Закрыть itemscope itemtype="" > Благодать как солнечный свет 09.11.2017 602 Время на чтение 5 минут Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте. Это мое место Те, кто не «бывают» на Афоне, а живут там - люди совершенно разные, у каждого из них своя история, и каждый из них может рассказать, как его судьбой стало это святое место. Иеродиакон Иустин (Крастев) из монастыря Зограф посетил Архангельскую епархию с особой миссией - он передал в Веркольский монастырь некоторые афонские святыни. Посланник святого места нашел время рассказать читателям «Вестника митрополии» о том, как он оказался «в объятиях Божией Матери». О Боге отец Иустин услышал в 23 года от одного из коллег, с которым работали в ресторане в родной Софии, в Болгарии. Юноша доверился своему другу-христианину, и тот помог ему подготовиться к поступлению в Софийскую семинарию. «Я сказал тому коллеге из ресторана: " Что хочешь со мной делай, но чтобы я поступил! " Экзамен был не тяжел, с певческими данными у меня тоже оказалось все в порядке. Потом я отлично сдал экзамены на богословский факультет университета и некоторое время получал параллельно и светское, и духовное образование. После семинарии не думал о монашестве. Когда говорили об Афоне, полагал, что это где-то далеко от меня, наверное, так же далеко, как Русский Север от Болгарии», - рассказал отец-иеродиакон. Тем временем один сокурсник Иустина по семинарии поехал в Зограф, болгарский монастырь на Афоне с желанием стать монахом. «Через несколько месяцев он позвонил мне и сказал, что в обители ищут повара, - продолжил беседу иеродиакон. - В конце 1997 года там было мало насельников, всего 14 братьев, семь молодых и семь старых. Я оставил учебу и девушку, с которой мы тогда встречались, подумал, что поеду немного помочь братии и вскоре вернусь».

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/9/bla...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Вознесенском Оршине монастыре 24.04.2009 475 Время на чтение 6 минут Тем, кто бывал в русских монастырях, думаю, хорошо знаком этот рассказ - о процветавшей до революции обители, закрытой большевиками, о сосланных монахах, о долгожданном возрождении в 1990-е, о мерзости запустения на месте некогда «райского сада», о службах в поначалу не отапливаемом храме, где зимой пар шел изо рта (причем именно это время было самым счастливым!), о том, как однажды нечем было заплатить строителям, но по молитве перед монастырской святыней тотчас кто-то приносил ровно требуемую сумму… Все эти истории, повторяющиеся с небольшими вариациями, у нас на глазах становятся Историей с большой буквы, а мы, паломники, ее бытописателями. Под покровом преподобного Савватия Вознесенский Оршин монастырь - один из самых древних на тверской земле. Он был основан как мужской на рубеже XIII-XIV веков. Издревле славился строгостью жизни иноков. У истоков его основания стоял преподобный Савватий Оршинский. О нем рассказывает настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия: - Преподобный Савватий был современником, а может быть, и учеником преподобного Сергия Радонежского. Стремясь к уединенной жизни, он ископал себе землянку в шести верстах от монастыря (сейчас там находится деревня Савватьево) и жил в ней. Он навещал братию, духовно окормлял ее и снова возвращался в лес. Это место не было поругано в годы гонений. Сейчас там владыкой Ювеналием установлен крест, служатся молебны. И в нашем монастыре есть небольшой деревянный храм преподобного Савватия, так что по сей день мы прибегаем к молитвам преподобного. О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на Земский Собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Федорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. В первой половине XVI века в монастыре выстроили величественный собор Вознесения Господня. В XVII веке, во время польско-литовских нашествий, обитель неоднократно подвергалась разорениям, почти все монахи были убиты, храм осквернен. В 1649 году монастырь приписали к Тверскому архиерейскому дому. К началу XX столетия в нем оставалось лишь семь насельников. В феврале 1903 года монастырь преобразовали в женский. Первая игумения, матушка Евдоксия, приехала с восемью сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря. Через десять лет насельниц было около 140, отреставрированы храм, игуменский корпус, возведены кельи. Сестры писали иконы, молились «за вся человеки» по особому чину. В монастырской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой мировой войны - приют для детей погибших воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > В ладони Господней 17.04.2009 304 Время на чтение 5 минут В этот город невозможно приехать впервые, сюда можно только вернуться. Как возвращается усталый путник домой после долгой разлуки. В лабиринтах генетической памяти человечества Иерусалим живёт так же естественно, как кровь пульсирует в наших жилах. Здесь — начало и венец истории, альфа и омега, вечная смерть и вечная жизнь. На нескольких квадратных километрах земли, в бесконечных временных пластах — как в ладони Господней. Здесь тысяча лет — как миг, и миг — как тысяча лет. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя», — жадно глотая терпкий воздух святого Города, вторю сладкоголосому псалмопевцу-царю. И сильный Давид, и мятежный Авессалом, и премудрый Соломон — все они оставили свой след в этом городе. Кто — в камне, кто — в небе над камнем. Этот небольшой город вместил в себя столько всего. Он вместил Того, в деснице Которого все города мира. Верующие трёх монотеистических религий считают эту землю святой. Миллионы иудеев, мусульман и христиан спешат сюда в поисках благодати. Но больше всего в Иерусалиме православных. Их не страшит ни близость войны, ни отсутствие денег, ни жаркий климат, ни чужой говор. Разноцветьем платочков рассыпались в толпе наши мироносицы, они бережно несут свои сосуды, им хватит огня... Эту мироносицу так и зовут — Мария. Она не из Магдалы, а из далёкой Австралии. Но при первом знакомстве принимаешь матушку Марию за монахиню из Саратовской глубинки, — настолько богат её русский. Когда же стайка черноглазой детворы кружится вокруг неё и, щедро одаренная звонкими шекелями, несётся прочь, узнаёшь, как хорош её арабский. Расплачиваясь в лавке с усталым иудеем, она торгуется на иврите, заблудившейся в лабиринтах города иностранке отвечает на чистом английском и учтиво раскланивается по-гречески со знакомым батюшкой. Она так и останется в памяти неким собирательным образом этого города. Разная, но удивительно цельная, живущая в Иерусалиме — австралийская монахиня с русской душой. Матушка Мария, украинская сестра Елизавета из монастыря Марии Магдалины и Ирина, тоже бывшая украинка из Паломнического центра — эти три жены-мироносицы покажут нам город Христа. Их сосуды полны масла до краёв, и этого света хватит, чтоб осветить дорогу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В наших сердцах живет Сербия» Маленькая страна оказалась не по зубам мировому капитализму, нашествию денег, бесовщины, бездуховности, мракобесия, американщины 22.10.2016 881 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , с 17 по 20 октября российская делегация в составе Анатолия Степанова и Владимира Крупина находилась с рабочим визитом в Сербии. Своими впечатлениями от поездки поделился в интервью «Русской народной линии» член делегации, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России, член центрального совета «Русского Собрания» русский писатель Владимир Николаевич Крупин : Я думаю, что многие знают прекраснейшую, выверенную веками сербскую пословицу: «На небе Господь, на земле Россия». Это очень точно сказано. Сербия — это наши главные, единственные, а, может быть, даже последние братья в эту эпоху, на этой земле, которых предали мы недавно. Я думаю, каждый из нас виноват, и покаяние надо приносить. Я видел следы бомбежек, следы руин, слышал рассказы, как это все было безжалостно, как американцы, НАТОвские войска хладнокровно бомбили Сербию. Страшно всё это... Вместе с тем, впечатление остаётся самое отрадное. Я в Сербии второй раз, в отличие от Анатолия Дмитриевича Степанова, который там много раз бывал, знает всё хорошо, и его там очень хорошо знают. Но тогда у меня поездка была более официальная: я прилетел, выступил и улетел. А сейчас поездка была паломническая. Мы были и в монастырях, мы были на месте гибели нашего великого воина полковника Николая Раевского, внука того генерала Раевского, который участвовал в Бородинской битве и сказал своим сыновьям: «Куда мы идем? Мы идем умирать за Россию». Там церковь, там память о России на каждом шагу. Там писатель (и председатель Русского Собрания в Сербии) Ранко Гойкович выпустил книгу, двухтомник: первая — «Знаменитые сербы в истории России» и вторая — «Знаменитые русские в истории Сербии»... На каждом шагу, конечно, память о России. Мы видели храм святителя Саввы, который возвышается над Белградом. Там река Сава, река Дунай и храмы покаянные, архитектура сохранённая, памятники, незабываемое кладбище Ново Гробле, там, где возвышается Архангел Михаил, разрывающий цепи, и написано: «Спите, орлы боевые». Там такое количество могил, в таком прекраснейшем порядке. Это образец не только для любой страны Европы, но и образец для нас тоже, как надо хранить могилы, память о людях.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/22/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Воспринимается это место не разумом, а сердцем как особый источник Божественной благодати» Начался визит Святейшего Патриарха Кирилла на Афон 28.05.2016 684 Время на чтение 16 минут 27 мая 2016 года началось паломническая поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору Афон, сообщает Патриархия.ru. В аэропорту «Македония» города Салоники Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: митрополит Кассандрийский Никодим; генеральный консул Российской Федерации в г. Салоники А.А. Попов; заместитель министра иностранных дел Греческой Республики Иоаннис Аманатидис; министр Македонии и Фракии госпожа Мария Коллиа-Тсаруха; представитель МИД в Северной Греции господин Иоаннис Викилидис. В числе встречавших Святейшего Патриарха Кирилла на афонской пристани Дафни были губернатор Афона Аристос Казмироглу, представители Священного Кинота иеромонах Павел (монастырь Ксиропотам) и иеромонах Иероним (монастырь Симонопетра), руководитель рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов. Это уже второй за последние годы визит на Святую Гору Предстоятеля Русской Православной Церкви. Во время предыдущей поездки, состоявшейся 2013 году, Святейший Патриарх Кирилл посетил многие афонские монастыри. В этот раз паломничество связано с русским монашеством на Афоне. После посещения Протата и встречи со Священным Кинотом Святой Горы, Святейший Патриарх прибыл в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. В воскресенье, как ожидается, Святейший Патриарх совершит Литургию в Пантелеимоновом монастыре. Афон имеет особое значение в духовной жизни православных русских людей. В этом году в России широко отмечается тысячелетие русского присутствия на Святой Горе. В рамках торжеств проходят выставки, концерты, конференции, организованные при участии Церкви и государства. Благодаря деятельности созданного в 2011 году Общественно-попечительского совета Афонского Пантелеимонова монастыря, который возглавили Святейший Патриарх Кирилл и Президент России (ныне глава Правительства РФ) Д.А. Медведев , в обители в последние годы идут активные восстановительные работы.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/28/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Культурно-просветительская деятельность Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в конце XX – начале XXI веков 12.03.2014 753 Время на чтение 21 минут 22 февраля в петербургском Александровском Императорском лицее прошла научно-практическая конференция «Русский вопрос в XXI веке: сохранение народонаселения », организованная Собором православной интеллигенции Санкт-Петербурга. Продолжаем публикацию докладов конференции. Вскоре после своего возрождения в середине 1990-х гг. важнейшая православная обитель Северо-Запада России Александро-Невская Лавра вновь стала духовным центром города св. ап. Петра, развернув широкую церковно-просветительскую работу. В 1996 г. был создан мужской хор обители. Его основателем и первым регентом был священник Димитрий Дашевский, с 2000 г. регентом служил Б. Саценко. Хор Лавры принимал участие во многих фестивалях духовной музыки и выступал с сольными концертами с сольными концертами. С 1997 г. обитель активно участвует со своим разделом в ежегодных Всероссийских выставках «Православная Русь», проходящих в Михайловском манеже Петербурга, за что неоднократно была награждена грамотами. В марте 2002 г. паломническая служба Лавры была представлена на московской выставке «Монастыри и паломничество», а в январе 2004 г. обитель наградили почетным дипломом за участие в общецерковной выставке «Православная Русь» в Москве . Многочисленные выставки - «Монастыри Санкт-Петербургской епархии», «Православие, армия и флот» и др. проходили и в стенах самой Лавры. В 1999 г. иеромонах Сильвестр (Кирсанов) был назначен руководителем монастырской службы по взаимодействию с храмами св. кн. Александра Невского за пределами России, и 15 мая этого года была принята рассчитанная на 10 лет программа сотрудничества Лавры с кафедральным собором св. кн. Александра Невского в Таллинне. Она предусматривала совместные богослужения, обмен паломническими группами, проведение лекций лаврским духовенством в воскресной школе собора, обмен хорами и художниками-иконописцами. В рамках этой программы насельники монастыря в мае 2000, ноябре 2001 и в мае 2003 гг. участвовали в богослужениях и церковных торжествах в Эстонии. Активное взаимодействие осуществляется и с общинами Александро-Невских храмов многих других стран.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Музей кукол в Санкт-Петербурге 13.04.2018 551 Время на чтение 3 минуты Куда обычно направляется турист в Санкт-Петербурге? Конечно же, в Эрмитаж, в Исаакиевский собор, в Петропавловскую крепость, в Русский музей, в кунсткамеру. Далее - по интересам. Паломники непременно заглянут на Смоленское кладбище в часовню святой Ксении Петербуржской. Но даже они, пробегая по улице Камской, могут не заметить скромное здание, утопающее в зелени с неброской вывеской «Петербургский музей кукол». Пробегут, не глянув, а там - сказка! В нескольких комнатах собраны куклы, большинство из которых сделано мастерицами самого музея. Но это не просто куклы, они подобраны по темам. Первая комната посвящена куклам, которых издревле делали своим детям в деревнях: - матерчатые, - нитяные, - соломенные, - одетые в разнообразные русские костюмы. Тут и боярыни в рогатых киках, и купчихи в сороках, и девицы в кокошниках, и развеселые скоморохи. Отдельная комната посвящена русским сказкам: - в ветвях прячутся русалки, - возле избушки на курьих ножках лукаво поглядывает Баба-Яга, - сверху спускается Змей-Горыныч о трех головах. Персонажи из всеми любимых зарубежных и отечественных сказок: - гномы и падишахи, - чудо-юдо рыба-кит и шамаханская царица, - богатыри, - изумрудный город, - Карабас-Барабас и артисты цирка, - царь Салтан со своей свитой и Дама с собачкой, - Башмачников и Хивря (сварливая мачеха очаровательной Параски из «Сорочинской ярмарки»), - дамы и кавалеры в костюмах разных эпох. Зал воинской славы - там представлены куклы в военных мундирах от допетровских стрельцов и казаков до солдат и маршалов времен Великой отечественной войны. К юбилею Победы сотрудники музея подготовили экспозицию «блокадные игрушки», которую нельзя смотреть без слез. Там собраны игрушки, пережившие блокаду вместе с их маленькими хозяевами. Плюшевый мишка с оторванным ухом, кукла в наряде из маминого плаща - подаренные с любовью, они несли в себе надежду, давали силы в невыносимых испытаниях, под непрерывными артобстрелами помогали преодолевать голод и холод, побеждали болезнь. Неудивительно, что люди бережно хранили их годами, а потом, на склоне лет, принесли в музей, подарив им, своим маленьким друзьям, вторую жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/13/muz...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы все связаны узами родства...» Гора Почаевская - духовная крепость западных границ Святой Руси 02.04.2014 603 Время на чтение 5 минут Свято-Успенская Почаевская лавра в любое время года встречает паломников, как любящая Мать своих детей. Ведь монастырь создавался в честь Божией Матери и Её невидимое присутствие ощущается верующим сердцем. Но весна, как символ начала новой жизни - особое время для монастыря. Насельники и послушники не только молятся, но и трудятся каждый на месте своего послушания. Обрабатывают землю для посевной, ухаживают за садом, удобряют почву, обрезают деревья, трудятся на строительстве Преображенского собора. Сейчас монастырь возвращает часть своих территорий, отобранных советской властью. За средства монастыря выселено несколько домов и на их месте возвышается огромный 70-метровый трехярусный Преображенский собор, который построен за 3 года. В соборе есть приделы св. Марка Эфесского и Марка Афинского - поборников чистоты Православия и аскетического подвига. Монахи очень обезпокоены ситуацией вокруг Лавры. Несколько рабочих, которые трудятся в Лавре, в Скиту, в разговоре между собой обсуждали, кому какая техника достанется после «взятия» Лавры. Один возьмет себе трактор, другой - бензопилу... Эти люди уже давно работают в Лавре, ходят на службы. Для них Лавра - это место заработка и в то же время, часть русского мира... Необходимо отметить, что большинство работников и жителей Почаева и окрестных поселков и сел - верующие люди, которые встанут на защиту святыни. Следует отметить именно это меньшинство, которое носит камень за пазухой, ОККУПИРОВАЛО Киев - мать городов русских. Все русское в этих краях основной массой населения воспринимается враждебно, особенно после «оккупации» Крыма. И это несмотря на то, что братия монастыря во главе с настоятелем всячески пытаются сгладить противоречия. Проповеди многие годы - на украинс ком, указатели по монастырю и объявления - на украинском (некоторые дублированы переводом на русский и английский). Необходимо отметить, что на протяжении многих лет на Западной Украине велась оголтелая пропаганда против всего русского, особенно после распада СССР . Недалеко от Почаева, в г. Броды месяц назад был снесен памятник Михаилу Кутузову...

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > На земле святого Саввы Сербского 17.10.2017 667 Время на чтение 12 минут О жизни и истории братского сербского народа, его духовных и культурных традициях мы беседуем с Ильей Михайловичем Числовым, одним из ведущих отечественных сербистов, известным литературным переводчиком и членом Союза писателей России, председателем Общества русско-сербской дружбы, главным редактором Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке. - Илья Михайлович, насколько я знаю, вы недавно вернулись из паломнической поездки в братскую Сербию. Расскажите, пожалуйста, каковы ваши впечатления от этой прекрасной и героической страны, которая за последние десятилетия стала так дорога русскому сердцу. Правда ли, что для нас, русских, нет сейчас народа ближе и роднее, чем православные сербы? - Чистая правда. Ведь украинцы и белорусы - это уже мы сами. И в Государственной академии славянской культуры, и в православных гимназиях, где мне приходилось преподавать, я всегда старался подчеркнуть, что существует триединый русский народ. Как существует и единый сербский народ, включая черногорцев, уроженцев Боснии и Герцеговины, ряда иных сербских краев. В современном мире многое намеренно запутано и усложнено. Но мы с вами, будучи православными христианами, исходим из очевидного: раз на всех этих территориях верные по-прежнему пребывают под омофором единой Русской и Сербской Православной Церкви, значит, ни о каком необратимом разделении говорить не приходится. Другое дело, что в сознании людей произошли за десятилетия коммунистического террора и демократического беспредела определенные сдвиги. Однако разве не все возможно у Господа? Естественно, при искреннем покаянии нашем. А покаяние - это и конкретные дела. Отрадно, что в братской Сербии большинство жителей той же Черногории до сих пор осознают себя сербами. Эти люди безгранично преданы не только идее национального единства, но также - и единоверной и единокровной России. «Русские - наши братья по вере и по крови, - говорят они, - для нас нет никого ближе русских». Так как же и нам не питать к ним столь же теплые и искренние ответные чувства? Зная уже более четверти века выдающегося славянского пастыря - митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), не устаю благодарить Бога за то, что сподобил меня радости общения с этим удивительным старцем, пострижеником преподобного Иустина (Поповича) и келейником Паисия Святогорца. Благодаря таким духовным исполинам крепок и весь сербский народ, у которого - здесь и сейчас - мы многому можем научиться к вящей пользе всего православного мира.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/17/n...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша цель - помочь обездоленным детям почувствовать Бога» Беседа с архимандритом Нектарием (Антонопулосом) 05.08.2010 586 Время на чтение 11 минут С 8 по 25 августа в живописном месте у подножия горы Парнас (Греция) пройдет четвертая в 2010 году смена детского православного лагеря Фивской и Левадийской епархии Элладской Православной Церкви, куда на этот раз приедут более 100 детей из России и Украины . Ребята узнают много интересного о Греции, ее истории и культуре, совершат паломнические поездки к православным святыням, а благодаря поддержке фонда «Русский мир» познакомятся с житиями святых: великомученика и целителя Пантелеимона, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, узнают о возрождаемых в России традициях детской благотворительности, заложенных ею. О лагере, миссионерской программе и благотворительной деятельности рассказывает игумен одного из древнейших монастырей Греции - монастыря Преображения Господня Сагмата архимандрит Нектарий (Антонопулос). - Ваше высокопреподобие, как давно существует ваш лагерь? - Детские лагеря Элладской Православной Церкви являются одним из важнейших секторов в ее пастырском служении. Свое начало они берут еще с 40-х годов прошлого века и постепенно распространяются по всей Греции. У большинства греческих епархий есть собственные лагеря, где совершается немалый и во многом нелегкий труд по духовному окормлению подрастающего поколения. В Фивской и Левадийской епархии подобныйдетский православный лагерь действует с 1971 года. За эти годы через наш лагерь прошли тысячи детей, приобретая ценнейший духовный опыт, так необходимый для их будущего служения обществу и государству. В каждую из четырех смен, которая длится 18 дней, лагерь принимает от 120 до 180 детей. Вдохновителями и строителями лагеря были почивший митрополит Фивский и Левадийский Никодим и его преемник по кафедре, ныне архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним. - Как будет проходить день в лагере? - Подъем у нас в 7 часов утра. После гигиенических процедур - утренние молитвы, чтение Евангелия и его толкование. Затем завтрак, уборка помещений и территории лагеря и личное время. После обеда - тихий час и полдник. Ежедневно - подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе. До ужина - прогулки по живописным окрестностям лагеря. Еще по вечерам будут проходить конкурсы, концерты, викторины и другие развлекательные программы. В 22:30 - вечерние молитвы, а в 23:00 - отбой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010