«Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим» (Пс. 115: 10) Беседа с архимандритом Иоасафом (Мак-Лелланом) начальником Русской духовной миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме – Ваше высокопреподобие, в начале нынешнего года вы были назначены на должность главы миссии в Иерусалиме. А когда вы побывали на Святой Земле в первый раз? – В первый раз я приехал на Святую Землю паломником вместе с приснопамятным Владыкой Лавром в 2000 году. Мы ехали через Иорданию, побывали в монастыре великомученицы Екатерины, глубокой ночью поднимались на Синай, там встретили рассвет и причастились. Две недели пробыли на Святой Земле. Тогда я и подумать не мог, что я вернусь на Святую Землю уже священником, да еще и начальником миссии. – У вашей семьи есть русские корни? – Нет, я американец. Наш отец после долгих поисков истины принял Православие. Мне было 12 лет, когда я крестился, а до этого мы с братом и сестрой были католиками. И с того времени я всегда хотел служить Церкви, если можно, то в священническом сане. До поступления в семинарию в Джорданвилле я приезжал туда «летним мальчиком». В обители мы были заняты на послушаниях, общались с монахами из разных стран, знакомились с тракторами, коровником, пели на клиросе, прислуживали в алтаре. Поэтому монастырь уже в детстве стал для меня родным местом. – Так хорошо говорить по-русски вы научились в семинарии? – Еще в школе у меня была неплохая языковая подготовка: я изучал латынь и французский. Это стало основой для освоения русского языка. В семинарии на первом курсе все мы изучали русский, а со второго курса все занятия и экзамены были только на русском языке. С благодарностью вспоминаю Евгения Иосифовича Клара, прилагавшего много сил и энергии для обучения нас русскому языку. К тому же, в то время большинство насельников и студентов были русскоязычными, и я имел возможность чему-то научиться на уроке и тут же закрепить знания на практике. Со спокойным отцом Прокопием, монастырским поваром, можно было всегда поговорить о погоде. Он говорил медленно, просто и ясно. Другие монахи также не стеснялись говорить по-русски, даже если говорили на нем не так свободно. Так что мне помогала и обстановка, и подготовка.

http://pravoslavie.ru/30819.html

Вознесенский Оршин женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Фото Оршин Вознесенский монастырь — женский (бывший мужской) православный монастырь Тверской епархии в Тверской области, в 18 км от Твери. Основан не позже 1-й пол. XVI в. Обитель, основанная в честь Вознесения Господня, находится на левом низком берегу реки Волги, при впадении в неё небольшой речки Орши, по имени которой он и был назван Оршиным Содержание История [ править править код ] Мужской монастырь Один из самых древних на Тверской земле, основанный в XIII–XIV веках, монастырь был изначально мужским. Первое письменное упоминание о нем относится к XV веку, времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича. Его попечением в монастыре был возведен деревянный храм Вознесения Господня. Весьма обширный и значительный в то время монастырь в Тверской епархии издавна управлялся архимандритами и славился строгостью жизни иноков. В монастырском Синодике среди имен почившей братии находится множество схимников. В конце XIV века в 6 верстах от монастыря преподобный Савватий Тверской устроил себе маленькую пещерную келью. Преподобный был духовным наставником для монахов и мирян, которые во множестве приходили к нему. В середине XVI века в монастыре построен каменный величественный соборный храм Вознесения Господня, который был освящен в 1567 году святителем Варсонофием Тверским. Славилась обитель и искусными иконописцами. В конце XVI века Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного Нила Столобенского по рассказам лично знавших его, и написан так, что при открытии мощей святого в 1667 году обнаружилось необычное сходство иконы с ликом преподобного. В это время монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами. О его значимости свидетельствует, и тот факт, что на Земский собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Феодорович Романов, в качестве выборного от Тверской земли был послан настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит и его подпись.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_О...

Волгоградская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание Православие в Волгоградской области [ править править код ] Первые огоньки христианских лампадок затеплились на берегах Волги и Дона где-то в середине VI в. от Р.Х. В этих степях тогда жили хазары-племена, зависимые от Тюрского каганата, чьё население входило в орбиту влияния Византии и просвещалось светом веры Христовой. Этому способствовала веротерпимость хазар, так что во 2-ой половине VIII века на их землях создаётся Доросская митрополия из 7 епархий. В столице Хазарии г. Итиле размещается кафедра епископа Астильского. Император Михаил III и патриарх Фотий в 861 г. направляют в каганат миссию во главе с братьями Константином (Кириллом) и Мефодием. Они встречаются с каганом, царём и знатью, ведут богословские споры с евреями и мусульманами и крестят 200 человек, возможно из славян, находившихся под игом каганата. История отмеряет каганату недолгий срок — в 965 г. князь Святослав берет Итиль, Саркел и Семендер, а в 985 г. уже князь Владимир добивает хазар. Крепнувшая Русь ставит на берегу Керченского пролива г. Тьмутаракань, где в 1023г. князь Мстислав закладывает православную церковь. В сферу влияния этого княжества попадают и земли Нижней Волги и Дона. Под именем Саксин восстанавливается г. Итиль, а Саркел превращается в русский град Белая Вежа в начале XI века. Новая страница в истории православия на Нижней Волге связана с монголами. Они также оказались достаточно веротерпимыми. В 1261 г. по инициативе митрополита Кирила II и князя Александра Невского возникает Сарайская епархия. В Орде живёт множество христиан из русских, кипчаков и черкесов, приходят княжеские и церковные посольства, повсеместно строятся храмы. Первым епископом Сарайским стал Митрофан. Известна важная роль Сарайских владык в дипломатических сношениях Орды, Руси и Византии. Авторитет Сарайских епископов ещё более возрос со 2-ой половины XV века, после перенесения кафедры в Москву на Крутицское подворье. Они становятся помощниками митрополитов Московских и всея Руси и, прозываясь владыками Крутицкими, Сарайскими и Подонскими, правят до создания Казанской епархии в 1555г. Юрисдикция Казани распространяется на Астрахань и Самару, Саратов и Царицын. Последние два городка затем будут приписаны к Астраханской епархии, открывшейся в 1602г. В 1799г. Саратов обретает собственную кафедру – Саратовскую, вобравшую Царицынский уезд. А с 1828 г. епископы, как правило, носят титул Саратовских и Царицынских.

http://azbyka.ru/palomnik/Волгоградская_...

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Общественно-попечительского совета Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря 30 сентября 2011 г. 16:40 30 сентября 2011 года в резиденции Президента Российской Федерации в подмосковных Горках состоялось учредительное заседание Общественно-попечительского совета Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. К участникам заседания обратился со словом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Благодарю Вас, Дмитрий Анатольевич. И хотел бы сердечно поблагодарить Вас за инициативу собрать всех нас вместе с афонскими старцами в Вашем гостеприимном доме, в Вашей резиденции официальной. Один факт этой встречи свидетельствует о том, что мы живем в новой России. Когда судьбой монастыря, от которого когда-то отвернулась страна наша, предала забвению, сегодня озабочены не только паломники, не только духовенство, не только епископат нашей Церкви, но озабочено государство Российское в лице его главы. И в каком-то смысле сегодняшнее событие — это историческое событие, это некая веха в развитии церковно-государственных отношений, это некая веха в духовном преобразовании нашего общества. И я сердечно благодарю Вас, что Вы собрали достойнейших представителей и государства, и бизнеса, общественных организаций за этим столом, потому что действительно судьба русского монастыря и русского наследия на Афоне, многим людям, живущим у нас, гражданам России, не гражданам России, очень близка. И поэтому умножение усилий, в том числе направленных на восстановление монастыря и всех принадлежащих монастырю скитов и келий, является, конечно, делом очень важным. Не буду много говорить, но скажу о том, что я лично был свидетелем упадка. В первый раз я посетил Афон в самом начале 70-х годов вместе со своим учителем приснопамятным владыкой Ленинградским и Новгородским Никодимом, который, еще будучи начальником Русской духовной миссии, был первым советским гражданином, который в начале 60-х годов посетил Афон. Он встретился с тогдашним игуменом, святым старцем Илианом, и увидел, в каком страшном состоянии находится Афон, русский Афон.

http://patriarchia.ru/db/text/1635235.ht...

Гoд XLIV. Руководство для сельских пастырей. Выходит еженедельно. Цена годовому изданию на месте пять руб., с пересылкой шесть рублей серебром. Подписка принимается в редакции сего журнала, при Киевской духовной Семинарии. 1903 года. Марта 23-го. Содержание : Пастырские собрания, как выражение пастырского взаимообщения. – Лазарево воскресение и неделя ваий в Иерусалиме. – Причины, почему церковное Богослужение не располагает нас иногда к сердечной молитве пред Богом. – Народные обычаи на Благовещение Пресв. Богородицы в Назарете. – Кто из священнослужителей должен, первенствовать при соборных Богослужениях!.. Жизнь паломническая в Иерусалиме достигает наивысшего своего напряжения особенно в конце великого поста. Последние дни шестой недели и вся страстная седьмица вплоть до вечерни первого дня Пасхи представляются непрерывным церковным празднеством, участие в котором каждый истый паломник считает для себя священным долгом. Храмы иерусалимские днем и ночью оглашаются в это время церковными песнопениями, постоянно в них совершаются церковные литании и крестные ходы, и народ, во множестве тысяч, сошедшийся сюда с разных концов света „от запада и севера, и моря и востока“, лишая себя нередко сна и пищи, непрестанно переполняет эти храмы. Страстная неделя и первый день Пасхи есть вместе с тем и конец паломнического сезона, потому что громадное большинство паломников после литургии в первый день Пасхи покидает Иерусалим и спешит в Яффу, чтобы попасть на первый отходящий в Россию русский пароход. Следовательно, каждому паломнику, посещая продолжительные служения в святоградском храме, приходится много уделять времени на хождения по лавкам для закупки всяких иерусалимских реликвий в дар родным на память о паломничестве ко св. Гробу. На улицах царит поэтому большое оживление, и местные и приезжие торговцы, съезжающиеся сюда со своими товарами издалека, на разных языках и наречиях ласково зазывают к себе паломников, расхваливая свои товары и поражая их чудесами своей фантазии и изобретательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Главизна христианских праздников Благовещение Пресвятой Богородицы чтится столь свято русским народом, что в благознаменательный сей день, по народной поговорке, даже «птица не вьетъ себе гнезда». „Какова погода на Благовещение, такова будет она и в светлое Христово Воскресение“, говорит русский человек, празднуя сей нарочитый день и мыслию своею переносясь к еще более радостному «праздников празднику» – св. Пасхе. Мысль всякого сына православной Церкви в этот день невольно останавливается на том убогом и некогда безславном городке Галилеи – Назарете, о котором сложилась нелестная народная молва у древних евреев: от Назарета может ли что добро быти (Иоанн. 1:46), но который для верующего сердца теперь стал особенно дорог и мил, по тем трогательным и умилительным воспоминаниям, какие внедряет в умы всех Св. Евангелие. Здесь совершилась «главизна нашего спасения» – зачатие по наитию Духа Свята от неискусомужныя Девы Марии Спасителя мира ( Матф. 1:18 ), после чудесного явления ей архангела Гавриила ( Лук. 1:26–35 ). Здесь пережил праведный Иосиф Обручник, хранитель девственной чистоты Богоматери, «бурю сумнительных помышлений», когда увидел Св. Деву «непраздну сущу» или, по выражению церковной песни, «бракоокрадованну» и хотел ее «тай пустити от себя» ( Матф. 1:19 ), но успокоен был видением ангела во сне, сказавшего: «не бойся прияти Мариам жены твоея, родшее бо ся в ней от Духа есть Свята (ст. 20). Здесь провел Господь наш Иисус Христос свои детские и отроческие годы под убогим кровом праведного Иосифа и Пресвятой Девы Марии, „бе повинуяся имаи ( Лук. 11:51 ), и отсюда-то на всяко лето с 12-летнего возраста Он совершал с своими родителями хождения в Иерусалим на праздник Пасхи (ст. 41). В этом Назарете в синагоге Он выступал с проповедью по субботам, и после одной из них озлобленные иудеи едва не свергли Его со скалы (4:28–29). Не удивительно поэтому, что те из благочестивых русских людей, на долю которых выпадает завидный удел посетить Св. Землю, не пропускают случая совершить паломничество в Назарет и особенно ко дню праздника Благовещения. Только болезнь и самые неустранимые причины могут удержать паломника от путешествия в Галилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Епископ Мэйфильдский Георгий: Церковная жизнь — не черно-белая Духовный человек и истинный духовный отец определяются по той любви, которую они к нам проявляют. 2 марта, 2015 Духовный человек и истинный духовный отец определяются по той любви, которую они к нам проявляют. До того, как владыка монахом поехал на Афон, он практически ничего не знал о том, как живут православные других юрисдикций. На Святой Горе он жил и среди греческих монахов, впервые встретился с русскими иноками из Свято-Пантелеимонова русского монастыря, и познакомился с православными паломниками со всего мира. Там же познал высоту монашеского жития и духовную жизнь молитвенников-зилотов. “Все это помогло мне на ином уровне посмотреть на многочисленные церковные вопросы и понять, что церковная жизнь — совсем не черно-белая”,– рассказывает владыка Георгий. 7 октября 2014 года Архиерейский Синод РПЦЗ назначил епископа Мэйфильдского Георгия, викария Восточно-Американской епархии, викарием Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона по управлению Австралийско-Новозеландской епархией с титулом “епископ Канберрский”. Отъезд епископа Георгия из США в Австралийскую епархию планируется на послепасхальный период 2015 года. — Ваше Преосвященство, расскажите о своем детстве, о семье, о том, как вы пришли к Православной вере. — Родился я в городе Беллвилл, штат Иллинойс в римо-католической семье, мои родители — Фрэнсис и Клэр – были благочестивыми, смиренными людьми, мы регулярно ходили в церковь. Моя тетя — католическая монахиня, а старший брат стал католическим священником. Учился я в римо-католической школе, а потом в университете Южного Иллинойса. По окончании университета в какой-то момент я понял, что в католической церкви что-то не так, перестал ходить в католический храм и стал искать истину. Читал книги по буддизму, изучал другие восточные религии. В 1974 году я переехал в Калифорнию, в город Сан-Хосе, и там встретил одного грека, от которого и узнал о Православной Церкви и начал ходить в храм. Познакомился с Православной Церковью, с житиями святых, и только тогда понял, что нашел истинную веру. Крестился я в греческом храме в городе Модесто в 1974 году и наречен был Макарием, в честь святого Макария Великого, а потом стал ходить в ближайшую церковь святителя Николая в Сан-Хосе. Это был большой приход с замечательными людьми, большую часть служб совершали на греческом языке и потому я следил за богослужением по английскому молитвослову. Потом ходил в греческий собор в Сан-Франциско, а также в русский храм. В январе 1975 года я посетил Гору Афон, был очарован и решил стать монахом. В том же году я впервые побывал в Платине, где встретился с отцом Серафимом (Роузом) и отцом Германом (Подмошенским). Они и предложили мне поступить в семинарию.

http://pravmir.ru/episkop-meyfildskiy-ge...

Епископ Порфирий (Успенский) и Эфиопская Церковь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Развитие коптско-русских церковных связей началось благодаря деятельности архимандрита (с 1865г. — епископа) Порфирия (Успенского); первые контакты с эфиопскими христианами довелось осуществить этому выдающемуся выпускнику Санкт-Петербургской Духовной академии (1829 г.). Находясь в Иерусалиме в должности начальника Русской Духовной миссии, архимандрит Порфирий уделял большое внимание изучению истории и литурги­ческого наследия Эфиопской Церкви. По его указанию сотрудники миссии Петр Соловьев и Николай Крылов занимались переводами на русский язык тех со­чинений западных исследователей, в которых содержались све­дения об Эфиоп­ской Церкви. Так, в 1849 году П. Соловьев перевел с французского языка сочи­нение под названием “Гео­гра­фия и статистика христианского царства Шайского (Шоа — а. А.) в Африке”. Что касается Н. Крылова, то он в том же году пере­вел с французского языка два сочинения об Эфиопии: “История сего царства с XVI века по 1840 год” и “История Абиссинии от Савской царицы Македы, посещавшей Соломона, до нашего века, и описание верований, обрядов, нравов и обы­чаев абиссинцев”. Он же перевел с латинского языка “Литургию абиссинцев” (по тексту французского ориенталиста Ренодота) 1 . В 1845 году, во время своего первого пребывания на Ближнем Востоке, архимандрит Порфирий посетил древнюю Синайскую обитель, где в монастырском книгохранилище обнаружил знаменитую Синайскую Библию — рукописный кодекс IV века, содержащий книги Ветхого и Нового Завета. Во время своего второго посещения Синайского монастыря отец Порфирий смог уделить внимание более по­дробному изучению ризницы обители; здесь он столкнулся с тем обстоятельством, что эфиопские христиане, подобно паломникам из европейских стран, посещали эту древнюю обитель. “В Синайском монастыре открыты мною святые обра­за негров, которых черные лики татуированы, — отмечал отец Порфирий. — Очевидно, что туда приходили богомольствовать эти христиане из Африки и с остро­вов Тихого океана, где их видел Козьма Индоплаватель в конце V или в нача­ле VI века. Когда мои спутники увидели эти образа, остолбенели и не знали, что подумать. Едва я растолковал им дело. Эти редкости хранятся у меня вместе с прочими иконами грузинского и абиссинского письма” 2 .

http://pravmir.ru/episkop-porfiriy-uspen...

Женский монастырь Благовещение Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Благовещение (серб. Манастир — один из девяти действующих монастырей, находящихся в окрестностях Овчарско-Кабларского ущелья, которое ещё называют здесь «Сербская Святая гора». Монастырь посвящён празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Об основании монастыря ничего не известно. Специалисты предполагают, что церковь монастыря была возведена на фундаменте церкви XIII-XIV века, которая была разрушена. Но на здании церкви существует надпись, что она была построена в 1602 году игуменом Никифором и братством монастыря. На северной стороне церкви есть запись, которая гласит, что церковь была расписана в 1632 году. Но после изучения других архивных документов было установлено, что закончили роспись церкви в 1635 году. В новой церкви монастыря, конечно же, был и новый красивый иконостас. Его считали чуть ли не самым красивым в целой Сербии в то время. В начале 20 века иконостас по какой-то причине заменили и отправили на монастырский склад. Тогда один русский учёный по фамилии Покрышкин побывал в монастыре и видел этот иконостас. Он ему так понравился, что он всеми силами захотел сохранить его. Покрышкин вместе с хранителем Народного музея в Белграде Владимиром Петковичем перенесли главные части иконостаса, чтобы сохранить его. Но обстоятельства им мешают, вскоре началась Балканская война, затем Первая мировая, Вторая мировая, и деревянные части иконостаса начали гнить. Условия хранения были плохими, и вскоре он совсем развалился, и от него остался только крест. К счастью, Покрышкин и другие работники музея перерисовали все части иконостаса по отдельности и весь иконостас целиком, и по этим рисункам и чертежам было возможно восстановить его, что и было сделано в 1994 году. Тогда первозданный иконостас вернулся в монастырь Благовещение. До сих пор местные жители пересказывают историю, связанную со смертью игумена монастыря Исаии (Катанича), которого все почитали за его чистое сердце и глубокое смирение.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

За то искренно любит его православный Русский народ. Не довольствуясь посещением храмов Божиих и обителей, на Руси ему посвященных, русские люди стремятся и туда, где в благоухании нетления почивают его святые косточки. Отправляясь на поклонение святым местам Востока и на Афоне, наши благочестивые паломники не забывают и Бара-града. Что им до того, что этот город давным-давно перестал быть православным, что там римского папу поминают, что у самого гроба Святителя и Чудотворца латинскую мессу служат; и чужой Бар-град считают они родным городом, потому что Святителя Христова Николая они чтут, как родного отца. Правда, не без грусти видят они здесь и обряды неправославные, и бритых монахов-латинян; сердцем тоскуют они о том, что вот тут, около святых мощей их любимца-чудотворца, не совершаются величественные службы Божии с дивным пением акафистов, со всею красотою православного архиерейского служения: что делать? Так, видно, угодно неисповедимым судьбам Божиим, так угодно Святителю; почему? – высших себе не ищи и крепльших не испытуй!.. Видно, недостойны мы, грешные, чтобы угодник Божий своими косточками почивал среди нас; или так нужно, чтобы среди неправославных сиял сей пресветлый светильник Православия для их же вразумления, или же вообще неисповедимым судьбам Божиим угодно, ради смирения нашего, чтобы величайшие святыни наши обретались в руках даже неверных. Ведь самый Гроб Господень, святая Голгофа, ясли Христовы, да и вся земля, исхоженная стопами Господа – Спасителя мира, обретается во власти последователей обманщика Магомета: что же дивного, если св. мощи Чудотворца предивного охраняются неправославными латинами? Все же они христиане, все же и они чтут память великого Святителя Христова Николая, да притом, как говорят путешественники, с радушием и доброжелательством встречают наших православных богомольцев: видно, священное имя Николая-милостивца всех христиан миротворит у святого гроба его. Буди же благословенно это имя во веки веков! Радуйся, Николае, великий и преславный Чудотворче!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010