Прежде всего это творение, будучи впервые издано в греческом «Добротолюбии», а затем перепечатанное в «Патрологии» Миня, стало одним из наиболее доступных и известных сочинений святителя (тогда как многие другие его творения оставались долгое время еще не опубликованными). Произведение написано в жанре «глав», который уже имел богатую традицию в христианской письменности: первым его активно использовал (по сути дела, создал) Евагрий Понтийский, большинство сочинений которого написано именно в этом жанре; затем в рамках такого жанра писали некоторые свои творения преп. Марк Подвижник, блаж. Диадох Фотикийский, преп. Максим Исповедник, преп. Симеон Новый Богослов и другие отцы Церкви  . Примечательно, что в данном жанре, часто обретающем форму «сотниц», создавались преимущественно сочинения духовно–нравственного и аскетического содержания, тогда как свт. Григорий Палама употребил его для написания догматико–полемического творения. Достоинства указанного жанра, т. е. возможность гибко и в концентрированном виде излагать мысли, искусно используются святителем. Долгое время предполагалось, что «Главы» являются одним из самых поздних творений Паламы и написаны им под конец жизни (умер святитель в 1359 г.)  , однако отец Иоанн Мейендорф пришел к выводу, что «Главы» написаны в период 1344–1347 гг.  Эту датировку откорректировал Р. Синкевич, выпустивший в свет критическое издание «Глав»: он предполагает, что произведение создано свт. Григорием Паламой в 1349–1350 гг.  . Той же даты придерживается и П. К. Христу, известный греческий патролог и издатель Паламы  , а поэтому ее можно считать наиболее вероятной. Что касается содержания, то общепризнано, что в «Главах» свт. Григорий достаточно систематично излагает самую суть своих богословских воззрений  . И действительно, здесь в сжатой и насыщенной форме представлены сущностные черты учения о Святой Троице (в том числе, о различии сущности и «энергий» в Боге), сотериологии, учения о человеке и космологии Паламы. В целом можно сказать, что «Главы» являются одним из самых зрелых творений свт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

 См.: Dionysius Areopagima . De divinis nominibus 4, 9//PG. 3. Col. 705АВ.  Как замечает Синкевич ( Sinkewicz R. The Concept of Spiritual Perception in Gregory Palamas. С. 382), схолия 7 к De divinis nominibus 7, 1 (PG. 4. Col. 344A), которую фон Х.У. фон Бальтазар считает принадлежащей прп. Максиму (см.: Balthasar H.-U., von. Kosmische Liturgie: Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Einsiedeln, 21961. S. 660), развивает мысль Ареопагита; в ней утверждается, что тот, говоря о единстве, «имеет в виду то единство ума, с помощью которого он устремляется к находящемуся выше его, т. е. предаётся созерцанию относящегося к Богу путём полного отказа от воспринимаемого чувствами и мыслимого, а также и от свойственного ему движения, чтобы таким образом воспринять затем луч божественного знания» ( Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. С. 451).   Maximus Confessor . Quaestiones et dubia 39//CCSG. 10. P. 30–31.  Т. е. букву, означающую единицу.  Быт. 17, 5. Ср. «Эннеады» Плотина: «бегство единого к единому» ( Plotinus. Enneades 9, 6, 9. Рус. пер.: Плотин . Трактаты 111/ред. греч. текста, пер., вс. ст., прим. Ю.А. Шичалина. М., 2007 . С. 309). Ср. также схолию 24 к De divinis nominibus 4, 4 в «Ареопагитиках» об антропологическом и экклесиологическом измерении единства: «Через восхождение к простоте они оказываются благодаря воскресению равными ангелам и имеют уже не душевное тело, но духовное (1 Кор. 15, 44), так как благодаря излиянию Духа освобождаются от разнообразных помыслов и чувств и тем самым собираются в единицу (νδα), будучи ведмы в единство простоты. Ведь у уверовавших одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32)» ( Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. С. 217). Таким образом, подчёркивается единство всех, имеющих единство и единотворимых Единицей. Эта тема развивается в схолии 28 к De divinis nominibus 1, 4 и схолии 40 к De divinis nominibus 1, 4, где, в частности, говорится, что единовидно едиными мы становимся, «освобождаясь от свойственных нам противоположностей, т. е. мирских чувств и пожеланий» (Там же. С. 225). Мысль прп. Максима и мысль схолиаста (если это не одно и то же лицо), судя по всему, совпадает.

http://bogoslov.ru/article/6172008

Конечно, это забавная деталь, но все же в ней не стоит усматривать какой-то особый смысл. Например, архиепископ Лос-Анджелесский и Южной-Калифорнийский Антоний (Синкевич), который всегда выступал против Московской Патрирахии, утверждал, что на Пасху облачение должно быть не только белым, но и красным. Моя супруга сшила ему такие белые одежды с абсолютно красными галунами. Кстати, в свое время у нас ходила шутка, что те, кто выступает против Советского Союза, не должны есть борщ, поскольку тот красный. Но были люди, которые воспринимали подобные вещи на полном серьезе. Лет 40 назад и я стал свидетелем такой сцены у нас на приходе. Одна состоятельная женщина вызвалась украсить церковь цветами на Рождество и провела там перед службой несколько часов. Иконы были украшены цветами и большими красными бантами. Старшая сестра сестричества, увидев эти банты, просто взвинтилась и начала их срывать. Она говорила: «Как это можно? Мы что, стали коммунистами?» Правда, с тех пор у нас подобных историй больше не возникало: после кончины этой старшей сестры мы уже много лет подряд украшаем храм красными бантами и на Рождество, и на Пасху. Но это не имело и не имеет никакого отношения ни к чему, кроме цветов. Зато приключилась еще одна забавная, но поучительная история. Перед воссоединением мы в Зарубежной Церкви устраивали по приходам собрания, чтобы объяснить людям, что происходит. Я тоже провел у себя такую встречу, рассказал, что пришло время для воссоединения, что уже с 1988 года в России произошел сдвиг в сторону свободы Церкви. Один прихожанин мне сказал: «Отец Стефан, я хочу вас предупредить: вы доиграетесь с этими московскими попами. Вас сошлют в Сибирь, а наш храм заберет Московская Патриархия». «Вас сошлют в Сибирь, а наш храм заберет Московская Патриархия» В ответ я пошутил: «Сибирь – тоже русская земля». Все засмеялись, а этот человек фыркнул и замолчал. Но после воссоединения первый церковный праздник пришелся на день Николая Чудотворца, и получилось так, что в Свято-Николаевском соборе в Сан-Франциско, который принадлежит Московской Патриархии, не оказалось батюшки. Ему зачем-то нужно было возвратиться в Россию, и меня направили вместо него служить праздничную литургию. Так что на самом деле все получилось с точностью до наоборот: не меня вышвырнули из моего храма, а я занял место священника РПЦ. Кстати, и в Сибири я тоже бывал.

http://pravoslavie.ru/146153.html

26 Подобное обозначение Бога (ππτην) встречается уже у одного из апостольских мужей – у св. Климента Римского , где Бог называется «Созерцателем (Надзирателем) дел человеческих» (Die apostolischen Väter/Hrsg. von J. A. Fischer. München, 1956. S. 100). 27 Далее мы нарушаем порядок глав в издании И. Григорополуса, поскольку данная глава (и последующие) у него слишком пространны. В издании же Р. Синкевича дается слишком дробный порядок глав. 30 У преп. Нила в качестве таковых главнейших добродетелей (ρετα γενικτατοι) называются мудрость (φρνησιν), мужество (νδρεα), целомудрие (σωφροσνη) и правда (справедливость – δικαιοσνη). См.: PG. Т. 79. Col.164. Впрочем, такими добродетелями могут быть и известные – вера, надежда и любовь. 32 Последнее слово цитаты («ужасохся» – εξστην) подразумевает в данном контексте состояние «исхождения из себя» или «экстаза» («экстасиса»). 33 Р. Синкевич переводит выражение τν συμβολν του μφυλου πολμου της ψυχης как «столкновение гражданской войны в душе». Речь идет о внутренней брани внутри человека, столь характерной и обычной для всего его бытия после грехопадения. Об этой брани прекрасно высказался святой апостол Павел: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю ( Рим. 7, 15 ). Ср. изъяснение свт. Феофана: «Как в какой-либо семье глава семейства держит намерение, по его убеждению, полезное, но когда надо действовать, собираются семьяне и уговаривают его делать противное тому, он соглашается и делает. После хоть и видит, что не следовало соглашаться, но уже сделанного не переделаешь. Это, однако же, не исправляет его; но когда приходится действовать в том же смысле, семьяне опять его сбивают сделать по-ихнему. Так и всегда делает он не еже хощет. То же самое происходит и внутри нас. Всякий желает доброго и ненавидит злое; но приходит сласть самоугодия, отуманивает очи ума, извращает расположение сердца – и желаемое доброе не желается, а ненавидимое злое является привлекательным, отчего не то творится, а это содевается» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М., 1996. С. 427).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

П., обвиняя их в слежке за оппозиционерами и преследовании их, неблагочестивости, отлучении детей от их родителей под предлогом аскезы (обвинение против проповеднической деятельности Исидора в Фессалонике еще в бытность его мирянином), « иконоборчестве», отказе от священных предметов. В этом документе также осуждались воззрения и Г. П. и Варлаама с Акиндином (без указания имен) относительно различия божественной сущности и энергий и попытки ввести лжеучение о множестве богов (PG. 150. Col. 877–885). В авг. 1347 г ., после безуспешных попыток Исидора привести оппозиционных епископов к повиновению, они были формально низложены патриархом и его синодом (синодальный томос был подписан также Иерусалимским патриархом Лазарем), но не лишены сана: исполнение решения синода было отложено в надежде на их покаяние. Интеллектуальным лидером оппозиционеров был Никифор Григора, объявивший себя противником Г. П. еще в 1346 г . в ответ на обращение имп. Анны (Niceph. Greg. Hist. 15. 7), но державшийся в стороне от полемики между Акиндином и Г. П. Зимой 1348 г . Григора публично полемизировал с Г. П. в присутствии императора (Niceph. Greg. Hist. 5), а в 1350 г . опубликовал свои «Первые антирритики» против святителя — «одно из самых значительных опровержений паламитского богословия за время жизни Паламы», по выражению Р. Синкевича. Г. П. в 1349–1350 гг., после первых диспутов с Григорой, написал «150 глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и аскетическим, предназначенным к очищению от варлаамитской пагубы» . В 1351 г . была осознана необходимость нового Собора, и 27 мая он был созван под председательством император а Иоанна VI Кантакузина во Влахернском дворце. В мае—июне состоялись 4 заседания, на к-рых антипаламиты поначалу выступали в роли обвинителей. Они продолжали полемику, содержащуюся в антипаламитском томосе 1347 г ., о богословской терминологии Г. П., о прибавлении к исповеданию веры при епископской хиротонии, содержавшем элементы богословия свт. Григория (Niceph. Greg. Hist. 20. 1, 6). На 2-м заседании, в ходе к-рого антипаламиты нападали на Г. П. по поводу терминологии, утверждая, что слова theos (Бог) и theotes (Божество) должны относиться только к сущности Божией, но не к энергии (Niceph. Greg. Hist. 20. 6), было зачитано и снискало всеобщее одобрение «Исповедание веры» святителя (ΓΠΣ. T. 2. S. 494–499). Решающим оказалось 4-е заседание, на к-ром были зачитаны томос 1341 г . и отрывки из сочинений св. отцов. Г. П. доказал, что писания его противников не согласуются с прочитанным томосом, после чего обвинители оказались в роли обвиняемых. Состоялось чтение Деяний VI Вселенского Собора и августовского томоса 1347 г . Затем все присутствующие исповедали единство Божества и различие между сущностью и нетварными энергиями Божиими. Нераскаявшиеся епископы, в т. ч. Иосиф Ганский и Матфей Эфесский, были низложены и изгнаны с Собора (PG. 151. Col. 726–731).

http://patriarchia.ru/db/text/329454.htm...

— И эта его любовь к России необыкновенная… — Вы знаете, он так верил в Россию, он так любил Россию! У него одна мечта была после перестройки— служить России. Он уже отказался от своей должности ректора семинарии и думал, что теперь совершенно свободен, сможет ездить в Россию, чтобы делиться своим знанием или просто служить Русской Церкви. Это было его последнее желание в жизни. — На примере тех прекрасных русских людей, которых Вы встречали на своем пути, что такое русское Православие? — Это смирение. Я думаю, только смирение. Беседовала Александра Никифорова Журнал «Православие и современность» (36), 2011 г. Елизавета Павловна Озолина (урожденная Калюжная) — иконописец, реставратор, монументалист. Родилась в 1939 г. в Иерусалиме. В 11-летнем возрасте начала обучаться иконописи у княжны Е.Д. Голицыной в Вифанской школе при русском Гефсиманском монастыре. В 1959 г. создала свой первый иконостас в Акабе в Иордании. После кончины княжны Голицыной в 1965 г. переехала в Париж и работала под руководством Л.А. Успенского. С 1968 г. вместе с супругом-священником Николаем Озолиным жила в Гааге, где тот служил в русском православном приходе Марии Магдалины. Работала над иконостасом для храма в Бристоле (Англия). По возвращении в Париж по приглашению мэрии преподавала иконопись на муниципальных курсах ADAC. В 1980 г. реставрировала росписи храма Успения в Сент-Женевьев-де-Буа. С 1984 по 1989 г. выполняла роспись храма Трех Святителей в Свято-Владимирской Богословской семинарии в Крествуде (Нью-Йорк). С 2002 г. Е.П. Озолина — профессор иконописания Православного Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. Ее иконы находятся в храмах и частных собраниях во Франции, Голландии, Бельгии, США, России.   Антоний (Синкевич; 1903–1996), архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский (РПЦЗ). С 1933 г. служил в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1937 г. — начальник миссии. Игумения Мария (Робинсон; 1896–1969), основательница и настоятельница Русской женской обители в Гефсимании-Вифании.

http://pravmir.ru/vospitana-gefsimaniej/

Помещение капеллы было огромное, неуютное. Иконостаса не было. Для каждой службы надлежало церковь устраивать заново, а потом иконы и церковную утварь прятать в чуланчик под лестницей. О.Троицкий ничего не сделал, чтобы найти какой–нибудь исход из печального положения. У него обострились отношения с Приходским советом, начались дрязги, и я после Епархиального съезда решил отправить его в «Русский дом» в Sainte–Genevieve а на его место в Льеж поставил священника Сергия Синкевича. О.Синкевич окончил Одесскую семинарию, а потом был домашним учителем у помещика Сухомлинова. Так до старости он и прожил. В эмиграции ему захотелось вернуться на путь священства. Но дух пастырства из него уже выдохся; он утратил привычки, связанные со священством, как говорится, «не умел больше ступить», во всем сказывался мирской человек, чиновник, любивший светский образ жизни, — например, устроить чай, даже с картами, а приход был «между прочим». Церковная жизнь увядала. Ссоры в Приходском совете, дрязги, сплетни, затхлый дух… Службы в капелле отправлялись кое–как. Приход разваливался… В 1931 году я заменил о.Синкевича молодым священником Валентом Роменским, окончившим Богословский Институт. Он женат на швейцарке из семьи протестантских миссионеров, подвизавшихся в Африке, она приняла православие. Благочестивая, прекрасная женщина. О.Валент отдал приходу всю свою молодую энергию. Человек умный, толковый, пламенный и предприимчивый, в семейной жизни обремененный тяжкими заботами, он ринулся самоотверженно в приходскую работу. Приход стал неузнаваем. О.Роменский не мог примириться со временным церковным помещением, с невозможностью совершать великопостные и праздничные службы и начал искать выхода из создавшегося положения. Он объединил прихожан, вокруг него они сдружились, общими усилиями достали у города помещение — запасные комнаты какого–то городского музея, — и через полтора года Льежский приход уже имел чудную церковку в два света, со стильным иконостасом (XVII в.), исполненным Обществом «Икона» по заказу какого–то анонимного жертвователя. Я приезжал па освящение. Церковь — имени святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского. Она одна из лучших в эмиграции. А десять лет не могла русская колония своей церковноприходской жизни наладить! О.Роменский оживил и воскресил приход. Он издает приходский листок — скромный ежемесячник, печатаемый на ротаторе, в котором находит отражение все, что прихожан волнует или интересует. Он организовал сестричество, отзываясь на сознанную некоторыми прихожанками потребность религиозного объединения. Устав, присланный мне на утверждение, я одобрил; составлен он умно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

При «двадцатке» существует центр по сбору документов и свидетельств о жизни Ксении Петербургской. Владимир Синкевич со своими приятелями ведет вполне научный поиск. Беда лишь в том, что теперь работа в архивах связана с изрядными денежными расходами. А денег у боголюбивых чудаков, как известно, немного. И все же им удалось узнать немало нового. Узнали они о том, что раба Божия Петрова — так звали блаженную Ксению — была прихожанкой церкви Апостола Матфея. Именно поэтому соединились прихожане двух несуществующих храмов для великого дела храмостроительства, проповеди слова Божьего и прославления святых, подвигших их на это делание. Уже готов сборник документов о Ксении Петербургской и о храме Апостола Матфея с комментариями. Я с большим нетерпением дожидался возможности ознакомиться с электронным вариантом этого сборника, поскольку для меня воцерковление было связано со знакомством с петербургскими святыми, и в первую очередь с блаженной Ксенией. Мой приятель несколько раз брал меня с собой на ночные бдения около ее часовни. Часовня тогда была огорожена высоким забором, а по кладбищу рыскали милиционеры и всех почитателей блаженной попросту арестовывали. Однажды ночью мы пропели акафист на изрядном морозе. Видно, из-за мороза никто нам не помешал. Мой приятель приходил к часовне в любую погоду еженощно. Жил он в Купчино, и до Смоленского кладбища было около восемнадцати километров. Туда и обратно он ходил пешком более трех лет и вымолил, по тогдашним, далеким до перестройки брежневским временам, немыслимое. Ему удалось зарегистрировать брак с любимой девушкой — гражданкой Франции — и уехать с ней во Францию, где он вскоре стал священником. Мне, тогдашнему неофиту, было странно видеть интеллигентного человека, беседовавшего на кладбище, как с живой, с похороненной двести лет назад женщиной. Тогда еще Ксения не была прославлена в России. Акафисты и иконки с ее изображением привозили «зарубежники». Я не знаю православного дома, в котором бы не было в начале восьмидесятых годов ее иконы. Тогда я относился к блаженной Ксении больше как к литературному персонажу.

http://azbyka.ru/fiction/vedro-nezabudok...

Архивные документы хранят показания городовых, которые свидетельствуют о том, что «Андрей Федорович выходила в поле молиться Богу, утверждая, что присутствие Божие в чистом поле явственнее, и молилась по нескольку часов, кланяясь в землю на все четыре стороны». В результате многолетнего за ней наблюдения было установлено еще одно очень любопытное обстоятельство — она «очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова». Это объясняет в некоторой степени то, что в ее житии отмечено всего лишь несколько эпизодов и всего-навсего двенадцать кратких пророческих фраз. Из них пять вошли в «Житие святой блаженной Ксении», остальные считаются апокрифическими. Современники свидетельствуют о том, что блаженная Ксения говорила крайне редко короткими малопонятными фразами. В основном она хранила молчание. Но благодатное воздействие на людей происходило и при полном ее молчании. Я спросил Владимира Антоновича, почему он занялся этими поисками. Так ли важно знать, какой священник отпевал блаженную и почему отпели ее в Матфеевском храме, а похоронили на Смоленском кладбище? И на что повлияют собранные им факты? Ведь святая уже прославлена. Владимир Синкевич ответил мне словами Феофана Затворника , утверждавшего, что для верующего, почитающего какого-нибудь святого, необходимо знать как можно больше о его жизни. Подражание святому и знание его земных подвигов есть свидетельство нашей любви к нему. Рождественская история Мой друг Николай заболел. Чем заболел — никто из врачей не мог определить. Каждый день высокая температура, отеки ног, странные блуждающие по всему телу боли — то суставы ломит, то грудь, то вообще все заболит, да так, что ни рукой, ни ногой не пошевелить. Положили его в больницу. Перво-наперво кровь проверили. Нашли, что кровь плохая, что идет воспалительный процесс (это и так очевидно), но в чем причина, сказать не смогли. Перевели его в другую больницу. Там ему томограммы да узи всякие сделали. И опять ни диагноза, ни внятной стратегии лечения. Отправили его на сей раз не в больницу, а в научный институт к великим специалистам. Стали его каждый день антибиотиками потчевать. У Николая разболелась печень, и ходить он стал с большим трудом. Здесь обнаружили у него непорядки с позвоночником и приказали лежать на спине не вставая.

http://azbyka.ru/fiction/vedro-nezabudok...

Следующее духовно связанное с отпеванием событие смогло состояться только в октябре 1981 года. Тогда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей принял историческое и долгожданное решение о Соборном прославлении Новомучеников и Исповедников Российских, включая убиенных Государя Императора Николая Александровича и членов Его Августейшей Семьи. Митрополит Филарет (Вознесенский), середина 1960-х годов. Само прославление началось вечером в субботу 31 октября с совершения последней панихиды по убиенным, а затем торжественного всенощного бдения в Знаменском Синодальном соборе в Нью-Йорке. По свидетельству очевидцев, вечернее богослужение продолжалось пять часов. Утром 1 ноября была совершена Божественная литургия и крестный ход. Богослужения совершал собор 15 архипастырей во главе с митрополитом Филаретом, в сослужении многочисленного духовенства. Прилетевший из Мадрида Глава Российского Императорского Дома Великий князь Владимир Кириллович молился за всеми богослужениями, причем на кадрах хроники видно, что Его Императорское Высочество как Глава Дома подходит к помазанию елеем впереди других представителей рода Романовых, старших его по возрасту. Митрополит Филарет приветствует Великого Князя Владимира Кирилловича по царскому чину. Нью-Йорк, Знаменский Синодальный собор, 2 января 1968 года. Помимо общецерковных мероприятий, иерархи Русской Зарубежной Церкви своими молитвами благословляли важнейшие моменты династической жизни Августейшей Семьи. Так, в августе 1970 года архиепископ Никон специально прилетал в Сен-Бриак, чтобы благословить Великую княжну Марию Владимировну в связи с достижением Ее Высочеством династического совершеннолетия. 22 сентября 1976 года архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский Антоний (Синкевич) совершил в Мадриде венчание Великой княжны Марии Владимировны с Великим князем Михаилом Павловичем (до присоединения к Православной Церкви – принцем Францем-Вильгельмом Прусским). Во время венчания в храме находилась Курская Коренная икона Божией Матери, по благословению Первоиерарха РПЦЗ привезенная протоиереем Борисом Крицким из Нью-Йорка. Тот же владыка Антоний в 1981-м году крестил сына Великой княгини Марии Владимировны – Великого князя Георгия Михайловича. Таинство было совершено перед вновь доставленной в Мадрид иконой Божией Матери «Курская Коренная».

http://pravoslavie.ru/115996.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010