Максим Соколов Одним из доказательств бытия Божьего является запредельная реакция на имя Его и на свидетельство о Нем. Философическому агностику, в котором качестве обыкновенно рекомендуются те, кто отверг сказки о Христе, вроде бы естественно было реагировать с безразличием, в крайнем случае с благодушной иронией. Мало ли бывает всякого баснословия. На практике, однако, наблюдается совершенно иная картина, а именно скрежет зубовный. Хотя если Бога нет, то что же скрежетать и корчиться? При этом корчи такие, что заставляют вспомнить слова про ту категорию существ, которые веруют и трепещут. Кому недостаточно нынешнего скрежета по поводу паломничества к Поясу Богородицы, может почитать В. И. Ленина и подивиться тому, как при любом упоминании имени Божьего Владимира Ильича, говоря нынешним языком, колбасило не по-детски. При описании столетия столь передового, что ему пришлось оказаться еще и последним, автор повести об этом столетии описал, что происходит с передовыми людьми и отчего их корчит: «Вдруг Он придет ко мне... сейчас, сюда... Что я скажу Ему? Ведь я должен буду склониться перед Ним, как последний глупый христианин, как русский мужик какой-нибудь бессмысленно бормотать: “Господи, Сусе Христе, помилуй мя, грешного”, — или как польская баба растянуться кжижем ? Я, светлый гений, сверхчеловек. Нет, никогда!» После чего в сердце растет яростная, захватывающая дух ненависть. Уравняться в смирении с глупым русским мужиком и глупой польской бабой — нет, невозможно. Возненавидеть Его значительно проще. Все это никак не ново — история с ангелом Денницей случилась в самые пещерные времена, и вся последующая история полна опытами подражания данному ангелу. Естественно, в служении новейшему просвещению. Некоторый дополнительный нюанс полемике вокруг московского паломничества придавал сильный вкус русофобии. Сверхчеловек из последнего столетия был столь величав, что не делал различия между православным русским мужиком и католической польской бабой. Нынешние делают: при обличении средневековой дикости паломничества к реликвии никто не вспомянул аналогичное по сути рвение католиков во время пастырских поездок папы Иоанна Павла II. Хотя если возможно поклониться Богородице в сердце своем, не производя очереди на набережной и не смущая безбожников, тем более можно было сходным образом почтить римского первосвященника, не проходя многокилометровыми крестными ходами ради того, чтобы завидеть папамобиль. Почему рвение католиков похвально или, по крайней мере, не предосудительно, а рвение православных предосудительно до чрезвычайности — это даже и не по части бытия Божьего, а по части прямого культурного расизма. Разве что в следующий раз передовые люди скажут: «Погоди, дай срок — и с католиками разберемся». Это было бы логично.

http://pravoslavie.ru/50285.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Патриаршество на Руси (К исполнившемуся 325-летию со дня учреждения) Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 50­–51. Время патриаршества у нас всегда считалось золотым веком: слава русской церкви в это время достигла наивысшей точки, так как в каноническом устройстве русская церковь сравнялась с восточными патриархатами, чего на Руси давно желали. Уже в царствование Ивана III сложилось убеждение, что „Москва – третий Рим, а четвертому не быть». При учреждении патриархата царю и высшему духовенству хотелось даже, чтобы нашего патриарха в ряду восточных поставили третьим и только желание греков заставило нас сократиться в своих желаниях. На это время падает у нас патриотическая защита отечества против польского посягательства славным Гермогеном, твердое правление Филарета и знаменитое исправление богослужебных книг при Никоне. Есть чем помянуть это ушедшее в вечность в своем роде невозвратимое время. Патриаршество в России было учреждено в 1589 г. при царе Феодоре Иоанновиче. Уже с XV в. зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была номинальной, покорение Константинополя турками совсем уменьшило ее, так как на Руси стали даже сомневаться в правоверии патриарха и всего греческого духовенства. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинския прелести погибе» – общее мнение того времени. В 1480 г. было внесено в архиерейскую присягу обещание не принимать греков на высшие иерархические кафедры. В 1586 г., пользуясь приездом за милостыней в Москву антиохийского патриарха Иоакима, царь решил прекратить номинальную зависимость от Византии, и, обсудив с боярами и духовенством, решил устроить в Москве престол патриарший. В 1589 г. митрополит Иов был поставлен собором в русские патриархи, а в 1591 г. получилась грамота от восточного духовенства, подписанная 3 патриархами, 42 митрополитами, 19 архиепископами и 20 епископами об утверждении патриаршества в Москве. Московский патриарх занимал место после иерусалимского, выбирался от соборов иерархов русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Послания и поучения патриарха Иова Историко-литерат. очерк Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 55–57. Первый патриарх всероссийский Иов оставил по себе довольно богатый вклад в древнерусскую церковную письменность. Многие его поучения и послания, к счастью для потомства, сохранены в нашей исторической литературе». Кроме непосредственной высокой ценности редкого памятника церковно-исторической письменности, творения первого патриарха всероссийского дороги еще тем всякому истинно верующему человеку, что ярко и полно обрисовывают светлый облик первосвятителя российской церкви, с его смирением, с его любвеобильной, богобоязненной душой. Из творений патриарха Иова сохранились: «Повесть о честном житии благоверного и благородного государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича»; две речи патриарха Иова к царю Борису; обширное послание патриарха Иова к грузинскому царю Александру; послание грузинскому митрополиту Николе; духовная грамота патриарха Иова; грамота от Иова, патриарха московского, к цареградскому патриарху Иеремии; грамота Иова митрополиту Гермогену... Из этих древних памятников церковной письменности можно вывести многое. Например, мы видим, какой любовью и каким почитанием царя Бориса Годунова пользовался патриарх Иов. В посланиях своих к Иову Борис именует его «истине изыскателем отеческого предания, от Бога препрославленным ревнителем благочестия, твердым столпом православия, источником духовных учений» и т. п. Далее, видно, с каким смирением, с какой скромностью относился сам патриарх Иов к своим творениям. Так, в повести «о честном житии благоверного, благородного и христолюбивого государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича», он называет убогим и грубым свой разум. То же самое говорить он и в своей духовной грамоте, хотя и в совершенно другой, значительной более мягкой, форме. Между тем, с точки зрения духовного красноречия, творения первого всероссийского патриарха отнюдь не заслуживали такой строгой оценки. В них имеются яркие уподобления, живые образы... Например, возьмем весьма

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь во второй половине XIX века Христианская цивилизация – это такой уровень и образ устроения жизни общества, который может быть достижим, когда общество следует евангельским принципам. Христианская цивилизация – это образ-икона, символ Царствия Небесного и призвана готовить блаженных обитателей его. Царствие Небесное внутрь нас – ростками будущей жизни оно произрастает из душ и сердец людей, идущих путем выполнения евангельских заповедей, и потому оно начинается на земле как проявление в материальном мipe внутреннего благодатного состояния человека. И на земле существовали места, ставшие образом-иконой Небесного Царствия, – места, для которых оно было достижимым реально, зримо, ощутимо. Одним из таких спасительных мест был Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь в период его высшего расцвета под управлением богомудрых старцев Иеронима и Макария. Там говорили только «от Священного Писания , от святых отцов учения», там жили одним интересом – желанием угодить Богу, имели единственную цель – спасение души. Там, поминая в многочисленных храмах по 100 тысяч имен в день, созидали церковное единение в духе любви. Конец XIX – начало XX века… Паломник подплывал к Святой Горе, к Русскому Пантелеимонову монастырю… Перед собой он видел, по замечанию одного русского путешественника, «небольшой портовый городок» с. 84]: мощную пристань с монастырскими парусниками и пароходами, многоэтажные здания на берегу, корпуса, которые, широко раскинувшись по склону, четырехугольником окружали храмы с золотыми крестами древней исихастской формы и высокую колокольню с огромным 800-пудовым колоколом. Эту грандиозную обитель населяло тысячное братство. Оно состояло в основном из русских и греков, были и болгары, сербы, грузины… Образ жизни и духовное настроение этого братства вызывали радость, удивление, восхищение и желание подражать у всех, кто побывал в монастыре. Один паломник свидетельствовал, что из десяти его спутников восемь захотели остаться в монастыре с намерением постричься л. 25].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/obr...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь и патриарх в день новолетия Исторический рассказ В. Вадимова Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 53­­-55 I. Первого сентября 1589 года с самого раннего утра вся Москва стеклась необозримыми толпами на Кремлевскую соборную площадь. Ожидали москвичи пышного царского выхода к молебному пению «о начатии нового лета», иначе именуемому «летопровождением» или «действом многолетнего здравия»... Рад быль всякий москвич узреть снова кроткий лик богобоязненного, боголюбивого царя Феодора Иоанновича, но еще больше хотели московские люди полюбоваться новопоставленным «царствующего града Москвы и всея России патриархом» Иовом, являющимся в пышности, равной первосвятителям византийским. – Наш-то патриарх в третьих стоит, – толковал соседу степенный москвич-старожил в синем зипуне суконном. – В первых теперь царьградский владыка поставлен; вторым александрийский патриарх, а там и наш Иов московский… – Пышно же ездит владыка, – поддакивал сосед. – На шести конях; и митра-то у него, владыки, со крестом и короною... Оба пробились сквозь густую толпу к Архангельскому собору... Красивое зрелище представляло собою место пышного, многолюдного церковного торжества... Для «действа» на соборной площади, против северных дверей Архангельского собора, перед самым Красным Крыльцом, устроен был обширный помост, огражденный красивыми точеными решетками, расписанными разными красками, местами с позолотою. Самый помост покрыт был турецкими и персидскими цветными коврами. С восточной стороны, к свободному пространству между Архангельским собором и колокольнею Ивана Великого, на помосте поставлено три аналоя, два для двух Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями красовались большие свечи в серебряных подсвечниках, виднелся «столец» и на нем серебряная чаша для освящения воды. С западной стороны перед этою святынею возвышались рядом два «места», патриаршее слева и царское справа, патриаршее с ковром мелкотравным со зверьми, а царское – обитое червчатым бархатом, серебряным участком да парчею...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впервые на Ближний Восток В этом контексте особое значение имела поездка делегации Русской Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием I по странам Ближнего Востока: 22 мая 1945 года впервые за всю историю России Патриарх Московский отправился в паломничество на Святую Землю. Среди лиц, сопровождавших Патриарха в этой поездке, были митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) , архиепископ Тульский Виталий (Введенский), протопресвитер Николай Колчицкий. Патриарх Алексий поклонился святыням Иерусалима и его окрестностей, побывал на Масличной горе в Гефсимании. Из Палестины русская церковная делегация направилась на Кипр, где состоялась первая встреча Святейшего Патриарха Алексия с Патриархом Александрийским Христо­фором. Во время поездки по Ближнему Востоку Патриарх Алексий посетил Александрию, Бейрут и Дамаск, побеседовал с Патриархом Антиохийским Александром III, выпускником Киевской духовной академии , прекрасно знавшим русский язык. После поездки Алексия I и возглавляемой им паломнической делегации на Ближний Восток у Русской Православной Церкви установились особенно теплые и братские отношения с Антиохийским Патриархатом. Из Сирии Патриарх Алексий I возвратился в Москву, а сопровождавший его митрополит Николай вместе с протопресвитером Николаем Колчицким отправились в Англию. В ноябре 1947 года в Москву приезжал архипастырь Антиохийского Патриархата митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Это был давний и преданный друг Русской Церкви, молившийся за многострадальную Россию в пору гонений на Церковь и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В слове, произнесенном в Патриаршем Богоявленском соборе при стечении многочисленной паствы, он сказал: «Я много знал о великом русском народе и его Церкви и теперь лично убедился, что Русская Православная Церковь является величайшей Церковью Православия. Господь Бог благословляет русский народ так же, как когда-то благословил Авраама. Русский народ является как бы народом Святой земли, и землю Русскую можно сравнить со святой Палестинскою землею» ( «Журнал Московской Патриархии» . 1948. 1. С. 5).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5232718...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Путин: Роль Афона в сохранении Православия исключительная Завершилось пребывание Президента России и Патриарха Кирилла на Святой горе 30.05.2016 1127 27-29 мая 2016 года состоялся паломнический визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору Афон , отмечает Патриархия.ru. 27 мая Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в город Салоники, откуда направился на Афон. Святейший Патриарх посетил Карею — административный центр Святой Горы, где находятся исполнительные соборные органы управления Афона, и совершил молебен в Успенском соборе Протата. После молебна здании Протата состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с членами Священного Кинота Святой Горы Афон. Затем Предстоятель Русской Церкви направился в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь, где молился за малой вечерней. 28 мая Святейший Патриарх посетил скит Старый Русик, где совершил освящение собора в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона и Божественную литургию в новоосвященном храме. В тот же день Святейший Патриарх побывал в скиту Ксилургу, где совершил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе и молебен в новоосвященном храме. 28 мая Святую Гору Афон посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин . В Карее, административном центре Афона, вместе с протоэпистатом Святой Горы отцом Павлом и братией глава Российского государства присутствовал на молебне в храме Успения Пресвятой Богородицы, по окончании которого обратился к присутствующим с приветственной речью, сообщает сайт Кремля . Президент России также встретился с членами Священного кинота. В своем выступлении В.Путин подчеркнул исключительную роль Афона в сохранении духовных традиций Православия. На встрече также присутствовал Президент Греции Прокопис Павлопулос. Позже Владимир Путин посетил Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. По окончании молебна, на котором также присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава государства поблагодарил игумена Иеремию и братию монастыря за гостеприимство и радушие, которые встречают здесь наши соотечественники. Важно и впредь делать всё необходимое, чтобы этот русский уголок на Афоне продолжал укреплять духовные силы всех православных верующих, отметил Президент.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/30/vl...

История Русского Православного зарубежья. Том I. Русское Православное зарубежье до 1917 г. Книга 1. Русское православное присутствие на христианском Востоке. Х-нач. XX в. Источник Содержание Предисловие к изданию Введение Часть 1. Русское духовное присутствие на землях православных восточных церквей IX – начало XX в. Глава I. Русь и византийский мир. IX–XV вв. I. Источники по истории русского присутствия в Византии в X–XV вв. II. Русско-византийские контакты и образ Руси в византийской традиции IX-XV в. III. Росы в Византии в IX-X вв. и Крещение Руси IV. Русские иерархи в Царьграде. Церковные взаимоотношения Византии и Руси V. Паломничества из Руси в Царьград Глава II. Восточный вопрос в русской политике в XVI – начале XX в. I. Константинополь и Балканы в XVI – начале XX в. 1. «Москва – Третий Рим» 2. Восточный вопрос в XVIII в. 3. Россия и православный Восток в XIX в. 4. Россия, великие державы и Османская империя в конце XIX – начале XX в. II. Россия и Константинопольский Патриархат в XIX – начале XX вв. 1. Русская имперская идея – панславизм или неовизантинизм? 2. Греческая Великая идея 3. Танзимат и реформы в Константинопольском Патриархате 4. Вопрос об имениях Восточных Церквей и монастырей в Молдавии, Валахии и Бессарабии 5. Борьба за праваи преимущества Константинопольской Церкви (1880–1900-е годы) 6. Русские духовные представители в Константинополе 7. Русские общины в Османской империи (Турции) III. «Мирликийское дело» Часть 2. История Русского Афона с древнейших времен до 1917 г. Глава I. Русский Афон XI – нач. XV в. I. Архивы Афона и Русь Русский монастырь св. Пантелеймона Хиландарский монастырь Дионисиев монастырь Дохиарский монастырь Эсфигменский монастырь Иверский монастырь Афонский Протат Ватопедский монастырь Ксиропотамский монастырь Обители, скиты, келлии II. Документы о земельных владениях Русского монастыря и просопографические данные о русских на Афоне в Х1-Х11 вв. III. Русское паломничество на Афон в XI-XIV вв. IV. Русские обители на Афоне в X1-X1V веках Русский монастырь Богородицы Ксилурга Монастырь святого великомученика Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010