Скачать epub pdf Глава VIII. Русские иноки на Афоне во время русско-турецкой войны 1877 и 1878 годов В монастыре св. Пантелеймона с переходом власти в руки русских стало все быстро изменяться: недовольные выходили из монастыря, между братиею водворялись нарушенные мир и любовь 206 , восстановлялись во всей строгости древние общежительные уставы, производились новые постройки и улучшения в монастыре и т. д. «Казалось, – пишет монастырский дееписатель, – чего бы лучше наслаждаться миром и спокойствием, но в ту же зиму стали носиться тревожные слухи о неистовствах турок в Сербии и Болгарии и как бы не было войны». Действительно, еще в 1875 году восстали на защиту своей свободы мужественные герцеговинцы 207 , а за ними и босняки. Турки вторглись в эти пределы и произвели страшные неистовства, поразившие всю Европу. Из сочувствия к страждущим своим собратиям взялись за оружие сербы и черногорцы и 18 июня 1876 года объявили войну Турции. Сербская война, как известно, окончилась дюнишским погромом, и самое существование сербского княжества обязано заступничеству великодушного русского монарха покойного Александра II, который своим могущественным словом остановил дальнейшее движение турецких войск в пределы Сербии. События в самой Турции, следовавшие одно за другим, тоже ничего не предвещали доброго. После насильственной смерти Абдула-Асиза, русского сторонника, кратковременного царствования его брата Мурада V на престол турецкий вступил нынешний император Абдул-Хамид, недружелюбно настроенный по отношению к русским. Вся Европа с напряжением ожидала разрешения этого тяжелого положения, все с часу на час ожидали войны. Количество паломников на Афон постепенно сокращалось, но русские пароходы продолжали еще совершать рейсы к Святой Горе почти до самого Покрова. Зимою пароходы приходили к Святой Горе очень редко, и паломники приезжали в самом ограниченном числе. Последний русский пароход, пытавшийся под покровительством посла проникнуть на Афон к Пасхе, т. е. 27 марта, должен был оставить свою попытку, а русские паломники вернуться в Россию уже через Триест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Телеканал «Культура» покажет фильм митрополита Волоколамского Илариона «С Патриархом на Афоне» 17 мая, 2016. Новостная служба Показ фильма приурочен к паломническому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору 17 мая. ПРАВМИР. 21 мая 2016 года на телеканале «Культура» будет показан фильм «С Патриархом на Афоне». Автор и ведущий — митрополит Волоколамский Иларион. Начало фильма — в 16:15, сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Показ фильма приурочен к паломническому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору, ожидаемому в конце мая 2016 года и посвященному 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон. Картина, режиссером которой выступил Алексей Сутормин, снималась во время и по следам предыдущего паломничества Предстоятеля Русской Православной Церкви на Афон в 2013 году. Четырьмя десятилетиями ранее он впервые посетил Святую Гору в сане архимандрита. Тогда, в 1971-м, Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь пребывал в запустении, в нем жили всего семеро монахов. В бытность председателем Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) многое сделал для того, чтобы Пантелеимонов монастырь возродился в благолепии и красоте, чтобы возобновилось русское паломничество на Святую Гору. Русские монахи появились на Афоне еще в X веке, при жизни преподобного Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры, привнесшего в отшельническое монашество систему общежития (киновии) и уже тогда стремившегося превратить Святую Гору во всемирный православный монашеский центр. Первое документальное свидетельство о русском монастыре относится к началу XI века: под одним из актов Великой Лавры (февраль 1016 года) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». В XI веке преподобный Антоний Печерский принял на Афоне постриг, возвратился на Киевские горы и основал там братство по афонскому образцу. Об этом есть рассказ в «Повести временных лет» под 1051 годом. Антоний сказал братии: «Да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе — от Святой Горы».

http://pravmir.ru/telekanal-kultura-poka...

     Итальянцы празднуют Николин день шумными процессиями, парадами, иллюминациями, оркестрами, неудержимым южным весельем… Русский народ чтит Угодника Божия задушевным акафистным пением, длительными и торжественными богослужениями. Более 100 лет назад в итальянском портовом городке Бари неподалеку от папской базилики с мощами Святителя Николая началось строительство русского подворья. Ныне гостеприимный русский дом вновь открыт для паломников. 19 декабря – день памяти Святителя Николая. Мы беседуем с настоятелем Патриаршего подворья в Бари отцом Андреем Бойцовым. – Отец Андрей, каков юридический статус храма, в котором хранятся мощи Святителя Николая? – Юридический статус храма – папская базилика, базилика понтифика. У нас, в Православной Церкви, есть термин «ставропигиальный», то есть подчиняющийся непосредственно Патриарху. В данном случае храм подчиняется Папе, его настоятелем является Папа Римский. Когда мощи были перенесены (фактически похищены) из Мир в Бари, а произошло это 9 мая 1087 г., итальянцы решили, что нужен специальный храм. Возник даже небольшой вооруженный конфликт, потасовка, потому что архиепископ Бари настаивал на том, чтобы мощи находились в кафедральном соборе. При виде первых жертв и многочисленных раненых аббат бенедиктинского монастыря Илья, человек духовный, решил вмешаться в ситуацию и смог погасить конфликт, убедив архиепископа в том, что жители Бари правы. Поэтому бенедиктинскому ордену было поручено возведение базилики. Они очень быстро справились с поставленной задачей, и в течение многих лет этот храм окормлял бенедиктинский орден. В 1951 г. произошли кардинальные изменения – Папа принял решение о передаче базилики в ведение доминиканского ордена. На мой взгляд, это связано с неким кризисом древних монашеских орденов в католической Церкви. Сегодня молодежь не любит вступать в ордена, которые своей целью ставят строгое монашеское делание. А бенедиктинский орден как раз и предписывает oraetlabora (лат.), что означает «молись и работай». Там довольно строгий устав, монахи, например, не имеют права выходить из монастыря без благословения игумена. Поэтому более популярны появившиеся с Франциска Ассизского, с XIII в., общины, где молодежь занимается какими-то видами социальной деятельности, помощью больным, бедным, образованием, проповедью. Девиз доминиканского ордена – восхвалять, благословлять, проповедовать. Доминиканцы всегда отличались тем, что были хорошими профессорами в университетах, успешно занимались преподавательской деятельностью. И Папа, возможно, поэтому передал базилику в ведение доминиканского ордена.

http://pravoslavie.ru/99562.html

Завершилось паломничество по стопам игумена Даниила, посетившего Святую Землю 900 лет назад 23 января 2007 г. 11:38 Делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП) совершила 16-20 января паломничество по стопам игумена Даниила, посетившего Святую Землю 900 лет назад и оставившего первое ее описание на русском языке. «Не случайно нас сегодня встречают здесь с улыбкой и добротой. Отношение к нам — это отношение к нашим предкам», — сказал РИА «Новости» вице-президент ФАП, историк Михаил Якушев, долгие годы проработавший на Ближнем Востоке. По его словам, русский человек, в отличие от католиков-крестоносцев, захвативших Иерусалим в 1099 году, никогда не шел на Святую Землю с войной, но всегда с молитвой и миром. И местное население, будь то арабы-мусульмане, христиане или иудеи, хранит добрую память о наших пилигримах. Они оставляли в этих местах свидетельства благоговения перед святынями, уважения к жителям этой земли и, конечно же, определенные денежные средства на возведение храмов и монастырей. Одна из основных целей ФАП сегодня — возрождение славных традиций русского паломничества к святыням Палестины, празднование 160-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и поддержка хранителей святых мест, молящихся за Россию, народ, власти и воинство ее. «Даже на высоком дипломатическом уровне здесь говорят: мы знаем, что Россия никогда не участвовала в крестовых походах и всегда несла местному населению добро и помощь», — отметил востоковед. Он подчеркнул, что, духовно питаясь от святых мест, частично перенимая здешние обычаи и одежды, Россия также знакомила со своей культурой, создавала бесплатные русские школы, которые действовали под Вифлеемом, в Назарете и других городах. «Даже сейчас здесь русский язык очень популярен. Достаточно сказать несколько слов по-русски, чтобы вас просто не обидели», — добавил Якушев. Прошедшие столетия сберегли святые места почти такими же, какими увидел их игумен Даниил. Его «Хождение», написанное удивительно подробно, искренне и вдохновенно, и сегодня может служить руководством паломнику.

http://patriarchia.ru/db/text/186555.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Афон – уникальная духовная сокровищница Европы 29.06.2017 585 Время на чтение 6 минут 8 и 9 июля в Зальцбурге (Австрия) европейские интеллектуалы собираются для того, чтобы осмыслить духовные истоки европейской культуры. Конференция «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию», организована Мировым общественным форумом «Диалог цивилизаций». Накануне конференции мы обратились к ее участнику, историку Михаилу Талалаю, представителю Паломнической службы «Радонеж» в Италии, знатоку Святой Горы и автору книги «Русский Афон». Эта книга недавно вышла вторым изданием в издательстве «Индрик», в серии «Русский Афон», которая восприняла название книги Михаила Талалая. - Михаил, конечно, об Афоне столько всего уже написано и сказано. Однако остается много вопросов. Начнем с первого. Как вы определите государственное устройство Святой Горы? Чаще всего говорят, что это – монашеская республика…… М. Талалай. Да, этот термин действительно широко распространен, но святогорцам он не нравится. Республика – власть народа, по определению, а на Афоне на первом плане абсолютное послушание – воле Божией, выраженной через игумена, духовника, старца. Как афонский «народ» может владеть властью, если у него отсечена воля? Думаю, что можно говорить даже о теократии. В самом деле, если где и существует теократия, так это здесь, на Святой Горе – причудливом рудименте Византии, занимающем целый полуостров у Эгейского моря. На Афоне все пропитано верой и культом, запахом ладана и фресок (вперемежку с запахами водорослей и йода). Экстремальная монашеская мечта ухода от мира воплощена именно на Афоне: официальными жителями, афонитами, могут быть исключительно монахи, женщин сюда, как известно, не пускают, а вся жизнь микро-государства строиться строго по монашескому уставу. Вот она – реально построенная теократия, я бы даже сказал – «теотокократия», то есть власть Божией Матери, ибо согласно афонской легенде сама Богородица стала игуменьей всей Афонской горы, всех афонитов. Именно она, по преданию, и не захотела присутствия других женщин…Этот знаменитый запрет на женское присутствие, по-гречески – аватон, создал, скажем прямо, благоприятные условия для духовной жизни монахов. Ведь существуют понятие «затвор», тут перед нами и есть гигантский «затвор».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петроград к старцу Григорию Состоится паломническая поездка из Москвы на день памяти Г.Е.Распутина 29.12.2019 2038 Время на чтение 4 минуты В ночь на 17/30 декабря 1916 года в Петрограде изуверным образом с многочисленными предсмертными истязаниями в Юсуповском дворце был убит русский крестьянин Григорий Ефимович Распутин-Новый — Царский Друг. Вот уже на протяжении ряда лет чтители памяти Мученика отмечают сей день панихидами. Президент Русского Культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого, известный православный предприниматель и общественный деятель Василий Вадимович Бойко-Великий, находясь в узилище с 19 июня 2019 года, все же не оставляет без внимания свои духовно-общественные потребности и обязательства. Он решил непременно поддержать уже сложившуюся с 2016 года традицию отмечать память мученической кончины Царского Друга Григория Распутина-Нового паломничеством православных москви чей в Санкт-Петербург. Он с оказией переслал из следственного изолятора следующее объявление с просьбой опубликовать его на «Русской Народной Линии». «Дорогие Соотечественники! 29-30 декабря многие православные люди будут отмечать 103-летие мученического подвига Григория Ефимовича Распутина-Нового. Мне известно, что ревнителями памяти и прославления Царского Друга подготовлен целый ряд мероприятий в Санкт-Петербурге и Царском Селе. Наш Культурно-просветительский фонд 30 Декабря с 11:00 планирует провести Крестный Ход от Феодоровского Собора Царского Села города Санкт-Петербурга до Поклонного Креста на месте первоначальной могилы Григория Ефимовича Распутина-Нового. Русский Культурно-просветительный фонд имени Святого Василия Великого наметил отправление паломнических автобусов с надписью: «За Святую Русь!» из Москвы в Санкт-Петербург. План паломничества таков: 28 Декабря 2019 года. 23:00 – Отправление в Санкт-Петербург от торгового центра «Электроника на Пресне» (метро «Улица 1905 года»; Звенигородское шоссе, дом 4). При себе иметь паспорт, воду и дорожный паек.

http://ruskline.ru/politnews/2019/12/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Василий Андреевич Жуковский в Крыму 13.05.2014 1544 Время на чтение 7 минут Очерк В 1837 году для наследника Николая I - будущего императора Александра II - было организовано почти восьмимесячное путешествие по 28 губерниям России с тем, чтобы показать великому князю страну, которой ему предстояло править. Впервые будущий русский царь пересек Урал, оказавшись в Сибири. Маршрут этого путешествия - «Путеуказатель» - разрабатывался под руководством наставника цесаревича - великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского, учителя национального гения России - А. С. Пушкина и организатора выкупа из крепостной неволи национального гения Украины - Т. Г. Шевченко. Как известно, именно воспитанный Жуковским русский царь Александр II в 1861 году отменит в России крепостное право и получит титул «Освободитель». 25 августа (6 сентября по н. ст.) 1837 года Василий Жуковский сопроводит наследника в город Вознесенск ( Украина , Николаевская область) для участия в больших военных маневрах, на которые было собрано необыкновенное количество кавалерии и пехоты. Будущему Главнокомандующему страны этому тоже надо было учиться. Наставник цесаревича - человек сугубо гражданский. Ему это не интересно. Он передает ученика в руки императора, которого окружали многочисленные военачальники и иностранные гости, представлявшие в буквальном смысле слова всю Европу. Жуковский задумал в это время совсем другую поездку - он отправляется на целый месяц в Крым. К этому его побуждали две причины. Первая была связана со смертью 29 января (10 февраля по н. ст.) 1837 года после ранения на дуэли его младшего друга А. С. Пушкина. Именно в Крыму в 1820 году молодой поэт задумает ряд произведений, включая поэму «Бахчисарайский фонтан» и роман «Евгений Онегин», - которые принесут ему настоящую славу. В год смерти Пушкина Жуковский решает посетить столь благодатную для его ученика крымскую землю и совершить паломничество по местам, хранившим память о нем. Готовить эту поездку Василий Андреевич, судя по всему, начинает через месяц-два после кончины поэта. Для этого в «Путеуказатель» им заблаговременно закладывается посещение царской семьей в сентябре 1837 года Крыма и Бахчисарая. Жуковский задумал провести в Крыму вечер памяти погибшего друга.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Два с половиной десятилетия вместе со Святым Государем» Хранителю Мироточивого Образа Святого Царя Страстотерпца Николая О.И.Бельченко 80 лет 21.01.2022 2297 Время на чтение 30 минут Фото: Из личного архива автора 21 января 2022 г. исполняется 80 лет Многолетнему Хранителю Мироточивого Образа Царя-Мученика и Страстотерпца Николая Второго Олегу Ивановичу Бельченко . С просьбой поздравить юбиляра на «уважаемой православными людьми " Русской народной линии " » в редакцию обратился президент Православной миссии по возрождению духовных ценностей русского народа, начальник Войсковой Православной Миссии, Александр Федорович Чернавский . Дорогой Олег Иванович! Всемилостивый Господь через Вас явил нашему православному народу Мироточивый образ последнего, замученного вместе со своей Венценосной семьей Святого Государя Николая Александровича Романова. Почти 25-летнее Ваше служение чудотворному образу внесло и вносит свой неизмеримый вклад в дело прославления Святого Царя-Мученика и Страстотерпца в России, возрождению памяти и традиций российской государственности. В день Вашего 80-летия от лица всех почитателей Прославленного Русской Православной Церковью Русского Самодержца Святого Мученика и Страстотерпца Николая Второго хочу поблагодарить Вас за Ваше ревностное и бескорыстное служение нашему Святому Царю. Верим в Его заступничество и молитвенную помощь в возрождении Святого Самодержавия на Русской Земле. С любовью о Богоявленном Христе А.Ф. Чернавский. Предлагаем вниманию читателя рассказ Олега Ивановича о чудотворном, мироточивом образе нашего Святого Государя « Два с половиной десятилетия вместе со Святым Государем». Написал образ Святого Царя Мученика и Страстотерпца русский иконописец Павел Николаевич Тихомиров. Он живёт в Калифорнии. Написал по просьбе ныне почившей Ии Дмитриевны Шмит, в девичестве Подмошенской. Вы, наверное, не раз слышали эту фамилию – ее носил игумен Герман, друг и соратник о.Серафима (Роуза), бывший многолетний издатель журнала «Русский Паломник». Детьми их семью увезли далеко от родины, спасая от большевиков.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/21/dv...

Золото московских реалистов «Москворечье» Часовня. Рубанова Марина. (1965 г.р. С 2000 г. выпускница МГАХИ. Член МСХ c 2000 г. Участник New York Art Expo.) Москвореченец – это диагноз. Это принадлежность, с одной стороны, к старой академической школе живописи. С другой – единодушие и согласие в понимании термина «художник». По словам одного из участников выставки Ильи Коваленко, «русский художник – и паломник, и православный христианин. Это в традиции». Прежде всего, это в традиции самого творческого объединения, сложившегося в конце 80-х годов. «В стране тогда происходили неоднозначные процессы, – напомнил искусствовед Виктор Калашников. – Группа художников проявила инициативу и желание создать жизнеспособное и могущее существовать в быстроменяющемся мире творческое объединение. Они не противопоставили себя Союзу художников, потому как работали в другом ритме, но главное их отличие не в этом. В том, что эти люди преданы единому представлению о художественном творчестве при сохранении яркой творческой индивидуальности». Состав «Москворечья» разновозрастный – это и академики, заслуженные художники России, и даже династии, но в большинстве своем – выпускники Суриковского художественного института. И те, кто окончил МГХИ в далекие 60-е, и те, кто вышел из стен института вчера. По мнению Калашникова, способность привлекать к себе новые силы – убедительное доказательство жизнеспособности объединения. «Молодежь тянется и сопоставляет себя с мастерами, последние учат своим примером, каким должен быть художник», – говорил искусствовед на открытии выставки. Именно мастера, «старики» определяют ту высокую планку требовательности, которую на протяжении многих лет держит «Москворечье». Русский реализм для Китая? Вид на деревню. х.м. Дубовик Николай (1960 г.р. С 1998 выпускник МГАХИ им.Сурикова, ныне доцент МГАХИ. Член МСХ с 1990.) Чуть больше года назад Михаил Юрьевич Кугач, бессменный лидер «Москворечья», в одном из своих интервью сокрушался о плачевной ситуации в нашем искусстве. О том, что реализм, как художественное направление, давно уже не в моде в нашей стране. В то время как во всем мире реалистическая школа, и в первую очередь российская, ценится очень высоко и дорого. Полотна художников-реалистов приобретают все, кому не лень – англичане, французы, американцы и, как ни странно, китайцы. Именно китайских коллекционеров Михаил Юрьевич назвал спасателями российских живописцев. Ситуация не меняется и сейчас.

http://pravoslavie.ru/288.html

«Надо ехать в Вифанию – Господь сохранит» Беседа с архимандритом Романом (Красовским), начальником Русской духовной миссии на Святой Земле (Русская Зарубежная Церковь) Диакон Александр Занемонец Архимандрит Роман (Красовский) В этом году православную Вифанию под Иерусалимом постигли серьезные испытания: прямо на церковных землях палестинские исламские организации начали нелегальное строительство. Сначала на территории греческого монастыря, а затем на русском участке, где находится подворье Гефсиманского монастыря с монашеской общиной, школой и детским приютом. Вмешательство Иерусалимского патриарха Феофила ни к чему не привело: первый этаж коммерческого центра, воздвигнутого на греческой монастырской земле, уже работает. Власти Палестинской автономии не находят возможным это строительство остановить, хотя формальное решение об этом принято. Организаторы строительства предупредили: кто первый начнет демонтаж здания, живым не уйдет. Подобные угрозы в мусульманском мире не остаются лишь на словах. Отношение к христианству в Палестинской автономии определенное: переход в ислам приветствуется и хорошо одаривается, а за переход в христианство – убивают. Поскольку Палестинская автономия пока еще не является независимым исламским государством, христиан здесь не убивают целыми семьями, как в Сирии или Египте, но беззаконное отношение к иностранному христианскому имуществу – греческому или русскому – является опасным признаком. Так явно это проявилось лишь в этом году, фактически в пригороде Иерусалима. Вслед за исламистами, начавшими строить на земле греческого монастыря, русский участок стали обстраивать трое его соседей, один из них строит прямо на русской монастырской земле. Одновременно у всех появилась не только смелость, но и средства. Не вызывает сомнений, что на крыше одного из этих новых домов, окруживших русский участок, скоро появится минарет. Вероятнее всего на том, который стоит на самой земле русской Вифанской общины. В нем уже четыре этажа. Стремление ставить мечети рядом с храмом – многовековая традиция. Это мы видим и у самой гробницы праведного Лазаря в Вифании: там мечеть стоит к гробнице ближе, чем церковь, православная или католическая. Мечеть изначально средневековая, однако постоянно обновляемая. Паломники видят подобное и в Лидде вблизи храма Георгия Победоносца, и в Абу-Гоше вблизи бенедиктинского монастыря с византийскими фресками XII столетия. Везде надо было поставить мечети, чтобы у местных христиан все-таки появлялась мысль: а не пойти ли лучше в мечеть?

http://pravoslavie.ru/62607.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010