Консульский отдел посольства Греции отказал в шенгенской визе управляющему делами Московской патриархии, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, планировавшему совершить паломническую поездку на Святую гору Афон. «Владыка Варсонофий уже многие годы совершает осенью паломничество на Афон, однако на этот раз ему отказали в получении визы», — сообщили агентству РИА Новости в управлении делами Патриархии. Ранее в ряде российских СМИ появилась информация о том, что греческое консульство отказывает в выдаче виз российским священникам или предоставляет не трехлетние, как обычным туристам, а месячные визы. Так, протоиерей Владимир Вигилянский сообщил, что в конце мая его жене дали визу на три года, а ему — всего на месяц, хотя он просил трехгодичную. Вигилянский, по его словам, был до этого в Греции уже не менее 15 раз, и обвинил власти страны в «грубейшем нарушении» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в дискриминации. Протоиерей заявил, что многие российские священнослужители жаловались на то, что в последние полгода сталкивались с подобными ситуациями — визу давали максимум на месяц. Протоиерей Василий Биксей заявил РИА Новости, что этим летом планировал провести отпуск с семьей в Греции, визы дали всем членам его семьи, но ему самому отказали. В августе МИД России направил в посольство Греции ноту с просьбой дать разъяснения по поводу трудностей с выдачей виз священникам Русской православной церкви. Однако ответ пока так и не поступил. Монашеская республика Впрочем, ничего особо удивительного в таком отношении к поездкам русских священников на Афон нет. Греки, на самом деле, уже давно с подозрением относятся к русским на Святой горе Афон – единственной в мире православной монашеской «республике» на полуострове Халкидики. И это несмотря на то, что русский монастырь Святого Пантелеимона был основан там русскими монахами более тысячи лет назад, и именно Россия покровительствовала Афону в годы турецкого владычества над Грецией. Царское правительство ежегодно выдавало афонским монастырям 100 тысяч рублей золотом, что позволило им сохранится в трудные для Эллады времена. Но после революции 1917 года положение резко изменилось.

http://pravoslavie.ru/115687.html

     Паломничество – особый вид туризма. В отличие от шоппинг-туров, паломники не за товарами едут, а за благодатью. Как улей вырабатывает мед, монастырь вырабатывает благодать. И благодать паломники везут в Россию, так что ее прибывает. Скрытый импорт, не облагаемый таможенными сборами, но польза от него большая. Русский Горненский монастырь в Эн-Кариме возле Иерусалима – важный элемент российской духовной экологии, хотя он находится вне России. Конечно, паломники едут не только в Святую Землю, но и в Грецию, и в Италию, и посещают монастыри и лавры в России. Но Святая Земля особо благодатна, и в ней Горненский – главный для русских паломников. Красная черепица крыш, дома белого камня, террасы и крутые лестницы, кипарисы, золотоглавый собор наверху и источник внизу – так выглядит Горненский монастырь. Восемьдесят русских монахинь живут здесь, точно следуя своему уставу. Каждый день совершают литургию, долгие молитвы утром и вечером. Они живут не только для себя. Тысячи и десятки тысяч русских православных паломников приходят сюда, автобус за автобусом – и все же тут царят тишина и спокойствие. Я провел там неделю, ходил на службы, беседовал с паломниками, от которых многого наслышишься. Из рассказов паломников создан первый английский роман в стихах, «Кентерберийские рассказы». Даже фильм снят. Поразило меня множество паломников из других стран русского мира – из Украины, Молдавии, Эстонии. Православная вера и паломничества связывают воедино эти страны и их народы – несмотря на политику. Совместные службы православных из России и Украины в Горненском – залог будущего примирения этих стран. Так что не только благодать, но и единение русского мира достигается здесь. Помогает доброта монахинь, «инокинь», как они зовут себя. Они даже шакалов прикармливают, а шакалов в горах Иудеи полно, и по вечерам они устраивают свои концерты, наводящие мурашки по коже. Но не шакалы страшны. В 1984 году две монахини, Варвара и Вероника, были зверски убиты сатанистом по имени Алоис Джей Гарроу. Израильские власти признали его невменяемым, и… выслали в США, в родной Мичиган. С тех пор укреплены были стены монастыря, и войти в него со стороны живописной деревни Эн-Карим стало очень сложно. А сейчас Горненскому монастырю угрожают отобрать часть его земли и проложить ветку трамвая, который своим шумом будет мешать службам и нарушать его блаженное уединение.

http://pravoslavie.ru/88010.html

     Ричард Дэйвис — фотограф, основатель фонда Wooden Architecture at Risk. Книга Ричарда Дейвиса «Wooden Churches of the Russian North (Деревянные церкви — путешествуя по Русскому Северу)» рассказывает о храмах Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и республики Карелия. В 2002 г. Ричард Дэвис, главный фотограф таких архитекторов как Норман Фостер, Давид Чипперфильд и Джон Поусон, вдохновлённый рисунками художника начала 20 в. Ивана Билибина, впервые отправился на Русский Север. Там он нашел то, что долго искал — свою тему; в последующие 9 лет он возвращался в Россию множество раз, разыскивая деревянные церкви и делая новые снимки. Изображённые в его книге здания — остатки тысяч подобных, строившихся по всей стране со времён князя Владимира, который после своего обращения в христианство в 988г, «повелел, чтобы деревянные церкви ставились на местах, где до этого были языческие идолы». Большинство из сохранившихся построек находятся в малонаселённой северо-западной части России, особенно в Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и в республике Карелия. Это протяжённый район, и авторам пришлось преодолеть тысячи километров — на машине, джипе, аэроплане, лодке, поезде, снегоходе, на санях и пешком для того, чтобы их разыскать. Эти хрупкие, зачастую осквернённые постройки хранят божественное присутствие даже несмотря на отсутствие в них золочёных икон. Но очень многие из них находятся на краю гибели. Вместе с фотографиями Ричарда Дэвиса в книге публикуется рассказ Матильды Мортон об их совместных с Ричардом путешествиях; а также высказывания писателей и художников, путешественников и историков, агитаторов и политиков. Среди них: Корней Чуковский, отрывки из «Пути Паломника», Лев Толстой, Александр Родченко, Михаил Булгаков, Андрей Синявский, Василий Гроссман, Александр Солженицын, Евгений Носов, Алексей Леонов и Виктор Ерофеев. «Деревянная архитектура, которая является наиболее своеобразной и уникальной составляющей культурного наследия России, находится на грани полного исчезновения» — Михаил Мильчик, Санкт-Петербург, октябрь 2011г.

http://pravoslavie.ru/94582.html

     Святые воспринимают смерть как избавление от искушений, причиняемых миром, злыми духами, собственной повреждённой природой. Но земное время, которое Господь отводит человеку, необычайно ценно в глазах подвижников. Их отношение к каждому проживаемому дню крайне ответственное. Ведь впереди смерть. И встреча со Христом. Сосредоточенность святых на Христе, на том, как полнее угодить Господу, достигает такой концентрации, что они стараются ни минуты не потерять из отпущенного им времени жизни на суету, праздность, на пустые дела или разговоры. Жил на Афоне, в русском Пантелеимоновом монастыре, русский монах отец Тихон. Он принял монашество в молодости и шестьдесят лет подвизался на Афоне. Число паломников, желавших пообщаться с ним, было велико. Но не все приходили с духовной потребностью. Кто-то хотел просто посмотреть на старца, поговорить с ним «о том, о сём». Поэтому отец Тихон поступал так: встречал посетителей в урочное время, угощал лукумом или чем иным, а потом ждал, будут ли вопросы. Если вопросы были, он беседовал с людьми, мудро разрешал их недоумения и скорби. Если вопросов не было, а было только желание приятно провести время, старец уходил в свой крохотный храм и начинал молиться. Праздным посетителям поневоле приходилось покидать его каливу. Отец Тихон, как и другие святые подвижники, старался пустить в оборот каждую минуту отведённого ему времени, чтобы принести Господу достойный духовный плод от используемого дара. Мы же часто разбрасываемся своим временем так, будто у нас его нескончаемые запасы. У русского писателя Сергея Дурылина в книге «Колокола» звонарь Николка наблюдал с колокольни, как живут люди. Они спят ночью и спят днём, много едят и пьют, пустословят, сплетничают и осуждают, ленятся, маются, пьяные лежат под забором, ругаются и дерутся друг с другом. Люди не беспокоятся, что время уходит, живут себе, как вода в реке течёт, – куда течёт, туда и ладно. Звонарь называл таких «склеенными» – бытом, сном, житейской суетой. А сам он решил отнимать время у сна, у суеты и направлять его на размышление и молитву, на помощь другим. В снежные бураны он не спал, а всю ночь проводил на колокольне, мерно ударяя в колокол, чтобы случайный путник слышал его и двигался на звук. Таким образом звонарь спас не одну человеческую жизнь. «Человек волен, – говорил он. – Ему умножать время или уменьшать дано. Все уменьшители. На себя еле хватает. А будет человек умножать время – и на себя хватит, и на других останется. Это помни».

http://pravoslavie.ru/113741.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

А.В. Попов Литература 13 Августа. (От нашего корреспондента)//АПВ, 1902, т. VI, 16, с. 352–353. 38 писем бывшего Обер-Прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева к Высокопреосвященнейшему Макарию, Архиепископу Томскому/Сост. свящ. Сергий Дмитревский. Томск: Тип. Приюта и Дома Трудолюбия, 1910. 200-летие Православия в Америке. Святые Америки//Русский паломник. Иллюстрированный журнал, 1994, 9, с. 1–7. А. Р. Историческая переписка о судьбах православной Церкви. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1912. Адрес, поднесенный Его Преосвященству, Преосвященнейшему Тихону, Епископу Алеутскому и Северо-Американскому, духовенством С.-Американской Епархии по случаю отъезда Его Преосвященства в отпуск//АПВ, 1903, т. VII, 11, с. 169–170. Александров В. В.К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Освящение нового храма во имя Св. Живоначальныя Тройцы в городе Вилькесоне, Сеаттлийского прихода//АПВ, 1902, Т. VI, 20, с. 423–427. Александров В.В. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии//АПВ, 1901, Т. V, 20, с. 422–425. Александров В.В. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии. I. В Сеаттли/АПВ, 1904, т. VIII, 18, с. 350–353. Александров П.В. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии//АПВ, 1901, т. V, 17, с. 355–358. Алеутская и Северо-Американская Епархия//Календарь Православного Общества Взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах на 1902 г. Год издания 2-й. Нью-Йорк: Тип. «Американского Православного Вестника», 1901. С. X L -X LIX. Алеутская и Северо-Американская Епархия//Православный Русско-Американский календарь (справочник) на год 1914. Издание еженедельной газеты «Свет» (Орган Русского Православного Общества Взаимопомощи в С.А.С.Ш .). Год издания 11-й. Нью-Йорк: Тип. «Света», 1913. С. 103–148. Аляска/Сост. Д. Суони, Э. Амрайн. М.: ACT; Астрель, 2008. – [Дорлинг Киндерсли: путеводители].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А каково было Русской Миссии? Помощь из России резко прекратилась, а ведь только ею и паломниками были живы. Турки безчинствовали, грабили общину, изгнали сестёр. Часть монахинь выбыла в Александрию. И как они там выжили, какими молитвами, какими трудами, Бог весть. Патриарх Иерусалимский напомнил туркам обязательство сподвижника пророка Магомета, халифа Омара, уважать христианскую веру (637 г.). Это подействовало. Изгнание монахинь продолжалось семнадцать дней. Вернувшись сестры увидели, что обитель в разрухе - кресты снесены, живопись в храмах замазана, иконостасы сломаны. 1918 год – год окончания турецкого владычества. В Иерусалим вошли англичане. Монахини, уезжавшие в Александрию, вернулись А здесь ещё, всё одно к одному, налетела саранча. И пешая, и летучая. Началась самая настоящая война с нашествием губителей всего живого. Мириады насекомых превращали Елеон в пустыню. И если с летучей можно было хоть как-то бороться: села, поела, улетела, то с пешей сладу не было – оставляла после себя пустыню, лунный пейзаж после битвы. И опять надо было превращать его в сады, в посадки деревьев, кустарников, цветов. Опять всё сначала! В 1924 году начальницей общины стала монахиня Елисавета. При ней община, с благословения Иерусалимского Патриарха, получила статус монастыря. Отныне он именовался «Русский Спасо-Вознесенский Елеонский монастырь». Тяжел был игуменский жезл матушки Елисаветы. Выпало на время её игуменства страшное землетрясение 1927 года. Пострадал Иерусалим, сотрясло и Елеонскую гору. Очевидцы говорят, что колокольня прямо-таки устрашающе раскачивалась над горой. Но выстояла! Хотя остальные строения монастыря сильно пострадали. Некоторые уже и ремонту не подлежали. И как было справиться с разрухой? Где взять силы и средства? Как же смогли выдержать такие испытания монахини и послушницы, и трудницы? Ответ один: только с Божией помощью. Монастырь Положение монастыря было печальнейшим. Как пережить – родина-мать Россия далеко, правят ею захватчики, еврейские комиссары, идут гонения на православных, их убивают, сажают в тюрьмы. Церковь отделена и от школы и от государства.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/29/...

А. Кордочкин Предисловие Каждый год в Испанию приезжает около миллиона российских туристов, и для многих она так и остается страной пляжей, паэльи и сангрии. К сожалению, ее христианское наследие остается для нас неизвестным. Многие ли приедут поклониться сударю Спасителя в Овьедо? Кто посетил храм Сан-Педро де ла Наве недалеко от Саморы с уникальной каменной резьбой VII века? Да и в популярной среди туристов Барселоне многие ли пойдут в кафедральный собор поклониться мощам мученицы Евлалии? Христианская Испания первого тысячелетия для нас – terra incognita. Мало кого из древних испанских авторов переводили на русский язык. Лишь в последние годы в России выходят в свет переводы Пруденция, Исидора Севильского , исторических хроник, но они не создают целостной картины истории неразделенной Церкви в Испании в первом тысячелетии. Главная цель настоящего издания – заполнить эту лакуну, а также приблизить общецерковное почитание древних святых Испании. На протяжении более десяти лет прихожане храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде совершают паломничества к святыням Церкви, древним храмам и монастырям, к мощам древних святых. Нам хотелось приблизить христианскую Испанию к России. Так возникла идея этого сборника. И если знакомство с древней Испанией для кого-то из читателей начнется с ее страниц, мы будем считать наш долг выполненным. Рассказ об истории христианства в Испании принято начинать с имен апостолов Павла и Иакова Зеведеева. «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам», пишет апостол Павел в Послании к римлянам ( Рим.15:24 ). О посещении Павлом Испании сообщает свт. Климент Римский : «Павел (...) приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы Запада, и мученически засвидетельствовал истину перед правителями». 1 «Граница Запада» – это не просто художественный образ. Страбон описывает нынешний Гибралтар как находящийся «на краю земли», 2 а Диодор Сицилийский рассказывает, что нынешний Кадис находится на «конце вселенной». 3 Римский историк Луций Анней Флор, описывая военные операции римлян в Испании, говорит, как Децим Брут «победой дойдя до побережья Океана,.. с ужасом и страхом увидел солнце, закатывающееся в море, огонь его, погруженный в воды, и только тогда повернул боевые знамена». 4 И ныне многие паломники, приходящие поклониться мощам святого апостола Иакова Зеведеева в Сантьяго де Компостела, продолжают путь на берег Атлантики, до мыса Финистерра, «конца света», где, стоя вечером под маяком, наблюдают ту же картину, что и один из будущих убийц Юлия Цезаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Леднев, Е. Лукьянов Иеромонах Серафим (Роуз). Православное богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Несколько лет назад одна игумения Русской Зарубежной Церкви, женщина праведной жизни, говорила поучение в храме обители в день престольного праздника, на Успение Пресвятой Богородицы. Она слёзно умоляла сестёр и паломников, собравшихся на праздник, всецело и безоговорочно принимать то учение, которое Святая Церковь нам передаёт, которое она с таким тщанием блюла в течение всех веков, и не выбирать для себя, что в нём «важно», а что «второстепенно»; ведь считая себя мудрее Священного Предания, можно и совсем его утерять. Итак, когда Церковь повествует нам в Её песнопениях и через святые иконы, что святые апостолы чудесным образом собрались со всех концов вселенной, чтобы присутствовать при Успении и Погребении Пресвятой Богородицы, мы, будучи православными христианами, не свободны отрицать или перетолковывать это, но должны верить церковному Преданию просто и чистосердечно. Молодой американец, принявший Православие и выучивший русский язык, присутствовал при этом поучении. Глядя на иконы, написанные в традиционном иконописном стиле, на которых апостолы изображены на тучах, несущих их к Успению Божией Матери, он как раз сам задумывался над этим вопросом. Спрашивалось, действительно ли мы должны понимать это как чудесное событие или это просто «поэтическое» объяснение собрания всех апостолов к этому событию, или может даже некое оригинальное «идеализированное» изображение вообще не состоявшегося события? (Таковы, на самом деле, вопросы, занимающие некоторых современных «православных богословов».) Слова праведной игумении глубоко поразили молодого американца – неофита, и ему стало ясно, что есть нечто более глубокое в восприятии и понимании Православия, чем то, что открывает нам наш ум и наши чувства. В то мгновение православное Предание передавалось ему не книгами, а живым сосудом, восполненным этим учением и Преданием, и необоходимо было воспринимать не умом только или чувствами, но прежде всего сердцем, которое таким образом и начало глубже проникаться Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010