Р. Синкевичу удалось завершить долгожданный труд извлечения из забвения творений этого великого святителя, начатый еще о. С. Салявиллем (на которого ссылается о. Мейендорф в этой книге), но прервавшийся за его смертью. Особняком стоит по-своему также очень важное исследование «догматического» (и антиеретического) толкования на молитву Иисусову (с изданием текстов ранних редакций), важное также и для истории текста этой молитвы (одно из обвинений со стороны Варлаама строилось на принятии исихастами якобы искаженного ее текста). Впрочем, история текста молитвы Иисусовой – область долговременных занятий А. Риго. Издание Ответов Варлаама Георгию Лапифу дало повод для новой инвентаризации всех греческих произведений Варлаама (крит. изд. которых начала в 1995 г. ученица Р. Синкевича Тия Кольбаба), а также для пересмотра начала исихастских споров – как в историческом отношении, так и в концептуальном. Со стороны исторической предложена существенно иная хронология начальных событий (Р. Синкевич опирался, впрочем, на наблюдения о. Даррузеса) и иная концепция взаимоотношения и хронологии соответствующих полемических произведений. Со стороны концептуальной было гораздо точнее описано то свойственное Варлааму представление, которое о. Иоанн не слишком удачно назвал «номинализмом " ( 371 ). Антонио Риго. Этот исследователь посвятил себя изучению аскетических учений и форм молитвенной практики, а также персоналиям. Его постоянный интерес – сходство и различие между византийским исихазмом как таковым и исихазмом ложным, который в поздней Византии нередко называли мессалианством (т. е. богумильством), несмотря на его значительное отличие от подобных сект. Изучение этой византийской эзотерической традиции находится в самом начале. Риго не только значительно продвинул его, но и показал, что именно в контексте «охоты на мессалиан» выстраивались обвинения против исихастов. Что касается персоналий, то особенно значительными можно считать его портреты преп. Никифора Исихаста, преп. Григория Синаита и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Лекторский. Икона. 2013 г. Лекторский (9.11.1872, Кубанская обл.- 27.10.1921, близ ст-цы Брюховецкой Краснодарского отдела Кубано-Черноморской обл. (ныне Краснодарского края)), сщмч. (пам. 14 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1892 г. окончил Ставропольскую ДС со званием студента. В том же году рукоположен Ставропольским и Екатеринодарским еп. Евгением (Шерешиловым) во диакона и определен учителем одноклассной церковноприходской школы в ст-це Динской Екатеринодарского отдела Кубанской обл. В авг. 1893 г. рукоположен еп. Евгением во иерея, назначен заведующим одноклассной церковноприходской школой в с. Благодатном Ставропольского у. и губернии и законоучителем в ней. В февр. 1896 г. переведен по прошению в ст-цу Воронежскую Екатеринодарского отдела на должность заведующего и преподавал Закон Божий в 2-классном мужском и одноклассном женском уч-щах Мин-ва народного просвещения. 13 мая 1906 г. назначен настоятелем Андреевского храма ст-цы Новотитаровской Екатеринодарского отдела. С апр. 1913 г. был духовником клира 2-го округа. В авг. 1920 г., во время десанта на Кубань отряда войск ген. П. Н. Врангеля, М. был арестован советскими властями и содержался в качестве заложника. В ночь на 26 сент. 1921 г. был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и доставлен в ст-цу Брюховецкую, где полтора месяца содержался в концентрационном лагере. В окт. того же года приговорен Особым отделом 9-й армии к расстрелу. Исповедал приговоренных вместе с ним казаков. Перед расстрелом священника подвергли жестоким истязаниям. Был похоронен в общей могиле. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2003 г. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 209; Антоний (Синкевич), архиеп. Свидетельство об убиении сщмч. Михаила Лекторского//Православная Русь. Джорд., 1994. 16. С. 14.

http://pravenc.ru/text/2563520.html

Предисловие к «монашеским установлениям» Святитель Феолипт Филадельфийский (1250 – ок. 1326 гг.) – одна из самых ярких личностей в истории святоотеческого богословия и византийской церковной письменности 1 . Его можно считать первым представителем поздневизантийского исихазма и учителем святителя Григория Паламы . К сожалению, до недавнего времени творения этого выдающегося подвижника и духовного писателя были практически неизвестны. Лишь одно из них, в неполном и некорректном виде, было опубликовано в греческом «Добротолюбии», а затем вошло в церковнославянское и русское «Добротолюбие». Лишь в самом конце XX века были обнаружены большое количество сочинений Филадельфийского святителя, которые были изданы независимо друг от друга двумя учеными: канадским Р. Синкевичем и греческим И. К. Григоропулу. Вместе со своим бывшим студентом Александром (теперь – иереем) Пржегорлинским мы начали труд по переводу корпуса творений святителя, разделив их на две части, хотя окончательная редакция переводов и комментирование их пришлись на мою долю 2 . Ныне мы продолжаем эти переводы. А.И. Сидоров. I. О послушании предстоятельнице 3 (MD 8) 1 . Сестры и матери! Тот, кто желает построить себе дом, [прежде всего] призывает зодчего, излагает ему свое пожелание и определяет размеры посильных для него издержек; [затем] он поручает зодчему заготовку [необходимых] материалов, и тот принимается за строительство дома. 2 . Теперь посмотрим, что делает мастер, начиная это строительство. Конечно, прежде всех других работ он полагает основание, и основание крепкое, так что дом, во всем своем объеме, обретает прочность [и на долгое время] сохраняет свою незыблемость 4 . Пусть этот пример станет образцом для жития нашего. Вы знаете, что каждая из вас, начиная [со времени принятия] святого крещения, соделалась жилищем Христовым. Ибо, как говорит [Апостол], те, которые «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); и еще: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

В Санкт-Петербурге востановят храм Святого Апостола Матфия, прихожанкой которого была блаженная Ксения Санкт-Петербург, 8 мая 2008 г. Закладной Крест церкви Святого Апостола Матфия 7 мая в Матвеевском сквере, расположенном по адресу улица Большая Пушкарская д. 35, был отслужен молебен Великомученику Георгию Победоносцу на начало архитектурно-археологического вскрытия фундамента церкви Святого Апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы, сообщает " Русская линия " . После молебна верующие совершили крестный ход по всей территории разрушенного храма.  Ранее в тот же день в 12 часов дня представитель православной общины, ратующей за возрождение утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь), Владимир Синкевич и президент благотворительного фонда " Православие " Алексей Шкваров произвели из большой пушки Петропавловской крепости символический выстрел, приуроченный к началу раскопок.    Владимир Синкевич сообщил, что раскопки начнутся 12 мая: " Сначала территорию раскопок мы огородим забором, затем начнутся сами раскопки. Так получилось, что молебен на начало раскопок пришелся как раз между празднованием дня Великомученика Георгия Победоносца и Днем Победы. Это чудесное совпадение, мы не пытались приурочить наш молебен к какому-либо празднику. Но, видимо, Богу было угодно, чтобы наш молебен прошел вместе с этими праздниками. Я думаю, что это не случайное совпадение. Дело в том, что наш храм был переосвящен в честь Святого Апостола Матфия. Это освящение было посвящено годовщине взятия русскими войсками Нарвы 22 августа 1704 года; именно в этот день, как известно, Церковь чтит Святого Апостола Матфия. Поэтому наш храм – это храм воинской славы. В его освящении присутствовал Император Петр I, который принимал личное участие в Нарвской военной кампании " .    Восстановлением храма, по словам Синкевича, занимается Благотворительный фонд " Православие " . " Он осуществляет организационные и финансовые работы по восстановлению храма. Основная деятельность фонда направлена на восстановление утраченных храмов. Фонд уже построил пять храмов. Сейчас организации строит часовню в честь святого адмирала Феодора Ушакова, – сообщил он. 

http://pravoslavie.ru/26598.html

Кроме эпистолярного наследия, с именем Ирины-Евлогии Хумнены, связано и творческое наследие Феолипта Филадельфийского – так называемые монашеские рассуждения [Monastic Discoursc (далее MD. – Л.А.)], которые он адресовал как лично ей, так и послушникам монастыря ΦιλνθρωποςΣωτρ. Синкевичем изданы 23 таких рассуждения 18 , которые он делит на три группы: трактаты и духовные наставления (1–3, 6, 10, 12–17, 23), наставления в монашеском делании (7–9), гомилии (4–5, 11, 18–22) Нас особо интересуют те, которые адресованы лично Евлогии: это наставления 1, 3 и 23 (Ирине и некой Агафонике) 19 . Первое наставление Евлогии написано Феолиптом в ответ на ее просьбу вскоре после отправления первого письма (поздняя весна – лето 1307 г). Второе наставление ей (MD III) также датируется 1307 годом, а наставление ей и Агафонике – началом 1322 г. (Р. Синкевич считает, что оно было отправлено сразу после третьего письма наставника своей ученице) 20 . Таким образом, если расположить письма Феолипта к Евлогии в порядке их поступления, то получается следующая цепочка: письмо 1 – поздняя весна 1307 г., наставление 1 (MD I) – весна – лето 1307 г., наставление 2 (MD III) – вторая половина 1307 г., письмо 2 – канун Рождества 1321 г., письмо 3 – поздняя зима – ранняя весна 1322 г., одновременно с ним или чуть раньше – наставление 3 (MD 23), письмо 4 – апрель 1322 г., последнее письмо 5 – незадолго до смерти Феолипта в ноябре 1322. На основании этой датировки можно выделить два периода в эпистолярном общении Евлогии с наставником: ранний и поздний. На раннем этапе переписки Феолипт выступает в качестве наставника на путь истинной монашеской жизни, разъясняет, в чем смысл этого пути, дает советы, как вести себя, чтобы не свернуть с него, т. е. является настоящим учителем и руководителем вновь обращенной монахини. В начальных строках своего первого послания Феолипт сочувствует принцессе в связи со смертью ее земного супруга, сетует о ее мыслях о вечном одиночестве и о том, что она отныне «ходит по земле скорбящих» (ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

О духовной жизни Г. П. в период обучения известно немногое. Согласно Филофею, он общался с приезжавшими в Константинополь афонскими монахами, по совету которых «изменил свои прежние привычки», отказавшись от аристократического образа жизни и ревностно предавшись «воздержанию, посту и бодрствованию» (Encomium//PG. 151. Col. 561). Однако утверждение биографа о том, что в то время учителем и наставником Г. П. был Феолипт, митр. Филадельфийский, скорее всего является анахронизмом. Начало монашеской жизни . Филофей указывает на то, что Г. П. принял решение о постриге и отбытии на Афон, «уже выйдя из юношеского возраста» (Encomium//PG. 151. Col. 562), т. е. после 18 лет. Протопр. И . Мейендорф ( Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris , 1959 [далее —   Meyendorff. Introduction ]. P . 50) принимает уточнение автора Синаксаря во 2-ю Неделю Великого поста, согласно которому Г. П. тогда было «примерно 20 лет», следовательно, он окончательно решил покинуть мир ок. 1316 г . Чтобы разрешить трудности с наследством, он, как наследник всего имущества, побуждает членов семьи, а также «умных рабов своих» отречься от мира, в результате чего его мать Кали (в монашестве Каллони), сестры Епихарида и Феодотия, а также некоторые рабы поступают в константинопольские монастыри. Сам Г. П., несмотря на попытки Андроника II его удержать, с 2 младшими братьями Макарием и Феодосием отправляется на Афон . По пути им пришлось остановиться на неск. месяцев на горе Папикион, вблизи которой «издавна, во многих поколениях» жили богомилы. Согласно рассказу Филофея, Г. П. вступил с ними в спор о молитве и едва не был отравлен (Encomium// PG. 151. Col . 562–565 ). Прибыв на Афон, Г. П. поступил под начало прп. Никодима Ватопедского, чья келья была недалеко от Ватопедского монастыря. Г. П. провел под его руководством «в посте, бдении и в непрестанной молитве» 2 с лишним года и принял от него монашеский постриг . В это время умер его младший брат Феодосий. После смерти прп. Никодима (ок. 1319; исследователь Р. Синкевич утверждает, что Г. П. было примерно 18 лет, когда он покинул Константинополь, и соответственно датирует смерть прп. Никодима 1316) Г. П. переселился в Лавру св. Афанасия, где игумен назначил его певчим . В Лавре он оставался 3 года. Затем (ок. 1323) он удалился в пуст. Глоссия (о ее местопо ложении см .: Meyendorff. Introduction. P. 52. Not. 47), где поступил под начало некоего Григория Дримиса, «великого и знаменитого в то время подвижника».

http://patriarchia.ru/db/text/329454.htm...

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что религиозные взгляды отдельных западнорусских богословов имеют принципиальные отличия и нуждаются в дополнительном исследовании в контексте их влияния на богословскую мысль в Московском государстве. Обобщение всего западнорусского богословия, а также интерпретация его как монолитного не раскрывает всю сложность богословского дискурса XVII столетия. Проблема осмысления западнорусского богословия возникает и в результате неверной оценки противостояния двух богословских путей в Московском государстве: православного «западнорусского богословия» последователей митрополита Сильвестра (Косова) и пролатинского направления последователей богослова Симеона (Полоцкого). При этом нередко в современных исследованиях апологетов православной мысли XVII столетия ошибочно относят к сторонникам латинского богословия. Проблема обусловлена и отсутствием в современной историографии самого определения «западнорусское богословие». В дополнительном исследовании нуждаются и решения Московского Собора 1690 г., который подтвердил православное учение о времени преложения Святых Даров и одновременно обобщил и осудил труды западнорусских богословов (в свете низложения царевны Софьи и опалы ее окружения). Причина общего осуждения всех западнорусских и южнорусских богословских трудов остается неясной. К примеру, в богословском трактате митр. Сильвестра (Косова) «Дидаскалия» , как мы указали выше, излагается православное учение о времени преложения Святых Даров. Более того, именно иноком Евфимием Чудовским, основным обвинителем «хлебопоклонной ереси» латинствующих, было переписано 3-е издание митр. Сильвестра (Косова) 1653 г . «О Сакраментахъ или Тайнахъ в посполитости» . Вызывают вопросы и богословские положения, высказанные в современной польской историографии. В исследовании «Ostatni patriota Rzeczypospolitej na Kijowskim tronie» автор Наталья Синкевич позиционирует видного русского интеллектуала XVII века митр. Сильвестра (Косова) как католического богослова, «находящегося в заложниках радикальной московской партии» .

http://bogoslov.ru/article/6193601

Храм, в котором блаженная Ксения была прихожанкой (современный адрес того места, где стоял храм ап. Матфия, — Петроградская сторона, ул. Большая Пушкарская, д. 35, Матфиевский сад) и где молились супруги Петровы — Александр Федорович и Ксения Григорьевна — был ветхим и деревянным. Зимой в нём не топили, и выстоять долгую службу бывало порой просто мучительно. Однако супруги Петровы в церковь ходили часто. Историк Владимир Синкевич, автор книги «Новейшие исследования о житии св. блаж. Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия» (2009), считает, что благоверная Ксения Блаженная родилась в 1732 г., в год земного погребения Петра I, умершего в 1725 г. А деревянный храм «о трёх шпицах», во имя святых апостолов Петра и Павла, поставленный в Петропавловской крепости на Заячьем острове в 1703 г., по некоторым сведениям, по чертежам Петра I, был в 1719-м перенесен на Петербургскую сторону, где квартировал Белозерский пехотный полк, а 31 января 1720 г. переосвящен во имя святого апостола Матфия — в честь взятия русскими войсками Нарвы 9/22 августа 1704 г. (в день памяти апостола); в этот день Пётр Великий молился в этом храме о победоносном окончании войны со Швецией. А. Простев. Петербургская сторона. Вид на церковь Апостола Матфия. XVII в.      Виктория была дарована императору Петру через четыре года после поражения под Нарвой. В день празднования Преображения Господня, по записям самого Петра, в момент Литургии, русскому воинству была послана Божественная помощь: сам собой осел бастион «Виктория» Нарвской крепости, «тогда Бог сей благой случай дал, что августа в 6-ой день сей бастион Гонор так для причины худого основания с исходи рва розселся и так обвалился, что без употребления подкопщиков тем брешь в таком добром состоянии обретался». Окончательная победа свершилась через три дня, в день памяти ап. Матфия. Вокруг церкви, перенесённой на Петроградскую сторону, где были расквартированы полки и «где и место имеется свободное и сухое», образовалось воинское кладбище, там хоронили увечных и умерших от ран бойцов. Имеются сведения о том, что в 1738 — 1768 гг. кладбище было довольно обширным.

http://pravoslavie.ru/112063.html

Тем временем из России вернулся наш иподиакон Анатолий. Отец Аверкий, зная, что нам нужен постоянный священник и что из нашего иподиакона получится достойный пастырь, начал уговаривать его японскую супругу Эмико, чтобы она согласилась на рукоположение мужа. Отец Анатолий в то время был профессором в университете в Гонолулу, а после выхода на пенсию мог бы посвятить все свое время храму. Священник Анатолий Левин В 1984 году к нам приехал архиепископ Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич) и рассказал, что в Монреале начала мироточить Иверская икона Божией Матери, и привез нам ее копию. Владыка предложил посвятить наш приход Иверской Монреальской иконе Божией Матери. Так наша община стала первой в мире, которая была посвящена этому образу. С 1986 года у нас пять лет служил иеромонах Фома (Делано; бывший голливудский актер, принявший монашество в 1978 году), потом опять почти десять лет не было постоянного священника. Но мы постепенно строили наш приход. Иногда я грустил, звонил отцу Аверкию в Джорданвилль и почти кричал: «Ну почему мы просто не можем ходить в греческую церковь?» Но отец Аверкий сказал, чтобы мы продолжали молиться и что храмов должно быть больше, а не меньше; что Божия Матерь нам поможет. И вот Бог послал нам отца Анатолия. Тогда и началась у нас настоящая регулярная литургическая жизнь. На тот момент у нас было всего несколько семей, которые поддерживали приход: русские, украинцы, сербы, румыны, местные гавайцы. Служили мы тогда в переоборудованном под храм крошечном офисе (всего 18 квадратных метров!) Отец Анатолий старался так можно больше рассказывать о храме, и приход постепенно рос. Служили мы тогда в переоборудованном под храм крошечном офисе (всего 18 квадратных метров!). Но какая радостная была там атмосфера! Мне вспоминались слова владыки Иоанна (Максимовича). Когда у его общины в Шанхае отобрали собор, они вынуждены были служить в гараже, и многие плакали. И тогда святитель их утешал, что это место – больше любого собора, ведь здесь – Тело и Кровь Христовы. То же самое чувствовали и мы, когда служили в нашей маленькой комнатке. Спустя десять лет мы арендовали помещение побольше – в центре Гонолулу.

http://pravoslavie.ru/145807.html

На гравюре 1699 г., выполненной худож. Д. Синкевичем, изображен монастырский комплекс, состоящий из четырех церквей (Преображенской, Николаевской, Троицкой, Покровской), двух колоколен, здания келий и хозяйственных построек, огражденных с четырех сторон высокой каменной стеной с воротами и угловыми башнями. Главной была Преображенская трехсрубная, трехглавая церковь — характерный образец народной деревянной архитектуры галицкой школы, построенная в 1658 г. львовскими мастерами Андреем и Адамом. Стенопись для нее выполнил художник Н. Петрахнович. В 1775 г. перенесена в с. Добросин Нестеровского района, где простояла до 1876 г. Николаевская церковь, 1721-1737 гг. Расположена у восточной оборонной стены. Построена на месте разобранной деревянной Троицкой церкви. Отделочные работы продолжались до начала 1750-х годов. В 1779 г. реставрирована, для улучшения пропорций главы была понижена крыша, перестроены фронтоны на фасадах. В 1854 г. реставрирована. Каменная, двуглавая, крестовая в плане с укороченным трансептом. Притвор и трансепт — прямоугольные в плане, апснда — пятигранная, к ней с двух сторон примыкают помещения. Центральный объем завершен шлемовидной главой на восьмигранном барабане, глава — световым фонарем с маковкой. Аналогичным по форме куполом без барабана перекрыта апсидная часть. Боковые ветви и бабинец накрыты двускатными кровлями. Кровлю бабинца завершает ложный купол с ажурным фонарем. Северный и южный фронтоны декорированы тремя нишами. Углы здания оформлены спаренными пилястрами, главный вход акцентирован скромным порталом со скульптурным рельефом. Бабинец перекрыт коробовым сводом с распалубками, центральный и восточный объемы — сферическими куполами, приделы — цилиндрическими сводами. На стенах — фресковая роспись 1776 г. В оформлении интерьера принимали участие художники Е. Белявский, П. Витаницкий, В. Петранович, скульпторы М. Полеевский, И. Щуровский. Колокольня, XVII-XVIII вв. Замыкает северовосточный угол оборонной стены монастыря. Здание коридорной системы с крестовыми и цилиндрическими сводами на первом этаже. В результате перестроек и реставраций памятник утратил первоначальный вид. Стены с воротами и башнями XVII—XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=20927

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010