве, требовал духовного просвещения. Окруженный мусульманами, часто враждебно относившимися к христианам, святитель начинает трудиться в деле просвещения края. Годы святительства ознаменовались возведением новых храмов – на месте обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери, а также в Спасо-Преображенском монастыре. Ревностно заботился святитель и о прославлении местных святых. В 1592 году он переносит из Москвы в Свияжск в Успенский монастырь мощи казанского святителя Германа – просветителя инородцев 440 . А спустя четыре года открывает мощи казанских святителей-миссионеров Гурия и Варсонофия 441 . А затем сам, со слов старожилов, описывает их труды и подвиги среди казанских жителей. Именно ему мы обязаны тем, что до наших времен дошли сведения и о первых мучениках среди новообращенной казанской паствы – Иоанне, Стефане и Петре 442 . Мученики Стефан и Петр были обращены в христианство из мусульман. По благословению патриарха Иова в 1592 году митрополит Гермоген устанавливает ежегодную панихиду по новым мученикам и записывает их имена в синодик. В этом же году он велит совершать по всем церквам в первую субботу после Покрова память всех русских воинов, погибших при взятии Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Свт. Филарет (Вознесенский), Первоиерарх РПЦЗ († 1985 г.) [Первое Скорбное Послание против экуменизма.] Святейшим и Блаженнейшим Главам Православных Церквей; Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам; Смиренного Филарета, Митрополита Русской Православной Зарубежной Церкви Скорбное Послание. Святые Отцы и Учители Церкви наставляли нас, чтобы мы как зеницу ока хранили истину Православия. А Господь наш Иисус Христос, научая Своих учеников соблюдать каждую иоту или черту закона Божия, сказал, что «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» ( Матф. 5, 19 ). Он посылал Своих учеников научать все народы преподанному Им учению в чистом и неповрежденном виде и этот долг затем перешел к каждому из нас, епископов, по преемству от святых Апостолов. Этому научает нас и догматическое определение Седьмого Вселенского Собора словами: «Храним ненововводно все писанием или без писания установленныя для нас Церковныя предания». В 1-м правиле того же Собора Святые Отцы добавляють к этому: «Приявшим священническое достоинство, свидетельствами и руководством служат начертанныя правила и постановления, которыя охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу глаголюще: «на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве ( Псал. 118, 14 ). Такожде: «заповедал еси правду, свидения Твоя во век: вразуми мя и жив буду» ( Псал. 118, 138 и 144). И аще пророческий глас повелевает нам во век хранить свидения Божия, и жить в них: то явно есть, яко пребывают оныя несокрушимы и непоколебимы». Твердо хранить Веру и правила Святых Отцов каждый из нас торжественно обещает при хиротонии, обязуясь перед Богом незыблимо блюсти Православие от вкрадывающихся в нашу жизнь искушений и заблуждений. Если искушение появляется только в одной из Православных Церквей, то и исправление может быть найдено в том же пределе. Но когда некое зло проникает почти во все наши Церкви, то оно становится делом, касающимся каждого епископа. Может ли кто-нибудь из нас бездействовать, если он видит, как одновременно множество его собратий идут по пути, ведущему их и их паству в гибельную пропасть через незамечаемую ими утрату Православия?

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Три истории из жизни отца Савватия Отец Савватий в нерешительности стоял на горе за воротами монастыря. Сердце частило, и появился помысел о том, что если станет плохо, то некому будет помочь. И утром его чада найдут только бездыханное тело своего пастыря. Может, вернуться? Нет, нужно сделать то, ради чего он молился, испрашивая благословения у Господа. 9 июня, 2012 Отец Савватий в нерешительности стоял на горе за воротами монастыря. Сердце частило, и появился помысел о том, что если станет плохо, то некому будет помочь. И утром его чада найдут только бездыханное тело своего пастыря. Может, вернуться? Нет, нужно сделать то, ради чего он молился, испрашивая благословения у Господа. Один день священника Телефон зазвонил неожиданно. Отец Савватий поморщился и с трудом поднялся с кресла. Он очень устал за прошедшую неделю: подходил к концу Великий пост с его долгими службами, длинными очередями на исповедь. Высокий, мощный батюшка похудел, и лицо его сегодня, после длинной службы, было особенно бледным, с синевой под глазами. Несмотря на довольно молодой возраст, (отцу Савватию было сорок пять), в его чёрных волосах всё заметнее сверкали белые прядки. На вопросы о ранней седине он обычно шутил, что у священников год службы можно считать за два. Рукоположен отец Савватий был совсем молодым – в двадцать один год, сначала целибатом, потом, по благословению старца, принял постриг и стал иеромонахом. А затем игуменом, строителем и духовником монастыря . И теперь, когда за плечами было почти двадцать пять лет священнической хиротонии, ему казалось, что прошла целая жизнь. Так много было пережито за эти годы, так много людей нуждалось в его помощи и молитве! Когда начинал служить, гулким эхом отдавались возгласы в пустом, отдалённом от областного центра храме. А сейчас вот на службе, как говорится, яблоку негде упасть, так плотно стоит народ. Этим утром, правда, прихожан на службе было меньше, чем обычно: лёд на реке Чусовой стал слишком тонок. Чусовая отделяла старинную церковь Всех Святых от небольшого уральского посёлка Г., и теперь, пока не пройдёт лёд по реке, никто из посёлка не сможет добраться до храма.

http://pravmir.ru/tri-istorii-iz-zhizni-...

Фигура киноактера, шоумена и телеведущего Ивана Охлобыстина привлекает внимание, и отнюдь не только в связи с этой его деятельностью. Перипетии судьбы отца Иоанна — а именно так в недавнем прошлом обращались к этому человеку — вызывает у верующих людей боль и недоумение, а еще — очень серьезные вопросы, касающиеся отнюдь не одного только Охлобыстина. Вопросы о священническом служении, о долге человека, пребывающего в священном сане. Все это видно из приведенного ниже письма из нашей электронной почты. «…Мне на самом деле очень жаль этого человека — по-своему хорошего, доброго, судя по всему. От всего происходящего с ним он, как мне думается, очень страдает, а главное — понимает глубину своей драмы, ужас привыкания к ней: «Вы говорили, что двух лет запрета в служении ваша психика не выдержит…» — «Боюсь, что может выдержать» — это из интервью вскоре после запрета. При этом он периодически впадает в самообман: «Кончу сниматься — пошью новый подрясник», «Отбабашу контракты и сломя голову на корабль церковный. Душно мне здесь». Что душно — охотно верю, но вот вернуться «на корабль»… возможно, впрочем, но — только кающимся грешником, блудным сыном. Не пастырем уж никак — так мне, во всяком случае, представляется. Но, с другой стороны, Охлобыстин не извергнут из сана, а в служении запрещен — по собственному желанию, как ни парадоксально это звучит. Святейший Патриарх, насколько я понимаю, дал ему время определиться: кем он хочет быть, священником или… или тем, что он есть сейчас. А кто он сейчас? На одном православном сайте его назвали «акробат под куполом Церкви». Я хотела возразить, что он совсем не под ее куполом, причем тут Церковь вообще… но подумала: он ведь верующий, православный человек, это отрицать невозможно. Но от этого еще непонятнее: как можно так обращаться с благодатью, полученной в Таинстве хиротонии, передаваемой от апостолов и Самого Христа? Будто это вещь какая-то, которую можно убрать в шкаф, а потом опять достать из шкафа. А ведь Охлобыстин такой не один, хотя и самый из них знаменитый. Поэтому хотелось бы спросить: что происходит со священнослужителем, сознательно оставившим свое служение? А с извергнутым из сана? Возможно ли возвращение по раскаянии, или это, как говорится, билет в один конец? Какова ответственность бывшего священника перед Богом и паствой? Как надлежит относиться к этим бывшим и как за них молиться?

http://pravoslavie.ru/51737.html

ЦВ 17 (461) сентябрь 2011 /  12 сентября 2011 г. Епископ Игнатий: Условия современного мира требуют от нас незамедлительных действий 21 августа в Преображенском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского.   Из Слова архимандрита Игнатия (Депутатова) при наречении во епископа Шахтинского и Миллеровского Ваше Святейшество, Святейший владыка и любящий наш отец! Богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви! Всемилостивый Бог призывает ныне меня к великому и безмерно ответственному архиерейскому служению на Шахтинской кафедре через определение Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви. Особенно трепетно для меня, что Донская земля является родиной моих предков, принадлежащих к священнической династии. Мой прадед иерей Павел Коробейников в 30-е годы был расстрелян на этой земле вместе с Ростовским архиереем. Ныне по Промыслу Божию происходящие со мной события невольно обращают мой мысленный взор к пройденному недолгому моему жизненному пути. Передо мной проносятся юные годы, когда я проходил обучение в духовных школах. Вспоминаются наставники и духовники, которые старались привить подлинную жертвенную любовь к людям. Особенно остро звучат в моей памяти слова одного наставника, обращенные к нам, тогда еще студентам Санкт-Петербургской духовной академии, который говорил: «Всегда помните, дорогие мои, и никогда не забывайте о том, что вы призваны пасти не своих овец, но овец стада Христова, за каждую из которых Христос Спаситель готов вновь и вновь идти на крестные страдания и смерть». И вот я, предстоя перед величием этого жертвенного служения, вспоминаю слова приснопамятного митрополита Антония Сурожского, который, рассуждая о пастырском служении, говорил, что это служение не должно знать ни дня ни ночи; что не должно быть такого момента, когда человек не имеет права страдать, болеть, нуждаться в помощи только потому, что пастырю пришло время отдыхать или заниматься своими делами. И сколь ответственнее и требовательнее должно быть отношение у епископа к своему служению! Он должен иметь незыблемую готовность встретить любые испытания, принять любой удар и даже саму смерть, ибо епископ идет первым по тернистому пути за Христом, ведя за собой вверенную ему паству.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_ignatiy...

ЦВ 18 (462) сентябрь 2011 /  23 сентября 2011 г. Епископ Серафим: Души человеческие жаждут слова истины 3 сентября за Божественной литургией в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря в Иркутске Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Кузьминова) во епископа Каменского и Алапаевского.   Слово архимандрита Серафима (Кузьминова) при наречении во епископа Каменского и Алапаевского Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец наш! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви! Промыслом Божиим, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода нашей Матери-Церкви ныне призываюсь я, недостойный, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14) быть преемником служения апостольского, епископом Русской Православной Церкви. Сегодня вновь я переживаю то же самое чувство, которое испытал четырехлетним отроком, когда Господь особым образом коснулся моего сердца, наполнив его необычайным, неведомым мне восторгом так, что крещение для меня стало не только самым первым воспоминанием детства, но и первым опытом богообщения. Дом Божий, его благолепие и ощущение благодатного Божественного мира всегда влекли меня к себе, детская молитва освящала сердце пламенной радостью. Годы отрочества, наполненные исканием смысла жизни, окончательно привели меня в храм Божий, открыв мне суть моей жизни в служении Христовой Церкви. Господь и Пречистая Матерь Его укрепляли меня в этом намерении, через алтарное послушание приведя Своими неисповедимыми путями к монашеству, а затем и ко священству, воспринятым от рук приснопамятного митрополита Серапиона и Высокопреосвященнейшего архиепископа Кирилла. С первого года моего священнического служения и до настоящего момента несу я послушание преподавателя пастырских курсов Тульского духовного училища, а затем и кафедры теологии Тульского государственного университета. Знания, духовный опыт, полученные за годы моего обучения на пастырских курсах при Тульском епархиальном управлении, в Калужской духовной семинарии, Санкт-Петербургской православной духовной академии и Тульском государственном университете, Господь даровал мне передать православной молодежи через учебную кафедру.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_serafim...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рукоположенный иерей с Залогом в руках Согласно совр. правосл. изданиям богослужебных книг, вручение З. происходит после освящения Даров: в совр. рус. традиции - перед словами эпиклезы       в совр. греч. традиции - после окончания эпиклезы и 1-й ч. intercessio, перед возгласом Εν πρτοις μνσθητι, Κριε (        ) (см.: Θουντολης. 1977. Σ. 21). Архиерей вручает З. (обычно он сразу полагается на отдельный дискос и подается уже на нем) ставленнику, говоря:                                                               (Чиновник. Кн. 1. С. 97-98; в греч. традиции текст неск. отличается, см.: Дмитриевский. 1904. С. 103; Τρεμπλας. Μικρν Εχολϒιον. Τ. 1. Σ. 235). Получив З., новорукоположенный священник держит его в руках до возгласа     когда З. вновь ставится вместе с остальным освященным Хлебом на главный дискос. Согласно первоначальной византийской практике, отраженной в ряде древних рукописей чинов хиротоний (в т. ч. в их древнейшем слав. переводе; см.: Желтов. 2005. С. 150, 155), З. вручался ставленнику не после, а до освящения Даров; тем самым смысл вручения З. состоял в том, что новорукоположенному священнику сразу после его хиротонии доверялось освятить хлеб Евхаристии, хотя и не в качестве предстоятеля (его место занимал рукополагающий епископ), а в качестве сослужащего, чтобы сразу явить главное содержание полученного во время рукоположения священнического служения. Такой порядок полностью соответствовал порядку чинов хиротоний в др. церковные и священные степени: чтецу после хиротесии вручался Апостол, и он читал из него зачало; певцу - Псалтирь, и он пел по ней прокимен; диакону после хиротонии - Св. Чаша, и он причащал из нее народ Св. Кровью (впосл. эта практика была отменена в связи с повсеместным распространением практики причащать мирян с помощью лжицы, одновременно Св. Телом и Св. Кровью); наконец, епископ после хиротонии вставал на место предстоятеля (в современной практике новорукоположенный епископ не занимает место предстоятеля, но по-прежнему произносит возглас, который некогда был 1-м возгласом предстоятеля на литургии,     перед Апостолом). Вручавшийся новорукоположенному неосвященный хлеб представлял собой отдельный Агнец (в Византии долго сохр. практика совершения литургии по мере необходимости на мн. Агнцах и Чашах; см.: Taft. Great Entrance. P. 208); архиерей подавал его новорукоположенному в молчании (см.: Θουντολης. 1977. Σ. 22), и тот читал над ним одновременно с архиереем всю анафору .

http://pravenc.ru/text/182537.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010